как держать мозг в постоянном тонусе
Как держать мозг в тонусе
На недавнем TED Дэниел Дж. Амен — доктор медицины, нейробиолог, нейропсихиатр — рассказывал о том, что его рабочей группе дали исследования снимков мозга 83000 пациентов.
Цитируя мимоходом Достоевского, он рассказал о том, что существует определенная взаимосвязь между состоянием мозга (его здоровьем, наличием или отсутствием травм) и разрушительными формами поведения, плохой памятью или даже деменцией, качеством координации движений и поз. И то, что еще вчера лечили таблетками и психотерапией, теперь можно вылечить специальной системой мер, восстанавливающих головной мозг. Прекрасная новость, не имеющая непосредственного отношения к теме статьи, но показывающая, как сложен мозг и его функции.
Действительно, почти все, что происходит с нашим организмом, — это результат той или иной активности головного мозга. Но мозг — это своеобразный двигатель, которому нужно топливо. Им является информация, которую поставляют каналы ощущений. Зрительный канал поставляет визуальные ощущения, слуховой — звуковые, наша кожа переносит мозгу массу информации обо всем, что ее касается. Мозг воспринимает запахи, вкус, данные о равновесии, о состоянии суставов, мышц и внутренних органов. Поток информации воспринимается мозгом в виде ощущений, а затем, в процессе обработки этой информации, формируются образы. За их формирование отвечает другой психический процесс — восприятие. Восприятие работает так, что при контакте с предметом мы воспринимаем его целостно, суммируя и приумножая ощущения ото всех каналов. Например, про лимон мы можем рассказать и о том, как он выглядит, и о том, как он пахнет, какой он на ощупь и вкус. Люди с развитым воображением могут даже почувствовать повышенное слюноотделение, как будто во рту оказалась долька кислейшего лимона. Если вы, читая эти строки, тоже это чувствуете — у вас богатое воображение.
Образ — результат работы восприятия. Именно с образами дальше имеют дело все прочие психические процессы, и именно с работы с образами мы начинаем интеллектуальную тренировку в Advance. Сознательной работе с образами большинство людей совсем не уделяет времени. Детям проще — они порой в голове проигрывают целые сцены и игры. Поэтому у них этот этап тренировки проходит с меньшими затратами энергии.
Сознательное манипулирование образами — вот с чего надо начинать. Представьте себе машину. Получилось? Теперь представьте ее… Оранжевой! Если вдруг вы исходно имели дело с оранжевой машиной, то перекрасьте ее в фиолетовый, например.
Для тренировки перекрасьте и все остальные предметы. Теперь к оранжевой/фиолетовой машине прикрутите желтые бамперы и в три раза увеличьте фары.
Получилось? Давайте сделаем передние колеса автомобиля квадратными, а задние — треугольными; добавим на крышу огромный розовый бантик и вместо антенны прикрепим параболическую тарелку. Покрутите получившийся объект в своем воображении, рассмотрите его со всех сторон.
Простое, незатейливое упражнение, но с подвохом. Представьте, что вам надо проделывать это за 1–2 секунды и от эффективности этого процесса зависит качество запоминания информации. Это упражнение — основа качественного запоминания. Как это работает? Наш мозг хорошо запоминает:
то, на чем мы сосредотачиваемся; то, что привлекает внимание, являясь раздражителем, — что-то яркое, громкое, острое на вкус и пр.; то, что необычно; то, что вызвало эмоции. Пока мы перекрашивали и трансформировали машину, мы были сосредоточены на этом образе. В процессе трансформации мы сделали машину необычной, яркой, ну и, представляя итоговый вариант с бантом и тарелкой на крыше, скорее всего вы улыбнулись, то есть испытали эмоции. Условия выполнены, оптимальный образ для запоминания создан.
Как только работа с образами начнет проходить легко и быстро, вы заметите ТЗС — три замечательных следствия:
Вам станет очень легко осваивать любые технологии развития памяти, поскольку часть непосредственно основана на этом упражнении, а на другую часть тренированность в образном мышлении влияет косвенно, но очень заметно; Вам начнет нравиться это упражнение. Вы заметите, что можете работать с образами быстро, «прогонять» их через всю историю изменений; У многих учеников заметно повышается креативность, поскольку именно умение сознательно трансформировать образ, манипулировать им, поворачивая, заглядывая внутрь, присматриваясь к деталям, — это то, чем отличаются многие творческие люди. Таким образом, работа с образами на курсах в Advance или самостоятельно дома — это отличное начало большой работы по приведению головного мозга в тонус, необходимый для обучения и выполнения интеллектуальной работы.
Газета «Голос Череповца»
«Что-то я стал туго соображать и многое забывать», — все чаще можно услышать от людей не только преклонного, но и среднего возраста. Мало кто жалуется на забывчивость с детства, но мозг, как и другие структуры организма, неизбежно меняется с течением жизни. Как справиться с возникшей проблемой, нужны ли медикаменты и есть ли способы тренировки памяти и мозга, «Голосу Череповца» рассказали врачи городской поликлиники № 1.
Книга вместо таблетки. «Мозг человека по сути можно сравнить с мышцами, — говорит невролог Анастасия Чех. — Упражнения, физическая нагрузка, двигательная активность позволяют наращивать мышечную массу, держать мышцы в тонусе. На одних анаболиках, без занятий в спортзале бицепсы не накачать: мышцам нужно движение. С мозгом и памятью точно так же — их нужно тренировать, упражнять».
Наша собеседница уверена, что ни одна самая чудесная таблетка не даст эффекта без интеллектуальной нагрузки:
— Сейчас масса всевозможных препаратов: для развития памяти, улучшения кровообращения, ноотропного действия. Все они обещают сделать вас умнее, повысить концентрацию внимания, избавить от забывчивости. Так не будет. Вы не получите эффекта от одних лишь препаратов — надо еще заниматься интеллектуальной деятельностью.
Для стимулирования мозговой активности и тренировки памяти невролог в первую очередь советует немедикаментозные методы: разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок, шарад, решение задач, собирание пазлов, мозаик, моделей конструктора, чтение.
Читать с умом. «Важно не просто читать, машинально складывая буквы в слова, а читать вдумчиво, — говорит Анастасия Николаевна. — Старайтесь обсуждать с кем-то прочитанное. Поделитесь со знакомыми, родными или близкими новой информацией, впечатлением, мнением. Можно даже поспорить. Одним словом, важно тем или иным способом проанализировать то, что вы прочитали. Чтобы это было не просто поглощение информации, а еще и ее обработка».
— Анализ полученной информации — это, пожалуй, самое важное, — соглашается с коллегой Илья Окунев, руководитель филиала первой поликлиники на ул. Молодежной, 8. — Можно читать, так сказать, по диагонали, под телевизор, когда во время чтения фоном идет сериал. Такое чтение не принесет пользы ни в плане осведомленности, ни в плане тренировки мозговой деятельности и памяти. Нужно выбрать что-то одно: вы или читаете, или смотрите фильм.
Полезный «выхлоп». Говоря об интернет-ресурсах, Анастасия Николаевна отмечает:
— Они несут огромную информационную нагрузку, но зачастую абсолютно бесполезную. Возьмем подростков, которые сидят в Сети часами. Бесконечный просмотр мемов (забавные картинки, иногда с цитатами — прим. авт.), видеороликов, приколов нагружает мозг, но, как правило, без пользы. Что касается чтения — в интернете масса статей, похожих одна на другую, содержащих одну и ту же информацию. Из-за большой информационной нагрузки полученная информация зачастую просто не оседает в голове. Как говорится, «выхлоп» минимальный. Поэтому читать рекомендую книги, газеты, журналы. И не забывать обсудить прочитанное.
Илья Алексеевич добавляет, что анализировать полезно не только прочитанное, но и просмотренное, например спектакли, кинофильмы:
— Поразмышляйте, обсудите, вспомните какие-то моменты, особенные кадры, реплики героев, костюмы и так далее. Поделитесь с собеседником, что вам понравилось, а что нет.
Мозг с запасом. Невролог подчеркивает, что приучаться анализировать полученную информацию нужно как можно раньше — лучше всего в детском возрасте:
— Есть такое понятие — когнитивный резерв. То есть некий запас работоспособности мозга. Интеллектуальный потенциал у всех разный, мозг каждого человека устроен по-своему. Объем когнитивного резерва зависит и от генетики, и от среды, в которой человек рос, взрослел, получал образование. Потому у одних людей мозг продолжает работать более успешно и продолжительно, чем у других.
Врачи поясняют, что когнитивный резерв влияет на способность человека мыслить, воспринимать информацию, решать задачи. От него зависит внимательность, память, различные навыки. Например, коммуникативные — умение и манера выстраивать аргументацию, общение и разговор.
— У людей с более высоким когнитивным резервом меньше шансов иметь явное снижение умственных функций, таких как память, мыслительные процессы и так далее, чем у людей с низким когнитивным резервом, — говорит Илья Окунев.
Против деменции. Исследования показывают, что люди с высшим образованием менее подвержены деменциям или нарушениям мозговой деятельности в старшем возрасте.
— Когнитивный резерв сохраняется и повышается в зависимости от рода профессиональной деятельности, — говорит Анастасия Чех. — У специалистов, которым каждый день приходится решать множество различных, в том числе нестандартных, задач, мозг всегда в тонусе. Например, у учителей, воспитателей, медиков, людей творческих профессий: писателей, танцоров, журналистов. У них каждый день происходит что-то новое.
Вместе с тем невролог напоминает, что тренировку для ума можно найти не только на работе. Выберите для себя хобби. Это может быть рисование, вязание и даже настольные игры. Тут и голова работает, и мелкая моторика рук развивается, которая, в свою очередь, оказывает положительное влияние на отделы мозга, отвечающие за функцию речи, движения и сложного мышления.
— Многие не задумываются, что обычное общение тоже тренирует мозг, — улыбается Анастасия Николаевна. — Что такое общение с людьми? Это всегда непредсказуемый процесс, это всегда какие-то новые задачи и темы. Как бы вы ни подготавливались к предстоящему разговору, все равно что-то пойдет не так, как вы ожидали. И вот этот элемент неожиданности благотворно сказывается на умственных способностях. Многие люди, вышедшие на пенсию, отмечают, что как будто резко теряется внимание и ослабевает память. Потому что, пока мы работаем, мы общаемся в коллективе, а при выходе на пенсию круг общения резко сужается. И это большая проблема. Не замыкайтесь дома, поддерживайте отношения с людьми, заводите новые знакомства, находите клубы и общества по интересам.
Работоспособность мозга дополнительно поддерживается физической активностью, адекватным сном, снижением стресса, хорошим питанием и заботой о своем здоровье.
Продолжение обучения в зрелом возрасте может повысить собственный когнитивный резерв и усилить сопротивление снижению и потере памяти. Можно научиться играть на гитаре, выучить новый язык, освоить технику макраме и т. д.
Анастасия Чех, невролог городской поликлиники № 1:
«Если вы хотите узнать, как сохранить память и работоспособность мозга, посмотрите на игрушки для маленьких детей. С чем они связаны? С развитием логического мышления, анализом формы, цвета, содержания. Они заставляют ребенка фантазировать, придумывать, сочинять, изобретать. Для взрослых все абсолютно то же самое. Только „игрушки“ должны быть посложней».
Как поддерживать тонус мозга на максимуме
Что делать, если сроки горят, вы будто в аду и у вас впереди еще несколько часов высокоинтенсивной умственной работы? Вам нужно поддерживать свое внимание и сосредоточенность на максимуме. Возможно, проще сжать кулаки, зубы и упрямо продвигаться вперед. Как вариант, но есть и более разумный путь. И в этой статье вы узнаете, что необходимо, чтобы длительное время поддерживать мозг в состоянии максимальной производительности.
Не доводите мозг до выгорания
Знаете, в чем сходство жизни марафонского бегуна и узника концлагеря? И тот, и другой ежедневно трудится в поте лица. Все по заветам мотивационных ораторов. А знаете, в чем их отличие? Первый много ест и много отдыхает. Второй – нет. То, что справедливо для физической выносливости, подходит и для ментальной. В том числе и к поддержанию высокой концентрации внимания.
Правда, кое в чем мозг отличается от скелетных мышц. Как утверждают ученые, первый создан для обнаружения изменений и реагирования на них. Так что если вы вдруг загрузите мозг на несколько часов какой-то однообразной работой, он просто выключится.
Как этого избежать? Просто дайте мозгу возможность переключиться. Это именно то, как он привык работать. Авторы исследования [Atsunori Ariga, 2011] обнаружили, что даже кратковременные отклонения от задачи могут значительно улучшить способность сосредоточиться на этой задаче в течение длительных периодов времени».
Чередуйте работу и отдых
Все было бы прекрасно, если бы было так просто, ведь вы и так наверняка делаете какие-то перерывы в своей работе или просто переключаетесь из одного вида деятельности на другой. Где же эта вожделенная сверхпродуктивность? Как всегда, дьявол кроется в деталях. Например, как часто нужно делать эти перерывы, и на какой срок? Существует несколько мнений на этот счет:
Как видите, несмотря на некоторые отличия, каждый из этих методов предполагает, что мозг должен чередовать периоды целенаправленной активности и отдыха, Работайте меньше, чтобы производить больше. Попробуйте все эти техники и найдите наиболее подходящую для вас.
Отдавайтесь работе полностью
Это значит, что весь рабочий промежуток времени вы занимаетесь только одним – вашей непосредственной задачей. Вы уделяете внимание исключительно ей, и ничему больше. Иногда нет сил устоять перед соблазном, поэтому вы должны подготовиться заранее:
И еще одно: поддерживайте порядок на рабочем столе. Чем меньше предметов, тем меньше отвлечений.
Правильно отдыхайте в перерывах
Регулярные перерывы необходимы для производительности, но это только часть истории. Не менее важно, как именно вы делаете эти перерывы:
Итак, давайте подытожим: чтобы быть в тонусе, мозг должен чередовать интенсивную работу с отдыхом. Для этого существует несколько схем: метод Помодоро, 52/17, Пульс-Пауза. В период работы вы должны избавиться от всех отвлечений и сконцентрироваться на деле. Во время отдыха необходимо полностью переключиться на что-то другое. Подвигайтесь, перекусите, поболтайте с коллегами или посмотрите веселые видео.
Эти простые приемы тем и хороши, что применять их очень легко, а результаты оказываются просто поразительными!
20 способов держать мозг в тонусе
Хотя многие считают, что способности нашего разума ограничены коэффициентом IQ, существует ряд способов улучшить когнитивные способности. Для этого нужно каждый день нагружать, тренировать и удивлять мозг.
Предприниматель Джейсон Демерс утверждает, что при наличии мотивации и решимости любой человек может стать умнее. Для этого он предлагает внедрить в повседневную жизнь 20 полезных привычек.
1. Узнавайте новое
Выделите 10-20 минут в день, которые вы будете посвящать изучению интересной для вас темы. Это может быть история Китая, теория относительности или правила этикета — на самом деле это может быть все что угодно.
Возможно, сначала это будет тяжело. Но потом вы будете ждать этих минут тишины наедине с новыми открытиями.
2. Посещайте новые места
Необязательно отправляться в путешествие. Можно сходить в новую кофейню или добираться на работу новым маршрутом. Большинству людей нравятся привычные места. Нам комфортнее и спокойнее в знакомом ресторане или магазине, потому что не нужно долго изучать меню или искать примерочные.
Однако полезнее как раз попадать в непривычные ситуации. Необходимость приспособиться к новым условиям заставляет мозг решать неожиданные задачи.
3. Продолжите образование
Все радуются, получив заветный диплом. Ведь большинство идет в институт только ради него, потому что «так надо» и «лучше для будущего». Образование во взрослом возрасте дает гораздо больше. Вы учитесь уже не ради бумажки, а ради новых знаний.
Пойти на курсы или получить второе высшее — лучший способ траты времени, денег и энергии. К тому же это повод испытать себя и попробовать что-то новое. Необязательно изучать что-то серьезное. Для начала вполне подойдут любительские курсы.
4. Читайте новости
Возьмите за правило минимум 20 минут в день (10 утром и 10 вечером) уделять новостям. Их важно именно читать, а не слушать по радио или смотреть по телевизору. Анализируя повестку дня, вы заставляете мозг работать.
5. Читайте книги
Это самый простой способ тренировки мозга. Вы расширяете кругозор и лексикон, незаметно для себя подтягиваете грамматику и учитесь правильно строить предложения. К тому же чтение — это способ развить воображение, путешествуя в пространстве и времени.
6. Подходите к работе творчески
Чем бы вы ни занимались, любую задачу можно выполнить двумя способами: привычным и альтернативным. Второй вам придется изобрести самостоятельно. Взгляните на рабочий процесс по-новому, старайтесь мыслить нестандартно, решать проблемы творчески и предлагать свежие идеи.
Вместо того, чтобы переживать из-за нового проекта, расслабьтесь и начинайте искать альтернативные пути достижения конечной цели.
Держим мозг в тонусе: лайфхаки известных личностей
Как Моцарту удавалось бороться с прокрастинацией, почему Гюго писал произведения в голом виде и сколько нужно спать, чтобы работать как Леонардо да Винчи.
Конечно, соблюдение режима дня и строгой диеты не сделает из вас следующего Франклина или Флобера за 5 дней, но информация о распорядке дня и привычках успешных личностей дает пищу для размышлений. Особенно когда многие закономерности, интуитивно обнаруженные несколько веков назад, нашли научное подтверждение сегодня.
«Жаворонки», «совы», «медведи» и прочая «живность»
Когда начинается ваш день: в 6 утра в отличном настроении или же после третьей чашки кофе где-нибудь к обеду?
Чайковский, например, вставал в 7–8 часов утра, пил чай, выходил прогуляться, а в 9:30 уже садился за рояль и сочинял музыку до самого обеда, за которым следовала прогулка и еще один период работы с 5 и до 8 часов вечера.
Флобер, в свою очередь, вставал не раньше 10 часов утра, а приступал к работе только после 9 вечера, потратив промежуток в 11 часов на раскуривание трубки, отдых и чтение.
Первый пример иллюстрирует ритм «жаворонка»: такие люди легко встают по утрам, чувствуют себя бодрыми в течение дня, но выматываются к вечеру. Их цикл в течение дня выглядит примерно так: «пик – провал – восстановление».
Сторонники распорядка дня Флобера относятся к позднему ритму «совы»: терпеть не могут утро и приходят к пику формы только в послеобеденное время или уже вечером, следуя циклу «восстановление – провал – пик».
Определитесь, когда вам комфортнее вставать — рано утром или ближе к полудню, — и подумайте, в какое время приступить к делам: жаворонкам лучше работать с утра, совам — вечером. Чем бы вы ни занимались, не позволяйте рутине занять пиковый период, когда мозг особенно бдителен.
Вопрос концентрации
Кэл Ньюпорт выделяет два типа концентрации – журналистскую и ритмическую.
Люди журналистского типа быстрее погружаются в работу в перерывах между основными задачами. При этом задание человеку знакомо и не требует длительного разбора.
Так Троллоп выработал привычку писать 250 слов за каждые 15 минут, работая при этом в среднем по 3 часа в день. Если в отведенный промежуток времени автор заканчивал одну книгу, то тут же начинал следующую. Вольфганг Моцарт давал уроки игры на фортепиано, участвовал в ежедневных концертах, постоянно искал работу в Вене, но по возвращении домой мог легко посвятить 1–2 часа написанию музыки.
В свою очередь ритмический подход требует больше усилий, потому что на работу необходимо настроиться. На выполнение задания отводится четкий промежуток времени в 1–4 часа каждый день, когда человека ни в коем случае нельзя беспокоить.
Марк Твен каждое лето уезжал на ферму и запирался в кабинете до ужина, отвлекаясь только при звуке сигнального рожка, который означал, что произошло нечто из ряда вон выходящее. В остальных случаях семья не видела и не беспокоила писателя вплоть до ужина.
Густав Малер вовсе предпочитал запираться в специальной хижине в лесу. Кухарке, что готовила и приносила ему завтрак, приходилось уходить обходной тропинкой, чтобы ни в коем случае не столкнуться с композитором и не сбить его с мысли.
Стивен Кинг продолжает писать каждый день, независимо от того, праздник это, выходной или даже его день рождения. Он начинает работу с 8–9 утра и заканчивает только тогда, когда количество написанных слов достигнет отметки в 2000.
Четко определите для себя временной промежуток, место выполнения задания, а также способ поддержания сил (например, составьте график прогулок и приемов пищи).
Если и это не поможет сконцентрироваться, можно сделать «широкий жест»: поставить себя в такие условия, когда вы просто обязаны выполнить задуманное. Виктор Гюго, например, писал произведения в голом виде: слугам было приказано забрать всю его одежду, чтобы исключить соблазн выйти из дома и отвлечься от работы. Джоан Роулинг писала последнюю книгу о Гарри Поттере в номере дорогого отеля: цена в 1000 евро за ночь мотивировала не мешкать и сосредоточиться на работе.
Сила перерывов
Продолжительная концентрация на одном деле не только приводит к утомлению, но и вызывает привыкание: мозг теряет бдительность, снижается внимательность, цель уходит из вида. Устраивайте себе «восстановительные перерывы»: они стимулируют умственную деятельность и предотвращают привыкание. Именно в пассивном режиме мозг проводит сложный анализ и может вызвать «озарение», которое при концентрации на одном задании просто физиологически невозможно. Так что не удивляйтесь, гениальные идеи действительно могут прийти в голову во время рутины вроде уборки, мытья посуды или прогулки в парке.
После дня напряженной работы Герман Мелвилл направлялся кормить скот и заниматься фермерскими делами, выбросив мысли о «Моби Дике» из головы. При этом каждый вечер он возвращался домой полным идей, которые оставалось лишь записать и оставить на осмысление до следующего утра.
Страстью Фрэнка Баума было садоводство: он проводил за этим расслабляющим занятием даже больше времени, чем за писательством! Но это не помешало ему создать 14 книг о волшебной стране Оз.
Согласно выводам исследователей из компании DeskTime, которая занимается разработкой программного обеспечения для контроля производительности труда, наибольшая эффективность достигается, когда сотрудники работают в течение 52 минут, после чего делают 17-минутный перерыв. Для каждого эти цифры могут разниться, но доказательств эффективности кратких перерывов более чем достаточно. Если не можете отвлечься на 10–20 минут, то совершите прогулку хотя бы в течение 5 минут: полезными могут быть даже «микроперерывы».
Физические нагрузки
Физические упражнение влияют на долгосрочную память, умение анализировать информацию, решать проблемы, быстро реагировать и абстрактно мыслить. Силовые и аэробные тренировки создают мощный нейробиологический коктейль, позволяющий головному мозгу успешно справляться с его функциями.
У Льва Толстого не было абонемента в спортзал, но он нашел другой вид активности: упражнения с косой и плугом, а зимой – рубка дров.
Иоганн Гёте каждый день купался в реке Ильм, что протекала рядом с его домом.
Сиеста: быть или не быть?
Во взрослой жизни сложно не взгрустнуть при упоминании сонного часа в детском саду: настоящее мучение в детстве, что кажется невиданной роскошью сейчас.
Дневной сон действительно полезен для организма: помимо усиления внимательности и бдительности, он увеличивает способность головного мозга к обучению, стимулирует кратковременную и ассоциативную память, которая помогает нам запоминать имя и лицо человека.
Главное понимать, что всего должно быть в меру, ведь продолжительный сон может повлечь за собой еще большую усталость. Кратковременный сон в 10–20 минут положительно влияет на когнитивные функции уже с момента пробуждения, в то время как сон продолжительностью более 20 минут требует дополнительное время на то, чтобы прийти в себя и вновь настроиться на работу.
В ходе исследования NASA было установлено, что у пилотов, спавших днем в течение 40 минут, скорость реакции возрастала на 34%, а внимательность – в 2 раза. В эти 40 минут входило время не только на сам сон, но и на погружение и выход из него.
Дневной сон положительно влияет даже на «потоковое состояние», это исключительно важная поддержка творческого вдохновения и вовлеченности в процесс деятельности.
Сальвадор Дали садился в кресло, зажимая в левой руке большой медный ключ. Рядом с левой ногой он ставил перевернутую миску и пытался в такой позиции заснуть. Как только цель была достигнута, ключ падал из разжавшейся руки, раздавался звон, Дали просыпался и, почерпнув очередную порцию ярких образов из своего подсознания, немедленно возвращался к работе.
Леонардо да Винчи в свою очередь прославился очень странным режимом сна: он засыпал примерно на 15–20 минут, но каждые 4 часа. Таким образом, в сумме получалось примерно по 2 часа в день, что почти равно мечте об использовании всего времени суток.
К сожалению, не все могут позволить себе послеобеденный сон или домик в лесу, где точно никто не побеспокоит (что уж говорить о слугах, которые будут верно прятать одежду вплоть до сдачи последней главы). Но даже маленькие изменения в подходе к своему режиму дня помогут настроиться на нужный лад и поддерживать свой мозг в тонусе!