кадры для цифровой экономики 2021 обучение
Кадры для цифровой экономики 2021 обучение
Москва, 25 августа 2021 года. — Ученики 8-11 классов смогут бесплатно изучать языки программирования на двухгодичных курсах. Об этом на онлайн-конференции «Цифровизация и цифровая трансформация сферы образования: тренды использования новых технологий» сообщила директор департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова.
Первый набор на программы откроется в 2022 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
«В этом году мы запустили проект “Цифровые профессии”, который позволяет россиянам старше 16 лет получить дополнительное образование в ИТ-сфере за половину стоимости. Планируем сделать образование доступным для более молодой аудитории и разрабатываем программу, по которой с 2022 года ученики старших классов смогут изучать языки программирования. Обучение поможет школьникам определиться с будущей профессией и сформировать навыки, востребованные в цифровой экономике. Продолжительность курсов составит два года, при этом обучение будет абсолютно бесплатным», — сказала Татьяна Трубникова во время своего выступления.
Для удовлетворения запросов рынка в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» реализуется ряд проектов по обучению цифровым компетенциям различных категорий граждан.
Онлайн-конференцию «Цифровизация и цифровая трансформация сферы образования: тренды использования новых технологий» организовало ФГБУ «Связист», подведомственное Минцифры России. Директор учреждения Антон Привезенцев на конференции рассказал о вызовах и преимуществах цифрового образования.
«Модернизация отечественного высшего образования неизбежна. Использование инновационных технологий в образовательной деятельности является новым, но необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов», — сказал директор ФГБУ «Связист» Антон Привезенцев.
На онлайн-мероприятии также выступили министр образования Московской области Илья Бронштейн, руководитель направления независимой оценки компетенций по кадрам для цифровой экономики АНО «Университет 2035» Алина Постовалова и заместитель директора по кадрам АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина.
Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» предусматривает программы повышения квалификации для преподавателей и методистов, госслужащих, представителей коммерческих организаций. Программы, рассчитанные на широкую аудиторию — «Цифровые профессии» и «Готовкцифре», — в новом формате Минцифры России и Университет 2035 запустили в июле этого года.
Кадры для цифровой экономики 2021 обучение
Москва, 15 февраля 2021 года. — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает о начале реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в 2021 году. Набор по обучающим программам открыл Университет Иннополис, который вместе с РАНХиГС и Университетом НТИ «20.35» входит в тройку опорных центров федерального проекта.
«Программы первого потока ориентированы на преподавателей учебных заведений, которые смогут получить знания в новом для себя направлении. В этом году обучение пройдут также государственные и муниципальные служащие, руководители цифровой трансформации ведомств. Для граждан будет реализована программа дополнительного образования, по которой государство компенсирует 50% затрат», – сообщил замглавы Минцифры России Евгений Кисляков.
Заявки на первый поток Иннополиса принимаются до 24 февраля от преподавателей образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Слушателей обучат компетенциям, востребованным в условиях цифровой экономики в нецифровых областях реального сектора экономики.
В программу обучения входят 11 направлений, соответствующих перечню приоритетных отраслей экономики (согласно Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года):
Обучение пройдет в очной форме с применением дистанционных технологий образовательной платформы. По окончанию программы участники получат удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
В ходе практических занятий слушатели проанализируют образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, а также получат экспертизу обновленных рабочих программ дисциплин и основной профессиональной образовательной программы для возможности внедрения в них цифровых компетенций. Длительность обучения — 144 академических часа. В 2021 году планируется четыре потока обучения, первый начнется 25 февраля.
Зарегистрироваться на программу можно на сайте Университета Иннополис.
«Кадры для цифровой экономики»
Описание
Новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечении массовой цифровой грамотности и персонализации образования. В этих целях реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В результате к 2024 году будут выстроена преемственная на всех уровнях система образования, включающая выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов.
Основная цель федерального проекта – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Она достигается выполнением следующих задач:
Проект «Цифровые профессии» предлагает россиянам получить дополнительное ИТ-образование за половину стоимости. Проект предлагает 24 направления образовательных программ от популярных ИТ-организаций и образовательных учреждений.
Проект «Готов к цифре» – агрегатор сервисов по тестированию уровня цифровой грамотности, обучению безопасной и эффективной работе с цифровыми технологиями. Посетители сайта могут оценить уровень своей цифровой грамотности, узнать о возможностях онлайн-среды и сформировать необходимые ИТ-навыки.
Проект «CDO» – это образовательная программа, позволяющая получить новые цифровые компетенции. Целевая аудитория – представители федеральных и региональных органов власти, которые отвечают за реализацию национальной программы «Цифровая экономика», а также руководители и менеджеры российских компаний, представители высших учебных заведений, отраслевых и научных организаций, заинтересованных в цифровом развитии.
Руководитель федерального проекта:
Яцеленко Николай Сергеевич, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»
Администратор федерального проекта:
Трубникова Татьяна Николаевна, директор Департамента координации программ и проектов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Кадры для цифровой экономики: кто они — дети, студенты, взрослые?
Высокие технологии радикально меняют бизнес-процессы во многих отраслях экономики, привычные профессии трансформируются, какие-то исчезают, другие появляются. На рынке труда налицо явный дисбаланс: не хватает людей с ИТ-навыками. Не хватает всем, не только ИТ-бизнесу. Потребность компаний в ИТ-специалистах быстро растет: только с 2016 по 2018 год доля соответствующих объявлений на HeadHunter увеличилась на 5,5%. Но спрос опережает предложение. По оценкам аналитиков АПКИТ, чтобы удовлетворить потребность рынка в ИТ-кадрах, надо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Этому вторят и цели нацпроектов: к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере ИТ, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%. Очевидно, что вузы в одиночку такую задачу решить не смогут, и это нормально, так во всем мире. Кроме того, только студентами тут тоже ограничиваться нельзя. Речь должна идти и о подростках-старшеклассниках, и о взрослых людях, которые освоят новые навыки.
Перемены начинаются со школы
Внедрение цифровых образовательных платформ — это не только оптимизация учебного процесса, это огромная экосистема, которая подразумевает большой пласт работ по освоению этих самых цифровых платформ. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придется приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов.
Например, упражнения в электронном «Яндекс.Учебнике» задают 37 тыс. учителей, а решают — около 600 тыс. школьников из 16 тыс. школ в 79 регионах России. За 2019 год курс повышения квалификации, созданный учебником совместно с региональными партнерами, прошло более 11 тыс. учителей. Мы видим, что цифровые инструменты способны сделать обучение более удобным и эффективным, а главное, с их помощью учитель может задавать детям индивидуальные домашние задания, что повышает качество учебного процесса, помогает лучше раскрыть способности каждого ребенка.
Очень важно, что опыт обучения онлайн показывает детям, что компьютер — это не только мультики и игры, но еще и возможность учиться.
В помощь студентам и старшеклассникам
Решать кадровую проблему помогают ИТ-компании, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и целые факультеты. Это способствует сокращению разрыва между теорией и практикой. Общаясь с состоявшимися профессионалами и участвуя в реальных проектах, студенты могут из первых рук узнавать о свежих трендах и методиках, еще не успевших попасть в учебники, а главное, приобретать именно те навыки, которые им потом пригодятся в работе.
Еще лучше начинать готовить будущих ИТ-специалистов со школьной скамьи. Для этого в рамках национального проекта «Образование» по всей России открываются так называемые ИT-кубы. На этих площадках дети учатся программировать по методикам, разработанным совместно с лидерами ИТ-рынка. К 2024 году в нашей стране планируют открыть не менее 340 таких центров. С этого учебного года стартует проект департамента образования Москвы «ИТ-классы в московских школах». Его поддерживает внушительный список коммерческих компаний, в том числе и мы. Также существуют школьные образовательные проекты отдельных компаний, в большинстве своем бесплатные, например «Яндекс.Лицей», где мы учим детей программировать на Python. Проект особенно важен для ребят из регионов, это шанс получить знания и навыки, с которыми они не останутся без работы. У нас есть не один пример, когда ребята после окончания начинали подрабатывать на фрилансе и выигрывали денежные призы в ИТ-соревнованиях.
Новые вызовы — новые подходы
Но даже при содействии представителей отрасли школы и университеты еще не скоро смогут удовлетворять потребности растущей цифровой экономики в полном объеме. Образовательная система достаточно консервативна, что абсолютно нормально. Если она начнет меняться слишком быстро, то перестанет быть авторитетом для взрослого поколения, а если совсем медленно, то будет абсолютно не интересна молодежи.
Впрочем, в России работодатели обращают на высшее образование соискателей намного меньше внимания, чем, например, в США. А молодые специалисты редко ограничиваются своей дипломной специализацией при поиске вакансий. Исследование ВЦИОМа, проведенное этой весной, показало, что целых 47% наших соотечественников работают не по специальности. Поэтому неудивительно, что многие взрослые люди, желающие приобрести новую «цифровую» профессию, не поступают в университеты, а проходят обучение и переобучение по упрощенным схемам.
В этих условиях предсказуемо возросла популярность дополнительного образования, которое позволяет осваивать востребованные в мире ИТ-специальности взрослым людям, что называется, не отрываясь от производства. Такие курсы быстрее других переходят в онлайн и становятся все более популярными среди тех, кто хочет освоить новую квалификацию.
Особенно активно дополнительное образование развивается в сегментах, где потребность в кадрах наиболее высока, а компании готовы брать совсем «зеленых» работников и доучивать их под себя. Например, мы вместе с HeadHunterизучили 400 тыс. открытых позиций в компаниях и выяснили, что наиболее востребованы четыре ИТ-профессии: бэкенд- и фронтенд-разработчики, веб-разработчики и аналитики данных. За последние четыре года количество этих вакансий увеличилось на 140%. Стало больше и возможностей обучения в этих областях, например онлайн-курсы от таких ресурсов, как Coursera. А в начале 2019 года и мы запустили сервис «Яндекс.Практикум», в котором можно обучиться новым профессиям, в том числе этим четырем. Среди наших учеников не только работники офисов, но и шахтеры, менеджеры по продажам, дальнобойщики и многие другие.
Образование — наше всё
Люди в России видят, что работа в ИТ позволяет улучшить их жизнь, и идут учиться сами или отправляют на курсы своих детей. Тренд только набирает обороты, есть спрос, есть результаты переобучения и множество историй успеха об устройстве на новую работу, а значит, будет и предложение. Не так давно «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, ФРИИ и другие авторитетные организации провели совместное исследование и выяснили, что к 2021 году объем российского рынка онлайн-образования может вырасти до 53,3 млрд руб.
Новые формы обучения не заменят в один момент классического университетского образования. Но доля онлайн-курсов и цифровых методов постепенно будет расти, открывая все больше возможностей профессиональной мобильности как для вчерашних школьников, так и для их родителей.
Кадры для цифровой экономики 2021 обучение
Москва, 18 февраля 2021 года. — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает о наборе на обучение по программе КЛИК, которая входит в список мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Обучение повысит уровень цифровых компетенций, сформирует навык работы с данными и поможет участникам реализовать собственные проекты. Оператором программы выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035.
КЛИК – это образовательная программа, которая обучает навыкам управления на основе данных и помогает сформировать команды цифровой экономики. В рамках обучения команды решают актуальные для своей организации задачи и повышают эффективность работы с информацией.
«Цифровое развитие государства зависит от компетенций каждого сотрудника. Особенно руководители сегодня должны владеть инструментами создания и реализации проектов, использовать технологии искусственного интеллекта и визуализации данных. Такие навыки помогут обеспечить максимально эффективную работу госаппарата, бизнеса и повысят профессиональную ценность специалиста», – сообщил замглавы Минцифры России, руководитель федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Евгений Кисляков.
Университет 2035 принимает заявки от групп численностью 5–10 человек. Команды могут представлять органы власти, НКО, образовательные учреждения, коммерческие компании и корпорации. Для участия в отборе каждая команда должна представить проект для разработки на программе, направленный на достижение стратегических целей организаций-участников. В его основе должны быть заложены принципы цифровой трансформации, оптимизации или изменения существующих процессов, а также создания новых цифровых решений.
Обучение проходит с 1 апреля по 1 июля в очно-заочном формате с применением дистанционных технологий. Программа КЛИК включает в себя 108 часов, из которых более 65% посвящено развитию навыков в управлении и проектной деятельности, формированию внутренних команд цифровой экономики, а также развитию собственных проектов.
Заявки на обучение в первом наборе 2021 года принимаются до 26 марта на сайте clickcdo.ru. Всего в течение года более 5000 тысяч человек пройдут обучение по программе.
Программа КЛИК была запущена в 2020 году. За прошедший год цифровые навыки освоили более 5000 человек. Всего в 2019–2020 годах в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» по программам CDO обучились более 10 000 человек.