изображение апостолов и их символы

ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

ГРОДНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Символы Евангелистов — Ангел (человек), Лев, Вол, Орел

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова.

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу,

и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти атрибуты. Он говорит, что

К символам евангелистов в Православной церкви относят также заключительные слова тайной евхаристической молитвы священника на Божественной Литургии: «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».

Источник

Православная Жизнь

Основное в апостольской иконографии.

Лик апостолов. Мозаика Софии Киевской. XI век

К иконе всегда отношение особое, поскольку это священное изображение. Все знают, что оно символично. Но порой желание увидеть символику во всем, что изображено на иконе, заставляет людей домысливать о значении того или иного предмета. Мы попытаемся рассказать об этих предметах и если уж и не расставить все точки над «і», то хотя бы объяснить основы.

Поскольку есть некие общие атрибуты для разных групп святых, то и мы с целью упростить изложение несколько обобщим информацию. В этот раз расскажем об иконографии апостолов.

Они изображаются по-разному, с индивидуальными характерными особенностями. Например, Петр обычно носит короткие седые волосы и короткую бороду, Павел – черноволос, лысоват, с длинной заостренной бородой, Андрей – с седыми несколько взъерошенными волосами и бородой и т. д. Можно отметить, что такие портретные особенности в образах конкретных апостолов часто можно наблюдать и в самых ранних их изображениях, что, по всей видимости, свидетельствует об их историчности.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. мавзолей Галлы Плацидии

Одежда апостолов – усредненный традиционный наряд жителей эллинистического востока: хитон (нижняя длинная сорочка) и гиматий – род плаща, который драпировался поверх хитона. Так в античную эпоху часто рисовали философов. В групповых изображениях апостолов их одежды хотя и отличаются оттенками, тем не менее довольно типичны и однообразны. Таким образом подчеркивается равенство учеников Христа.

Страшный суд. Фрагмент. Апостолы. XV век. Фреска прп. Андрея Рублева. Успенский собор во Владимире

В руках апостолов мы обычно видим книжные кодексы или свитки – точно такие же, как и на иконах Спасителя. Порой доводилось слышать, что в такой манере изображают исключительно евангелистов или авторов Посланий апостольских. Это не всегда так. С книгой или свитком традиционно могли писать всех апостолов, ведь все они несли Евангелие – проповедь о Мессии-Спасителе. Вообще, книга или свиток на иконе – это чаще всего символ Слова Божия, которое несут людям пророки, апостолы или их наследники – святители. Хотя, конечно, любой предмет нужно воспринимать в его контексте.

Апостол Петр. Икона. Энкаустика. VI в. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Изредка отдельные апостолы могут иметь дополнительные атрибуты. Так, первоверховный апостол Петр часто изображается с двумя ключами. Основанием этому стали слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Таким образом, два ключа символизируют духовную власть Церкви – «отпереть» или «запереть» врата Царства Небесного для каждого человека. Иногда этот символ в народном сознании упрощается и вульгаризируется, превращаясь в некие ключи от рая и ада, которыми якобы обладает именно апостол Петр. Не удивительно, что ключи в качестве непременного атрибута апостола Петра более характерны именно для западного христианства, где именно святой Петр стал считаться «князем апостолов», обладающим исключительным правом «вязать и решить», что активно использовали Папы Римские, объявившие себя преемниками апостола Петра и его власти. Ключи святого Петра воспринимаются в католицизме как символ самого папства, наравне с тиарой, и вошли в герб Римских Пап как выражение их претензий на господство над Церковью.

Апостол Петр с ключами. Икона. Фрагмент. XVI век. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе

Впрочем, слова Спасителя о ключах Царствия Небесного, согласно православной экзегетике, относятся не только к апостолу Петру. «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного», – говорит, например, свт. Амвросий Медиоланский.

В раннехристианскую эпоху апостолов также часто изображали с длинным крестом в руках или венком – символами их победы над диаволом.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. Баптистерий православных

В поствизантийскую эпоху под влиянием западной традиции при создании образа апостолов стали чаще использовать буквальные символы их мученичества: например, апостол Павел с мечом, которым ему отсекли голову, а апостол Андрей Первозванный с характерным косым крестом в виде буквы Х, на котором, согласно преданию, его распяли.

Источник

Символы апостолов евангелистов.

Си́мволы евангели́стов – иконографические символы, представляющие изображение четырех живых существ, связанные с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8), которые древняя христианская традиция усвоила евангелистам. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки.

На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Источник

На иконах рядом с евангелистами часто изображают орла, тельца, льва и ангела. Откуда пошла эта традиция?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символыОтвечает Дмитрий Трофимов,

руководитель творческих мастерских «Царьград»

Мы привыкли к образам за спинами евангелис­тов: ангел склонился над Матфеем, лев возлежит у ног Марка, на Луку взирает телец, Иоанна осеняет крылами орел. Мы узнаем их и на деревянных царских вратах в сельской церкви, и под куполом римского собора.
Но откуда пошла такая традиция?

В Ветхом Завете тетраморф — четыре крылатых животных — упоминается в видении пророка Иезекииля, а в Новом — в Откровении Иоанна Богослова:

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы
И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему… (Откр 4:6–8).

В первые века христианства учителя Церкви, толкуя Апокалипсис и видение Иезекииля, указали на символическую связь крылатых существ с евангелистами. В основу православной (и католической) иконографии легло толкование блаженного Иеронима: Матфею был дан человек, потому что он показал человеческую природу Христа; Луке — телец, символ жертвенности, он показал Христа как священника; Марку — лев, потому что он объявил о царском достоинстве Спасителя; Иоанну же дан был орел — за полет веры.

Однако существует и другое толкование этих символов. Оно принадлежит святителю Иринею Лионскому. Эта традиция сохранилась до сих пор на христианском Востоке, в храмах Малой Азии и у русских старообрядцев. В 1723 году вышли «Поморские ответы» — одно из важнейших апологетических сочинений старообрядцев. Среди прочего они утверждали альтернативную иконографию символов евангелистов: «В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святiи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым…».

Так что если бы Венецию строили старообрядцы, ее символом был бы не лев святого Марка, а орел.

Источник

Символы евангелистов

Си́мволы евангели́стов – ико­но­гра­фи­че­ские сим­волы, пред­став­ля­ю­щие изоб­ра­же­ние четы­рех живых существ, свя­зан­ные с виде­ни­ями про­рока Иезе­ки­иля ( Иез.1:4-11 ) и апо­стола Иоанна Бого­слова ( Откр.4:6-8 ), кото­рые древ­няя хри­сти­ан­ская тра­ди­ция усво­ила еван­ге­ли­стам. Сим­волы рас­кры­вают раз­лич­ные сто­роны иску­пи­тель­ного подвига и учения Спа­си­теля в изло­же­нии еван­ге­ли­стов.

изображение апостолов и их символы. Смотреть фото изображение апостолов и их символы. Смотреть картинку изображение апостолов и их символы. Картинка про изображение апостолов и их символы. Фото изображение апостолов и их символы

При еван­ге­ли­сте Матфее изоб­ра­жа­ется Ангел, как символ мес­си­ан­ского послан­ни­че­ства в мир Сына Божия, пред­ре­чен­ного про­ро­ками. Еван­ге­лист Марк сим­во­ли­зи­ру­ется львом, в озна­ме­но­ва­ние могу­ще­ства и цар­ствен­ного досто­ин­ства Христа. Еван­ге­ли­ста Луку изоб­ра­жают с тель­цом, под­чер­ки­вая жерт­вен­ное, иску­пи­тель­ное слу­же­ние Спа­си­теля. Орел при еван­ге­ли­сте Иоанне изоб­ра­жает высоту еван­гель­ского учения и сооб­ща­е­мых в нем боже­ствен­ных тайн.

На неко­то­рых древ­них иконах и фрес­ках эти сим­волы, имея тот же смысл, соче­та­ются в другом порядке.

Изоб­ра­же­ния четы­рех еван­ге­ли­стов и сим­во­ли­зи­ру­ю­щих их существ в тра­ди­ци­он­ной ком­по­зи­ции рос­пи­сей пра­во­слав­ного храма обычно поме­ща­ются по четы­рем сто­ро­нам кре­стово-куполь­ного свода, на так назы­ва­е­мых «пару­сах», под­дер­жи­ва­ю­щих купол, внутри кото­рого обычно изоб­ра­жают Гос­пода Все­дер­жи­теля.

Также образы четы­рёх еван­ге­ли­стов с четырьмя «живот­ными» Апо­ка­лип­сиса по тра­ди­ции нахо­дятся на Цар­ских вратах вместе с обра­зом Бла­го­ве­ще­ния.

В первые века хри­сти­ан­ства сим­во­лами еван­ге­ли­стов слу­жили 4 рай­ские реки.

На смену им в том же пери­оде яви­лись сим­волы четы­рех живот­ных, окру­жа­ю­щих пре­стол Иеговы, по опи­са­нию про­рока Иезе­ки­иля.

Сим­волы отно­сит к еван­ге­ли­стам уже Ириней Лион­ский; Матфей – чело­век, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Бла­жен­ный Иеро­ним пред­ла­гает рас­пре­де­ле­ние сим­во­лов, при­ня­тое у нас в насто­я­щее время: Матфей – чело­век, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъ­яс­не­ние сим­во­лов в смысле ука­за­ния на искуп­ле­ние Иисуса Христа, Кото­рый воче­ло­ве­чился (чело­век), поко­рил врагов (лев), принес Себя в жертву за род чело­ве­че­ский (телец) и воз­несся на небеса (орел), не дости­гает цели: оно не опре­де­ляет, почему именно символ чело­века усвоен еван­ге­ли­сту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объ­яс­не­ние бла­жен­ного Иеро­нима: в еван­ге­лии Матфея родо­сло­вие Иисуса Христа, в еван­ге­лии Марка – голос льва, рыка­ю­щего в пустыне: глас вопи­ю­щего в пустыни..; в еван­ге­лии Луки речь о свящ. Заха­рии, в еван­ге­лии Иоанна о недо­ся­га­е­мой высоте Слова. С этим послед­ним объ­яс­не­нием согласно и объ­яс­не­ние св. Гри­го­рия Двое­слова, допус­ка­ю­щего, впро­чем, и воз­мож­ность дру­гого объ­яс­не­ния в при­ло­же­нии к Иисусу Христу, Кото­рый принял плоть (чело­век), принес себя в жертву (телец), рас­торг­нул узы смерти (лев) и воз­несся на небо (орел).

У Софро­ния, пат­ри­арха иеру­са­лим­ского: лев – сила и началь­ство Иисуса Христа; телец – свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Иисуса Христа; чело­век – явле­ние во плоти; орел – нис­хо­дя­щая сила Свя­того Духа.

В этом раз­но­об­ра­зии обна­ру­жи­ва­ется также раз­ли­чие част­ных мнений. Оно про­ис­хо­дит также и в памят­ни­ках изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства – моза­и­ках, фрес­ках мини­а­тю­рах. Нередко все четыре сим­вола объ­еди­нены в одну группу и состав­ляют так назы­ва­е­мый тет­ра­морф. К этому тет­ра­морфу древ­ние отно­сят слова литур­гии: «поюще (орел), вопи­юще (вол), взы­ва­юще (лев) и гла­го­люще (чело­век).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *