к средствам обучения математике в начальных классах не относятся

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация: В статье раскрывается понятие и актуальность использования активных методов обучения математике в начальной школе как средства развития познавательной активности и исследовательской компетентности младших школьников.

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Новые аспекты открываются в развивающей и воспитывающей функции метода.

Методами обучения являются способы взаимодействия учителя с учениками, которые направлены на решение различных задач обучения. При этом назначение метода обучения заключается не в простой передаче знаний, а в том, чтобы у школьника вызвать интерес к решению определенной задачи и пробудить его потребность в получении новых знаний.

Метод очень тесно связан с учебным процессом и не существует вне его. В качестве различных средств обучения обычно используются учебники, наглядные пособия, книги, справочники, словари, технические средства и так далее. Эти средства могут использоваться для совершенно различных целей, и они дают возможность изменять сам процесс обучения. Если рассматривать методы и средства обучения во взаимосвязи, то, прежде всего можно все методы разделить на три группы:

1.Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, работа с помощью учебника или книги.

2.Наглядные методы обучения: демонстрация наглядных пособий, наблюдение, показ обучающих видеофильмов.

3.Практические методы обучения: письменные и устные упражнения, лабораторные работы, графика.

Современные технические средства обучения помогают учителю совершенствовать наглядные и практические методы. Они помогают школьникам младших классов лучше усваивать материал и пробуждают его неподдельный интерес к процессу обучения. Е сли включить в рассказ учителя, например фрагмент видеофильма по теме рассказа, то участие учителя и учеников в процессе обучения становится значительно активнее.

Таким образом, ш ирокое использование средств обучения в практике учебно-воспитательной работы на уроках математике не только обеспечивает усвоение материала, но и способствует преодолению специфических трудностей в процессе усвоения математики младшими школьниками.

Источник

Статья «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В том случае, когда задача или вопрос доступны ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ним, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель, которая увлекает его.

Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы детей в процессе обучения и воспитания состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности разнообразными, творческими, продуктивными.

Под методами обучения принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передаёт, а учащиеся усваивают знание, умение и вырабатывают навыки.

Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом.

При ознакомлении учащихся с новыми знаниями используется метод рассказа. В методике математики этот метод принято называть «метод изложения знаний». Наряду с этим методом самое широкое распространение получил метод беседы. В ходе беседы учитель ставит перед учащимися вопросы, ответы на которые предполагают использование уже имеющихся знаний. Опираясь на имеющиеся знания, наблюдения, прошлый опыт, учитель постепенно ведет учащихся к повышенным знаниям. Закреплению новых знаний, формированию умений и навыков, совершенствованию новых знаний способствует метод самостоятельной работы. Нередко, используя этот метод, учитель так организует деятельность учащихся, что новые теоретические знания ученики приобретают самостоятельно и могут применять их в аналогичной ситуации. Таким образом, в зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика выделяют следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа.

Методы обучения классифицируется также в зависимости от источника знаний. В соответствии с этой классификацией выделяются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация и т.д.).

В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяются такие методы:

· объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель даёт образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведение знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;

· частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.

В учебном процессе в школе чаще всего мы наблюдаем комбинацию указанных методов.

При объяснении нового материала учитель должен связать его с пройденной темой, устанавливая взаимосвязи между уже имеющимися у учащихся знаниями. В установлении этих взаимосвязей учитель вовлекает учащихся воспроизводить имеющиеся знания, опираясь на их прошлый опыт. При этом он широко использует наглядность: предметные пособия, иллюстративные таблицы, дидактический раздаточный материал, схемы, чертежи.

Объяснение нового материала не должно быть продолжительным. Новый материал следует разбить на небольшие логически завершённые порции. Нередко объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом.

После изучения новой темы учитель использует беседу. Он готовит схему вопросов, с помощью которых не только воспроизводится усвоенный ранее учащимися материал, но и организуется наблюдение учащихся. Вопросы, которые ставит учитель в беседе, должны быть тщательно продуманы заранее. Необходимо соблюдать их логическую последовательность. Они должны быть сформулированы четко, кратко, доступно. Организуя фронтальную работу с учащимся, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

Выбор методов определяется конкретными условиями обучения. Но какой бы метод не использовал учитель, он должен учитывать психофизические особенности учащихся, доступность для них учебного материала, наличие наглядных и технических средств обучения.

Система средств обучения математике младших школьников должна складываться из следующих основных пособий:

· учебник по математике для начальных классов, как основное средство обучения математике;

· учебные пособия, содержащие материал в дополнение к учебнику: карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся; сборники задач для устных вычислений; материалы для проверки знаний учащихся и др.;

· различного рода методические пособия для учителя;

· материально-предметные (иллюстративные) модели, к которым могут быть отнесены приборы, измерительные инструменты, таблицы, раздаточный материал и счетный материал и т.д.

Система расположения в учебниках иллюстраций и упражнений способствует развитию у детей абстрактного мышления, так как постепенный переход от предметной наглядности к условной дает возможность успешнее формировать у учащихся навыки моделирования математических понятий. Не меньшее значение имеет система представленных в учебнике иллюстраций для развития конкретного мышления детей.

Таким образом, содержащиеся в учебнике рисунки и сюжетные материалы, чертежи, схемы, таблицы, образцы математической записи помогают учащимся не только осознавать многие математические зависимости, но и дают материал для математических обобщений, знакомят их с различными сторонами окружающей действительности.

Большое место в учебнике занимают иллюстрации, служащие наглядной основой при изучении геометрического материала, предусмотренного программой.

Одно из важных мест среди обучения занимают карточки с математическими заданиями. Эти пособия предназначены для того, чтобы помочь учителю в организации самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока. Они могут быть использованы для проведения контрольных и обучающих самостоятельных работ, организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, восполнение пробелов в знаниях детей. Использование карточек позволят решать ряд дидактических задач. С их помощью можно эффективно организовать фронтальную работу с классом при изучении нового материала, проводить самостоятельные работы по закреплению и проверке пройденного материала. Кроме того, работа по карточкам способствует воспитанию самостоятельности, развитию мышления, творческих способностей учащихся помогает осуществлять дифференцированный подход с учетом подготовленности каждого ученика.

Среди средств обучения математике младших школьников важную роль играет наборы, инструменты, приборы им модели. В одних условиях эти средства обучения сами являются объектами изучения, а в других применяются как дидактические пособия, с помощью которых формируются математические представления понятия, умения и навыки.

Раздаточный материал – также одно из основных дидактических средств наглядности при обучении детей. Виды и формы раздаточного материала весьма разнообразны. Его виды определяются изучаемыми материалами, их конкретным содержанием, что касается функций, то они в основном заключаются в том, чтобы раскрывать содержание новых понятий, закреплять изученный материал, обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся, контролировать усвоение материала. Пользуясь раздаточным материалом на основе действий с конкретными знакомыми предметами, учащиеся под руководством преподавателя учатся считать, сравнивать различные группы предметов, устанавливают различные связи между числами. Основными видами раздаточного материала являются: счетные палочки, кубики, карточки (разрезные цифры, пособия с аппликационными изображениями и т.д.), монеты.

Широкое использование наглядных средств обучения в практике учебно-воспитательной работы на уроках математики не только обеспечивает усвоение материала, но и способствует преодолению специфических трудностей в процессе усвоения математики младшими школьниками.

Источник

Тесты для контроля знаний

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Процесс обучения математике является _________ методики преподавания математики.

2. Ядро методической системы обучения математике составляют цели, содержание, _______обучения.

3. Установите соответствие между названием учебно-методического комплекта и фамилией автора программы по математике.

1) Начальная школа ХХI века; 2) Планета знаний; 3) Школа 2000..; 4) Гармония;

5) Перспективная начальная школа; 6) Школа России.

а) Н.Б. Истомина; б) Л.Г. Петерсон в) В.Н. Рудницкая ;г) А.Л. Чекин, Л.П. Юдина и др.;

д) М.Г. Нефедова и др.; е) М.И. Моро и др.

4. Развивающая функция обучения математике заключается в :

1) совершенствовании вычислительной культуры младших школьников;

2) воспитании интереса к предмету; 3) развитии пространственного воображения;

4) становлении приемов умственной деятельности.

5. Задачи обучения математике в дидактической системе Л.В. Занкова можно сформулировать так:

1) способствовать продвижению учащихся в общем развитии;

2) формировать представление о математике как науке, обобщающей реально происходящие явления;

3) развивать алгоритмическое мышление школьников; 4) формировать конструкторские умения и навыки;

5) формировать знания, умения и навыки, необходимые для жизни и дальнейшего обучения.

6. Установите соответствие между понятием и компонентом содержания начального математического образования.

1) Дробные числа; 2) площадь 3) угол 4) равенство.

а) Величины; б) элементы геометрии; в) арифметический материал; г) элементы алгебры

д) элементы комбинаторики.

7. Данные суждения верны.

1) Внеклассная работа — это обязательные систематические занятия педагога с учащимися в свободное от основных занятий время.

2) Урок — это основная форма обучения младших школьников математике.

3) Занятия математического кружка способствуют воспитанию у младших школьников интереса к математике.

4) К видам внеклассной работы относятся: домашняя работа учащихся, групповая работа, фронтальная работа.

5) Основными методами обучения младших школьников математике являются наблюдение и эксперимент.

8. Установите последовательность этапов урока открытия нового знания в структуре технологии деятельностного метода «Школа 2000…» (Л.Г. Петерсон).

1) Постановка учебной задачи. 2) Открытие нового знания. 3) Самостоятельная работа с самопроверкой.

4) Первичное закрепление. 5) Актуализация опорных знаний. 6) Итог урока (рефлексия).

7) Самоопределение к учебной деятельности. 8) Включение в систему знаний и повторение.

9. Тип и структура урока математики в начальной школе определяются:

1) дидактическими задачами урока; 2) воспитательными задачами урока; 3) индивидуальными особенностями младших школьников; 4) местом урока в расписании;

5) степенью освоения учащимися содержания учебной темы.

10. Установите соответствие между этапом урока открытия нового знания и его дидактической целью.

1) Открытие нового знания. 2) Итог урока. 3) Организационный момент. 4) Актуализация опорных знаний. 5) Повторение. 6) Самостоятельная работа с самопроверкой.

а) Формирование навыков самоконтроля и самооценки; б) включение нового знания в систему знаний;

в) содержательная и мыслительная подготовка; г) положительное самоопределение к учебной деятельности;

д) рефлексия деятельности; е) проектирование и фиксация нового знания;

ж) изучение основного содержания учебной темы, формирование знаний, умений и навыков.

11. Домашняя работа по математике в начальной школе:

1) является формой самостоятельной работы учащихся; 2) выполняется учащимися по желанию;

3) подлежит обязательной проверке учителем или самопроверке;

4) содержит задания только занимательного характера; 5) направлена на тренировку учащихся в известных способах действий.

12. Функциями учебника как основного средства обучения математики в начальной

школе являются: 1) занимательная; 2) воспитательная; 3) актуализирующая;

4) информирующая; 5) мотивирующая; 6) развивающая.

Ответы: Общие вопросы методики преподавания математики

3. Ответ: 1в, 2д, 3б, 4а, 5г, 6е.

8 Ответ: 7, 5, 1, 2, 4, 3, 8, 6.

10. Ответ: 1е, 2д, 3г, 4в, 5б, 6а.

II Методика формирования у младших школьников вычислительной культуры

1. Дидактические цели урока по теме «Название и запись трехзначных чисел»

1) формировать способность к чтению и записи трехзначных чисел;

2) формировать способность к выражению трехзначных чисел в разных единицах счета;

3) тренировать мыслительные операции обобщения, сравнения, анализа;

4) формировать умение складывать и вычитать трехзначные числа столбиком;

5) актуализировать знания об образовании, записи и сравнении двузначных чисел.

2. В программах Н.Б. Истоминой и И.И. Аргинской числа первого десятка изучаются не по порядку, а по принципу схожести и трудности написания цифр. Данный

подход предусматривает формирование:

1) порядкового натурального числа;

2) натурального числа как меры величин;

3) количественного натурального числа;

4) натурального числа как результата счета и измерения.

3. Задания арифметического диктанта на проверку знаний по теме «Нумерация трехзначных чисел» могут быть следующими:

1) увеличь число 300 на 28;

2) запиши число, которое больше 516 на 1;

3) запиши число, содержащее 32 сотни, 32 десятка и 32 единицы;

4) запиши все трехзначные четные числа при помощи цифр 5, 6 и 8;

5) уменьшаемое 739, вычитаемое 186, найди разность;

6) запиши число, содержащее 3 сотни, 25 десятков, 25 единиц.

4. На этапе постановки учебной задачи педагог предлагает учащимся сосчитать

предметы, группируя их сначала по 5, затем по 6, 7, и записать результат счета числом. После выполнения этого задания учащиеся сделают выводы:

1) результат счета зависит от единицы счета;

2) единица счета должна быть единой;

3) десяток — новая счетная единица;

4) нельзя считать группами по 5, по 6, по 7;

5) число, полученное в результате счета, не зависит от выбранной единицы счета.

5. Установите последовательность обучения младших школьников пересчету

1) Пересчет изображений предметов, расположенных линейно.

2) Пересчет изображений предметов, расположенных хаотично.

3) Пересчет предметов и явлений, которые исчезают после воздействия на органы

чувств (хлопки, гудки, вспышки света).

4) Счет материальных объектов (счетных палочек, кубиков).

6. С целью дифференциации понятий число и цифра используются:

1) задания на составление чисел из заданных цифр;

2) знакомство с разными позиционными системами счисления;

3) знакомство с римской и славянской нумерацией;

4) изучение этимологии соответствующих слов;

5) работа с числовым отрезком, числа которого обозначены «волшебными» цифрами.

7. С целью формирования представлений о десятке как новой счетной единице

проводятся упражнения на:

1) счет однородных предметов группами по 2, 3, 4, 5, …, 10 элементов в каждой

2) измерение длин отрезков с помощью дециметра;

3) решение примеров вида а + b = 10;

4) осознание того, что результат счета зависит от единицы счета;

5) решение текстовых задач с ответом 10.

8. Установите логическую последовательность этапов изучения темы «Умножение многозначных чисел».

1) Умножение на круглые числа.

2) Умножение на однозначное число.

3) Умножение числа на произведение.

4) Умножение на двузначные и трехзначные числа.

5) Умножение числа на сумму.

9. Установите логическую последовательность изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 10» по программе авторского коллектива под руководством

1) Прибавление (вычитание) единицы.

2) Переместительное свойство сложения.

3) Прибавление (вычитание) 2, 3, 4 по частям.

4) Вычитание чисел 5, 6, 7, 8, 9.

5) Прибавление 5, 6, 7, 8, 9 (в сумме до 10). Таблица сложения.

6) Взаимосвязь сложения и вычитания.

10. Ориентировочной основой приема табличного вычитания с переходом через десяток являются:

2) присчитывание по одному;

3) состав однозначных чисел;

4) вычитание из чисел второго десятка всех отдельных единиц, т.е. вычитание типа

5) правило вычитания суммы из числа.

11. На этапе постановки учебной задачи учитель предлагает ученикам разделить

круг на 8 равных частей и закрасить 3 части. Значит, тема этого урока:

1) деление с остатком; 2) дробь; 3) деление на равные части; 4) доли.

12. С целью создания затруднения при введении приема письменного деления на однозначное число целесообразно предложить ученикам выполнить (за ограниченный промежуток времени) деление в случаях:

1) 248 : 2; 2) 560 : 4; 3) 672 : 6; 4) 852 : 3; 5) 572 : 4; 6) 3600 : 2.

13. На этапе актуализации опорных знаний на уроке по теме «Табличное вычитание с переходом через десяток» используются задания на:

2) состав однозначных чисел;

3) отсчитывание по 1;

4) вычитание из чисел второго десятка всех отдельных единиц;

5) правило вычитания суммы из числа.

14. На этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой» на уроке на тему «Умножение двузначного числа на однозначное» можно использовать задание «Найди значения выражений»:

1) 18 _ 4; 2) (32 + 18) _ 5; 3) 123 _ 7; 4) 23 _ 2; 5) 60 : 5 + 13 _ 6.

Ответы: Методика формирования у младших школьников вычислительной культуры

Источник

Методы, формы и средства обучения на уроках математики.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся

на уроках математики

Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, одним из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”. И современное общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Учителю важно научиться владеть современными методами, формами, средствами организации математической деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроля

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

• частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.

Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д. Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

В своей педагогической деятельности я использую следующие педагогические технологии:

Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих моим учащимся применить накопленные знания по предмету. В курсе бурятского языка я использую метод проектов в рамках программного материала по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику.

технология обучения в сотрудничестве- Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса:

— учитель – ученик (я помогаю, консультирую, являюсь партнером, источником информации; ученик осуществляет учебную деятельность);

— ученик – ученик (парная, работа при изучении нового материала, при закреплении изученного);

— ученик – группа (группы учащихся формируются мною до урока с учетом психологической совместимости детей). При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Я оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оценка ставится одна на всю группу. Далее я сама выбираю учащегося из группы, который должен отчитаться за задание. Иногда это может быть и слабый ученик, так как цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

— ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом).

-здоровьесберегающие технологии- это с оздание благоприятного психологического климата, мотивация учащихся к учебной деятельности, использование различных видов учебной деятельности.

Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. Увеличение умственной нагрузки на уроках бурятского языка заставляют задуматься над тем, как поддержать активность обучающихся на протяжении всего урока.

Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности детей использую следующие организационные формы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Успешно применяются такие формы организации математической деятельности как фронтальная, групповая, парная и индивидуальная, но необходимо включать в каждую из этих форм элементы, позволяющие заинтересовать современных школьников.

На разных этапах урока можно применять различные приёмы. В начале урока, при актуализации опорных знаний, игровые

а) Найти сумму чисел 3, 8 и 2, 6. Встаёт ученик, у которого на карточке написано число 6,4 (5 класс);

Второй пример: Путаница. На листочках бумаги или на интерактивной доске в разброс даны слова. Расположить их в таком порядке, чтобы получилась формулировка теоремы, правила и т.п. ( Свойства параллелограмма и признаки параллелограмма), (Признаки параллельности прямых и свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей).

Третий пример: «Третий лишний»

Поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:

· конус, квадрат, круг;

· треугольник, прямоугольник, квадрат;

· прямая, отрезок, угол.

1 строка-тема называется одним словом (обычно существительным).

2 строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

5 строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

2.Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная, квадратичная….)

3.Строить, исследовать, задавать

4.Каждому значению переменной х соответствует значение у

2.Числовое, алгебраическое (верное, неверное, линейное, квадратное…)

3.Сравнивать, преобразовывать, решать

4.Два выражения, связанные знаками больше или меньше

Прием «Верные и неверные утверждения».

Например : Верно ли утверждение:

Сумма углов треугольника равна 120 градусов (для 5 класса)

НОК (18 и 45) = 90 (для 6 класса)

Смежные углы равны между собой (7 класс)

Если три угла равны одного треугольника равны соответственно трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны (8 класс)

Прием “Яркое пятно”. Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие учитель концентрирует внимание на выделенном объекте. Или представляется сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и пр.)

Групповую и парную работу можно организовать таким образом, чтобы обучение осуществлялось путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого или в небольших, по составу, группах, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:

Отмечают успехи друг друга;

Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;

Обсуждают изучаемый материал совместно;

Стимулируются положительным опытом совместной работы;

Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

Динамическая четверка : четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Такая форма организации позволяет совершенствовать навыки логического мышления, развивать навыки мыслительной деятельности. Каждый ученик чувствует себя комфортно, работает в индивидуальном темпе, у них повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

написание сказок, мини-сочинений, стихотворений по соответствующим темам

изготовление геометрических фигур, раздаточного материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *