как дети учатся на домашнем обучении
Как дети учатся на домашнем обучении
Домашнее или семейное обучение — одна из установленных законом форм получения образования в Российской Федерации, при которой учащийся получает знания в семье и прикрепляется к школе только на время прохождения аттестаций.
Домашнее обучение не следует путать с надомным обучением — способом организации учебного процесса для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.
С чего начать домашнее обучение
Чтобы начать обучать ребёнка на дому вместо школы требуется:
Подробное руководство по переходу на семейное обучение с образцами необходимых документов смотрите здесь
Как организовать домашнее обучение
После того как все формальности будут улажены, останется самое главное: определиться, как организовать учебный процесс дома. Существует несколько моделей организации семейного обучения, каждая со своими достоинствами и недостатками, которые можно сочетать между собой:
Какой бы способ обучения ребёнка дома вы ни выбрали, старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.
Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка
Домашнее образование предполагает ответственность родителей за знания детей. Мама с папой должны быть готовы отвечать на вопросы и разбираться в сложных темах. Нельзя пенять на репетиторов или отправлять ребёнка в Google. При этом чтобы учить ребёнка дома необязательно быть экспертом во всех областях. Необходим лишь широкий кругозор и готовность углублять знания по мере необходимости.
Старайтесь подогревать природную любознательность ребёнка.
Переходя на домашнее обучение, освежите в памяти школьную программу. Для этого, возможно, придётся покинуть зону комфорта, преодолеть скуку и страх перед нелюбимыми предметами. Чтобы было проще, обращайтесь не к учебникам, а к научно-популярным книгам и фильмам.
Сергей Дидык, отец двоих детей на семейном обучении, делится опытом: «Можно подстраивать учебный процесс под способности, возможности, интересы ребёнка и даже текущую ситуацию в семье. Можно регулировать глубину и скорость освоения предмета: что ребёнку наиболее интересно, то изучается подробно, что не понял, всегда можно переслушать, а что малоинтересно, можно пройти лишь в той мере, чтобы сдать проверочные работы».
Совет 2. Не пытайтесь быть мультипредметником
Мысль об обучении ребёнка дома у некоторых взрослых вызывает панику. Софья Паскаль, мама ученицы «Домашней школы Фоксфорда», призналась в этом в интервью: «Несмотря на то что у меня перед глазами был живой пример хоумскулинга (на семейном обучении были дети моей приятельницы), мне всё равно было страшно. Вдруг я что-то не смогу объяснить, и у дочки останется пробел в знаниях?».
Но родитель, который решил организовать домашнее обучение, не обязан превращаться в преподавателя-мультипредметника. Объяснять и прорабатывать новый материал должны профессионалы. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия по школьной программе ведут сильные преподаватели, а курсы направлены на получение системных знаний.
Миссия родителей — направлять и подогревать интерес к учёбе. Сходите с ребёнком в музей или на мастер-класс, чтобы визуализировать полученную на уроках теорию. Посетите спектакль и взгляните на прочитанное произведение по-новому. Проведите научный эксперимент, если тема вызывает затруднение.
Совет 3. Приучайте детей к самостоятельности
Домашнее обучение невозможно без готовности ребёнка к самообразованию. Младшему школьнику можно помочь войти в учебный ритм, посидеть на онлайн-уроках показать, как писать конспекты или иногда помогать с домашкой.
Чем старше школьник, тем больше он должен заниматься сам. В начальных классах доля самостоятельной работы может составлять порядка 60%, но к восьмому классу она должна приблизиться к ста процентам.С 7-8 класса стоит подключаться только при возникновении форс-мажоров. Подростки вполне способны самостоятельно овладевать материалом и сдавать аттестации. А чтобы ему было проще, научите ребёнка выполнять задания по намеченному плану и сосредотачиваться на одном виде деятельности на 30–40 минут с последующими перерывами на 5–10 минут. Помогите ему выработать систему конспектирования и покажите основные способы запоминания информации.
Ученик «Фоксфорда» Платон Бирюков в интервью поделился способами самоорганизации: «Чтобы упорядочить все дела, я пишу план на неделю и на каждый день. Ставлю кучу будильников в день — звонят на каждый урок. Это помогает держать себя в рабочем состоянии. Вот у тебя есть час, и ты его тратишь полностью на учёбу, а потом делаешь, что захочешь».
Совет 4. Не перегибайте с нагрузкой
Для детей естественно тянуться к знаниям. Обычно родителям не нужно предпринимать чего-то особенного — достаточно время от времени стимулировать интерес к наукам.
Дети не могут сидеть без дела, но это не значит, что любая деятельность должна быть обучающей. Не зацикливайтесь на пользе (если игра, то развивающая, если фильм, то познавательный). В жизни ребёнка должно быть место для «бестолковых» игр и недолгого ничегонеделания. После отдыха он охотнее вернётся к учёбе.
Если же стремление учиться уже подорвано, то причины стоит искать, прежде всего, во внутрисемейных отношениях.
Совет 5. Ориентируйтесь на качество
Балльная система разработана для коллективного классно-урочного обучения. При индивидуальном подходе оценки, как правило, не работают.
На начальных этапах домашнего обучения важно, чтобы ребёнок стремился разобраться в теме, а не получить пятёрку. В старшей школе, когда на горизонте замаячит ЕГЭ, подросток сам начнёт работать на цифры. Выпускник «Фоксфорда» Илья Бакуров утверждает, что зубрёжка — это пустая трата времени: «Не стоит воспринимать учёбу как изнуряющий труд или какую-то повинность. На самом деле, это весело. Нужно лишь осознать, ради чего вы трудитесь. Принести маме с папой «пятёрку» — так себе мотиватор. Должна быть личная серьёзная цель».
Измеряйте успешность домашнего обучения качественными показателями. Критериями могут быть беглость чтения, точность математических операций, грамотность письма и так далее. Такая система оценок ориентирует ребёнка на реальный результат, а не его имитацию.
По-настоящему плодотворная учёба не прекращается никогда. Если ребёнок в течение дня постоянно возвращается к своим занятиям — в разговоре с родителями, в игре или творчестве, — то ваш опыт домашнего обучения складывается удачно и вы всё делаете правильно.
Как дети учатся на домашнем обучении
Синоним — семейное обучение.
Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
Домашнее обучение легально в Российской Федерации.
В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании»
Причинами перехода на домашнее обучение чаще всего являются недовольство качеством школьного образования, профессиональные увлечения ребёнка и частые переезды семьи.
Чтобы перейти на семейное образование, нужно уведомить органы местного самоуправления. Для этого пишут специальное заявление, а затем прикрепляются к аккредитованной школе, чтобы регулярно сдавать аттестации.
Организация дальнейшего учебного процесса на семейном обучении лежит на родителях. Что учить, как учить, когда учить — семья решает сама. Семейное образование — гибкое и вариативное. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам. В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» организуют обучение с 1 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы — минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные наставники.
Надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по скайпу. Зачастую учителями назначаются два–три предметника, которые преподают «надомнику» сразу несколько дисциплин.
По закону надомное обучение не является формой получения образования.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании»
Ребёнок на надомном обучении зачислен в контингент школы. Ему выдаются учебники, и он, как все, должен придерживаться графика аттестаций, писать контрольные работы и сдавать экзамены.
Кто может рассчитывать на надомное обучение
Перечень заболеваний, дающих право на обучение на дому, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Надомным обучением нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности. Если ребёнок легко простужается и поэтому часто пропускает школу, его вряд ли переведут на надомное обучение. А вот ребёнок с сахарным диабетом первого типа имеет право стать надомником.
Полный список заболеваний для надомного обучения можно найти в перечне Министерства здравоохранения. Приведём лишь несколько примеров: нарушение свёртываемости крови, эпилепсия, спинальная мышечная атрофия, сердечная недостаточность второй и третьей стадии, детский церебральный паралич и другие.
Алгоритм перехода на надомное обучение
Порядок действий такой:
Во время обучения на дому школа обязана предоставить бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, а также создать условия для аттестации больного ребёнка.
К сожалению, на практике учителя часто не заинтересованы в обучении надомников. Качество надомного образования сильно зависит от человеческого фактора. Бывает, что программа преподаётся поверхностно, а возможности ребёнка никак не учитываются. Так, мама ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Доманина рассказывает, как они вместе с дочерью Настей, у которой детский церебральный паралич, пробовали учиться на дому.
«В четвёртом классе Насте стало трудно ходить в школу, а я не могла носить её на руках. Нагрузка возросла, и мы перешли на надомное обучение. Однако появились трудности. Материал, которые дети изучали целый день, нужно было усвоить на занятиях с учителем, приходившим из школы, за полтора–два часа».
Выходом для семьи Доманиных стала «Домашняя школа Фоксфорда».
«Было очевидно, что даже её базовая программа даёт более глубокие знания, чем мы получали раньше. Бросилась в глаза связь школы и науки. Все термины научные, сложные, но в этом раскрывается суть и понимание предмета. Здесь не решишь задачку с ходу — нужно хорошенько подумать и применить сразу несколько правил. А Насте нравится глубоко погружаться в предмет и во всём доходить до самой сути», — делится Елена.
Домашнее или надомное обучение: что выбрать
Домашнее обучение предоставляет больше свободы. Зачастую это более качественный формат, потому что помощники в виде онлайн-школ и репетиторов больше заинтересованы в ученике и развитии его индивидуальных способностей.
Надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Чтобы оставаться в контингенте, но не посещать школу, нужно получить медицинское заключение, подтверждающее наличие заболевания для обучения на дому. Качество надомного обучения не всегда отвечает запросам ребёнка, и семья вынуждена отказываться от помощи государства или дополнять её.
Определиться, какой тип обучения, семейное или надомное, всё же подойдёт вашему ребёнку, вам поможет наглядная таблица.
Как дети учатся на домашнем обучении
Рассказываем, что надо знать при переходе на домашнее обучение.
Учить любимые предметы, ни от кого не зависеть, самостоятельно планировать время — звучит здорово. Но процесс домашнего образования не всегда проходит так радужно, как хочется.
Попробуем разобраться, какие опасности таит в себе домашнее обучение.
Проблема 1. Нехватка знаний у родителей
Закон «Об образовании в Российской Федерации» не требует, чтобы у родителей, решивших перевести детей на семейное обучение, были дипломы педагогов. Часто домашнее образование приносит удовольствие от процесса познания всем членам семьи. Мамы и папы вспоминают, что учили в школе и институте, и вместе с ребёнком осваивают современную науку.
Но иногда родителям при переходе на домашнее обучение действительно не хватает знаний или времени на то, чтобы разбираться в сложных темах. Например, профессиональный педагог знает, как решить задачу разными способами, а мама с папой — способом, который помнят. Настоящий преподаватель говорит с великолепным британским произношением, а мама с папой — «хеллоу, хау ар ю» и так далее.
Решение
Выходом станут многочисленные онлайн- и офлайн-помощники: репетиторы, дополнительные курсы, дистанционные школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дети с 1 по 11 класс системно осваивают школьную программу в удобном для них темпе. Можно делать упор на отдельные предметы, которые интересны ученику, готовиться к олимпиадам и экзаменам.
«При домашнем обучении учитываются сильные стороны и интересы детей, чтобы стимулировать мотивацию к учёбе. В нашей домашней онлайн-школе, например, с пятого класса кроме базы можно проходить углублённые и олимпиадные курсы по дисциплинам, к которым есть интерес и задатки. А с ними — курсы по развитию эмоционального интеллекта и навыка самообразования».
Юлия Шароватова, руководитель «Экстерната и домашней школы
Фоксфорда»
Проблема 2. Давление и критика
Несмотря на нарастающую популярность, семейное образование всё ещё овеяно мифами. Сторонники традиционного школьного образования скептически утверждают, что обучать ребёнка дома — чуть ли не преступление против человечности.
Дарья Горбачёва, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофея Кожина, поделилась опытом борьбы с предвзятостью преподавателей:
«Сначала мы сдавали аттестацию в школе, откуда ушли. Было нелегко выдержать моральное давление со стороны учителей. “Одумайтесь!” — говорили они, мол, испортите ребёнка, он деградирует и прочее, прочее. На аттестациях нам каждый раз пытались доказать, что мы ошиблись, избрав семейное образование».
Решение
При переходе на семейное обучение будьте готовы проводить границы в разговоре с людьми и давать понять, что домашнее обучение — осознанный выбор вашей семьи, который следует уважать. Ведь согласно Семейному кодексу России обязанность обеспечить детей общим образованием лежит именно на родителях. А значит, у вас преимущественное право выбора формы обучения.
Проблема 3. Недостаток общения
Иногда домашнее образование приводит к тому, что ребёнок проводит слишком много времени дома. Больше не нужно ежедневно ходить в школу, и пропадает мотивация чаще выходить из дома.
Решение
Позаботьтесь о социализации ребёнка. Семейное образование позволяет окружать себя интересными людьми. На домашнем обучении больше времени для посещения музеев и выставок, а также для кружков по интересам и спортивных секций.
Михаил Рабинский, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда», подтверждает: «Кружки нужны, чтобы общаться с ровесниками и расширять кругозор».
«Социализация — это построение социальных связей. А для построения социальных связей совершенно необязательно ходить в школу. Можно ходить в музей, а можно ходить в кружок, а можно иметь отличную компанию во дворе, в которой у тебя понятно устроены отношения».
Дима Зицер, педагог, автор книг
Проблема 4. Отсутствие системности
Хоумскулеры не понаслышке знают, что планирование учебного процесса своими силами — это трудно. Нужно самостоятельно разработать или выбрать учебный план, составить расписание, определить график тем, учесть дополнительные кружки и секции.
Если расписание составлено плохо или не соблюдается, ребёнок на домашнем обучении начинает скучать, лениться, играть в компьютер вместо учёбы.
Многим семьям требуется педагог или наставник, который сможет грамотно организовать процесс за них.
Решение
Чтобы снять с себя груз ответственности за разработку учебного плана при переходе на семейное обучение, родители часто подключают онлайн-школы. Чаще всего такие школы помогают составить индивидуальный гибкий график.
Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» наставник помогает распределить нагрузку, учитывая потребности и желания каждой семьи.
Хотите составить расписание самостоятельно? Следуйте нашей пошаговой инструкции, чтобы ничего не упустить.
Проблема 5. Аттестация
Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры демонстрируют, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта.
На время аттестации ребёнок на семейном образовании и самообразовании прикрепляется к аккредитованной школе и становится экстерном.
К сожалению, прикрепление к школе при переходе на домашнее обучение может доставить массу проблем. Во-первых, не все школы работают с хоумскулерами. Во-вторых, подходящая школа может находиться далеко. И в-третьих, вам могут предложить неудобный график аттестаций.
Решение
Если с вами изначально не хотят «связываться», то высока вероятность, что и в дальнейшем будут ставить палки в колёса. Найдите школу, дружелюбную к хоумскулерам:
Проблема 6. Недостаток мотивации
Бывают дни, когда хочется лежать на диване и ничего не делать. Заполнять контурную карту — лень, решать задачу — неохота, читать параграф из учебника — уныло.
Периодические упадки настроения — нормальны. Возможно, ребёнку на семейном обучении нужен отдых. Но если у хоумскулера отсутствует мотивация и интерес к учёбе на постоянной основе, стоит пересмотреть программу.
Решение
В «Экстернате Фоксфорда» учеников мотивирует интерактивность процесса и искренняя вовлечённость преподавателей.
За выполнение интерактивных домашних заданий ребята получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм. Так обучение становится увлекательней.
Преподают специалисты из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других топовых вузов страны. Каждый горит своим предметом, поэтому уроки интересные и насыщенные.
Алёна Руденко, медалистка и выпускница Фоксфорда, делится: «Предметы, которые трудно давались, оказались не такими уж и страшными. Например, я никогда не любила историю, но Елена Валерьевна так интересно рассказывала, что у меня вдруг стало получаться».
Резюме
Обучение на дому — отличная альтернатива традиционной школе. Хоумскулеры получают качественное и полноценное образование из любой точки мира. Преимущества домашнего обучения:
Если грамотно организовать процесс домашнего обучения и предусмотреть возможные трудности, учиться будет легко. Так, обучение в «Домашней школе Фоксфорда» строится на персонализации. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок получал удовольствие от учебного процесса и стремился к знаниям. Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем тьюторское и наставническое сопровождение.
Закон о домашнем образовании
Еще несколько лет назад обучать ребенка на дому было возможно только в том случае, если он имел подтвержденную инвалидность. Сейчас родители могут перевести своих детей на домашнее обучение просто по желанию. Получение знаний вне стен образовательных учреждений регламентировано законом Российской Федерации № 273-ФЗ. Обучающийся дома ребенок имеет право сдать экзамены после 9 и 11 классов. Это позволяет ему, как и всем остальным детям, поступать на равных основаниях в средние специальные и высшие учебные заведения.
Закон о домашнем образовании
Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:
Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.
Варианты обучения на дому
Выбрать обучение вне стен школы можно с учетом состояния здоровья ребенка, исходя из особенностей жизни семьи и религиозных убеждений.
В России признаны три формы домашнего образования:
Каждый из вариантов имеет свои особенности. Выбирая из них, родители должны руководствоваться интересами ребенка и его возможностями. Необходимо помнить о том, что домашнее получение знаний имеет не только ряд преимуществ. У него есть и определенные недостатки, которые могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ученика.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Особенности надомного варианта (в случае проблем со здоровьем)
В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.
Этапы оформления ребенка на надомное обучение
Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.
Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:
Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.
Образовательное учреждение обязано:
Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.
Особенности семейного образования
Учиться на дому может не только школьник-инвалид. Закон об образовании предусматривает возможность приобретать знания самостоятельно и в случае, если серьезных проблем со здоровьем нет. Тогда речь идет о семейном образовании. Родители могут обучать ребенка сами или приглашать репетиторов или педагогов, в школу ученик приходит только на промежуточные и итоговые аттестации.
На домашнее самообразование детей переводят по нескольким причинам, основные из них следующие:
Переводя здорового ребенка на домашнее обучение, необходимо в первую очередь учитывать его желание. Многие дети отрыв от коллектива переносят очень болезненно.
Этапы перевода на домашнее обучение
Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:
При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.
При домашнем обучении в России закон предусматривает:
В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.