измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

Измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

Эффективность процесса подготовки спортсмена во многом обусловлена использованием комплексного контроля, как инструмента управления, позволяющего осуществлять оптимизацию тренировочной и соревновательной деятельности

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2)показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3)показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах.

Тест (от латинского test – проба) – метод исследования личности, построенный на её оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определённой надежностью и информативностью.

Первая группа тестов – тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, пропорции тела и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов – это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин. Или в течение одной минуты подтянутся на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов – это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и др. показателей (силы, проявляемой в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов – необходимость высокого психического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

При обследовании занимающихся в любой отдельный момент всегда имеют дело с целостным состоянием организма спортсмена, которое характеризуется единством относительно быстро меняющихся (утомление – восстановление) и относительно устойчивых, сравнительно медленно меняющихся свойств, признаков (приобретение, становление и временная утрата спортивной формы).

Отсюда, в процессе контроля можно дифференцированно судить об оперативных, текущих и долговременных состояний организма, т.е. контролировать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Источник

Измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинации в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффек­тивность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Источник

Измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

1. Комплексный контроль в подготовке спортсмена

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленнос­
ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, тол-

щина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

Содержание и направленность комплексного контроля приве­дены в таблице 40.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффек­тивность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

1 Тест (от лат. test — задача, проба) —- метод исследования личности, построен­ный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

2. Технология планирования в спорте

Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методичес­ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова­ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион­ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так­же составление конкретной тренировочной документации. Она оп­ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча­емые на основе объективных закономерностей развития спортив­ных достижений и направленного формирования личности спорт­смена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за пре­дыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, ме­тоды, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен­дуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

В качестве примера далее приведен образец многолетнего (пер­спективного) плана спортивной тренировки для спортивных школ-

Групповой перспективный план спортивной тренировки

I. Краткая характеристика группы занимающихся

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в предыдущем году, уровень физической, технической, тактической и во­левой подготовленности. Основные недостатки в подготовленности за­нимающихся. Состояние здоровья и уровень физического развития и дру­
гие данные по усмотрению тренера и врача

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со­держание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Ниже приводится образец группового годичного плана трени­ровки.

Групповой годичный план тренировки

I. Краткая характеристика группы занимающихся

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре­дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле­вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со­стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по

Усмотрению тренера и врача____________________________

Источник

Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена

измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

Комплексный контроль— это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.) В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают:

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

Контроль за соревновательными воздействиямиимеет два направ­ления: Контроль за результатами соревнований который заключается воценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельно­сти.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в сис­тематической регистрации количественных значений характерис­тик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количе­ство тренировочных дней; количество тренировочных занятий; вре­мя, затраченное на тренировочную и соревновательную деятель­ность; количество, километраж специализированных упражнений.

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

Оценку специальной физической подготовленности которая складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости.

Оценку технической подготовленности, заключающуюся в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

Оценку тактической подготовленности заключающуюся в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях.

Для того чтобы принять правильное решение по итогам комлексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

К таким факторам и условиям относятся: климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружащей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление); состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, условия скольжения на льду или снегу); качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений; поведение зрителей (фактор своего и чужого поля); социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов; объективность судейства;

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах: этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором — заключительным (итоговым); Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов; Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки; оперативный учет как разновидность текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются жур­нал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, судей по спорту, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся, дневники самоконтроля

Источник

Комплексный контроль и учёт в подготовке спортсмена

измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах. Выделяют три группы тестов.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями. Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направ­ления: контроль за результатами соревнований в циклах подго­товки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто исполь­зуется как критерий, позволяющий оценить состояние спортив­ной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной фор­мы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенно­стей спортивной дисциплины.

измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Смотреть картинку измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Картинка про измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня. Фото измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня

Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельно­сти. Современная измерительная и вычислительная техника по­зволяет регистрировать десятки различных показателей соревнова­тельного упражнения и соревновательной деятельности. Так, на­пример, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им макси­мальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опор­ного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной дея­тельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе конт­роля.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в сис­тематической регистрации количественных значений характерис­тик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количе­ство тренировочных дней; количество тренировочных занятий; вре­мя, затраченное на тренировочную и соревновательную деятель­ность; количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация уп­ражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализи­рованных упражнений; объем упражнений, выполняемых в от­дельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной фи­зической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микро­циклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показате­лей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выя­вить рациональные соотношения между отдельными типами тре­нировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

Контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

— оценку специальной физической подготовленности;

— оценку технико-тактической подготовленности;

— оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных сис­тем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специаль­ных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внима­ние уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины фи­зическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Оценка технической подготовленности. Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Объем техники определяется общим числом действий, ко­торые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и сорев­нованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

Разносторонность техники определяется степенью раз­нообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выпол­ненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборо­нительных действий и др.

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение Успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).

Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

Контроль за факторами внешней среды. Для того чтобы принять правильное решение по итогам комплексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности. Кроме того, само выполнение тренировочных программ часто зависит от состояния и условий внешней среды.

В практике часто случается, что уровень подготовленности спорт­смена бывает достаточно высок, а факторы внешней среды не позволили ему (команде) показать высокие результаты.

К таким факторам относятся:

— климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружаю­щей среды, интенсивность солнечной радиации, направление вет­ра, атмосферное давление);

— состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, ус­ловия скольжения на льду или снегу);

— качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;

— поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);

— социально-психологическая обстановка в местах размеще­ния спортсменов;

— продолжительность переездов, условий размещения, пита­ния и отдыха спортсменов.

Только оценив влияние этих внешних факторов на ход соревнова­тельной и тренировочной деятельности, можно составить полное представление об уровне подготовленности спортсмена.

Учет в процессе спортивной тренировки. Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Учет показателей спортивных тренировок дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортив­ной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Анализ данных учета дает возможность не только контролировать, но и активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершен­ствовать его. Учету подлежат все стороны тренировочного процесса.

Учет показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред­варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре­нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель­ных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени­ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро­вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор­мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со­держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро­вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсме­нов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич­ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: индивидуальный план тренировки; содержание учебно-тренировочного процесса; результаты участия в соревнованиях; результа­ты контрольных испытаний; данные врачебных обследований; отчет о тренировке за определенный период времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *