к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится

О гигиеническом обучении населения

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, в числе важнейших задач совершенствования системы охраны здоровья населения, предусматривает такие меры, как:

— пропаганда и формирование здорового образа жизни, повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;

— разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;

— формирование культуры здорового питания населения;

— обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;

— обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Реализация почти всех этих вопросов (в частности: пропаганда и формирование здорового образа жизни; формирование культуры здорового питания; повышение ответственности работодателя и населения за свое здоровье и здоровье работников; реализация программ по профилактике алкоголизма и табакокурения) возможна в процессе гигиенического воспитания и обучения населения, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который относит его к мерам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 2, 5, 6).

Статья 29 вышеназванного Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний предусматривает обязательное выполнение ряда мероприятий, в том числе проведение медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Порядок проведения, перечень контингентов, сроки проведения профилактических прививок регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 г. № 125н «Об утверждении национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показателям.

Регламентирующим документом, утверждающим порядок прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, частоту проведения, перечень обязательных врачей-специалистов, виды медицинских исследований при медосмотре, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Проводить медицинские осмотры и профилактические прививки имеют право медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на данный вид медицинской деятельности.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан предусмотрены ст. 36 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, обязательны для граждан, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни и осуществляются:

— в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях;

— при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в образовательные программы разделов о гигиенических знаниях;

— при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Периодичность, порядок и формы проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, как части гигиенического обучения и воспитания, утверждены ПриказомМинистерства Здравоохранения РФ от 29.06.2000 г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».

Перечень профессий должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее должностные лица и работники организаций), обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, обозначен инструктивным письмом Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196–0-117 «О направлении перечня профессий».

Вышеназванный Приказ МЗ РФ от 29.06.2000 г. № 229 предусматривает проведение профессиональной гигиенической подготовки:

— по 6 – 12 часовым дифференцированным программам; по очной форме обучения (для должностных лиц и работников организаций, впервые устраивающихся на работу и лиц не прошедших очередную аттестацию), очно-заочной форме обучения (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов, очная часть составляет не менее 4 часов); заочной форме обучения (самостоятельная подготовка по предлагаемым методическим материалам).

Аттестация указанных выше категорий должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится после внесения в личную медицинскую книжку результатов медицинских осмотров и вышеназванным Приказом МЗ РФ от 29.06.2000 г. № 229 возложена на центры гигиены и эпидемиологии – в Кемеровской области – Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» и его филиалы на местах.

Результаты проведенных предварительных и периодических медицинских освидетельствований (осмотров), положительной гигиенической аттестации, сведения о полученных прививках подлежат обязательному внесению в личные медицинские книжки (ст. 34 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; приказы Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2000 г. № 229; от 12.04.2011 г. № 302н; приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 г. № 402).

Положительный результат гигиенической аттестации вносится в личную медицинскую книжку штампом «АТТЕСТОВАН» с аббревиатурой ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Кемеровской области» (ФБУЗ «ЦГиЭКО») или его филиала (ФФБУЗ «ЦГиЭКО») и защищается квадратным номерным голографическим знаком с символикой «Роспотребнадзор».

Лица, отказывающиеся от медицинских осмотров, не прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию к работе не допускаются.

Ответственность за медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников вышеназванных организаций возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (работодателя) и влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации; ст. 13.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Источник

59. Плакат в гигиеническом воспитании призван:

1. Привлекать внимание к проблеме

2. Отрабатывать умения и навыки

3. Поддерживать интерес населения к проблеме

4. Побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов

60. Изобразительное средство гигиенического воспитания, представляющее собой специально созданный условный знак, вызывающий ассоциацию с мероприятиями по охране здоровья – это:

61. Какие средства относится к малоформатным средствам гигиенического воспитания:

4. Картинки для раскрашивания

62. Предметные средства гигиенического воспитания включают в себя:

1. Копии натуральных предметов или органов человеческого тела

2. Реальные предметы, имеющие отношение к здоровью

63. Средства гигиенического воспитания, основанные на совокупности практических приемов, связанных со здоровьем – это:

1. Изобразительно – речевые средства

2. Устные речевые средства

3. Действия как средства гигиенического воспитания

64. Показатели гигиенического воспитания это:

1. Качественные характеристики свойств, явлений и процессов, которые являются предметом изучения гигиенического воспитания

2. Количественные характеристики свойств, явлений и процессов, которые являются предметом изучения гигиенического воспитания

3. Качественные и количественные характеристики свойств, явлений и процессов, которые являются предметом изучения гигиенического воспитания и отражают, непосредственно и опосредованно, уровень гигиенической культуры индивидуума, группы лиц, социальной общности

65. Непосредственные (прямые) показатели гигиенического воспитания дают представление:

1. Об уровне отдельных компонентов гигиенической культуры

2. О результате проявления гигиенической культуры в окружающей среде

66. Опосредованные (косвенные) показатели гигиенического воспитания рассматриваются как:

1. Результат проявления гигиенической культуры в окружающей среде, отражение ее на состоянии здоровья

2. Уровень культуры индивида, группы лиц, социальной общности

67. Качественные показатели гигиенического воспитания:

1. Фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства

2. Определяют меру выраженности определенного свойства

3. Определяют меру развития определенного свойства

68. Количественные показатели гигиенического воспитания:

1. Фиксируют отсутствие определенного свойства

2. Фиксируют наличие определенного свойства

3. Определяют меру выраженности, развития определенного свойства

69. К числу прямых показателей гигиенического воспитания населения на уровне индивидуума, группы лиц относятся:

1. Ценностные ориентации в отношении здоровья

2. Уровень законодательного и финансового обеспечения поддержания здоровья

3. Уровень умений и навыков, связанных со здоровьем

4. Поведение в отношении здоровья

5. Уровень освещения средствами массовой информации проблем здоровья

70. К числу прямых показателей гигиенического воспитания населения на уровне социальной общности относятся:

1. Уровень информированности по вопросам здоровья

2. Уровень умений и навыков, связанных со здоровьем

3. Общественное поведение в отношении поддержания здоровья

4. Уровень освещения средствами массовой информации проблем здоровья

5. Социальные нормы и ценности в отношении здоровья

71. К косвенным показателям гигиенического воспитания на уровне индивидуума, группы лиц относятся:

1. Санитарное состояние жилого помещения

2. Число пропущенных по болезни рабочих дней

3. Наличие или отсутствие факторов риска, связанных с физиологическими функциональными нарушениями

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник

Гигиеническое обучение и воспитание населения. Учебное пособие

к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится. Смотреть фото к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится. Смотреть картинку к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится. Картинка про к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится. Фото к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится

В учебном пособии освещаются вопросы гигиенического воспитания и обучения населения по формированию здорового образа жизни в различных медицинских и не медицинских организациях. Пособие предназначено для студентов средних медицинских образовательных организаций, а также будет полезно работникам медицинских организаций, организующих и ведущих работу по гигиеническому воспитанию и обучению населения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиеническое обучение и воспитание населения. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Профилактика — ведущее направление в охране здоровья населения

Профилактика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) — совокупность предупредительно-оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья отдельного человека или целого коллектива. В зависимости от этого различают профилактику индивидуальную (личную) и общественную (социальную). На разных этапах исторического развития профилактика принимала разные формы в зависимости от классового строения общества, уровня культурного развития, господствовавших нравов, обычаев, религиозных воззрений, степени развития науки.

Общественная профилактика — система комплексных государственных и общественных социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний и на всемерное укрепление здоровья населения.

В ближайшей перспективе осуществится широкая программа, направленная на предупреждение и решительное сокращение болезней, ликвидацию массовых инфекционных заболеваний, на дальнейшее увеличение продолжительности жизни.

Особое важное место в профилактике занимает гигиеническое нормирование, все более охватывающее все отрасли производства, технологические процессы, состояние окружающей среды, условий труда, учебы, питания, отдыха. Это способствует осуществлению основной задачи профилактики — укреплению здоровья и трудоспособности, гармоническому развитию физических и духовных сил человека. Здесь сказывается единство социально-экономических и профилактических задач и целей. В стране проводится большая исследовательская работа по научному обоснованию гигиенических нормативов в разных областях народного хозяйства, и результаты этой работы по линии гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания и гигиены детей и подростков весьма велики. Обязательность соблюдения этих нормативов установлена законодательно.

Прогресс науки и техники влечет за собой успехи в области профилактики. Усовершенствование промышленных технологий приводит к значительному уменьшению вредных веществ в окружающей среде. В связи с автоматизацией и механизацией производства, с резким сокращением ручных процессов, со значительным использованием электроники, ядерной физики, химии, кибернетики, дистанционных методов управления производством огромное профилактическое значение приобретает научная разработка вопросов физиологии, гигиены труда в новых условиях, режима работы и отдыха.

Актуальные проблемы, посвященные вопросам санитарной охраны природы, в т.ч. атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод, почвы. В обязанности министерствам, ведомствам, хозяйственным органам при проектировании предприятий и сооружений вменено своевременно разрабатывать и внедрять технологические процессы, обеспечивающие максимальную переработку сырья и топлива, не дающих вредных отходов в атмосферу, воду и почву. Широкие экологические мероприятия, связанные с преобразованиями природы (лесонасаждения, осушка болот, освоение пустынь, закрепление песков, гидросооружения и т.п.), должны вести к улучшению условий жизни населения и в связи с этим также имеют профилактическое значение.

Вся система и деятельность учреждений здравоохранения построена таким образом, что в соответствующих ее звеньях учитываются специфические задачи профилактики, диктуемые возрастно-половыми особенностями контингентов населения, условий их жизни, характером их заболеваемости и ее этиологией (профилактическая направленность работы детских и женских консультаций, поликлиник, диспансеров, здравпунктов и т.д.).

В проведении профилактических мероприятий значительную роль играет предупредительный и текущий санитарный надзор, осуществляемый Роспотребнадзором. Особенно важен санитарный надзор при планировке и благоустройстве населенных мест; он должен контролировать жилищное строительство, мероприятия по санитарной охране воды, воздуха и почвы, охране труда.

Профилактическая направленность является также характерной особенностью развития всех клинических дисциплин медицины, в которых должное внимание уделяется вопросам социальной этиологии (трудовым и бытовым факторам), раннему выявлению заболеваний, проведению мероприятий по оздоровлению окружающей больного среды, рациональному трудоустройству, укреплению организма (лечебная физкультура, лечебное питание и т.д.) и повышению его адаптивных возможностей.

Профилактика органически связана с лечебной деятельностью. Лечение не противопоставляется профилактике, а сливается в неразрывном единстве, нашедшем наиболее яркое выражение в диспансерном методе лечебно-профилактического обслуживания населения.

Врачи, осуществляя синтез лечения и профилактики, стремятся обеспечить наиболее раннее распознавание заболеваний, правильное лечение больных, необходимые условия и режим труда, отдыха, питания, предупреждать рецидивы болезни. Из этих задач вытекают и обязанности врача знакомиться с социальной этиологией заболевания, особенно с условиями труда и быта обращающихся к нему больных и всячески содействовать через соответствующие организации улучшению этих условий.

Велика роль профилактики в борьбе с инфекционными заболеваниями. В профилактике инфекционных заболеваний широко используются достижения отечественной эпидемиологии и микробиологии, иммунологии, особенно в изучении патогенеза инфекций, иммунитета, проблемы изменчивости микробов, ранней микробиологической диагностики, вопросов специфической профилактики, иммунопрофилактики и лечения ряда инфекционных заболеваний.

Велика роль профилактики в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний; устранение вредно влияющих факторов, связанных с неблагоприятными трудовыми и бытовыми условиями, ведет к сокращению количества сердечно-сосудистых заболеваний. В деятельности медицинского работника видное место занимают психопрофилактика, психогигиена.

Принципы профилактики положены в основу борьбы с туберкулезом, болезнями желудочно-кишечного тракта, мочеполовых органов, болезнями нервной системы, злокачественными новообразованиями и др. Неоценимо значение профилактических мероприятий, обеспечивающих правильное физическое развитие подрастающих поколений. Здесь на первый план выступает физическая культура, являющаяся мощным средством сохранения и укрепления здоровья людей всех возрастов.

В разработке теоретических основ профилактики и практических форм ее осуществления в медицинском обслуживании населения в разных медико-санитарных учреждениях большие заслуги принадлежат социальной гигиене и организации здравоохранения.

Основные факторы, определяющие состояние здоровья населения связаны с образом жизни и окружающей средой. Чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, а также стимулировать благоприятные для здоровья потенции внутренней и внешней среды, необходима реализация всесторонних усилий по укреплению здоровья и профилактики заболеваний. Наши воздействия должны быть направлены на:

— формирование и поддержу стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни через обеспечение качественными медико-гигиеническими знаниями, создание соответствующих мотиваций и отношения к здоровью, выработку умений и навыков здорового образа жизни (субъективный фактор), а также их всемирное развитие и совершенствование;

— создание физической и социальной окружающей среды, благоприятствующей этим изменениям (объективный фактор).

Базисными задачами политики укрепления здоровья и профилактики заболеваний в России являются:

переориентация служб здравоохранения (также как и образования, социальной защиты, экологических организаций, общественных объединений, средств массовой информации, культуры и религии) на активные действия по предотвращению заболеваний и укреплению здоровья;

— снижение распространенности курения;

— улучшение качества питания;

— увеличение физической активности;

— смягчение влияния повреждающих социально-психологических факторов и повышение качества жизни;

— обеспечение широкого охвата населения иммунизацией;

профилактика ВИЧ-инфекции и инфекций передающихся половым путем;

— снижение потребления алкоголя;

— профилактика употребления наркотиков;

— улучшение качества среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ №455 от 23.09.2003 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации», воссоздается система санитарного просвещения и медицинской профилактики в стране, вводятся новые специальности «врач по гигиеническому воспитанию», «средний медицинский работник по гигиеническому воспитанию» (инструктор по санитарному просвещению).

к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится. Смотреть фото к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится. Смотреть картинку к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится. Картинка про к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится. Фото к социальным эффектам гигиенического обучения населения относится

Модернизация пропаганды здоровья

На сегодня изменения взглядов на составляющие компоненты здоровья ведут к пересмотру целей по работе с населением, содержания пропаганды, используемых методов для выработки умений. В конечном итоге в свете современных представлений о здоровье результатом будет выработка устойчивости к внешней среде и сохранение внутреннего равновесия, т.е. всестороннего комфорта.

Источник

Гигиеническое воспитание населения.

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

· снижение распространенности курения;

· улучшение качества питания;

· увеличение физической активности;

· смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

· соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

· снижение потребления алкоголя;

· профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные– когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

· профилактическое консультирование отдельных пациентов;

· профилактическое консультирование групповое;

· профилактические медицинские осмотры;

· профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:

МетодыСредства
УстныйЛекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.
ПечатныйПамятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов.
НаглядныйТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.
СмешанныйВсе средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетенъ состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

• определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения.

К числу важнейших профилактических мероприятий относится:

1. Гигиеническое обучение и воспитание населения для формирования здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

2. Профилактика заболеваний.

3. Создание и функционирование сети центров медицинской профилактики

4. Создание федеральных научно-исследовательских институтов медицинских проблем формирования здоровья.

Таким образом, гигиеническое образование и воспитание населения является одним из разделов профилактической работы.

Основными направлениями гигиенического образования и воспитания населения являются:

1. пропаганда здорового образа жизни;

2. разработка, реализация и оценка эффективности программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;

3. координация деятельности различных государственных органов, учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования ЗОЖ.

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей среды, то необходимо:

1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в области жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умение и навыки ЗОЖ и предупреждение заболеваний.

2. Создавать природную и социальную окружающую среду по принципу «делать более здоровый выбор более легким выбором».

В этом случае основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:

1. снижение распространенности курения и употребления табака;

2. улучшение качества питания;

3. увеличение физической активности;

4. смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышения качества жизни,

5. соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

6. снижение потребления алкоголя;

7. профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

8. улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.

Санитарное просвещение – специальная область медицинской науки и здравоохранения, имеющая целью формирование знаний и поведения, направленных на обеспечение здоровья индивидуума, коллектива, общества.

Санитарное просвещение является обязательным разделом деятельности каждого ЛПУ, профессиональной обязанностью каждого медицинского работника.

Методы и формы санитарного просвещения:

1. Устные методы (беседа, лекция, диспут, вечер вопросов и ответов, индивидуальная консультация).

2. Печатные методы (книги, журналы, листовки, памятки, буклеты, стенная печать).

4. Смешанные методы (урок «Уголок здоровья», кино, эстрада, театр).

Для организационно-методического руководства медицинским персоналом по вопросам предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья в России сформирована специализированная сеть структурных подразделений службы медицинской профилактики:

• в республиках, краях, областях, автономных образованиях: республиканские, краевые, областные, окружные центры медицинской профилактики; в городах и сельских районах: городские, районные центры (отделы) медицинской профилактики;

• в лечебно-профилактических учреждениях: кабинеты (отделения) медицинской профилактики.

Центр медицинской профилактики является самостоятельным практическим учреждением здравоохранения, главным учреждением службы медицинской профилактики и укрепления здоровья.

Основные задачи центра медицинской профилактики

1. определение общих направлений в первичной и вторичной профилактике заболеваний, а также приоритетов в пропаганде медицинских и гигиенических знаний, исходя из анализа показателей заболеваемости населения, демографических данных, состояния экологической и эпидемиологической обстановки;

2. выявление и оценка причинно-следственных связей между здоровьем населения, его образом жизни и разработка на этой основе профилактических мероприятий и практических рекомендаций по коррекции поведения различных групп с целью оздоровления;

3. координация работы органов и учреждений здравоохранения, образования, культуры, других ведомств и организаций по вопросам профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни в рамках Федеральных комплексных и целевых программ охраны и формирования здоровья населения.

В соответствии с основными задачами центр медицинской профилактики осуществляет: организационно-методическую, учебную, пропагандистскую, научно-практическую, консультативно-оздоровительную деятельность.

Структура центра медицинской профилактики:

• организационно-методический отдел с методическим кабинетом;

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарно-гигиенического просвещения населения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарно-гигиенического просвещения населения. Они разрабатывают планы санитарно-гигиенического просвещения населения, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения.

Санитарно-гигиеническое просвещение населения в лечебной организации представляет собой комплекс дифференцированного, целенаправленного санитарно-гигиенического просвещения, предусматривающего гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанного с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-гигиеническое просвещение проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебных организаций.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-гигиенического просвещения осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

В санитарно-гигиенического просвещения выделяют 3 основных звена: санитарное гигиеническое просвещение населения в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарно-гигиеническое просвещение населения в поликлинике.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарно- гигиенического просвещения населения, а также тематические брошюры.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим и т.д.

Методика Санитарно-гигиеническое просвещение населения с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарно-гигиеническое просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления

Санитарно-гигиеническое просвещение в стационаре.

Санитарно-гигиеническое просвещение в стационаре дает информацию:

о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, особенно после выписки для предупреждения прогрессирования заболевания, т. е. служит целью вторичной профилактики заболеваний. При этом важно учитывать потребность больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии;

дополнительную медико-гигиеническую по общегигиеническим вопросам в связи с тем, что у больного человека отмечается повышенный интерес к медицинским вопросам, а в стационаре имеются все условия и время для получения необходимой информации.

В соответствии с информативными задачами санитарно-гигиеническое просвещение населения осуществляется на всех этапах пребывания больного в стационаре:

В стационаре должно предусматриваться оформление санитарно-гигиенического просвещения приемного отделения, лечебных отделений и холлов для посетителей. В приемном отделении и холлах для посетителей должен экспонироваться информационно-справочный материал, касающийся правил внутреннего распорядка для больных и посетителей. Помимо этого, в этих же холлах необходимо иметь материалы, освещающие роль членов семьи больного в создании его адекватной психологической установки на стационарное лечение и последующее выполнение врачебных назначений в условиях дома.

При отборе форм и средств оформления санитарно- гигиенического просвещения населения лечебных отделений важно учитывать то обстоятельство, что больные в них находятся длительный срок. Поэтому настенные экспозиции здесь практически неприемлемы, они могут даже вызывать отрицательный эффект. Целесообразно использовать настольное оформление: альбомы, турникеты, картотеки, которые представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.

Санитарное просвещение на участке.

Эта работа складывается из санитарно-гигиенического просвещения населения:

— больных и их родственников при посещениях на дому, формы и средства санитарно-гигиенического просвещения населения аналогичны гигиеническому воспитанию больных с острыми заболеваниями;

— всего населения обслуживаемой территории (информация населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой, и гигиеническое воспитание населения, направленное на привитие навыков здорового образа жизни).

Несомненно, значительный объем санитарно-гигиенического просвещения население обслуживаемой территории получает через радио, кино, телевидение, прессу. Именно в жилом квартале должна быть сконцентрирована значительная часть профилактического, в том числе санитарно-гигиенического просвещения населения.

Широко используются по месту жительства традиционные формы массового и группового санитарно-гигиенического просвещения населения: лекции, профилактические приемы, вечера вопросов и ответов и тематические. Врачи лечебно-профилактических учреждений принимают участие в народных университетах здоровья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *