изучение мозга человека сознание и бессознательное

7 законов работы «бессознательного» мозга

✅Бессознательное — это не эзотерическая абстракция, а самая что ни есть реальная совокупность рептильного мозга и лимбической системы. И это бессознательное, равно как и неокортекс, работает по определенным законам, зная которые мы в состоянии опосредованно на него влиять.

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Бессознательное — это та штука, к которой мы часто апеллируем (и, в общем-то, не зря), при этом толком не подозревая, как же она работает. В этом весь наш мозг: он не вникает, а сходу делает массивный вывод на основе всего пары-тройки услышанных реплик. А поскольку незнание правил не освобождает от ответственности, тут начинают свой путь многие наши проблемы.

Как работает «бессознательый» мозг

Чтобы понять работу бессознательного, давайте кратко пройдемся по триединой модели мозга, которая прольет свет на его устройство. Созданная американским нейрофизиологом Полем МакЛином в 50-х годах прошлого века, она, как и любая другая модель, ограничена собственными рамками. Но это не отнимает у неё в полезности, если использовать её как одну из многих.

Суть этой модели в том, что наш мозг состоит из трех отделов, «надетых» друг на друга:

Рептильный мозг — часть, ответственная за базовые функции жизнедеятельности организма: дыхание, кровообращение, мышечные реакции, сон. Рептильным он называется потому, что именно рептилии являются самыми примитивными его обладателями.

Лимбическая система — «общая черта» всех млекопитающих и хранилище наших эмоций. Конечно, она отвечает не только за эмоции, но и за память, регуляцию работы внутренних органов, обоняние и прочее. Но в первую очередь это всё же функция регуляции наших эмоций, которые тесно связаны с гормонами.

Прямо наше сознание (неокортекс) не может воздействовать на лимбическую систему, но косвенно повлиять может — например, изменив своё сознательное отношение к стимулу, который вызывает автоматическую реакцию.

Неокортекс (кора больших полушарий мозга) — самая недавняя эволюционная надстройка, в которой и «происходит» вся наша сознательная деятельность. Здесь обитают все функции высшей нервной системы: планирование, логика, рациональность. Самым мощным неокортексом можем похвастаться только мы, Homo Sapiens.

Формирование мозга происходит в такой же последовательности: у нас уже при рождении сформирован рептильный мозг и практически сформирована лимбическая система, а вот неокортекс развивается только со временем. К своему полноценному функционированию он приходит лишь к 20-30 годам.

Что это значит?

Это значит, что первые две части мозга гораздо мощнее третьей, ведь они сформировались гораздо раньше и вшиты в нас по умолчанию. Посему выходит, они диктуют практически все условия, у которых наш разумный неокортекс и находится в услужении.

А еще это значит, что эмоции и инстинкты определяют в нашей жизни куда больше, чем мы думаем.

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Так что же такое бессознательное?

На основе сказанного можно сделать вывод, что бессознательное — это не эзотерическая абстракция, а самая что ни есть реальная совокупность рептильного мозга и лимбической системы. И это бессознательное, равно как и неокортекс, работает по определенным законам, зная которые мы в состоянии опосредованно на него влиять.

Эти законы дадут нам ответ на вопрос, интересующий всех: почему знать не = делать.

Не зная этих законов (а их не знает большинство людей) мы будем постоянно действовать «в отрыве» от нашего неокортекса, буквально не ведая, что творим.

Вот эти законы, сформулированные в тренинге «Деньги+Чувства=Результаты», по которому и написана эта статья.

1. Обладает мощнейшими ресурсами.

Вам кажется, что собой управляете вы (то, что вы понимаете под своим «я»). На самом же деле, весь центр управления полетами находится именно в той маленькой древней и неосознаваемой части. Еще бы — в центрах гипоталамуса и таламуса находятся центры управления нашими органами и физиологическими процессами.

Это значит, что если именно вашему бессознательному захочется, чтобы вы зарабатывали как Джефф Безос, были умными как Стивен Хокинг или красивыми как мисс Америка, то это у вас будет.

Другой вопрос, найдет ли ваш неокортекс правильные аргументы и пути, по которым они «спустятся» в этот центр управления полетами. Об этом как раз в следующем пункте.

2. Реагирует только на эмоции, образы, вкусы, звуки, запахи и ощущения.

Все слова появились гораздо позже ощущений и «обитают» только в неокортексе. А вот сенсорное познание мира и эмоции находятся именно в лимбической системе и рептильном мозге.

Это значит, что до бессознательного не достучаться с помощью простых слов и умозаключений. Это возможно только с помощью тех слов, что вызывают в вас определенные эмоции, состояния и ощущения.

Тут важно отметить, что реакция бессознательного на те или иные раздражители очень индивидуальна. Кто-то сходу включается на звуки, кто-то на запахи и образы. Это уже то, что нужно в себе исследовать.

3. Исполняет встроенные программы вне зависимости от их полезности с точки зрения неокортекса.

Это именно та история, когда «как надо я и сам знаю, но делаю всё равно наоборот». Это касается веса, это касается отношений, и это уж точно касается денег. У многих людей программы на бедность встроены с детства фильмами, книгами, родителями или знакомыми.

Эти программы, будучи изначально просто вербальными конструкциями, вызывали в человеке сильные эмоции и ассоциации. Будучи неоднократно повторенными, они запечатались в вашей лимбической системе и засели там как партизаны, ведущие подрывную деятельность. Что с этим сделать я как раз говорю во второй части тренинга.

4. Влияет на результат достижения посредство эмоций.

Эмоция — это форсирующая сила, которая как бы подхватывает уже существующие в бессознательном программы. На сильной эмоции мы достигаем чего-то в разы быстрее. Плохого в том числе.

Это знание объясняет, почему крайне важно раскачивать в себе разные эмоции, но именно в ответ на нужные нам цели. Так, вы получите доступ к мощной подсознательной силе, которая будет «толкать вас в спину» в нужном вам направлении.

Да, бывает так, что скудные эмоции и мощная логика это единственно верная тактика. Но поверьте, делать своим героем Спока из Стартрека не так полезно, как вам может показаться. Именно из-за своей патологической безэмоциональности люди могут не только отказываться от нужных целей, но и по жизни поступать совсем нецелесообразно (что в своей книге «Биология добра и зла» хорошо описал нейроэндокринолог Роберт Сапольски).

5. Экономит ресурсы.

Гипоталамус, таламус, гиппокамп и лимбическая система в целом работают на очень низких цифрах энергопотребления. Когда работает эмоциональная система, мозг расходует всего 8-10 % нашей энергии. Вспомните только, насколько больше ментальных сил у вас тратится на концентрированную логическую и сознательную деятельность, и насколько легче, когда вы пассивно-инстинктивны в поведении.

В общем, жить на неконтролируемых эмоциях и импульсах намного экономнее. А посему, так и живем.

Из этого вытекает следующий принцип.

6. Реализует программы наиболее быстрым/коротким/легким способом.

Мечтали о красной машине — подарили маленькую коллекционную красную машинку. Хотели замуж, предложили фиктивный брак.

У меня в арсенале есть много подобных историй. Вот, например, самая любимая. Участница одного из наших интенсивов поставила себе 2 цели: денег и замуж. Но вот беда — сформулировала их неверно с точки зрения ХСР. Результат: буквально через полтора месяца она получила предложение от одного иностранца заключить с ним фиктивный брак и получить за это деньги.

Вот такой пример «скорой на руку» реализации. И главная проблема в том, что не осознав этого, многие могут на эту реализацию согласиться и успокоиться.

Из-за чего это происходит? Основная причина — в неправильной формулировке и все той же «мозговой лени».

7. Хранит воспоминания и доставляет их в сознание по запросу. Принимает участие в «переписывании» воспоминаний и прошлых реакций.

Гиппокамп отвечает за разные функции, но основная зона его ответственности — это наша память. Он выполняет роль проводника и менеджера наших воспоминаний:

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Сами же воспоминания при этом содержатся в коре головного мозга.

С воспоминаниями у нас вот какая история:

1. Мы склонны вытеснять воспоминания. Например, находясь в дофаминовой интоксикации от другого человека многие напрочь забывают о его проступках или о своих когда-то существовавших чувствах к другому человеку.

2. Огромная часть наших воспоминаний ложна. Это то, о чем очень не любят разговаривать многие психологи, которые работают в основном с воспоминаниями. Об этом очень хорошо написала специалист в области изучения памяти Элизабет Лофтус. Многие воспоминания мы «воссоздаем заново», когда вспоминаем о них, всякий раз внося малозаметные трансформормации.

3. И всё же, у нас есть доступ к реальным воспоминаниям. Но чтобы до них добраться, нужно послать правильно сформулированный запрос, а это могут сделать не все.

Так что если вам кажется, что в вашей жизни было только плохое, значит, вам почему-то выгодно помнить только плохое. И наоборот!опубликовано econet.ru.

Автор Alunika Dobrovolski

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

«Осторожно! Самостоятельное бессознательное»: Майкл Газзанига о мозге, природе сознания и проблемах биоэтики

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Осознание того, что бессознательное способно получать информацию, накапливать ее, сравнивать с предыдущим опытом и использовать, в свое время вызвало у специалистов настоящий шок. Ведь это означает, что мозг может обходиться без привлечения сознательного понимания и принимать решения на бессознательном уровне.

Майкл Газзанига – директор Центра по изучению мозга SAGE в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, в прошлом руководитель проекта «Закон и нейронауки» Фонда Макартуров. В своей книге “Социальный мозг” (The Social Brain, 1985) он представляет концепцию, которая может стать поистине революционной. Явления, давно изучаемые в клинической гипнотерапии, получают в теории Газзаниги биологическое обоснование. Майкл Газзанига разработал концепцию «модулей», с помощью которой показывает, как во время функционирования мозга на настроение и поведение человека может влиять информация, не относящаяся к его сознанию. Приемы воздействия на мозг на бессознательном уровне уже не одно десятилетие изучают приверженцы гипнотерапии, но сегодня подобные модели стимулирования привлекают внимание гораздо большего круга специалистов.

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Мозг – сложная машина

Героем выпуска стал Майкл Газзанига, профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, всемирно известный нейробиолог и один из ведущих мировых экспертов в области биоэтики.

Музыка полусфер

Именно группа под руководством Роджера Сперри исследовала восприятие прооперированных более глубоко и пришла к ошеломляющим выводам. «После разделения полушарий мы фактически получаем два мозга, каждый из которых способен к осуществлению сложных психических функций», – позднее сформулировал эти первые наблюдения Газзанига. Сам он проводил тесты на восприятие для левого и правого поля зрения пациентов (как известно, у каждого глаза их два) и позднее описал свой восторг от открытия так: «Правое полушарие получало информацию о картинке, но не могло выдать вербальный ответ. Оно просто не могло говорить о том, что видело!» Эта «речевая беспомощность правого полушария», неспособность дать словесный отчет об увиденных соответствующим ему противоположным полем зрения простых предметах –ложках и зубных щетках – была связана с тем, что центр речи, как оказалось, остался в отделенном левом полушарии. Последующие опыты, впрочем, открыли и сильные стороны правой половины мозга. Например, в решении зрительно-конструктивных задач она оказалась вне конкуренции, а также проявила способность к независимым эмоциональным реакциям.

Разделение функций – это свойство только человеческого мозга, ничего подобного не наблюдалось даже у высших приматов. Сегодня поверхностная информация об этой функциональной асимметрии (или латеральной специализации) мозга известна и очень далеким от науки людям. Все мы иногда по-дилетантски рассуждаем о том, что у нас нет вдохновения, потому что правое полушарие не хочет работать, или о «женской логике», связанной с недостаточной активностью у женщин левого полушария, и т.д. Все это – эхо того научного открытия начала 1960-х гг. Сам Газзанига к подобным поверхностным трактовкам относится негативно. «Наша идея по поводу более аналитического полушария и более творческого многими была понята упрощенно», – пояснил профессор Эвелине Закамской, ведущей и автору программы «Идеи, меняющие мир». Иронично улыбаясь, он даже вспомнил знаменитую рекламную кампанию автоконцерна SAAB начала 1980-х гг.: «”Красота автомобиля в правом полушарии, а решение его купить – в левом”. Мне это не нравится, если честно. Люди думают, что ухватив какую-то информацию, они могут использовать ее в беседе и это имеет отношение к науке. Что-то в этом не то».

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

К сожалению, на русском языке ни фундаментальные труды Майкла Газзаниги (например, Cognitive Neurosciences 1995 г.), ни его популярные сочинения разных лет, которыми зачитываются интеллектуалы во всем мире (Mind Matters, The Ethical Brain, Social Mind и др.) пока не изданы. В университетских хрестоматиях можно найти лишь давнюю выдержку из работы начала 1970-х гг. «Расщепленный человеческий мозг», где дан общий обзор экспериментов и выводов за первые 15 лет его научной карьеры. Упоминаний о главных гипотезах самого Газзаниги, сделанных им за рамками работы в группе Сперри, в этой переведенной статье еще нет. Существенно продвинуться в понимании того, как функционирует человеческое «я» и откуда берутся его «волевые решения», ему предстояло как раз в последующие два десятилетия.

Слово интерпретатору

Калифорния – родина Майкла Газзаниги и место его работы на протяжении почти всей научной карьеры. Он вырос в Глендейле, северном пригороде Лос-Анджелеса. Его отец был хирургом, и интерес к биологии, несомненно, передался сыну от родителя: свои первые эксперименты будущий нейробиолог проводил в гараже. Позднее, во время учебы в Дартмутском колледже, он всерьез заинтересовался науками о мозге и в поиске места для летней практики обратился с письмом к руководителю заинтересовавшей его программы. Этим руководителем и оказался будущий нобелевский лауреат Роджер Сперри из Калтеха. Так Газзанига узнал о необычных пациентах с расщепленным мозгом, которые – на первый взгляд – сохраняли единство сознания. Будучи настоящим ученым, он усомнился.

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Мысль о том, что изменения все-таки должны быть, не давала ему покоя по возвращении в Дартмут. Как позднее он вспоминал в одном из интервью, ему хотелось тщательнее протестировать этих уникумов, и он написал еще одному хирургу, также проводившему подобные операции в другом университете. Но получил отказ. Иных дорог, кроме как обратно в Калифорнийский технологический, у начинающего исследователя не оставалось. Дождавшись окончания колледжа, он поступил туда, вернулся в исследовательскую группу Сперри и получил возможность удовлетворить свое научное любопытство в полной мере, тестируя все новых пациентов и годами наблюдая, как функционируют «две независимые сферы сознания в одном черепе».

Судьбоносным для этого открытия стал, казалось бы, рутинный эксперимент с демонстрацией левому и правому полушариям пациента вполне обычных для такого эксперимента картинок. «Подопытный» должен был обнаружить между ними связь и вполне предсказуемо выполнил задачу. Но Газзанига впервые решил поинтересоваться причинами выбора («У меня ушло 25 лет на то, чтобы задать правильный вопрос»). И был ошеломлен: в случае с картинкой для правого полушария объяснение тестируемого оказалось столь экзотическим и неожиданным, что вопрос «Почему?» экспериментаторы с тех пор стали озвучивать регулярно.

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Так родилось предположение о локализации в левом полушарии мозга специализированного «объясняющего» модуля – Газзанига назвал его интерпретатором. «Мы почти все делаем автоматически. Примитивные механизмы дают возможность возникнуть рефлексу, реакции на окружающую среду», – пояснил ученый в беседе с Эвелиной Закамской. Интерпретатор включается уже после того, как наше правое полушарие бессознательно дало импульс к действию. Этот модуль непрерывно осуществляет поиск «смысла», объяснений происходящему, пытается внести порядок в сенсорный хаос. И уже постфактум, на основе имеющейся у него предварительной информации выстраивает для нас по возможности непротиворечивую картину, которая и выводится на уровень сознания.

При этом принцип модульности не сводится только к наличию интерпретатора. Любая психическая функция у обычного человека опирается на структуры обоих полушарий. Опыты в последующие годы показали, что мозг – это распределенная, динамическая система с многочисленными обрабатывающими узлами. Для российских зрителей программы Газзанига пояснил суть так: «Любое ваше действие представляет собой набор параллельных процессов в различных точках мозга. Это множество систем, которые трудятся в унисон». В количественном отношении речь идет об огромных величинах: «Мы пытаемся определить, как взаимодействуют друг с другом 89 млрд нейронов».

Сегодня профессор Газзанига считается одним из основателей целого направления в науках о мозге – когнитивных нейронаук, родившихся на стыке психологии и биологии. Конечно, это произошло не сразу, а в течение десятилетий рутинных экспериментов, междисциплинарных исследований, издания специализированного журнала и работ, проводимых им в Институте нейронаук в Дартмуте и Центре когнитивных нейронаук в Калифорнийском университете в Дэвисе. Не обошлось и без интуиции. «Если вы занимаетесь нейробиологией в течение 50 лет, вы начинаете ощущать проблему, чувствовать, как все это может работать», – признался профессор. Однако сразу же подвел под темой рациональную черту: «Вы видите взаимодействие механизмов, эту действительно сложную машину, которая определяет наше поведение».

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Этические угрозы

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Тем не менее в последние десять лет адвокаты в американских судах все чаще пытаются сдвигать границу личной ответственности и предъявляют результаты сканирования мозга в качестве смягчающих вину обстоятельств. Профессор Газзанига объяснил нам, почему он относится к этой практике отрицательно: «Предположим, что преступное поведение зависит от активности определенных участков мозга. Но можно ли считать такое изменение оправданием? Ведь большинство людей с таким же поражением в тех же обстоятельствах не совершают преступлений». C другой стороны, возникает проблема так называемого «криминального мозга». Ученые уже выделили участки коры, которые возбуждаются при подавлении человеком импульсов к действию. Однако уровень возбуждения – это индивидуальная норма. «У человека есть дефект, он совершил преступление, но при этом нельзя обобщать, что у всех людей с поражением мозга есть такая склонность».

Майкл Газзанига не исключает, что рано или поздно нейронауки окажут влияние на нормы правосудия, но нет никаких гарантий, что для общества это будет благом. И это не единственный этический барьер, который будет поставлен под сомнение в XXI в. Должны ли мы любой ценой стремиться к высокой продолжительности жизни, невзирая на то, в каком состоянии находится мозг? Допустимо ли генетическое и фармакологическое вмешательство с целью повышения уровня интеллекта? До какого момента в развитии зародыша считать допустимыми манипуляции с эмбриональными стволовыми клетками?

Впрочем, некоторые опасения нашей съемочной группы доктор Газзанига развеял. Так, сценарий фильма «Матрица» и создание искусственного интеллекта в обозримом будущем на повестке дня не стоят: «Если говорить о нем как о копии человеческого мозга, в которой была бы описана работа каждого нейрона, то это, конечно, фантастика». Чтение мыслей и влияние на них при помощи имплантируемых в мозг чипов в ближайшее время нам также не грозят. «Единственный способ изменить мысли людей – общение. По-другому это сделать невозможно и не получится в ближайшее время, а может быть, даже никогда».

Источник: журнал «В мире науки», подготовила Ольга Платицина.

Источник

Изучение мозга человека сознание и бессознательное

Условия (факторы), повлиявшие на развитие сознания человека:

· Трудовая деятельность (общественный труд, использование орудий труда)

· Возникновение языка (речь)

В процессе труда люди начали сговариваться, передавать информацию (сначала это были звуки, жесты, выразительные интонации). Спустя много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность.

С развитием речи совершенствовался и труд. С помощью трудовых действий у человека развивались руки, органы чувств, а это способствовало развитию головного мозга (он становится способным запоминать материал, представлять, мыслить, т.е. функционально совершенствуется). Развитие абстрактного (отвлеченного) мышления способствовало развитию психики.

Артур Владимирович Петровский выделяет следующие четыре характеристики сознания:

1). Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

2). С помощью сознания человек различает понятие субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, к рефлексии (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

З). Обеспечение целеполагающей деятельности. Приведем известную цитату К.Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

4. В структуру сознания входят также определенные отношения. К.Маркс писал: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные, и прежде всею общественные, отношения, в которые включен человек».

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

На самом деле сознание больше похоже на здание с лифтом: оно имеет разные уровни, по которым перемещается информация в процессе обработки. Вот эти уровни сознания:

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

неосознаваемые механизмы сознательных действий

неосознаваемые побудители сознательных действий

а) неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания («механическая работа», при которой голова остается «свободной»). Бывают:

(автоматические действия, процессы никогда не осознавались) Примеры: врожденные акты:

(автоматизированные действия или навыки, прошли через сознание и перестали осознаваться)

1. действие начинает осуществляться быстро и точно

2. происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.

— игра на фортепиано

( путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство)

б) явления неосознаваемой установки

советский психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы.

Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установкак периоду, который ему предшествует.

(- ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.;

-спринтер на старте в состоянии готовности к рывку.

(решение математического примера )

В явлениях неосознаваемой установки ученые увидели существование особой, «досознательной», формы психики – это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.

Пример: Человек, который смотрит на другого, порезавшего палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

1. эти процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.

2. они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека — его намерений, отношений, желаний, мыслей и т. д.

Зигмунд Фрейд (австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.) создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют 3 сферы:

2. предсознание (скрытые

Свойства бессознательных представлений:

— они с трудом переходят в сознание

Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления.

По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:

ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.)

Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

1. субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательный же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится.

2. неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

Примеры «надсознательных» процессов:

-процессы творческого мышления,

-процессы переживания большого горя или больших жизненных событий,

-кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть фото изучение мозга человека сознание и бессознательное. Смотреть картинку изучение мозга человека сознание и бессознательное. Картинка про изучение мозга человека сознание и бессознательное. Фото изучение мозга человека сознание и бессознательное

Вывод : сознание – это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т.е. в ходе своего исторического развития.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *