кафедральный старообрядческий собор в казани
Покровский собор в Казани
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор) является одним из двух храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Казани. Собор построен в начале XX века в характерной архитектуре православных сооружений того времени.
Покровский собор в Казани имеет пять глав и три нефа, над входом — колокольня. Стиль сооружения называют по-разному: эклектикой, неорусским, национальным романтизмом или псевдорусским. Основная часть имеет два этажа, пристройки — по одному. Храм выполнен в двух цветах: стены сделаны из красного кирпича, а черные купола придают строгость общему виду.
История
Строительство собора в Казани относится к 1905–1909 годам. До этого времени приверженцы старообрядства не могли построить храм, так как это было запрещено. Возведение сооружения стало возможным после принятия в 1905 году указа о веротерпимости. С этого момента раскольников стали называть старообрядцами, их положение было узаконено, в Казани, как и по всей стране, были зарегистрированы общины. Начался сбор средств на строительство, и уже в 1907 году состоялась закладка храма. Спустя 2 года проведено освящение во имя Покрова Пресвятой Богородицы и явления Ее иконы во граде Казани.
На самом деле, Покровский храм старообрядцев в Казани возводился не с нуля, а был перестроен из другого сооружения. Участок с деревянным домом, где позднее построили храм, принадлежал старообрядцам-купцам. Один из них и заложил здесь в конце XIX века склад. В этом месте тайно проводили службы, так как официально старообрядцам не разрешалось строить моленные. После получения разрешения на строительство храма, это сооружение стало основой будущего старообрядческого собора.
После революции судьба Покровского храма Казани сложилась печальным образом. Сначала, в 1922 году, были изъяты все ценности, содержащие серебро: оклады икон, кадила, монеты и другая религиозная утварь. А в скором времени было принято решение о закрытии храма. Впоследствии помещение использовалось для хранения документов госархива Татарской АССР. В период Великой Отечественной войны в собор перевезли архивы, которые эвакуировали в Казань. Тогда храм был закрыт для посторонних, его окружал забор. Существует версия о том, что в этом закрытом помещении сотрудники КГБ расстреливали людей, но официальных подтверждений этому факту нет.
После 1996 года Казанско-Вятская епархия РПСЦ восстановилась, общине старообрядцев Казани вернули собор Покрова Пресвятой Богородицы. В это время храм стал главным старообрядческим сооружением в Казани, то есть кафедральным, начались реставрационные работы. По отзывам туристов, ремонт собора длится очень долго, до сих пор проход внутрь ограничен, службы не ведутся. Планировалось, что в 2009 году Освященный собор будет проходить в Покровском соборе Казани, но из-за незаконченных восстановительных работ Старообрядческой церкви пришлось отказаться от этой идеи.
Сейчас Покровский собор Казани признан памятником архитектуры республиканского значения. Планируется открытие музея казанского старообрядчества в цокольном этаже храма. Экспозиция будет рассказывать об истории православия в Казани и окрестностях, расколе РПЦ, становлении старообрядчества и его развитии до начала XXI века. Здесь можно будет увидеть старинные книги, иконы, церковные одеяния. В прилегающих зданиях хотят создать бесплатную социальную столовую и воскресную школу. Перед храмом есть сквер, в котором был установлен памятник митрополиту Андриану.
Как добраться до Покровского собора Казани
Храм находится в Вахитовском районе города по адресу: ул. Старообрядческая, 17 (старое название: ул. Старая), на пересечении с ул. Ульянова-Ленина, 11. Доехать сюда можно на общественном транспорте:
Доехать до казанского собора Покрова Пресвятой Богородицы можно на метро: станция «Площадь Тукая» Центральной линии расположена в 600 метрах.
Чтобы добраться до Покровского храма старообрядцев в Казани, можно заказать поездку через сервисы такси: Яндекс. Такси, Максим, Такси Везёт, Uber, Gett.
Панорамный вид на собор Покрова Пресвятой Богородицы в Казани:
Видеосъемка с воздуха Покровского собора Казани:
15-минутный путеводитель: люди и места казанского старообрядчества
В мае 2018 года в Покровском соборе на Ульянова-Ленина должен открыться музей казанского старообрядчества. Это важное событие в жизни местной общины, которая борется за свои права уже больше трех веков. «Инде» попросил журналиста и краеведа-любителя Григория Князева рассказать, чем интересна история казанских староверов.
Старообрядцы в Казани. Краткая история
Раскол православной церкви произошел в середине XVII века, когда затеянная патриархом Московским Никоном церковная реформа (унификация обрядов и книг, приведение их в соответствие с греческими образцами) встретила серьезное сопротивление множества священников и прихожан. Они разочаровались в официальной «никонианской» церкви и стали образовывать собственные общины, которые были вынуждены существовать на нелегальном и полулегальном положении. Казань не оставалась в стороне от противостояния: вождь раскола протопоп Аввакум в переписке со своими сторонниками сообщал о казанских прихожанах, которых сожгли за верность старой вере.
У раскольников, конфликтовавших с официальной церковью, было разное отношение к обрядовости и иерархиям. Наиболее радикальными староверами были отвергшие священство беспоповцы Поморского согласия (зовется оно так потому, что было организовано в землях поморов на Русском Севере). Добрались беспоповцы и до Казани: их поселения возникали в районе Суконной слободы (здесь же во времена правления Петра I селились ссыльные участники стрелецких бунтов).
Старообрядцы, не отвергшие священство, в Казани тоже жили, но целых полтора века их община (как и подобные общины по всей стране) находилась в состоянии мучительной реорганизации иерархий. В середине XIX века единая Русская православная старообрядческая церковь наконец оформилась в Белокриницкое согласие (по имени западноукраинского села Белая Криница, где служил возродитель иерархии митрополит Амвросий), и в ее составе создали Казанскую и Вятскую епархию. Организованная заново церковь продолжила борьбу против религиозной дискриминации и смогла добиться своего — в апреле 1905 года император Николай II издал манифест «Об укреплении начал веротерпимости», согласно которому старообрядцы получили право беспрепятственно исповедовать свою веру.
Позднее гонения вернулись, но уже от советской власти и на религию как таковую. В итоге полноценный выход казанского старообрядчества из подполья случился только в эпоху перестройки.
Казанские староверы: собрания на «складе», конфискованные храмы и сожжение тридцати старообрядцев
Заметки о казанских старообрядцах. Часть 1
Одной из самых малоизученных религиозно-культурных общин Казани, но заметно повлиявших на историю города, остаются старообрядцы различных направлений. Казалось бы, такие же русские люди, православные, но не приемлющие никонианские нововведения, за что жестоко преследовались несколько столетий церковью и светскими властями. Краевед и колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский после заметок о еврейской общине новую авторскую колонку посвятил именно староверам Казани.
Под старообрядчеством понимается совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660 годах патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. Сейчас старообрядчество многими воспринимается как некая интересная этнографическая подробность, и лишь те, кто дает себе труд кое-что почитать о нем, понимает, насколько большую роль сыграл церковный раскол в русской истории: государство было потрясено чуть ли не до основания.
Старообрядчество играло большую роль в истории Казани. Не имея возможности для подробного и последовательного изложения, разумно будет провести некую экскурсию по местам, связанным с казанскими старообрядцами. Начнем с Суконки.
Портрет партиарха Никона с братией Вознесенского монастыря, начало 1660-х. Фото augustborg.ru
Суконная слобода
Издавна старообрядцы различных течений (поповцы, беспоповцы) селились в Суконной слободе. Известно, например, что старообрядец Крохин, дом которого находился у Георгиевской церкви, укрывал беглого Емельяна Пугачева. Наиболее плотно старообрядцы селились в районе кварталов 75-го, 121-го, 122-го, 118-го кварталов.
Дискриминационная политика властей ущемляла старообрядцев как в гражданском, так и в религиозном отношении. Последнее проявлялось, в частности, в запрете на строительство церквей и других молитвенных зданий. Старообрядцам приходилось приспосабливать жилые помещения под богослужебные (например, дом Карпова на Большой Проломной). В этом смысле характерна история возведения нынешнего кафедрального собора Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви, на истории собора которой стоит остановиться подробней.
Согласно документам Национального архива РТ (Ф.98 Оп. 1 Д. 1877 Л. 382), в 1877 году место будущего собора принадлежало купцу-старообрядцу Евлампию Алексеевичу Хворову, построившему на этом участке двухэтажный деревянный дом (Ф.98 Оп. 1 Д. 734 Л. 154). В 1884 году другой купец-старообрядец Андрей Иванович Володин возводит «складочное место», представляющее собой большое двухэтажное в два света строение. Так была построена основа здания собора.
И только более чем через два десятилетия удалось продолжить строительство храма. После обнародования в 1905 году манифеста о веротерпимости в ноябре 1906 года был открыт подписной лист пожертвований на строительство храма. В июле 1907 была совершена его закладка, а в сентябре 1909 года собор был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы ее во граде Казани (впоследствии его обычно называли храмом Пресвятой Богородицы). Несколько необычный вид храму придало то, что он не возводился заново, а перестраивался из существовавшего (упомянутого выше) здания «складочного места».
Чуть позже на ул. Вознесенской (ныне ул. Островского, 81) по проекту казанского губернского инженера Ф.Н. Малиновского возводится здание моленной для старообрядцев Поморского согласия. Таким образом, именно в Суконной слободе перед Первой мировой войной образовался «храмовый кластер» старообрядцев, сохранившийся до наших дней.
Над Суконной слободой вот уже более столетия возвышается здание Шамовской больницы, возведенной на средства купца из старообрядцев-поморцев Якова Филипповича Шамова и его жены Аграфены Хрисанфовны.
Булак
На углу Право-Булачной и Университетской улиц, сохранились два т. н. единоверческих храма. Они принадлежали господствующей церкви, но службы и таинства в них совершались по старым, дониконовским обрядам и по книгам, напечатанным в соответствии со старыми образцами. Единоверие первоначально было компромиссом между наиболее умеренными старообрядцами-поповцами и властями, но позже, при Николае I, стало формой борьбы со старообрядчеством, монастыри и храмы беглопоповцев стали обращать в единоверческие.
На участке нынешней Никольской церкви в годы правления Екатерины II, когда отношение к старообрядцам было более или менее терпимым, была выстроена каменная церковь в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», принадлежавшая старообрядцам-поповцам. В Казани ее чаще называли Коровинской часовней.
При Николае I распространенным способом искоренения старообрядческих храмов было многолетнее запрещение со стороны строительных властей на ремонтные работы. Потом следовал закрытие храмов под предлогом ветхости. Так произошло и в Казани: в 1852 году «Коровинская часовня» была запечатана. Эту процедуру проводил специально приехавший из Санкт-Петербурга чиновник по делам раскола П.И. Мельников, впоследствии известный писатель Мельников-Печерский.
В 18581862 годах купцы-старообрядцы, принявшие к этому времени Белокриницкую иерархию, Арсений Кондратьевич Подуруев, Иван Игнатьевич Рязанов, Яков Петрович Жиров построили вместо снесенного новый однопрестольный каменный храм, использовав в качестве основы стоявший на углу улиц Университетской и Право-Булачной каменный флигель. Однако храм был фактически конфискован, обращен в единоверческий и освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1870 году рядом выстроен еще один храм, зимний, освященный в честь Преображения Господня и занявший место снесенной Коровинской часовни. Еще в 1878 году архитектор П.И. Романов составил проект придела Спасо-Преображенского храма, фасадом выходящего на ул. Университетскую. Но этот проект был осуществлен лишь в 1905 году.
В Никольской единоверческой церкви отпевали в 1908 году самого выдающегося из казанских краеведов Николая Яковлевича Агафонова.
Большая Проломная
Когда-то на месте дома 64 стоял дом А.И. Карповой, известный всей старообрядческой России. В начале восьмидесятых годов меня интересовало время постройки старообрядческого храма под Первой горой (о нем было написано выше). В архив тогда частному человеку с улицы путь был заказан, поэтому пришла мысль пролистать старообрядческие журналы того времени. Что и было сделано в Публичной библиотеке в Ленинграде (ныне это Российская национальная библиотека). Мне повезло: в первом номере за 1907 год журнала «Старообрядец» на страницах 85—93 находится статья И. Перетрухина «Казанская община старообрядцев, приемлющих Белокриницкое священство». Привожу выдержки, прямо касающиеся дома 64 по нынешней улице Баумана.
«При въезде на Проломную было особенно заметно предпраздничное настроение города: наступал вечер, спустились сумерки, шумно двигались взад и вперед битком набитые народом трамваи, один за другим тянулись легковые и ломовые извозчики; быстро мчались кровные рысаки, везя «самую» или «самого», непрерывным потоком текли по тротуарам волны пешеходов, в богатых залитых светом магазинах шла оживленная торговля, с колоколен величественных храмов, красиво выделявшихся своей архитектурой, неслись мощные звуки тысячепудовых колоколов.
Все говорило за то, что настает день великого праздника. Mы поравнялись со старообрядческой «Карповской» моленной. Снаружи она представляет из себя простое серое двухэтажное здание, ничем не выделяющееся от прочих домов, весь первый этаж сдан под торговые помещения, а верхний почти весь отведен для жилья, и только самые крайние три наглухо закрытых окна принадлежали из всего дома молельне. Мне стало почему-то грустно при виде такого бедного религиозного убежища старообрядцев. Но зато, какая глубокая вера, думал я, у крепких, стойких приверженцев старой дониконовской веры. Внешность не могла прельстить их простые религиозные сердца: ни прекрасные храмы, ни так трогающий русского человека мощный звон колоколов, ни блестящие архиерейские богослужения — ничто не прельщало их у никониан. Они предпочитали оставаться при бедных часовнях, лишь бы сохранить веру отцов. Да, велика вера у старообрядцев!
…После разорения часовни, как сказано выше, старообрядцы стали собираться для моленья в доме И.П. Карпова, в котором продолжают молиться и до настоящего времени. Сам И.П. Карпов — личность далеко не заурядная, чтобы обойти его молчанием. Не обладая большими средствами, (что имеет огромное значение в старообрядческом миpе, больше чем в общинах других исповеданий, так как в силу исторических условиях среди старообрядцев не могли развиться ни научные, ни литературные силы, не имелись представители власти ни гражданской, ни военной), — И.П., благодаря своему самобытному уму, пользовался огромной популярностью не только у казанских старообрядцев, но и далеко за пределами своего города.
За всякими советами, со всяким горем старообрядцы шли к И.П. Для всех он находил, что сказать, чем утешить. Уважала его за ум и местная бюрократия. Своим умом и находчивостью он поражал всех знающих его… С 1867 года, когда надежда на счастливый исход на возобновления богослужения в часовне окончательно исчезла, И.П. отвел в своем доме место для моления навсегда. Но молясь у него, казанские старообрядцы лелеяли надежду иметь общественное более обширное здание для богослужения».
В нынешнем доме вряд ли есть хоть один старый кирпич: он был построен заново в 1980-х и сейчас тут «Дом чая».
Сожжение протопопа Аввакума. Художник Г. Мясоедов, 1897
Жгли и еще как. В Казани тоже
В околоцерковной литературе — что исторического, что публицистического направления — часто проводится мысль о том, что в отличие от католической церкви русская православная церковь если и практиковала иногда сожжение еретиков, то это были единичные случаи, носившие, как сейчас принято говорить, характер «эксцесса исполнителей».
Но даже беглое знакомство с литературой предмета убеждает, что сожжение тех, кого господствующая церковь считала еретиками, носило вполне массовый характер и предписывалось церковным руководством. Зверство следует называть зверством, кто бы и когда его ни творил, и тут не должно быть исключений — для церкви в том числе.
Жгли старообрядцев и в Казани. В «Житии протопопа Аввакума» мы находим следующие строчки: «В Казани никониане тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире — шестерых, в Боровске — четырнадцать человек». А Сводный старообрядческий Синодик сообщает о нескольких групповых казнях в Казани: «В Казани по многих муках сож, инока Гедеона и иже с ним. Инока Корнилия и прочих 40. Инока Илариона». Про «церковных раскольников, которые за церковные раскольства сожжены в Казани» сказано и в отписке вятского воеводы 1675 года.
«Огромное большинство преследуемых христиан бежали в пустыни, леса, в горы, где заводили себе приют. Но и там их отыскивали, жилища разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний и, если они не изменяли своей вере, предавали мучениям и смерти. Через четыре года после узаконения статей Софьи патриарх Иоаким издал указ: «Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся — самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву».
За рамками заметок осталось многое. Автор практически не коснулся персоналий, порой очень известных. Ни слова не сказано о великолепных домах, в которых жили богатые старообрядцы. Не показано и настоящее положение казанских старообрядцев. Но формат есть формат, его же не прейдеши. Обо всем этом в следующей колонке.
Старообрядческий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Казани
С тарообрядческий Покровский кафедральный собор был возведен в Казани в 1909 г., когда после нескольких десятилетий безуспешных попыток местная община староверов Белокриницкого согласия в условиях провозглашенной свободы вероисповедания получила разрешение на строительство своего храма.
Работы по сооружению, начавшиеся в 1907 г., проводились под наблюдением двух казанских священнослужителей-старообрядцев: П.Д. Залетова и А.И. Калягина. Средства на храм собирались старообрядцами с 1906 г., при этом свои пожертвования вносили не только жители Казани, но и москвичи.
После освящения храма казанские старообрядцы составили благодарственный адрес императору Николаю II, в котором выражали монарху признательность за то, что благодаря провозглашению веротерпимости старообрядцы имеют возможность «вьяве, а не сокровенно, как прежде, славословить Всевышнего, по постановлениям и обрядам древле-Всероссийской церкви». Покровский собор построен в псевдорусском стиле, характерном для конца XIX — начала ХХ веков, архитектурные формы его достаточно приземисты, четырехстолпный трехнефный храм увенчан пятью главами, массивная колокольня помещена над входом.
В 1922 г. представителями советской власти была конфискована ценная серебряная утварь, а через несколько лет храм был закрыт. Собор был возвращен староверам после восстановления Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой церкви в 1997 г., затем были начаты реставрационные работы, продолжающиеся до сих пор. Из-за их незавершенности в 2009 г. РПСЦ вынуждена была отказаться от планов проведения Освященного собора в Покровском кафедральном храме.