к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения

Обзор личностно-ориентированных технологий

к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения. Смотреть фото к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения. Смотреть картинку к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения. Картинка про к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения. Фото к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения

к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения. Смотреть фото к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения. Смотреть картинку к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения. Картинка про к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения. Фото к технологиям личностно ориентированного обучения относится технологии программированного обучения

Описание разработки

Обзор личностно-ориентированных технологий

К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровнего обучения», «коллективного взаимообучения», «модульного обучения», которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

Технология полного усвоения знаний

В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В.Кларина.

Авторы технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. В традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (время, способ предъявления информации…). Авторы изучали способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Были выделены следующие категории обучаемых:

— малоспособные (5%), которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах времени,

— талантливые (5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные,

— учащиеся, составляющие большинство (90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, при снятии жестких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.

Исходным моментом методики является общая установка, которой должен проникнуться педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый материал при рациональной организации учебного процесса. Далее педагогу предстоит определить, в чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Точное определение критерия полного усвоения для всего курса является важнейшим моментом в работе по данной системе.

Этот эталон задается с помощью иерархии педагогических целей. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, который должен выполнить обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона.

Категории целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Такая система была адаптирована к классно-урочной системе, получив название «технология разноуровнего обучения».

Технология разноуровнего обучения.

Теоретическое обоснование данной технологии – различения основной массы учащихся по уровню обучаемости – сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности нереально, поскольку часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики.

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

1) всеобщая талантливость – нет неспособных людей, а есть занятые не своим делом,

2) взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше, это «что-то» нужно искать,

3) неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Для внедрения этой технологии необходима реорганизация работы всей школы. Такая школа функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: минимальном (гос. стандарт), базовом и вариативном (творческом).

Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения:

1) Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики характеристик личности и уровня овладения умениями,

2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях по разным предметам. При наличии устойчивого интереса эти группы в последствии становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов,

3) профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе диагностики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников.

Такой подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне. (МОУ СОШ №32)

Технология коллективного взаимообучения

Основные преимущества этой технологии:

— в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания,

— в процессе речи включается работа памяти, идет мобилизация предшествующего опыта и знаний,

— каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе,

— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда,

— отпадает необходимости в сдерживании темпа для продвижения одних и понукании других, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе,

— формируется адекватная самооценка личностью своих возможностей, достоинств, ограничений,

— обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Парную работу можно использовать в трех видах:

— статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (могут заниматься два сильных, два слабых, сильный и слабый),

— динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, темп и т.д., т.е. адаптировать к каждому товарищу,

— вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Технология модульного обучения.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.

Это самая трудоемкая технология, она требует больших временных затрат и колоссальной подготовки.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся задач. Он обеспечивает входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление обучением. Модуль – это самостоятельный блок, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Дидактическая цель формулируется для каждого обучаемого и содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Способ и сроки контроля также устанавливаются отдельно для каждого ученика. (Эксперимент в Красноярске)

Все эти личностно-ориентированные технологии позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых. Происходит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

Особенности личностно-ориентированного урока.

Происходит обмен знаниями учителя и учеников. Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания, которое подлежит усвоению.

1) Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.

2) Стимулирование учащихся к высказываниям.

3) Оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

4) Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

5) Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

6) Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учителя.

Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование личного опыта каждого ученика. Необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Активное стимулирование ученика к образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения.

Новый способ организации учебного процесса потребует изменения поведенческого стиля учителя, выполнения им функций координатора учебных действий школьников.

Схема учебного занятия:

1) Проверка итогов предыдущей работы.

Задача: обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в обучающую деятельность. Основные действия: разбор вопросов на повторение, организация живого диалога самих учеников, создание проблемных ситуаций. Ошибки и неточности учеников в процессе диалога должны служить учителю ориентиром для более точного определения содержания новой порции материала и способа его выстраивания.

2) Презентация нового материала.

Материал должен излагаться укрупненными блоками, монолог обязан включать в себя базовые знания и использоваться для передачи самого значимого. Сокращение времени на объяснение нового материала должно происходить за счет его систематизации, четкости и простоты изложения.

3) Практика под руководством учителя. Проводится с целью установления обратной связи и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала.

4) Независимая самостоятельная практика обучаемых. Это групповая дискуссия между детьми по изучаемой проблеме. Учителю отводится роль организатора обмена мнениями. Смысл независимой практики в том, что основное содержание изученной темы дети должны раскрыть самостоятельно. Учитель держит дискуссию в тематических рамках. Самостоятельная познавательная деятельность может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона.

5) Самоконтроль и самооценка результатов работы. Исключается принуждение. Изменяется оценочная деятельность учителя и учащихся. Главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда.

6) Подведение итогов учебного занятия. Сравнение целей, поставленных учителем до начала работы, с полученным результатом.

7) Информация о домашнем задании.

8) Специальное повторение. Бывает недельное повторение (в течение 20 минут каждый понедельник повторяется то, что было пройдено за неделю). Повторения раз в месяц.

9) Контроль усвоения знаний учащимися. Тесты.

Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала – на уроке, а не дома. Если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников для его осмысления, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным. Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания сокращается, работа дома носит вариативный характер, включает задания на выбор. Домашнее задание приобретает творческий характер.

Поскольку любое занятие – это система, которая создается учителем для достижения конкретной цели, то из этого набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации. Но следует помнить, что исключение и перешагивание любого из этапов приводит к снижению результатов педагогического процесса.

Источник

Технологии самосовершенствования личности или личностно – ориентированное обучение.

Автор: Терновая Галина Александровна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Даниловская средняя школа имени А.С.Макаренко

Технологии самосовершенствования личности или

личностно – ориентированное обучение.

учителем начальных классов

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ : Применение технологии развития личностного самосовершенствования на уроках и внеклассных мероприятиях.

ТЕМА СООБЩЕНИЯ : Технологии самосовершенствования личности или личностно – ориентированное обучение. С1

1. Понятие личностно-ориентированного обучения С2

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

С3
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

С4 Функции личностно-ориентированного образования:

· гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала.

· культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.

· социализация, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога: С5

· оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

· отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

· опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

С6 Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: С7

«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

2. Особенности личностно-ориентированных технологий

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». С8

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности. С9

3. Методологические основы организации личностно-ориентированного урока

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком. С10,11,12

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ре бенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы де­ тей и демонстрирует им образец правильного вы­ полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Деятельность учителя на уроке

с личностно-ориентированной направленностью

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

6. Виды дидактического материала : учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

7. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

8. Виды заданий для развития индивидуальной личности

Задание на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):

· содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);

· анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием рациональности способа решения и оформления задач,

· оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);

· анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);

· включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);

· «Зеркальные задания» – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно, литература), или внесенными в урок диагностическими моделями (например, описательные портреты различных типов учеников с предложение прикинуть на себя).

Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):

· аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);

· выбор заданий качественной различной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической синтезирующей направленности и т. п);

· задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;

· задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);

· выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);

· выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);

· задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;

· задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):

· требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: литературные, исторические, физические и прочие сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);

· требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);

· выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);

· задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор);

· задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и д.т.);

· проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной.

Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включенность, проявление своих творческих задатков.

Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»):

· совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;

· «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа;

· творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе:

· творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей);

· задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств каких – либо объектов;

· совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);

· задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (например, совместная разработка плана);

· стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.

9. Приведу примеры некоторых упражнений для первого класса, которые можно использовать на уроках обучения грамоте
С18

1. Упражнения словесно-логического характера

На основе этих упр. развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Учащиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это тексты небольшие по объему.

Н-р: Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью.
Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?
Букву, с которой будем работать на минутке чистописания, вы найдете в одном из слов логического упражнения. Это слово-название животного. В нем один слог. Буква, которую будем писать, в этом слове обозначает глухой парный твердый согл. звук.

2. Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии

Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п.

3. Упражнения творческого характера

По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ.
В предлагаемом слове любую букву заменить буквой ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.

4. Дидактическая игра

Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т.п.)

Эта лишь небольшой пример того, что можно использовать на уроках русского языка в первом классе.

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *