иверский монастырь валдай чудотворная икона

Иверский Валдайский монастырь

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.

Источник

Афонская Иверская икона

История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет». Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

«Давай нам скорей денег, – вскричали жене той нечестивцы, – Или мы, творя царское повеление, умучим тебя всякими мучениями!»
«Много дам я вам денег, – отвечала жена та, – но только утром: нет их у меня сейчас в доме моем».
Воины не согласились ждать до утра, и один из них обернулся к образу и со злобой ударил мечем в лик Пречистой, и тотчас истекла из него кровь, как из живого лица, и они, испугавшись, убежали, обещая вернуться утром.
Настала ночь. Вошла в храм с отроком своим та христианка и, преклонив колени, воздела руки к небу и, орошая землю слезами, молилась долго ко Господу. Затем, вставши, взяла со страхом и благоговением вместе с сыном святую икону, принесла ее на берег моря и опять стала молиться ей как Самой Богоматери: «Владычица и Госпожа мира! Благодатию Твоею имеешь Ты власть и силу как Матерь Бога Вышнего и над всеми созданиями Его владычествуешь: избавь нас от гнева царя беззаконного, а икону Свою – от воды!».

И с этой молитвой спустили мать с сыном святую икону в море, и – о чудо! – не плашмя упала икона, но встала вертикально к воде и поплыла она, чудотворная, стоя на заход солнца, держа путь, ведомый Единому Богу и Матери Его Преблагословенной.
Помолились тут и поплакали мать с сыном, пока не скрылась из виду святая икона. И сказала со слезами горькими мать сыну своему единственному: «Чадо мое вожделеннейшее! Да явится ныне желание наше и к Богу благочестие, а к святой иконе Богородичной благоговение! Я, чадо мое любезнейшее, – слабая женщина и не могу бежать в страну далекую: останусь я здесь и постараюсь укрыться в тайном месте, а если меня найдут воины злые царя нечестивого, то, Господь видит, готова я умереть за любовь к Богоматери. Ты же беги в страну Элладскую (Древняя Греция), чтобы не сотворили зла и над тобою, сыном моим любимым и единственным».
Облобызали мать с сыном друг друга, поплакали горько и расстались, обливаясь горючими слезами.
Юноша бежал в Фессалоникию, а оттуда на Святую Гору Афонскую, в Иверскую обитель, где и был пострижен в монахи и, проведя в монастыре Иверском жизнь преподобническую, с миром отошел ко Господу. От него афонцы услыхали об иконе, пущенной в море. В течение двух веков неизвестно было, где скрывалась заветная святыня. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на рубеже IХ–Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием.

иверский монастырь валдай чудотворная икона. Смотреть фото иверский монастырь валдай чудотворная икона. Смотреть картинку иверский монастырь валдай чудотворная икона. Картинка про иверский монастырь валдай чудотворная икона. Фото иверский монастырь валдай чудотворная икона Иверская икона Божией матери на горе Афон

Афонособое место для любого православного человека, пожалуй, средоточие православной жизни.
Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 километров в длину и около 12 километров в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части полуострова возвышается гора Афон высотой 2033 метра над уровнем моря. В языческой древности Афонскую гору знали как Аполониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался по-гречески Афос (по-русски – Афон).
Церковное предание повествует о том, что существуют особые места попечения Царицы Небесной, названные Ее Вселенскими Жребиями Уделами. Первый из них Божия Матерь получила после дня Пятидесятницы, когда апостолы решали вопрос, в какую страну идти каждому из них для проповеди Евангелия. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в благовестии: «И Я хочу бросить с вами жребий, чтобы не оставаться без части, но пусть будет и у Меня страна, которую Мне Бог укажет». Ученики благоговейно бросили жребий по словам Пречистой, и по жребию Ей досталась Иверская земля. Божия Матерь с радостью приняла Свой апостольский жребий, желая немедленно туда отправиться. Однако Ангел Божий явился Ей и сказал: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся здесь некоторое время; страна же, выпавшая Тебе по жребию, просветится впоследствии и владычество Твое водворится там».

Предание Церковное повествует далее, что и Сам Господь Иисус Христос сказал Пречистой: «О Матерь Моя, не отвергну Жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя Первозванного Андрея в Удел Твой, а с ним – изображение, которое получится от приложения приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ этот… послужит хранителем людей Твоих вовеки».
После этого явления Пресвятая призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Чадо Мое Андрее! Очень сокрушаюсь о том, что страна, доставшаяся Мне в Удел для проповеди, не просвещена еще учением Сына Моего. Но вот что: когда намеревалась Я идти в Иверию, явился Мне Сам Благий Сын Мой и Бог и велел, чтобы Я вместо Себя отправила туда с Моим образом тебя. Я буду Хранительницей жизни людей той страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». На это апостол сказал: «Пресвятая воля Благого Сына Твоего и Твоя да будет во веки».
Тогда Пресвятая Богородица потребовала доску, умывши лицо Свое, приложила его к этой доске, и на ней появился образ Владычицы с Предвечным Ее Сыном на руках. Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия. В древней Иверской земле проповедовал Евангелие и другой апостол от двенадцати – Симон Кананит.

Пробудившись, Нина обнаружила в руках чудесный крест. Перевязав его своими волосами, она обратилась к Иерусалимскому Патриарху, который благословил святую в путь. Нина достигла древнего города Иверской земли – Урбнисы и изучила там язык, обычаи и нравы нового народа.
В праздник Преображения Господня Нина пришла в столицу Картлинского царства – город Мцхету, где в этот день совершалось жертвоприношение языческим богам. По молитве святой поднялся ураган, уничтоживший изображения идолов. С этого момента Нина начала открыто проповедовать Евангелие. После чудесного исцеления, по ее молитвам, грузинской царицы, царь Мириан согласился креститься сам и крестить свой народ.
По просьбе Нины византийский император Константин Великий послал к ней епископа Иоанна, который прибыл в Мцхету и крестил царя и народ Иверской земли. Здесь же был заложен каменный храм во имя Преображения Господня, в память того, что этот праздник знаменовал утверждение христианства в Грузии. Так в IV веке Иверия стала христианской страной, а впоследствии иверские иноки поселились на горе Афонской, основав свой монастырь, который принял чудотворную икону Иверскую, духовно соединившую Первый и Второй Жребии Божией Матери.
С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. Император Константин воздвиг три обители на Горе Афонской: первую – у Климентовой пристани, где пристал корабль Божией Матери, повелев обитель ту освятить в честь и память Успения Пресвятой Владычицы; вторую – на том месте, где благовествовала народу учение вечной жизни во Христе Спасителе Пречистая Приснодева; а третью – там, откуда отплыл с Царицей Небесной корабль, уносивший Ее на Кипр к Лазарю четверодневному. И населил Господь все те обители великим множеством иноков дивной подвижнической жизни. Гору Афонскую тем же императором Константином Великим повелено было звать Святой.
Существует предание о том, что в 422 году было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.

Также на горе Афонской произошло немало дивных и чудесных событий. Сама Пречистая привела сюда отшельников. Первым из них стал преподобный Петр. В VII веке Она явилась преподобному вместе со святителем Николаем и на просьбу Святителя указать Петру место для подвигов сказала: «Для свободного служения Богу нет более удобного места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследие Себе, дабы те, которые хотят удалиться мирских забот и смущений, приходили сюда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне гора эта будет называться Моим Вертоградом. Много люблю Я место сие, и придет время, когда оно от края, на север и на юг, наполнится множеством иноков. И если те от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, то Я сподоблю их, в великий день Сына Моего, великих дарований: еще здесь, на земле, будут они получать от Меня помощь; Я стану облегчать болезни и труды их и дам им возможность, при малых средствах, иметь довольство в жизни, даже ослаблю вражеские против них брани и плод их сделаю славным во всей подсолнечной».
Пятьдесят три года провел преподобный Петр на Афоне в молитвенном уединении. Вслед за ним потянулись на Афон другие подвижники. Местные предания относят основание первой монашеской обители и храма в Карее еще ко времени Константина Великого. А после царствования императора Константина Погоната, отдавшего полуостров во владение инокам, здесь один за другим стали возникать монастыри пока еще небольшие. К X веку Афон славился на весь Восток святостью жизни иноков, став центром православного монашества.
Высочайшее значение определил Господь Афону, находящемуся на границе миров греческого и славянского, – стать главным центром внутреннего делания Православия. В IХ и X веках на Афоне собрались подвижники и духовные учителя всего Православного Востока. Египетская и палестинская пустыни находились тогда уже под властью магометан, и потому именно с Афона распространялось монашество в страны Востока и особенно – в славянские земли. Знаменательно, что и после завоевания турками Византии Афон не утратил ни чистоты веры, ни духа подвижнической жизни, ни церковного благолепия. В XVI веке здесь подвизалось более восемнадцати тысяч монахов. Иноки Святой Горы веруют в особое попечение о них Божией Матери. В течение столетий неизменно возносят они молитвы к Ней, как к своей Игумении.

Иверский монастырь находится в восточной части Афона и назван так по имени провинции Иберии (современная Грузия), поскольку был основан царственными иноками из Грузии из династии Багратионов на месте развалин древнего Климентова монастыря – Иоанном Иверским и Иоанном Торникием (X век). До XIX века среди братии монастыря преобладали грузины.
Установив, таким образом, духовную связь между Своими жребиями на земле, Царица Неба и земли пожелала даровать Иверону на Горе Афонской в закрепление этого союза и печать Свою Царственную с изображением лика Своего Пресвятого – Чудотворную икону Свою с Предвечным Младенцем на руках Своих Пречистых.
Сидели раз святые афонские старцы у врат Иверской обители и вели свои святые беседы о спасении души христианской. Внезапно на море явился столп огненный, как пламень великий, достигающий вершиной самого неба. И ужаснулись от того видения старцы, и вскочили с мест своих, в страхе взывая: «Господи, помилуй!».

Сказала это слово Богородица и стала невидима, а Гавриил, муж Божественный, поспешно сошел с горы своей в обитель и возвестил настоятелю виденное. Настоятель же повелел собраться всем монахам в церковь; и, зажегши светильники, вышла из храма вся братия во главе с настоятелем, творя литию с пением псалмов Божественных, воссылая к небу дым кадильниц благовонный, и так достигли они морского берега, радуясь любви Богородицы. И пошел Гавриил по водам морским (о чудо великое!), и приблизилась к нему сама чудотворная икона, и принял ее в объятия свои Гавриил с радостью неописуемой, с пением и славословием Богу велегласными. И сам настоятель пошел навстречу Гавриилу, сойдя в море, а когда взошли оба со святою иконой на берег, то радости и веселию монашествующих и конца, казалось, не будет: три дня и три ночи продолжалось молитвенное пение и бдение, и без перерыва шла Божественная служба пред святой иконой в устроенной на берегу моря часовне. Затем перенесена была икона Владычицы в соборную церковь и поставлена в святом алтаре. И вновь пето было пред нею всенощное бдение.

По совершении бдения разошлись монахи афонские по своим монастырям, а наутро, в час утрени, вошел кандиловжигатель (пономарь, он же ктитор и сторож церковный) в храм, чтобы приготовить все для совершения по чину церковному утренней службы, и не нашел иконы на своем месте – в алтаре храма. Стали искать, и после долгих поисков нашли ее сверх врат, на стене монастырской ограды. Дивились монахи, как и кем, могла быть перенесена на это место святая икона, и перенесли ее опять на старое место, в алтарь храма, но оттуда она опять невидимою силою оказалась перенесенной на стену, над святыми вратами обители. Так повторялось много раз, и были монахи в недоумении великом, и не ведали, что и творить.
Тогда вновь явилась Владычица Гавриилу и сказала ему слово Свое: «Ступай в монастырь и скажи монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога».
Богоносный же Гавриил, выслушавши такое слово Богоматери, вновь поспешил сойти с горы своей в обитель и возвестил о своем видении настоятелю, а тот собрал братию и поведал ей в безмерной радости слова Пречистой, сказанные Гавриилу.

И на вратах обители Иверской создан был храм во имя Пресвятой Богородицы – Портаитиссы, что значит Вратарница.
Иверский монастырь – дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской – Вратарницы (Портаитиссы).
По древней традиции икона находится не в центральном храме монастыря, а в небольшом приделе у ворот обители, почему и называется Вратарницей.
Чудотворная икона Богоматери в храме Портаитиссы на Афоне стоит на левой стороне от царских врат, несколько выступив. Она невольно обращает к себе взоры молящихся как своим украшением и величественными размерами, так и особенным выражением Святого Лика. Лице Богоматери склонено на левую сторону к держимому Ею Богомладенцу, который десницею благословляет именословно, а в шуйце держит свиток. Вверху по сторонам Богоматерняго венца в углах, образуемых верхним и боковым полями, два архангела, обращенные к Богоматери (Михаил и Гавриил); на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне. На правой ланите изображенной Владычицы виден след раны, нанесенной царским надсмотрщиком, потом раскаявшимся.

По описанию русского путешественника Барскаго (1724–1747), св. икона «покрыта вся, кроме лица, среброкованною позлащенною одеждою и кроме того упещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многая Ея чудотворения, идеже и российских царей и цариц, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златыя и инны дары повышены видех моими очесы. Сверху же сия св. иконы есть покров с главою, осеняющею ради великолепия, иже есть упещрен мелкими художнотворными и различнозорными кожами маргаритными (то есть, мозаикою из перламутра и индийской черепахи), от него же повышены суть пред святою чудотворною иконою кандилы великия и иныя от чистаго серебра, иныя же сребропозлащены, числом четыренадесять. Предстательство же и прилежное смотрение храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет один иepoмонax от всех прочих братий избран, аки благоговейнейший и добродетельнейший, иже послушания ради онаго именуется приснопребывающий, понеже инно что не творит, точию тамо внутрь пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконою, кандилах, да ниединоже от них когда угаснет, имущи к тому и свещу на серебряном свещнице неусыпно горящую и поющи тамо правило и параклисию (молебен Божьей Матери) по вся дни и нощи».

Также пишет Святогорец от 21 июня 1844 года; «В таинственном сумраке небольшого храма, слабо освещаемаго узкими окнами в мерцающем свете нескольких неугасимых огней, мы увидели чудотворную икону Иверской Божией Матери. Строгий вид Божественной Матери наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ея божественнаго лика величественны, и Матерь щедро и утех в этом храме является как будто Матерью правосудия и грознаго Судии. Черты лица Ея чрезвычайно выразительны». На древних списках этой св. иконы в России – Святоозерском и Новодевиченском лик Богоматери нельзя назвать грозным, но выражение его действительно очень серьезно. На других Афонская Иверская икона производит впечатление величия, но не страха; а греческая надпись на списках этой иконы Богоматери в России говорить, что она Портаитисса Иверская милостивая. Судя по знамениям и чудесам от Иверской иконы Пресвятая Владычица является, как и надлежит веровать, милостивою к просящим Ея помощи и заступления и кающимся грешникам, но грозною и наказующею в отношении к врагам св. веры и нераскаянным грешникам.
В соборном храме Иверского монастыря напротив красиво украшенных врат висит большая неугасимая лампада, которую называют «Лампада Вратарницы». Она чудесно качается по горизонтали ритмично в определенные дни. По великим праздникам – во время Богослужения, а по будним дням чаще всего неожиданно и необъяснимо. Движение лампады по будним дням показывает, что надвигается бедствие с глобальными последствиями для мира, например землетрясение, война или смертоносная эпидемия.

Святогорцы рассказывали: перед тем, как турецкие войска напали на Кипр лампада качалась в будние дни так, что масло переливалось через край То же происходило накануне американо-иракской войны. Качалась лампада и перед землетрясением в Армении. Эта лампада Вратарницы одно из самых дивных свидетельств того, что Богородица пребывает постоянно с нами. Через Неё становится зримым на Святой Горе, как бьётся пульс жизни мира.
Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов.
К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле, и, поэтому, до недавнего времени, Афонские иноки каждую неделю приходили в часовню проверять, на месте ли Вратарница.
Вблизи Иверского монастыря на берегу моря указывают место, называемое в древности Климентовою пристанью, к которой, по преданию, пристал корабль с Богоматерью.

На Афоне получали примеры истинного монашества и новообращенные славянские народы. Святая Гора стала приютом для множества иноков славян. В первой трети XI века на Афон пришел первоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Здесь он принял постриг, прожил много лет, стяжав великие духовные дары, и по повелению Божией Матери возвратился в свое Отечество. Провожавший его игумен произнес пророчество о том, что преподобный станет духовным отцом русского иночества.

Матерь Божия через преподобного Антония благословила Третий Свой Вселенский Жребий – Киевскую Русь, ставшую после Крещения могучей христианской державой. По благословению и с благодатной помощью Пречистой была построена и освящена в Киеве Великая Лаврская Успенская Церковь. Сама Божия Матерь призвала во Влахернский храм Константинополя зодчих греков, вручила им мощи мучеников, повелела построить в Киеве церковь и даровала икону Успения Своего – святыню будущего храма. С того времени главные соборы сменяющих друг друга русских столиц – Киева, Владимира, Москвы – освящались в честь Успения Божией Матери.

В Киеве возвестила Божия Матерь о начале созидания Четвертого Ее Жребия во Вселенной, явившись схимонахине Александре в миру Агафии Семеновне Мельгуновой,| со словами: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Хочу Я, чтобы не здесь окончила ты жизнь свою, но, как раба Моего Антония вывела Я из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, так тебе глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я воздвигну там великую Мою обитель, на которую низведу все благословения Божий и Мои со всех трех Жребиев Моих на земле – Афона, Иверии и Киева. Иди же в путь, и благодать Божия и сила Моя, благодать Моя и щедроты Мои, и дарования всех святых Жребиев Моих да будут с тобою».
Так Четвертым Жребием Божией Матери вс Вселенной стало Дивеево, то есть Новая Россия – Держава Божией Матери, страна, которой управляет Сама Пресвятая Богородица.
Рассказав о Жребиях Пречистой, обратимся к истории древней Иверской иконы, в судьбе которой чудесным образам связаны все четыре Жребия Царицы Небесной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *