как человек использует мозг
Возможности мозга безграничны?
Вы согласились бы жить вечно при условии, что ваша жизнь продолжалась бы в неразумном состоянии?
Сергей Савельев: Конечно, нет. Это неинтересно. Хотя некоторые люди рождаются и умирают, не приходя в сознание, как было написано в анамнезе у одного из генеральных секретарей коммунистической партии. Жил и умер, не приходя в сознание. Конечно, это шутка. Но есть растения, которые живут тысячи лет. Спросите у них, наверное, им это нравится. Что касается человеческой эволюции, то это не что иное, как эволюция мозга, и больше ничего. Потому что во всем остальном мы сделаны никудышно. Как говорил знаменитый офтальмолог Гельмгольц, если бы Господь Бог поручил мне сделать глаза, я бы сделал их в сто раз лучше. Это касается и всех остальных человеческих органов.
Что такое горе от ума в физиологическом проявлении этого, скажем так, недуга?
Хорошо, спрошу так: чрезмерная нагрузка на мозг может иметь для человека негативные последствия?
Сергей Савельев: Существует наивное мнение, что человеческий мозг беспределен в своих физиологических возможностях. На самом же деле он в них сильно ограничен. Есть четкие физиологические пределы. Скорость метаболизма нельзя повысить бесконечно. Когда человек умственно не активен, то есть когда, например, читает «Российскую газету» на диване перед сном, он потребляет примерно девять процентов всей энергии организма. А если чтение его чем-то возбуждает и подогревает, действует как перец в пище, то он начинает задумываться, и расходы энергии в этом случае достигают двадцати пяти процентов от всей энергии организма. Это очень большие расходы и очень тяжелые. Человеческий организм сопротивляется им. Поэтому мы ленивы и нелюбопытны. А между тем творчество требует как раз тех самых двадцати пяти процентов.
Значит, ради здоровья умственную энергию нужно экономить?
Вы хотите сказать, что интеллектуальные нагрузки вредят мозгу?
Сергей Савельев: Конечно, вредят, он же приспособлен не для интеллекта.
Я думал, вы скажете, что интеллектуальные нагрузки укрепляют мозг, как физические нагрузки укрепляют мышцы.
Сергей Савельев: О, это мечта любого государя.
Разве мозговая пассивность не ведет к умственной деградации?
Сергей Савельев: Мир наполнен мистическими историями про мозг, но суть-то проста: мозг не хочет работать, потому что его работа требует энергетических затрат. В этом причина нашей праздности, лени и желания украсть, а не заработать.
Есть люди, обладающие феноменальными способностями. Например, умением за несколько секунд перемножить в уме два четырехзначных числа. Этому есть научное объяснение?
Сергей Савельев: Надо учиться в физико-математической школе, чтобы овладеть таким умением. Это несложно, есть хорошо известные приемы. Ну и кроме того, надо быть ограниченным во многих других областях, чтобы сосредоточенно демонстрировать такие фокусы. Ничего творческого или тем более гениального здесь нет. Истории известны люди, которые замечательно умножали цифры, особенно когда речь шла об их собственных деньгах. Но, к сожалению, эти люди ничего не произвели, кроме таких расчетов.
В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за ту или иную одаренность, например, за музыкальную или шахматную?
Сергей Савельев: Конечно, есть. Вся поверхность мозга занята областями, которые структурно очень хорошо выявляются. Можно посмотреть на гистологические срезы. На этих гистологических срезах толщиной в несколько микрон, если порезать человеческий мозг, существуют поля и видны их границы. Каждое поле функционально приспособлено к той или иной функции. Скажем, к зрению, слуху, движению. И мозг состоит из таких полей. И он индивидуально изменчив. То есть каждое поле у разных людей разное. У одного человека, к примеру, у хорошего фотографа, оно в «зрительной» области может быть в три раза больше, чем у любого другого. А это миллиарды нейронов, миллиарды связей. Никогда не объяснишь, почему один видит то, чего не видит другой. То же самое и у музыканта или ученого. Наши индивидуальные возможности определены комбинацией этих полей, имеющих разные размеры. У кого какое-то поле большое, у того та или иная одаренность явственно выражена. А у кого некое поле маленькое, тому свои способности, допустим, к математике, уж извините, ничем не нарастить. Словом, наше поведение детерминировано размером полей коры мозга, а также подкорковых структур, которые отвечают за каждую функцию. Например, за музыкальную. Чтобы просто слышать, нужно иметь два десятка структур. Вероятность, что у одного человека все эти структуры будут достаточно большие, прямо скажем, невелика. Поэтому выдающихся музыкантов мало, а имитаторов полным-полно.
Как соотносятся между собой мозг и разум?
Можно ли сказать, что разум является посредником между мозгом и телом?
Сергей Савельев: Нет. Разум вообще понятие не научное. В чем разум? Тыкать пальцем в клавиатуру компьютера? Нажимать на кнопки телефона? Считать до десяти?
Тем не менее есть понятие «разумные существа».
Сергей Савельев: Я не занимаюсь философией.
Есть пределы развитию мозга?
Сергей Савельев: Те, кто задает такие вопросы, предполагают, что человеческий мозг законсервировался двести тысяч лет назад, и с тех пор эволюционных изменений не происходит.
Сергей Савельев: За двести тысяч лет, даже чуть меньше, примерно за сто тридцать пять тысяч, человеческий мозг уменьшился на двести пятьдесят граммов. Я имею в виду цивилизованную Европу. Потому что они отбирали конформистов и уничтожали творческих, самостоятельных людей.
Эволюция мозга была отрицательной?
Разве конформизм и способность к социальной адаптации свойственны только европейцам?
Сергей Савельев: Да. Потому что они всегда очень тесно жили, и любой приказ какого-нибудь князя быстро доходил до всех. Смотришь, уже голову рубят крестьянину в соседней деревне. А в Африке это плохо действовало, и в России это плохо действовало, не получалось. Поэтому у нас полиморфизм сохранился больше, а у европейцев меньше. Чем больше полиморфизм, тем больше шансов для эволюционного прогресса.
Безграничные возможности мозга, если таковые имеются, несут в себе какие-то риски для человечества?
Сергей Савельев: Безграничных возможностей нет. Во-первых, есть ограничения энергетические. Во-вторых, человеческий мозг приспособлен для решения конкретных биологических задач и жестко сопротивляется любому нецелевому использованию. Поэтому он работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда.
Значит, лень имеет физиологическое обоснование?
Можно заставить работать ленивый мозг?
Сергей Савельев: Можно.
Мозг гения физически отличается от мозга обычного человека?
Это правда, что человеческий мозг используется не более чем на пять процентов?
Что такое старение мозга? От чего начинается старческая деменция?
Значит, интеллектуальная нагрузка необходима мозгу?
Обещает ли нам эволюция умственный прогресс?
Сергей Савельев: Нет, не обещает. Перспективы печальны: уменьшение размеров мозга из-за тотального конформизма и постоянной адаптации к среде, экспорт своей индивидуальности и способностей государству в обмен на экономию энергии. Когда мы договариваемся с государством или религией, мы им дарим свою творческую, интеллектуальную свободу. А они, в свою очередь, гарантируют нам пищу и размножение. Так что дальше все будет хуже и хуже. И если эта тенденция сохранится, то человеческий мозг может уменьшиться еще граммов на двести пятьдесят.
Выходит, эволюция идет в обратном направлении? Человечество не умнеет, а глупеет?
Сергей Савельев: Увы, это так.
Фотограф, член Творческого союза художников России, награжден бронзовой, серебряной и золотой медалями ТСХ России.
Действительно ли мы используем только 10% нашего мозга?
Компании, продающие продукты, «повышающие работоспособность мозга», часто используют тот же миф, чтобы продать идею о том, что использование их продуктов может помочь клиентам «задействовать» этот неиспользованный потенциал мозга.
Благодаря такой популярности, этот миф продолжает существовать.
Что такое миф о 10% и почему он популярен?
Миф о 10% заключается в том, что средний человек использует лишь около 10% своего мозга или умственных способностей.
Популярный миф гласит, что люди не используют 100% своего мозга
Происхождение этого мифа трудно отследить из-за его широкого появления в популярной культуре, но, как обычно, этот миф возник на основе неверно истолкованных научных данных.
В 1890-х годах популярный американский психолог Уильям Джеймс на основе изучения «одаренного» ребенка знаменито заявил: «Мы используем лишь малую часть наших возможных умственных и физических ресурсов».
Это, якобы, породило идею о том, что мы используем лишь малую часть «мощности» нашего мозга, и такое заблуждение впоследствии использовалось в различных рекламных объявлениях и книгах.
Миф нашел свое отражение в индустрии саморазвития, о чем Уильям Джеймс написал в предисловии к книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Он писал: «Мы используем лишь малую часть наших физических и умственных ресурсов», что впоследствии было переиначено на произвольное число 10%.
Другим источником этого мифа стало исследование известного нейрохирурга Уайлдера Пенфилда.
Во время операции Пенфилд использовал электричество для стимуляции определенных участков мозга своих пациентов. Он заметил, что стимуляция определенных участков мозга приводила к определенным действиям. Например, стимуляция участка мозга, контролирующего левую руку, приводила к движению левой руки! Используя этот метод, он смог составить целую карту функций мозга, указав, какая область контролирует ту или иную часть нашего тела.
Эксперименты по стимуляции мозга с помощью электричества помогли создать карту его областей и функций.
Однако он также столкнулся с некоторыми «молчащими» участками мозга; их стимуляция электричеством не давала никакого эффекта. Это было истолковано как доказательство того, что не все области мозга функциональны и что некоторые части остаются «неиспользуемыми». Теперь мы знаем, что это не так, поскольку отсутствие реакции на стимуляцию не означает, что область не функционирует.
С течением времени в мозге были открыты новые типы клеток, но многие из них изначально считались нефункциональными. Например, на момент открытия «глиальные» клетки были названы так потому, что считалось, что они просто «клей», удерживающий нервную систему вместе. Отсутствие технологий привело к предположениям, недооценивающим важность многих таких клеток. Это закрепило идею о том, что не весь мозг является функциональным, и что только часть из них, вероятно, используется.
Развенчание мифа
С развитием технологий визуализации мозга стало ясно, что, хотя только часть мозга может быть активной в определенное время, все части мозга все равно функционируют.
Кроме того, известно, что мозг «подрезает» сам себя. Подобно тому, как садовник «подрезает» ненужные ветви куста, мозг, как известно, «подрезает» связи между клетками мозга, которые больше не выполняют никакой функции. Учитывая это, если бы миф был правдой, 90% нашего мозга было бы «обрезано» и выброшено!
Кроме того, маловероятно, что какая-либо неиспользуемая область мозга пережила бы процесс «эволюции». Наличие такой большой нефункциональной массы мозга было бы очень энергетически затратным, поскольку известно, что мозг потребляет колоссальные 20% всей нашей энергии. Таким образом, у нас нет оснований полагать, что лишь небольшая часть нашего мозга является функциональной.
Почему этот миф популярен?
Миф позволяет нам верить, что мы способны к «росту». Он обеспечивает оптимистическую точку зрения, предполагая, что все мы способны на великие дела и что каждый из нас имеет потенциал стать «Эйнштейном»!
Люди способны к огромному росту и обучению, хотя не все из нас могут стать Эйнштейнами.
Это доказывает тот факт, что люди изобрели множество навыков, таких как чтение и математика, только за последние несколько тысяч лет. Мозг не был предназначен для выполнения этих функций, но мы все способны к этим навыкам. Мозг может постоянно адаптировать имеющиеся ткани и повторно использовать их для новых навыков. Если бы это было не так, использование компьютера или смартфона было бы практически невозможным!
Тайны мышления: можно ли натренировать мозг и стать гением
Тайны мозга
На коже осталась обожженная дорожка от прохождения протонного пучка и глубокие шрамы навсегда. На что тут можно было надеяться? Но Бугорский не просто выжил, произошло настоящее чудо. Он полностью сохранил интеллект. Правда, после несчастного случая левую сторону лица бедолаги-ученого парализовало, как после инсульта, зато правая сторона не только прекратила стареть, но даже помолодела. Летящий пучок протонов разрушил все нервы на своем пути.
Почему мозг поделен на две половины?
Мозг не чувствует боли, поэтому при операции на мозге обезболивающие не принимают. Однако сама голова чувствует боль, и чтобы от нее избавиться, необходимо дать приказ себе не ощущать дискомфорт, а получать удовольствие. Например, если человек боится ожогов от крапивы, они получаются обширными, и образуются пузыри, а если он поборолся с этим чувством, следов практически не будет.
Как стать гением?
Большинство людей в мире обладают мозгом, масса которого в среднем составляет 1-1,2 кг. Самыми маленькими мозгами наделены коренные жители Австралии, самый тяжелый мозг весил 2,85 кг. Человек, который носил в голове такие мозги, по логике, должен был хвастаться невероятными умственными способностями, но в действительности он страдал от крайней формы олигофрении.
Размер не имеет значение
Известный французский писатель Анатоль Франс имел мозг чуть больше килограмма. Гениальный русский писатель Иван Тургенев весом мозга превзошел всех писателей в мире, его мозг был массой 2 килограмма 12 граммов. Как видите, любой размер мозга большому уму не помеха.
Доказано, все ноу-хау приходят в голову только умам подготовленным. Таблица Менделеева не приснилась просто так. Великий ученый долго работал над этим открытием. Мозг Дмитрия Ивановича продолжал все время мыслить. Просто однажды там щелкнуло. По легенде, это произошло во сне и, скорее всего, под утро. В это время в передней доле мозга наблюдается самая высокая активность.
Лакмусовая бумажка интеллекта
Есть научное предположение, что устройство Вселенной напоминает систему нейронов в головном мозге. Материи разных галактик в ней взаимодействуют между собой, развиваясь и разрастаясь. Исследователи уверены, что сходство не случайно, и считают, что системы головного мозга и грандиозная Вселенная развиваются по единым природным законам.
Раскрывая все тайны мозга, не стоит считать его основным предназначением только запоминание информации. Конечно, мозг выполняет эту функцию, но возможности его гораздо шире, чем просто способность положить информацию на полочку. Мозг является совершенным генератором.
Почему раненый палец болит сразу? Это связано с чрезвычайно быстрым движением нервных импульсов от мозга к частям тела. Скорость их примерно 273 километра в час, как у «Формулы-1».
Как развить интеллектуальные способности?
Можно ли увидеть сознание другого человека? Оказывается, это возможно. Сиамские близнецы Хоган соединены головами, у них один мозг на двоих, поэтому сестры могут читать мысли друг друга. Если одной девочке закрыть глаза, а перед второй поставить предмет, то сестра, у которой закрыты глаза, сможет точно его описать.
Чем человек больше развивает свой мозг, тем меньше вероятность получить заболевание. Любая активность стимулирует появление новой ткани. Можно ли натренировать мозг, чтобы он работал до старости?
Повелитель человека
Мозг каждого человека создает свою авторскую версию окружающего. Увидим ли мы когда-нибудь мир настоящим? И готов ли мозг его принять? Он контролирует всю нашу жизнь и любит учиться. Разгадать все его возможности не в силах ни один современный ученый, именно поэтому вокруг него такое большое количество мифов и гипотез.
Еще больше о том, как устроен этот мир, самые интересные факты и истории смотрите в выпуске программы «Как устроен мир» с Тимофеем Баженовым.
Человек использует мозг лишь на 10%: о чём идет речь?
Всем известна теория о том, что человек использует свой мозг лишь на 10%. Но в последнее время все чаще можно натолкнуться на исследования, которые разоблачают этот миф. Сенсационные опровержения, которые так любят современные читатели, активно поддержали многие авторитетные ученые.
Миф о мифе об использовании мозга
Ученые уверенно заявляют о том, что у человека практически всегда мозг задействован полностью. Это повлекло за собой множество других опровержений. Оказалось, что популярные идеи о том, что возможно заставить работать мозг с гораздо большей эффективностью, не имеют никаких научных доказательств и реальных оснований. Современные ученые утверждают, что эти теории подходят лишь для фантастических фильмов. Но в случае с опровержением все оказывается далеко не так просто и однозначно, как многим хотелось бы. Часто в своей любви к опровержению популярных теорий мы невольно производим новые мифы. Новым мифом как раз является теория об ограниченности возможностей мозга. На данный счет также существует несколько противоположных точек зрения.
В далеком 1936 году
Первым делом нужно вспомнить, когда именно начала активно распространяться теория об использовании десяти процентов мозга. Это случилось еще в 1936 году. Автором теории стал американский писатель Лоуэлл Томас, который написал предисловие к книге популярного автора Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Именно Лоуэлл Томас тогда впервые заявил о 10%. Такое заявление он сделал не просто так, а ссылаясь на труды профессора Уильяма Джеймса. Правда, там говорилось не о мозге, а об умственных способностях, но со временем утверждение немного упростилось. Наверняка автор и не догадывался, насколько популярным станет утверждение. Конечно, цифра в 10% была не точной, а, скорее, грубой оценкой. Но в любом случае можно уверенно утверждать о том, что нейронные ресурсы мозга являются не тем же самым, что использование его возможностей, поэтому ставить знак равенства между этими понятиями нельзя.
Эффективность имеющихся способностей
Можно привести в сравнение человеческую мускулатуру. Несмотря на то, что у человека нет ненужных мышц, эффективность мышц будет существенно отличаться у спортсменов и ленивых малоактивных людей. Вот и в случае с нейронными ресурсами происходит похожая ситуация, что дает возможность человеческому мозгу работать с разной эффективностью.
Правда, оценить эффективность работы нейронных ресурсов сложнее, чем мускулатуры. Здесь потребуется электроэнцефалография. Технология помогает подобрать программу для развития мозга. Речь идет именно о повышении эффективности использования тех способностей, которые уже имеются, а не об увеличении коэффициента интеллекта.
Перегруженность подсознательными процессами
Причин снижения эффективности мозговой деятельности может быть несколько. Прежде всего, это перегруженность различными подсознательными процессами. Если на протяжении длительного периода находиться в состоянии повышенной активности, это неизменно окажет влияние на эффективность коры мозга, способность концентрироваться существенно снизится. Снизить уровень возбуждения можно при помощи несложных дыхательных упражнений и медитативных практик.
Нейронные ресурсы, а не общие возможности
Поскольку сложно оценить эффективность мозга в конкретных количественных выражениях, его возможности до сих пор ставят в тупик большинство ученых. Популярное сравнение человеческого мозга с компьютером также не выдерживает критики, ведь непонятно, каким образом утрата до 90% носителя не скажется на целостности всех данных. То есть, говоря о том, что теория о 10% является мифом, важно уточнить, что речь идет о нейронных ресурсах, а не общих возможностях человеческого мозга.
Что касается возможностей мозга, то человек вполне может использовать их на все 100%. И сейчас есть очень много методов, позволяющих повышать эффективность возможностей. Необходимо просто четко понимать, как работает мозг, и как улучшить его работу. На этот счет у Викиум есть богатый запас проверенной информации и материалов, разработанных экспертами. Например, ответы на все актуальные вопросы можно найти в аудиокурсе «Секреты мозга». Самым главным, что даст этот курс, станет понимание того, как повлиять на работу мозга и направить ее в нужное русло.
Мы используем наш мозг на 10%: миф или правда?
Многие слышали о том, что человек использует свой мозг только на 10%. И этих немногочисленных процентов хватает на разработку информационных технологий, лекарств, изучение космоса и многое другое. Представьте, как изменится жизнь, если человек начнет использовать свой мозг по максимуму. Но действительно ли мы используем только малую часть своих ресурсов — давайте разберемся в этой статье.
Пройдите прямо сейчас бесплатные тесты на логику, умение генерировать идеи, память и критическое мышление, чтобы определить, насколько хорошо вы используете свой мозг.
Что известно из исследований ученых?
Ученые неоднократно проводили исследования мозга человека и до сих пор изучают этот орган. С помощью аппарата МРТ ученые смогли визуализировать мозг и изучить его активные и неактивные области. Согласно исследованиям, за наши действия и процессы отвечает не весь мозг, а только определенные участки. Например, за зрение отвечает один участок, за слух — совершенно другой, за речь — третий и т.д. На протяжении дня мы задействуем практически все зоны мозга. Даже для пролистывания ленты в соцсетях мы активируем сразу несколько участков — область зрения, понимания и действия. Ученые утверждают, что на данный момент не удалось выявить ни одного неактивного участка мозга.
Откуда появился миф о 10% активности мозга?
Утверждение о 10% активности мозга появилось достаточно давно, много разных психологов, философов и ученых поддержали идею. Эту мысль в своих работах развивал и Дейл Карнеги, и Уильям Джеймс. Идея о сверхспособностях человека звучит заманчиво, хочется верить в силу и энергию человечества. Возможно, этот миф возник из-за неправильной трактовки исследований. При визуализации мозга было установлено, что во время активности подсвечена только часть участка мозга, остальная область как будто серая. Эти серые участки признали «нерабочими». Сегодня ученые объясняют, что яркое пятно на участке мозга означает повышенную активность, менее выраженное пространство задействовано в меньшей степени.