как делали обрезание евнухам в османской империи
6 фактов о евнухах: им отрезали члены, а они захватывали власть
Мальчикам-рабам удаляли половые органы и вставляли трубочку для мочеиспускания. За это они получали шанс подняться к вершине власти. Издание WAS опубликовало большой материал о евнухах, который написала автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия», мы выбрали самое интересное.
Иллюстрация из персидского трактата о хирургии, 1466 год.
Зачем нужны были евнухи?
В некоторых странах (например, в Ассирии) кастрировали высших чиновников, чтобы те не могли создать собственную династию и захватить трон. Но больше известны случаи, когда кастраты служили в гареме: от охранников до начальника гарема (понятно почему).
Как оперировали?
Оперировали мальчиков, у которых еще не началось половое созревание. Идеальным возрастом считали 8 лет. Ребенка привязывали к столу, член перетягивали веревкой и резали острым лезвием. Рану прижигали каленым железом или заливали смолой, в канал для вывода мочи вставляли бамбуковую трубочку. Затем мальчика на несколько дней закапывали по шею в горячий песок.
Какую карьеру мог сделать евнух?
На пути к важной должности в администрации гарема евнухи должны были преодолеть несколько ступеней иерархии (от охранников к слугам и надсмотрщикам). В конце концов, они могли дослужиться до начальника и заработать на собственную резиденцию. На самом деле, начальник гарема мог стать одним из самых важных людей в государстве.
Евнухам запрещено было жениться?
«Игроки в манкалу», Иоганн Самуэль Мок, 1730–1735 годы. На картине изображен евнух.
Как евнух стал ближайшим советником султана
Газанфера вместе с братом пираты похитили в море. Они попали в Стамбул, выучились во дворцовой школе и сблизились с наследником Селимом, сыном Хюррем-Роксоланы и Сулеймана Великолепного.
Наибольшая власть кастратов
«Ни один порок плоти не прошел мимо этого сластолюбца» Райские девственницы и праздник обрезания: роскошная жизнь завоевателя Константинополя
«Лента.ру» продолжает цикл статей о роскошной жизни диктаторов. В прошлый раз мы рассказывали об одном из самых кровожадных правителей — Владе Цепеше Дракуле. В массовом сознании монарх стал чудовищем, которому нет равных. Личность этого человека, считавшегося садистом и маньяком, до сих пор вызывает споры. На этот раз речь пойдет о Мехмеде Фатихе — османском султане, завоевавшем Константинополь. Он проводил время в объятиях девственниц, писал стихи и страдал чревоугодием. Помимо этого, падишах построил «Дом блаженства» и узаконил братоубийство. Что сгубило самого образованного и жестокого правителя того времени.
Конец мая 1453 года. Османский султан Мехмед Второй в лучах солнца триумфально въезжает в покоренный им Константинополь через Адрианопольские ворота. Выстроившиеся по обе стороны дороги войска приветствуют его, выкрикивая: «Фатих!» «Фатих!» («Завоеватель») Именно под этим именем он и войдет в турецкую историю.
Византийская столица пала 29 мая, еще несколько дней правитель дал своим воинам на разграбление, о чем, по словам очевидцев, впоследствии сожалел. «И такой город мы обрекли на грабежи и уничтожение!» — сокрушался он.
Константинополь было решено сделать новой столицей Османского государства, поэтому правитель приказал восстановить его и вновь заселить.
«Дворец блаженства»
Первым делом необходимо было определиться с резиденцией для самого султана и членов его многочисленной семьи. Ни один из византийских дворцов для этого не подходил, поэтому он приказал возвести новый дворец на «самом красивом месте в городе», выходящем на Босфор. Его строительство завершилось в 1458 году. Там сразу поселились жены и дети султана вместе с придворными и прислугой.
Впоследствии эту резиденцию будут называть Эски Сарай — Старый дворец, поскольку Фатих не собирался останавливаться на достигнутом, начав сразу же возводить еще один, более роскошный — Топкапы — на мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем. Впоследствии этот дворец на многие столетия станет официальной резиденцией османских султанов.
Фатих обратился к венецианцам, чтобы те прислали ему хорошего художника для росписи дворца. Сенат избрал для этого Джентиле Беллини. Известный художник нарисовал портрет Завоевателя, который в настоящее время хранится в Национальной галерее Лондона, а также расписал покои султана эротическими сюжетами, которые прозвали «предметами похоти». Сам дворец Топкапы считали «Домом блаженства».
«Мехмед провел много ночей, развлекаясь с ясноглазыми, похожими на фей молодыми рабынями, а днем он пьянствовал с ангелоподобными пажами», — описывал один из турецких историков времяпрепровождение султана в Топкапы после одного из походов. Монарх любил устраивать ночные пирушки, на которых вино лилось рекой и его развлекали «райские девственницы» — женщины гарема.
Жизнь гаремная
Наложницами Мехмеда Фатиха становились девушки со всего света. Одновременно в гареме могли проживать до 1,2 тысячи женщин. Внутри него существовала довольно строгая иерархия: заправляла всем мать султана, которую звали валиде-султан. Она же, считаясь вторым человеком в Османской империи после сына, могла порой активно вмешиваться в государственные дела. Валиде-султан получала доход с султанских земель, расположенных в разных частях империи, а также пользовалась большим уважением у представителей иностранных государств, которые дарили ей роскошные подарки.
Неудивительно, что девушки, стремившиеся попасть в покои ее сына, старались всячески задобрить и ублажить мать падишаха. В случае если султан приглашал к себе понравившуюся наложницу во второй раз, она переезжала на этаж фавориток, а если забеременела, то получала просторные и роскошные отдельные покои, прислугу и многие другие блага.
Жизнь в гареме подчинялась строгому распорядку дня: вначале девушки отправлялись на утреннюю молитву, потом шли в хаммам, затем завтракали и начинали учиться. У них были уроки по чтению и письму, этикету, религии, музыке, шитью и танцам. В ход шло все для того, чтобы очаровать падишаха.
Между женщинами в гареме разворачивалась настоящая война. Нередко полюбившиеся султану наложницы потом становились жертвами своих соперниц и бесследно исчезали.
Внутри дворца
Все эти мрачные тайны хранят стены Топкапы. За четыре века здесь родились 25 турецких султанов, многие из которых, заняв трон, получив власть и всевозможные почести, были убиты, зарезаны, отравлены или брошены в темницы. Из гарема в Босфор вела специальная длинная труба, по которой под покровом ночи в мешках сбрасывали в воду неверных наложниц.
Территория дворца, превышающая 700 тысяч квадратных метров (а это в два раза больше площади Ватикана — прим. «Ленты.ру»), была настоящим городом в городе — со своими мечетями, оружейными палатами, банями, зоопарком. В Топкапы жили и трудились свыше 50 тысяч человек.
«В этом дворце султан возвел башни невиданной высоты, красоты, а также покои для мужчин и другие — для женщин: и спальни, и гостиные, и помещения для охранников, и очень много других красивых комнат (…) Там были и вестибюли, и галереи, и ворота, (…) и пекарни, и бани замечательной архитектуры». Каждая комната Топкапы отличалась уникальным убранством.
Во внутренних двориках дворца и в залах много фонтанов. По одной из версий — их сооружали для того, чтобы в других комнатах не могли подслушивать. По другой — они помогали наложницам готовиться к любовным свиданиям с султаном, поскольку голос девушки должен был звучать тише журчащих струек.
Итальянец Джованни Мария Анджелелло, вначале попавший в плен к османам, а затем поступивший на службу к султану, подробно описывал территорию дворца. «Здесь в саду было много сортов фруктовых деревьев, а также беседки, украшенные виноградной лозой многих сортов, розы, сирень, шафран, всевозможные цветы, и повсюду фонтаны и пруды. Также в саду есть несколько отдельных мест, где держат различных животных (…) Сад населен многими видами птиц, и когда приходит весна, приятно слушать их пение. Более того — есть еще болотистое озеро, на котором водится очень много диких гусей и уток, в этом месте Великий Турок наслаждается охотой с ружьем», — приводят его слова в книге «Тайная жизнь Османского двора. Частная жизнь султанов». Помимо этого, султану очень нравилось наблюдать за дрессировкой львов.
Там было все необходимое для нормальной жизни султана — бассейн, лечебница, гарем, мечети, кухни, турецкие бани, кладовые для съестных припасов, прачечная, гардеробная и павильон, в котором делали обрезание шехзаде — сыновьям падишаха, а также туалеты. Дело в том, что в Топкапы были самые прогрессивные внедрения того времени, особенно учитывая, насколько чистоплотными были османы, в частности, правящая династия.
У падишаха был отдельный туалет — более комфортный, чем у других жителей дворца. Там была не только горячая и холодная вода, но и импровизированная мини-ванна для того, чтобы быстро искупаться. Султан никогда не мог посещать уборную в одиночестве, вместе с ним туда заходил специальный слуга, который должен был раздеть монарха, подмыть его и опять одеть. Самому падишаху было категорически запрещено выполнять эти несложные действия.
Считалось, что если руки султана испачкаются в нечистотах, то потом он «не сможет сохранить собственную чистоту и чистоту своей империи».
Несмотря на жестокость, султан уделял большое внимание образованию османской молодежи. При нем были построены школы, где юноши изучали логику, философию, грамматику, догматы ислама. Будущий падишах и сам получил разностороннее образование — изучал религию, литературу, географию, историю, философию. Он считался одним из самых образованных людей своего времени: знал несколько языков, включая греческий, итальянский, арабский и персидский, в свободное от государственных дел время любил сочинять стихи.
Праздник обрезания
В целом при Мехмеде османский двор отличался простотой — показная роскошь и изощренные церемонии, сопровождавшие любое появление султана, появятся позже. Так, например, Фатих мог пройтись по улицам Стамбула в сопровождении всего одного-двух телохранителей. Однако для того, чтобы произвести впечатление на зарубежных гостей, монарх не жалел денег.
Евнухи султанского двора: блестящая карьера в обмен на мужское счастье
В Средние века в странах Востока раб, продемонстрировав мудрость и верность правителю, мог стать одним из самых могущественных людей страны. Но с одной оговоркой — ему приходилось расстаться со своим мужским достоинством, став евнухом. История Османской империи знает немало случаев, когда придворный кастрат получал высокую должность и получал право вершить судьбы и давать советы самому Владыке мира — султану.
Александра Шутко, автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан», рассказала историю османских евнухов, от самого зарождения этой особой касты и до падения великой султанской империи.
Мать богов Кибела (слева). Ее изображали в сопровождении львов
Сложно сказать, когда впервые правители придумали кастрировать своих подданных, но ассирийские источники утверждают, что 4 тысячи лет назад правители приказывали оскоплять государственных чиновников, чтобы те не помышляли о захвате власти и создании своей династии.
Позднее в Ассирии начали удалять мужчинам половые органы и в ритуальных целях. Жрецы богини плодородия Ку-Бабы приносили в жертву у алтаря свою мужественность, чтобы божество подарило людям обильный урожай и защитило посевы от засухи и саранчи.
Ученые предполагают, что со временем почитание Ку-Бабы превратилось в поклонение Матери богов Кибеле. Функции и даже имена у этих дам слишком схожи, чтобы быть простым совпадением. После войны с Карфагеном культ Кибелы перекочевал в Рим и стал там очень популярен.
Руины храма Кибелы на холме Палатин, Рим
Жрецами Матери богов были кастраты, поэтому в храмах Кибелы служили только иностранцы — у римлян царил культ мужской силы и кастрация граждан и даже невольников была строжайше запрещена. После падения Рима под натиском варваров новой столицей империи стал Константинополь. В новом римском государстве к кастратам относились весьма благосклонно — скопцы перестали быть только жрецами и их начали назначать на чиновничьи должности при дворе императора.
В 1453 году Византию захватили османы и Константинополь стал столицей их империи. Султан, называл себя Владыкой мира, что, учитывая его владения, было очень близко к истине. Правитель Османской империи получал подарки и подношения от наместников своих владений и среди прочего в его дворец попадали евнухи из Египта.
Как проходила кастрация
Видов кастрации было несколько. Сначала мужчин лишали только яичек и так было до середины 15 века. Но потом однажды султан Мехмед II заметил, как мерин покрывает кобылу, после чего правитель распорядился принимать в гарем только кастратов с удаленными яичками и половым членом.
Кастрация. Иллюстрация из персидского справочника по хирургии 15 века
Обычно операцию проводили мальчикам до начала полового созревания и идеальным возрастом почему-то считали 8 лет. Жертву привязывали к специальному столу, его половые органы перетягивали шнурком и отрезали острым как бритва лезвием. Чтобы остановить кровь и избежать инфицирования, рану заливали смолой или прижигали раскаленным металлом. В мочеиспускательный канал вставляли бамбуковую трубочку, чтобы облегчить отправление естественной надобности.
После этого ребенка закапывали на несколько дней по шею в горячий песок, чтобы он не мог прикасаться к ране и мешать ее заживлению. Боли преследовали кастрированного несколько месяцев, а процент умерших от осложнений был очень высок. Дети умирали во время операции от болевого шока и из-за потери крови, а спустя некоторое время после кастрации — от инфекций.
Те кто, выжили росли и при этом постепенно изменялись. Из-за отсутствия мужских гормонов евнухи разговаривали тонкими, иногда писклявыми голосами, приобретали женственные черты лица и особый тип фигуры с широкими бедрами и узкими плечами. Кроме этого, евнухи всю жизнь страдали от недержания мочи из-за того, что у них отсутствовал член.
Привилегии евнухов
Пережив мучительную операцию и последующие физические и моральные страдания, евнухи получали привилегии, которые в далекие времена могли частично компенсировать ущерб от кастрации. Они получали доступ к «социальному лифту» и, обладая умом и честолюбием, могли быстро сделать хорошую карьеру при дворе.
Чаще всего евнухи начинали службу с должности стража, а затем переводились в разряд слуг или надсмотрщиков. Жили все это время они в тесных и перенаселенных казармах-бараках, но нередко такие условия были гораздо лучше тех, из которых они попали ко двору. Многие из евнухов поднимались до уровня высоких чиновников и обзаводились собственными роскошными резиденциями.
Были и те, что отслужив много лет султану верой и правдой получали пенсию и уходили на покой. Такие кастраты нередко женились и их положение в обществе и достаток компенсировали супругам отсутствие нормальных любовных утех. Половая жизнь кастратов была ограниченной, но она существовала! Этим людям приписывали невероятную виртуозность в оральных ласках и использовании «взрослых» игрушек из-за чего в 17 веке евнухам даже запретили жить вместе с женщинами, которых те опекали.
Нужно сказать, что некоторые евнухи из тех, что были кастрированы после наступления полового созревания, сохраняли свою мужскую природу и продолжали испытывать влечение к женщинам. Один из таких служителей гарема писал в своих воспоминаниях следующее:
Христианский бизнес на кастратах
Стоит особо упомянуть о таком важном аспекте, как отношение религии к оскоплению. Пророк запретил мусульманам кастрировать людей, поэтому долгие столетия бизнес по поставке евнухов был привилегией христиан. Первые сто лет Османской империи все евнухи при дворе султана были исключительно белыми и оказывались в Стамбуле как военная добыча или штраф за неуплату налога.
На покоренных османами Балканах и Кавказе с каждого дома взымалась джизия — налог на иноверцев. Если христианская семья не имела возможности заплатить нужную сумму, сборщики податей могли забрать из семьи детей. Со временем империя богатела, требования к роскоши росли и увеличивался спрос на оскопленных слуг.
Во второй половине 15 века гарем султана обслуживали 20 кастрированных слуг и стражей, а в начале 16 — уже в два раза больше. В эпоху расцвета Османской империи количество евнухов при дворе достигало 600–800 человек!
Султан Мурад III, правивший империей в 16 столетии, первый завел моду на чернокожих евнухов. Чаще всего рабов захватывали или покупали в Судане, а затем переправляли в православные коптские монастыри Египта и Абиссинии. Там монахи кастрировали несчастных и затем «живой товар» попадал на невольничий рынок Стамбула или непосредственно к заказчику.
Африканец, лишенный половых органов, был ценным товаром и стоил дороже красивой белой девушки. Со временем чернокожие евнухи стали большинством при дворе султана, а белым запретили вход в помещения, где находились женщины. Также африканские кастраты прислуживали самому султану в его апартаментах и охраняли его покой и жизнь.
Начальник африканских кастратов назывался кизляр-ага и, по сути, он был главным управляющим над всем персоналом султанского гарема и дворца. Если говорить о важности этой персоны, то он был четвертым человеком в империи после султана, великого визиря и муфтия.
Средоточие интриг и повелитель финансовых потоков
Влияние кизляр-аги при дворе опиралось на связи с гаремом и особенно на сотрудничество с валиде — матерью султана. Эта женщина была могущественной силой и в 16–17 веках даже определяла внешнеполитический курс государства. Так называемый период Женского султаната в Османской империи начался с украинки Хюррем-Роксоланы — супруги султана Сулеймана Великолепного.
Кизляр-ага. Гравюра 19 века
Кизляр-ага был единственным человеком, имевшим непосредственный доступ к гарему, валиде и лично к султану. Он обеспечивал передачу информации между ними и знал обо всем, что происходит при дворе и в государстве. Такой знающий человек был важным источником сведений, поэтому иностранные послы предпочитали дружить с кизляр-агой и осыпать его подношениями.
Главный евнух империи управлял также вакуфами — имуществом и землями, переданными жертвователями мечетям. Эти фонды обеспечивали финансирование священных городов Мекки и Медины. Также кизляр-ана управлял вакуфами жен султана и многих придворных. Известно, что после смерти жены Ахмета I гречанки Василики, принадлежащий ей город Афины перешел в вакуф и им начал управлять кизляр-ага.
Каждый месяц управление фондами приносило главному евнуху до 20 тысяч куруш, что на современные деньги составляет примерно 1,5 миллиона долларов (109 миллионов рублей). Кизляр-ага был центром коррупции Османской империи — через него проходили взятки, «отмытые деньги» и многочисленные откаты.
Эпоха великих кастратов
Но не всегда кизляр-ага был родом с Черного континента. История сохранила для нас имя Газанфера — белого евнуха, родившегося в Венеции. В детстве его вместе с родителями захватили в плен алжирские пираты. Его мать и сестру удалось выкупить, а Газанфер с братом Джафером попали на невольничий рынок в Стамбул.
Там мальчики были куплены для службы во дворце, после чего их определили учиться во дворцовую школу. При дворе ребята подружились с Селимом — сыном Сулеймана Великолепного и Роксоланы. Но даже наследник не смог помочь парням сделать карьеру, так как путь к власти и богатству для инородцев лежал только через кастрацию.
Поэтому уже будучи взрослыми мужчинами, братья решились на кастрацию. Став евнухом Газанфер пошел в слуги Нурбану — будущей супруги султана Селима. Нурбану и Газанфер были земляками — отец девушки управлял греческим островом Парос, находившемся под властью Венеции.
Когда Селим стал султаном, то Газанфер был назначен капы-агасы — старшим белым евнухом, а его брат Джафер подучил должность хаз-одабаши — администратора султанской резиденции. Но Селиму не суждено было долго править империей — он имел нездоровое пристрастие к спиртному и вскоре умер. Престол занял Мурад, сын Нурбану.
Став валиде, женщина сосредоточила в своих руках власть, умело интригуя против великого визиря и поддерживая связи со многими европейскими монархами посредством переписки. Нурбану способствовала назначению Газанфера на должность хаз-одабаши после того, как Джафер решил удалиться на покой.
Венецианец-евнух получил при дворе огромную власть, осуществляя управление дворцом и целой армией евнухов. Впервые такие возможности оказались у одного человека и он ими сумел воспользоваться. Благодаря рассудительности, Газанфер стал советником султана Мурада III, а после его смерти Мехмеда III.
Гробница Газанфера в Стамбуле
Султан пошел навстречу просителям и казнил своего верного слугу и советника, чтобы успокоить волнения. Влиятельного евнуха похоронили в роскошной гробнице, а на завещанные им деньги построили возле захоронения духовное училище. После смерти Газанфера ушел из жизни и Мехмед III, сраженный тяжелой болезнью. Власть перешла к его сыну Ахмеду, который возвысил другого евнуха — босняка Хаджи Мустафу.
Мустафа был белым, но после кастрации долгое время жил и обучался в Йемене и Египте. Черные евнухи считали его своим, что позволило европейцу стать первым в истории кизляр-агой. Став большим человеком, Хаджи Мустафа прославился как покровитель поэтов, архитекторов, ученых и, вообще, людей с прогрессивными взглядами. Он помог Ахмеду I реализовать его мечту — возвести величественную Голубую мечеть, ставшую одним из символов Стамбула.
В 1617 году Ахмед I скоропостижно умер от свирепствовавшего в столице тифа. Хаджи Мустафа, используя свое влияние и интриги, помог впервые в истории Османского государства передать власть не сыну султана, а его брату. Но Мустафа I страдал психическим заболеванием и через несколько месяцев влиятельный евнух убедил муфтиев признать его недееспособным.
После этого на престол был возведен 13-летний Осман II. Таким образом, евнух способствовал смене власти, руководствуясь государственными интересами и не забывая о своих.
Закат эпохи евнухов наступил в начале 19 века, вместе с модой на все европейское. Султан Махмуд II организовал особое министерство, управляющее вакуфами и евнухи потеряли свою финансовую независимость и львиную долю власти. Отныне кизляр-ага управлял только территорией дворца и путь в политику людям с этой должностью был закрыт.
В 1871 году торговля рабами была в Османской империи запрещена и евнухов не стало. По своей воле никто не хотел становиться кастратом — наступила новая эпоха, в которой дела вершили не деньги и связи гарема, а ловкие политики и умелые дипломаты.
Были кастраты и в России, но в отличие от Востока, у нас мужчины оскопляли себя исключительно в религиозных целях, попадая под влияние секты скопцов. Интересно, но влияние их в обществе также было очень велико.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |