качи кальон и бисерный пещерный храм
Пещерный монастырь Качи-Кальон ⛰ все, что нужно знать
Качи-Кальон
Когда-то Крым был назван «вторым Афоном», и это соответствует действительности. Природа полуострова и его традиции способствовали строительству здесь древними христианами Средиземноморья и Ближнего Востока целой сети пещерных монастырей. Качи-Кальон считается одним из самых известных.
Качи-Кальон — древний пещерный город, в котором проживали монахи. Он находится в Бахчисарайском заповеднике. В состав комплекса входят 5 гротов. В настоящее время для туристов доступны только 4, пятый разрушился из-за обвала.
В пещерном городе можно увидеть старое кладбище, остатки военных сооружений, гончарную мастерскую, тарпаны, где изготовлялось вино, скит Анастасии-узоразрешительницы и удивительно красивую церковь Святой Софии.
Качи-Кальон занесен в перечень памятников истории федерального значения.
Где находится?
Ближайший город к монастырю — Бахчисарай. Качи-Кальон находится недалеко от поселка Баштановка. Также поблизости села Предущельное, Машино, база отдыха «Алимова балка». Рядом с городищем течет река Кача.
Храм на карте
Немного истории
Ученые считают, что Качи-Кальон основан в VIII веке. Люди жили в пещерах и раньше, но духовный смыл они обрели в период прибытия сюда византийских монахов. Они и возвели в Крыму несколько своих обителей.
После того, как Крым был завоеван Золотой Ордой, а в последствии турками, многие христиане покинули эту землю. Когда полуостров стал счастью Российской Империи, помещик Хвицкий восстановил пещерный монастырь. В 1932 году он перестал действовать. Во времена СССР пещеры превратили в каменоломни.
Сейчас, после воссоединения Крыма с РФ, монастырь передан во владение Успенского монастыря, и некоторые монахи снова стали жить в пещерах, постепенно восстанавливая утраченное великолепие и убранство.
Скит Святой Анастасии и Бисерный храм
Скит Святой Анастасии расположился неподалеку от пещерного города Качи-Кальон. Обитель находится на склоне горы Фыцки на высоте 150 метров. Поднимаясь по достаточно крутому склону можно осмотреть храм Святой Софии, а также различные постройки. Место просто завораживает — монахам удалось на практически голой скале развести огород и вырастить настоящий сад.
Бисерный храм Анастасии вырублен в известняке. Обычные росписи в сырости не держатся, поэтому для украшения был использован необычный ход — бисер. Панно и композиции, византийский крест — все выполнено из бисера, им украшены даже лампадки. Витражей в храме нет — освещение дают только лампадки и свечи.
В небольшой церковной лавке туристы могут купить травяные сборы, мыло ручной работы, ароматические масла и конечно различные изделия из бисера. Паломникам и тем, кто хочет помочь обители своим трудом и внести вклад в восстановление и обустройство территории, предлагается остановиться в гостинице при монастыре.
Как добраться?
Чтобы добраться до Качи-Кальон из Севастополя, сначала нужно доехать до Бахчисарая. Сделать это можно при помощи автомобильного или железнодорожного транспорта. От автовокзала Бахчисарая до села Синапное курсируют рейсовые автобусы. Билет сдует брать до Баштановки или Предущельного.
Если вы едете на машине, вам тоже следует сначала доехать до Бахчисарая, а затем по улице Советская выезжать в сторону села Синапное. После того как вы проедете село Предущельное, вы увидите пещерный монастырь. Машину придется оставить на дороге, и подниматься по тропе, на которой есть табличка «Качи-Кальон».
Время работы
Экскурсия
Попасть в монастырь Качи-Кальон можно в рамках тура по Крыму на внедорожнике. Называется эта экскурсия «Два в одном: мыс Фиолент и пещерный монастырь Качи-Кальон». Экскурсия индивидуальная, рассчитана на 1–4 человек.
Стоимость вне зависимости от количества участников 9500 рублей, продолжительность тура 6 часов. Вода, чай, легкий перекус входят в стоимость тура, обед может быть предложен за дополнительную плату.
Роупджампинг в Качи-Кальоне
Если вы увидите падающего с горы человека — не пугайтесь, это всего лишь роупджампинг, которым увлекаются туристы-экстрималы. Прыгнуть со скалы на веревке можно с разных скал полуострова, в том числе и со скал в Качи-Кальоне.
Стоимость прыжков варьируется в зависимости от сложности. В среднем это 2200–6500 рублей.
Известной компанией, которая специализируется на роупджампинге, считается севастопольская фирма Skyline, также роупджампинг организовывают JUMP & FLY, «Феоскай», «Ассоциация экстремальных видов спорта».
Качи-кальон — удивительная достопримечательность горного Крыма
Многие туристы постоянно посещают южный берег Крымского полуострова, незаслуженно обделяя вниманием другие его районы. Например, горную часть Крыма. А здесь есть, на что посмотреть. За грядой самых высоких гор, защищающих южное побережье от холодных ветров, идёт более низкая горная линия. Здесь и располагаются загадочные пещерные города, один из которых — центр древнего виноделия Качи-кальон.
Пещерный город Качи-кальон
Данный природный объект не зря занесён в список памятников федерального значения. Посещение Качи-кальона — интереснейшая экскурсия. Название этого чуда природы трактуется по-разному. Кто-то считает, что оно произошло от словосочетания «крестовый корабль», кто-то связывает его с рекой Качи, в долине которой и находится сеть гротов и пещер.
Первое предположение довольно правдоподобно, так как издалека горный массив действительно похож на корабль, и на одной его стороне виден крупный крест естественного происхождения.
Возможно, именно поэтому здесь возникли христианские святилища. Люди видели в том, что расщелины в скале образовали столь заметный и чёткий символ Христа, некое предзнаменование.
Сама достопримечательность представляет собой 5 крупных гротов, в которых (и вблизи которых) располагалось средневековое поселение. Комплекс входит в Бахчисарайский культурный заповедник и включает гроты, систему пещер, так называемые тарапаны, в которых давился виноград, храм Святой Софии, святилище Анастасии-узорешительницы и одноимённый источник, старинное кладбище, оборонительные укрепления. Перед тропинкой, ведущей к гротам, есть табличка-карта.
Чтобы осмотреть объекты, придётся подняться в гору. Данный путь хоть и труден, особенно в жаркий день, но доступен людям любого возраста. От шоссе идёт несколько дорожек к месту назначения, но не все они одинаково проходимы. Среди прочих выделяется один путь — тропинка, которая в последнее время становится всё более благоустроенной. Чтобы удобней было по ней подниматься, были сделаны импровизированные ступеньки из автомобильных покрышек. Дорогу проложили монахи не так давно. Следует лишь взять с собой воду, так как на пути попить будет негде.
Церковь Святой Софии
Первой достопримечательностью на пути туриста будет церковь Святой Софии. Обустроена она в крупном куске скалы, обвалившемся в давние времена:
Создана она была задолго до монастыря, оборудованного в одном из гротов. Временем основания считается V-IX столетие, точная дата не установлена.
Расположена церковь неподалёку от первого грота, который наиболее хорошо заметен издалека. Чтобы попасть к святилищу, нужно не до конца пройти по тропе с покрышками, а свернуть влево на отходящую в сторону обычную тропинку. Церковь действующая, там можно помолиться — есть иконы, свечи. В святилище могут поместиться одновременно около десятка человек. Священнослужители не всегда здесь присутствуют, но следят за порядком и иногда проводят богослужения.
Вокруг святилища в прошлом располагалось кладбище, а рядом и сейчас стоит аналогичный церкви Софии по размерам и форме крупный валун. В нём могла быть усыпальница.
Название этому религиозному объекту дано не в честь конкретной великомученицы, а в честь Мудрости Христа, так как мудрость по-гречески — «София».
Первый грот и винодельни
Далее туристу предстоит осмотреть первый грот. Исследователи считают, что здесь сохранились свидетельства применения для обустройства деревянных пристроек. Рядом с ним — 5 рядов пещер. Они особо привлекают внимание, так как похожи на муравейник. Эти пещеры — рукотворные. Массив в основном состоит из известняковых пород, в которых не так сложно было делать углубления. Раньше пещеры соединялись системой переходов. Система ярусов видна издалека.
Одна из интереснейших диковинок, которую нельзя пропустить в этой части маршрута — многочисленные тарапаны, вырубленные в камне. В этих углублениях давили виноград. Они состоят не только из отделения для сырья, которое могло давиться с помощью прессов или ногами, но и из устройств для разлива жидкости в ёмкости. Их количество свидетельствует, что в древние времена этот пещерный город был крупным центром виноделия.
По мнению археологов, одновременно здесь могло перерабатываться около 250 тонн сырья. И сейчас существует марка вина «Бахчисарай. Качи-кальон». Но производится она, конечно, не здесь, а на современном заводе.
Древний монастырь Качи-кальон
Продолжаем экскурсию. Второй и третий грот не так интересны, как четвёртый, который можно считать последним на пути туриста — дорога к конечному огромному углублению слишком крутая, опасная, к тому же осложнена завалом.
Предпоследний грот — один из наиболее впечатляющих. Его высота примерно 70 метров. По пути к нему сохранились остатки крепостной стены. Когда-то здесь были укрепления для защиты монастыря. Археологически Качи-кальон ещё недостаточно изучен, и пока учёные не предполагают, как выглядели эти оборонительные укрепления.
Здесь много лет назад располагался монастырь. Он возник через несколько столетий после возникновения пещерного поселения. В то время среди христиан распространялся культ Святой Анастасии. Несмотря на перерывы, обитель существовала до XVIIIвека. Её преемником является Скит Святой Анастасии, расположенный неподалёку.
Сейчас в этом районе — общежитие для монахов и знаменитый источник. Возле него растёт черешня, сейчас она превратилась в сухое дерево. По легенде, если совершить омовение водой из источника, наладится женское здоровье:
В древние времена источник был более полноводным и обеспечивал монахов питьевой водой. Есть немало рассказов путешественниц, которым помогло наладить женское здоровье омовение в источнике. Также существует поверье, что если съесть плод растущего рядом с водой дерева, то это также поможет наладить репродуктивное здоровье. По легендам, здешней вишне не одна сотня лет. Но так как сейчас она практически засохла, способом лечения остаётся только омовение в источнике.
Рядом расположены ещё несколько интересных объектов. Это старинное монастырское кладбище и руины сооружений, служивших защитным целям. У монахов был особый обычай хоронить умерших, который они почерпнули на Святом Афоне. Сначала тело зарывали в отдельное место, и когда от него оставались только кости, их укладывали в специальную яму. На старинном кладбище сохранилось надгробие, которому около тысячи лет.
Совсем рядом с Качи-кальон — интереснейшие достопримечательности
Решив осмотреть старинный пещерный город, не стоит упускать случай посетить другие культурные и исторические объекты в шаговой доступности: целебный источник, стоянку древнего человека, удивительный бисерный храм:
Люди жили здесь задолго до того, как возникло средневековое винодельческое поселение. Рядом с дорогой, пролегающей параллельно Качи-кальон, расположена раскопанная стоянка первобытных охотников. Это так называемый Качинский навес. Стоянка располагалась под массивной плитой, нависшей над поверхностью. Однако высота от земли до края плиты достаточно небольшая. Шоссе проходит в шаговой доступности, посетить привал первобытных охотников очень просто.
Рядом ещё одна, более поздняя стоянка. Она расположена в ущелье и называется Таш-Аир. Здесь же есть родник с ценной водой. Желающие могут посмотреть на рисунки на скалах, сделанные много тысяч лет назад. Они не очень заметны, выцвели со временем, но различимы. 5 тысяч лет назад люди изобразили здесь сцены охоты. Многим такие рисунки кажутся похожими на детские, но они имеют громадную историческую ценность!
Очень интересен так называемый бисерный храм. Дорога к нему несколько отходит в сторону от тропы к пещерному городу, оборудован подъём.
Храм назван в честь Святой Анастасии. Пробовались разные виды внутренней отделки, но из-за условий климата многие из них не подошли. А бисер оказался оригинальным и очень удачным решением:
Внутреннее убранство храма поражает. Все украшения сделаны вручную, очень аккуратно. В лавке неподалёку можно приобрести сувениры из бисера.
В годы советской власти в Качи-кальон окончательно была прекращена церковная деятельность. Возрождение скита произошло уже в наше время. В середине 2000-х в бывшей каменоломне поселились первые монахи, постепенно появились средства на благоустройство. Так появился современный скит Святой Анастасии. Кроме бисерного храма, здесь находятся ещё несколько современных строений.
Монахи — очень трудолюбивые люди, они как могут благоустраивают территорию. Строительство продолжается. Туристы, приезжающие сюда каждый год, отмечают значительные изменения. Некоторые монахи по-прежнему живут в небольшом гроте, расположенном неподалёку.
Недавно в ските произошло возгорание, и некоторые строения пострадали. Желающие могут оказать помощь, воспользовавшись контактами скита.
Оказавшись в районе Качи-кальон, стоит подняться и на само плато. Оттуда открываются шикарные виды на окружающую местность, находящиеся неподалёку селения. Растительность представлена разными видами местной флоры, к примеру, можжевельником, которые имеют целебную силу и удивительный аромат. До сих пор встречается дикорастущий виноград. Иногда можно наблюдать на плато лагерь бейсджамперов, которые совершают прыжки с горного массива.
История Качи-кальон
Рассказы о пещерном городе в долине реки Качи встречались ещё у первых русских путешественников, посетивших этот край. Но к тому времени возле гротов уже никто не жил. Только местные пастухи иногда захаживали сюда.
Несколько миллионов лет назад здесь был океан, и следы этого остались в горной породе: часто можно увидеть остатки древних организмов в известняке.
По современным данным, расцвет производства вина здесь наступил к VIII-X веку нашей эры. Тогда эта территория принадлежала Хазарскому каганату. Виноделие, конечно, не было единственным занятием местного населения, жители разводили скот. Не так давно были найдены свидетельства гончарного дела. Это неудивительно — ведь вино надо было разливать по ёмкостям. Но виноделие значительно преобладало над всеми другими ремёслами. В этом видна производственная специализация пещерных городов долины Качи, так как в других подобных комплексах люди также занимались в основном определённым видом ремесла.
Не всё поселение располагалось в пещерах, большая его часть находилась рядом с плато. Но основной хозяйственный и культурный центр был именно в горах. Не раз случались обвалы, которые вели к человеческим жертвам и разрушению строений.
Монастырь возник значительно позже виноделен — в начале II тысячелетия нашей эры. Его создали христиане, бежавшие из Византии за свои убеждения, отличавшиеся от взглядов большинства церковнослужителей. После того, как территория была завоёвана турками, христианские святилища были заброшены. Произошло это примерно в XV веке.
Качи-каньон — не единственный каменный город в долине реки Качи. На некотором расстоянии от него находятся другие подобные города с несколько иной специализацией хозяйства, как было отмечено выше.
Как добраться до Качи-кальон
Достопримечательность расположена в Бахчисарайском районе, в нескольких десятках километров от Бахчисарая. Поездка на автобусе займёт примерно полчаса, поэтому лучше всего остановиться в районном центре. Хотя пещерный город находится на шоссе между посёлками Предущельное и Баштановка, которые совсем рядом, не рекомендуется искать жильё в данных населённых пунктах. Они не ориентированы на туристов. К тому же осмотр плато и прилегающей территории вполне можно произвести за несколько часов. Для желающих подольше побыть в бисерном храме рядом с ним есть гостиница.
Чтобы доехать до плато на автобусе, нужно купить билет на рейс Бахчисарай-Синапское на автовокзале. Вставать лучше не совсем возле Качи-гальон, а в районе Предущельного, чтобы взглянуть на целебный источник и стоянку древнего человека. Следует заранее узнать, когда будет обратный автобус до Бахчисарая. Сесть на него можно в селе Предущельное.
Нужно помнить, что не все объекты комплекса открыты для посещения, так как там могут производиться раскопки, либо они могут пострадать от действий туристов.
ИСТОРИЯ
О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке.
Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном.
Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь.
Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток.
На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.
Промыслительно было испросить защиты для сей обители св. Анастасии Узорешительницы – покровительницы гонимых за веру христиан, которая, как показала история монастыря, не раз помогала им в испытаниях и лишениях.
История не сохранила летописного сказания о жизни монастыря в этот период, однако мы видим, что правила монашеского образа жизни и монастырский устав был передан через св. епископа Готфии Иоанна св. Феодором Студитским (+826г), знаменитым поборником иконопочитания.
Издревле обитель сия несла свет Учения Христова народам языческим, населявшим Тавриду, и даже магометане (татары) семьями приезжали поклониться святыням монастыря.
Святой источник имени Анастасии Узорешительницы почитали все, получая многочисленные исцеления от своих недугов и болезней.
Нередко, благодаря таким исцелениям, татары принимали святое крещение.
Издавна монастырь был почитаем русским царским двором. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Известно, что и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.
К XVIII веку монастырские постройки обветшали, и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель. Имя этого подвижника лишь Господь ведает, однако история нам приоткрыла один из его подвигов.
В 1774 году Крым был объявлен свободной от Порты страной и получил право избирать себе ханов. Именно это событие послужило первой и главной причиной выхода христиан в пределы России.
Духовным и гражданским главой православного христианства в этот период был митрополит Игнатий, возглавлявший общую Крымскую Гото- Кафскую епархию.
Митрополит Игнатий происходил из древнего итальянского рода Гозадино. В детстве он был отвезён на
Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова), которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей.
Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды.
Предшественник архиепископа Иннокентия на кафедре Херсоно-Таврической архиепископ Гавриил (Розанов) ознаменовал свою деятельность учёными исследованиями и описаниями христианских памятников, православных древностей в Крыму, которые дошли до наших дней и представляют важные исторические свидетельства. Перед архиепископом Иннокентием открылось другое – великое и близкое его душе дело восстановления древних церковных святынь в Тавриде. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.
В своей «Записке…» св. указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический указал на сходство физических условий Крыма и Афона и на превосходство Крыма перед Афоном для наших соотечественников, которые ищут безмолвия в тех обителях. Что же касается «святых воспоминаний», то и ими, говорит он, «Таврия не уступит никакому Афону». «Как хорошо было Промыслу Божию устроить наш Русский Афон. »
И «Русский Афон» начал возрождаться…
Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, на которой изображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам Лика Богородицы, издавна была почитаема государями и народом, поскольку символизировала Страстную неделю перед Воскресением Христовым.
Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.
Московские богомольцы из общины Страстного девичьего монастыря периодически совершали паломничество в Анастасиевскую киновию и в 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь, высеченная в отдельном, отвалившемся от скалы камне, во имя святых мучениц: Софии и трех ее дочерей — Веры, Надежды и Любви, весьма малых размеров: не более 4м на 2,5м. Она сохранилась до наших дней и находится на горе, в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной. Ориентирована церковь на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки, отводящие дождевую воду, а в нише, над самим входом, – равноконечный крест.
В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон. Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. В храме также были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находится гробница, закрытая каменными плитами.
Вокруг храма сохранились древние захоронения, костницы.
Совершая паломничество к Престольному празднику 30 сентября, богомольцы располагаются прямо в лесу, вокруг пещерной церкви, ощущая всю таинственность происходящего.
К началу XX в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам.
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии.
20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».
Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.
На протяжении всей истории этой удивительной обители, гонения на христиан, в ней подвизавшихся, не прекращались. Монастырь разрушался, летописи и святые иконы уничтожались, насельников преследовали, однако снова и снова, по милости Божьей, обитель св. Анастасии Узорешительницы возрождалась.
И в наше время, в XXI столетии, вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
Расположился скит св. Анастасии на склоне горы Фыцки, неподалеку от прежнего своего месторасположения.
В 2005 году сюда приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.
28 мая 2005г. считаем днём основания возрождённого скита.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. При строительстве нашли кусок креста: знать, место намоленное. В пещере скалы монахи устроили храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Образовалась община, потянулись богомольцы.
Сама святая великомученица Анастасия не осталась равнодушной к своим чадам. По её молитвам Господь даровал источник вкусной и целебной воды прямо на территории скита. Источник сей освящён во Имя Софии, Премудрости Божией.
Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе со скитоначальником, игуменом Дорофеем, десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.
Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.
С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Строительство уже начато. Оно требует не только физических сил монахов, но и значительных капиталовложений, учитывая сейсмическую неустойчивость местности.
Приглашаем всех желающих и имеющих такую возможность в любое время посетить святую обитель, испить чистейшей целительной воды, помолиться в уединении, не остаться равнодушными к восстановлению вековых православных традиций на удивительной крымской земле, принять участие в строительстве скита делом рук своих или внесённою лептой.
Страницы истории монастыря богаты легендами и пересказами местных жителей, исследователей, учёных, историков, которые освещают внешнюю жизнь монастыря, его расцвет и упадок от основания и до настоящего времени.
Но самое ценное здесь – благодать Божия, Божественная сила, наполняющая сердце каждого человека, вступившего на эту святую землю.