изображение монферрана на исаакиевском соборе
Тайна Исаакиевского собора: долгострой, унесший жизнь своего «создателя».
Портрет Огюста Монферрана.
Полное имя выдающегося архитектора – Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Он родом из Франции, но у себя на родине практически никому не известен, поскольку до 30 лет (время переезда в Россию) ничем не успел отличиться. В молодости Огюст получил специальное образование, однако его студенческие годы совпали с эпохой войн Наполеона, и молодой человек, как и тысячи других французов, вынужден был оставить учебу и уйти на фронт. За свою военную карьеру Огюст успел побывать в Италии, а также принять участие в битве под Арно, за что получил боевую награду.. В Петербург Монферран приехал с пустыми карманами и рекомендательным письмом от знаменитого парижского часовщика Абраама-Луи Бреге. Они с Элизой снимали комнату у соотечественника-француза, промышлявшего портновской работой. Монферран пытался зацепиться то за одно, то за другое, обхаживал Августина Бетанкура — генерала, возглавлявшего Комитет городских строений, а тот не знал, что с ним делать, и жаловался на его назойливость:
— …Приехал какой-то рисовальщик, зовут его Монферран. Бреге просит меня, впрочем не слишком убедительно, найти ему занятие. А на какую он может быть потребу?
Монферран хотел устроиться в Комитет городских строений главным чертежником и торговался из-за жалованья. А потом Бетанкур пристроил его к гиблому делу — поручил объект, который надо было построить заново, ничего не изменив. И случилось чудо: его замысел понравился императору, Монферран получил должность придворного архитектора и начал делать карьеру.
Вернувшись к мирной жизни, Огюст Монферран понял, что хочет заниматься зодчеством, однако во Франции возможностей проявить себя у него не находилось. Тогда он предпринял судьбоносную попытку: отправил папку чертежей императору России Александру I. Государь высоко оценил работы начинающего архитектора и предложил ему переехать в Россию.
Проект Исаакиевской церкви ахритектора А.Ринальди. Литография с рисунка О.Монферрана. 1845 г.
После переезда Огюст получил не только новое гражданство, но и новое имя – Август Августович. В России он соглашался участвовать только в масштабных проектах, и уже через два года ему поступило предложение проектировать Исаакиевский собор. Судьба собора была сложной: до этого он трижды перестраивался такими архитекторами, как Чевакинский, Ринальди и Винченцо Бренна. Удачной оказалась лишь четвертая попытка – проект Монферрана, да и на его реализацию понадобилось около четырех десятков лет. Стройка века так затянулась, что в свете поползли слухи, будто бы жизнь архитектора оборвется, как только объект будет сдан.
Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография с тоном. Ф.Бенуа, по оригиналу О.Монферрана.
Строительство осложнялось особенностями почвы Петербурга. Возвести массивное сооружение на болотистой почве было непросто, рабочие потратили пять лет лишь на то, чтобы забить необходимое число сваи (их насчитывалось 10,7 тысяч!). К смертельному пророчеству, которое, якобы, нависало над Монферраном, можно относиться по-разному, но ушел из жизни архитектор спустя месяц после освящения Исаакиевского собора. Причиной смерти стали осложнения после пневмонии.
Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом. Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил.
Интересно, что Монферран завещал похоронить свое тело в соборе, однако император Александр II просьбу не выполнил. Причиной оказалась гордыня зодчего: в соборе установлены скульптуры святых, склонивших головы в приветствии Исаакия Долматского, и только изваянию Монферрана не придали позы поклона, он изображен с поднятой головой. По инициативе вдовы архитектора, его тело было похоронено в столице Франции.
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе.
Малоизвестные факты о «великом архитекторе» Монферране и Исаакиевском Соборе
Все больше убеждаюсь в том, что миф о «великом архитекторе» О.Монферране был раздут даже не царскими, а уже советскими историками. Все больше прихожу к мнению о том, что кому-то из них просто нужно было защитить докторскую диссертацию на каком-нибудь «историческом открытии», которым и стала неоцененная роль «великого архитектора» Монферрана.
Между тем, этот француз не только не имел никакого инженерного образования, но и на самом дее был лишь скромным чертежником-рисовальщиком, хотя и весьма талантливым. Именно поэтому его талант рисовальшика и был использован А.Бетанкуром во время реконструкции, а вовсе не строительства Исакиевского собора. И основываюсь я в этом выводе, отнюдь не на фантазиях историков современности, а на свидетельствах самих участников событий XIX века. Одним из таковых и является Ф.Вигель, работавший переводчиком при А.Бетанкуре, а потому лично знавший и его самого, и приехавшего к нему с рекомендательным письмом из Франции О.Монферрана.
В многотомном издании своих мемуаров под названием «Воспоминания», изданном в 1864 году, на сновке к странице 178 тома №3, мы можем прочесть следующее: «Если кто умеет сколько-нибудь рисовать, тому у нас нетрудно назвать себя архитектором. Стоит только проводить линии подлиннее, давать проектированному зданию большие пропорции, заимствовать для него орнаменты и на чертеже вкось и вкривь их прилаживать: за прочность строения отвечает каменных дел мастер. Таким образом прославился у нас Монферран».
Как видим, в отличие от советских историков оценка деятельности О.Монферрана знавшими его лично современниками, была уже не столь лесной. Все еще верите, что он был «великим архитектором»? Так вот в Петербурге в 1816 году была создан Архитектурный Комитет во главе с А.Бетанкуром, в который в качестве переводчика французского языка, а официально – представителя канцелярии, вошел и Ф.Вигель. И вот, что он пишет об этом на странице 22 уже 5-го тома своих «Воспоминаний»:
«Счастливо окончив все войны, государь захотел предаться вновь некоторым из прерванных любимых своих мирных занятий. Петербург захотелось ему сделать красивее всех посещенных им столиц Европы. Для того придумал он учредить особый архитектурный комитет под председательством Бетанкура. Ни законность прав владения домами, ни прочность строения казенных и частных зданий не должны были входить в число занятий сего комитета: он должен был просто рассматривать проекты новых планов, утверждать их, отвергать или изменять, также заниматься регулированием улиц и площадей, проектированием каналов, мостов, и лучшим устройством отдаленных частей города, одним словом, – одною только наружною его красотою. Членами в него назначены инженеры и архитекторы».
И вот, наконец, на странице 28 этого же тома появляется и «великий архитектор Монферран». Вот как описывает Ф.Вигель его появление в этом Комитете: «Не помню в июне или июле этого года приехал из Парижа один человек, которого появление осталось вовсе незамеченным нашими главными архитекторами, но которого успехи сделались скоро постоянным предметом их досады и зависти. В одно утро нашел я у Бетанкура белобрысого французика, лет тридцати не более, разодетого по последней моде, который привез ему рекомендательное письмо от друга его, часовщика Брегета. Когда он вышел, спросил я об нем, кто он таков. «Право, не знаю, – отвечал Бетанкур. – Какой-то рисовальщик, зовут его Монферран; Брегет просит меня, впрочем, не слишком убедительно, найти ему занятие, а на какую он может быть потребу?»
И все же, несмотря на явный талант рисовальщика, А Бетанкур не торопился назначать О.Монферрана даже на должность старшего чертежника. По этому поводу у Ф.Вигеля на странице 31 читаем: «Должность начальника чертежной берег я для Монферрана и чрезвычайно удивился, когда на сделанное мною о том предложение от Бетанкура получил отказ. Он для такой должности еще молод», отвечал он. Я однако же не оступился и выторговал ему звание старшего чертежника. «
Итак, прибыв в 1816 году в Петербург О.Монферран, был принят в градостроительный комитет отнюдь не в качестве архитектора, а в качестве чертежника. Да и то, благодаря своему удивительному дару рисовальщика, который, впрочем, имеет весьма отдаленное отноение к деятельности архитектора. Далее уже на следующей странице читаем:
«Не выходя из скромной роли своей, Монферран, между тем, тайком трудился над чем-то важным. На словах государь просил Бентакура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исакиевского собора, так чтобы сохраняя прежнее здание, разве с небольшою только прибавкою дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику. Бетанкуру пришло в голову для пробы занять этим Монферрана, выдав ему план церкви и все архитектурные книги из институтской библиотеки. Что же он сделал? Выбирая все лучшее, усердно принялся списывать находящиеся в них изображения храмов, приноравливая их к величине и пропорциям нашего Исаакиевского собора. Таким образом составил он разом 24 проекта или, лучше сказать, начертил 24 прекраснейших миниатюрных рисунка и сделал из них в переплете красивый альбом. Тут все можно было найти: китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру древнейших и новейших памятников.
В это время начались ежегодные продолжительные беспрерывные путешествия государя внутри России. Не знаю до какой степени они знакомили его с духом его народа и выгодами его государства. По возвращении его в глухую осень из первого такого путешествия Бетанкур представил ему Монферрановский альбом, прося один из рисунков удостоить своим выбором: верный вкус его величества будет служить потом руководством для исполнителей его воли. Нельзя было не восхититься искусством рисовальщика и государь на время оставил у себя альбом.
На другой день Бетанкур с каким-то таинственным видом, позвал меня к себе в кабинет и наедине вполголоса сказал мне:
– Напишите указ придворной конторе в определении Монферрана императорским архитектором с тремя тысячами рублей ассигнациями жалования из сумм кабинета.
Я изумился и не мог удержаться, чтобы не сказать:
– Да какой же он архитектор, он отроду ничего не строил и вы сами едва признаете его чертежником.
– Ну-ну, отвечал он, – Так и быть, пожалуйста, помолчите о том и напишите указ.
Я собственноручно написал его, а государь подписал. Утверждение нашего штата, несмотря на возвращение императора, все еще день ото дня откладывалось. Наконец, только в декабре вышло вдруг милостивое решение: на содержание комитета выдать из уездного казначейства всю сумму сполна за весь истекающий год, а чиновникам жалование с 3-го мая, со дня подписания рескрипта Бетанкуру. Сей последний все еще упрямился и несмотря на великолепный титул им доставленным Монферрану, определил его кнам только что старшим чертежником. Он же, как мне кажется, с умыслом ежился и гнулся перед ним, уверяя его, что во всех больших постройках настоящим архитектором, великим строителем будет он сам Бетанкур, а он по возможности будет стараться облекать в формы гениальные его идеи».
Итак, здесь мы можем понять, что О.Монферран не был никаким архитектором, а всего лишь талантливым рисовальщиком. И даже после представления его альбома императору Александру Бетанкуром и получения звания «императорского архитектора», его реальная должность с архитектурном комитете называлась «старший чертежник». И именно в этой должности он по заданию А.Бетанкура занимался созданием проекта реконструкции, а вовсе не строительства «с нуля» Исакиевского собора: «чтобы сохраняя прежнее здание, разве с небольшою только прибавкою дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику». При этом название «великий памятник» явно говорит нам о достаточной большей древности и исторической значимости этого удивительного сооружения прошлого.
В общем-то и обнаруженный мною рисунок из издания 1826 года, на котором Исакиевский собор стоит уже построенным и с теми самыми колоннами, которые якобы начал устанавливать «великий архитектор Монферран» двумя годами позже, согласно официальной версии истории, все это полностью подтверждает и опровергает вранье официальных историков. Эти все мифы были с какой-то непонятной пока мне целью, придуманны более поздними фальсификаторами истории. О.Монферран был всего лишь хорошим рисовальщиком и подражателем, а его знаменитый «альбом рисунков», посвященный его фантазиям на тему «строительства» Исакиевского собора и «установки» Александровской колонны, видимо и был следствием этого его дара, которым и решили воспользоваться фальсификаторы истории.
Исаакиевский собор — летящее чудо Монферрана
Оно (чудо) появилось далеко не сразу. Речь идет о самом посещаемом музейном объекте Санкт-Петербурга. Это знаменитый Исаакиевский собор.
То здание, которое мы имеем счастье посещать и каким любуемся снаружи и внутри, строилось около 150 лет и является четвертым вариантом храма.
История строительства Исаакиевского собора
Первый Исаакий
Второй Исаакий
В 1717 году вместо деревянной постройки начали возводить каменную. Первый камень заложил сам Петр Первый. Второй Исаакий был выстроен в стиле барокко. Внешне имел заметное сходство с Петропавловским собором. Здание простояло около 50 лет. За это время оно постепенно пришло в аварийное состояние. Фундамент постоянно подмывали волны Невы. Дело в том, что тогда гранитных набережных, сдерживающих воды реки, еще не было. А в 1735 строение ощутимо пострадало от пожара, который разгорелся от молнии, ударившей в шпиль.
Третий Исаакиевский собор
Настал час Третьего Исаакия. В 1768 году за дело взялся знаменитый архитектор Антонио Ринальди. В Санкт-Петербурге много зданий, созданных по его проектам и украшающих город. Задумка великого зодчего была прекрасна. Собор должен был быть увенчан пятью куполами, облицован мрамором. Колокольня собора возвышаться почти наравне со шпилем Адмиралтейства. Екатерина Вторая мечтала достойно почтить память Петра Первого. Но строительство собора так затянулось, что до окончания работ она не дожила. Ее сын Павел Первый эстетом не был, часть облицовочного мрамора, привезенного для внешних работ с Исаакием, он забрал для украшения собственной резиденции.
Ринальди отбыл за границу, но строительство собора нужно было как-то завершать. Дело было поручено зодчему Винценцо Бренна, но и он крайне торопился закончить проект. В итоге на прекрасном мраморном фундаменте, установленном Ринальди, Бренна соорудил нечто нелепое и кирпичное. И, к великому сожалению современников этой стройки, гармония начисто отсутствовала, любоваться оказалось нечем. Строительство к 1800 году было завершено, но крайне быстро Третий Исаакий стал разваливаться.
Четвертый Исаакий
В 1809 году Император Александр Первый объявил конкурс на лучший проект собора. Выбор пал на работу молодого архитектора из Франции Огюста Монферрана. Монферран предложил использовать основу, заложенную при Ринальди, а храм возвести пятиглавый классический. Путь от победы Монферрана в конкурсе до непосредственного утверждения проекта и начала приведения собора в гармоничный вид составил почти 10 лет. Строитель-гидравлик Модюи нашел серьезную ошибку в расчетах. Проект был скорректирован и все же утвержден. Новый собор начали строить в 1818 году, а закончили через 40 лет.
Четвертый Исаакий дался потом, кровью и большим количеством человеческих жертв. В своем неудержимом стремлении создать самый грандиозный и роскошный храм Николай Первый лично отслеживал, как продвигается строительство и выделял из государственной казны значительные суммы на него. Ну а результат всеобщих усилий мы можем видеть и по нынешний день.
Что представляет Исаакиевский собор внешне
Нынешний Исаакий – грандиозный храм о пяти главах в стиле позднего классицизма, но с некоторыми проявлениями неоренессанса, византийского стиля и с элементами эклектики. Высота собора 101.5 м, ширина – 97.6 м, длина – 111.3 м. 112 мощных гранитных колонн служат украшением строения. Великолепный рускеальский мрамор обнимает стены собора, а сам храм служит отличным фоном «Медному всаднику».
Вокруг купола на высоте более 40 м над землей находятся 24 колонны, составляющие колоннаду длиной 14 м и массой более 65 тонн! По двум винтовым лестницам в 200 ступеней можно подняться наверх и через 12 проемов восхищаться фантастическими видами города.
Внутренние интерьеры Исаакиевского собора
Основная задумка Монферрана при работах над внутренним убранством храма была основана на сочетании разноцветного мрамора при оформлении стен, пола, колонн. Роскошные же росписи находились непосредственно под главным куполом и сводами. В соборе есть 3 алтаря, посвященные Исаакию Далматскому, Екатерине Великомученице, Александру Невскому.
Большое внимание при облицовке внутренних поверхностей было уделено подбору цветовой гаммы. Верхняя часть стен – это белоснежный мрамор из Италии, а нижняя на контрасте – черный сланец. Колонны и разнообразные элементы декора исполнены в самых разных оттенках: нежно-розовый, насыщенный вишневый, изумрудный, охра, кирпичный. Великолепен и резной иконостас в обрамлении белого мрамора с малахитовой и лазуритовой отделками.
Под куполом Исаакия размещены 12 чудесных кариатид в виде удлиненных фигур ангелов, между которыми расположены искусные изображения апостолов.
Интересно то, что скульптуры у внутренних дверей собора имеют явное портретное сходство со строителями, которые принимали участие в работах над собором.
На алтарном окне православного храма красуется витраж с изображением Воскресшего Христа площадью почти 30 на 10 квадратных метров. Витражи, как известно, более свойственны убранству католических соборов, поэтому появление этого элемента декора в храме православном было поистине революционным.
А еще Исаакий может похвастаться уникальными панно и картинами начала 19 века общим количеством 150 предметов живописи.
Какие функции нес и несет Исаакиевский собор
После революционных событий Исаакиевский собор нещадно и неоднократно грабили. Новые власти пытались совсем закрыть храм. Но в результате колокола сняли и переплавили, а в помещении открыли антирелигиозный музей. Ночью с 11 на 12 апреля 1931 года в этом музее запустили маятник Фуко. Он стал символом «торжества науки над религией».
Во время Великой Отечественной войны в помещении хранились ценные вещи и экспонаты. Их привозили сюда из пригородных музеев Ленинграда, из Летнего дворца и из Исторического городского музея.
В нынешние дни проводятся интересные экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. Набирается группа 15 человек, и вы погружаетесь в историю собора, которую вам поведает грамотный гид. Почти все туристы поднимаются на колоннаду, откуда делают памятные фотографии и любуются видами на центральный Санкт-Петербург, Исаакиевскую и Дворцовую площади, а также на Неву и Петропавловскую крепость на той стороне реки.
Как доехать до Исаакиевского собора и режим работы
Ближайшие станции метро:
Купол Исаакия виден издалека. Это и будет вам ориентиром.
Режим работы Исаакиевского собора
Вечерние экскурсии, рассказывающие о внутреннем убранстве собора, проводятся с 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 ежедневно, кроме среды.
Режим работы колоннады
(обратите внимание, он разнится в зависимости от периодов):
С 1 мая по 31 октября:
С 1 ноября по 30 апреля:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Сообщества
—Статистика
Исаакиевский собор-шедевр архитектора Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор-шедевр архитектора Огюста Монферрана.
История строительства символа Санкт-Петербурга — Исаакиевского собора — была долгой и мучительной. Подробно её описал исследователь Николай Никитин, проанализировавший многие документы, свидетельствующие о процессе проектирования и возведения Исаакия.
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран ( 23 января 1786 — 28 июня 1858, Санкт-Петербург) — архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.На русский манер Рикара Монферрана также называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в этом городе |
Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община получила возможность совершать в соборе богослужения. Богослужения в Исаакиевском соборе проводятся ежедневно, за исключением среды. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“». |
Северный фронтон. «Воскресение Христа»Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.
Впервые на месте, расположенном неподалёку от нынешнего Исаакиевского собора, храм появился в 1707 году. Как указывают авторы книги «Огюст Монферран» Ольга Чеканова и Александр Ротач, собор построили по указу Петра I во имя небесного покровителя царя — преподобного Исаакия Далматского. Но для церкви не возводили новое здание — просто переделали под храм деревянный амбар. Тем не менее церковь играла особую роль в жизни Петербурга. Например, в ней состоялось венчание императора Петра I и императрицы Екатерины Алексеевны в 1712 году.
фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
барельеф с изображением Монферрана
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год.
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран
Позже было решено возвести каменную церковь на месте деревянной. Проект сделал известный в Петербурге немецкий архитектор Георг Маттарнови, принимавший также участие в строительстве грота в Летнем саду и Зимнего дворца. В 1717 году камень в основание будущей церки лично закладывал Пётр I. Но строительство шло непросто: в 1719 году Маттарнови умер, и доводить до ума здание поручили ведущему архитектору Петербурга Николаю Гербелю. Именитый мастер не вполне справился с заданием — запроектированные им конструкции сводов оказались неудачными и дали трещины. В 1724 году Гербель умер, строительство церкви завершили два не менее известных архитектора: Гаэтано Киавери и Михаил Земцов.
западный фасад
Апостолы Варфоломей и Фома
Столь сложно создававшееся архитектурное творение постигла печальная участь. В 1735 году после попадания молнии здание загорелось, пожар значительно повредил его. Несколько десятилетий погоревшая церковь стояла брошенной. В 1760 году постройку основательно исследовал архитектор Савва Чевакинский. Он заявил, что фундаменты слишком близко расположены к Неве — храм стоял там, где сегодня расположен памятник медному всаднику, — из-за чего они размываются водой. Чевакинский предложил перенести храм на новое место — дальше от воды. Через год ему поручили создать проект нового здания.
Южный фасад
Барельеф «Поклонение волхвов»
Апостолы Филипп и Андрей
Архитектор решил максимально сохранить облик храма, построенного при Петре I. Церковь, имеющую в плане форму латинского креста, предполагалось построить с одной главой. Рядом должна была стоять колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Самое главное, что Чевакинский наметил точный участок под строительство храма — он впервые указал ровно то место, где сейчас стоит Исаакиевский собор.
Н. Ф. Гербель. Южный фасад церкви Исаакия Далматского. 1721 г., ГЭ
Закладка камня нового собора состоялась только в 1768 году. К тому моменту Чевакинский уже покинул проект, а за строительство отвечал архитектор Антонио Ринальди. Он создал новые эскизы собора на месте, указанном Чевакинским. В отличие от предшественника, Ринальди решил изменить облик первоначального храма петровских времён и создать пятиглавый храм с колокольней.
Красивый проект не суждено было осуществить. Ринальди начал работы, но после смерти Екатерины II в 1796 году он решил вернуться в Италию. К тому моменту собор в соответствии с проектом Ринальди был возведён почти до уровня основания барабанов куполов. Построить пятикупольную композицию доверили архитектору Винченцо Бренну, приступившему к работам 1 апреля 1798 года.
Восточный фасад
Апостолы Симеон и Иаков
Бренна сначала честно хотел довести до ума замысел предшественника, но, как сказано в книге «Огюст Монферран», денег на строительство не хватало, поэтому архитектор решил внести изменения в проект Ринальди и сделать собор одноглавым, а колокольню уменьшить на один ярус. Строительство завершили к 30 мая 1802 года.
Но вскоре стало очевидно, что оставлять храм в таком виде нельзя. Архитекторам предложили принять участие в конкурсе и придумать, как усовершенствовать имеющуюся постройку. В 1809 году соответствующее приглашение получили многие видные мастера, в том числе Андрей Воронихин, завершавший строительство Казанского собора, Джакомо Кварнеги, только-только достроивший Смольный институт, и другие.
Почти все архитекторы проигнорировали задачу сохранения параметров здания, поставленную Александром I, и стали предлагать новые проекты. Конкурс остался без победителя. Но позже судьба свела императора с Огюстом Монферраном.
Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год
Француз Монферран, получивший блестящее образование в Париже, сам приложил усилия для того, чтобы Александр I заметил его. В 1814 году император приехал в Париж, где архитектор преподнёс ему папку своих проектов. Александра I впечатлили работы Монферрана, и в 1816 году архитектор переехал в Россию.
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора
В 1818 году Монферран создал проект доработки Исаакиевского собора. Архитектор схитрил: не все его решения, которые отлично выглядели на бумаге, легко можно было воплотить в жизнь. Но Александр I доверял архитектору и 20 февраля 1818 года подписал проект, утвердив смету на сумму 506 300 рублей на первый год работ.
Контролировать перестройку должна была особая комиссия, объединившая специалистов и крупных государственных деятелей во главе с членом Государственного совета графом Николаем Головиным. 4 марта 1818 года состоялось первое заседание комиссии, а 26 июля 1819 года — торжественная закладка собора.
В западной части в фундамент под входом была опущена бронзовая позолоченная доска с надписью: «Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 в 26 день июля месяца царствования императора Александра Первого в 19 лето, при обновлении храма, начатого великой его прародительницей Екатериной Второй во имя святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии Высочайше установленной председательствовал граф Головин; заседали действительный тайный советник Козадавлев, генерал-лейтенант Бетанкур и тайный советник князь Голицын; перестраивал архитектор Монферран».
Французский архитектор добивался максимальной самостоятельности при строительстве. С самого начала он потребовал у комиссии двух помощников, четырёх десятников, секретаря, двух мастеров каменных дел, двадцать пять солдат и особое лицо для приёмки материалов, поступавших на строительство по заявкам зодчего, причём приёмщик должен был непосредственно подчиняться Монферрану. Комиссии такая самостоятельность не нравилась.
В ноябре 1820 года комиссия направила на стройку человека для контроля за расходованием материалов и денег. Проверяющий в своих донесениях заявил о взяточничестве и хищениях.
Монферрана после проверки отстранили от всех хозяйственных дел. В конце января 1822 года комитет сообщил Александру I, что перестройка Исаакиевского собора по чертежам Монферрана технически невозможна, необходима переработка проекта. На тот момент в перестройку собора вложили уже около 5 миллионов рублей. Эти средства ушли на разборку старого здания и укладку новых фундаментов.
Александр I предложил не отказываться от проекта Монферрана, а доработать его.
При этом император потребовал остановить строительство до тех пор, пока уточнённый проект не будет готов и утверждён
С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании. Участвовал в проектировании и Монферран. Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.
Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.
В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.
Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.
К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая — в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.