как даются имена при крещении в православии

О. Димитрий Смирнов: «Таинства совершаются над людьми с любыми именами»

Москва, 14 января 2015 г.

В эфире Радио «Радонеж» протоиерей Дмитрий Смирнов разъяснил возможность совершения таинств над людьми, не носящих имена православных святых.

как даются имена при крещении в православии. Смотреть фото как даются имена при крещении в православии. Смотреть картинку как даются имена при крещении в православии. Картинка про как даются имена при крещении в православии. Фото как даются имена при крещении в православии

Но бывают очень православные люди в очень православных храмах очень православных стран. Например, в Сербии мы можем встретить имя Драгомир или имя Тара, а что такое Тара? Тара – это такая река в Черногории, и детей называют таким именем – и страна православная, и люди православные. Просто сербы, как правило, не называют людей в честь святых, дают совершенно разные имена и остаются православными. Чем наш обычай хорош?

И это Святейший Патриарх подчеркнул, что человек, который носит имя, например, Сергий, то он имеет небесного покровителя в преподобном Сергии. У нас есть такое понятие как именины. Но, если мы обратимся к именам грузинским, допустим, там есть масса имен, которые никак не сочетаются с именами святых. И из-за этого отказывать в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании)?! Ни один священник права такого не имеет! Отец и мать могут назвать свое чадо вообще любым именем, каким только пожелают. Если этого имени нет в наших святцах, то, к сожалению, у этого человека не будет именин и только. Всякое имя можно вообще менять 365 дней в году, для этого читается определенная молитва из требника, и потом человек причащается с новым именем, вообще никаких проблем. Т.е. это не является причиной для отказа в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании и пр.). Поэтому в таких случаях, когда священник отказывается отпевать православного человека или причащать его, это сообщается благочинному, он – епископу, и это быстро устраняется, потому что не все батюшки грамотные. А наши епископы – все с высшим образованием и даже многие закончили аспирантуру. Собственно для этого и существует епископ. Поэтому, как говорят, у нас в армии: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим», и это будет правильно.

о.Александр Березовский: Сейчас все-таки будет выпущен расширенный месяцеслов с такими именами, у нас употребимыми, которые восходят к древним святым еще неразделенной Церкви и, может быть, Поместной Церкви.

о.Д.: Да, там будет расширенный список имен, но все равно мы там не найдем имя Тара или Драган, что значит просто «дорогой», но это очень распространенное имя в Сербии, или Милош, или Весна, или Снежана – вполне славянское имя, но нет такой святой с именем Снежана, можно при крещении дать ей имя Светлана, и у нее будет два имени. Этот вопрос даже не надо задавать, не то, что решать, это вообще не проблема никакая. Можно назвать и «Табуреткой» и так крестить и это будет вполне полномочное крещение.

О.А.: Во многих монастырях записки с такими именами просто не принимают…

Источник

Священный Синод разрешил крестить с сохранением национального имени

Приблизительное время чтения: 2 мин.

На своем заседании в четверг 26 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви разрешил совершать Таинство Крещения с сохранением за крещаемым его национального имени, которого нет в русском месяцеслове.

В ходе заседания Синод рассмотрел вопрос о разработке в Межсоборном присутствии документа «О возможности принятия Крещения с сохранением национального имени» (журнал № 165), сообщает сайт «Патриархия.ru».

Комиссия по церковному просвещению и диаконии во главе с митрополитом Минским и Заславским Павлом работала над данной темой с конца 2017 года и представила свои разработки в секретариат Межсоборного присутствия к середине 2019 года.

Изучив вопрос, Комиссия пришла к выводу, что «сложившаяся в Русской Православной Церкви традиция наречения имени по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других Поместных Православных Церквах, в том числе в связи с тем, что месяцеслов Русской Православной Церкви не содержит имен всех святых, прославленных Поместными Православными Церквами».

Кроме того, Комиссия отметила, что, согласно библейской традиции, наречение имени новорожденному младенцу являлось прерогативой родителей.

Так, например, об этом свидетельствует наречение имени пророка Иоанна Крестителя его отцом – священником Захарией (Лк. 1:63), а также святитель Симеон Солунский в сочинении «О священнодействиях и таинствах церковных»: «запечатлевает его иерей крестным знаменем на челе, устах и груди и со священной молитвой дает ему имя, избранное родителями, которые участвуют в обряде крещения».

Комиссия также указала, что не существует препятствий к принятию в Таинстве Крещения имени в ином, чем привычное, национальном звучании (к примеру: ИоаннДжон; ИоаннаЖанна), а также к участию в таинствах с этим именем, в тех случаях, когда человек носил имя в данном звучании до крещения или когда был крещен с именем в таковом звучании.

В тоже время, подчеркивается, что такие национальные звучания имен, находящихся в православных месяцесловах, «следует отличать от новоизмышленных имен, которые в своей основе не имеют связи с культурой православных народов».

На основании данных разработок, секретариатом Межсоборного присутствия предложен проект решения Священного Синода, который постановил: «Имея в виду, что Священное Писание относит наречение имени новорожденного младенца к правам родителей, и учитывая, при этом, традиции Православной Церкви, обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного – по усмотрению родителей – наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей».

Синод подчеркнул, что недопустимо как-либо ограничивать в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей (или имена в иных национальных звучаниях).

Кроме того, Синод постановил: «При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем».

Читайте также:

О православном Таинстве Крещения подробнее читайте здесь.

Фото Юлии Маковейчук/Журнал «Фома»

Источник

Как даются имена при крещении в православии

Вместо вступления. Небесное имя человека

Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Много веков назад личное имя являлось важной частью самого человека, было неотделимо от него. Это настолько емкое и содержательное понятие, что мы даже не осознаем сразу его значение. Тайна имени, то, что в нем заложено, веками играет огромную роль в жизни каждого из нас. За простейшим набором букв и звуков укрывается личность, человек с его уникальными чертами, особенностями характера и неповторимой судьбой.

Имя в понимании наших древних предков было не простым словом, а совершенно особенным, волшебным. Они верили, что имя – это своеобразный сгусток духовной энергии, которая определяет судьбу человека. Любопытно, что два человека с одинаковыми именами, по их мнению, были всегда таинственными узами связаны друг с другом.

Имена несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Поэтому необычайно интересным представляется имя человека с точки зрения его истории и происхождения.

История русских имен складывалась веками, одни традиции переплетались с другими, какие-то имена уходили в прошлое и забывались, какие-то формировались, преобразовывались и распространялись. Большая часть самых популярных и распространенных русских имен имеют совсем не славянские корни, в то время как исконно русских славянских имен, сохранившихся до наших дней, осталось очень мало. К их числу можно отнести имена со вторым корнем «-слав»: Ярослав, Вячеслав, Святослав, Станислав и др. Славянское происхождение имеют и современные имена Богдан, Владимир, Всеволод, Вера, Людмила, Надежда, Светлана. А вот такие распространенные на Руси имена, как Иван, Петр, Степан, Федор и т. д. имеют совсем не славянские корни.

При этом каждое имя человека, его происхождение и толкование связаны с определенными периодами в нашей истории. Так, например, большинство русских имен греческого происхождения появилось на Руси с приходом христианства. К этому же периоду относится и появление русских имен латинского происхождения.

Процесс наречения имени в современных семьях происходит по-разному. Одни родители заранее подбирают имя маленькому человечку. Другие долго пребывают в растерянности и тянут до последнего, принимая решение только тогда, когда медлить с этим становится уже просто неприлично, да и документы на малыша пора оформлять.

Христианская традиция обряда наречения имени, который происходит практически одновременно с крещением, также допускает некоторую свободу выбора для родителей. Можно выбрать христианское имя самим, руководствуясь определенными мотивами, а можно обратиться к православному именослову, или святцам, история которых насчитывает более полутора тысяч лет. В любом случае, каким бы путем ни пошли православные папа и мама, в процесс наречения имени их ребенка изначально вкладывается глубокий смысл: малышу дается так называемое крестильное имя, которое соответствует имени какого-либо святого.

Имя это дается христианину в знак духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и Церкви земной. Эти две Церкви – видимая и невидимая – находятся в тесном общении между собой, составляя как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом. Ангелы и святые, обитающие на небесах, принимают живое участие в нашей судьбе: радуются нашей богоугодной жизни, скорбят при виде наших грехов, заблуждений и несчастий. Они заступаются за нас своей горячей молитвой перед Господом, ограждают нас от искушений и напастей, а земной жизнью своей являют нам пример для подражания и духовного руководства.

В этой книге рассказывается о православной традиции наречения имени, о том, как это связано с такими событиями, как крещение, именины, или день Ангела. Вы узнаете о происхождении русских православных имен, о том, что они значат и с какими святыми связывают нас. Какую роль играют ангелы-хранители и угодники Божии в жизни православного христианина? Что значит почитать своего святого покровителя?

Православный именослов, или святцы, поможет подобрать имя вашему ребенку. Также с его помощью можно быстро определить день именин, или день памяти своего тезоименитого святого.

Наречение имени в православии

Выбор имени в христианской семье

Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность.

Традиция именовать новорожденных именами героев веры берет свое начало еще в библейском периоде культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом и православие в частности. Так, многократно переходили из поколения в поколение, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан, имена древних патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Уже тогда считалось, что присвоение ребенку имени праведника делает его причастным святости и славе, которую тот получил у Бога.

Многие имена эпохи раннего христианства продолжали носить языческий характер, и только люди, ставшие святыми, придали своим именам сакральный характер, сделав их именами христианскими. Святой, имя которого носит христианин, принимает деятельное участие в судьбе своего подопечного, что выразилось в понятии «небесный покровитель». Традиция давать имена в честь святых укрепилась уже за несколько первых веков христианства, распространившись впоследствии и на православную Русь. Сам креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – в святом крещении своем получил христианское имя Василий, а святая княгиня Ольга крестилась под именем Елена.

Имена становились проводником, нитью, связующей христианина со святым или мучеником, который мог заступиться за человека пред Богом.

Таким образом, имя человека одновременно указывало и на его небесного покровителя. Именно поэтому состав имен был ограничен именами тех, кто пострадал за веру. Ими звались в свое время обычные люди, жившие в разных частях Великой Римской империи, – греки, римляне, персы, сирийцы, евреи.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. Принимая в свое лоно новую душу во время Таинства Крещения, Церковь связывает ее через личное имя с именем Божиим.

По словам о. Сергия Булгакова, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию Божественного боговоплощения и наименования… Всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Имянаречение по именам святых

Христианство возникло на грани старой и новой эры в пяти епархиях: Александрийской, Антиохийской (Сирия), Иерусалимской, Константинопольской (Византийской), Римской. Имена первых христиан во всех епархиях были народными именами тех мест. Ранние христиане испытывали жестокие гонения, многие погибли за веру. Их имена вносились в мартирологи – повествования о мучениках и мучениях. Наряду с мартирологами в первый период христианства (I – IV вв.) составлялись синодики, или диптихи, – книги, в которые можно было записать имена своих родственников, живых и умерших, для постоянного поминовения на литургиях и панихидах.

Источник

Ребенка можно крестить только с православным именем?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Мир вам, батюшка! Где найти полное содержание имен, которыми можно крестить ребенка? Оказалось что Викторию можно крестить Викторией, т.к есть несколько святых с таким именем, хотя меня всегда убеждали, что для крещения Виктории есть «крещенное» имя только Ника. Выходит, люди, и даже православные, называли дочь одним именем, а крестили другим, несмотря на то, что переводится оно одинаково. Интересует имя Камиллы из Равенны. Приводится ее житие и день памяти в Православной Церкви, так ли это? Но многие отговаривают нас, мол на Руси и так много святых, прославленных и почитаемых РПЦ, зачем нам западные. и тут возникает вопрос, скорее больше риторический, после которого наступает неприятное смущение. Чем западные святые отличаются от Русских и Греческих, имена которых больше привычны на Руси? Разве западные святые меньше угодили и пострадали за Господа нашего? Или дело в том, что наша Церковь не может быть до конца уверена в достоверности канонизированных святых?

Отвечает иерей Виктор Никишов:

как даются имена при крещении в православии. Смотреть фото как даются имена при крещении в православии. Смотреть картинку как даются имена при крещении в православии. Картинка про как даются имена при крещении в православии. Фото как даются имена при крещении в православии

Долгое время в Русской Православной Церкви прочно существовала традиция, по которой в Таинстве Крещения давали имена только тех людей, которые были прославлены в лике святых. Самый полный перечень имен святых находится в месяцеслове. Традиция нарекать в честь святых связана с тем, чтобы человек имел небесного покровителя, к которому можно обращаться за заступничеством. Каждый день православные совершают службу в память святых, чей день сегодня в календаре. Этих имен всегда несколько, иногда количество святых вспоминаемых на службе доходит до нескольких десятков. Таким образом можно заметить, что святых, чьим именем можно назвать ребенка, очень большое количество.

В 1054 году Церковь разделилась на Западную (Католическую) и Восточную (Православную). Не принято называть в честь святых Католической церкви, которые жили после 1054 года, так как Католическая Церковь находится с этого года в схизме, то есть в расколе, соответственно, признанные в католичестве святые остаются за рамками Православной Церкви. Священный Синод РПЦ в 2017 году принял решение добавить в православный месяцеслов некоторых святых, которые жили до раскола единой Церкви на восточную и Западную. Если вспомнить, что Православных Поместных Церквей (общепризнанных) — 15 и у каждой есть свои месяцесловы, то количество святых, в честь которых можно называть ребенка, оказывается огромным.

Святая Камилла из Равенны родилась в Италии, в городе Центумцеллы (современная Чивитавеккья) в V веке. Ее почитают в Русской Православной Церкви и празднуют ее день 3 марта. Мы почитаем именно своих святых, потому что они нам ближе и роднее, как земляки. Но никто не запрещает назвать ребенка в честь святого Патрикия, святителя Ирландского или в честь Луарсаба II, святого царя мученика Кахети, умершего в 1622, или даже в честь Вукашина мученика из Клепаца.

Кроме того, мы все понимаем, что сами святые далеко не всегда носили имена святых, особенно первые святые. Например, до апостола Петра не было святых с именем Петр, до святой равноапостольной княгини Ольги не было святой Ольги, потому что представители всех народов до принятия крещения носили национальные имена. Памятуя об этом, Священный Синод Русской Православной Церкви разрешил совершать Таинство Крещения с сохранением за крещаемым его национального имени, которого нет в русском месяцеслове.

Что касается вопроса о небесном покровителе и об ангеле-хранителе, их нужно различать, в чем поможет ответ на вопрос Именины и День ангела — в чем разница?

А что касается святых, любой христианин может молиться о помощи любому святому, а не только тому, чье имя он носит.

Источник

Сына крестили с другим именем. А как отпевать?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Меня давно мучает один вопрос. Когда родился мой сыночек, и спустя два месяца мы пришли в Храм его крестить, я была полна решимости просить о другом имени в Крещении (чтобы не смогли на него ничего «наговорить»). Потому что сама сталкивалась с этой бедой. Тогда батюшка был против, сказал: «Не будет тебе счастья». Ушёл крестить малыша и дал ему имя, о котором просила. Он Мирон, крестили Михаилом. Только потом дома до меня дошло, что настанет когда-то его час, и при отпевании уже я не подскажу его детям этого. Если они забудут о том, что он Михаил, отпевание будет недействительным? Можно ли пойти в храм, чтобы прочитали над ним молитву о наречении имени на осьмый день с его именем? И тогда причастится с новым именем, оно будет с ним дальше в церковной жизни. Или, может, я что-то не так поняла. Суть моего вопроса в том, как помочь душе сыночка уже после его жизни, чтобы за него правильно молились и будет ли считаться за него молитва с именем Мирон?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

как даются имена при крещении в православии. Смотреть фото как даются имена при крещении в православии. Смотреть картинку как даются имена при крещении в православии. Картинка про как даются имена при крещении в православии. Фото как даются имена при крещении в православии

Здравствуйте! Манипуляции с двойными именами — это давний языческий обычай, который для христианина совершенно неактуален! Это раньше люди, не зная точно, в чем состоят причино-следственные связи, выдумали различные теории магии, в частности, магии контагиозной — о том, что принадлежащий владельцу предмет имеет с ним связь и через него можно что-то сделать с владельцем. К таким предметам можно отнесли и имя и отсюда возникают теории о том, что знание истинного имени якобы (!) дает власть над его носителем. Поэтому у язычников и было два имени — которое знали все и которое знали лишь избранные.

Как Вы понимаете, это все конструкты искусственные, как и многие приметы и суеверия, и все это давно разобрано этнографами и антропологами.

Крещение — это Таинство, в ходе которого человек становится членом Церкви Христовой. Он должен каким-то образом в Ней фигурировать, и поэтому в Крещении нарекается имя, с которым человек участвует в церковных Таинствах. В двойном имени смысла никакого нет: знание имени никакой власти над его носителем не дает, так что зря Вы все усложнили. ну да ладно. Ни одно Таинство не имеет обратной силы и не совершается повторно. Молитва на наречение имени читается до Крещения. После Крещения человек живет в Церкви с тем именем, с которым его крестили. То есть Ваш сын в Церкви — Михаил.

А теперь вопрос про отпевание. Вы сына крестили, а крестят детей, чтобы причащать их. И вот я думаю, неужели же Ваш сын, если он вырастет в Церкви, если он будет нормальным христианином, то есть и взрослым будет исповедоваться, причащаться и вести духовную жизнь, не не скажет ни своей жене, ни детям, ни кому-либо другому церковного имени? Да весь приход, священник, жена и дети, которые будут о нем молиться о здравии, уж конечно будут знать, что это он по паспорту Мирон, а в Крещении Михаил. И будьте спокойны, при таком порядке вещей не может просто произойти никакой путаницы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *