иверской иконы божией матери домовая церковь
Иверская часовня в Москве
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В XVII веке будущий Патриарх Никон – в то время он был архимандритом Новоспасского монастыря – обратился к архимандриту Иверского афонского монастыря Пахомию (он прибыл тогда в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворного Иверского образа. И вот через год этот список, который написал афонский инок Иамвлих, прибыл в Москву в сопровождении афонских монахов.
13/26 октября 1648 года святыню торжественно встречали царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф с архипастырями, духовенством и великим множеством жителей Первопрестольной.
В 1669 году для афонского списка Иверской иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города. Позднее воздвигли из дерева первую Иверскую часовню. А в 1791 году на этом уже намоленном месте Матвей Казаков построил часовню из камня.
Сложилась такая благочестивая традиция: в Иверскую часовню шли молиться перед тем, как войти в Кремль.
Часовня Иверской Божией Матери.
Архитектор Матвей Казаков, 1791 г. Фото начала XX века
Шли, въезжая в Москву, цари и царицы, люди из знатных дворянских семей, занимающие высокие посты в государстве Российском. Нескончаемым потоком приходили к святыне и простые верующие люди. Помолившись, все получали здесь и помощь, и благословение Царицы Небесной.
Иверский образ прославился множеством чудес и исцелений, которые записывались в часовне в особую книгу.
Во время нашествия Наполеона многие жители бежали из Москвы. Чудотворная Иверская икона была вывезена тогда во Владимир управлявшим Московской епархией архиепископом Августином. Иверская часовня после разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.
Место снесенной
Иверской часовни, 1929 г.
В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. По сей день неизвестно, где находится чудотворный образ из Иверской часовни. А второй, чтимый и намоленный список с Иверской иконы, с которым ходили по домам и приходским храмам, пребывает ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В 1994 году правительство Москвы приступило к воссозданию Иверской часовни и Воскресенских ворот на их прежнем месте по проекту архитектора О.И. Журина.
В 1995 году иеромонахом Ксенофонтова монастыря на Афоне иконописцем Лукой для часовни был написан новый список со святой иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы».
Этот список доставил в Москву 25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, самолет греческих ВВС. На аэродроме был выстроен почетный караул. Икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий II, архиереи, духовенство, множество верующих.
Восстановленная в 1995 году Иверская часовня.
И вот под звон колоколов и пение тропаря икону в сопровождении иноков-святогорцев и московских священнослужителей внесли в Богоявленский кафедральный собор для всеобщего поклонения. В течение всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался акафист.
26 октября крестный ход со святой иконой прошел от Казанского собора на Красной площади через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, которую освятил Святейший Патриарх Алексий II.
И вновь после этого праздничного дня нескончаемым потоком идут и идут к святыне верующие люди. Среди них и паломники из разных стран.
Москва: от креста ко кресту. Иверская
Продолжаем рассказ о паломничестве по Москве и святынях столицы.
Иверская открыта, мерцают свечи. На скользкой железной паперти, ясной от скольких ног,— тихие богомольцы… Мы ставим свечки, падаем на колени перед Владычицей, целуем ризу. Темный знакомый лик скорбно над нами смотрит — всю душу видит. Горкин так и сказал: ″Молись, а она уж всю душу видит″».
Эти теплые строки из «Богомолья» Ивана Шмелева вспоминаются, когда речь заходит об Иверской. Простыми словами сказано самое важное: Иверская икона Божией Матери издавна была окружена в Москве исключительным почитанием. В часовне у Воскресенских ворот благая Вратарница несколько веков встречала и провожала всех, кто прибывал в древнюю столицу. И сами москвичи, и пришлые просили у Нее благословения на предстоящие труды и на далекий путь. И здесь же – объяснение, почему люди так любят эту икону: правда ведь – в самую душу смотрит! Лик Пресвятой Богородицы на этой иконе скорбный и строгий, что не случайно. Вспомним, что отличительной чертой Иверской является рана на лике: в IX веке, в период богоборчества воин ударил копьем икону Божией Матери, хранившуюся у одной вдовы в Никее, и из раны тут же истекла кровь. Впоследствии икона чудесным образом «пришла» на Афон по морю и стала хранительницей Иверской обители. Список с этой чудотворной иконы впервые был доставлен в Москву со Святой Горы в середине XVII столетия.
С большой долей вероятности можно сказать, что, несмотря на все перипетии ХХ века, древние чтимые московские иконы сохранились до наших дней, и это настоящее чудо.
«Всю душу видит»
Первый Иверский образ для Москвы был изготовлен на Святой Горе по просьбе будущего патриарха Никона, тогда архимандрита московского Новоспасского монастыря, в годы правления царя Алексея Михайловича. На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского». Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа. Первоначальная Иверская омывалась святой водой, и на этой воде разводились краски. Перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». «Иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее»,— сообщается в грамоте за подписью архимандрита Пахомия, присланной в Москву вместе с иконой и хранящейся ныне в одном из государственных архивов.
Когда икону привезли в Москву, навстречу ей к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября. Поначалу образ пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году царь Алексей Михайлович взял икону в военный поход против поляков и, одержав победу, установил образ в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который имел высокий статус «царского богомолья».
От Иверской иконы изливалось и изливается множество чудес, поэтому ее почитание быстро распространилось по Руси. В 1656 году с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря (к сожалению, он был утрачен в советское время). В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города была построена Иверская часовня, куда был помещен третий список Иверской. Он был сделан с первой московской иконы, но чуть большим по размеру.
Богородица вернулась в Свой дом
Новодевичий монастырь – одно из красивейших мест столицы. Он был основан в 1524 году. Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках. Он сохранился с тех пор практически без изменений и поэтому был поставлен под охрану ЮНЕСКО как всемирное достояние. У обители интересная и сложная история, которая заслуживает отдельного рассказа, но мы остановимся на судьбе Иверской.
Место своего постоянного пребывания до революции она покидала только один раз: во время празднования 300-летия дома Романовых образ приносили для поклонения в митрополичьи палаты Чудова монастыря.
В 1922 году монастырь закрыли, и в его стенах был образован историко-бытовой музей. В начале 1930-х в Новодевичьей обители разместился… «Музей раскрепощения женщины». С 1934-го он становится филиалом Государственного исторического музея. Иверская в это время оставалась где-то в музейных хранилищах, но в родных стенах. С 1945 года монастырский Успенский храм стал действующим. В 1994-м была организована монашеская община, но основная часть храмов и зданий монастыря по-прежнему принадлежала музею. Многие годы обители пришлось просить об их возвращении Церкви. Наконец в 2010-м все строения Новодевичьего были переданы в безвозмездное пользование Московской епархии. «Это было парадоксально: с одной стороны, нам вернули здания, с другой стороны, нашу святыню, икону Божией Матери Иверская, которая даже как музейная единица всегда оставалась в монастырских зданиях, увезли в Государственный исторический музей на Красной площади! Мы все очень переживали, казалось, что вернуть ее в монастырь в этой ситуации просто нереально», — рассказывала игумения Маргарита (Феоктистова). Но случилось невозможное и неожиданное: без всяких официальных ходатайств в мае 2012 года икона была торжественно передана в распоряжение обители. Надо отметить, что это действительно небывалый случай – музеи практически не расстаются с древними иконами (это тоже отдельная сложная тема). «Единственное, что тут можно сказать, что Пресвятая Богородица Сама захотела, чтобы Ее образ вернулся в нашу обитель»,— считает матушка игумения. Сегодня святыня пребывает в Успенской церкви.
Для начинающих московских паломников добавлю, что найти Новодевичий монастырь тоже очень просто: станция метро «Спортивная», дальше 5-10 минут пешком, а дорогу укажет каждый.
Сердце Москвы
К тому времени древней святыни в часовне уже не было. В дни кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году чудотворную Иверскую икону увезли в неизвестном направлении.
В 1994-1995 годах Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены. Здесь помещен современный список Иверской, написанный на Святой Горе. Службу совершает поочередно все московское духовенство: каждый день читается акафист Божией Матери. К сожалению, присоединяется к этой молитве не так много людей из тех, кто приходит посмотреть на Красную площадь, главную московскую достопримечательность.
Сокровища храма Воскресения
На переломе ХIХ–ХХ веков в маленьком больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сокольнической слободе служил протоиерей Иоанн Кедров. В то время это был рабочий район, где жили в основном небогатые люди, которые были задавлены заботами о «хлебе насущном» и редко посещали храм. Отец Иоанн был ревностным священником, который болел душой о людях. Однажды после горячей молитвы ему явилась в сонном видении Царица Небесная и повелела построить в Сокольниках большой и красивый храм, чтобы он самим своим видом и благовестом мог напоминать окрестным жителям о Боге. Однако приход был бедный, денег на новый храм у священника не было, и он не решался приступить к строительству. Тогда во второй раз увидел он Божию Матерь, но теперь со строгим ликом. Убоявшись и положившись на волю Божию, отец Иоанн начал строить храм Воскресения. Строительство велось с 1908 по 1913 год с огромными трудностями. Несколько раз положение становилось совершенно безвыходным. Однако по горячей молитве пастыря помощь приходила совершенно чудесным образом.
Храм Воскресения — выдающийся образ стиля «русский модерн». Он имеет форму креста и девять куполов в честь девяти Ангельских чинов. Есть и такая особенность: он обращен алтарем не на восток, как обычно, а на юг, то есть к храму Воскресения Христова в Иерусалиме.
В 1929 году, после разрушения Иверской часовни, чтимая икона была перенесена в церковь в Сокольниках. Празднование Иверской здесь совершается как один из престольных праздников храма. Кстати, здесь же находятся и другие великие святыни из уничтоженных московских церквей: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской Афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города.
Если вы захотите побывать в храме Воскресения, найти его тоже предельно просто: он расположен у выхода со станции метро «Сокольники».
У нас получился целый паломнический маршрут, связанный с Иверской иконой, причем все три станции («Спортивная», «Охотный ряд», «Сокольники») находятся на одной – Сокольнической, «красной» линии.
Горит сердце, причем в буквальном смысле, когда молишься у древнего строгого Иверского образа. Именно это и заставило меня после очередного посещения Новодевичьего начать собирать информацию, которая лично для меня сложилась в удивительную мозаику. Это помогло по-новому посмотреть на те места, где я бывала, в общем-то, неоднократно, но о которых знала так мало. И душа опять стремится в новое московское паломничество…
Фото из открытых интернет-источников
Московская Вратарница
Вся сущи в вышних, но и нижних не отступая, благоизволила еси, Богомати, якоже древле Антонию даровася благословение горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей Свою благодать, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего.
Образ Иверской иконы Божией Матери издавна считается одним из самых почитаемых в России. А появился он на Руси во времена царствования Алексея Михайловича, когда, наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря и будущий патриарх Никон обратился в Иверон с просьбой даровать святыню Московскому царству. И 13/26 октября 1648 года список был доставлен в Москву.
Сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в Успенском соборе Кремля и в домовой церкви царицы Марии Милославской. Затем сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, положившем конец столетнему владычеству над городом Литвы и Речи Посполитой. А вот дальнейшая судьба списка точно не известна. Согласно одной версии, икона была передана в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Согласно другой, икону поместили на Воскресенских вратах Китай-города, которые позднее получили название Иверских. Сначала в нише под навесом, а затем – в специально возведенной часовне. Впрочем, возможно, это был уже третий список (второй был доставлен на Валдай), сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря.
Иверская часовня
Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны в часовне собирались десятки тысяч москвичей. Редкий купец, начиная дело, не приходил сперва поклониться Иверской иконе Божией Матери. А российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль именно через Воскресенские ворота. Специально для часовни было сделано еще несколько списков чудотворной иконы. Был заместительный список, который выставлялся, когда постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов или выставлялся в других храмах и монастырях для торжественных поклонений и молитв. Не исключено, что были и выносные копии.
В 1929 году часовня была закрыта большевиками, а спустя два года разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники во время проведения парадов. Один из образов тогда был передан в Сокольнический храм Воскресения Христова, другой – в фонд Третьяковской галереи. Является ли один них привезенным с Афона подлинником, сейчас установить трудно.
По восстановлении Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Ежедневно раз в два часа с восьми утра до восьми вечера в часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит все московское духовенство поочередно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами: на сайте часовни можно прочитать современные свидетельства благодатной помощи от Иверской иконы Божией Матери.
Сокольнический храм Воскресения Христова
Как уже отмечалось, один из образов Вратарницы был передан из Иверской часовни в Сокольнический храм Воскресения Христова – он был одним из немногих, которые не закрывались и после революции. Благодаря этому сюда поступали многие святыни из закрытых и уничтоженных храмов и часовен. Кроме того, примечателен такой факт, связанный с иконостасом храма. Слева от царских врат, где обычно помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, мы видим изображение именно Иверской иконы. При этом иконостас был закончен в 1913 году, то есть за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская избрала этот храм для своего пребывания.
Мать после молитвы перед образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и… увидела его
Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. А внизу иконы в «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня. Каждую неделю в храме служатся молебны и акафисты чудотворной иконе. И Божия Матерь скоро откликается на просьбы молящихся.
Как рассказывают сотрудницы храма, чудеса здесь происходят постоянно. Многие пары, среди которых немало знаменитостей, смогли родить долгожданного ребеночка после десяти лет брака. Мать после молитвы перед святым образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и увидела в толпе перед парком. Хотя до этого с полицией искали, и все безрезультатно. Немало происходит исцелений; по свидетельству родных и близких, даже из комы выводит невредимыми Пресвятая Дева. Не отказывает и в мелочах – например, в поисках пропавшей сережки. И каждому она по-Своему показывается.
Образ в золотой ризе потемнел от времени, но верующие видят и черты лица, и локоны, и даже движение одежды, как это было с оператором съемочной группы, приехавшей снимать фильм об Иверской иконе Богородицы.
Храм-музей святителя Николая в Толмачах
Этот храм до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения возобновились только в 1993 году. Сейчас в богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы функционирует как один из залов Третьяковской галереи, посвященных религиозному искусству. Именно сюда была передана долгое время хранившаяся в запасниках Иверская икона Божией Матери. После тщательного изучения сотрудниками галереи выяснилось, что живопись соответствует второй половине XVII века. Кроме того, икона была выносной и почитаемой. Об этом свидетельствуют приспособления для выноса и сохранившиеся внизу за полозом монетки. Икону расчистили, но оставили практически без реставрации, чтобы люди видели, что это старинный намоленный образ.
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье
В 1792 году с заместительного списка Иверской часовни был сделан еще один список для вновь отстроенного храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Десять лет этот образ пребывал в часовне, а затем был передан храму, где находился вплоть до его закрытия в 1929 году. Затем, чтобы сберечь чудотворный образ от уничтожения, приход отдал его на хранение в церковь святителя Николая в Кузнецах. Там же он остается и поныне, поскольку старинной иконе требуются особые условия содержания, а в Иверском храме до сих пор не завершена реставрация.
Накануне открытия храма краски образа вновь стали светлыми, а оклад серебристым
Сейчас в храме три образа Иверской иконы. Первый после открытия принес настоятель протоиерей Григорий Ивануса. Это был образ Вратарницы, которым его еще в юности благословила старенькая монахиня Таисия и предрекла, что он станет настоятелем храма в честь этой иконы. До времени старинная икона, потемневшая от времени, хранилась в батюшкином доме, а накануне открытия храма краски ее вновь стали светлыми, а оклад серебристым. И это не единственное чудо, связанное с Иверской иконой.
По свидетельству отца Григория, в первый же год зимой в храме отключили отопление за неуплату: не уследили по неопытности, и долг составил 12,5 млн. рублей. Служить было сложно, но вместе с бедой пришла и помощь. Необходимую сумму передала знакомая владелицы охотничьего магазина, разместившей у себя «ящик» для пожертвований церкви в честь Иверской иконы. Там же лежали свечи и записки с названием храма. Знакомая тоже открыла свое дело, но оно не шло. Устав от неурядиц, она приехала просить помощи у подруги. И только в магазине, увидев название храма на записках, вспомнила об одном событии. За несколько месяцев до этого ей приснилась необыкновенно красивая Женщина в голубом одеянии, наказавшая передать необходимую сумму в храм в честь Иверской иконы Божией Матери. «Мы как апостол Фома. Веруешь? Верую, но пальцы вложить надо».
Сейчас у иконы служатся молебны и акафисты. За стеклом в окладе появились украшения – свидетельства чудесной помощи Владычицы: кто-то получил исцеление, кто-то – долгожданного ребенка.
Помимо этой в храме еще две Иверские иконы: старинный образ, написанный неизвестным монахом в 1912 году, находится в алтаре, и ростовой в центре храма – подарок издательства. Возможно, со временем вернется и первый список из церкви святителя Николая в Кузнецах.
Новодевичий монастырь
После упразднения Новодевичьей обители в 1922 году Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея. В 2008–2010 годах икона несколько раз передавалась в возрожденный монастырь для поклонения, а в 2012-м была возвращена окончательно. Святыня перенесена в Успенский собор, поскольку историческое место пребывания Иверской иконы Божией Матери – Смоленский собор открыт для посещения только в летнее время.
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Москва)
Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии. Храм является памятником архитектуры конца XVIII века, авторство проекта приписывается И. В. Еготову.
Содержание
История [ править ]
Церковь вмч. Георгия Победоносца на Всполье существовала до Романовых, получала ругу (церковную землю, отведенную на содержанье всего причта).
Деревянная церковь документально известна с 1625 года и называлась Георгиевской, а с 1802 года — Иверской, что на Всполье, в Ордынцах, у Серпуховских ворот, на Ордынке, на Сполье.
Георгиевская, на Всполье, церковь значилась в приходных окладных книгах за 1628 год как «жилая» и была вначале деревянной. Именно эта дата в настоящее время считается датой образования Прихода Храма.
На месте деревянной церкви, упоминаемой еще в «Строельных книгах» 1657 года (17 век), построена была около 1672-1673 годов каменная церковь того же наименования. В храме был цинковый крест с надписью о том, что строил каменную церковь гость (купец) Семен Потапов, а освящение было 14 декабря 1672 года.
Первая кирпичная церковь великомученика Георгия на Всполье, возведенная на средства купца Семена Потапова, в писцовой книге города Москвы 1679-1681 годов упоминается без приделов. Под 1722 годом Георгиевская церковь значится уже с приделом Иоанна Воинственника — каменная.
В московских Актовых книгах начала 18 века есть упоминания о постройках на земле церкви Георгия на Всполье, сдаваемой внаймы, и о дворах церковного причта. Поэтому размеры и конфигурация земельного владения храма Георгия в Ордынцах в целом сложились в 17 веке, и уже тогда церковный участок выходил как на Большую Ордынку, так и на Малую Ордынку.
На плане Москвы 1767 года, отразившем ситуацию конца 1740-1750-х годов, храм Георгия изображен на большом, свободном от застройки участке, расположенном между Большой и Малой Ордынкой. С севера от храма находился тупик, не доходящий до Малой Ордынки. Вдоль него располагались церковные дворы. Отсутствие застройки, видимо, объясняется исчезновением ее во время московского пожара 1748 года. Храм стоял с отступом от линии Большой Ордынки.
В конце 18 столетия в состав прихода храма Георгия на Всполье входили дворы состоятельных представителей дворянства, купцов почти не 6ыпо.
В мае 1791 года священник Василий Никитин с приходскими людьми поданным митрополиту Платону прошением просили разрешения «о дозволении устроить в трапезе придел во имя Пресвятой Богородицы Иверския».
Просители получили разрешение резолюциею Митрополита Платона: «дозволить». На основании означенной резолюции, трапеза с двумя приделами, а также и колокольня были построены вновь и освящены Московского Крестовоздвиженского монастыря игуменом Сергием. «Придел во имя Иверския Божией Матери был освящен 15 января, а другой, во имя Иоанна Воина — 23 января 1794 года, на выданных из Чудова монастыря освященных антиминсах».
В апреле 1798 года прихожанин Храма Капитан Иван Иванов Савинов, в поданном Митрополиту Платону прошении писал, что «настоящая Георгиевская церковь не перестроена и за ветхостью ея отправляется священнослужение в приделах и что он имеет усердное желание перестроить вновь собственным своим коштом Георгиевскую церковь каменным же зданием и в то же наименование».
1798 года, апреля 12 дня, по резолюции Митрополита Платона: «Преосвященный рассмотрит, и если не окажется препятствия благословит иметь», был выдан указ из Московской Духовной Консистории на имя Благочинного Николаевской, в Студенце, церкви Петра Алексеева «о дозволении просителю построить вновь каменным зданием означенную Георгиевскую церковь по учиненному плану и фасаду». Клировые ведомости построение Георгиевской церкви относят к 1802 году.
Простоявшее более ста лет церковное здание нуждалось в серьезном ремонте. Прихожане приняли решение его кардинально перестроить, но фактически построили новый храм. Финансировал строительство староста церковный, флигель-адъютант генерала-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского — Иван Иванович Савинов. Капитан Савинов жил напротив церкви, на другой стороне Большой Ордынки, в 4-м квартале Якиманской части, в большом каменном трехэтажном доме, доставшемся ему в наследство от отца. Здание в перестроенном виде сохранилось (в глубине владения № 40 по Большой Ордынке).
Известно, что вначале была выстроена новая трапезная с двумя приделами — Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери. На плане двора И. И. Савинова 1792 года изображена западная часть церковного двора с широкой новой трапезной, имеющей скругленные углы. На плане церковного участка 1797 года храм изображен со старой восточной частью (с трехапсидным алтарем) и новой трапезной, выступающей на линию Большой Ордынки. На этом плане линия церковных построек тянется вдоль Георгиевского переулка. Застройка церковных дворов была деревянной.
Таким образом, новая церковь была построена в два этапа и на том же месте. В 1802 году строительство было закончено: возведен новый храм-ротонда, над западной частью трапезной возвысилась колокольня, по сторонам церкви вдоль Большой Ордынки до переулка с одной стороны и до владения Киреевских с другой протянулась кирпичная ограда с двумя парами ворот и металлическими решетками, позднее поставили такую же ограду и вдоль переулка. Главный храм был освящен в честь Иверской иконы Богоматери, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия. Со временем Георгиевский переулок был переименован в Иверский.
Авторство Иверской церкви приписывается главному директору Кремлевской чертежной экспедиции архитектору И. В. Еготову.
Во вновь выстроенный храм был перенесен список с Иверской иконы, который был заместительным известного образа Иверской Богоматери, находившегося в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Этот заместительный список выставлялся вместо основного образа в этой часовне в тех случаях, если постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов, или для торжественных поклонений и молитв выставлялся в храмах и монастырях Москвы и России.
Вот с этого списка и был сделан в 1792 году еще один список, который и попал в 1802 году во вновь построенный храм Иверской иконы Божией Матери, что на Большой Ордынке. Краткая история этой храмовой иконы такова: на лицевой стороне ее внизу написано: «истинное изображение и мера Чудотворного Образа Пресвятыя Богородицы Иверския, который обретается в царствующем граде Москве на Тверской улице, в часовне у Воскресенских ворот, и писан в 1792 году, а писал сей образ Ивановского сорока, церкви Николая Чудотворца, что в Подкопаях, священник Василий Иванов». Эта икона 10 лет (с 1792 года по 1802, когда был освящен настоящий Иверский храм) была заместительною главной Московской святыни, что находилась в часовне у Воскресенских ворот.
При московском пожаре 1812 года Замоскворечье пострадало очень сильно. Несомненно, вся деревянная застройка церковных дворов погибла. В 1813 и 1814 годах в разграбленном Иверском храме были заново освящены приделы.
В 1886 году усердием церковного старосты купца Дружинина и на завещанные средства (11300 рублей) потомственных почетных граждан Николая Васильевича и Дарьи Артемьевой Немировых-Колодкиных по проекту архитектора Н. Н. Васильева на углу Малой Ордынки и Иверского переулка было выстроено новое каменное двухэтажное здание богадельни.
В 1888 году на линии Малой Ордынки был возведен еще один церковный дом, деревянный, обшитый тесом, с классицистическим декором и металлическим гребнем на крыше (архитектор В. В. Карков). Он был соединен оградой со зданием богадельни. В конце XIX века на церковной территории возводились лишь мелкие постройки.
В 1892 году в Иверской на Ордынке церкви было торжественное богослужение по случаю малого освящения этого храма и совершившегося 100-летия написания местной храмовой иконы Иверской Богоматери. По этому поводу писали Московские церковные ведомости: «Храм этот во всех своих частях возобновленный, благолепно украшенный старанием и средствами почившего старосты, потомственного почетного гражданина Николая Васильевича Немирова-Колодкина, в 1885 году, января 27-го, Преосвященнейшим Алексием был освящен.
В текущем году на средства церковного старосты, потомственного почетного гражданина Александра Николаевича Дружинина (племянника почившего Немирова-Колодкина), совершена была капитальная промывка, чистка и поправка всего храма, с заменою некоторых ветхих и простых вещей новыми, дорогими и изящными, так что на всех довольно больших и многочисленных иконах этого храма теперь массивные, дорогие и художественно исполненные на собственной фабрике Немировых-Колодкиных сребро-позлащенные ризы. Освящение храма с поздней литургиею и накануне всенощное бдение было совершено местным о.Благочинным, протоиереем Троицкой в Вишняках церкви А. А. Доброгорским со священниками — Троицкой в Лужниках церкви А.С. Воскресенским и местным — Н.Мячиным, при диаконе Храма Христа Спасителя Сокольском.
Во время причастного стиха священником Мячиным было сказано приличное торжеству слово, в котором проведена была параллель между радостным приветствием прав.Елизаветы «откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне», — радостными чувствами древних подвижников Иверского, на Афоне, монастыря, получившими чудесно на море явившуюся икону Богоматери, — радостной же встречей в 1648 году, 13 октября, жителями Москвы с Афона принесенной копии (списка) со святой иконы Иверския и, наконец, радостными чувствами прихожан и храмолюбцев, что Богоматерь в своей местночтимой чудодейственной иконе находится в этом храме не 3 месяца, а уже сто лет».
В 1893 году был несколько изменен облик храма — появились встройки между боковыми притворами главного храма и восточными стенками приделов.
В воскресение 30 октября 1899 года в храме Иверской Божией Матери был освящен придел в честь вмч. Георгия Победоносца. Этот придел был отделан на средства почившей прихожанки Лебедевой. Трехъярусный иконостас вновь вызолочен, стенная живопись возобновлена. За правым клиросом помещена пожертвованная одним из прихожан больших размеров икона с изображением Святых, нетленные мощи которых почивают в Москве. Вверху иконы помещено изображение Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенном окладе с драгоценными камнями.
В воскресный день 26 марта 1900 года в Московской Иверской на Ордынке церкви было совершено торжественное богослужение по случаю малого освящения главного Иверского храма, «вновь расписанного и благолепно с позолотою всех иконостасов украшенного, и отделанного на средства московского купца Николая Кирилловича Лебедева, пожертвовавшего на этот предмет вместе со своими родителями 30 тысяч рублей. Чин освящения и позднюю литургию, а накануне всенощное бдение совершал исправляющий должность благочинного священник Троицкой, в Лужниках, церкви о. А.С. Воскресенский с местным причтом, при участии протодиакона Успенского собора А. З. Шеховцова и полного хора певчих.
В 1910 году в храме праздновали 25-летие священства отца настоятеля Н. И.Мячина: «На третий день Святой Пасхи, 20-го сего апреля, прихожане Иверской, на Большой Ордынке, церкви, с благословения Его Высокопреосвященства, чествовали своего настоятеля о. Николая Ивановича Мячина, по случаю исполнившегося 26-гофевраля сего года 25-летия служения его в сане священника. По окончании курса Московской Духовной Академии в 1882 году, Николай Иванович проходил 2,5 года должность помощника инспектора Вифанской духовной семинарии, а в 1885 году Высокопреосвященнейшим Иоанникием был определен настоятелем Иверской церкви, где и священствует доселе, состоя в то же время законоучителем Казенного реального училища и частной женской гимназии Гильбих.
Божественная литургия в день юбилейного празднества в Иверской церкви была совершена местным о. Благочинным протоиереем Н. А. Копьевым в сослужении юбиляра и священников: Василие-Кесарийской церкви А. И. Разумихина и церкви Алексеевского монастыря А. П. Афонского.
В конце литургии о. Благочинный обратился к собравшимся в храме прихожанам и почитателям юбиляра с назидательным словом, в котором живыми чертами изобразил современное отношение — весьма часто непочтительное и даже враждебное — к пастырям церкви, хотя они все, по высоте своего сана, достойны чести, и выразил благодарность за внимание к служителю сего храма, каковое высоко нужно ценить, особенно в наше время…
Октябрьский переворот 1917 года и последовавшие за ним гонения на Церковь Христову в полной мере коснулись храма.
Была уничтожена колокольня. Уникальные фрески кисти братьев Белоусовых, расписывавших также Грановитую Палату Московского Кремля, были варварски закрашены, местами фрески пытались сбивать.
В Храме были возведены перекрытия, все 3 иконостаса были полностью уничтожены. Большинство икон было сожжено. Храм подвергся разграблению, в советское время из него было вывезено около тонны серебра (риз, окладов икон, богослужебной утвари).
Во вторник Светлой седмицы 1918 года Святейший Патриарх Тихон совершил литургию в храме Иверской Божией Матери на Ордынке. При окончании литургии был совершен вокруг храма крестный ход с артосом.
Окончательно Храм был закрыт в 1929 году.
После закрытия храма в нем были разрушены верхние ярусы колокольни, снесена глава церкви и ограда. Утрачено убранство интерьеров, замазана и частично сбита ранняя роспись, установлены междуэтажные перекрытия, пробиты дополнительные окна, с юга сделана пристройка.
Старые москвичи хорошо помнят кинотеатр на Большой Ордынке, устроенный в доме №39, в здании храма в честь Иверской иконы Божией Матери, лишенном главы и колокольни. В первые годы перестройки эти помещения использовались под экспозицию современного искусства.
Церковные дома использовались под жилье и под нужды разных организаций. В помещении храма располагался сначала клуб, затем кинотеатр, затем выставочные залы культурного центра.
Реставрация храма началась в 1990 году по проекту архитекторов С. В. Конева, П.Щенковой; инженер В. М. Кабанов (проектно-реставрационное бюро «Отечество»). Разобраны междуэтажные перекрытия, заложены пробитые проемы. По фотографиям и архивным чертежам восстановлен первоначальный архитектурный облик храма, воссозданы разрушенные ярусы колокольни и глава храма. Реставрационные работы продолжаются. Для окончания реставрационных работ и реставрации сохранившихся фрагментов внутренней росписи необходимы большие денежные средства.
Постановлением Правительства г. Москвы от 2 марта 1993 года № 167 церковное здание было передано Московскому Патриархату в лице прихода храма Иверской иконы Божией Матери.
Храм открылся вновь в 1994 году.
К сожалению, Приход храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье до сих пор юридически не получил всю историческую церковную территорию, а также стоящие на ней два церковных дома.
Описание [ править ]
Две вертикали Иверской церкви входят в ансамбль архитектурных акцентов Замоскворечья. Здание принадлежит к тому разработанному в 1780-х годах типу московских храмов в стиле зрелого классицизма, в композиции которых преобладают округлые очертания. Для памятника характерно широкое использование и разнообразие ордерных форм. Над куполом стройной двухъярусной ротонды возвышается цилиндрический барабан с главкой. Высоту первого яруса создает группа окружающих ротонду объемов: апсида со скругленными углами, боковые притворы с арочными порталами, обработанными двумя парами тосканских колонн, и трапезная с двумя овальными в плане приделами.
Из объема трапезной вырастает нижний ярус колокольни, над которым возвышается цилиндрический ярус звона, увенчанный шпилем. Перед западным входом установлен четырехколонный ионический портик с фронтоном.
Своеобразно плановое решение основания колокольни с двумя помещениями овальной конфигурации. Мотив палладианской арки боковых входов повторен в форме изящных верхних окон ротонды. Восточный фасад обработан вертикальными и горизонтальными нишами. Верхний ярус колокольни украшен пилястрами коринфского ордера. Карнизы и тяги выполнены из белого камня, капители — лепные. В интерьере сохранились фрагменты клеевой и масляной стенной росписи первоначального периода и второй половины XIX века.
Комплекс церкви Иверской иконы Божией Матери на Всполье представляет собой большую художественную ценность благодаря интересным особенностям храма — одного из лучших образцов московского классицизма конца XVIII- начала XIX веков и его исключительно важной градостроительной роли в структуре Замоскворечья.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 109117, г. Москва, улица Большая Ордынка, дом 39.
Паломнику [ править ]
Литургия в 8 часов, вечернее богослужение в 17 часов, по воскресеньям – Литургия в 9 часов, накануне всенощное бдение в 17 часов.
По воскресеньям – Акафист иконе Божией Матери «Иверская» в 16 часов, по средам иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в 16 часов.