к специфическим методам обучения математики относятся
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии
Автор: Кадыров Эрлан Ператович,
учитель математики, ГБОУ «Инженерная школа»
Модернизация образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов на первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования.
Государству важно решать эти проблемы целостно. На образовательные учреждения возложена миссия по выходу качественного продукта, обучающегося, который способен индивидуально усвоенные знания коллективно распределять.
Миссия педагога заключается в том, чтобы способствовать переориентации и адаптации системы образования в современных условиях.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В формировании многих качеств большую роль играет учебная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
Математическая грамотность обучающихся определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использование математики.
Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Педагогу надо задуматься о том, чтобы каждый обучающийся работал активно, увлеченно, а это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.
Учение только тогда станет для ребят радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле того слова. Познавать через напряжение сил, умственных, физических духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения.
Цели проведения мероприятия — актуализация представлений педагогов о современном уроке, создание условий для профессионального диалога о принципах его построения на основе формирования разносторон
не развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.
Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике.
1. Современные педагогические технологии
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения
2. Предметно-ориентированные технологии обучения
3. Информационные технологии.
4. Технологии оценивания достижений обучающихся.
5. Интерактивные технологии.
На учебных занятиях в первую очередь необходимо развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность обучающихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого необходимо использовать проблемные ситуации и помогать их разрешить.
Чтобы обучение стало интересным, нужно проводить нестандартные учебные занятия, которые достигали бы своей цели, обеспечивали качество подготовки обучающихся. Чтобы содержательная и методическая наполненность учебного занятия, его атмосфера не только вооружали обучающихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на учебное занятие без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения учебным предметом.
2. Интерактивные методы
В своей работе использую игровую технологию, технологию разноуровневого обучения, личностно-ориентированную технологию. Пришел к выводу, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы. Это творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения.
Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на учебном занятии является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.
Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать учебное занятие в соответствии с индивидуальными особенностями.
3. Формы и методы обучения
Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения математике – это: ролевые игры, деловые игры, семинары, повторительно – обобщающие занятия, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, программированный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Универсально эффективных или неэффективных методов не существует.
Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать.
Педагогические приемы и методы обучения основам математики
Обучение детей математике — какие применяются методики
Метод — это совокупность действий последовательного характера, направленных на достижение намеченного результата.
Методы обучения являются способами взаимодействия преподавателя с учениками, выраженными через систему упорядоченных дидактических приемов и средств, ориентированных на достижение целей развития, воспитания и образования учащихся.
В частности, методика обучения математике предполагает использование способов и средств, способствующих выработке у учеников стремления к активным и самостоятельным действиям по изучению математической науки в школе.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Согласно классификации Юрия Константиновича Бабанского, академика педагогических наук СССР, все методы можно разделить на:
Среди организационных методов выделяют:
Стимулирующие методы представлены:
Контролирующие методы могут быть:
По классификации Ростислава Семеновича Черкасова, российского педагога-математика, и Абрама Ароновича Столяра, белорусского педагога-методиста, систему методов обучения математики можно представить:
Российский педагог-математик Юрий Михайлович Колягин представлял обучение математике через методы:
Все указанные методы эффективнее использовать в комплексе. Реализовать их можно посредством:
В настоящее время возникла необходимость в разработке и внедрении новых, современных методов обучения математике. Это связано с рядом проблем, возникающих у школьных преподавателей математики.
Для устранения этих проблем надо совершенствовать образовательный процесс и внедрять новые методы обучения.
Общие методы обучения математике в школе
К общим методам относят те, которые применяются для обучения любым дисциплинам, включая математику. В основном они связаны с управлением учебной деятельностью школьников, либо являются информационными. Здесь применяют следующие активные педагогические средства:
Среди общих методов выделяют учебные и научные.
1. Учебные разрабатываются специально для применения в общеобразовательных школах. Их целью является повышение эффективности обучения. Среди них:
2. Научные предназначены организовывать осознанную математическую деятельность учеников, стимулируя у них адекватный мыслительный процесс. Они могут быть:
Оба вида методов тесно переплетаются между собой в образовательном процессе.
Специфические методы обучения математике
Поскольку математика имеет свою специфику, то и отдельные методы обучения этому предмету обладают своими особенностями. Речь идет о тесной взаимосвязи математики с другими науками, которые наложили свой отпечаток и на сам предмет, и на методы обучения ему.
Те из них, которые успешно использовались преподавателями в других областях знаний, были адаптированы под обучение школьников математическим наукам, и уже показали достойные результаты.
Специфические методы классифицируют по их взаимосвязи с другими науками:
Выделяют следующие психологические методы:
Сравнение — исследование объекта на предмет нахождения сходства или различий.
Аналогия — распространение сходства предметов, выявленного в процессе сравнения, на их другие свойства. Применение аналогии помогает лучше запоминать свойства объектов.
Анализ — форма изучения объекта с мысленным или практическим разделением его на составные части (элементы) и последующим их исследованием с целью соединения на более высоком уровне в единое целое путем синтеза. Анализ является приемом и методом мышления, при котором переходят от общего к частному и от следствия к причине. Он характеризуется движением мысли при рассуждении от неизвестного к известному.
Синтез — форма изучения объекта с мысленным или практическим объединением в единое целое его составных частей (элементов), полученных разделением в процессе анализа. Синтез является приемом и методом мышления, при котором переходят от частного к общему целому, от причины к следствию. Он характеризуется движением мысли при рассуждении от известного к неизвестному.
Анализ и синтез в комплексе являются важнейшими операциями процесса мышления. Их эффективно используют для решения задач с помощью уравнений, на доказательство, при нахождении множеств точек и т.д.
Абстрагирование — отвлечение существенных свойств объектов или отношений, которые были выделены в результате обобщения, от несущественных, не имеющих значения для изучения.
Конкретизация — односторонняя фиксация мышления на конкретной стороне объекта исследования, не принимающая во внимание другие его стороны.
Обобщение — нахождение свойств, объединяющих объекты, и принадлежащих только этой конкретной группе объектов.
Специализация — вычленение отдельного свойства из нескольких свойств исследуемого объекта. Например, треугольник может быть одновременно равнобедренным и прямоугольным. В зависимости от поставленной задачи внимание уделяется той или иной характеристике.
Систематизация — соединение отдельных признаков объектов (явлений, понятий) в одну группу по сходству основных признаков таких же объектов, а также выделение в ней более мелких подгрупп.
Классификация — отнесение отдельных объектов (явлений) по их существенным и основным признакам к соответствующей группе.
Все перечисленные компоненты применяются на практике одновременно.
Современные методы обучения с применением информационно-коммуникационных технологий
Занятия в современной школе редко обходятся без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Такие уроки эмоционально воздействуют на учащихся, формируют у школьников личностное отношение к изучаемому материалу, помогают развивать различные стороны их психической деятельности.
Изучение материала с применением ИКТ помогает выработать у школьников желание и умение учиться, сформировать алгоритмическое мышление, овладеть информационно-технологическими средствами, знаниями и навыками, необходимыми для успешного обучения в дальнейшем.
Одним из популярных методов обучения с использованием ИКТ являются презентации. Использование этого мультимедийного метода позволяет преподать материал более интересным, наглядным образом.
Процесс восприятия информации идет не только за счет слуха и зрения, но также с помощью воображения, эмоций, более глубокого погружения в изучаемый предмет. Все это делает занятия менее утомительными, помогает удерживать внимание и концентрацию учащихся на высоком уровне, а значит — лучше понять и усвоить материал.
Инновационность методов обучения с использованием компьютерной техники проявляется следующим образом:
При обучении математике применение ИКТ обогащает учебный процесс с помощью следующих возможностей:
Таким образом, применение ИКТ на уроках математики позволяет ознакомить учащихся с новой информацией на ином развивающем уровне и способствует:
Принципы и методы обучения математике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Принципы и методы обучения математике
Цель. Ввести понятие принципов обучения, рассмотреть характеристику каждого. Проанализировать методы обучения математики, обратить внимание на проблемные методы обучения.
1. Принципы обучения математике.
2. Методы обучения математике.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Программируемое обучение.
1)научности и идейно-политехнической направленности;
4) активности и сознательности;
6) систематичности и последовательности;
8) единства образования, развития и воспитания.
Обучение на высоком, но доступном уровне сложности. Так же, как спортсмены развивают свои физические возможности на упражнениях высокой сложности, ученики должны развивать мышление, интеллект на учебных задачах высокого уровня сложности. Этого принципа касаются введены еще в 30-х гг. XX ст. психологом Л. С, Виготским понятия зоны актуального и зоны ближайшего развития учащихся. Ученик работает в учебном материале. Однако, как отмечал Л. С. Выготский, надо работать на завтрашний день ученика, то есть работать в зоне его ближайшего развития. Это означает, что ученик должен работать над учебными зонами актуального развития тогда, когда решает учебные задачи в пределах усвоенного им задачами, если он еще не в состоянии решить самостоятельно, но при незначительной помощи учителя или своих товарищей он таким задачам дает совет. Вместе с тем объективным фактом является то, что разные ученики имеют разные зоны актуального ближайшего развития. Именно поэтому в условиях классно-урочной системы надо осуществлять уровневую дифференциацию, использовать групповые и индивидуальные формы работы, выделяя группы учащихся, имеющие примерно одинаковый уровень общего развития, обученности, темпа продвижения в обучении, интереса к математике. Осознание всеми учащимися процесса обучения. Обеспечение этого принципа требует от учителя работы с теми, кто не успевает, выяснение причин этого и организации своевременной педагогической поддержки таких учащихся.
Систематическая работа учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых. В процессе обучения математике прежде всего предполагается развитие мышления, овладение учащимися общими умственными действиями и приемами умственной деятельности. Практика исследования психологов свидетельствует о том, что основной причиной того, что ученики не успевают по математике, является прежде всего несформованность действий анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Психологические принципы развивающего обучения:
1. Систематическое развитие трех основных видов мышления: наглядно-действенное (или практическое), наглядно-образное и абстрактно-теоретическое.
2. Проблемность обучения. Ученик лишь тогда включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность, когда сталкивается с проблемами (вопросами \ задачами), которые ему надо решить.
3.Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса.
4. Целенаправленное формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
5. Систематическое развитие мнемической деятельности (то есть развитие памяти) для обеспечения фонда действенных знаний.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе означает путь исследования, способ познания.
Под методом обучения в дидактике понимают способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение материалом, который изучается. Кроме термина «метод обучения» в дидактике термин «прием обучения», под которым чаще всего понимают составную часть или отдельная сторона метода.
В педагогике существует различная классификация методов обучения в зависимости от выбора основания классификации, а именно:
1) по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические),
2) по способам организации учебной деятельности учащихся (методы получения новых знаний, методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков),
3) по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся:
а) объяснительно-иллюстративный (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрации и другие.);
б) репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий, деятельность по алгоритму, программе);
в) проблемное изложение;
г) частично-поисковый, или эвристическая беседа;
д) исследовательский метод.
Последние три метода используют во время проблемного обучения как дидактической системы. Проиллюстрируем применение методов обучения математике по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся.
Объяснительно-иллюстративный. Этим методом пользуются, вводя математические понятия, изучая аксиомы, теоремы и способы решения различных классов задач.
Репродуктивный используют при объяснении нового материала, проверки домашнего задания (ученики воспроизводят решения задач, формулировки и доказательства теорем, определение математических понятий, правила и тому подобное). На уроках, где формируются умения и навыки решения примеров, задач, применения репродуктивного метода проявляется в деятельности учащихся при решении упражнений и задач по образцу, который дан учителем или описаны в учебнике, в деятельности по определенному алгоритму. При этом деятельность по образцу должна проводиться не по указанию «делай то, что делаю я», а по совету «делай так, как делаю я». Недостатком двух названных методов является то, что они мало способствуют развитию продуктивного мышления, познавательной активности и самостоятельности учащихся. Вместе с тем недооценка репродуктивной деятельности учащихся приводит к тому, что у учащихся не обеспечивается фонд знаний, который является необходимым условием для возможностей организации самостоятельной познавательной деятельности, развития творческого мышления и продуктивной деятельности.
Следующие три методы проблемного обучения направлены на устранение указанных выше недостатков.
Проблемное изложение как метод обучения математики состоит в том, что, объясняя учебный материал, учитель сам выдвигает проблемы и, конечно, как правило, сам их решает. Однако постановка проблем усиливает внимание учащихся, активизирует процесс восприятия и осознания того, что объясняет учитель.
Частично-поисковый метод (его иногда называют эвристической беседой) заключается в том, что учитель заранее готовит систему вопросов, отвечая на которые учащиеся самостоятельно формулируют определение понятия, «открывают» доказательства теоремы, находят способ решения задачи.
Исследовательский метод предполагает самостоятельный поиск решения познавательной задачи. Причем может оказаться потребность, чтобы проблему сформулировал сам ученик или и формулирует учитель, но ученики решают самостоятельно.
Метод целесообразных задач предложил в конце XIX века. Шохор-Троцкий. Принадлежит он фактически к методам проблемного обучения. Обучение математике в соответствии с этим методом осуществляется с помощью задач. Из задач начинается изучение любой темы, что, естественно, обеспечивает мотивацию изучения теоретического материала. Изучая теоретический материал темы, ученики преимущественно решают задачи. Теоремы в геометрии доказывают лишь те, которые для учеников не являются очевидными, но и не требуют слишком тонких соображений. Практика показала, что значение метода целесообразных задач нельзя преувеличивать и соблюдать его формально. Во-первых, изучение не каждой темы целесообразно начинать с решения задач, во-вторых, нельзя недооценивать роль теоретических знаний.
Суть абстрактно-дедуктивного метода обучения заключается в том, что во время изучения нового материала учитель сразу сам сообщает определения понятий, что вводится, а потом приводит конкретные примеры объектов, относящихся к понятиям. Формулируется и доказывается теорема, и лишь после этого рассматриваются конкретные примеры применения нового теоретического материала.
Конкретно-индуктивный метод обучения противоположный абстрактно-дедуктивном методе. Во время обучения этим методом объяснения нового материала начинается с рассмотрения примеров. Используя примеры, учащиеся имеют возможность выделить существенные признаки понятия, что вводится. Это помогает самостоятельно или с помощью учителя сформулировать определение понятия. Рисунок теореме позволит учащимся выявить свойства изображенной фигуры и самостоятельно или с помощью учителя сформулировать теорему. Наряду с устным изложением теоретических знаний, объяснение учителем способов решения различных типов задач и коллективным их развязыванием значительное место в процессе обучения математике занимает самостоятельная работа учеников. К самостоятельной работе можно отнести самостоятельное изучение учащимися учебного материала на уроке или во время выполнения домашнего задания за учебниками, учебными пособиями и научно-популярной литературой, самостоятельное доказательство теорем и решение задач, работу в тетрадях с печатной основой, программируемое обучение с помощью программированных пособий и персональных компьютеров.
Новые знания математики воспринимаются и усваиваются учащимися с определенными трудностями. Поэтому нужны советы учителя по работе над математическим текстом. Они могут иметь вид такого правила-ориентира.
1. Прочитай внимательно текст один или два раза, выдели главное в нем (новые понятия, утверждения, правила и тому подобное).
2. Составь план прочитанного.
3. Виды понятия, о которых говорится в тексте. Вспомни определение известных понятий и виды определение новых.
4. Выдели утверждения, которые доказываются в тексте. Выясни, что в них дано, что надо доказать. Выясни, из каких утверждений состоит доказывания, с помощью которых известных утверждений обосновывается они.
5. Попробуй ответить на контрольные вопросы. Сформулируй определение новых понятий и утверждения, которые доводились в тексте.
6. Не вдаваясь в текст, выполни нужные рисунки и воспроизведи прочитанное по плану.
В 5-6 классах надо на примере конкретного текста показать, как выделить главное в тексте и составить план. Только после этого можно предлагать ученикам выполнить такую работу самостоятельно.
По линейной программе учебный материал подается небольшими порциями, которые включают вопросы, касающиеся контроля изученного в данной порции материала. После ответа на вопрос ученик сверяет ее с правильным ответом и переходит к изучению следующей порции. В 50-60-х гг. программируемое обучение приобрело большую популярность, поскольку давало возможность каждому ученику работать в меру своих возможностей и в своем темпе, то есть создавало благоприятные условия для индивидуализации обучения. Однако оно столкнулось с другим рядом трудностей, связанных прежде всего с необходимостью создания программированных пособий, которые по объему значительно превышали традиционные учебники и фактически приводили к необходимости создавать пособия по отдельным темам. Наряду с преимуществами программируемое обучение имело недостатки, связанные прежде всего с тем, что учащиеся, работая индивидуально, все время вынуждены молчать, что не способствует развитию их математической речи. Кроме того, ученик лишен возможности постоянно общаться с учителем и товарищами, показать свои способы рассуждений, которые не предусмотрены учебной программой. Именно по этим причинам интерес к программированного обучения постепенно уменьшился. На современном этапе развития школьного математического образования интерес к программированного обучения снова возрастает в связи с возможностью использования персональных компьютеров, которые дают возможность в учебных программах учитывать индивидуальные особенности учащихся осуществлять обучение в режиме диалога, шире использовать во время объяснения наглядность в динамике.
Планируя изучение учебного материала на уроке, учитель должен предусматривать содержание и объем домашнего задания. На выполнение его ученик должен тратить не более 50 % времени, которое отводится на этот материал на уроке.
Нужна дифференциация домашнего задания по уровню способностей учащихся. Если учитель уверен в том, что более сильные учащиеся выполнят упражнения на уровне обязательных результатов обучения, он может освободить их от простых упражнений и задач и предложить им несколько более сложных. Наоборот, ученикам, которые слабо успевают, можно ограничиться упражнениями обязательных результатов, если они не хотят или еще не готовы к решению более сложных упражнений.
Во время повторения учебного материала иногда полезно предложить учащимся привести свои примеры вместо тех, что приводятся в учебнике.
Домашнее задание чаще всего предлагается на последних минутах урока, а иногда сразу после изучения нового материала и даже в начале урока. Если для решения задач и примеров недостаточно образцов, предлагаемых на уроке, учитель должен, задавая домашние задания, сделать необходимые указания, которые помогут учащимся справиться с решением упражнений и задач. Удобнее всего содержание домашнего задания записать на доске, отметив пункт учебника и номера упражнений. Стоит проследить, записали ли ученики домашнее задание в дневник.
1. Закон РФ «Об общем среднем образовании ”.
3. Слепкань З.И. Методика обучения математике. – К.: Зодиак-ЭКО, 2000г. – 512с.
4. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. М.: 2000.
5. Букреева С.Н., Мухортова И.И. Современный урок как основополаающий компонент в образовательном процессе XXI в. //Молодой ученый. 2017. №2. С. 738-740.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.