кафедральный армянский храм преображения господня

Моё местоположение

Укажите ваше местоположение,
чтобы найти церковь рядом.

Или найдите свой город вручную.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Кафедральный собор Преображения Господня

Москва, Олимпийский проспект, 9

История

В 1812 г., после поражения в Бородинской битве, французская армия под командованием Наполеона Бонапарта отступила из сожженной и разоренной Москвы и вышла на путь бесславного отступления.

В старинной, преимущественно деревянной Москве начались крупномасштабные восстановительные работы, благодаря которым город был в течение XIX века основательно перестроен, обогатился монументальными каменными и кирпичными зданиями. Свою лепту в данный процесс внесла и московская армянская община в лице семейства Лазарян, построившего в Армянском переулке здание Лазаревского училища и армянской церкви.

Выходцы из персидского города Нор Джуга (Новая Джульфа), Лазаряны переселились в Россию. В Петербурге и Москве они выделились как влиятельные представители армянского народа, крупные негоцианты и предприниматели, последовательно решавшие проблемы своего народа.

По завещанию Ивана Лазарева, составленному за год до его кончины, в январе 1800 г., он предоставлял 200 тысяч рублей для строительства в Москве образовательного учреждения для детей из неимущих армянских семей, которые, помимо гимназического курса, будут изучать также армянский и восточные языки.

Представители выдающейся фамилии Лазарян сыграли важную роль в деле создания учебно-культурных и духовных очагов в Петербурге и Москве, рассматривая их как центры национально-освободительного движения, как возможность сближения с Россией, как средство избавления с ее помощью от чужеземного ига. Одной из составных частей этой прогрессивной патриотической программы стало создание в Москве учебного заведения усилиями младшего брата графа Ованеса Лазаряна – Екима (Оваким) Лазаревича Лазаряна.

Проект здания, разработанного архитектором Тимофеем Простаковым и Иваном Подьячевым, осуществлялся по частям. В 1813-1816 гг. было возведено центральное здание, а спустя семь лет – два его флигеля.

В течение XIX века Лазаревская гимназия, или, как она стала именоваться позже, Господ Лазаревых институт восточных языков, снискал славу одного из передовых высших учебных заведений России. Здесь получили образование несколько поколений видных русских и армянских деятелей.

После Октябрьской революции, в марте 1919 года, постановлением правительства Советской России здание гимназии перешло в ведение Комитета по армянским делам, а в 1921 г. было превращено в Дом культуры Армении, который на протяжении почти четырех десятилетий собирал под своими сводами тысячи проживавших в Москве армян. Здесь устраивались концерты, выставки, литературные вечера, встречи с людьми искусства.

Число армян в России и, в частности, Москве значительно возросло в последние десятилетия за счет депортированных из армянских населенных пунктов на территории Азербайджана, а также вследствие эмиграции, вызванной тяжелейшим положением обретшей независимость Армении.

Общеизвестно, что для рассеянных по всему миру армян, в какую бы страну они ни эмигрировали, важнейшими делами были и остаются основание церкви и школы, которые призваны способствовать сохранению армянской идентичности.

Шаги в этом направлении предпринимались в 1990-е годы. В Москве был объявлен конкурс на проект армянской церкви, в котором приняли участие как армянские, так и русские архитекторы. Для обобщения результатов конкурса и участия в работе комиссии Католикос всех армян Гарегин Первый командировал меня в Москву. Первой премии удостоился проект армянских архитекторов Джима Торосяна и Гевика Абрамяна, который так и не был реализован.

В дальнейшем многие другие авторы предлагали новые проекты, но по-прежнему безрезультатно.

Спустя некоторое время разработка проекта была поручена архитекторам Альберту Зурабяну и Мкртычу Минасяну. По их проекту церковь стояла в глубине комплекса, почти полностью окруженного малоэтажными вспомогательными зданиями, а главный вход был организован диагонально пересечению примыкающих улиц. По этому проекту в 1999-2000 гг. на выделенной площади была построена вся подземная часть комплекса, а также частично железобетонный каркас верхних этажей некоторых зданий, а в самой церкви были выложены первые 2-3 ряда надземных стен. После чего строительство было приостановлено.

Строительство армянской церкви в Москве получило новый размах благодаря энергичным усилиям главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви епископа Езраса Нерсисяна и при поддержке руководителей армянской общины города.

Когда намерение возвести церковь перешло в практическую стадию, Католикос всех армян Гарегин Второй в 2004 году поручил разработку проекта талантливому архитектору и ученому Артаку Гульяну. Разработанный им проект обсудили сначала на архитектурном совете Первопрестольного Св. Эчмиадзина при участии Святейшего Патриарха, а затем уже – на архитектурном совете города Москвы, возглавляемом главным архитектором столицы А.В.Кузьминым. В обоих случаях проект удостоился одобрения и высокой оценки. Окончательное утверждение проект получил на заседании Общественного совета при мэре города Москвы.

Проект церкви

Обратимся к самому проекту.

По генеральному плану здания церкви, часовни, резиденции главы епархии и учебно-культурного центра спроектированы с учетом существующего положения, однако в совершенно новом объемно-пространственном измерении. Новая церковь по проекту значительно больше прежней, недостроенной, и располагается к северу от нее – на северо-восточном участке всего комплекса, у места пересечения Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы. Таким образом, с данной стороны храм воспринимается принужденно на фоне трехэтажных зданий резиденции и учебно-культурного центра, расположенных под углом на противоположной стороне двора.

А над восточным участком подвальной части недостроенной церкви спроектирована небольшая часовня, которая при взгляде с Олимпийского проспекта вместе с главным храмом придает целостность всей панораме.

Главный вход в комплекс расположен со стороны Трифоновской улицы – между северными фасадами церкви и резиденции и архитектурно решен в стиле трехарочных парадных ворот.

Напротив главного входа в церковь расположен вход в административную часть резиденции, а напротив часовни находится вход в служебные кабинеты, трапезную и гостиный дом.

Таким образом, здание резиденции охватывает весь западный участок церковного двора, а примыкающий к резиденции корпус учебно-культурного центра с его открытой сводчатой галереей – южный участок.

С церковным двором связаны несколькими лестничными пролетами расположенные в подвальном этаже автостоянка, различные технические и вспомогательные помещения.

В подвальных этажах церкви и часовни расположены соответственно музей-галерея и зал торжеств с просторным общим фойе, имеющим отдельный вход со стороны Олимпийского проспекта.

Своеобразная и уютная часовня со световым окном в куполе с обеих сторон алтаря имеет открытые ниши, перед которыми стоят посвященные армянскому алфавиту и христианской вере монументальные стелы с эпиграфическими надписями.

Автор с частичной переработкой представил тот проект, с которым он в 1992 году участвовал в конкурсе на строительство ереванского кафедрального храма Св. Григора Просветителя и удостоился второй премии.

Имеющий в плане 34,6/37,8 метров проект вбирает в себя трехсводчатый молитвенный зал с притвором в западной части.

Каждая из зальных ниш разделена еще на пять, которые создают визуальный ритм в пределах нижнего этажа церкви, прерываемый устремленными ввысь прямоугольными объемами угловых частей. Две из них, восточные, служат ризницами, западные – лестничные пролеты, предусмотренные для балкона, где размещается церковный хор.

Главный вход расположен в восточной части. Храм имеет еще три дополнительных входа: напротив южного, в центре северной ниши, находится купель для крещения. Фойе главного входа увенчано имеющей высоту 34 метра четырехгранной звонницей, а трехъярусный объемно-пространственный план храма увенчан имеющим 20,7 метра в поперечнике барабаном, оформленным 24 непрерывающимися арочными проемами.

Входы в церковь и оконные своды украшены богатым оригинальным орнаментом. Молитвенный зал по своим размерам достаточно вместителен, он в состоянии принять большое число верующих одновременно. Зал украшен высеченными в каменных рамках изображениями крестов.

Все здания и церкви комплекса возведены из золотистого и светло-розового туфа с анийских каменоломен.

На фоне всего комплекса своим объемно-пространственным видом выделяется храм высотой 50 метров, своим положением выражающий собственную первостепенную роль.

Усилиями талантливого автора храм сохраняет верность богатым традициям армянской церковной архитектуры, а посему, пусть и вдали от Армении, будет способствовать тому, чтобы московские армяне хранили верность Армянской апостольской церкви и, участвуя в литургии, восхищались чарующей душу армянской церковной музыкой.

Вараздат Арутюнян
доктор архитектуры, профессор,
академик НАН Армении
апрель 2007 г.

Открытие собора

Освящение храма состоялось 17 сентября 2013 года.

Торжественный обряд освящения кафедрального собора совершил Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, президента Республики Армения Сержа Саргсяна, государственных и общественных деятелей Армении и России, глав крупнейших епархий ААЦ в Армении и за рубежом, глав и представителей религиозных конфессий Российской Федерации, видных благотворителей.

Во время чина освящения под чтение псалмов священнослужители водой и вином омыли Святой Престол и миропомазываемые столбы, после этого Католикос Всех Армян Святым Миром омазал Святой Престол, в то время как всечестные отцы миропомазывали столбы нареченные именами четырех евангелистов и остальные столбы церкви. Освящая нововозведенную церковь, Его Святейшество нарек ее в честь Преображения Господня. По окончании чина освящения на алтарь подняли хранимую в Первопрестольном Святом Эчмиадзине частицу Креста Господня, которую в этот великий день Католикос Всех Армян преподнес собору ради укрепления духовной жизни прихожан епархии. В дар нововозведенному храму была преподнесена также дивная лампада.

«Мы освятили этот благолепный кафедральный собор с верой, что он придаст новый заряд и подъем жизни вашей общины, призывая к молитве, богопочитанию, духовному обновлению, честным и праведным деяниям, – сказал в своем слове католикос. – Собор будет повседневно окрылять вас в вашем национальном духе, преданности Церкви и любви к Отечеству своими дивными барельефами как страницами борьбы и побед в нашей многовековой истории, написанными на тесаных камнях сокровенной святыни. Эти роскошные барельефы будут знакомить наших братьев и сестер с достойными упоминания эпизодами армянской истории, страницами борьбы ради веры и отчизны, простирающимися от земли к небесам славными деяниями народа нашего, продолжателями которых сегодня являетесь вы вашей жизнью и деяниями в вере».

По окончании своей речи Его Святейшество преподнес патриарху Кириллу, президенту РА и президенту НКР изданные по случаю освящения кафедрального храма копии рукописи Святого Евангелия Григора Татеваци.

По этому радостному поводу слова благословения и поздравления выразил также Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Его Святейшество подчеркнул значимость вековой дружбы армянского и Русского народов, а также важность церковностроения во имя укрепления молитвенного духа, отношений Бог – человек, и духовных ценностей народа.
Закладка фундамента церковного комплекса состоялась в 2004 г. благословением Католикоса Всех Армян Гарегина II. В закладке камней основания будущего храма принял участие приснопамятный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

«Возведенный в сердце России, этот церковный комплекс станет духовным и культурным центром в жизни тех, кто, независимо от национальной принадлежности, считает себя носителем христианских и общечеловеческих ценностей», – заявил на открытии комплекса глава Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ епископ Езрас Нерсисян. Владыка также выразил свою благодарность государственным деятелям Российской Федерации и Республики Армения, руководству города Москвы за ревностную заботу, проявленную ими на всем протяжении строительных работ. «Благодаря взмывшему ввысь нововозведенному храму, омытому светом лампады просветителя и благословленному Святым Эчмиадзином, благословенная московская земля освятилась и для нас, став мирной пристанью для утвердившихся в новом Отечестве наших чад», – добавил глава епархии.
Церковный комплекс епархии построен исключительно на пожертвования благотворителей. К его сооружениям относятся кафедральный собор на 1000 прихожан, церковь Сурб Хач (Святого Креста), резиденция главы епархии, учебно-просветительский центр, гостиный дом, музей и выставочный зал, родник-памятник русско-армянской дружбы, крест-камни хачкары, а также подземная парковка на 200 машино-мест.

Благодаря своим зодческим и скульптурным решениям церковный комплекс гармонично вписывается в московскую архитектурную среду. Изысканные орнаменты, барельефы и остальные детали формируют уникальный облик церковного комплекса, который словно излагает исторический путь Армении начиная с года принятия ею христианства как государственной религии (301 год), раскрывает судьбоносные страницы истории армянского народа: принятие христианства, создание письменности, войны за родину и веру, золотой век и т.д.

По случаю этого важного события в жизни епархии Католикос Всех Армян вручил ордена «Святого Григория Просветителя» и «Святого Нерсеса Шнорали (Благодатного)» шестидесяти трем благотворителям Храма Преображения Господня.

От Католикоса Всех Армян орденов удостоились также Самвел Карапетян и Владимир Якунин.
По окончании мероприятий Католикос Всех Армян Гарегин Второй и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на территории новоосвященного кафедрального храма ААЦ открыли памятный родник в знак любви и дружбы армянского и русского народов.

Пресс-центр Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ

О названии кафедрального храма

Так получилось, что в Армянской церкви сегодня нет ни одного храма, освященного во имя Преображения Господня. В этом смысле кафедральный храм епархии уникален.

Вот как толкует это событие армянский историограф V века Егише: «Они там, на горе, не были свидетелями материального явления, а познали величие небесное, то, о Чьем явлении знает только Он и по Своему благоволению частично являет, кому хочет. А это можно только вообразить, но не передать словами. Ибо, когда его описывают словами, оно теряет исконный образ, так как материализуется».

На вопрос, почему мы отмечаем Преображение не в самый его день, Григор Татеваци ссылается на Христа, предупредившего апостолов: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Григор Просветитель в IV в. назначил праздник Преображения на 1 число месяца навасарда исконного армянского календаря, которое приходится на 11 августа Григорианского календаря. По древнеармянскому календарю это был конец года, время солнцеворота. Издревле в этот день армяне отмечали популярный языческий праздник Вардавар.

В VI веке Католикос Мовсес II, учитывая то, что в эти же августовские дни отмечалось и Успение Богородицы, включил Преображение в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы и таким образом праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).

Видео

Торжественное открытие кафедрального собора ААЦ в Москве. 17 сентября 2013 г.

Открытие нововозведенного армянского храма в Москве. Репортаж телеканала «Москва 24»

График работы и адреса армянских церквей Москвы

Дорогие прихожане, сообщаем, что двери всех армянских церквей г. Москвы открыты для посещения.

Церковь «Сурб Пайцаракерпутюн» (Преображения Господня) и церковь «Сурб Арутюн» (Святого Воскресения) открыты с 09:00 до 19:00.
Каждое воскресенье в 11:00 совершается Святая литургия.

Каждый день в Церкви Сурб Пайцаракерпутюн в 10:30 совершается утреннее, а в 16:30 вечернее богослужения.

Часовня «Сурб Геворг» (Святого Георгия) открыта в субботу с 12:00 до 16:30 и в воскресенье с 09:00 до 16:30.

Адрес нововозведенной церкви «Сурб Пайцаракерпутюн» (Преображения Господня): Олимпийский проспект, д. 9. От ближайших станций метро («Марьина Роща» или «Достоевская») можно дойти пешком.

Адрес церкви «Сурб Арутюн» (Святого Воскресения): ул. Сергея Макеева, д. 10, армянский участок Ваганьковского кладбища. От станции метро «Улица 1905 года» пройти пешком около 500 м.

Адрес часовни «Сурб Геворг» (Святого Георгия): внутреннее кольцо МКАД, 38-й километр, влад. 6. От станции метро «Ясенево» проехать на маршрутке 592 до остановки «Кафе «Артико»». Далее пешком около 200 м.

Источник

Армянская церковь в Москве

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

В российской столице можно увидеть крупную религиозную достопримечательность Апостольской церкви армян — это Армянский храмовый комплекс. В него входят: резиденция Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской православной церкви, церковь Святого Креста, кафедральный собор Преображения Господня, гостевой дом с вместительным трапезным залом для посетителей комплекса. В зале под храмом находится музейная экспозиция с мощами святых и различными историческими церковными предметами. По отзывам, в комплексе работает также магазин с армянскими товарами.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Первая Армянская церковь в Москве появилась после войны с Наполеоном. Когда началось восстановление города после пожара, семья Лазарян выделила средства на постройку храма. В 20-х годах, после революции, здание стало Домом культуры Армении.

К концу прошлого века количество граждан, приехавших из Армении в Россию, сильно выросло, поэтому в 90-е годы был проведен отбор проектов Армянской церкви в Москве на конкурсной основе, однако победившую идею не удалось реализовать. В конце 1990-х — начале 2000-х все же удалось возвести часть церкви: были проведены работы под землей и создан верхний каркас, дальнейшие этапы стройки заморозились на неопределенное время. Лишь в 2006 году стартовали новые строительные работы по макету Армянской апостольской церкви в Москве, разработанному Артаком Гуляном, работы длились 7 лет. Комплекс был создан на средства благотворителей. Новая Армянская церковь в Москве появилась севернее первоначального места стройки, на Олимпийском проспекте.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Освящение Армянского храмового комплекса пришлось на 2013 год. На обряде присутствовали высшие лица конфессий и видные общественные и государственные деятели. В этот день новому храму преподнесли почитаемую святыню — частицу Креста Господня. Освящение собора Армянской церкви в Москве на Олимпийском проспекте было совершено во имя Преображения Господня («Сурб Пайцаракерпутюн»).

Материал, из которого сделаны сооружения храмового комплекса Армянской Апостольской церкви в Москве — светло-розовый и золотистый туф. Архитектурный стиль всего ансамбля отражает армянские церковные классические традиции, в кафедральном соборе и часовне оформлены красивые росписи. Армянская церковь в Москве на Олимпийском украшена как с внешней стороны, так и внутри, разнообразными орнаментами и барельефами с образами и сюжетами на религиозную и национальную тематику.

Кафедральный собор Армянской апостольской церкви в Москве имеет высоту 50 м — это самое большое подобное сооружение за границами Армении. Здесь могут находиться около 1 000 людей. В постройках церковного ансамбля регулярно проходят разнообразные мероприятия, посвященные культуре армян и взаимодействию двух стран — России и Армении. В комплексе также находится Армянский музей Москвы и культуры наций, вход в него — под куполом из стекла. Здесь можно узнать историю страны, армянской диаспоры в России, ее культуру.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Вардавар в Армянской церкви на Олимпийском проспекте

Важный день для прихожан Армянской церкви — Вардавар, это праздник в честь Преображения Господня. Он приходится на лето, 98-ой день после Пасхи. В этот памятный день в Армянском храме в Москве свершается Святая Литургия. Затем празднование продолжается на открытом воздухе, заранее зарегистрировавшиеся выезжают на природу от Армянской церкви в Москве на Олимпийском. Традиция Вардавара — обливание друг друга водой. Чтобы быть в курсе программы мероприятия в текущем году, рекомендуется следить за новостями на сайте Армянской Апостольской церкви в Москве или узнавать информацию по телефону церкви.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Режим работы

Армянская церковь открыта для посещения в любой день. Часы работы: 09:00—19:00 часов. Служба в Армянской церкви в Москве проходит в следующее время:

Совершают также в Армянской церкви в Москве крещение и венчание. По отзывам, эти таинства проходят в кафедральном соборе Преображения Господня в особенно величественной обстановке. Путешественники рекомендуют зайти внутрь, даже если там не проходят службы, чтобы посмотреть на красивое внутреннее оформление.

Панорамный вид на вход в Армянскую Апостольскую церковь в Москве:

Как добраться до Армянской церкви в Москве

Адрес: Мещанский район, Олимпийский проспект, 9. Доехать сюда можно на автобусах до следующих остановок:

Проехать до Армянской церкви в Москве можно на такси, заказав поездку через сервисы Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт. Для тех, кто приезжает на машине, имеется парковка возле храмового комплекса.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Метро у Армянской церкви в Москве

При поездке на метро нужно следовать до одной из станций:

Армянская церковь в Москве на видео (съемка с высоты):

Источник

Самый высокий армянский храм в мире

Кафедральный собор Преображения Господня, находящийся на территории Армянского храмового комплекса, является самым большим за пределами Армении и самым высоким армянским храмом в мире. С крестом его высота составляет 58 метров.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Армянских храмов много повстречалось мне в различных странах: в Ларнаке на Кипре и в Бургасе в Болгарии По следам армянской и католической общин Бургас, в Иерусалиме и Вифлееме, в России — в Саратове, Симферополе и Ялте Сто ступеней к храму или Самый большой армянский храм Крыма.

Интересная коллизия существует в мире христианства.

Кипр стал первым в мировой истории государством, имеющим христианского правителя. В 45 года нашей эры на Кипре появился апостол Павел со святым Варнавой, который стал основателем Кипрской церкви. В Пафосе апостол Павел смог обратить римского проконсула Сергия Павла в христианскую веру, в то время Кипр в ходил в состав Римской империи.

В Римской и затем Византийской империях христианство преследовалось законом. Только в июле 313 года был принят Миланский эдикт Константином Великим и Лицинием, христианство стало одной из официальных религий государства.

С 190 года до н. э. и по 428 год н. э. существовало государство Великая Армения.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Много с тех пор утекло воды. Армения потеряла выход ко всем морям, её территория значительно уменьшилась, а население разбрелось по всему миру. Сейчас в Армении проживает 3 миллиона армян, а за пределами Армении по различным оценкам от 7 до 8 миллионов. Удивительные цифры. Но разбросанный по всему свету народ в местах своего проживания старался строить храмы, сохраняя духовную связь с родиной. Не стала исключением Москва.

В 1746 году на Пресненском кладбище армяне построили церковь Успения Богородицы, ставшую первым известным армянским храмом в Первопрестольной.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

В 1920-х храм был снесён. На его месте ныне находится Московский зоопарк.

В 1779 году была построена Церковь Святого Креста (Сурб Хач).

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

В 1930 году церковь была снесена, а на её месте построена школа.

В 1815 году была построена церковь Святого Воскресения (Сурб Арутюн) на Ваганьковском кладбище, в неё были перенесены из армянской церкви Успения Богородицы останки погребенных в ней родственников Лазаревых. В советское время здание церкви отдали под гранитную мастерскую, а поминальный дом — под склад для хранения гробов. Поминальный дом построен летом 1903 года в память об убитом дашнаками 15 декабря 1902 в притворе снесенной армянской Церкви Сурб Хач благотворителе Исааке Исааковиче Джамгарове. Церковь возвращена верующим в 1956 году, была отреставрирована в 1997 году.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

По различным оценкам армян в настоящее время в Москве живёт несколько сотен тысяч человек. Одной небольшой церкви было мало.

В период с 1996 по 2013 год был построен Армянский храмовый комплекс.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

На его территории кроме Кафедрального собора Преображения Господня находится часовня Святого Креста.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

На фотографии она располагается на переднем плане и была построена раньше собора. Помимо собора и часовни на территории комплекса находится резиденция католикоса.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Собор изукрашен резными изображениями, не все они не попали в объектив.

В туфе розовато-красных оттенков, которым облицован храм Преображения Господня, по всему кругу вырезаны 72 креста по числу апостолов от семи́десяти (или от 72) — последователей Иисуса Христа, проповедавших Его учение в I веке (кроме двенадцати апостолов и апостола Павла).

Вот мы подходим к центральному входу в собор.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Справа от входа (если смотреть на вход со стороны двора) — длань святого Григория Просветителя.

Слева изображен наконечник копья Лонгина, которое хранится в Эчмиадзине.

Прямо над входом в храм находится лик Христа с надписью: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется…».

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

В соборе с пятидесятиметровой высоты смотрит на нас лик Спасителя.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Фотографировать внутри можно, но без вспышки.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Красиво выглядят фрески

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Так выглядит сувенирная лавка.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Попробуем разглядеть некоторые узоры на стенах собора

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

В крайнем левом углу мы видим Богородицу с младенцем. В середине Трдат III и Григорий Святитель.

А и вот главные действующие лица эпизода с крещением Армении.

кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть фото кафедральный армянский храм преображения господня. Смотреть картинку кафедральный армянский храм преображения господня. Картинка про кафедральный армянский храм преображения господня. Фото кафедральный армянский храм преображения господня

Вот, что гласит предание: «В 301 г. в Армению пришли 40 девушек — христианок, которые во главе с настоятельницей Гаянэ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в расположенном в горной местности Древнего Рима монастыре Святого Павла. Одна из девушек по имени Рипсимэ пленила своей красотой самого императора и, не пожелав подчиниться его воле и стать его женой, вместе с подругами укрылась в Александрии. Девушкам было явление Святой Богоматери, указавшей им путь в Армению. Армянский царь Трдат III, узнав о том, что приключилось с девушками в Риме, сам пожелал взять в жены красавицу Рипсимэ. Её вместе с наставницей девушек, Гаянэ, привели в царский дворец. Царь хотел овладеть Рипсимэ, но отказ девы, заявившей, что она принадлежит только Христу, привел в ярость царя. Разъяренный Трдат приказал побить камнями всех 40 девушек-христианок (спастись удалось только Святой Нине, будущей крестительнице Грузии). После казни невинных христианок Трдат заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства царя исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской, Трдат III крестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении (301 г.).»

Слева на фотографии мы видим святую Рипсимэ, справа дев, которые возносят молитвы Христу, еще не подозревающих о своей тяжкой участи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *