к каким методам обучения относятся игра
Особенности игровых методов и дидактическая игра
Надежда Борисовна Калитвенцева
Особенности игровых методов и дидактическая игра
Игра – это сложное социально-психологическое явление, является ведущей деятельностью дошкольного периода.
Достоинства игровых методов в процессе обучения заключается в том что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции помогают контролировать внимание на учебное задаче, которая становится не навязанной, а желанной, личной целью. При этом расширение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии и минимальными волевыми усилиями ребенка.
Игровые методы характеризуются прежде всего тем, что они переносят учебные действия в учебный действия, в учебный план, который задается соответствующей системой правил или сценарий. От ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуация, а от воспитателя отказ от прямого обучающего воздействия, замечаний порицаний.
Игровые обучающие методы:
-дидактические
-сюжетно-дидактические, игры-забавы
-создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
-обыгрывание игрушек, предметов (уронили мишку на пол)
-внезапность появления, исчезновения игрушки
-изменение местонахождения игрушки
-показ предметов в разных действиях (спит, ест, ходит)
Среди многообразия игровых методов наиболее распространенным является дидактическая игра.
Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерности процесса обучения, т. е. общие законы обучения всем предметам.
Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Следовательно дидактические игры – это игры предназначенные для обучения. Дидактическая игра используется при обучении детей математики, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры, развитию связной речи.
Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное и игровое.
Дидактическая игракак средство получения новых знаний:
Иногда посредством дидактической игры можно осуществлять привитие определенных знаний и навыков. Например, в игре в «Магазин», задача которой развивать связную речь, воспитатель может на собственном примере показать детям, как они должны описывать предмет, который хотят купить в магазине. Воспитатель втягивает детей, задает вопросы, спрашивает ребенка, что он хочет купить. Это дидактическая игра должна научить ребенка связно выражать свои мысли. Наблюдая за разными детьми можно сказать, что в начале игры они, описывая предмет, выделяли не существенные признаки, но когда воспитатель показывает пример правильной речи, дети стали называть основные признаки предмета,например: «Дайте, пожалуйста, желтый, круглый мяч», «Дайте, мне, пожалуйста, коричневого медведя».
В приведенной игре воспитатель, используя роль, показала образец связной речи, благодаря чему дидактическая игра стала важным источником обучения.
Дидактическая игракак средство упражнения и закрепления знаний :
Дидактическая игра в большинстве случаев проводится тогда, когда дети уже получили определенные знания и навыки, иначе трудно осуществить игру. Например, ребенок только в основе знаний может наощупь определить предмет в «Волшебном мешочке»и назвать его или найти сходные и различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали.
Дидактическая игракак средство проверки знаний детей:
Дидактические игры можно использовать и для проверки знаний и для умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоение пройденного на занятиях всеми детьми. Чаще всего это проверяется дидактической игрой, в процессе которой воспитатель устанавливает, насколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но и средние и слабые дети. С этой целью используется игра «Радио» : воспитатель берет роль «режиссера» и с помощью правил направляет действия детей по вызову дети «представляют» содержание знакомой сказки или рассказа, поют песни и т. д. Эта игра повышает веру в свои силы. Воспитателю дает возможность уяснить насколько дети поняли содержание занятия, насколько ясно они вникли в содержание и насколько правильно могут выполнить то, что требуется.
Дидактическая игракак практическая деятельность:
Дидактическая игра – это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять когда это нужно.
Например, в игре «Садовник» дети определяют характерные признаки фруктов, овощей и цветов, нарисованных на картинках.
Дидактическая игра как способактивизации познавательных процессов:
Дидактические игры включаются в занятие не только для того чтобы углубить содержание знаний детей. Иногда это делается для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс внимание, наблюдательность, память и фантазию.
Когда в процессе игры мы используем собственный опыт детей и находим пробелы в знаниях, игра как практическая деятельность выполняет сигнальную функцию, т. е. в игре устанавливается являются ли знания правильными или их следует уточнить.
Например, в дидактической игре «Что к чему относится?» воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисованы корова. Дети должны отыскать картинки, на которых изображены стадо, теленок, скотный двор, и т. д. Если воспитатель убедится, что у детей не правильные или неясные представления, она направляет их внимание на различные особенности животных, на их отношение к среде, и т. д.
Игровые персонажи «Незнайка», «Карлсон» и др. Включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие обеспечивающие выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают её на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.
Можно выделить виды игр :
1 Игры путешествия – призваны усилить впечатления, они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, поэтапное решение задач и т. д.
2 Игры поручения – по содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
3 Игры-предложения («Что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей.
4 Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
5 Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает слушать вопросы и ответы. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызывать интерес детей.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1 Дидактическая задача
2 Игровая задача
3 Игровые действия
5 Результат (подведение итогов)
Итак, дидактическая игра – это сложная, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Дидактическая игра для младшей группы Дидактическая игра «Собери ёлочку» В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения.
Статья «Игра как форма и метод обучения и воспитания детей»
Татьяна Матвеева
Статья «Игра как форма и метод обучения и воспитания детей»
Статья «Игра как форма и метод обучения и воспитания детей»
У детей в дошкольном возрасте начинает, складывается первая ступень закладки развития общественного опыта. И его ребенок может впитать в себя благодаря воспитанию и под влиянием окружающего мира. За счет зрительных и осязательных органов чувств он может все в себя впитывать. И основным доступным способом будет являться игровая деятельность. Так как через игру ребенок сможет получить основные качества жизни.
Игра – это элемент своеобразного творчества. Уже в самых первых своих играх ребенок развивает свое зрительное внимание и мышление. Особенно сейчас,когда так велико многообразие именно развивающих игр: например, развивающие коврики для детей до года, которые развивают тактильную и зрительную память.
Сегодня перед воспитателями стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.
Преимущества любой игры:
1. Игра необходима для решения общевоспитательных задач: таких как формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
2. Игра носит самостоятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо следить за формированием у детей положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.
3. Важной особенностью игры как формы жизни детейявляется ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
II. Основная часть. Взаимодействие на ребенка через разные виды игр.
1. Сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это игра, отражающая действительность, окружающую детей. И этой игре ребенок может овладеть намного быстрее, так как она отражает повседневный быт.
Если мы возьмем, игру «Семья», то здесь ребенок может отразить взаимоотношение членов семьи. И это дает возможность скорректироваться поведение и ребенок, копируя действия родителей, их эмоции и высказывания. Здесь ребенок может подробнее усвоить культурно – гигиенические навыки, воспитание моральных и положительных качеств, положительное отношение к окружающим.
Если мы возьмем любую из сюжетно – ролевых игр, то везде, прежде всего ребенок получает навык общения, что в свою очередь развивает речь, возможность показать свою социальную значимость и самое важное это взаимодействие между детьми.
Именно играя в сюжетно-ролевые игры,ребенок может примерить на себя разные роли: продавца, водителя, кондуктора, кассира, мамы, папы и т. д. Примеряя эти роли, дети углубляются более глубоко в мир профессий, и понимают, как трудятся взрослые и воспитывается уважение к труду и к самим взрослым.
2. Дидактические игры – форма обучения.
Дидактические игры – это самая большая категория игр, направленная на развитие личности ребенка. С помощью этих игр ребенок открывает окружающий, предметный, природный мир. Дидактические игры развивают у ребенка память, зрительное внимание, логическое мышление, наглядно-образное мышление.
Каждая игра заставляет ребенка более подробно и тщательно разобраться в любой теме.Например: если изучать с детьми тему «Деревья»,то есть такие игры как: «С какого дерева лист», «Найди дерево по описанию», «Из чего состоит дерево». Здесь ребенок запомнит названия деревьев, форму листьев, строение дерева.
В качестве наглядного материала может использоваться и природный материал, например листья деревьев, и иллюстрации,и макеты: макет осеннего дерева, макет яблони и т. д.
Каждая игра позволяет ребенку развивать зрительные образы и воспользоваться тактильными ощущениями.
С помощью дидактических игр также развивается культурно-гигиенические навыки,
Подвижные игры это важная часть взаимодействия воспитателя совместно с детьми. Подвижные игры позволяют детям расслабиться, при этом дети двигаются в определенной последовательности и направлении согласно поставленной цели и задачи.
Так же очень много используется русских народных игр, что позволяет детям не забывать русские народные традиции и воспитывать через игру патриотические чувства.
Так же в подвижную игру можно игра соответственно тематике недели. Тем самым дети совершенствуют не только умение ориентироваться в пространстве, но и закреплять другие знания. Самым важным конечно в этих играх является то, что с помощью их идет развитие общей моторики ребенка. После непосредственной образовательной деятельности, когда ребенок работает умственно, подвижная игра является как бы методом расслабления детей.
Словесные игры наиболее сложные для восприятия детей, так как нет образного подтверждения хода игры. И детям необходимо развивать слуховое внимание и память. Но самым главным преимуществом этих игр является то, что они развивают речь ребенка, пополняют его словарный запас.
Дети учатся восприниматьпроизведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитываетсяинтерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания и обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Консультация для воспитателей «Игра как метод экологического воспитания» Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных.
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.
Детское экспериментирование как метод обучения Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения метода.
Проектная деятельность как метод обучения детей старшего дошкольного возраста подвижным играм с элементами спорта Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и полноценного физического и психического.
Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.
Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста Дисциплина ОП. 01 «Педагогика» Краткий план- конспект лекции (разработчик Курнаева О. С.) Тема: Экскурсия как форма обучения детей дошкольного.
» Игра как метод обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Игра как метод обучения.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более общей технологии;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в. качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Игровые мотивы и организация игр
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре. учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.
Выбор игры.Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать? каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.
назначение на роль непосредственно взрослым;
назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;
очередность выполнения роли в игре.
Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
Основные принципы организации игры:
отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
принцип развития игровой динамики;
принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
Перед учителем стоят задачи:
опираться на достижения предыдущего возраста;
стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
подготовить «почву» для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.
Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Обязательная констатация результата игры.
Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.