изображение слона на георгиевском соборе в юрьев польском
Слон на Георгиевском соборе
На фото — один из рельефов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области. На сегодняшний день это единственное известное изображение слона в древнерусском храме. Георгиевский собор, построенный в 1230–1234 годах, известен не только тем, что это один из последних крупных белокаменных храмов домонгольского периода, но и тем, что на его стенах сохранились уникальные рельефы. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, животных (птиц, львов, волков), грифонов и растительные орнаменты.
Рельеф со слоном находится на северной стене храма над второй левой капителью с изображением трех женских масок (одна анфас по центру, две по сторонам в профиль). Миниатюрный рельеф расположен высоко, поэтому его сложно отыскать невооруженным взглядом. Он лучше виден, если немного отойти от собора, так как при взгляде снизу его загораживает одна из масок.

Ну что, сможете найти слона? Чтобы увеличить фото, кликните на него. Фото с сайта flickr.com
Несмотря на то что на Руси слоны не водились, древний мастер довольно точно передал животное, изобразив хобот и бивни (сравните с другими древними изображениями слонов в этом каталоге). Правда, уши у слона слишком длинные и похожи скорее на заячьи, ноги тонковаты и заканчиваются крупными когтями. Но не будем ругать мастера: всё-таки первый живой слон был привезен на русскую землю только в XVI веке (см. Слон Ивана Грозного).

Рельеф со слоном над капителью с изображением масок. Фото с сайта photobook33.ru
Благодаря колоритной внешности слон часто упоминается в мифологических сюжетах. Например, слон и другие экзотические звери встречаются в «Венском Генезисе» — иллюминированной рукописи Книги Бытия, вероятно созданной в Сирии в первой половине VI века.
Животные выходят из Ноева ковчега. Миниатюра «Венского Генезиса», Сирия, VI век. Изображение с сайта biblia.okis.ru
Также рисунок слона с когтями можно увидеть в «Христианской топографии» (VI век), которая была известна на Руси начиная с домонгольского периода. Возможно, рельефное изображение слона — это собирательный образ, который видел древнерусский мастер в рукописях.
Слон с когтями. Миниатюра «Христианской топографии», издание XVI века. Изображение с сайта biblia.okis.ru
На выставке Дарвиновского музея «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» (она продлится до 14 февраля 2021 года), где представлена точная копия рельефа со слоном, специалисты рассказали, что наличие длинных когтей у слона имеет биологическое объяснение. Если животное не стачивает их о грубые поверхности, а также их никто специально не подрезает, то они могут отрасти до такого размера. Поэтому, например, при содержании слонов в неволе рекомендуется наличие твердых прочных поверхностей (бетона), которые помогут ограничить разрастание их когтей (или, скорее, ногтей).

Копия рельефа с изображением слона в Дарвиновском музее на выставке «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси». Как и другие слепки на выставке, эту копию можно потрогать. Фото © Эрики Ефремовой
Тем не менее ученые до сих пор не знают, что побудило древнего скульптора поместить на собор рельеф с изображением слона. Более того, если мы приглядимся к рельефу, станет понятно, что слон явно не на своем месте и, возможно, раньше был частью некой композиции (обратите внимание на обрамляющий слона валик, ему явно не хватает продолжения слева). И действительно, мы знаем, что в XV веке храм внезапно обрушился. В 1471 году его восстановил из старого камня Василий Дмитриевич Ермолин по приказу Ивана III. Но в процессе воссоздания облик собора оказался изменен, он стал ниже примерно в два раза, часть рельефов погибла, изначальный порядок расположения сохранившихся рельефов был утрачен. У мастера не было точного плана и зарисовок белокаменной резьбы, поэтому сюжеты перепутались и образовался своеобразный «ребус» из рельефов. Попытки восстановить первоначальный замысел резьбы, прочесть ее как каменную книгу не прекращаются и по сей день.
bon_a_ventura
BonAventura
Журнал о фотопутешествиях
Как ни странно, привлекательность собора повысилась по причине, для этого, казалось бы, совсем неподходящей. В 1460-х годах своды собора обрушились. Так как слава его уже в это время вышла за пределы суздальского ополья, московский князь Иван III послал знаменитого в ту пору строителя Василия Ермолина восстановить собор.
Речь идет о слонике.
Пытались найти слоника и мы с сыном. Увы! Слоник нам не сдался. В том смысле, что не показался. Смирившись с тем, что все желания придется выполнять самим, без хобота и бивней, мы пошли дальше по Юрьеву. Но слоник не выходил из головы. Наконец, мы решили вернуться и посмотреть слоника, пусть и с подсказкой. Но где ее взять? Страницу с подсказкой я специально не распечатывал, дабы не было соблазна, Интернет на телефоне недоступен. К счастью, в соборе оказался сотрудник, тот самый, который отпирал нам его утром. Он подвел нас к большой фотографии собора, висевшей внутри и на ней пояснил, где нужно искать.
Мда… что я вам хочу сказать. Найти его там без подсказки, кончено, можно, Но стоит заложить на это часа 3-4, затем разбить весь собор на маленькие квадратики и ходить, строго последовательно рассматривая каждый из них. Потому что при простом, пусть и внимательном осмотре, обнаружить слоника невозможно. А если вы не верите во всю эту мистику, а хотите просто насладиться зрелищем, кликайте на подсказку с картинкой.
Большинство отчетов о Юрьеве начинаются с Михайло-Архангельского монастыря, а заканчиваются Георгиевским собором. Самые внимательные еще пишут про комплекс из Покровской церкви и храма Никиты-мученика.
Между тем, есть еще несколько зданий, не столь эффектных, но интересных вдумчивому путешественнику.
Некогда гордый классицистический храм, лишенный глав и окруженный огородами, отведен сейчас под детский дом. И только ваше воображение может дорисовать ему прежние формы. Чтобы найти эту церковь, нужно от земляных валов идти по улице 1 Мая и высматривать ее слева.
От здания бывшей Введенской церкви можно через дыру в заборе (встаньте так, чтобы центр города с валами был за спиной, а церковь чуть справа) пролезть на территорию Свято-Введенского Никоновского монастыря. По легенде, он основан на месте рождения Никона – ученика и сподвижника Сергия Радонежского.
На месте Никольской деревянной церкви в 1666 году была выстроена Никоновская, а в память о Никольской назвали один из пределов. С этого момента началась путаница, продолжающаяся и по сей день – кто-то называет церковь Никольской, кто-то – Никоновской. Церковь тоже сильно изуродована временами, и сейчас узнать ее былой облик сложновато.
Расположенный рядышком Введенский собор сохранился лучше, и сейчас реставририруется.
Выйти из монастыря можно уже через ворота и по улице свернуть направо.
Нужно будет по Краснооктябрьской дойти до Авангардского переулка и повернуть еще раз направо. Там можно будет найти Христорождественскую и Борисоглебскую церкви. Борисоглебская в советское время побывала молокозаводом, была разрушена и сейчас отстраивается практически заново.
А Церковь Рождества Христова сохранилась хорошо. Сейчас ее покрывают толстым слоем шпаклевки и штукатурки. Не знаю, насколько это корректно с точки зрения научной реставрации. На незакрашенных участках видно, что раньше церковь была оштукатурена, но штукатурка лежала тонким слоем поверх кирпича, придавая белый цвет, но не пряча кирпичную фактуру.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким.
Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
Присмотримся, однако, ближе к самой резьбе. Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. О характере этой системы позволяют судить фасады северного и южного притворов Георгиевского собора, где резные камни, исполненные в высоком рельефе, сочетаются с побегами плоскостного растительного орнамента. Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудищ и на втором ярусе фасадов.
Это сочетание двух манер резьбы на больших плоскостях фасадов было технически весьма сложным. Сначала они украшались горельефными изображениями, которые вытесывались на отдельных камнях на строительной площадке и затем вводились в кладку стены. На этом первом этапе убор здания напоминал церковь Покрова на Нерли: рельефы выступали на гладкой плоскости стены. Затем начиналась резьба коврового узора, которая велась по уже готовой стене, переходя на ее архитектурные детали и оплетая горельефные скульптуры. Эта работа требовала от резчиков безупречной точности глаза и руки, безошибочного движения резца, так как малейшая погрешность была бы непоправимой. Тончайший узор наносился сперва одним прочерченным контуром: это хорошо видно на южной стене западного притвора, убор которой остался незаконченным. Сочетание этих двух систем резной декорации требовало предварительного детального и точного ее проекта, который заранее учитывал размещение резных камней, чтобы связанный с ними узор мог нормально развертывать свои элементы при подходе к горельефам.
А вот и слон, над колонной спрятался зверь для Руси невиданный. Его можно увидеть на северном фасаде лишь поднявшись на ступеньки соседнего храма из красного кирпича.
Правда, история завершилась трагически. В 1570 году разразилась эпидемия чумы, в коей обвинили экзота. И недолго думая сначала отправили в ссылку. А затем и вовсе приговорили к смертной казни.
Но шахи продолжали слать слонов, прощупывая почву для торговых и военных союзов. В начале семнадцатого века несколько слонов прибыли к Михаилу Федоровичу. А в 1713 году личного слона получил и Петр I. Его чучело до сих пор можно увидеть в Кунсткамере.
Вот как описывал слона современник Петра I:
Георгиевский собор – уникальное собрание домонгольской каменной пластики
Плодородные просторы Юрьева Ополья. Дорога, уходящая за горизонт. Легкие узоры облаков в ослепительно синем небе. С погодой опять повезло! И мы снова держим путь в сторону Юрьева-Польского. Города, откуда пошла княжеская династия, возвысившая нашу малую родину до государственных масштабов, оставившая после себя богатую материальную и духовную культуру, построившая на нашей земле невероятные памятники белокаменного зодчества, которыми, к счастью, мы можем любоваться и сегодня.
И главным героем очередного выпуска программы «Точка на карте» выступит уникальный белокаменный Георгиевский собор, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким (сразу оговоримся, что эта версия собора до наших дней не дошла, но об этом позже).
Почему же этот храм уникальный? Потому что на его стенах можно увидеть самую масштабную в России (после владимирского Дмитриевского собора) коллекцию домонгольской каменной пластики.
Почему же на стенах Георгиевского собора мифические русалки соседствуют с житием святых, какой святыне храма поклоняются современные верующие, кто и зачем нацарапал кресты на абсидах памятника. Об этом и не только расскажет народный гид Алексей Валентинович в свежем выпуске программы «Точка на карте». Смотрите видео!
Три версии собора
Судьба Георгиевского собора драматична. Впервые он был возведен основателем города Юрьева- Польского Юрием Долгоруким в 1152 году.
Юрий Долгорукий. Фото: u-static.z-dn.net
Князь посвятил храм своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. Он же покровитель земледельцев. Именно так («земледелец») с греческого языка переводится имя Георгий, или Юрий.
Георгий Победоносец. Фото: avatars.mds.yandex.net
Где располагался этот первый храм, неизвестно. Но в период с 1230-го до 1234 года здание разобрали и построили заново. Такое решение принял внук Долгорукого — князь Святослав Всеволодович. Он получил в удел город Юрьев-Польский в 1212 году после смерти своего отца Всеволода Большое Гнездо. «Святослав князь в Юргеве руши церковь святаго Юрия каменую, тако же бе обветшала и поломалася, юже бе создал дед его Юрги Володимеричь и святил великим священьем», — сообщает об этом событии летопись.
Современный вид собора – это именно вторая версия белокаменной постройки. Та, которая была заложена во времена правления князя Святослава. Своды нового храма были сложены из пористого туфообразного известняка, стены забутованы булыжником на растворе. Такая технология была традиционной для того времени.
Интересно, что архитектура собора существенно отличалась от того, что строили ранее, в XII веке. Перед нами уже не традиционный романский куб с характерными порталами и византийским убранством. В белом камне был возведен приземистый и устойчивый крестообразный и башнеобразный храм с зальным интерьером.
Многие исследователи сходятся во мнении, что с момента появления Георгиевского собора уже можно говорить о рождении русского национального стиля в архитектуре. Однако храм Святослава рухнул. Точнее, в 1471 году обрушился верх здания. По велению царя Ивана III Великого собор был реконструирован бригадой московского купца Василия Ермолина. Мастера разобрали каменные руины, максимально сохранив кладку. Далее надстроили стены, используя имеющиеся камни. Понятно, что система резного декора была серьезно нарушена, так как собор собирали по кускам. То есть первоначальная логика рисунка нарушилась. И какой она была, нам уже не узнать. Но что же мы имеем сейчас? Это тоже очень интересно.
Русалки, хлеб и Георгий Победоносец
Белокаменная резьба храма при близком рассмотрении производит сильное впечатление. Она рельефна, образна и наглядна. Многие сюжеты расположены прямо перед тобой, на уровне глаз. Рука так и тянется прикоснуться к истории, понять, какая она на ощупь….
Когда рассматриваешь каменные образы, первая эмоция – недоумение. Тут тебе русалки (их очень много), грифоны, славянская птица Сирин, витиеватые растения, которые как будто прорастают сквозь белый камень и возносятся к небесам.
Птица Сирин, прообраз русалки (сирены)
И рядом со всем этим мифическим зоопарком — православные святые, образ Святой Троицы, Богородица, сам Георгий Победоносец, Авраам. Почему же стало возможным такое соседство? Кем же были наши предки — язычниками или христианами?
И как бы это парадоксально ни звучало, тут нет никакого противоречия. Перед нами — картина мира человека XIII века во всем ее многообразии. И это не двоеверие, как кажется на первый взгляд. На землях Юрьева Ополья жили аграрии, земледельцы. И собор Георгия был построен для них. Наши предки восприняли христианство не через канонические догматы греческой культуры или иудаизма, а через свои представления о мире — через сознание землепашца. Хлеб – это и тело Христово, которое приносится в жертву внутри храма, и символ плодородия, залог безбедной жизни крестьянина. Поэтому каменные растения на соборе – это труд, будни наших предков и показатель их благополучия.
А вот мифологические существа – это природные силы, которые «отвечают» за богатый урожай. Георгий Победоносец же – покровитель земледельцев и православный святой. Мы помним, что у наших предков было два праздника в году, связанных с Георгием: Юрий Вешний (начало посевных работ) и Юрий Осенний (конец сельхозработ и день расчета крестьянина с помещиком). Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» именно об этом.
Слон исполняет желания
Однако это далеко не все. На стенах собора можно встретить изображения грифонов, львов и даже слона. Вероятно, князь Святослав Всеволодович зашифровал в своем белокаменном творении послание своим современникам. Если хотите, перед нами своеобразная энциклопедия древнерусской жизни. Грифон, львиные лики – распространенные сюжеты того времени, их можно встретить и на Дмитриевском соборе, и на храме Покрова на Нерли. Это животные мифологические, не относящиеся к славянской культуре, но воспринятые ею вместе с христианством. Вот так раздвигаются границы мира. Ну а слон и вовсе существо диковинное, далекое, непонятное, редкое, но вполне себе реальное. О нем наши предки слышали, вероятно, со слов купцов и путешественников. Почему бы не разместить изображение этого чудесного зверя на стенах главного собора города? Вот он мир во всем его многообразии!
Кстати, местные жители рассказывают, что тот, кто найдет этого самого слона на стене собора, может загадывать желание, которое непременно сбудется. Не забудьте поискать, когда задумаете посетить Георгиевский собор.
Кресты и крестики
Не обошлось и без народного граффити. На стенах храма можно обнаружить своеобразные кресты и крестики, которые нацарапаны на камне. Это, конечно, неофициальное творчество, к христианской традиции отношения не имеющее. Истоки появления подобных изображений очень понятны (они и сегодня актуальны): оставить свой скромный след на храме Божием, отметиться, так сказать.
Святославов крест и коллекция камней
Главной святыней Георгиевского собора и города Юрьева-Польского считается Святославов крест. Каменная композиция называется «Распятие с предстоящими» и относится к XIII веку. Реликвию почитают как чудотворную. Этот факт привлекает в белокаменный храм верующих и паломников, а в былые времена – княжеских и царственных особ. «Российские Государи и Великие Князи церковь сию чтуще, ю посещаху», — отмечает одна из летописей. Безусловно, этот артефакт имеет не только религиозную, но и большую историческую ценность.
Рядом с крестом расположен еще один интересный камень, на котором высечена надпись о проставлении князем Святославом указанного распятия.
Вообще, в музее храма представлена достаточно большая коллекция резного камня, или так называемый лапидарий. В собрании более 60 разнообразных экспонатов.
А вот внутреннее убранство храма относится к более позднему периоду русской истории. Росписи в соборе датируются XIX веком.
Привлекает внимание и старинный по. Он был уложен в веке XVIII, о чем свидетельствует надпись на одной из железных плит — 1784 год.
Музей открыт для посещений
Георгиевский собор – это лишь одна из экспозиций местного музея, ознакомиться с другими можно по ссылке. С начала июля объект вновь открыт для туристов. Территория культурного объекта благоухает. Цветы — повсюду. А еще прямо на улице можно осмотреть интересную коллекцию старинных наличников Юрьева Ополья.
Если вы вдохновились нашим примером и у вас появилось желание погрузиться в историю родной земли, совершите это небольшое, но очень интересное путешествие. Кстати, на торговой площади Юрьева-Польского, расположенной неподалеку от музея, продают огромные и очень вкусные пирожки (с капустой – всего 25 рублей), которые мы после нашей насыщенной прогулки с удовольствием умяли, расположившись на очаровательной пешеходной улице.
Уезжать из этого милого города не хотелось. Ну что же, будет повод вернуться, чтобы открыть для себя и для вас, дорогие читатели, еще больше интересных мест древнего Юрьева Ополья.
Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода






































