к наглядным методам и приемам обучения относятся
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
26. Характеристика наглядных методов обучения
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде и т. п.
Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
— наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока (занятия);
— наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
— необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
— детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
— демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
— наглядность должна быть эстетически выполнена;
— привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы : наблюдения, иллюстрации, демонстрации.
1. Иллюстрации служат цели ознакомления учащихся в натуральном виде с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями. Иллюстрируются растения, животные, фотографии деятелей науки, техники и искусства, карты, плакаты, чертежи, схемы. Как средство иллюстрации широко используется классная доска и интерактивные доски (записываются даты, слова, предложения, задачи, образцы красивого письма, зарисовок, раскрывается последовательность выполнения тех или иных учебных действий).
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей.
2. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций. Компьютерная техника, диафильмы, кодоскопы используются с целью создания положительной мотивации, проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией, осуществления самопроверки результатов обучения. С помощью компьютера, магнитофона демонстрируются образцы выразительной речи, произведения музыки.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
— Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
— Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
— Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
— Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным.
3. Метод наблюдения – длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности.
Наблюдение – эффективное средство накопления фактов, необходимых для формирования у школьников конкретных представлений, служащих опорой для обобщений. Эффективность, целенаправленность восприятия предметов и явлений действительности зависит от степени сформированности у школьников приемов наблюдения. Поэтому в процессе иллюстраций, демонстраций дети систематически упражняются в наблюдении за погодой, природой, изменениями в растительном и животном мире, сезонном труде людей.
Наглядные методы обучения и их приемы
Задача наглядных методов обучения и их приемов заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в естественной для них форме или же в символьном отражении с помощью разнообразных изображений, репродукций, схем и так далее.
Характерная черта приведенных способов заключается в том факте, что освоение учебного материала тесно связано с применяемыми в процессе учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).
Наглядные методы обучения — это такие методы, применение которых способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.
Понятие наглядных методов может быть поделено на три следующие группы:
Такая классификация определяет наглядные методы, опираясь на применяемый источник знаний. В педагогической литературе данный подход часто подвергался критике по той причине, что он не отражал характера познавательной деятельности учащихся и уровень их самостоятельности в учебной работе. Несмотря на это, приведенный тип классификации по сей день остается лидером по популярности среди учителей-практиков.
Наблюдение
Метод наблюдения представляет собой достаточно затратный в плане прилагаемых усилий познавательный процесс в виде длительного, целенаправленного восприятия предметов и явлений действительности. Данный метод является необходимым элементом в процессе формирования у учащихся точных представлений, выступающих в качестве основы для обобщений.
Эффективность восприятия предметов и явлений действительности зависима от уровня сформированности у детей навыков наблюдения, по этой причине уже в раннем возрасте стоит начинать обучение этому ребенка, улучшая его умения концентрироваться на наблюдаемом объекте, отмечать самое важное, размышлять над увиденным, выражать свои идеи с помощью слов. Еще в начальной школе и даже в детском садике с помощью картинок и презентаций дети учатся наблюдать за природой, животным и растительным миром, за закономерностями в сезонном труде людей. Это способствует умственному развитию детей и возникновению у них правильных представлений о живой и неживой природе. Необходимо использовать различные приемы и типы работы. Наблюдение также может быть определено в качестве умения сосредотачиваться на явлениях окружающего мира, отмечать их главные элементы, обращать внимание на происходящие изменения, находить причину возникновения данных явлений и делать умозаключения на счет полученной информации. Все эти факторы в совокупности играют ключевую роль в процессе формирования у детей полноценного понимания о жизни и развитии таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.
Иллюстрации
Метод иллюстрации в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений.
Проиллюстрированными могут быть растения, животные, явления и предметы техники или науки и еще многое другое.
В качестве одного из средств иллюстрирования широкое применение находит классная доска или же интерактивные доски. Они служат областью для записи слов, предложений, разнообразных задач, на них можно изобразить последовательность выполнения действий. Свое применение также находят и отдельные иллюстративные пособия вроде карт, картин, таблиц, чертежей, баннеров и так далее. В случае использования иллюстраций в качестве наглядного метода обучения необходимо действовать согласно следующим пунктам:
Демонстрации
Метод демонстраций обычно основывается на представлении устройств, различного оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов или же компьютерных программ. Цель их использования заключается в формировании интереса или же познавательной мотивации у учеников, для создания проблемной ситуации, а также ознакомления с новой для них информацией.
В качестве примера можно привести использование компьютера или магнитофона. При применении в ходе образовательного процесса приведенных устройств демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки. Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы находят свое место в демонстрациях новейших достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений искусства. Широкий спектр возможностей в области демонстрации учебных материалов на основе технологии мультимедиа позволяют получить кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, желательно, с выходом в Интернет, мультимедиа проектором, или, возможно, интерактивной доской.
К демонстрациям предъявляется следующий список требований:
Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности
Наглядность – это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. При обучении принято использовать:
Источником приобретения знаний считается наглядность.
Классификация наглядных методов обучения
Наглядные методы – это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими. На две группы можно разделить все наглядное учение:
Роль наглядных методов
Обстоятельства применения наглядных методов обучения носят противоречивый характер. Их основная задача – формирование мышления учеников на чувственно-наглядных ощущениях и приближение школы к жизни. С другой стороны, обучают детей в школе, а не в реальной жизни. До сих пор область использования наглядности в школьном обучении еще не определена.
Связь наглядных и словесных методов
Наглядные методы обучения всегда в той или иной степени связаны со словесными. Такое тесное единство наглядности, а также слова объясняется диалектическим пониманием реальности и предполагает в единстве использовать живое созерцание, практику и абстрактное мышление. Основные формы сочетания слова и наглядности следующие:
Опираясь на наблюдения школьников, учитель объединяет полученные ими сведения, делает обобщения и соответствующие выводы. Существуют разные формы обучения, которые связывают наглядность со словом. В зависимости от содержания темы, имеющихся знаний учащихся, наличия наглядных средств, следует рационально сочетать словесный и наглядный методы обучения в каждом определенном случае.
Наглядные и практические методы обучения
Как было изложено ранее, существуют две группы наглядных методов:
При проведении бесед следует выполнять следующие требования:
Во всех перечисленных практических методах обучения в педагогике возможно применение и разных наглядных средств. А совместное применение наглядных и практических методов обучения дает отличные результаты.
Приемы и наглядный метод
Показ картин, иллюстраций, таблиц, демонстрация видеофильмов, слайдов, диафильмов – все эти наглядные средства являются важным методом обучения детей, которые позволяют решить многие дидактические задачи. Метод иллюстраций формируют наглядные образы статического характера, а метод демонстраций используют для создания динамических наглядных примеров. Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, оказывают влияние на развитие мышления.
При обучении подрастающего поколения используют приемы наглядного метода обучения – показ образца и показ способов действий. Данные приемы основаны на подражании и дают возможность ребенку освоить новые знания и умения. Показ выполнения действий в определенном порядке используется на музыкальных и спортивных занятиях, на уроках по изобразительной деятельности и трудовому обучению. Этот прием ставит перед детьми задачу выполнять предстоящую работу, концентрирует их память и внимание. Показывать надо четко и точно, чтобы детям было понятно каждое движение и особенности его выполнения. Действия должны сопровождаться словом.
Наглядные методы обучения на уроках русского языка
Наглядные пособия по русскому языку позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал. При изучении русского языка используют следующие виды наглядных пособий:
Наглядные методы на уроках физкультуры
Методы наглядного обучения на уроках физкультуры способствуют скорому и верному усвоению материала и увеличивают заинтересованность в изучаемых действиях. Действенность методов во многом зависит от их соответствия возрасту учащихся. Наглядность особенно результативно воспринимается учениками младших классов. У них развито чувство подражания, склонность следовать живому примеру. Кроме этого, на начальных этапах обучения методы наглядности используются чаще, чем при закреплении и совершенствовании. В последнем случае их применяют для устранения ошибок. На уроках физического воспитания пользуются: схемами, плакатами, демонстрацией кинофильмов, зарисовками. Демонстрируя наглядные пособия, учитель облегчает восприятие учащимся двигательного действия.
Наглядность на уроках чтения
Одним из важных принципов дидактики является наглядность. Обучение чтению дает возможность применять наглядность во всем ее разнообразии:
Использование диафильмов и кино применяется на уроках в виде просмотра небольших фрагментов для иллюстрации или подготовки к пересказу текста. Возможно такое использование и во время обобщающих бесед в целях пояснений при анализе текста. Читая и изучая научно-популярные статьи, диафильм можно просматривать перед чтением или по частям в процессе работы. При подготовке к чтению используют репродукции и иллюстрации, для ознакомления с новыми явлениями, историческими событиями. При анализе и обобщении материала наглядное пособие помогает легче понять, а потом и воспроизвести текст. При обучении чтению не надо перегружать занятия иллюстрациями, чтобы не понизить роль изучаемого текста.
Интерактивная доска – наглядное пособие
Использование персонального компьютера в школе существенно расширяет потенциал наглядных методов. Видеометод используется для подачи новых знаний, закрепления, контроля, обобщения, систематизации, повторения, т. е. выполняет все функции обучающего процесса. Интерактивная доска дает возможность учителю управлять демонстрацией компьютера, выводя на экран репродукции, схемы, разные объекты, создавать, перемещать и изменять предметы. Используя ее на протяжении всего урока, педагог не тратит время на смену наглядных пособий, очистку доски, на написание упражнений и заданий. На уроках по изобразительному искусству преподаватель может продемонстрировать любые произведения, приблизить изображение и обратить внимание на мелкие детали. Учитель при подготовке к уроку находит массу наглядных пособий, которые потом можно использовать многократно, не беспокоясь за их сохранность. При использовании такой наглядности, повышается качество образования, учащиеся вовлекаются в активную работу. Применение интерактивной доски является достойным примером наглядного метода обучения в школе.
Применение наглядных методов в начальной школе
Для восприятия наглядности у детей задействованы слуховые, осязательные и зрительные рецепторы. Все виды наглядных пособий не имеют никаких преимуществ друг перед другом при их применении. На уроках природоведения чаще всего используются природные или близкие к натуре объекты и изображения, а при изучении грамматики преобладают условные, в виде дуг и стрелок – для связи между словами. Часто используют несколько разных видов наглядности для изучения одного объекта. В начальной школе практически ни один урок не обходится без наглядных методов обучения детей. Это связано с психологическими особенностями учащихся начальных классов.
Экскурсии – наглядный метод обучения
Изучение английского языка с применением наглядности
Уроки английского языка без использования наглядных пособий не дают соответствующего эффекта. Самым важным моментом для учителя является правильно сочетать наглядность и словесные методы обучения для результативного усвоения системы навыков, умений и знаний. Обучающая программа может содержать игровые элементы при выполнении упражнений с применением компьютеров:
Создавая эффективную мотивацию учащихся к получению знаний, следует разумно сочетать наглядные пособия и словесные методы обучения.
Заключение
Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Она оказывает влияние на психику учащегося, мобилизуя и активизируя ее, увеличивает усвояемость материала, уменьшает утомление, тренирует воображение и упрощает весь обучающий процесс.
Наглядные методы обучения в педагогике: виды, классификация и особенности, характеристика
В истории педагогики и методики образования известны практические, словесные и наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств. Наглядные методы затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей. В педагогике наглядные методы, пожалуй, одни из самых древнейших. Тем не менее, они не потеряли своей актуальности и в современном образовании, строящегося по требованиям ФГОС.
Характеристика наглядных методов и их классификация
Наглядные методы обучения используют и в школах, и в ВУЗах, и для обучения дошкольников. Все наглядные методы обучения принято делить на три большие группы:
Но такое деление носит чисто условный характер, так как современное обеспечение школ дает возможность совмещать демонстрацию и иллюстрации. Например, использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.
Правила использования наглядных методов в педагогике
Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:
Это краткий обзор наглядных методов. Важно то, что каждый урок должен содержать в себе этапы работы с наглядными и техническими пособиями, потому что это не только привносит разнообразие в ход урока, но и повышает заинтересованность учащихся к изучаемому предмету, их мотивацию к учебе.
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста
Анжела Булдакова
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное)
Наглядные методы и приемы обучения
Методы:
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1. Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4. Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы ;
— оснащенности педагогического процесса;
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Средства воспитания-это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
1. Средства материальной культуры- игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2. Средства духовной культуры- книги, предметы искусства, речь.
3. Явления и объекты окружающего мира (явления природы, растительный и животный мир.)
Средство обучения- это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;- типа и структуры занятия;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
Словесные методы и приемы обучения детей
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.
Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Требования к рассказчику:
— Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.
Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
По содержанию:
По дидактическим целям:
— Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.
*Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
*Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.
*После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.
*В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
— требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто, что, какой, где, когда) ;
Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы и приёмы обучения дошкольников Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.
Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.