как читать апостола в храме

Алгоритм чтения Апостола

Алгоритм чтения Апостола

Иерей: Вонмем. Мир всем.

Чтец: И духови твоему.

Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (…) Прокимен целиком.

Хор: прокимен.

Чтец: Стих.

Хор – прокимен.

Чтец: Прокимен (1 часть – до запятой).

Хор: 2-ю часть прокимна.

(Если есть второй прокимен, то вместо этого

Чтец: Прокимен, глас (…). Прокимен целиком. Хор: прокимен).

Иерей: Премудрость.

Чтец : К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение, или: Соборнаго Послания Иаковля чтение; или: Деяний святых апостол чтение и т. д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Иерей: Вонмем.

Чтец читает Апостол…

Иерей: Мир ти, чтущему.

Чтец: И духови твоему.

Иерей: Премудрость.

Чтец: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа

Хор поет “Аллилуйя”- трижды

Чтец: 1-й стих аллилуиария;

Хор: “Аллилуйя” трижды

Чтец: 2-й стих аллилуиария,

Хор: “Аллилуйя” трижды

(Если два чтения, то
Чтец : Аллилуйя (3 раза) Хор: “Аллилуйя” трижды,
Чтец: стих первого аллилуиария, Хор: “Аллилуйя” трижды
Чтец: стих второго аллилуиария, Хор: “Аллилуйя” трижды)

Источник

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов.

В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст, установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней.

Kниги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала, подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Kнига Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал.

Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

Представим несколько примеров апостольских и евангельских чтений на литургии, примененных к особым церковным воспоминаниям в известные дни.

В субботу перед Рождеством Христовым Церковь готовит нас к этому празднику чтением из Послания к Галатам ( Гал. 3, 8–12 ) о том, что оправдание зависит не от дел закона, ибо сам закон грозит проклятием всякому, не исполнившему всех его предписаний, – а от веры, и что в этом именно смысле надо понимать обетование, данное Аврааму, о благословении в нем всех народов ( Быт. 12, 3 ). Это обетование дано Аврааму как отцу верующих, прежде чем он стал отцом обрезанных. Так как благословение народов в Аврааме есть собственно благословение в его семени ( Быт. 22, 18 ), а это семя есть Христос, происшедший от рода Авраамова, то понятно, с какой целью положено в субботу перед Рождеством Христовым напомнить об обетовании Аврааму: чтобы показать соответствие обетования с исполнением. Евангельское чтение в ту же субботу составляют притчи Спасителя: о горчичном зерне, из которого вырастает большое дерево, и о закваске, малое количество которой достаточно для заквашивания и для поднятия большого количества теста, и учение о тесном пути Царствия ( Лк. 13, 18–29 ).

Чтением указанных притчей перед праздником Рождества Христова Церковь располагает

нас к благоговению перед путями Промысла, открывшимися в празднуемом событии, которое, словно мелкое, едва заметное зерно, было незаметно для современников, хотя этим событием положено начало Церкви, которая впоследствии распространится по всему миру и сенью своею покроет все народы. Но слава христианской веры открылась не только в ее внешнем распространении, но и в том, что она должна была, подобно закваске, претворить внутреннюю жизнь в людях. Учение о тесном пути напоминается для вразумления, что как Самому Христу тесным путем уничижения, начавшегося в вертепе и яслях, надлежало войти в Свою славу, так и Его последователям предлежит тесный путь к Царству Славы.

В субботу перед Воздвижением Креста чтением из Апостола ( 1Кор. 2, 7–9 ) напоминается, что в искуплении нас крестной смертью Господа Славы открылась высочайшая премудрость Божия и что это дело премудрости Божией от века было сокрыто от плотских людей, так что никому из них, даже самым мудрым, и на сердце не приходили великие блага, приготовленные в смерти Христовой любящим Бога.

Евангельское чтение в субботу перед Воздвижением ( Мф. 10:37–42, 11:1 ) готовит нас к этому празднику учением о Кресте, или самоотвержении, свойственном всем желающим быть истинными последователями Христа.

За три седмицы до Великого поста Церковь готовит нас к нему воскресными службами и службами всей Сырной седмицы. K этому приготовлению применен выбор евангельских и апостольских чтений на воскресных литургиях.

Так, в первое приготовительное к посту воскресенье читается Евангелие о мытаре и фарисее ( Лк. 18, 10–14 ). Этим чтением христианам, готовящимся к подвигам поста, напоминается что главным из этих подвигов должно быть уничтожение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытарева покаяния: Боже, милостив буди мне грешному.

В следующее воскресенье притчей о блудном сыне ( Лк. 15, 11–32 ) Церковь обнадеживает милосердием Отца Небесного кающихся грешников, внушая им, что, как бы ни было глубоко их падение, они будут приняты в объятия многомилостивого Отца Небесного, если с сердцем сокрушенным и смиренным обратятся к Господу, повторяя вопль блудного сына: несмь достоин нарещися сын твой, приими мя яко единаго от наемник твоих ( Лк. 15, 19 ).

В Мясопустное воскресенье, за неделю до Великого поста, на литургии читается из Евангелия изображение Страшного суда ( Мф. 25, 31–46 ). Этим чтением Церковь предостерегает беспечных христиан от преступной надежды на бесконечное милосердие Господа, также напоминая о Его бесконечном правосудии.

В Сыропустное воскресенье, накануне первого дня Великого поста, Церковь через евангельское чтение ( Мф. 6, 4–21 ) внушает нам, что для получения прощения от Бога в наших грехах нам самим должно прощать ближних, согрешающих перед нами, и предостерегает нас от лицемерного поста.

Чтения из Апостола в приготовительные к Великому посту Недели, так же, как и чтения из Евангелия, соответствуют времени приготовления к предстоящим подвигам.

Так в воскресенье Блудного сына предлагается чтение о том, что само тело христианина, как член Христов, как храм Святого Духа, живущего в нас Своей благодатью, подаваемой в Таинствах, должно быть священным для нас, и потому страшный грех – осквернять его блудом ( 1Кор. 6, 12–20 ).

В Мясопустное воскресенье увещанием апостола Павла не соблазнять ближних ядением идоложертвенного мяса Церковь предостерегает нас от нарушения церковных правил касательно поста к соблазну блюстителей поста ( 1Кор. 8:8–13, 9:1–2 ).

В Сыропустное воскресенье как бы в обличение беспорядочного поведения христиан в Сырную седмицу, которая по намерению Церкви должна быть проводима в сердечном сокрушении, предлагается апостольское чтение о том, как неприлично христианам подражать язычникам в плотоугодии, в пиршествах, в пьянстве, в сладострастии и распутстве, в ссорах ( Рим. 13:11–14, 14:1–14 ).

В праздники Господские, Богородичные и в честь святых избираются из Апостола и Евангелия чтения, имеющие прямое или косвенное отношение к празднованию.

Так, в праздник Богоявления предлагается чтение из Послания апостола Павла к Титу ( Тит. 2:11–15, 3:1–7 ) о явлении спасительной для всех людей благодати Божией и об обязанностях, свойственных возрожденным в Таинстве Крещения. Это чтение в праздник Богоявления положено потому, что Таинство Крещения, возраждающего нас к духовной жизни, освящено примером крещения в Иордане Самого Христа Спасителя. Содержание евангельского чтения в этот праздник составляет повествование о крещении Христовом ( Мф. 3, 13–17 ).

В праздники в честь Богородицы предлагается апостольское чтение или из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2, 5–11 ) об уничижении Иисуса Христа и о Его прославлении, или из Послания к Евреям ( Евр. 9, 1–7 ) об устройстве ветхозаветного святилища. Первое чтение представляет Единосущного с Богом Отцом Сына Божия, принявшего зрак раба, соделавшегося подобным человеку, и через это напоминание о Его вочеловечении возводит мысль к Тому, от Kого Он приял человеческое естество. Второе чтение усвоено праздникам в честь Богоматери потому, что ветхозаветное святилище со всеми его принадлежностями прообразовало Богоматерь, которая в церковных песнопениях именуется храмом Божества, таинственною свечою, трапезой для хлеба жизни, кадильницею, сосудом манны, жезлом Аароновым, очистилищем и т.п.

Предметом евангельского чтения в Богородичные праздники служит повествование евангелиста Луки о посещении Господом Иисусом Христом Марфы и Марии и об Его ответе на восклицание жены, ублажившей чрево, Его носившее, и сосцы, Его питавшие ( Лк. 10:39–42, 11:27–28 ). От Марии, сестры Марфы, внимательно слушавшей слова Господа Иисуса Христа, Святая Церковь хочет возвести нашу мысль к Марии Богоматери, любившей поучаться в Слове Божием, как показывает Ее песнь при свидании с Елизаветой, сотканная из слов ветхозаветного Писания, но преимущественно любившей внимать учению своего Божественного Сына и слагать оное в сердце своем ( Лк. 2, 51 ).

В праздник бесплотным Силам читается зачало из Послания к Евреям о том, что неповиновение Евангелию, возвещенному Самим Сыном Божиим, опаснее, чем неповиновение ветхозаветному закону, дарованному при посредстве Ангелов ( Евр. 2, 2–10 ). Ясно, что это зачало положено читать в праздник Ангелов по упоминанию об Ангелах. Не таким ясным представляется, почему в этот праздник положено евангельское чтение о возвращении с проповеди семидесяти учеников Иисуса Христа ( Лк. 10, 16–21 ), тогда как в повествовании евангелиста Луки в этом событии ничего не упоминается о святых Ангелах. Но если не прямо, то косвенно это повествование указывает на Ангелов тем, что в нем передаются слова возвратившихся учеников об изгнании бесов силой имени Христова и слова Самого Иисуса Христа, возвещающие о низвержении сатаны и его Царства. Злые духи самой своей противоположностью напоминают о добрых духах и о том, что последние собственным произволением утвердились в добре, устояли в любви и повиновении Богу, а не увлеклись примером тех ангелов, которые возмутились против Бога и сделались злыми.

Не вдаваясь в подробности касательно апостольских и евангельских чтений в праздники прочим святым: пророкам, апостолам, святителям, преподобным, юродивым, – ограничимся общим замечанием, что в этих чтениях либо передается празднуемое событие, либо утверждается словами Христа и апостолов та добродетель или тот подвиг, которые ублажаются Церковью в лице святого.

Чтение Апостола предваряется прокимнами, чтение Евангелия – пением аллилуиа с псаломскими стихами, каждением и тайной молитвой священника. Внимание к прокимнам и чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возгласами из алтаря: вонмем, мир всем, премудрость, прости. Рассмотрим все эти частности.

Оно начинается от одной Пасхи и продолжается до другой. Именно: от Пасхи до Пятидесятницы прочитывается Евангелие от Иоанна; от Пятидесятницы до Воздвижения читается Евангелие от Матфея с присовокуплением некоторых зачал от Марка; затем читается все Евангелие от Луки с присовокуплением остальных зачал от Марка. Апостол прочитывается по зачалам в следующем порядке: от Пасхи до Пятидесятницы читаются Деяния Святых Апостолов, затем Послания апостола Павла и семь Соборных посланий. Для удобства в церковном употреблении были распространены в древней Русской Церкви так называемые Апракосы ( απρακτοξ : от частицы α – не, и глагола πρακτοξ – делаю), т.е. книги Евангелия и Апостола недельные, расположенные по порядку рядовых зачал или по недельным дням, начиная со дня Пасхи. В Евангелии Апракосе евангелист Иоанн предшествует прочим евангелистам. Но книги евангелистов и Деяний апостольских с посланиями, расположенные в библейском порядке, носят наименование Тетр. Это наименование ( τετρου – четыре) собственно относится к Четвероевангелию, но переписчиками было распространено и на книгу Апостол.

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Библейские чтения на церковном богослужении

Слово Божие пусть сеется у вас обильно

свя­щен­ник Алек­сий Хотеев

Чтение Свя­щен­ного Писа­ния явля­ется необ­хо­ди­мой частью пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. «Слово Хри­стово да все­ля­ется в вас обильно, со всякою пре­муд­ро­стью», – гово­рит св. апо­стол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Вет­хого и Нового Завета. В тече­ние цер­ков­ного года в храме про­чи­ты­ва­ются все книги Нового Завета, кроме Апо­ка­лип­сиса, а также пол­но­стью или отча­сти многие книги Вет­хого Завета. Как во вре­мена апо­столь­ские, когда, по сви­де­тель­ству книги Деяний, слово хри­сти­ан­ской про­по­веди нередко соче­та­лось с еже­днев­ным чте­нием Свя­щен­ного Писа­ния ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на цер­ков­ном бого­слу­же­нии еже­дневно.

Биб­лей­ский текст чита­ется в храме не по главам, а по особым тема­ти­че­ским отрыв­кам – «зача­лам». Одно зачало может вклю­чать в себя целую главу или только ее часть, напри­мер, рас­сказ о каком-либо чуде, про­ро­че­ство, притчу. Свя­щен­ное Писа­ние читают на службе разные лица. Одни зачала читает свя­щен­ник, другие диакон, третьи чтец. Для удоб­ства чтения при­выч­ная нам и доста­точно объ­ем­ная Библия раз­де­лена в церкви на несколько частей, каждая из кото­рых пред­став­ляет особую книгу.

«Еван­ге­лие» – самая глав­ная часть Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета, в кото­рой изло­жены слова и деяния Гос­пода Христа, содер­жит в себе повест­во­ва­ния четы­рех еван­ге­ли­стов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Еван­ге­лие обычно укра­шено кра­си­вым окла­дом, на лице­вой части кото­рого нахо­дится изоб­ра­же­ние Христа, вос­крес­шего из мерт­вых, и лики четы­рех еван­ге­ли­стов. Слово «Еван­ге­лие» в пере­воде с греч. озна­чает «Благая весть» – это про­по­ведь о боже­ствен­ном досто­ин­стве Иисуса Христа, кото­рое явно откры­лось в Его три­днев­ном вос­кре­се­нии. Еван­ге­лие нахо­дится в глав­ной части храма – алтаре, на пре­столе, и сим­во­ли­зи­рует при­сут­ствие в храме Христа, Сына Божия, Кото­рый в Свя­щен­ном Писа­нии име­ну­ется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ).

«Апо­стол» – эта книга содер­жит другую часть Нового Завета, где поме­щен рас­сказ об апо­столь­ской про­по­веди (Деяния) и посла­ния святых апо­сто­лов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посла­ний апо­стола Павла. На пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии не чита­ется послед­няя книга Нового Завета Апо­ка­лип­сис или Откро­ве­ние апо­стола Иоанна. В этой книге, напол­нен­ной таин­ствен­ного содер­жа­ния, запе­чат­лены виде­ния апо­стола Иоанна о Втором При­ше­ствии Гос­пода Христа и конеч­ных судь­бах нашего зем­ного мира. Поскольку эта книга не совсем вос­при­ни­ма­ется на слух и нуж­да­ется в тол­ко­ва­нии, то ее чтение за бого­слу­же­нием исклю­чено. Доста­точно руко­вод­ство­ваться уче­нием о Втором При­ше­ствии и конце мира, кото­рое нахо­дится в Еван­ге­лии и апо­столь­ских посла­ниях. Впро­чем раз­лич­ные слова и образы из Апо­ка­лип­сиса вошли в бого­слу­жеб­ную поэзию и сим­во­лику.

«Псал­тирь» – это един­ствен­ная бого­слу­жеб­ная книга Вет­хого Завета, пол­но­стью вошед­шая в бого­слу­же­ние Ново­за­вет­ной, Хри­сти­ан­ской, Церкви. «Псал­ти­рью» на гре­че­ском языке назы­вали струн­ный музы­каль­ный инстру­мент, под акком­па­не­мент кото­рого испол­ня­лись пес­но­пе­ния. В этой книге содер­жатся гимны, в кото­рых про­слав­ля­ется попе­че­ние Божие о мире и чело­веке. Псал­тирь, по сути, – это древ­ней­ший молит­во­слов, причем по глу­бине и поэ­тич­но­сти опи­сы­ва­е­мых чувств, пожа­луй, самый лучший из молит­во­сло­вов. Неда­ром с давних времен хри­сти­ан­ские подвиж­ники гово­рили: «Скорее солнце пре­кра­тит свое шествие по небу, чем оста­но­вится чтение Псал­тири».

Из других книг Вет­хого Завета прак­ти­че­ски пол­но­стью про­чи­ты­ва­ются Бытие, Притчи Соло­мо­новы и книга про­рока Исаии. Их чтение пред­ла­га­ется в тече­ние Вели­кого поста перед Пасхой с нрав­ствен­ной целью: про­бу­дить в душе чело­века жела­ние пока­яться. На бого­слу­же­нии вели­ких празд­ни­ков также чита­ются отрывки из разных книг Вет­хого Завета. Эти отрывки назы­ва­ются «паре­мии», что в пере­воде с греч. озна­чает «притчи». Поскольку многие собы­тия Нового Завета при­кро­венно или явно пред­ска­заны в Ветхом в форме про­об­ра­зов или про­ро­честв, то есте­ственно слы­шать на празд­нич­ной службе пред­ска­за­ние и радо­ваться его испол­не­нию. Напри­мер, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник) чита­ется про­ро­че­ство Исаии о рож­де­нии от Девы Емма­ну­ила, т.е. Бого­че­ло­века Иисуса ( Ис. 7:10-15; 8:1-4, 9-10 ), про­ро­че­ство Михея о рож­де­нии Христа в Виф­ле­еме ( Мих. 4:6-7; 5,2-4 ). На празд­ники Бого­ро­дицы чита­ется из книги Бытие виде­ние Иако­вом чудес­ной лествицы, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь, Кото­рая рож­де­нием Боже­ствен­ного Сына соеди­нила небо и землю ( Быт. 28:10-17 ).

В цер­ков­ном кален­даре на каждый год ука­зы­ва­ются еже­днев­ные чтения из Свя­щен­ного Писа­ния. Каждый хри­сти­а­нин может под­го­то­виться к слы­ша­нию того или иного биб­лей­ского отрывка, про­чи­тав его в своей домаш­ней Библии. Сейчас име­ются раз­лич­ные тол­ко­ва­ния и руко­вод­ства к изу­че­нию слова Божия, кото­рые помо­гают понять смысл бого­дух­но­вен­ного текста. «Потому-то, – гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, – цер­ков­ный чтец, взойдя для поло­жен­ных чтений (паре­мий, Апо­стола, Еван­ге­лия), напе­ред воз­гла­шает, чья книга, какого именно про­рока или апо­стола, или еван­ге­ли­ста, а потом читает напи­сан­ное ими, чтобы вы лучше заме­тили их и знали не только содер­жа­ние, но и при­чину напи­сан­ного, и того, кто сказал это».

Цер­ков­ным уста­вом опре­де­ля­ется поря­док чтения книг Свя­щен­ного Писа­ния за бого­слу­же­нием. Один поря­док для чтения «Еван­ге­лия», другой для «Апо­стола», третий для «Псал­тири», чет­вер­тый для других книг Вет­хого Завета (паре­мий). Время и место чтения той или иной книги на службе соот­вет­ствует важ­но­сти ее содер­жа­ния. Напри­мер, «Еван­ге­лие», заклю­ча­ю­щее в себе слово Хри­стово, чита­ется в тор­же­ствен­ной обста­новке. Ему всегда пред­ше­ствуют воз­гласы : «И о спо­до­би­тися нам слы­ша­нию Свя­таго Еван­ге­лия Гос­пода Бога молим», «Пре­муд­рость, прости, услы­шим Свя­таго Еван­ге­лия – Мир всем».

Биб­лей­ские чтения в тече­ние цер­ков­ного года рас­пре­де­лены таким обра­зом, чтобы зву­чать каждый день. К этим чте­ниям, кото­рые носят назва­ние «рядо­вых», добав­ля­ются чтения уста­нов­лен­ные на тот или иной вели­кий празд­ник. Осо­бен­ным вре­ме­нем цер­ков­ного года явля­ется Вели­кий пост перед Пасхой, кото­рый имеет свой поря­док чтения Свя­щен­ного Писа­ния.

Как пра­вило, на вечер­них служ­бах чита­ются отрывки из книг Вет­хого Завета, а утром, на литур­гии, – из Нового Завета. Таким обра­зом вече­ром мы слу­шаем Псал­тирь и паре­мии, а на утрен­нем бого­слу­же­нии Апо­стол и Еван­ге­лие.

На Боже­ствен­ной литур­гии апо­столь­ские и еван­гель­ские зачала чита­ются в паре: сна­чала отры­вок из Апо­стола, затем отры­вок из Еван­ге­лия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Напри­мер, по суб­бо­там можно услы­шать из Апо­стола учение ап. Павла о соот­но­ше­нии вет­хо­за­вет­ного обря­до­вого закона и ново­за­вет­ного закона бла­го­дати, а из Еван­ге­лия сви­де­тель­ства о чудес­ных исце­ле­ниях, совер­шен­ных Хри­стом именно в день суб­бот­ний, в день стро­гого покоя по иудей­скому обычаю. Точно также и празд­нич­ные зачала. Напри­мер, на Рож­де­ство Хри­стово из Еван­ге­лия чита­ется рас­сказ о рож­де­нии Иисуса и покло­не­нии волх­вов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апо­стола – о вопло­ще­нии Сына Божия и усы­нов­ле­нии Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день при­хо­дится несколько цер­ков­ных празд­ни­ков, тогда может читаться от двух до трех соот­вет­ству­ю­щих пар. Напри­мер, вос­кре­се­нье – это всегда празд­нич­ный день, «малая Пасха». В этот день уста­вом назна­чены опре­де­лен­ные зачала апо­столь­ское и еван­гель­ское. Если в вос­кре­се­нье при­хо­дится память какого-либо вели­кого свя­того (св. Иоанна Пред­течи, свт. Нико­лая Чудо­творца или других), кото­рый также имеет свою особую пару чтений, тогда чита­ется первым из Апо­стола зачало вос­крес­ное, затем свя­того, также и из Еван­ге­лия, чтение вос­крес­ное и свя­тому.

Празд­ник Хри­стова Вос­кре­се­ния явля­ется нача­лом годич­ного круга ново­за­вет­ных чтений. От одной Пасхи до другой бывает разное коли­че­ство дней, поскольку этот празд­ник подвиж­ный, что при­дает порядку чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние года свои осо­бен­но­сти. Само Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие чита­ется в такой после­до­ва­тель­но­сти. Еван­ге­лие от Иоанна начи­на­ется в день Пасхи и закан­чи­ва­ется на день Пяти­де­сят­ницы, всего 67 зачал. После Пяти­де­сят­ницы 17 недель чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, 116 зачал. Затем в тече­ние 18 недель сле­дует чтение Еван­ге­лия от Луки, 114 зачал. Еван­ге­лие от Марка чита­ется в будние дни в тече­ние послед­них 6 недель чтения Матфея и также в послед­ние 6 недель чтения Луки до начала Вели­кого поста. От начала Вели­кого поста до Пасхи суще­ствует особый поря­док еван­гель­ских зачал. Здесь пре­об­ла­дает еван­ге­лист Марк, 71 зачало. Апо­стол начи­нает читаться с книги Деяний (от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы), затем сле­дуют 14 посла­ний св. ап. Павла и 7 т.н. «Собор­ных» посла­ний (Иакова, Петра, Иоанна и Иуды). Всего книга «Апо­стол» раз­де­лена на 335 зачал.

Паре­мии или чтения из Вет­хого Завета в насто­я­щее время чита­ются только вече­ром, нака­нуне вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков. Каждый раз их пола­га­ется числом 3, и по содер­жа­нию они под­би­ра­ются к каж­дому празд­нику свои.

Псал­тирь, наи­бо­лее чита­е­мая книга Вет­хого Завета, пол­но­стью про­чи­ты­ва­ется каждую неделю один раз, а в тече­ние Вели­кого поста – два раза. Она раз­де­лена на 20 кафизм. «Кафизма» от греч. «кафизо», что значит «сижу», во время чтения Псал­тири можно молиться сидя. Каждая кафизма, в свою оче­редь, раз­де­лена на три «Славы», т.е. раз­де­лена сла­во­сло­вием Лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Свя­того Духа.

Так на бого­слу­же­нии в тече­ние года чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние. Этот поря­док был состав­лен, когда еще мало кто имел воз­мож­ность читать свою, домаш­нюю, Библию. Тогда книги пере­пи­сы­ва­лись вруч­ную и стоили очень дорого. Знание же слова Божия необ­хо­димо всегда. И это знание у святых было уди­ви­тельно глу­бо­ким и целост­ным. При­учить себя к цер­ков­ному бого­слу­же­нию – значит хорошо узнать Свя­щен­ное Писа­ние. Как гово­рит в одной из своих бесед свт. Иоанн Зла­то­уст: «Кто регу­лярно ходит в цер­ковь, тому доста­точно года для при­об­ре­те­ния бога­того позна­ния, ибо мы читаем Писа­ние непре­рывно».

Источник

Наставление церковному чтецу

Содержание

Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме, составленное по учению святых отцов и подвижников, по указаниям церковного устава и на основании многовекового опыта Богослужения Русской Православной Церкви.

Читай благоговейно, со страхом Божиим

1. Богобоязненный чтец должен всегда памятовать, что он возглашает славословия и молитвы за себя и за всех молящихся в храме, где всегда невидимо присутствует Сам Бог, Его Пречистая Матерь, Ангелы и святые. Господь Сердцеведец ведает чувство и отношение, с каким чтец совершает свои обязанности.

2. Богобоязненный чтец знает, что и предстоящие в храме замечают его ошибки, его невнимание и прочее, и могут соблазниться этим. Потому он не допускает небрежности, боится прогневать Бога. Ибо в Писании сказано: «Проклят всяк человек, творящий дело Господне с небрежением» ( Иер. 48, 10 ). Читая в святом храме молитвословия вслух для всех верующих, мы исполняем дело Божие, поэтому читай благоговейно и благообразно, внятно и неспешно.

Тщательно подготовляйся к чтению

3. К чтению, которое ты должен исполнять, надо тщательно подготовиться: заблаговременно с ним ознакомиться и вдумчиво прочитать текст, обратив внимание на произношение слов, ударения, на содержание, чтобы читать правильно, сознательно и осмысленно. Если плохо читаешь, не ленись чаще упражняться в чтении, прочти несколько раз и попроси другого, знающего, проверить тебя.

Читай осмысленно

4. Читай так, чтобы прежде всего ты сам понимал, что читаешь, и чтобы читаемые молитвы и псалмы проникали в твое сердце.

5. Вместе с этим не забывай народа, стоящего в храме, и читай так, чтобы тебя понял и народ, чтобы и он вместе с тобой, читающим, едиными устами и единым сердцем молился и прославлял Господа, – для этого-то и собираемся в святой храм.

6. Читая в Церкви, помни всегда, что твоими устами произносится и возносится к Престолу Божию молитва всех предстоящих, и что каждое произнесенное тобою слово должно проникать в слух и душу каждого молящегося в храме.

Читай неспешно, внятно и отчетливо

7. Поэтому не торопись, читая святые молитвы, и не унижай молитвы торопливым чтением, не гневи Бога. Торопливое и невнятное чтение не воспринимается слухом, мыслью и сердечным чувством слушающих. Такое чтение и пение, по словам святителя Тихона Задонского, – «ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем же приходящим (в храм) соблазн и вред».

8. Богобоязненный чтец не будет в угоду немногим читать скоро и небрежно, чтобы всех молящихся не лишить возможности благоговейно и внимательно молиться. Ибо он хорошо понимает, что небрежением чтеца многие смущаются и соблазняются и могут даже уйти из храма. Лица же, которые склонны к сектантству или вообще склонные видеть недостатки в Православии, услышав небрежное и неблагоговейное чтение и пение в наших храмах, могут и совсем отпасть от Православия в сектантство или охладеть к вере. Таким образом, по вине небрежных чтецов и певцов подвергается бесчестию наше православное богослужение, храмы, духовенство и само Православие, а молящиеся лишаются много содержательных молитв и религиозно-нравственного назидания.

Ввиду этого церковный чтец не должен допускать скорого чтения, переходящего в небрежность, и не должен исполнять просьб тех, которые требуют от него нарушать его долг благоговейного чтения. Ибо повиноваться Богу подобает больше, нежели людям ( Деян. 5, 29 ).

9. Для того чтобы самому знать меру, с какой скоростью читать, необходимо читать с пониманием читаемого, а не механически, и не на внешнюю только сторону чтения обращать внимание, а и на содержание, самому при этом в душе молиться.

Надо научиться читать так свободно, без напряжения, чтобы при чтении не было затруднения в произношении слов, сокращений (титла), ударений, в выборе высоты и силы голоса, повышений и понижений голоса и другого, – короче говоря, чтобы внимание как можно меньше отвлекалось на саму технику чтения, а больше сосредотачивалось на смысле читаемого и сердечном его восприятии чтецом.

10. Читать надо с такой размеренностью, чтобы слушатели успевали мыслью воспринимать каждое слово молитвы и сердцем ее прочувствовать.

Такое чутье у благоговейного чтеца приобретается тогда, когда он сам в храме и дома будет стараться внимательно молиться умом и сердцем. Тогда он опытом дознает, что при быстром чтении невозможно молящимся успевать улавливать содержание молитвы и молиться и умом и сердцем.

При чтении следует избегать другой крайности: не следует и растягивать чтение без нужды.

Читай со смысловыми остановками

11. Чтобы содержание читаемых молитвословий легче воспринималось молящимися в храме, надо каждое предложение (фразу) отделять небольшой паузой – чуть протянув голосом. В самом же предложении также следует делать смысловые остановки (замедления), разделяя ими одну от другой определенные смысловые группы слов.

Правильно читай, по-церковному

13. При чтении выговор слов должен быть славянский, т. е. каждую букву в слове следует произносить так, как напечатано, например: твердый, а не твёрдый (в славянском языке нет буквы ё); отец, а не атец, век, а не вик, его, а не ево или його, убогаго, а не убогаво. Впрочем, здесь, как и в других случаях, нет правил без исключений. Так, слова Аггел, Логгин, Пагкратий выговариваются: Ангел, Лонгин, Панкратий.

14. При чтении по-славянски следует обращать внимание на ударения и титла (знаки сокращений), чтобы правильно произносить слова.

15. Надо соблюдать древний образ церковного чтения. При чтении не следует искусственно оттенять или как бы подчеркивать смысл читаемого. В церковном чтении неуместна светская художественная выразительность. Читать нужно без изливания своих чувствований переливами и изменениями голоса; не следует голосу придавать нежность, умиление, суровость или другое какое-либо чувство – церковный чтец не актер. Пусть на слушателей действуют святые молитвословия собственным своим духовным достоинством. Желание передать другим свои чувства и переживания или подействовать на них изменениями голоса есть признак самомнения и гордости (епископ Игнатий Брянчанинов).

16. Читать надо своим природным голосом, а не напускным. Не следует читать на низких тонах: чтение тогда получается глухое, неслышное и чтец быстро устает. Высоту тона для чтения нужно брать близкой к высоте природного голоса при пении.

17. Читать нужно просто, ровно, нараспев (как бы полупеть), в один тон, с небольшими повышениями и понижениями голоса (на один тон или на полтона). Так принято издревле в Православной Церкви.

18. Читать надобно умеренным голосом, не слишком его ослаблять или усиливать, но так соразмерять, чтобы все слова ясно доходили до слуха каждого молящегося. Само собой разумеется, что чем больше храм или чем больше народа, тем более необходимо усилить голос, но никак не превращать его в крик.

19. Чтец должен стоять перед книгой прямо, без поклонов и читать, не переминаясь ногами, не отставляя их в сторону, телом не качаться, иметь руки свободно опущенными, головой не трясти, читать же неспешно, но и не тянуть, произносить слова отчетливо, внятно (с ясной дикцией и правильной артикуляцией), делая смысловые остановки в самом предложении.

Если читается на подставке (аналое), чтец должен следить, чтобы пелена на подставке лежала прямо, а не криво, и если она опустилась низко – поднять ее.

Учись хорошо читать

20. Если кто из чтецов чего не знает, то должен заранее спросить псаломщика или уставщика. Ибо, начав читать, уже неудобно учиться, искать нужное или надеяться на подсказывание. Всякая ошибка, всякая задержка производит смущение в предстоящих и отвлекает их от молитвы.

21. Бывает, что и хороший чтец в чем-либо всегда грубо ошибается, – это оттого, что с первого раза он неправильно прочитал или неправильно понял. Поэтому лучше себя проверять. Надо не обижаться, а быть благодарным, если другие укажут. Попроси другого (псаломщика или хорошо знающего чтение) прослушать твое чтение и указать ошибки, которых следует стараться не повторять.

Не тщеславься, читай без смущения и робости

22. Лучших чтецов, особенно когда им отдают предпочтение пред другими или когда они только начинают читать в храме, обыкновенно борет тщеславие. Побороть его можно только самоукорением и сознанием того, что способности, голос даны Богом и мы должны употреблять их во благо, ибо об употреблении их дадим ответ Богу. И чем превозноситься, если исполняем должное?

23. Особенно нужно избегать чтецам и певцам на клиросе всякого рода зависти и недоброжелательства между собой, но наоборот, надо радоваться, что и другие трудятся для храма во славу Божию.

24. Чтецам, особенно молодым и начинающим, следует побороть в себе ненужное смущение и излишнюю робость при чтении в храме. Читаем мы молитвы пред Богом и к Богу и должны читать в духовной самособранности, не думая о том, как на меня посмотрят или что обо мне подумают.

Береги церковные книги

25. С благоговением и бережно относись к богослужебным книгам, в которых помещены песнопения и молитвословия, написанные святыми отцами по вдохновению Святого Духа. Это не простые книги, а книги святые, драгоценные сокровищницы многовекового вдохновенного молитвенного творчества всей Церкви.

26. Поэтому с церковными книгами необходимо обращаться весьма бережно – не рвать, не марать, осторожно и аккуратно перелистывать, листов не загибать, не смачивать пальцев при перелистывании, своих карандашных и чернильных пометок и исправлений не делать.

Читая со свечой, не следует водить ею по строкам, чтобы не закапать книгу, а лучше держать свечу в стороне, справа или слева, – как удобнее.

Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме апостол и паремии

1. Помни, что, читая в храме Апостол или паремии, ты возглашаешь в слух всех молящихся слово Божие, служащее ко спасению, вразумлению, назиданию. Поэтому читай с крайним благоговением, отчетливо, внятно, неспешно, чтобы каждое слово было воспринято слушающими.

2. До службы внимательно прочти назначенное чтение для того, чтобы читать его безошибочно и с правильными смысловыми остановками.

3. При чтении следует правильно разделять текст на небольшие смысловые группы слов, делая смысловые остановки (протягивая голосом). В помощь для этого могут служить часто расставленные в тексте знаки препинания.

Чтение с правильно расставленными смысловыми остановками облегчает восприятие читаемого слушателями.

4. Читая Апостол или паремии, не следует чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь гнусным тщеславием или неразумным подражанием «протодиаконским громогласованиям»; напротив, нужно читать природным голосом, без отяготительного для слуха напряжения, без неестественных понижений в начале чтения и непомерно высоких нот в конце, читать благоговейно, внятно и величественно, чтобы не оказалось, что мы приносим Богу один плод устен, а плод ума и сердца приносим тщеславию, причем и плод устен отвергается Богом как оскверненная тщеславием жертва, по словам святителя Игнатия Брянчанинова.

5. Также не следует начинать чтение на очень низких нотах, особенно тем чтецам, у которых голос не баритон или бас, а тенор или у кого слабый голос или узкий диапазон голоса. В таком случае чтение получается негромким, плохо слышимым и не доходит до слушателей.

6. Если Апостол читается среди храма, то следует соблюдать при этом следующий порядок:

В начале литургии, во время пения изобразительных, необходимо пойти в алтарь, чтобы заблаговременно облачиться в стихарь, а затем взять благословение на чтение Апостола.

7. Входи в алтарь с великим благоговением, осенив себя крестным знамением и облобызав изображение Архангела на боковых дверях. Войди в алтарь, положи, обратясь к престолу, три земных поклона в будние дни или три поясных в воскресные дни и Господские праздники, а затем один поясной поклон, обратясь к жертвеннику.

8. Получив у пономаря стихарь (сложенный крестом наверх), возьми его на обе руки; подойди к служащему старшему священнику и возьми благословение на облачение в стихарь; целуй при этом благословляющую десницу священника. После этого, осенив себя крестным знамением и поцеловав крест на стихаре, облачись в него. (Взять благословение на облачение в стихарь и облачиться в него рекомендуется до малого входа).

9. В Апостоле найди нужное чтение из апостольских посланий и прокимен (или прокимны) со стихами и стихи на аллилуарий. Заметь все закладками (лентами).

10. После малого входа, в начале пения Трисвятого, взяв Апостол в обе руки и держа пред собой, пойди к старшему служащему священнику и возьми благословение на чтение Апостола (отвечая наклонением главы на его благословение или целуя благословляющую десницу священника, положенную на Апостол). После этого выходи боковыми дверями из алтаря на середину храма.

11. Идя из алтаря на середину храма и обратно после чтения, держи книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Проходя мимо местной иконы Спасителя или Божией Матери в иконостасе, сделай поклон и иди далее.

(Примечание. Если Апостол или паремии читает псаломщик, который, как исполнитель пения, не имеет возможности идти в алтарь за благословением, то выходит он на середину храма после Трисвятого, держа книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Идя на середину храма с клироса и возвращаясь после чтения на клирос, он творит поклон пред иконой Спасителя или Божией Матери.)

12. Став посреди храма пред царскими вратами, положи малый поклон, обратясь к алтарю.

13. После Трисвятого, на слова служащего священника «Мир всем», чтец воздает поклон священнику, говоря:«И духови твоему».

И после возгласа священника (или диакона): «Премудрость» читает вслух всей церкви: «Прокимен, глас (такой-то). » и слова самого прокимна.

Затем, после первого пения прокимна, чтец читает стих; хор поет второй раз прокимен, после чего чтец прочитывает вслух первую половину прокимна, а хор допевает вторую половину. Стихи на прокимен надо произносить, когда хор прекращает пение, а не во время пения прокимна.

После пения прокимна диакон или священник вторично возглашает: «Премудрость», чтец произносит заглавие апостольского чтения, и затем, когда диакон или священник скажет «Вонмем», чтец воздает служащему священнику поклон и начинает чтение Апостола. (Заглавие или название апостольского чтения берется из Апостола, оно помещается наверху страниц, например: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение» или: «Соборнаго послания Петрова (Иоаннова) чтение» и т. п.)

14. После окончания чтения, на слова служащего священника «Мир ти», чтец воздает ему поклон и произносит вполголоса: «И духови твоему. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». (И если читал псаломщик, то он отходит на клирос для пения аллилуария.)

Когда хор пропоет первое «аллилуиа», чтец, стоя на середине храма, говорит первый стих аллилуария (певцы в это время должны молчать), после чего певчие снова поют «аллилуиа». После второго пения «аллилуиа» чтец произносит второй стих и в конце добавляет «аллилуиа», а хор поет последний раз «аллилуиа».

Чтец же, сделав поклон к алтарю, а затем у местной иконы, идет в алтарь.

15. В алтаре чтец стоит с книгой до возгласа священника «Мир всем», после чего, взяв благословение у священника, полагает Апостол на свое место. После же прочтения Евангелия, сняв стихарь и поклонившись святому престолу, он выходит из алтаря и, сделав поклон местному образу, отходит на клирос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *