к какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивный метод Деятельность учителя и учащихся протекает следующим образом: Дедуктивный метод Деятельность учителя и учащихся носит следующий характер: Преподаватель Учащийся 1 вариант 2 вариант Излагает вначале факты, организует выполнение упражнений, подводя учащихся к обобщению, определению понятий. Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения частного характера. Преподаватель Учащийся 2 вариант 2 вариант Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщениям. Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения. Преподаватель Учащийся Вначале сообщает общее положение, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные факты, аргументы. Воспринимает общие положения, а затем усваивает следствия, вытекающие из них.
Работа с понятиями и терминами Термины –латинское – предел, граница: в римской мифологии божество границ слово, точно обозначающее определенное понятие (биатлон – спортивный – Т) Понятия – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь. Например: Термин – название определенного понятия акциз вид налога налог платежи Термин и понятий абсолютизм о форме правления
Методы формирования понятий Индуктивный Изучение фактов, формирование понятий Выделение существенных признаков понятий Определение понятий Применение понятий Дедуктивный
Метод заключается в постепенном переходе от ощущений и восприятий через их разложение на элементы и связывание к ним представлениям и понятиям Ассоциативный метод Необходимы умения: проводить наблюдение анализ синтез сравнение абстрагирование уровень «неосознанных представлений» о предметах у учащихся разный на формирование образа, который лежит в основе представлений влияют: художественная литература СМИ Интернет семья ближайшее окружение
Задача учителя – перевести знания с уровня представлений на уровень теоретического осмысления Тема «Социальный статус личности» Что такое «роль»? Какие роли могут играть люди? Что заставляет людей играть? Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры, У каждого есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. В.Шекспир Затем переходим к выделению признаков изучаемого понятия и формулируем понятие «социальная роль»
Индуктивный метод сходен с ассоциативным, однако с важными принципиальными добавлениями сходными объектами могут быть не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к: сравнению; классификации; обобщению Образование понятий происходит в следующей последовательности: 1) учащиеся знакомятся с различными объектами некоторого класса; 2) в результате наблюдения и анализа учащиеся выявляют свойства, структуру, связи, действия этих объектов; 3) используя сравнение, анализ, синтез, классификацию, объединяют свойства как общие для всех предметов или как отличающие предметы одной группы от других; 4) абстрагируясь, обобщают свойства объектов соответствующим термином – названием понятия; 5) производят обобщение, применяя введенный термин к различным объектам, имеющим свойства, выявленные в результате анализа.
например, возьмем термины «народ», «этнос», «народность», «нация «национальность» Основная задача сводится к тому, чтобы выделить ключевые признаки, объединяющие эти понятия Форма организации работы может стать заполнение таблицы Исторические общности людей Народы (этносы) до образования государства существующие в рамках государства род племя народность нация
Дедуктивный метод вводим понятие, не требуя обязательного запоминания; оперируем этим понятием или термином в изложении материала, при этом конкретизируя его содержание; ко времени обязательного введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех усвоения Алгоритм: 2) вычленить в определении понятия ключевые признаки; проанализировать каждый признак, определить его объем и содержание; 3) привлечь контекстные знания учащихся для понимания содержания признака; 4) выявить характер признаков, общий, необходимый, отличительный Действие данного алгоритма при определении термина «общество» в широком смысле этого слова.
Инвентивный метод Заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения для выработки новых классификационных объектов. Введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Предлагается высказывание К.Поппера: «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». Задание: подобрать термины и понятия, необходимые для раскрытия заданной в нем темы (политический режим, демократия, тирания, тоталитаризм, свобода, правовое государство, народовластие)
Работа со словарем Цель: научить активно пользоваться историческими терминами, употреблять их в прямом и переносном значении, отбирать для выражения мысли наиболее точные слова, использовать эпитеты и метафоры. Хороший словарь по обществознанию может стать прекрасным дидактическим материалом для работы Словарь понятий и терминов термины экономика благо Содержание понятия Наука, изучающая функциональные и отраслевые аспекты экономических отношений; система ведения хозяйства или организация деятельности людей, направленной на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества; сфера общественной жизни, отвечающая за производство, обмен, распределение и потребление жизненных благ в условиях ограниченности ресурсов Средство (предмет или его свойство) для удовлетворения определенной потребности
Спайдограмма Политик Политическая культура Внешняя политика Внутренняя культура выбор эпоха Руководит государством Самостоятельность Чем занимается? Кем выбран? Кем назначен? Чем зани- мает- ся? В чем про- явля- ется? От кого зависит? Как влияет? Как? Какие ассоциации?
Вывод на основе спайдограммы модернизация Изменения в демографических процессах Изменения в экономической жизни В ходе модернизации на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества Изменения в политической жизни Изменения в духовной жизни
Направления и формы развития общества развитие изменения (переход системы из одного состояния в другое) Менее развитое общество, примитивные технологии, ручной труд Более развитое общество, сложные технологии, машинный труд прогресс реформа революция модернизация регресс застой упадок деградация
Опорная таблица изучать искать думать сотрудничать делать рефлек- сировать Основные направления и формы развития общества Находить внутренние в внешние связи, логическое объяснение Размышлять над тенденцией развития современного общества, формами развития, основных направлений Уметь быть лидером при работе в группе, уметь договариваться и обсуждать, идти на компромисс Построить структурно- логическую схему. Разместить понятия так, чтобы ясны были связи между явлениями Уметь самостоятельно находить решения, понимать как использовать данный материал
Пример многоуровнего межпредметного сравнения трех типов общества Науки Предмет Традиционное общество Индустриальное общество Информационное общество Общест- вен- ные экономика Аграрный тип Натуральное хозяйство, ручной труд, традиции Промышленный тип, автоматизация, опора на технический прогресс, рынок, интеграционные процессы в производстве Сфера услуг и информации, высокие и точные технологии, развитие информа- ционных и мобиль- ных сетей История География Физика Химия Астрономия Естест- венные Точные Математика Информатика Отсутствует как предмет Изобретение процессора переход к ЭВМ, ПК, компьютер, программные продукты Внедрение информационных технологий в быт человека
Опорная таблица Изучать Искать Думать Сотрудничать Делать Рефлекси- ровать Проявление общественных явлений, сквозь призму научных дисциплин, состояние науки на определенном этапе развития Связь между предметами, внутреннюю логику, факты, доказывающие реальное состояние науки и общества Над взаимо- связью прошлых и настоящих событий, над важностью системного подхода к изучению общества Уметь взаимо- действовать с другими людьми, договариваться, находить помощников, в группе – уметь распределять дела. Наполнить содержанием таблицу. Найти убедительные факты. Сделать общий целостный вывод. Оценивать смысловую значимость работы. Анализировать ход работы и свое состояние на этапе исследования
Пример системно-функционального анализа деятельности органов государственной власти РФ Президент РФ Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию на международной арене, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти Федеральное Собрание Правительство Высшие суды ГД Определите функции СФ Определите функции КС Определите функции ВАС Определите функции ВС Определите функции Министерства Определите функции Функциональные связи
Опорная таблица Изучать Искать Думать Сотрудничать Делать Рефлексировать Полнлмочия органов государст- венной власти РФ, предмет ведения и объем обязанностей Находить в тексте нормативного акта примеры; искать связи органов через единство направлений реализации власти Над связью элементов системы, о ее целостности, через единство направлений реализации власти Взаимодейство- вать с учителем, найти аналоги работы системы органов власти с работой над этим заданием в группе Проанали- зировать документ, уметь обсудить публичное представле- ние результата работы В ходе работы находить ассоциации в смысловой системе «Я и власть»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-558143
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Требования и характеристики методов обучения
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и учеников, нацеленная на выполнение задач образования, воспитания и развития в обучении.
Классификация и выбор методов обучения
Методы обучения являются важным компонентом в образовательном процессе. При выборе соответствующих методов обучения исходят из цели и задачи обучения.
Выделяют 3 основные группы методов обучения с множеством подгрупп:
Подобная классификация методов обучения достаточно целостная, поскольку в ней учитываются основные структурные элементы деятельности: восприятие, осмысление и практическая деятельность. В данной классификации не только объединены различные подходы, но и рассмотрены во взаимосвязи и единстве. Причем важное значение имеет выбор оптимального сочетания методов.
Каждый метод, в свою очередь, представлен совокупностью методических приемов. По этой причине методы определяются совокупностью методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.
Методы по источнику восприятия и передачи деятельности
К словесным методам обучения относятся рассказы, лекции, беседы и т.д. Используя этот метод, педагог через слова излагает и подает учебный материал, а ученики слушают, запоминают и усваивают.
Рассказ представляет собой устное повествовательное изложение материала с вопросами к обучаемым. Цели и ситуации использования у рассказа могут быть разными.
Рассказ-вступление подготавливает учеников к овладению новым учебным материалом. Данный вид рассказа довольно краткий и эмоциональный, он вызывает интерес к новой теме. Во время рассказа в доступной форме педагоги сообщают задачи деятельности учеников.
Рассказ-изложение дает возможность раскрыть содержание новой темы. Он составляется последовательно, по плану с использованием картинок и ярких примеров.
В рассказе-заключении резюмируются главные мысли, формулируются выводы и обобщения.
Данный метод оказывается эффективным при дистанционной форме обучения. Значимость применения рассказа обуславливается тщательным обдумыванием темы, удачной подборкой примеров и картинок, поддержанием эмоционального тонуса в изложении.
В отличие от рассказа учебная лекция предусматривает изложение трудоемкого учебного материала. Результативность проведения лекции зависит от плана лекции, последовательного изложения пунктов плана с выводами. Главное, это обеспечить доступность изложения, пояснить термины, осуществить подборку примеров и наглядных средств. Лекция прочитывается в темпе, который дает возможность ученикам записывать конспект.
Метод беседы требует общения между учителем и воспитанниками. Беседа организуется посредством системы вопросов, которые подводят учеников к усвоению фактов, новых терминов и закономерностей. В методе беседы применяются способы постановки вопросов и обсуждения ответов и мнений учащихся, способы корригирования ответов, способы формулировки выводов. Подготавливаемые вопросы к беседе должны быть объемными для целостного восприятия. Они требуют от учащихся сложных ответов.
Наглядные методы очень важны в процессе обучения, которые обладают визуальным восприятием действительности. Использование наглядных методов обучения одновременно развивает и абстрактное мышление учеников. Наглядные методы обучения и словесные методы переплетаются друг с другом.
Практические методы используются в процессе обучения совместно со словесными и наглядными методами обучения, поскольку практической работе предшествует объяснение педагога в виде инструкции.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
С помощью индуктивных и дедуктивных методов обучения формулируется логика раскрытия содержания учебного материала: от частного к общему либо наоборот.
Индуктивный метод эффективен при освоении фактического материала. Повсеместно применяются индуктивные методы при заучивании технических устройств и выполнении практических заданий.
С помощью индуктивного метода решаются многие математические задачи. Однако индуктивный метод требует много времени на изучение новой информации. При этом он не развивает абстрактное мышление.
Дедуктивный метод обучения – это метод, который дает возможность за короткое время пройти учебный материал, активно развить абстрактное мышление. Его целесообразно используют при изучении теории.
Данные методы содержания учебного материала раскрываются логическим образом – индуктивно либо дедуктивно.
Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения
В процессе репродуктивного мышления происходит активное восприятие и запоминание материала. Использование данных методов возможно только совместно со словесными, наглядными и практическими методами обучения. Перечисленные методы представляют собой материальную основу этих методов. Репродуктивные методы эффективны, когда содержание учебного материала информативно, несет описание способов практических действий, не предусматривает поиск знаний. Репродуктивные методы обучения не развивают мышление, самостоятельность, поисковую деятельность.
Проблемно-поисковые методы находят применение в проблемном обучении. С таким подходом педагог искусственно создает проблемную ситуацию и организует обсуждение всевозможных подходов для ее решения. Проблемно-поисковые методы обучения, как правило, используются в дистанционном обучении. Изложение материала методом проблемного рассказа или лекции требует от преподавателя размышления, доказательства, обобщения, анализа фактов и порождения мышления слушателей. Наглядные учебные материалы при этом используются только для постановки экспериментальных задач. Проблемно-поисковые упражнения эффективны для самостоятельного выполнения действий учащимися, которые подталкивают их к усвоению новых знаний.
Методы стимулирования ответственности
Методы стимулирования ответственности требуют объяснения общественного и личного значения учения, предъявления конкретных требований, поощрения добросовестного выполнения обязанностей. Чувство ответственности воспитывают, привлекая слабых учеников для осуществления образцов работы более сильных, путем закрепления устоявшихся способов деятельности, привлечения учеников к анализу непростых задач, поддержания эмоциональной творческой атмосферы на уроках
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
2.1.4. Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивный метод. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы.
Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Дедуктивный метод. Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений [3, с. 85-87].
2.1.5. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения
Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются я как бы материальной основой этих методов.
При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.
Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.
Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.
Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.
Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.
На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение [11, с. 67-70].
В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышления школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это не позволяет их активно применять на уроках технологии, а требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.
Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.
Наглядные пособия при проблемно поисковых методах обучения применяются уже не только в целях активизации запоминания, и для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках.
Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых ученики, например, самостоятельно выясняют законы плавления тел, законы колебаний математического маятника и другие. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теории и ставят учеников перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.
К слабым сторонам поисковых методов не позволяющих сделать их единственным видом обучения в школе, по сравнению с репродуктивными, следует отнести: значительно большие расходы времени на изучение учебного материала, недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.
Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации, выработку лабораторно-экспериментальных умений и навыков трудовой деятельности; когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний, то есть проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников. Применение проблемно поисковых методов на уроках технологии наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.