к дидактическим принципам дистанционного обучения не относится
Дидактические принципы дистанционного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»
«Дидактические принципы дистанционного обучения»
СОДЕРЖАНИЕ
Общие принципы дистанционного обучения 4
Обучающий портал 4 BRAIN 11
Список использованной литературы 17
ВВЕДЕНИЕ
Перспективная система современного образования должна не только вооружать знаниями, но и, вследствие быстро изменяющихся условий современной жизни, формировать потребность в постоянном самостоятельном овладении ими, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в результате стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку широкий спектр образовательных услуг, позволяющих учится непрерывно, обеспечивать практически всем слоям населения возможность расширить и углубить полученные при первом образовании знания, а также получить дополнительное образование.
В современном мире процесс информатизации общества является одним из самых значимых глобальных процессов, неизбежных для всего человечества. Достижения в области информатизации позволяют успешно решать задачи социально-экономического развития любого государства, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования.
Одной из первоочередных задач, стоящих перед современной российской системой образования является предоставление всем желающим доступа к качественному образованию. В число этих желающих должны входить не только потенциальные «студенты», это должен быть буквально каждый.
Исследование рынка занятости населения в России показывает, что существует и постоянно растет круг лиц, испытывающих потребность в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может.
Необходимо разработать новую форму получения образования, которая удовлетворяла бы изменившиеся и возросшие потребности общества в образовании. Эта форма получения образования должна позволить:
— сделать высшее и другие уровни образования доступным для всех;
— реализовать идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;
— компенсировать сокращение государственного финансирования;
— сохранять и приумножать знания, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ).
Такой формой получения образования может стать дистанционное обучение (ДО).
Целью данной работы является сформулировать основные дидактические принципы дистанционного обучения, а также на примере образовательного портала 4 BRAIN продемонстрировать реализацию этих принципов на практике.
Общие принципы дистанционного обучения
Свое практическое воплощение эти постулаты реализуются в виде единых для всех обучающихся правил, методов и форм организации, а также осуществления учебной работы. Весь исторический и педагогический опыт, накопленный опытом развития всего человечества на протяжении всей истории его развития заключен в принципах обучения. В них заложен результат формирования общественного смысла, с другой стороны, они являются отображением того, на каком этапе развития находится вся система обучения, и какие у нее есть перспективы в современном обществе.
Принципы обучения в системе дистанционного обучения, так же как в традиционной, призваны определять уровень подготовки специалистов посредством дидактической системы, неотделимой частью которой они и являются, выражая определенные концепции. Огромное значение в этой системе имеет понятие «самостоятельная работа», которое рассматривается учеными Л.Г.Вяткиным, М.Г. Гаруновым, Н.И. Пидкасистым и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности. Согласно данным, приведенным в литературе, выделяют следующие несколько групп стратегически важных принципов обучения в высшей школе, являющихся результатом суммирования всех существующих принципов. Это следующие группы принципов:
— ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
— соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
— оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
— рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
— соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентноспособности.
В связи с новизной вопроса трактовка принципов ДО разными авторами, занимающимися этой проблемой, различна, и не всегда корректна. Так, В.И. Левин отмечает, что два принципа, образующих собой основу дистанционного обучения:
— свободный доступ, обеспечивающий возможность любому человеку без дополнительной подготовки получить образование;
— дистанционность обучения, предполагающее минимальный контакт с преподавателем, где на первый план выходит умение работать самостоятельно.[1] Приведенные формулировки представляют собой характеристики ДО, а не требования, что еще раз доказывает необходимость разработки принципов.
Правомерен вопрос – существует ли необходимость в новой системе дидактических принципов ДО, в отказе от испытанных норм обучения, или стоит ее частично ее модернизировать за счет изменения набора требований, за счет замены отдельных принципов или расширения системы.
Если говорить об основных принципах дистанционного обучения, то здесь на первый план, как определяющий выходит принцип гуманизации ДО. Это ясно из простого перечисления тех слоев населения, для которых в первую очередь и предназначено ДО, и чьи потребности оно призвано удовлетворять – инвалиды, лица, получившие разного рода повреждения и травмы, офицеры, увольняемые по выслуге лет, которые получить гражданскую профессию. В отношении личности принцип гуманизации ДО реализуется посредством удовлетворения прав любого человека на получение дополнительного образования в любое время, потому что учеба не ограничивается жестко по времени, а студент самостоятельно выбирает индивидуальный план обучения. При этом существует реальная возможность совмещения учебы и производственной деятельности. И даже непосредственно процедура приема в систему ДО сделана открытой и доступной всем желающим. Как можно увидеть, принцип гуманизации, определяющий для системы интенсивного обучения, но с успехом может быть полностью использован и в СДО.
Специфическим в СДО является обособленный, специально выделяемый некоторыми исследователями принцип соответствия учебно-научной (учебно-материальной) базы содержанию обучения и дидактической системе в целом. Учебно-научная база – это совокупность всех средств, используемых в процессе обучения. Сюда можно включить учебные помещения, технические средства обучения (в том числе и компьютерные технологии), учебно-лабораторное оборудование и многое другое, что составляет материально-техническую основу обучения. Рассматриваемый принцип соответствия подразумевает наличие особых требований к учебно-научным условиям труда преподавателей и обучающихся, при которых их совместная деятельность, направленная на обмен знаниями и опытом, принесла бы максимальный эффект. Сущность этих требований заключается в том, что база обучения должна соответствовать специфике труда, которая определяется содержанием обучения и характером дидактического процесса. Практически это можно реализовать при условии создания учебно-научной материальной базы на основе строгих требований педагогики, разработанных опытными преподавателями учреждения образования, ведущего дистанционное обучение (УОДО).
В системе дистанционного обучения образовательный процесс максимально обращен к человеку, максимально учитывает его особенности и индивидуальность. Создавая максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленного опыта, освоения новой или усовершенствования навыков в имеющейся профессии, дистанционное обучение выполняет роль посредника для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств, которые обеспечивают каждой личности как социальную защищенность, так и безопасное и комфортное существование.
Анализ процессов в системе дистанционного обучения показывает, что хорошо структурированных и вполне обоснованных общих принципов обучения недостаточно для ДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности СДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО. В них сформулированы системные требования к дистанционному обучению как целостному явлению, протекающему в рамках дидактической системы дистанционного обучения. Это наиболее общие руководящие положения, отражающие закономерности процесса ДО и определяющие требования к содержанию, методике и организации процесса обучения. Рассмотрим их более подробно.
Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, обучающихся с преподавателями, опосредованных телекоммуникационными средствами, но и обучающихся между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивность обмена информацией между обучающимися больше, чем между обучаемым и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.
Принцип стартовых знаний.
Для того чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении в сетевых технологиях необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ (или другую телекоммуникационную сеть), но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка.
Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в ДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Заключается в необходимости контроля самостоятельности обучения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств.
Принцип регламентности обучения
Часто встречается мнение, что, так как время обучения в ДО жестко не регламентировано, то для обучаемого нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий
Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения
Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в УЗДО в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных УЗ говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны УЗДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента или слушателя. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в УО, где он учится.
Обучающий портал 4 BRAIN
-дистанционное обучение в удобное время и в удобном месте;
-интеллектуальная система подачи материала, при которой не только дается сухая теория, но и требуется выполнение огромного количества всевозможных упражнений, разнообразных тестов, игр и заданий;
3.13.5. ДИДАКТИЧЕСКИЕ принципы ДИСТАНЦИОННОГО обуЧЕНИЯ
Принципы дистанционного обучения — это определенная система исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учетом этих требований.
Из дополнительных принципов применительно к дистанционному обучению наиболее значимыми являются следующие. Гуманистический принцип: направленность обучения и образовательного процесса на личность; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающихся знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств. Принцип целесообразности применения новых информационных технологий: новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Принцип безопасности включает широкий спектр мероприятий, касающихся защиты секретной информации, распространения ложной информации, исключения недобросовестности и фальсификации обучения и др. Принцип опережающего образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Принцип стартового уровня образования: эффективное обучение требует определенного начального набора знаний, умений, навыков. Принцип выбора содержания образования: содержание в дистанционном обучении должно соответствовать нормативным требованиям Государственного стандарта РФ.
«Дистанционное обучение. Дидактические особенности и методика организации.»
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
по дополнительной профессиональной образовательной программе
Педагогическое образование: учитель ИНФОРМАТИКИ и ИКТ
« Дистанционное обучение. Дидактические особенности и методика организации. »
Дипломную работу подготовила: Харитонова Ирина Николаевна
Место работы: Новобирилюсский филиал «Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйств
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование.
Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.
Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
В наше время стереотипы разрушаются очень быстро и то, что еще недавно казалось единственно верным и правильным, сейчас уже не вызывает столь однозначной оценки. Образовательный процесс относится к числу тех процессов, которые не могут существовать без системного применения новых схем и подходов в образовании. Дистанционное обучение является одним из важных аспектов образования в целом.
Дистанционные курсы как возможность получения дополнительного образования существовали и раньше, однако появление такой информационно- коммуникативной среды как Интернет открыло у этого вида образовательной деятельности второе дыхание. Оn-line обучение становится очень популярным способом получения знаний.
Дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Средняя школа с использованием дистанционного обучения станет прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования.
Для старшеклассников существует возможность получить профильное изучение выбранных предметов. Абитуриентам предоставлена возможность подготовиться сдаче ЕГЭ по русскому языку и математике, а также обучаться на подготовительных курсах к выпускным и вступительным экзаменам.
Обучение on-line поможет детям сэкономить много времени и сил и сформировать в себе правильные подходы к получению знаний. Дистанционное среднее образование станет прекрасной возможностью открыть для ребенка новые горизонты в познании окружающего мира и получении нужного объема знаний.
1 Дистанционное обучение
Что следует понимать под дистанционным обучением
Под дистанционными образовательными технологиями согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компонента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация, которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами.
Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педагогической (в плане педагогических технологии, методов, форм обучения) составляющих. Следовательно, задачами этапа педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.
Авторы статей выделяют ряд характеристик дистанционного обучения.
Курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспечивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Мотивация — также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо предусмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дистанционного обучения.
1.2 Цели дистанционного обучения
Можно выделить следующие цели дистанционного обучения :
профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
дополнительное образование по интересам.
Список потенциальных потребителей СДО, которыми являются:
лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;
специалисты уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;
обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в ВУЗы;
лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики, и т.п.),
лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);
субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);
иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;
различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации, в частности, преподаватели различных образовательных учреждений;
безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости.
Рис. 1. Организация взаимодействия участников
процесса дистанционного образования
1.3 Основы дистанционного образования
Цель обучения. Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом.
Содержание обучения. Педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием.
Объект обучения. Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (школьники, студенты, слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи.
Методы обучения. Дистанционная форма включает пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Средства обучения. В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных технологий.
Учебно-научная материальная база. Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей.
Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного мониторинга, как положительной инновации ДО.
1.4 Характерные черты дистанционного образования
Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:
Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.
Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность . Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
Позитивное влияние оказывает ДО и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.
Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.
2 Дидактические основы дистанционного обучения
2.1 Дидактические принципы дистанционного обучения
Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки и закономерностями, направляющими практику обучения:
соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
ведущая роль теоретических знаний;
единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;
сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
системность и последовательность в обучении;
прочность овладения содержанием обучения.
Совокупность известных принципов, можно разбить на три группы:
общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности, развития, системности.
принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности).
принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).
Принцип интерактивности отражает закономерность не только контактов студент-преподаватель, опосредованных средствами информационных технологий, но и студентов между собой.
Принцип стартовых знаний определяет необходимость начального уровня подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг СДО, а также соответствующего аппаратно-технического обеспечения. Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
Принцип индивидуализации . Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Принцип идентификации. Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств.
Принцип регламентности обучения. Ц елесообразно вводить график самостоятельной работы. Должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится.
2.2 Дидактические особенности системы дистанционного обучения
Использование новых технологий передачи информации существенно влияет на весь процесс обучения, основанный на этих технологиях. Требует пересмотра как номенклатура и предметное содержание получаемых дистанционно специальностей, так и методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых.
Дидактические особенности СДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:
стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материал, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
развития способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.
Дидактическая специфика дистанционного обучения в значительной степени направлена на особые познавательные стратегии и стратегии обучения, мобилизующие познавательные ресурсы (например, долговременную память и внимание) для достижения цели обучения.
Характеристики познавательных стратегий в СДО таковы:
привязаны к ситуации.
Важнейшими в дистанционном обучении являются:
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:
принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
принцип связи теории с практикой;
Чтобы способствовать использованию компьютерных сетей студентами преподавателям рекомендуется предпринять следующие шаги:
определить минимально допустимое количество сообщений в неделю;
добиться, чтобы вся наиболее важная информация была доступна только через компьютер;
довести до сведения студентов, что выпускной балл будет частично зависеть от содержания отсылаемых сообщений;
осуществить полный переход к безбумажной технологии.
Для того, чтобы повысить активность и самостоятельность дистанционного обучения предлагается несколько приемов.
Во-первых, следует давать групповые задания (для того, чтобы каждый обучаемый чувствовал ответственность перед своими коллегами).
Во-вторых, студенты допускаются к получению следующей порции знаний, только когда они освоили предшествующий материал.
Важным моментом при проведении ДО является то, что остается полная запись (протокол) всех материалов, получаемых в процессе обучения. Естественно, что этого не происходит при традиционном обучении. Такие материалы весьма ценны во многих отношениях, в том числе:
Разъяснение методиста, даваемое студенту, доступно всем остальным членам группы и может быть сохранено в специальной базе данных ответов. Это позволяет определить, какие вопросы являются наиболее типичными и наметить пути совершенствования курса СДО.
Студенты получают полную и точную информацию для анализа и осмысления. При традиционном способе обучения у них в лучшем случае остаются конспекты занятий (если они их вообще ведут).
Протокол позволяет оценить активность студента или группы, например, сколько раз в неделю посылались сообщения. Однако в больших рабочих группах оценка конкретного вклада участников затруднена.
Студентам можно дать задание проанализировать протокол с точки зрения оценки динамики обсуждения, философской и этической позиции участников и их эволюции в процессе обучения.
2.3 Формы дистанционного обучения
Лекции являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они имеют цель дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.
Исследование подходов к проведению лекций в СДО показал, что целесообразно применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»).
Другое направление включает в это понятие следующий смысл. Это набор учебных материалов в электронном виде. Содержание его включает в себя кроме текста лекций еще дополнительные материалы выдержки из научных статей, других учебных пособий и т.д., оформленные в виде текстовых файлов.
Таким образом, для организации Т-СДО требуется, во-первых, время на подготовку лекций в печатной форме. Во-вторых, для организации гипермедийного варианта лекции требуется соответствующее время, технологическое оборудование (студия с видеокамерой), а также специализированный персонал, хотя бы в лице одного инженерного специалиста.
Семинары. Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике.
Семинары в СДО могут проводится с помощью компьютерных видео и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличаются от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.
Семинары, проводимые с помощью телеконференций (т.е. при письменном, невербальном общении) могут называться виртуальными семинарами, так как участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в нереальном масштабе времени (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируема (не управляема), то каждый участник видит на экране все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара. Причем при проведении электронных семинаров участники которых располагаются в разных часовых поясах предпочтительны семинары в режиме off-line.
Таким образом, для организации семинаров в Т-СДО требуется, исходно, время на разработку программы и содержания семинаров, а далее время (регламентированное) на проведение видеоконференций или на модерацию и оценку результатов телеконференций. Указанный параметр напрямую зависит от количества обучаемых.
Консультации являются одной из форм руководства работой слушателей и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого, именно: внимание, память, воображение и мышление).
В СДО используются в основном консультации с применением средств НИТ: телефона, электронной почты, видео и телеконференций, а также справочники по наиболее часто встречающимся вопросам. Выбор средств информационных технологий определяется имеющимся в наличии составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.
Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Для их реализации можно использовать два пути:
1) удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент;
2) доставку портативного лабораторного практикума «на дом».
Исследования этих направлений показали, что предпочтительным по дидактическим и экономическим соображениям является первое направление, которое позволяет решить значительную часть проблем при проведении лабораторных работ при ДО по естественно-научным и инженерным специальностям.
Таким образом, для реализации лабораторных работ в Т-СДО требуются временные затраты на подготовку программы и содержания соответствующих лабораторных работ, а также технологическое оборудование (студия с видеокамерой) и инженерный работник.
Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.
Качество усвоения студентами учебного материала в СДО, так же как в традиционном процессе, можно характеризовать по уровням усвоения:
1. Уровень представления,
2. Уровень воспроизведения,
3. Уровень умений и навыков
4. Уровень творчества.
В СДО используются следующие виды контроля: экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. В СДО широкое распространение получили тестовый контроль как для самопроверки, так и для итогового контроля, который может проводиться в Центре ДО или в региональном центре под наблюдением тьютора (представителя Центра ДО).
Организацию контроля при реализации технологий ДО можно классифицировать и наглядно представить в виде схемы, изображенной на рис. 2.
Рис. 2. Варианты организации контроля в СДО
Исследования вариантов организации контроля при дистанционном обучении показали, что целесообразны два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль.
При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения и учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса дальнейшего процесса дистанционного обучения.
Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих программ, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы тесты тестов, составленным по разделам учебной программы.
Таким образом, Т-СДО по сравнению с традиционной образовательной технологией требует подготовки увеличенного объема материалов для проверки знаний (требуется для самотестирования). Затраты времени в основном требуются на этапе разработки учебного материала.
Самостоятельная работа. Эта общеизвестная регламентная форма обучения при традиционном варианте является основной в СДО. При этом используются все описанные выше средства обучения.
Самостоятельная работа обучающихся может быть индивидуальной, парной и групповой. С положительной стороны показала себя организация групп взаимопомощи. Для эффективной учебы обучаемый должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками самообразования.
Рабочие места обучающихся, где происходит процесс ДО, в зависимости от финансовых и материальных возможностей можно разбить на три класса:
Многие проблемы аппаратно-технической поддержки образовательного процесса в ДО в случае отсутствия средств информационных технологий у обучаемого при самостоятельной работе, решаются на учебно-консультационных пунктах или в территориальных пунктах удаленного доступа (при сетевом обучении).
2.4 Компьютерные средства обучения
Компьютерное средство обучения «Мультимедийный курс» представляет собой мультимедийную лекцию по содержанию модуля.
Цель работы с программой: изучение и закрепление теоретической части модуля посредством последовательного просмотра слайдов – информационных кадров презентации.