иверский монастырь в абхазии
Святая обитель в Новом Афоне: зарождение монастыря
Анакопия, объединившая разрозненные абхазские племена и бывшая некогда столицей Абхазского царства, в период турецкого владычества стала местом заброшенным и опустошенным. На возвышенностях располагался турецкий гарнизон, а город представлял из себя заросшие лесом развалины.
Sputnik, Арифа Капба
Швейцарский путешественник, побывавший в этих краях в начале XIX века, Фредерик Дюбуа де Монпере так описывает Анакопию и места возле реки Псырцха, немного искажая название последней: «На вершине покрытого прекрасными деревьями холма, который вздымается в виде усеченного конуса у левого угла устья Псирсты, торчит старая круглая башня, окруженная полуразрушенными строениями, нельзя проследить взглядом скрытую под листвой стену, соединяющую эту башню с другой, белой башней на половине склона, но, начиная отсюда, можно хорошо различить остатки стены, которая, опускаясь до самого берега, закрывала в былые времена проход по берегу. Это руины Анакопии или Никофии древних карт».
Политика и религия
Все начало меняться с момента присоединения Абхазии к России в 1810 году, хотя еще долго эта земля была местом столкновения интересов царской России и Османской империи.
Огромную роль в этом противостоянии сыграл религиозный вопрос. В царской России отчетливо понимали, что, несмотря на двухвековое присутствие на этой земле турков и ислама, мусульманство приживалось здесь не очень прочно, к XIX веку число принявших ислам местных жителей было не так уж и велико.
Вот, что пишет об этом историк Вианор Пачулия: «Турки в XVI—XVIII веках навязали абхазскому населению свою религию — ислам суннитского толка. Однако эта религия не получила в Абхазии широкого распространения. Неслучайно поэтому абхазцы выплачивали Турции «харадж» — подушный налог, которым облагались немусульмане». И тогда Россия решила закрепить тут православное христианство, тем более что христианские традиции в этих краях имелись с самых давних, еще апостольских времен. Видимо, так и родилась идея о создании большого монастыря – крупного центра христианства.
Апостольская земля
Дело возведения и создания монастыря на абхазской земле было поручено афонским монахам. Они обратились с просьбой к послу России при Оттоманской Порте генерал-адъютанту графу Игнатьеву, чтобы он поставил вопрос перед Кавказской администрацией о предоставлении им хорошего места в достаточном количестве в Закавказье для устройства там мужской обители.
В сентябре 1875 года сюда впервые для выбора предложенных земель прибыли монахи из Афона. Больше всего им приглянулась Анакопия.
Но разразившаяся в 1877 году русско-турецкая война прервала строительные работы, и монахи покинули Новый Афон, но ненадолго, они вернулись уже в 1879 году и стали работать с еще большим энтузиазмом.
Иверская гора
«Устав Новоафонского монастыря» давал Новоафонскому монастырю широкие права не только в миссионерской, но и в хозяйственной деятельности. За ним закреплялось 525 десятин лучшей пахотной земли, принадлежавшей ранее крестьянам сел Анухва и Псырцха. Всего монастырю на первых порах было отведено 1300 десятин земли», — пишет историк Вианор Пачулия.
Помимо строительства монастыря, иноки с Афона построили две часовни у старого храма на вершине Анакопийской горы. В одну из них они поместили копию нерукотворной иконы «Иверской богоматери», привезенную, по мнению историка Георгия Амичба, из грузинского монастыря «Ивирон» на Старом Афоне. Именно с тех пор гору стали называть Иверской.
Визит царя Александра III в Новый Афон
Особенным событием тех времен стало посещение в 1888 году монастыря российским монархом Александром III. В этой поездке отца сопровождал и будущий император, последний российский царь Николай II, тогда ему было двадцать лет. Место, куда ступили с моря на землю монаршие особы в Афоне, и сейчас можно точно указать, ведь в честь этого события там была возведена небольшая, но очень красивая часовенка, она сохранились в отличном состоянии и по сей день.
Самостоятельно в Новый Афон, на Иверскую гору и станции Псырцха
В ходе подготовки к поездке местные жители советовали мне посетить Новоафонскую пещеру и другие достопримечательности как можно раньше утром. Тогда, по их заверениям, мы с сынишкой избежим многочасового стояния в очереди за билетом на вход в пещеру. В основном именно экскурсионные группы «забирают» большую часть билетов. Вот почему, нужно взять билеты на первые 2 спуска. Первый производят в 8 утра.
В общем, получилось так, что выезжать из отеля нам пришлось ранним утром. После 3-ей попытки сын, наконец, проснулся и с горем пополам позавтракал. В меня же кроме чашки кофе не влезло ничего.
Собираясь с сыном на самостоятельную экскурсию в этот уютный городок, мы обязательно планировали посетить Анакопию. «Почему», – спросите вы? Просто хотелось, прикоснуться к истории.
Самостоятельно по Абхазии
Отдых с ребенком в Абхазии — отзыв о нашей поездке
Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь и храм Святого апостола Симона Кананита
К Апсарской горе, которая, впрочем, именуется Иверской, мы довольно быстро доехали на попутной машине. Прежде чем попасть в крепость, защищавшую византийцев от воинственных арабов, расположенную на самой вершине, мы попали в Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь, построенный русскими монахами из Греции. Строили его аж 12 лет. Это был упорный тяжелый труд, так как перед началом строительных работ нужно было расчистить площадки в горах.
Пантелеймоновский собор, находящийся на территории, украшен изысканными фресками и иконами, а также пятью куполами, чья высота достигает 40 метров. Интересно, что в храмах Абхазии не делают бизнеса на свечах. Стоят они недорого, а изготавливаются из медовых сот, ах, как же восхитительно они пахнут медом.
Не меньше меня поразил удивительной красоты храм Святого апостола Симона Кананита. По легенде он построен прямо на месте убийства апостола. Фотографировать здесь, к моему огорчению, было нельзя. Зато множество снимков мы сделали в пещере, расположенной неподалеку, именно здесь молился и жил апостол.
Новоафонская пещера
Кассы, где продают билеты, расположены в фойе. Отделка кассового зала (зала прибытия) впечатляет. Из сувенирных лавок хотелось увезти на память ножи, статуэтки, украшения! Но, увы, цены там немного выходят за грани разумного…
Поезд в пещеры Абхазия
Поезд в пещеры Абхазия
Спуститься вниз можно на специальном поезде, отправляется он с платформы мини-метро. Прямо на входе, кстати, мы и оплатили фото/видеосъемку. Недалеко от входа в пещеру можно увидеть камни с «красными пятнами крови апостола». Внутри довольно тепло – около +11 °C, множество красных геликтитов, растущих на потолке, разбавляют темноту. Некоторые залы богаты озерами и водопадами. В пещере 9 залов, но посещают обычно 6.
Хочется сказать пару слов родителям, которые берут с собой в пещеру маленьких детишек. Глаз да глаз! Я теряла своего раза три, потому что сын настолько увлекался подземной красотой, что убегал от меня на пару метров. В последние минуты нашего пребывания под землей ходили мы с ним исключительно держась за руки, чего и вам советую!
После экскурсии в пещеру я сделала пару наблюдений. Во-первых, здесь много грибка и плесени. А ведь это свидетельствует о том, что пещерная экология находится в ужасном состоянии. Второе наблюдение потрясло меня еще больше. Речь идет о «культурных» посетителях, которые считают своим долгом оторвать часть сталактита или сталагмита себе на память. А вы знаете, что проходит 100 лет, прежде чем сталагмит или сталактит увеличивается всего лишь на 1мм?!
Иверская гора, Анакопийская крепость
Минуя монастырь и пещеру, мы, наконец, поднялись на Иверскую гору. Согласно старинному преданию, именно тут в давние времена находилась нерукотворная икона Божьей матери, которая спасла владык Абхазии от арабских воинов.
Перед тем, как подняться к Анакопийской крепости, обязательно запаситесь бутылочкой с водичкой. К слову сказать, на высоту 340 метров над уровнем моря я залезла не так легко. Опять же вспомнился мой не совсем здоровый образ жизни.
Впрочем, осмотревшись по сторонам, усталость куда-то улетучилась, потому, как вокруг открылся просто умопомрачительный вид на море и холмы. Отдышавшись, напившись воды, и нафотографировавшись, мы пошли к древним стенам Анакопийской крепости. Несколько оборонительных линий наряду с внешней линией обороны занимали около 65 000 кв. метров площади. Стены первой линии достигали в ширину 1 метра. Впечатляет, не правда ли?!
Пока я наслаждалась ее величием, сынишка побежал смотреть на неиссякаемый колодец, сооруженный строителями Анакопии, выдолбленный в скале. Если в древности его питала дождевая вода, то сейчас это конденсат на холодных стенах цистерны. Вот здесь нам и пригодилась припасенная бутылочка, ее мы наполнили прохладной водой, ведь впереди еще был неблизкий обратный путь.
Побывали мы, кстати, и в Приморском парке с системой прудов, питаемых водами реки Псырцхи (знаменитое озеро с лебедями), прошлись по знаменитой Тропе грешников. Считается, что человек, прошедшей по ней, освобождается от всех грехов. Что же, будем верить в то, что отныне я безгрешная.
Водопад
Недалеко от станции Псырцха, самой красивой ж/д станции во всем СССР, находится рукотворный водопад, ниспадающий вниз – это настоящее произведение искусства, завладевшее вниманием моего ребенка на целых 20 минут. Учитывая то, что более 5 минут его ничего не впечатляет, я могу со всей уверенностью говорить о том, что зрелище это и впрямь потрясает воображение. Уходить отсюда нам не хотелось, даже, несмотря на то, что солнышко делало свое дело, и было просто невыносимо жарко. Забыла сказать, что эти водопады служили монахам своего рода холодильниками. За водопадом они располагали специальные камеры.
Что впечатлило меня больше всего на этой экскурсии? Пожалуй, это природа. Можно бесконечно долго говорить о великолепии древнейших построек, но по мне ничто не затмит местные красоты, созданные природой. Кусты кипариса и эвкалипта, пальмы, магнолии, гранаты, мандарины, лимоны – многокилометровые зеленые аллеи тянутся по всему Новому Афону.
Если вы соберетесь на экскурсию в Новый Афон, то учтите, что тут много христиан и паломников. Не рекомендую вам носить здесь слишком открытую пляжную одежду, так как это не совсем уместно и будет притягивать множество неодобрительных взглядов. А оно вам надо?!
На данную экскурсию вполне можно отправиться с автобусным туром, собственно говоря, следующую поездку мы таким образом и совершили.
Иверский монастырь (Афон)
И́верский монасты́рь или Ивиро́н — православный (ныне греческий) монастырь на Святой Горе, занимающий в святогорской иерархии 3-е место. Иверский монастырь (греч. Μονή Ιβήρων, груз. ივერთა მონასტერი) находится на северо-востоке полуострова; основан в 980—983 гг. грузинами.
Содержание
История [ править ]
Ивирон – греческое название Древней Грузии, Иберия (рус. Иверия). Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками [преподобного Афанасия преподобного Афанасия] и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия.
Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.
Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.
Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента.
Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.
Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалёку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.
Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала:
Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею. Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют.
Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть «Вратарница».
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нём и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая в Московском Кремле. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезённого насельниками Иверской обители в Москву.
Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие её чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами.
Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм, до которого вы сможете дойти минут за 10–15.
Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания её обители.
Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник в виде лимонного дерева весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования – 30 апреля 1818 года.
С Ивироном тесно связана судьба священномученика патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте келии, где он подвизался шестнадцать лет, возведён параклис в его честь.
По преданию, перед концом света и Афон погрузится в пучину страстей. И тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона. Ныне чудотворная икона пребывает в специальном параклисе Панагии-Портаитиссы, расположенном по левую руку от входа в святую обитель. Он был построен в XVII века, а к 1774 году относятся знаменитые росписи в его нартексе. На них, в частности, изображены: Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид, Плутарх, Александр Македонский. Пред иконостасом, работы 1785 года, и помещена чудотворная икона Богородицы. На Портаитиссе серебряный позолоченный оклад, выполненный в Москве в 1819 году. Под ним находится более древний оклад 1701 года, изготовленный в Иверии. В пределе Портаитиссы находится чудотворная икона Святителя Николая, чудесным образом прибывшая из России в июне 1815 года.
Интересно, что Ивирон в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца.
Главный собор обители основан в конце X века. Завершено строительство было при игумене Георгии, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись на солее. Соборный храм реставрировался в XVI и в XIX веках, но многое сохранилось и от первого кафоликона. Обратить внимание также стоит на фрески, написанные в 1522 году. Их автор монах Марк, родом из Иверии. Сохранилось его совместное изображение с игуменом Гавриилом на фреске в восточной части собора. Над царскими вратами находится чудесная лампада. Она начинает раскачиваться, да так, что даже масло иногда выплёскивается через края, – либо накануне великих праздников, либо в преддверии мировых потрясений. Так Пресвятая Богородица напоминает людям о своем присутствии и заступничестве и зовёт их к покаянию. Главный собор Ивирона имеет два придела: свт. Николая и Святых Небесных Сил Бесплотных. В последнем хранится большинство святынь обители.
Святыни [ править ]
Кроме «Вратарницы» в монастыре есть и другие святыни. В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и многих священных предметов. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган жидами Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прав. Лазаря Четверодневного, свв. апп. Петра, Луки и Варфоломея, первомуч. Архидиакона Стефана, свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, вмчч. Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, сщмчч. Василия, еп. Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мчч. Никиты, Фотия и Нестора, свтт. Михаила еп. Синадского и Афанасия Великого, мцц. Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, прпп. Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.
Исторической реликвией является саккос (основная часть праздничного одеяния) византийского императора Иоанна Цимисхия. Из художественных достопримечательностей особое впечатление производят изготовленное в персидском стиле паникадило, две древнегреческих колонны из храма Посейдона, когда-то стоявшего на этом месте, и золотое лимонное дерево с серебряными листьями, изготовленное в России.
В северо-западном углу соборного храма есть поразительная фреска, изображающая Господа Иисуса Христа во весь рост. Монастырское предание утверждает, что некто долго и усердно молился Богу, прося явить Спасителя в воплощённом виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику: Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь. Там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое точное изображение во весь рост.
Престольные праздники [ править ]
Паломнику [ править ]
Проезд: Иверский монастырь расположен в северо-восточной части Святой Горы, на берегу небольшой бухты. Паломники могут добраться до Иверона а)паромом из поселка Иериссос, б) на маршрутке из Кареи (административная столица Афона), в)пешком от монастыря Филофей (1ч 45мин ходьбы) или от монастыря Каракал (1ч 45м ходьбы) или от монастыря Ставроникита (1ч 30м ходьбы).
Поклонившись монастырским святыням (это можно сделать в любое время дня), можно остаться в обители на ночлег и обойти живописные окрестности монастыря, посетив упомянутые места явления Божией Матери, но можно и продолжить путь в сторону Кареи. Туда бывает легко добраться нередким попутным транспортом. При желании можно также держать путь к обители Ставроникита, хорошо видимой от Иверской пристани.
Иверский монастырь
Ивирон |
На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов.
На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе.
Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия.
Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.
Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.
Климентова пристань |
Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента.
Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.
Чудотворная икона Божией Матери Иверская |
Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалёку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.
Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала:
Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею. Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют.
Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть «Вратарница».
Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нём и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.
В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая в Московском Кремле. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезённого насельниками Иверской обители в Москву.
Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:
«В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие её чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».
Внутренняя территория Ивирона |
Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм, до которого вы сможете дойти минут за 10–15.
Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.
Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный, – сказала Жена и сделалась невидимою.
Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания её обители.
Крестный ход с Иверской иконой Божьей Матери |
Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остаётся там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.
Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник в виде лимонного дерева весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования – 30 апреля 1818 года.
С Ивироном тесно связана судьба священномученика патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте келии, где он подвизался шестнадцать лет, возведён параклис в его честь.
«Не рыдай Мене, Мати» (фреска первой половины XVI в.) |
По преданию, перед концом света и Афон погрузится в пучину страстей. И тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона. Ныне чудотворная икона пребывает в специальном параклисе Панагии-Портаитиссы, расположенном по левую руку от входа в святую обитель. Он был построен в XVII века, а к 1774 году относятся знаменитые росписи в его нартексе. На них, в частности, изображены: Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид, Плутарх, Александр Македонский. Пред иконостасом, работы 1785 года, и помещена чудотворная икона Богородицы. На Портаитиссе серебряный позолоченный оклад, выполненный в Москве в 1819 году. Под ним находится более древний оклад 1701 года, изготовленный в Иверии. В пределе Портаитиссы находится чудотворная икона Святителя Николая, чудесным образом прибывшая из России в июне 1815 года.
Интересно, что Ивирон в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца.
Главный собор обители основан в конце X века. Завершено строительство было при игумене Георгии, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись на солее. Соборный храм реставрировался в XVI и в XIX веках, но многое сохранилось и от первого кафоликона. Обратить внимание также стоит на фрески, написанные в 1522 году. Их автор монах Марк, родом из Иверии. Сохранилось его совместное изображение с игуменом Гавриилом на фреске в восточной части собора. Над царскими вратами находится чудесная лампада. Она начинает раскачиваться, да так, что даже масло иногда выплёскивается через края, – либо накануне великих праздников, либо в преддверии мировых потрясений. Так Пресвятая Богородица напоминает людям о своем присутствии и заступничестве и зовёт их к покаянию. Главный собор Ивирона имеет два придела: свт. Николая и Святых Небесных Сил Бесплотных. В последнем хранится большинство святынь обители.
|
В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и других святынь. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган жидами Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прав. Лазаря Четверодневного, свв. апп. Петра, Луки и Варфоломея, первомуч. Архидиакона Стефана, свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, вмчч. Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, сщмчч. Василия, еп. Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мчч. Никиты, Фотия и Нестора, свтт. Михаила еп. Синадского и Афанасия Великого, мцц. Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, прпп. Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.
Исторической реликвией является саккос (основная часть праздничного одеяния) византийского императора Иоанна Цимисхия. Из художественных достопримечательностей особое впечатление производят изготовленное в персидском стиле паникадило, две древнегреческих колонны из храма Посейдона, когда-то стоявшего на этом месте, и золотое лимонное дерево с серебряными листьями, изготовленное в России.
В северо-западном углу соборного храма есть поразительная фреска, изображающая Господа Иисуса Христа во весь рост. Монастырское предание утверждает, что некто долго и усердно молился Богу, прося явить Спасителя в воплощённом виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:
Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь. Там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое точное изображение во весь рост.
Поклонившись монастырским святыням (это можно сделать в любое время дня), можно остаться в обители на ночлег и обойти живописные окрестности монастыря, посетив упомянутые места явления Божией Матери, но можно и продолжить путь в сторону Кареи. Туда бывает легко добраться нередким попутным транспортом. При желании можно также держать путь к обители Ставроникита, хорошо видимой от Иверской пристани.