кафедральный собор рождества христова в южно сахалинске
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Во время своего первого визита в островную епархию в сентябре 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл преподает свое Первосвятительское благословение на строительство нового кафедрального собора Южно‐Сахалинской и Курильской епархии на площади Победы.
Строительство началось в 2012 году. За четыре года возведения уникальной конструкции храма, параллельно велись работы по изготовлению мозаик и икон.
В архитектуре, в росписи, во всем прослеживается главная идея — перенесение многовековых традиций из духовного центра России – Свято‐Троицкой Сергиевой Лавры и других святых мест России на Дальний Восток.
Общая высота Собора составляет 77 метров. Собор построен в традициях новгородских храмов. Стилобатная часть облицована красным гранитом по основанию, фасад собора — белым мрамором.
Над центральным входом в Собор расположены часы‐куранты более 4-х метров в диаметре с колокольным звоном. Куранты повторяют башенные часы на Спасской башне в Москве. В светлое время суток они оповещают о наступлении каждого часа. А каждые 15 минут Южно‐Сахалинск услышит краткий перезвон.
Вес главного колокола – 6700 кг., самого малого – 18 кг. Колокола были привезены из разных мест: из Воронежа, Москвы, Урала, из Ярославской области в зависимости от того, где лучше отливается каждый вид колоколов.
В этот день состоялась торжественная церемония встречи колоколов на строительной площадке Собора Рождества Христова, по окончании которой был отслужен благодарственный молебен с участием духовенства Южно‐Сахалинской и Курильской епархии. Возглавил церемонию и службу благодарственного молебна Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Южно‐Сахалинский и Курильский.
Транспортировка новых колоколов осуществлялась в течении без малого одного месяца и в дневное, и в ночное время. В пути следования не возникло каких‐либо проблем, за исключением небольшой задержки на несколько часов в связи с неблагоприятными погодными условиями в порту Ванино, что свидетельствует о хорошо продуманной организации доставки, о том, что все возможные сложности были заранее предусмотрены. Для преодоления обледенелых участков дороги, например, использовались специальные цепи, которые одевались на колеса грузовой машины.
В Неделю святых жен‐мироносиц на территории строящегося Кафедрального собора Рождества Христова состоялась торжественная церемония освящения, подъема на высоту около 40 метров и установки на колокольню новых колоколов, в том числе колокола «Сахалин» весом 6,5 тонн и двух колоколов весом 3,5 тонн и 1,8 тонн соответственно. Возглавил церемонию правящий архиерей Южно‐Сахалинской и Курильской епархии Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Южно‐Сахалинский и Курильский.
Для такого ответственного дела строители использовали мощный кран грузоподъемностью 100 тонн. А всего на главном соборе Сахалина установят 15 колоколов. Их дополнят «коллеги» из системы курантов, которые будут вторить башенным часам.
В полном объеме колокола зазвучали в 2016 году. По словам руководителя проекта компании «Горстрой» Вячеслава Невечеря, собор строится высотой 62 метра, он сможет одновременно вместить до 1 тысячи человек. Конструктив храма весь рассчитан из железобетона – на строительство ушло в общей сложности 8 тысяч кубометров бетона и 900 тонн арматуры.
Строителям покрыли кровельным материалом купола (кстати, они изготовлены полностью на острове) и нанесли позолоту на них. Их девять по всему собору и десятый над входной аркой.
На стройке трудились в среднем 110–120 человек. Компании впервые довелось работать на возведении храма, и для нее это очень ответственное и почетное дело.
6 июля 2015 года на главный храм возведен небесно‐синий купол. Это первый из 9-ти куполов, главный из которых весит около 40-ка тонн и составляет 15 метров в высоту. Его венчает крест высотой 9 метров.
Перед установкой купола архиепископ возглавил Чин освящения. Операция по водружению святыни серьезная — купол своим основанием должен совпасть с закладными деталями, которые по проекту обеспечивают идеальное слияние конструкции. Основная технологическая сложность в подъеме, выверке и центровке.
Специально для этого на остров заранее доставили кран из Австралии. Чтобы кран не провалился под землю, вокруг храма забетонировали три площадки.
Общая площадь витражей в Соборе – около двухсот квадратных метров. Самая большая композиция весит более двух тонн. Витражи выполнены из итальянского стекла по классической технологии.
Двухъярусный хорос в диаметре более 6-ти метров весит около 3-х тонн. Он вывешен на восьми цепях общей длиной 200 метров. Изготовлена эта красота в Сергиевом Посаде компанией «Изограф». Затем разобрана, доставлена на Сахалин, и снова смонтирована.
Главный пятиярусный деревянный иконостас имеет размеры 18×15 метров, включает в себя 98 икон. Он и аналои также изготовлены в подмосковном «Изографе».
Мозаики украшают алтарь, главный вход и стилобат. Общее количество мозаичных икон и панно — 42 общей площадью 175 кв. м.
На полу в центре зала расположена флорентийская мозаика в виде вифлеемской звезды диаметром 10 метров из восьми пород гранита.
В настоящее время полностью расписан алтарь, центральный купол и барабан.
Концептуальные решения в иконографии собора основаны на древнерусской традиции. Для соблюдения канонов иконописи в Москве был создан Художественный совет под председательством архимандрита Луки (Головкова), заведующего Иконописной школой Московской Духовной Академии. Тщательно отбирались мастера. Не менее тщательно отбирались лики.
В новопостроенном соборе освящено два храма: верхний – Рождества Христова и нижний храм Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). К нижнему храму примыкает баптистерий в полный рост.
Богослужения начались именно в нижнем храме, как была построена его стилобатная часть собора. Это произошло летом 2013 года.
Историческое событие в жизни епархии возглавил правящий архиерей.
Преосвященнейшему Тихону, епископу Южно‐Сахалинскому и Курильскому сослужили клирики Воскресенского собора областной столицы: игумен Филарет (Пряшников), иерей Роман Суханов.
Богослужение сопровождено песнопением церковного хора в составе двух священников: ключаря собора Воскресения Христова иерея Василия Иванова и настоятеля храма Смоленской иконы Божией Матери пл./р. Новоалександровск города Южно‐Сахалинск иерея Серафима Покатилова, а также послушника Алексея Косатых.
С этого момента в строящемся храме узким составом не часто, чтобы не мешать строительным работам, но Литургия совершалась.
Чин Великого освящения нового кафедрального собора в честь Рождества Христова в Южно‐Сахалинске и Божественную Литургию в новоосвященном храме возглавил 4 сентября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Подготовка к богослужению в новопостроенном соборе в честь Рождества Христова в Южно‐Сахалинске началась в 8:45 утра. К этому моменту и храм, и территория вокруг него были заполнены людьми.
С особой радостью южно‐сахалинские православные встретили митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, который возглавлял островную епархию с 2001 по 2010 год, положив начало большим преобразованиям в жизни Русской Православной Церкви на островах.
По окончании чина Великого освящения нового Христорождественского собора, Его Святейшество возглавил Божественную Литургию. Она была отмечена событием, которое стало настоящим сюрпризом для православных южно‐сахалинцев : на Малом входе иерей Василий Иванов за особые заслуги в деле возведения Христорождественского собора был возведен Патриархом Московским и всея Руси в сан протоиерея.
Еще одним особым моментом Литургии стало Святое Причастие, которое по причине огромного количества молящихся совершалось одновременно десятью священнослужителями. Святейший Патриарх причащал детей, которых в храме собралось очень много.
Проповедь перед причастием произнес руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно‐Сахалинской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно‐Сахалинске протоиерей Виктор Горбач.
После Божественной Литургии Святейший Владыка совершил молебен о Божием Творении и сохранении природы, поскольку именно в этот день, в первое воскресенье сентября, Русская Православная Церковь отмечает День особой молитвы об окружающем мире.
«Давайте помолимся о сохранении дивной природы острова Сахалин, на котором вы живете, чтобы никакие промышленные экспансии, добыча полезных ископаемых, другая хозяйственная деятельность не разрушили этого удивительного, Богом данного уголка мира, в котором так много всего и который является замечательной и богатой частью нашей Земли», – отметил Святейший Владыка в краткой проповеди, предваряющей молебен.
По завершении молебна Его Святейшество обратился к собравшимся с первосвятительским словом:
«Каким может быть наш мир и какой может быть наша жизнь, если мы научимся не огрызаться, не обижаться, не давить другого, если он что‐то неправильно сказал или неправильно сделал, а великодушно прощать, и самим получать прощение от ближних, – сказал в своей проповеди Святейший Патриарх. – Это будет другой мир, – мир Божий. Вот такие Божественные истины Господь нам и передает через Свое Слово, через Свое Евангелие. И мы почерпаем эти истины в храмах Божьих, которые становятся не только символами видимой человеческой красоты, красоты творчества, но которые становятся символами и вместилищами красоты Божественного Духа, к которому приобщаемся мы в храме через молитву и слышание Слова Божия».
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви наградил сахалинцев, проявивших особую заботу и радение о строительстве нового храма в столице островного региона.
Первым свои дары новоосвященному кафедральному собору принес после проповеди Святейший Патриарх Кирилл. Прежде всего, он вручил архиепископу Южно‐Сахалинскому и Курильскому Тихону святыню, которая призвана духовно соединить собор с патриаршим градом – Москвой. Это частица мощей святого праведного Алексия Мечева, замечательного московского священника, который прославился святой жизнью подобно святому Иоанну Кронштадтскому. Как объяснил Святейший Владыка, его очень почитают москвичи, а от мощей святого праведника люди получают исцеления.
Вторым даром стал список икона Божией Матери «Казанская» со специальной табличкой, которая свидетельствует, что это – подарок Патриарха.
«Сахалинская земля богата своей природой, богата своими полезными ископаемыми, но есть у нас еще одно богатство – это наши люди. Еще нет 25 лет нашей епархии, а наша земля уже родила 6 архиереев, которые служили здесь в иерейском чине. И особый импульс дал визит в 2010 году Вашего Святейшества. Вы благословили строительство собора, и я, искренне признаюсь, вначале недоумевал: что мне делать? Да, были различные трудности, и объективного, и субъективного характера, были споры, столкновения мнений, но, слава Богу, по Вашему благословению и молитвам этот собор состоялся и мы его освятили, – с такими словами обратился к Святейшему Патриарху архиепископ Южно‐Сахалинский и Курильский Тихон. В дар от островной епархии и Правительства Сахалинской области он вручил Его Святейшеству Первосвятительский посох.
Затем со словами благодарности выступил губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.
В дар Христорождественскому кафедральному собору губернатор Олег Кожемяко передал список иконы Божией Матери «Иверская».
В завершение церемонии состоялось вручение Патриарших наград.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла за помощь в строительстве кафедрального собора губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко награжден орденом Преподобного Серафима Саровского II степени.
Генеральный директор ООО «Горстрой» Игорь Болдырев удостоен ордена Преподобного Серафима Саровского III степени.
Первый заместитель мэра Южно‐Сахалинска Наталья Куприна награждена медалью Преподобной Ефросиньи, Великой княгини Московской.
Медали Преподобного Серафима Саровского были вручены плотникам ООО «Горстрой» Руслану Ломоносу и Михаилу Прибавкину.
Особую благодарность Святейший Патриарх Кирилл выразил руководству компании «Роснефть», которая принимала участие в строительстве собора.
Верующим были розданы иконки Рождества Христова с Патриаршим благословением.
Со дня освящения богослужения в храме совершаются ежедневно попутно с окончанием строительных работ.
В мае 2017 года продолжилась роспись внутренней части собора. В стилобатной части собора с 19 января 2017 года открыта церковная лавка. Храм открыт для посещений.
Собор оборудован инженерными системами по всем стандартам современных строительных норм, включая лифты, облегчающие передвижение пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
В соборе планируется разместить несколько залов для проведения мероприятий различного уровня, классы для занятий, и другие помещения. Особым украшением являются открытые галереи на каждом ярусе верхнего храма, откуда можно увидеть богослужение с необычного ракурса.
Прилегающая территория облагорожена мощением, газонами и зелеными насаждениями.
Место расположения: площадь Победы г. Южно‐Сахалинска (Адрес в настоящий момент не присвоен). На яндекс‐картах : 46.950587, 142.759655
Кафедральный собор Рождества Христова (Южно-Сахалинск)
Мiръ Россия Сахалинская область Южно-Сахалинск Кафедральный собор Рождества Христова (Южно-Сахалинск)
Кафедральный собор Рождества Христова в Южно-Сахалинске — кафедральный храм Южно-Сахалинской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Из-за малой вместимости Воскресенского собора губернатор Сахалинской области А. В. Хорошавин выступил с инициативой строительства нового кафедрального собора. 21 сентября 2010 года, после Божественной литургии на месте будущего строительства в парке Победы патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возведение собора. Большую помощь в возведении собора оказала компания Роснефть и её президент Игорь Сечин.
Во втором квартале 2012 года подрядчик ООО «Горстрой» начал строительные работы, которые было намечено завершить во втором квартале 2015 года. 7 июня 2013 года в строящемся соборе, в нижнем храме Трёх святителей, была совершена первая Божественная литургия которую возглавил епископ Южно-Сахалинский Тихон.
Описание [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Илариона Троицкого, 1, Южно-Сахалинск, Сахалинская обл., Россия, 694046
Южно-Сахалинск. Кафедральный собор Рождества Христова.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
4 сентября 2016 года митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил принял участие в освящении кафедрального собора Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске. Чин великого освящения и Литургию в новоосвященном храме возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви кафедральный собор построен на площади Победы Южно-Сахалинска. Благословение на строительство Святейший Патриарх Кирилл преподал во время своего первого визита в островную епархию в сентябре 2010 года. Место для строительства храма выбрал он выбрал лично.
Пятиглавый собор на высоком стилобате построен по проекту архитектора Захарова В.В. В нижней части устроен Трёхсвятский придел. Внутренние росписи выполнены художниками московской мастерской «Собор».
Патриарх передал в дар освященному собору частицу мощей святого Алексия Мечева и Казанскую икону Божией Матери.
Кафедральный собор Рождества Христова возвышается над Южно-Сахалинском на 77 метров, и его можно увидеть из многих точек областного центра. Храм рассчитан более чем на тысячу молящихся. Он был возведен за рекордно короткий для его масштаба срок. Комплекс включает нижний храм в честь Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), несколько залов для проведения занятий, конференций и выставок. В комплексе собора построен мемориальный музей «Победа», посвященный Курильской операции во время Великой Отечественной войны.
О цвете и свете нового храма
В Южно-Сахалинске завершается грандиозная стройка собора Рождества Христова. Монументальное строение, над возведением которого трудились с 2012 года, уже в сентябре должно открыть свои двери для верующих и высоких гостей — на церемонию освящения храма ожидают прибытие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но пока на стройке вовсю продолжаются работы — идет благоустройство территории, завершается облицовка фасада, устанавливается электрооборудование. Параллельно с этими, в принципе, привычными и стандартными строительными процедурами, под сводами храма продолжается создание икон и росписей. Для этой работы, для Сахалина нестандартной и непривычной, на остров прибыли несколько иконописных команд из Москвы. Корреспонденты ИА Sakh.com пообщались с православными иконописцами, узнали тонкости процесса росписи и познакомились с хитростями процессов превращения белых стен в произведения церковного искусства.
Шесть километров чистого верописания
Православный собор, который возводится на площади Победы областного центра, на самом деле, поражает воображение. Можно как угодно относиться к православию, но грандиозность архитектурного творения, которое должно стать крупнейшим собором Дальнего Востока, поражает вне зависимости от отношения к религии. Еще острее это чувство «каменного превосходства» ощущается внутри — многометровые своды уходят ввысь, балюстрады и арки кокетливо прячутся в сгущенной лесами темноте. Масштаб здесь осознается даже в цифрах: общая площадь стен и потолков, которые предстоит расписать, в храме Рождества Христова составляет без малого 6 тысяч квадратных метров (практически размер футбольного поля). С начала апреля над нанесением на белые каменные полотна образов и узоров трудились четыре бригады профессиональных художников-иконописцев, еще одна дежурила на подхвате. Завершить роспись алтаря, сводов и главного зала художникам предстоит до начала сентября — тогда на Сахалин для освящения собора ждут Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
— Художники приступили к работе 6 апреля, роспись идет в несколько этапов — уже готовы эскизы, покрывают их первым фоновым слоем краски, — обводит руками намечающиеся образы святых куратор строительства собора отец Василий. — Сейчас мы находимся в алтаре. Это главное место в любом храме, поэтому было принято решение, что именно с этого места мы начнем роспись. Уже появляются сюжеты: причащение апостолов, тайная вечеря, омовение ног Спасителем. Сейчас мы этот этап работы закончим, и художники уедут домой на Пасху — отдохнуть от сюжетов, по — новому на эту работу взглянуть, отойти от всего, что сделано. А потом с новыми силам и приступят к росписи.
Впрочем, продолжает куратор, нанесение сюжетов на стену — лишь вершина «айсберга храмовой росписи». Задолго до начала строительства собора и тем более завершения внутренней отделки и подготовительных работ, над обликом внутреннего убранства собора начали работать еще в Москве.
— Мы хотим расписать не для красоты, а для истории. Подход к каждому этажу, галерее обдуманный и продуманный. Детально изученный. У нас храм миссионерский, и роспись носит характер миссионерской. Мы хотим создать роспись таким образом, чтобы люди видели историю христианства собственными глазами. Это уникальный проект на Сахалине, — улыбается отец Василий. — Самый верхний этаж заполнит жизнь Иисуса Христа, все, что связано со Спасителей, с Богоматерью. Галерея ниже — это будет история всей православной церкви. Там будут детально прорисованы сюжеты, каждый, кто будет приходить сюда сможет познакомиться на конкретном иконописном примере. Ниже этаж, второй этаж — это Русская Православная Церковь, наша Церковь, ее главные вехи. А самый нижний ярус, то есть первый, — он будет расписан образами новомученников и исповедников Российских. Идея какая была — взять ту культуру, искусство церковное, которое у нас в центре страны, — московская школа, стиль Рублева, Дионисия — перевести сюда на Сахалин.
Канону здесь, продолжает отец Василий, вообще уделено очень большое внимание. Ради соответствия традициям пришлось даже переделывать половину иерусалимской мозаики со Спасителем, установленной перед входом в храм. Строгому худсовету неканоническим показалось изображение на мозаике руки Иисуса Христа. Тем не менее, несмотря на строгость к вольностям, создание убранства храма, объясняет куратор, — процесс весьма динамичный и изменчивый: только на заднюю часть иконостаса уже во время работы добавили более 20 изображений святых, месяц назад думали, что на колоннах будут святители, сегодня — уже другая концепция — будут на колоннах новомученики, на крови которых Церковь зиждется. Но пестроты, говорят, не боятся — художественный совет над этим работает, подбирает оттенки и краски.
— Часто хочется людям увидеть блеска и шика, но у нас другая задача — показать духовную сторону росписи, ведь икона должна располагать человека к молитве, — рассказывает отец Василий.
Православие, духовность, силикатные краски
Масштабные работы по росписи начались с алтаря — тут на куполе метр за метром появляется Божья Матерь с младенцем Иисусом на руках. На вершине изощренной системы лесов жонглируют кистями, как циркачи под куполом, только самые опытные мастера. Здесь, как и в Церкви, существует своя строгая иерархия — работу с центральным изображением доверяют только знающим рукам. Работают с утра и до вечера, задерживаются: «Стена тянет» — объясняя художественную привязанность, говорит Светлана Ржаницына. Опытная художница-иконописец сегодня руководит всей алтарной росписью.
— Здесь работают мастера со всей страны. У нашей мастерской столь масштабный проект впервые — мы расписывали большие храмы, но этот в нашей истории самый значительный. Так что для нас это большая честь, — отрываясь от работы с образом, рассказывает Светлана. — И, честно признаюсь, у вас тут такая атмосфера, что отрываться от росписи просто не хочется. Тут же очень важен настрой, эмоциональная составляющая. Без настроения и в светской живописи никуда, а здесь — все, что ты чувствуешь, свой опыт общения с Богом ты «укладываешь» на стену.
Именно поэтому, продолжает она, практически все иконописцы — люди верующие. Это не профессиональное требование и тем более не «пропуск» в мир церковной живописи. Просто иначе не получается.
— Если человек интересуется церковным искусством, хочет и может заниматься росписью — никто не укажет ему на дверь из-за отсутствия крестика на груди. К этому приходят сами со временем — поверьте мне, просто невозможно хорошо писать сюжеты из Библии, если не пропускать их через себя, не чувствовать какой-то отклик душевный.
Кроме духовных хватает и технических тонкостей. Вся роспись любого храма, рассказывает Светлана, условно подразделяется на четыре основных этапа: сперва на стене появляется рисунок-эскиз, затем на него ложится несколько слоев роскрыши — сплошного красочного тонового слоя, после художники приступают к работе над каждым сюжетом («разделка доличного») — на стены ложатся линии и цвета, фигуры обретают объем, телесность и цвет, а завершающий и самый ответственный этап работы — прорисовка ликов святых («разделка личного»). Всей этой работе предшествует разработка и создание проекта, в котором решается цветовая гамма, настроение и «стиль» убранства соборных стен.
— Каждый этап очень важен, и в каждом есть свои задачи и свои тонкости. Вот, например, в рисунке самое главное угадать с пропорциями, с размерами, масштабом. Это важно для любого художника-монументалиста: фигуры, несмотря на расстояние и «изгибы стен», должны оставаться каноническими, узнаваемыми. Так что эскиз — это один из важнейших этапов. Потом идет роскрышь — тут тоже все непросто. У нас не малярный принцип — покрыть максимальную площадь максимально экономично, сочно и качественно. Тут очень важны прозрачность, игра слоев, их взаимодополнение, — объясняет Светлана. — Разделение на личное и доличное — во многом условное. Часто эти этапы смешиваются, идут параллельно. Тут у каждого свои приемы: лики требуют большого внимания и аккуратности, доличное — значительно по объемам и площади.
Рядом со Светланой на козлах балансирует Алексей Кашевой — его здесь рекомендуют как «лучшего иконописца страны». Его кистям в сахалинском соборе доверены две заглавные фигуры алтаря — младенец Иисус и Божья Матерь. Такую ответственную часть, объясняет руководитель «алтарной группы», доверяют только профессионалам самого высокого класса. Тяжело, улыбается Алексей, не только из-за груза ответственности, но и чисто физически — к вечеру даже привычные к росписям руки и ноги устают необычайно.
— В нашем деле надо все время кучу всего в голове держать — у нас десяток основных цветов и неисчислимое множество оттенков. Все это надо правильно смешать, нанести на стену. Ведь там краски тоже играют — какие-то становятся темнее, какие-то наоборот, светлее, более белесыми. Хорошо, когда есть открытые цвета — ярко-красный, ярко желтый. Но это бывает редко. В основном оттенки самые разные, с множеством нюансов. И все их надо учитывать, решать. Все основано на задаче и композиции — у нас здесь синий фон, значит надо так цвета подобрать, чтобы ничего не выпадало важного, и, с другой стороны, чтобы не выделялось то, что не нужно, — рассказывает Алексей. — Вот сейчас бьюсь над одеждами Божьей Матери — они должны в тоне отличаться от оттенка неба. Оттенок называется «мафорий», темные цвета здесь должны иметь какой-то оттенок ближе к фиолетовому. И поймать такие нюансы непросто очень.
Не менее обширен и арсенал живописных кистей — несколько десятков разномастных орудий мастер всегда держит под рукой. Какие-то нужны для покрытия больших площадей фрески, какие-то — для тонкой работы с ликами.
— Спать тут некогда, надо успевать закрасить, пока слой не высох, — водит кистью по стене Алексей Кашевой.
А вот краски, напротив, никаких особых хитростей в себе не содержат. Для росписи храмов применяют привычные силикатные колера. Они дают мягкие пастельные тона, хорошо ложатся на стену и крепко держатся несмотря на всевозможные превратности судьбы.
— Силикатные краски нам заменяют древние технологии фрески. По качеству очень хороши, очень стойкие, проверены временем. В каждом храме мы делаем дополнительный слой для закрепления, но, как показывает практика, такие краски можно и не закреплять. В некоторых храмах, не знаю, как в этом, очень плохая вентиляция, и быстро приходится реставрировать. Можно тереть практически всем, чем угодно, — копоть стирается, а краска остается на стене, — рассказывает Светлана Ржаницына.
«Каждый храм для нас — как новая книга»
Параллельно с росписью алтаря в храме ведутся работы на верхнем куполе и барабане собора. Композиция, размещенная здесь, должна стать центром всей росписи — собор венчает многометровое изображение Христа-Пантократора (Спаса Вседержителя). Принципиально, рассказывает мастер Андрей Патраков, роспись купола и стен от работы в алтаре отличается мало — те же силикатные краски, десяток оттенков да пара десятков кистей. Единственная трудность — добраться до места работы. Сегодня единственным окном в мир для художников остается небольшой проем, расположенный практически на вершине сооружения.
— Основная проблема у нас — это подъем на такую высоту через леса, мимо рабочих, в дождь и ветер. А также сжатые сроки, которые продиктованы ходом строительства. А так ничего особенного — взяли с Похвальского предела цветовое оформление, два месяца 11 человек работали, и вот уже все почти готово, — рассказывает Андрей.
Куда интересней, продолжает он, будет процесс росписи основного зала — там по эскизам художников возводят специальные леса, которые позволят мастерам беспроблемно добираться до стен и сводов. Но простой эта работа, уверен Андрей, не будет — архитекторы во внутреннем убранстве не стеснялись и щедро украсили храм арками, пилонами, нишами. Теперь художникам придется лавировать, стараясь вписать на непростую поверхность образы святых и праотцов.
— Нам бы, конечно, хотелось более ровного «холста». С архитектурной точки зрения все эти колонны, конечно, смотрятся, но нам придется теперь изворачиваться, ломать голову. Но с какой-то стороны это даже хорошо — благодаря этому как раз и получаются уникальные памятники, которые не копируют друг-друга. Это такая синергия — у нас, благодаря архитекторам, получится не просто еще один «типичный храм», а самое настоящее произведение искусства, уникальное, такое, которого больше не встретишь нигде.