изучить материалы программы корабельной практики в соответствии с учебным планом
Изучить материалы программы корабельной практики в соответствии с учебным планом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 674 «Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования»
В соответствии с пунктом 24 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 29, ст. 3519) и пунктом 5.2.23.2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.
2. Установить, что Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, утвержденное настоящим приказом, применяется при обучении по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Министр | А. Фурсенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 января 2010 г.
Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения учебной практики (производственного обучения) и производственной практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.
3. Программы практики являются составной частью ОПОП НПО, обеспечивающей реализацию ФГОС НПО.
5. Задачей учебной практики (производственного обучения) является формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
8. Учебная практика (производственное обучение) проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательного учреждения. Учебная практика (производственное обучение) может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением. Учебная практика (производственное обучение) проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.
9. Производственная практика обучающихся на первом году обучения и в последующие годы проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся.
Обучающиеся зачисляются на вакантные должности, при их наличии, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
10. Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с ОПОП НПО.
11. Практика осуществляется как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО по осваиваемой профессии.
12. В организации и проведении практики участвуют:
13. Образовательные учреждения:
планируют и утверждают в учебном плане все виды практики в соответствии с ОПОП НПО, с учетом договоров с организациями;
заключают договоры на организацию и проведение практики;
совместно с организацией определяют объекты практики, согласовывают программу и планируемые результаты практики;
осуществляют руководство практикой;
контролируют реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики.
14. Организации, участвующие в организации и проведении практики:
заключают договоры на организацию и проведение практики;
согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику, участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики;
издают приказ о прохождении практики обучающимися;
предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики, определяют наставников;
обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимися;
проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации.
15. Обучающиеся, осваивающие ОПОП НПО, при прохождении практики в организациях:
полностью выполняют задания, предусмотренные программами практики;
соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
строго соблюдают требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.
16. Организацию и руководство практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.
Общее руководство и контроль за практикой от образовательного учреждения осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе. Непосредственное руководство практикой учебной группы осуществляется мастером производственного обучения.
17. В период прохождения производственной практики с момента зачисления обучающихся на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе в части государственного социального страхования.
18. Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательным учреждением совместно с организациями.
19. Практика завершается оценкой и/или зачетом обучающимся освоенных общих и профессиональных компетенций. По завершению производственной практики обучающиеся выполняют выпускную практическую квалификационную работу по профессии.
20. Результаты прохождения практики обучающимися представляются в образовательные учреждения и учитываются при итоговой аттестации.
21. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения НПО, могут, с учетом особенностей отрасли, разрабатывать на основании настоящего Положения рекомендации по организации и проведению практики обучающихся, осваивающих ОПОП НПО.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 674 «Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 января 2010 г.
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 29 января 2010 г. № 18
Отчет по учебной практике: введение, основная часть, заключение
Учебная практика ставит перед собой определенные важные задачи:
После окончание учебной практике пишется итоговая отчетная работа, а именно отчет по учебной практике.
Наличие практики в плане образовательного процесса – большое подспорье для студента.
Учебная практика – необходимый и обязательный период учебно-образовательного процесса подготовки специалистов. Заметим, что на каком бы ни был курсе студент, учебная практика обязательна.
Примеры введения по учебной практике
Примеры основной части по учебной практике
Примеры заключения по учебной практике
Примеры дневника по учебной практике
Цель учебной практики
Необходимо отметить, что учебную практику посещают все студенты независимо от кафедры и выбранной специальности, а именно будущие бухгалтера, юристы, государственные и муниципальные работники, экономисты, менеджменты, а также студенты, которые познают рабочие профессии.
Выделяют 3 вида учебной практики:
Программа учебной практики
Основные задачи учебной практики:
Руководителем или педагогом, института или какого либо другого учебного заведения, дается оценка содержанию и качеству исполнения студентами отчетных документов таких как:
Отчет о прохождении учебной практики: как писать
Студент самостоятельно должен составить грамотный и насыщенный по материалу отчет отобразив полученные навыки и умения в практической работе, которая проходила на предприятии или организации.
Одним словом студенты, которые познают юриспруденцию, ставят акцент на нормативную базу, а менеджеры или бухгалтеры основной упор делают на финансовую часть обучения. Экономисты в свою очередь составляют отчет по экономике предприятия. Любой студент, познающий экономическую науку, имеет право обозначить в отчете, что в бухгалтерии познавал процесс учета денежных средств, или на предприятии принимал активное участие в составлении бухгалтерской отчетности. Юрист, который обучается по специальности «социальный работник» и проходил учебную практику в юридическом отделе имеет право указать в документе, что основательно изучил действующие нормативно-правовые акты. В свою очередь, оказал неукоснительную помощь отделу кадров в формировании дополнительных соглашений к трудовым договорам с сотрудниками. Кроме того, разработал письмо в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о регистрации земельного участка в собственность РФ.
Отчет о прохождении учебной практики и дневник скрепляются подписями:
Обратим внимание, что введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения оформляются с новой страницы.
Во введение пишется, название организации, где проходил учебную практику студент, в том числе указываются функции и задачи данного предприятия.
Отчет о практики основательно рекомендуется составлять в соответствии программы практики, а также с учетом спецификации предприятия или организации.
Ядром отчета учебной практики должны быть профессиональные знания, которые были приобретены в период прохождения практики и информация о предприятии, где проходила практика.
Для составления отчетного документа о практике можно пользоваться информацией из интернета, научной литературе или из учебников.
В конце отчета пишутся выводы по итогам пройденной практики, обобщаются результаты задач, которые были проанализированы в отчете. Следует сделать определенные выводы о жизнедеятельности предприятия, о характере его деятельности и о осуществляемых задачах. А также о применении теоретических знаний и приобретении практических навыков. В свою очередь, рекомендуется обратить внимание на выявления определенных проблем в периоде прохождения учебной практики и о способе их решения.
Далее следует процесс нумерации и прошивания листов. Затем готовый отчет учебной практики отдается в учено-образовательное учреждение.
Некоторая информация из составленного отчета может быть использована преддипломной практики.
Требования к оформлению отчета по учебной практике
Отчет по практике – индивидуальная творческая работа студента. Здесь отображается его трудовая деятельность как будущего квалифицированного специалиста.
При составлении отчета по учебной практике можно применять :
Необходимо проанализировать:
Отчет – это малый научный труд. При составлении отчета по практике студент наглядно показывает свой теоретический запас знаний, которые получил в учебно-образовательном учреждении, а также практический навык и умения, которые получил при прохождении практики на предприятии или организации.
В конце практики практикант обязан сгруппировать все полученные сведения и правильно оформить в виде отчетного документа. Скомпонованный отчет по учебной практике формируется в соответствии с основными требованиями разработанной программы и с учетом определенных особенностях предприятии, на котором проходил студент учебную практику.
При оформлении отчета, практикант обязан соблюсти единые стандартные требования.
Структура отчета должна состоять из 4-х частей:
В процессе практики практиканты внимательно изучают программу практики, которая состоит:
Данные составляющие включаются в отчет о производственной практике, который составляется по ее итогам.
Общие сведения по учебной практике:
Грамотно оформленный и подписанный руководителями отчет с прилагаемыми дополнительными материалами, отзывами и дневником прошивается и предоставляется кафедре для проверки (не позже 10-дневного срока со дня начала занятий). Далее, после проверки отчета кафедрой студент получает допуск к защите.
Дневник учебной практики (образец): правила написания и оформления
Руководителем практики подписывается дневник. Далее, дневник учебной практики практиканта отдается в учебный отдел. Данный документ дает возможность зарегистрировать работу студента. И в тоже время преподаватель имеет возможность оценить и проанализировать теоретические и практические знания и навыки студента, полученные за период учебы, а также узнать объективную оценку студента со стороны.
Если преподавателя все устроит – в диплом пойдет оценка о результатах прохождения практики.
Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной и производственной практики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования Ивановской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
Фурмановский технический колледж
по разработке рабочей программы
учебной и производственной практики
Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной и производственной практики.
Спиридонов Г.Б мастер производственного обучения
В методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разработке рабочих программ учебной и производственной практик программ подготовки программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих /специалистов среднего звена по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ.
Методические рекомендации адресованы мастерам и преподавателям ОГБПОУ Фурмановского технического колледжа
Сокращения, используемые в методических рекомендациях.
2.Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной
и производственной практики……….
3. Структура и содержание рабочей программы практики………..
4. Требования к оформлению рабочих программ………………….
5. Порядок согласования, экспертизы и утверждения рабочей
6. Оформление листа изменений и дополнений в рабочую программу………………………………………………………..…….
8.Приложение 1. Оформление программы учебной практики……………………………………………………….
9. Приложение 2. Оформление программы производственной
10. Приложение 3.Перечень учебно-производственных работ в мастерских…………………………………………………………….
11. Приложение 4.Перечень учебно-производственных работ на
Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Выпускник образовательного учреждения среднего профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечить максимально эффективный результат.
Актуальность настоящих методических рекомендаций обусловлена переходом к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) среднего профессионального образования третьего поколения. В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям программы подготовки специалистов среднего звена/ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и их основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса: учебного плана, программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик и т.д. ФГОС СПО третьего поколения обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций: от минимума содержания к минимуму результата.
Программы учебной и производственной практик являются составной частью ППССЗ/ППКРС, обеспечивающей реализацию федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, связанных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных единиц ППССЗ/ППКРС по конкретным профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Дифференцированный зачет – форма промежуточной аттестации по учебной или производственной практике с выставлением оценки.
Квалификация – официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, отвечающих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта или требований, сложившихся в результате практики), сформированных в процессе образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте).
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)/программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающая воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий по специальности/профессии.
Опыт деятельности – образовательный результат, включающий выполнение обучающимся деятельности, завершающейся получением результата/продукта, значимого при выполнении профессиональной функции, в условиях реального производства или в модельной ситуации, которая воспроизводит значимые условия реального производства
Общие компетенция (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.
Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Оценивание – процесс установления степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым образовательным результатам.
Оценивание образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых устанавливается степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС. Эти требования относятся к зафиксированным в стандарте итоговым (ОК и ПК) и промежуточным (опыт, умения, знания) образовательным результатам.
Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области и вида профессиональной деятельности.
Рабочая программа учебной и производственной практик – нормативный документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также объем, порядок, содержание обучения и требования к условиям реализации учебной и производственной практик в рамках профессионального модуля.
Требования работодателей – понимание их ожиданий относительно компетенций работников конкретной профессии/специальности и определенного квалификационного уровня.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание на уровне применения).
Учебная и производственная практика – часть ППССЗ/ППКРС, соответствующая виду профессиональной деятельности (ВПД), имеющая определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначенная для освоения профессиональных и общих компетенций, практического опыта в рамках каждого вида профессиональной деятельности (ВПД). Практика является обязательным разделом ППССЗ/ППКРС и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся.
Учебный план по профессии/специальности (УП) – план организации образовательной деятельности в рамках программ специалистов среднего звена/программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, определяющий перечень образовательных областей, видов деятельности обучающихся в различных формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов.
Уровень квалификации (квалификационный уровень) – это соответственно установленная и описанная совокупность требований к компетенциям работников, дифференцированная по параметрам сложности, нестандартности трудовых контекстов, ответственности и самостоятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это стандарты третьего поколения, в их основе лежит компетентностный подход к образованию.
СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ
ВПД – вид профессиональной деятельности
ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена
ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
ОК – общие компетенции
ПМ – профессиональный модуль
ПК – профессиональные компетенции
РП – рабочая программа
ФГОС СПО – федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования
С целью обеспечения единых подходов к организации и проведению учебной и производственной практик обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования Министерством образования и науки Российской Федерации разработано и утверждено «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (Приказ Минобрнауки России № 291 от 18.04.2013 г., зарегистрирован в Минюст России 14.06.2013 г. № 28785).
Положение о практике обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования, определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих программы среднего профессионального образования.
С введением ФГОС СПО нового поколения появилась необходимость пересмотра основных подходов к разработке рабочей программной документации по учебной и производственной практикам.
Сроки проведения практики определены учебным планом ППССЗ/ППКРС.
Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Целью учебной практики является:
– приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии/специальности.
Задачами учебной практики являются:
– обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии/специальности и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии/специальности;
– закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся.
Учебная практика проводится в мастерских и лабораториях колледжа.
Учебная практика проводится преподавателями профессионального цикла или мастерами производственного обучения.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является дифференцированный зачет.
Целью производственной практики является:
– формирование общих и профессиональных компетенций;
– комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии/специальности, заложенных в ФГОС СПО.
Задачами производственной практики являются:
– закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии/специальности;
– развитие общих и профессиональных компетенций;
– освоение современных производственных процессов, технологий;
– адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности предприятий различных организационно-правовых форм.
Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между образовательным учреждением и организацией, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.
Производственная практика организуется преподавателями производственного цикла или мастерами производственного обучения.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по производственной практике является дифференцированный зачет.
2. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Исходными документами для составления рабочих программ учебной и производственной практик являются:
– федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения по конкретной профессии/специальности;
– учебный план колледжа по профессии/специальности, в котором определено место учебной и производственной практик;
– программы профессиональных модулей по конкретной профессии/специальности.
Работа мастера производственного обучения/преподавателя профессионального цикла по разработке программы учебной и производственной практик начинается с анализа ФГОС СПО.
В ходе работы с ФГОС СПО необходимо:
– изучить требования к результатам освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) и профессионального модуля (перечень общих и профессиональных компетенций, практический опыт).
Анализ учебного плана по профессии/специальности позволит изучить этапы учебной и производственной практик, объемы времени (в часах), необходимые для освоения каждого вида практик.
При анализе программ профессиональных модулей ( ПМ) формулируются наименования тем учебной практики, исходя из видов работ, определённых в программах ПМ.
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИК
3.1. Структура рабочей программы учебной практики
Рабочая программа учебной практики содержит:
– аннотацию к программе;
– результаты освоения учебной практики;
– тематический план и содержание учебной практики;
– условия реализации учебной практики;
– контроль и оценка результатов освоения учебной практики;
– приложение: перечень учебно-производственных работ.
Оформление титульного листа рабочей программы и оборотной стороны
Титульный лист рабочей программы оформляется в строгом соответствии с установленным в колледже шаблоном. На титульном листе название колледжа должно соответствовать его названию согласно Уставу.
Гриф утверждения оформляется согласно требованиям по делопроизводству и содержит все необходимые реквизиты.
Название рабочей программы учебной и производственной практик должно соответствовать учебному плану по конкретной профессии/специальности.
Титульный лист содержит:
– полное наименование колледжа в соответствии с Уставом;
– гриф утверждения программы (с указанием того где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа);
–наименование программы, вида практики и название профессионального модуля;
Рабочая программа учебной практики должна быть рассмотрена на заседании МО и одобрена им.
В аннотации к рабочей программе должны содержаться:
– выходные данные ФГОС СПО, на основании, которого разработана программа;
– ФИО составителей – преподавателя и/или мастера производственного обучения колледжа;
– ФИО экспертов полностью, с указанием должности и места работы.
При заполнении паспорта программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются.
Паспорт заполняется одним шрифтом, с соблюдением единого межстрочного интервала и полей.
Паспорт программы содержит несколько пунктов:
– о бласть применения программы;
– ц ели учебной практики;
– задачи учебной практики
– место учебной практики в структуре ППССЗ/ППКРС;
– формы проведения учебной практики;
– место и время проведения учебной практики;
– количество часов, необходимое для освоения учебной практики.
Целью учебной практики является освоение обучающимися практического опыта по видам профессиональной деятельности.
Второй раздел программы: результаты освоения учебной практики:
Указываются общие и профессиональные компетенции, приобретаемые на данной практике, наименование результатов обучения.
Третий раздел программы: тематический план и содержание учебной практики:
Количество часов, выделяемое на освоение программы учебной практики – определяется учебным планом колледжа.
Наименование тем учебной практики формулируются исходя из видов работ, определённых в программах профессиональных модулей.
Тематический план и содержание учебной практики оформляется в виде таблицы, где указываются наименование профессионального модуля, разделы учебной практики, темы, виды работ по каждой теме практики, объем часов.
При разработке содержания учебной практики и перечня учебно-производственных работ необходимо учесть присваиваемой уровень квалификации по профессии.
Четвертый раздел программы учебной практики «Условия реализации учебной практики» включает в себя следующие пункты:
1. Требования к материально-техническому обеспечению (наличие учебных мастерских, лабораторий, перечень средств обучения, оборудования, технических средств).
2. Информационное обеспечение учебной практики (перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
3. Общие требования к организации учебной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации учебной практики).
При разработке перечня учебно-производственных работ для подготовки рабочих по определенному виду профессиональной деятельности необходимо учесть следующие условия:
– изготовление деталей (изделий) должно включать комплексно-объединенные приемы, предусмотренные изучаемыми темами;
– изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых приемов к сложным;
– максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность;
– комплексные работы должны состоять из деталей, охватывающих максимальное число изученных до этого операций;
– обучающиеся должны знать ученические нормы времени выполнения заданий.
Расчет ученических норм времени на выполнение учебно-производственных работ [11] выполняется по формуле:
К – переводной коэффициент
Тшт = Тосн + Твсп + Тоб + Твст
где Тосн – основное (технологическое) время,
Твсп – вспомогательное время (установка, снятие детали, пуск и остановка оборудования и т.п.),
Тоб – время обслуживания рабочего места (регулировка оборудования, смазка, снятие инструмента и т.п.),
Твст – время, необходимое на отдых и естественные надобности.
Перечень учебно-производственных работ в период прохождения учебной практики на предприятии также необходим, как и перечень для работы в учебных мастерских.
Перечень учебно-производственных работ разрабатывается с учётом получаемого уровня квалификации по профессии.
3.2. Структура рабочей программы производственной практики
Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированного рабочего по видам профессиональной деятельности и в целом по профессии.
Программа производственной практики содержит:
– аннотацию к программе;
– результаты освоения производственной практики;
– тематический план и содержание производственной практики;
– условия реализации производственной практики;
– контроль и оценка результатов освоения производственной практики;
– приложение: перечень учебно-производственных работ; квалификационная характеристика профессии.
Оформление титульного листа рабочей программы, паспорта программы, результатов освоения производственной практики, тематического плана и содержания производственной практики, аналогично оформлению программы учебной практики.
Условия реализации программы производственной практики :
– общие требования к организации производственной практики (описываются условия проведения занятий, особенности организации практики, организация руководства практикой);
– характеристика рабочих мест, на которых обучающиеся будут проходить практику:
Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики осуществляется руководителем практики от колледжа – мастером производственного обучения/преподавателем профессионального цикла и руководителем практики от предприятия в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися производственных заданий одновременно с оценкой сформированности профессиональных и общих компетенций по итогам изучения профессионального модуля и в целом по профессии/специальности. Формы и методы контроля определяются колледжем.
Производственная практика является последним этапом изучения профессионального модуля и завершается выполнением обучающимся практической квалификационной работы по виду деятельности.
Квалификационная характеристика профессии (согласно ЕТКС) отражает следующие параметры: наименование профессии, уровень квалификации (разряд, класс, категория), требования к техническим знаниям рабочего для квалифицированного выполнения работ по тарифным разрядам, содержание деятельности (виды работ) в соответствие с уровнем квалификации.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ
При оформлении рабочей программы необходимо соблюдать следующие требования:
– рабочая программа печатается на одной стороне листа;
– текст рабочей программы рекомендуется набирать в текстовом редакторе Word;
– шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный интервал; размеры полей – 15 мм;
– шрифт в таблицах – Times New Roman, кегль – 12;
– для нумерации страницы использовать положение внизу страницы справа;
– нумерацию текста начинать от титульного листа, не проставляя номер страницы на 1 странице;
– для выравнивания правого края страницы текст следует разверстать по ширине печатного поля;
– страницы текста рабочей программы должны соответствовать формату А 4 (210 × 297 мм);
– заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом.
Примечание. Электронный вариант шаблона размещен в общем доступе для преподавателей на внутреннем сервере колледжа.
5. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ, ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
После разработки программы учебной и производственной практик автору программы необходимо предоставить их согласование зам. директора по УПР, председателю МО
Далее рабочая учебная программа представляются к утверждению директором. На титульном листе программы ставится подпись директора и печать.
Этот этап устанавливает статус рабочей программы как локального учебно-планирующего документа, регламентирующего реализацию содержания учебной и производственной практики.
Электронная копия утвержденной программы размещается на файловом сервере колледжа.
6. ОФОРМЛЕНИЕ ЛИСТА ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Изменения в рабочую программу вносятся в случаях:
– изменения федеральных государственных образовательных стандартов или других нормативных документов, в том числе внутриколледжных;
– изменения требований работодателей к выпускникам;
– появления новых учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов;
– введения новых или изменения содержания учебно-производственных работ, приобретения нового оборудования.
Все изменения регистрируются и вносятся в контрольные экземпляры и электронные версии преподавателем (на файловом сервере, у методиста по направлению подготовки). Экземпляры рабочих программ хранятся на файловом сервере и у методиста информационно-методического центра.
Ответственность за актуализацию рабочих программ возлагается на преподавателя. Решение о внесении изменений в рабочую программу принимается на заседании кафедры при утверждении КТП на новый учебный год. Ответственность за организацию работы по актуализации рабочих программ несет заведующий кафедрой.
При наличии большого количества изменений и поправок, затрудняющих его понимание, при изменении основополагающей нормативной базы, а также при необходимости внесения значительных по объему изменений проводится пересмотр рабочей программы, т.е. выпускается новая рабочая программа, которая проходит все стадии проверки на пригодность и утверждения.
Лист изменений и дополнений оформляется в виде таблицы 6.1.
Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины _____________________________
Ежегодная актуализация рабочих программ осуществляется их составителями, результаты актуализации отражаются в протоколе заседания кафедры. В случае необходимости внесения изменений оформляется приложение к контрольному варианту программы и его электронной версии.
В случае значительного количества изменений выпускается новый вариант рабочей программы учебной и производственной практики.
1. Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464).
3.Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94, ОКПДТР).
4. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291).
5.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности /профессии.
– Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС);
– Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСДРСС);
– Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПДТР);
– Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001, ОКВЭД); Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО).
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОГРАММ ПРАКТИК
Департамент образования ивановской области
областное государственное бюджетное профессиональное
ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Председатель методической комиссии
«_____» ________ 20 г
Заместитель директора по УМР
Директор ОГБПОУ Фурмановский технический колледж