качества учителя в смешанном обучении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения.
2 Создаётся новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в поле множества возможностей для реализации собственного потенциала, несёт ответственность за своё образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Не удастся «отсидеться», каждый будет выслушан.
Технологии дают ученику возможность выбирать время и место обучения. Темп, с одной стороны, регулируется учителем за счёт классных занятий, с другой стороны, дома учащиеся осваивают материал с удобной для них скоростью. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить. Каждый учащийся получает также возможность продемонстрировать понимание темы разными способами, в том числе, создав свой учебный объект в онлайн-среде.
Смешанное обучение позволяет также частично снять трудности организации занятий с теми, кто вынужден пропускать школу по состоянию здоровья или по другим причинам, а также с теми, кто готовится к олимпиадам по предмету.
Смешанное обучение в любом виде даёт очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учётом его особенностей. Педагог заинтересован в том, чтобы дать как можно более подробную обратную связь, чтобы обучающийся понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Учитель становится консультантом, партнером, координатором. Он учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию, занимается педагогическим дизайном.
Смешанное обучение позволяет решить новые задачи, выдвигаемые сегодня в сфере образования:
§ расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
§ стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышения его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
§ трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;
§ персонализировать образовательный процесс, побудив учащегося самостоятельно определять свои учебные цели, способы их достижения, учитывая собственные образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося. 2. Основные модели смешанного обучения
Модель «Смена рабочих зон» является развитием модели «Автономная группа», но число групп увеличивается в зависимости от видов учебной деятельности (online обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем); предполагает закрепление определенного вида деятельности за определенной рабочей зоной, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.
Модели группы «Личный выбор» целесообразно использовать в старшей школе, если учащиеся имеют высокие показатели мотивации к учению, уровня сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков; предполагает, что образовательная деятельность и ответственность за ее результаты возлагается на обучающегося, так как процесс строится преимущественно с использованием удаленных интернет-ресурсов. Формирования учебных групп возможно 1) внутри параллели одной школы с фиксированным набором курсов для изучения online – «Новый профиль», 2) внутри параллели одной школы с различным набором курсов для изучения online – «Индивидуальный учебный план», 3) внутри параллелей одного возраста разных школ для изучения определенного online курса – «Межшкольная группа». Данная группа моделей отвечает требованиям нового ФГОС полного среднего образования. Она облегчает составление расписания при работе по индивидуальным учебным планам (например, можно все предметы естественнонаучного цикла в одном классе ставить одновременно, а ученики будут при этом проходить разные предметы, представленные на интернет-ресурсе, которые они выбрали в рамках данной образовательной области). Кроме того, модель расширяет возможности учеников малокомплектных школ, в которых все образовательные запросы учащихся не могут быть обеспечены педагогическими кадрами.
Модель «перевернутый класс» освобождает время, которое тратится на объяснение теоретического материала, и дает возможность каждому ученику работать в удобном для него темпе, а учителю помогает скорректировать материал для урока посредством отслеживания результатов освоения нового материала через электронные системы.
6 Рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Систематическое использование рефлексии на занятиях учителем помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
8 В модели «Ротации станций» класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть учащихся начинает занятие под руководством учителя, в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы переходят на другие станции так, чтобы за время урока посетить каждую.
Например, группа, работавшая с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, где работает над коллективными проектами. Последняя станция для этой группы — станция онлайн-обучения, где дети занимаются за компьютерами или работают с планшетами.
Чаще всего используется такой вариант ротации станций: учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи.Станций может быть и две — станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже, чем каждый третий-четвертый урок. Возможен и вариант с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы. Количество электронных устройств равно числу учеников, делённому на количество групп. Так, классу из 27 учащихся потребуется 9 компьютеров при организации работы на трёх станциях.
Делить на группы можно по разным принципам, например:
готовность к уроку, что можно определить с помощью входного тестирования в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома;
успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы;
наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;
наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса).
9 Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.
Кто-то из учеников может достаточно глубоко освоить предлагаемое учебное содержание за пару уроков и остальное время посвятить углублению и работе над олимпиадными задачами, а кому-то требуется всё время потратить на базовые задания.
У учащихся должен быть доступ к LMS, содержащей учебные материалы по новой теме, онлайн-задания и тренажёры с автоматической проверкой, а также различные дополнительные учебные материалы, учебные игры и др. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде. Знакомство с новой темой кто-то предпочитает начинать с нового материала, а кто-то сразу же обращается к дополнительным ресурсам или пробует свои силы в выполнении заданий.
Перечень необходимых для выполнения заданий или принципов их выбора обязателен, чтобы сформировать требуемые навыки. Это может быть общий маршрут для каждого — посмотреть видео, ответить на вопросы к нему, потренировать навыки на тренажёре, пройти контрольный тест, а может быть индивидуальный маршрут для каждого ученика, разработанный с учётом его потребностей и интересов. Оптимально в начале темы сообщить учащимся о навыках, которые должны сформироваться к концу изучения данной темы, критериях оценки, а также предложить набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности, на котором может работать ученик (например: выполнить одно задание уровня сложности ★★★ или три задания уровня сложности ★ ).
Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, учитель достаточно долго приучает их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи. Все эти навыки пригодятся учащимся во взрослой жизни.
Технические требования для реализации : наличие в классе электронных устройств (либо с доступом в интернет, либо объединённых в сеть) из расчёта одно устройство на троих детей при реализации работы на трёх станциях (одно устройство на двух детей при двух станциях, одно устройство на четырёх детей при четырёх станциях). Использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.
Плюсы : даёт учителю возможность реализовать дифференциацию, в каждый момент времени работать с малой группой,
использовать интерактивные формы работы на уроке, организовать регулярную групповую работу.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Смешанное обучение в России
Компетенции учителя в смешанном обучении
Учитель в смешанном обучении: как меняется его роль? Какие компетенции нужны учителю в смешанном обучении? Чему учиться учителям? Действительно ли смешанное обучение помогает экономить время? На эти и другие вопросы — ответы в статьях на нашем сайте:
Какие компетенции нужны учителю для работы в смешанном обучении?
Кроме реализации субъектной позиции, педагог, работающий в смешанном обучении, должен уметь:
1. формировать учебную самостоятельность и умение учиться:
1.1. формулировать учебные цели (предметные, а также метапредметные и коммуникативные результаты) с учетом особенностей учащихся до начала преподавания;
1.2. проектировать критерии оценивания и систему итогового оценивания (включая разработку итоговых заданий) до начала преподавания;
1.3. проектировать систему заданий с разбиением на малые шаги с учетом особенностей учащихся, т. е. планировать дифференциацию или персонализацию
1.4. реализовывать формирующее оценивание и рефлексивные практики с учащимися, а также регулярную позитивную обратную связь для каждого ученика;
2. выбирать онлайн-инструменты, соответствующие педагогическим задачам
3. обладать базовыми педагогическими навыками:
3.1. уметь объяснять свои планы и действия, опираясь на результаты современных исследований и данные;
3.2. анализировать проблемы/потребности учащихся, а также прогнозировать возможные проблемы;
3.3. проектировать продуктивное взаимодействие учащихся для достижения предметных, метапредметных и коммуникативных целей через групповое взаимодействие и проектную деятельность;
3.4. формировать культуру класса с применением приемов фасилитации.
Смешанное обучение в России
Какие компетенции учителя надо развивать для работы в смешанном обучении?
Современное образование требует выстраивание субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. Учитель должен стать помощником в учении. Необходимым условием при этом является активная роль учащегося в учебном процессе. Смешанное обучение в наибольшей степени способствует установлению таких отношений, поскольку вынуждает учителя переложить долю контроля учебного процесса, а значит и ответственности за его протекание и результат, на учащегося.
Кроме реализации субъектной позиции, педагог, работающий в смешанном обучении, должен уметь:
1. формировать учебную самостоятельность и умение учиться:
1.1. формулировать учебные цели (предметные, а также метапредметные и коммуникативные результаты) с учетом особенностей учащихся до начала преподавания;
1.2. проектировать критерии оценивания и систему итогового оценивания (включая разработку итоговых заданий) до начала преподавания;
1.3. проектировать систему заданий с разбиением на малые шаги с учетом особенностей учащихся, т. е. планировать дифференциацию или персонализацию
1.4. реализовывать разные виды оценивания (критериальное, формирующее, итоговое и др.) и рефлексивные практики с учащимися, а также регулярную позитивную обратную связь для каждого ученика;
2. выбирать онлайн-инструменты, соответствующие педагогическим задачам
3. обладать базовыми педагогическими навыками:
3.1. уметь объяснять свои планы и действия, опираясь на результаты современных исследований и данные;
3.2. анализировать проблемы/потребности учащихся, а также прогнозировать возможные проблемы;
3.3. проектировать продуктивное взаимодействие учащихся для достижения предметных, метапредметных и коммуникативных целей через групповое взаимодействие и проектную деятельность;
3.4. формировать культуру класса с применением приемов фасилитации.
Смешанное обучение в России
(перевод с англ. 06.07.2017)
Смешанное обучение имеет возможность к повышению эффективности планирования и использования учителями своего времени. Как недавно сказал один из преподавателей, практикующих смешанное обучение, в телефонном интервью: «Смешанное обучение … требует большой работы, усилий и самоотверженности во время и вне школьных часов. Однако награда велика. … Я могу достичь большего за один классный период, чем когда-либо раньше ». Освобождая учителей от некоторых видов деятельности, которые обычно занимают большую часть их времени, таких как планирование уроков, классификация и проведение лекций, смешанное обучение должно позволить учителям уделять больше внимания другим важным учебным навыкам, таким как предоставление школьникам индивидуального обучения, обучение глубокому мышлению более высокого порядка, развитие некогнитивных навыков учащихся и наставничество в их образовательных целях. А на практике смешанное обучение на самом деле побуждает учителей по-новому использовать свое время?
Прошлой осенью, пытаясь разработать предварительные ответы на этот вопрос, я возглавил проект по обследованию и опросу учителей, практикующих смешанное обучение, о том, как они используют свое время. (Я искренне благодарен группе студентов из Гарвардской высшей школы образования, которые помогали в этом исследовании.) В рамках этого проекта мы опросили преподавателей из школ нашего каталога «Blended Learning Universe» (BLU). Из 44 учителей смешанного обучения, которых мы опросили, 16 преподают в государственных школах, 23 — в традиционных школах и 4 — в частных. Кроме того, 18 — учителя средней старшей школы, 11 — учителя средней, 13 — начальной. Мы все еще находимся в процессе анализа результатов этого исследования, чтобы понять, в какой степени смешанное обучение изменило педагогическую практику, но ниже приведены некоторые из наших первоначальных результатов.
Один из наших основных вопросов исследования заключался в том, позволяет ли смешанное обучение учителям отходить от обучения всего класса и вместо этого сосредоточиться на более целенаправленной работе с небольшими группами школьников? Чтобы выработать предварительные ответы на этот вопрос, мы сравнили ответы на наш опрос с результатами опроса «Учителя по изучению лучших знаний» Фонда Гейтса, в котором участвовали учителя многих школ, в том числе в тех случаях, когда использовалось смешанное обучение. Как показано в приведенной ниже таблице, средний учитель смешанного обучения, тратит всего 23% своего времени на обучение всего класса, тогда как преподаватели из исследования Фонда Гейтса сообщили, что тратят в среднем 35%. Кроме того, преподаватели, которых мы опросили, сообщили, что тратят 30% своего времени на обучение в небольших группах, тогда как их коллеги — лишь 19% от продолжительности занятий в малой группе. Тот факт, что преподаватели смешанного обучения, по-видимому, тратят меньше времени на обучение всего класса, и больше времени на обучение в небольших группах, похоже, подтверждает нашу гипотезу о том, что смешанное обучение позволяет учителям больше ориентироваться на персонализацию образовательного процесса. Но есть важные нюансы педагогической практики, которые не учитываются в этих данных, например: как распределение времени зависит от разных предметов, уровней классов и моделей смешанного обучения?
Proportion of instructional time spent on … | Blended-learning teachers who responded to our survey | Teachers who responded to the Gates Foundation’s Teachers Know Best survey |
Whole-class instruction | 23% | 35% |
Small-group instruction | 30% | 19% |
Supporting students as they practice individually using software | 14% | 11% |
Supporting students as they practice individually without software | 12% | 16% |
В дополнение к числовым данным, которые мы собрали о том, как учителя используют свое время, мы спросили их во время наших интервью: как смешанное обучение повлияло на вашу практику? В беседе преподаватели часто сообщали, что смешанное обучение требует большего планирования и подготовки, но это улучшает их способность обучать, как только они подготовили учебные материалы. Учителя также рассказывали, что в целом смешанное обучение освобождает их, чтобы больше времени проводить со школьниками по отдельности и небольшими группами. Как сказал один учитель: «Мне нравится модель смешанного обучения. Это дает мне возможность ежедневно работать один на один с детьми и обеспечивать индивидуальные потребности в обучении ». Другой учитель отметил: « У меня масса времени для индивидуальной работы с учащимися и больше свободного времени в принципе».
Учитывая неофициальный формат этого исследовательского проекта, мы не можем заключить, что эти результаты являются репрезентативными для большинства преподавателей смешанного обучения по всей стране или что они обязательно приводят к улучшению результатов учебы. Чтобы основываться на этих первоначальных выводах, мы планируем проводить дальнейшие исследования для наблюдения за учителями в конкретных школах или классах, практикующих смешанное обучение, чтобы измерить их успехи и определить, как связано эффективное использование своего времени с улучшенными результатами учащихся.
Тем не менее, результаты уже проведенных исследований внушают нам оптимизм в отношении того, что смешанное обучение может позволить учителям более эффективно использовать свое время.
Смешанное обучение в России
Компетенции учителей в смешанном обучении
Что нужно сделать, чтобы стать отличным учителем в смешанном обучении? Компетенции учителей в смешанном обучении — какие они? Вот что думает по этому поводу Х.Стейкер, эксперт blended learning (перевод с англ.яз.):
Онлайн и смешанное обучение относительно новы. Поэтому точный список компетенций, которые имеют значение, и их роль в процентном соотношении, неизвестен. К тому же, учитывая разнообразие моделей и индивидуальных особенностей учеников, мы никогда не сможем с абсолютной точностью сказать, какие компетенции важны в каждом конкретном случае.
Итак, несколько групп американских исследователей, решая этот вопрос, пришли к таким наблюдениям:
Наблюдение № 1:
Интеллектуальные компетенции являются критическим, иногда самым важным, типом компетенций для учителей в смешанном обучении.
Они включают в себя основные ценности или убеждения. Другими словами, те, которые определяют мышление, поведение и действия человека. Также они согласуются с целями образовательных изменений и миссии.
Авторы программы «Ready to Blend» организовали онлайн-опрос и провели четыре небольшие фокус-группы. Чтобы узнать, чему учителя придают наибольшее значение. Оказалось, что гибкое, творческое мышление, стремление к постоянному развитию, умение работать над идеей в коллективе, собрали наибольшее число голосов.
А потом опрошенные сделали интересное заявление! А именно: наиболее важным атрибутом успеха является переход от обучения, ориентированного на учителя, к обучению, ориентированному на учащихся. По этому поводу Джилл Гуртнер, директор e-School 21-го века в Миддлтоне, штат Висконсин, сказала: «После нескольких лет попыток организовать эту работу [внедрения онлайн и смешанного обучения] я обнаружила, что этот переход действительно крайне важен».Также она отметила, что включение взрослых учителей в обучение, ориентированное на учеников, является самым трудным.
Таким образом, компетентность № 1, согласно докладу iNACOL, представляет собой определенный образ мышления. Он отражает «переход от преподавания под руководством преподавателя к обучению, ориентированному на учащихся, для удовлетворения индивидуальных потребностей и содействия вовлечению и мотивации».
Какие еще компетенции учителей в смешанном обучении?
Наблюдение № 2:
Роль учителя в смешанном обучении важна не менее, чем в традиционном.
Опрос «Ready to Blend» и респондентов фокус-групп определили группу компетенций, которые относятся к роли учителя в смешанной среде. Самое главное это:
— подготовка почвы для смешанного обучения и постепенное ослабление контроля
— поощрение самостоятельности учащихся
— поощрение ученических объединений в группы, малые группы, гибкие группы
— обеспечение индивидуального подхода и обратной связи с каждым учащимся
— выстраивание доверительных отношений
Интересным открытием для этого кластера компетенций является то, насколько хорошо они соответствуют отличному… традиционному обучению.
Что означает «отличное традиционное обучение»?
В США широко используются критерии оценивания способностей учителей, предложенные Ш.Даниэльсон. В частности, на уроках лучших педагогов можно увидеть, что у детей внутри каждой из активностей есть большой выбор. Также ученики проявляют инициативу в повышении качества своей работы. Естественно, всё урочное время используется ими продуктивно. Учитель же демонстрирует знания и заботу о своих подопечных как в стенах школы, так и за её пределами. Он уважает и поощряет их усилия, побуждает ставить цели и организует высококачественную обратную связь.
Согласитесь, оба списка удивительно похожи между собой!
Наблюдение № 3
Смешанное обучение требует определенных компетенций, которые сильно отличаются от традиционных.
Что должны уметь учителя:
— Понимать и управлять личностными и онлайн-компонентами планирования и организации уроков в рамках курса.
— Создавать ежедневное и еженедельное расписание для онлайн-курса, смешанного курса или темы. Оно должно быть настроено для моделей: ротации станций, ротации лабораторий, перевернутого класса, индивидуальной учебной траектории, гибкой или полностью виртуальной модели (для модели, в которой работает учитель).
— Консультировать учащихся, организуя онлайн-оценивание и онлайн-поддержку.
Заключение:
Собрать, проанализировать, систематизировать список компетенций для учителей, работающих в смешанном обучении — работа, заслуживающая значительных усилий в предстоящие годы. Важно избегать одинаковых требований для разных моделей, разных школ и разных учеников. Взять лучшее из традиционных и онлайн практик — важнейшая задача. А каждая компетенция, которую обозначают исследователи, должна быть проверена на адекватность и соответствие учебным целям и задачам.
Хотите обсудить эту и другие темы? Это можно сделать здесь