к общеметодическим принципам обучения русскому языку относят
«Принципы методики преподавания русского языка»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
«Принципы методики преподавания русского языка»
по дисциплине «Методика преподавания русского языка(специальная)»
студентка факультета ФДО
Эффективность методики обучения русского языка определяется принципами, лежащими в ее основе, поэтому выдвинута следующая цель.
Цель: изучить принципы методики преподавания русского языка и их характеристики
Задачи: ознакомление со специальными принципами изучения русского языка; ознакомление с частнометодическими принципами; ознакомление со специфическими принципами методики словообразования; ознакомление с принципами методики синтаксиса.
Методика преподавания русского языка руководствуется:
глобальным принципом школы в целом, называемым «соединение обучения с воспитанием»;
принципами учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете (принципами научности, наглядности, сознательности и активности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуального подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой). Эти принципы применяются в процессе изучения русского языка с учетом его специфики.
Вместе с тем в нашей методике действуют и специальные принципы, вытекающие из специфики предмета «Русский язык».
Специальные принципы изучения русского языка
Специальные принципы методики преподавания русского языка делятся на общеметодические и частнометодические (или уровневые).
Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке. Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т. е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действу ют общие методические принципы. Рассмотрим их.
Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со смыслоразличительной функцией фонем (в школьной терминологии звуков) естественно наблюдение за звучанием и реалией, например, представленной в виде рисунка. Аналогичным образом мы поступаем, знакомядетей со словом, словосочетанием и т. д. Работа по русскому языку с учетом данного принципа формирует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.
Функциональный принцип заключается в показе функций (т. е. роли) языковых явлений в языке и в речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию или ряд функций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболочки слова и в различении слов, функция слов быть средством наименования реалий, предложений средством отражения событий и т. д.
Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.
Структурносемантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек к зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость вэтом принципе объясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значения, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними падежами объектное, с другими пространственное значение.
Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной стороны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга, например в фонетике озвончение или оглушение согласных в определенных условиях) и, с другой стороны, между единицами разных уровней (возможность или невозможность функционирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист в значении «орган растения» форма род. пад. мн. числа листьев, а в значении «плоский кусок, сделанный из какоголибо металла» листов.
Раскрытие этих связей обеспечивает помимо усвоения сути явления предупреждение различных речевых ошибок коммуникативных и некоммуникативных.
Нормативно стилистический принцип заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковыхявлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи. Соблюдение нормативно стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоциональновыразительную речь.
Исторический принцип предполагает учет исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке. Исторические пояснения, даваемые учителем в процессе изучения языка, формируют научный взгляд на язык, способствуют лучшему осознанию сущности языковых явлений.
Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке. Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметодических принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.
Методика фонетики располагает следующими частнометодическими принципами:
опора на речевой слух самих учащихся;
рассмотрение звука в морфеме;
сопоставление звуков и букв.
Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами.
Последний принцип, предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики и графики), также существенно влияет на овладение орфографией.
В методике лексики и фразеологии действуют помимо общеметодических следующие принципы:
лексикограмматический (сопоставление лексического и грамматических значений слова);
системный (учет всех элементов лексической парадигмы);
контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических связях в достаточном контексте);
лексикосинтаксический (сопоставление слова и словосочетания).
Все эти принципы, реализуемые в учебном процессе, обеспечивают учащимся понимание сущности слова и фразеологизма, необходимости их рассмотрения в контексте, из которого можно выяснить семантику того или иного слова.
В методике словообразования специфическими являются следующие принципы:
Первый из них предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования, например:
Лексикословообразовательный принцип предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели, например: ельник «лес, в котором растут одни ели» и ельник, осинник, малинник и т. д. слова со значением «место, на котором растут породы растений, обозначенные корнем».
Последний принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (т. е. толкования).
Из специфики морфологии вытекают следующие частнометодические принципы:
Первый принцип направляет внимание учителя и учащихся на сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, например беготня: лексическое значение «быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного».
Парадигматический принцип предполагает сопоставление косвенных форм и исходной формы, а морфологосинтаксический члена предложения и части речи.
Методика синтаксиса выработала следующие частнометодические принципы:
интонационный (сопоставление структуры и интонации);
морфологосинтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).
При организации учебного процесса в каждом конкретном случае необходимо продумать соотношение на уроке принципов всех уровней: принципа школы в целом, дидактических и специальных принципов (общеметодических и частнометодических). Во всех случаях надо иметь в виду выбор принципов, которые в наибольшей степени обеспечат лучшее усвоение знаний и формирование умений.
Все поставленные задачи были выполнены:
— ознакомились со специальными принципами изучения русского языка;
-ознакомились с частнометодическими принципами;
-ознакомились со специфическими принципами методики словообразования;
— ознакомились с принципами методики синтаксиса.
Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе. Практическая методика преподавания русского языка.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении».
К какому методу обучения по русскому языку относится устное или печатное слово?
К словесному методу.
Какому из частных принципов изучения науки о языке относится русская орфография?
Принцип сопоставления звука и его фонетического окружения.
Укажите верно, какому термину принадлежит характеристика: это принцип диалога, где педагог путем постановки верно подобранной системы вопросов приводит учащихся к усвоению нового материала, а также к анализу и проверке уже освоенного, изученного материала.
К какому методу по характеру познавательной деятельности относится предложение учителем готовой информации для учащихся и ее усвоение?
Какие из предложенных принципов обучения выделяются методистами?
Стратегические и тактические.
Что из нижеперечисленного рассматривается как процесс обучения русскому языку?
Какие педагогические требования предъявляются к рассказу?
Включение ярких примеров, фактов.
Что значит дедуктивный метод?
От общего к частному.
При каком принципе обучения русскому языку ребенку необходимо управлять своим речевым аппаратом?
Принцип внимания к материи языка.
В чём рассматривается связь методики с лингвистикой?
Закономерности функционирования языка и выявление содержания предмета.
Что из нижеперечисленного не входит в содержание методики обучения?
Анализ методов и приемов выполнения учащегося домашнего задания.
Что из представленного относится к воспитательным целям методики обучения?
Формирование интереса к познанию родного языка.
Краткое изложение основных мыслей прочитанного.
К какому виду целей относится: освоение навыков сравнения, обобщения, классификации, приемов языкового анализа?
К развивающим целям.
Что служит основой для разработки примерной основной образовательной программы?
Федеральный государственный образовательный стандарт.
К какому методу по характеру познавательной деятельности относится предложение учителем готовой информации для учащихся и ее усвоение?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Урок № 62 СОЗДАНИЕ НАРЕЧИЙ. ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ НАРЕЧИЙ
Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Русская и зарубежная литература.
Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе.
Урок № 61 РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ
Урок № 60 НАРЕЧИЕ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
Урок № 59 Тематическая Контрольная работа № 5 (диктант). Выразительное чтение вслух художественных и публицистических текстов
Методическая разработка. ИНТЕГРАЦИЯ ОЧНЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ») СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»
Буква Оо. Мой алфавит.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5274045 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему «Принципы обучения русскому языку»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Принципы обучения русскому языку
Классификация принципов обучения русскому языку дидактические, лингвистические, психологические, собственно методические.
Дидактические принципы: сознательности, активности, наглядности, прочности, доступности и посильности, межпредметной координации.
Лингвистические принципы: системности; концентризма; разграничения явлений на уровне языка и речи; функциональности; стилистической дифференциации; минимизации.
Психологические принципы: мотивации обучения (познавательной, предметно-функциональной, развлекательной, учебной); этапности формирования речевых умений и навыков; учета индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся.
Этапы формирования речевых умений и навыков: – ознакомительный этап (сообщение учебного материала, работа по речевому образцу и грамматической модели, по алгоритму); – стандартизирующий этап (развитие речевых умений и навыков при выполнении языковых упражнений в стандартных ситуациях); – варьирующий этап (совершенствование речевых умений и навыков при выполнении речевых упражнений в измененных ситуациях учебного общения); – творческий этап (перенос знаний, речевых умений и навыков в нестандартные ситуации).
Собственно методические принципы обучения русскому языку: специальные, общеметодические, частнометодические
Специальные методические принципы: – внимание к материи языка, – понимание лексических и грамматических языковых значений на уровне парадигматических отношений и синтагматических связей слов, – сознательное и неосознанное усвоение учащимися норм литературного языка и следование им в устной и письменной речи, – оценка учащимися средств выразительности речи, – координация устной и письменной речи, – ускорение темпа речевого развития обучающихся при условии совершенствования их речевых умений и навыков (Л. П. Федоренко).
Общеметодические принципы: экстралингвистический, функциональный, межуровневых и внутриуровневых связей и отношений, нормативно-стилистический, исторический (М. Т. Баранов).
Частнометодические принципы: характерны для методики аспектного обучения русскому языку: обучение лексике, фонетике, словообразованию, грамматике, культуре речи и стилистике и т. д.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
При изучении данной темы использовались фронтальные и групповые формы работы, методики исследовательской работы и системно-деятельностного подхода, что дало возможность через совершенствование общих и специальных учебных умений развить учебно-познавательную компетенцию учащихся.
Выбранные методики и формы работы формируют способность учащихся к творческому саморазвитию и творческой деятельности, превращают процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым повышая учебную мотивацию и организацию работы на уроке. Успешность ребят в учебе зависит от его субъективной учебной деятельности, самостоятельного ее планирования и ее реализации, что является одним из важнейших условий успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. На уроке выбраны наиболее оптимальные формы работы, которые опирались на совместную и самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.
Итоговое тестирование «Методика преподавания русского языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка»
Слушатель факультета ДПО
1. Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами РАЗВИТИЯ речи учащихся.
2. Результатом связной речевой деятельности учащихся является ТЕКСТ.
3. Признаками текста как речевой данности являются:
1) смысловая целостность,
2) грамматическая взаимосвязь,
4. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:
1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,
2) изучение системы языковых разделов,
5. Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:
1) коммуникативно значимых норм,
2) присущей молодёжному слэнгу лексики,
3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,
4) норм, относящихся к безусловно принятым.
6. Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:
1) анализ художественного текста,
2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,
3) замена ошибочных вариантов.
7. Обучения разным видам речевой деятельности включает:
1) смысловое восприятие текста,
2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.
8. К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:
б) молодежный слэнг,
9. К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:
10. В каком типе изложения требуется краткая передача содержания исходного текста:
2) близкое к тексту,
4) с языковым анализом.
11. Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:
1) функциональная стилистика,
2) практическая стилистика,
3) язык художественной литературы.
11. Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию РЕЧЕВАЯ ситуация.
12. Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе
13. Основной целью овладения эстетической функцией языка является изучение ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ языка.
14. В область преподавания русского языка, изучающую языковую систему включаются следующие разделы: методика фонетики, лексики и ФРАЗЕОЛОГИИ, словообразования, морфологии, синтаксиса.
15. Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного ИНТЕРЕСА учащихся к предмету.
16. Соотнесите виды внеклассной работы с формами их проведения:
Систематические кружок, стенгазета
Эпизодические олимпиады, викторины
17. Урок-лекция по дидактическим целям соответствует следующим традиционным урокам: объяснения и ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
18. Содержание урока-лекции может быть зафиксировано в тетради в виде: сложного плана, ТЕЗИСОВ, схем, таблиц.
19. Проблемная задача, поставленная на уроке исследования, традиционно строится на основе лингвистического ЭКСПЕРИМЕНТА.
20. Основу урока-семинара составляют ДОКЛАДА учащихся.
21. Игровыми разновидностями урока-семинара являются заседания, конференция, конгресс, СУД.
22. Разновидностью урока-практикума, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников, является деловая ИГРА.
23. Урок-зачёт совмещает функции уроков ОБОБЩЕНИЯ и контроля.
24. Формированию умения вести научный спор способствует урок – ДИСКУССИЯ.
25. Одной из важнейших составляющих овладения культурой речи учащихся является речевой ЭТИКЕТ.
26. Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения требует особых форм его организации, называется МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ.
27. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка включают модульное обучение дистанционное обучение и метод технологии ПРОЕКТОВ.
28. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:
29. Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является
б ) процесс обучения русскому языку,
в) исследование русского языка.
30. Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология ФИЛОСОФИЯ.
31. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:
32. Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая,ВОСПИТЫВАЮЩАЯ.
33. Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, языковой, лингвистической, КОММУНИКАТИВНОЙ.
34. Отметьте общеметодические принципы обучения русскому языку:
1) связь теории с практикой;
2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;
3) приемственность и перспективность;
5) внимание к языковому материалу;
6) развитие языкового чутья.
35. Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:
а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;
б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.
36. Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ.
37. Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий А.В.ТЕКУЧЕВ.
38. Отметьте методы проблемного обучения:
3) эвристическая беседа;
39. Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:
2) упражнения из учебника;
3) сигнальные карточки;
4) дидактические карточки;
40. Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.
41. Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:
1) под ред. Н.М. Шанского;
2) под ред. В.В. Бабайцевой;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
42. Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
43. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:
44. Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:
1) Под ред. В.В. Бабайцевой;
2) Под ред. Н.М. Шанского;
3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;
45. Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:
1. изучение нового материала;
2. контрольный урок;
4. анализ письменных работ;
6. закрепление изученного;
46. Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:
1) выполнение упражнений повышенной сложности;
2) подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;6
4) проверка домашнего задания;1
5) первичное закрепление изученного;5
6) самостоятельная работа;
7) объяснение нового материала;4
8) подготовка к восприятию нового материала.3
47. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:
3) письмо по памяти;
4) комментированное письмо;
48. Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, СВОБОДНЫЙ
49. Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:
1) выборочно-распределительное списывание;2
2) Списывание со вставкой;1
3) Творческое списывание.3
50. Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:
2) дидактическая игра.
51. Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и УГЛУБЛЕННАЯ».
52. Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы,ВНЕКЛАССНАЯ работа.
53. Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:
1) вечера русского языка;
3) лингвистическая газета;
54. Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются ИНТЕГРИРОВАННЫЕ
55. Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки СЛОВЕСНОСТИ
56. Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и Т.А.ЛАДЫЖЕНСКОЙ
57. В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и ДЕДУКТИВНЫЙ
58. Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:
1) от частного к общему,
2) от общего к частному.
59. Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и СИСТЕМАТИЗИРУЮЩУЮ
60. Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ компетенцию.
61. Приём обучения является ЧАСТЬЮ метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.
62. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к ТЕОРЕТИЧЕСКИМ методам обучения.
По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к ПРАКТИЧЕСКИМ методам обучения.
63. Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:
64. Эвристическая беседа предполагает ПОШАГОВОЕ решение проблемной ситуации
65. Дополните список уроков нетрадиционной вузовской формы обучения: лекция; семинар; практикум; ЗАЧЕТ.
66. Пропедевтический этап изучения материала – это ПРЕДВАРЯЮЩИЙ его изучение перед основным курсом.
67. Автором пособия «Русская речь» является Е.И.НИКИТИНА
68. По Л.П. Федоренко, в систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, входят: РЕЦЕПТИВНЫЕ, репродуктивные, продуктивные.
69. Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:
2) дидактическими целями;
3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.
70. На уроках развития речи осуществляется формирование КОММУНИКАТИВНОЙ компетенции.
80. Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:
1) годовое (календарное),
81. Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходщее по смыслу слова»:
82. Соотнесите виды самостоятельной деятельности учащихся по способам их осуществления:
Рецептивная конструирование собственного высказывания
Продуктивная анализ языковых единиц
Репродуктивная видоизменение лексических единиц
83. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к ТЕОРИТИЧЕСКИМ методам обучения.
84. Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решения ПРОБЛЕМНОЙ ситуации.
85. Современным способом проверки знаний является ТЕСТИРОВАНИЕ.
86. Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ учащихся.
87. Изучение фонетики неразрывно связано с изучением ГРАФИКИ.
88. Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:
89. Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:
а) расширение словарного запаса учащихся;
б) обучение работе с орфографическими словарями;
в) работа над толкованием смыслового значения слова;
г) расширение знаний учащихся и языке.
90. В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и УПОТРЕБЛЕНИЕМ слова.
91. В толковом словаре нельзя определить значение слова:
а) лексическое значение слова,
г) прямое и переносное значение слова.
93. Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, КОНТСТЕКТУАЛЬНЫЙ
94. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике ОГРАНИЧЕННОГО употребления или неупотребительной.
95.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:
97. В число лексических ошибок не входит:
1) непонимание лексического значения слова;
2) неразличение слов паронимов;
3) употребление слова в разговорной форме;
4. Нарушение лексической сочетаемости слов.
98. Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и КОММУНИКАТИВНОЙ компетенции учащихся.
99. Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:
100. Морфемика изучается в 5 классе, а словообразование в 6 классе по программе:
1) Под ред. И.М, Шанского,
2) Под ред. В.В, Бабайцевой,
3) Под ред. М.М. Разумовской.
101. На процесс морфемного анализа не влияет:
1) фонетическая структура,
2) морфологические признаки,
3) орфографическое написание,
4) лексическое значение.
102. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:
103. К упражнениям формирующим лексические умения и навыки не относятся:
1) решение кроссвордов,
2) толкование лексического значения слова,
3) нахождение и исправление лексических ошибок,
4) составление текста по опорным словам.
104. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип
105. При выделении основы слова возникают следующие проблемы, связанные с другими разделами языка (соотнесите понятия).
Чередование звуков фонетика
Омонимия морфем Лексика
Морфологическая характеристика морфология
107. Морфология изучается линейно-ступенчатым способом в комплексе
1) Под ред. А.И. Шанского,
2) Под ред. В.В. Бабайцевой,
3) Под ред. М.М. Разумовской.
108. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:
4) категория состояния.
109. Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их СИНТАКСИЧЕСКОЙ роли в предложении.
110. В пятом классе перед изучением морфологии в школьном курсе, то есть введение пропедевтического курса в 5 курсе, создаёт базу для изучения системы языка на основе.
111. К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:
4) вводные слова и словосочетания.
112. Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется орфографическойграмотностью.
113. Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.
114. К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и АПОСТРОФ
115. Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической ЗОРКОСТЬЮ
116. Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется ОПОЗНОВАТЕЛЬНЫМИ признаками орфограммы.
117. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется ПУНКТУАЦИЕЙ.
118. Знаки препинания разделяются на две основные группы: отделяющие и ВЫДЕЛЯЮЩИЕ.
119. К принципам русской пунктуации не относится
120. Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и ОДНОТИПНЫЕ.
121. Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:
4 более 9 орфографических ошибок, 1
122. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:
123. соотнесите с соответствующими классами изучение пропедевтический курс синтаксиса, изучение простого словосочетания и простого предложения, изучение сложного предложения:
124. Исключение из правил относятся к НЕГРУБЫМ ошибкам.
125. Методика графики, орфографии и пунктуации являются областью методики преподавания русского языка, именуемой ГРАММАТИКА.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.