как добраться до брюсова переулка где храм
Храм Воскресения Словущего в Москве. Адрес, расписание богослужений, как доехать, фото
Храм с необычным не совсем понятным названием Воскресения Словущего принадлежит к числу старинных церквей столицы, где чувствуется особенная духовная атмосфера и ощущается присутствие в святом столетиями намоленном месте.
Храм Воскресения Словущего сегодня
Храм Воскресения Словущего в городе Москва носит свое название в честь празднования события возведения знаменитого на весь православный мир иерусалимского храма Святого Гроба Господня Святым императором Константином Великим в середине IV столетия, воздвигнутого на реальном историческом месте распятия и погребения Иисуса Христа.
Долгое время это место величайших страданий было осквернено языческим капищем, пока Святой императрицей Еленой не был обретен Крест Господень, после чего здесь был воздвигнут и освящен храм Христова Воскресения в Иерусалиме, который стал символом возрождения или обновления главной христианской святыни и духовной жизни всей церковной общины.
В память об этом событии во всем христианском мире воздвигаются церкви, где торжественно празднуется престольный праздник чином пасхального богослужения.
В столице есть несколько таких храмов, один из которых находится в Успенском вражке, то есть на месте глубокого оврага. Рядом была деревянная церковь Успения Божьей матери, от которой и пошло название местности в этой части Белого города и древнего оврага.
В XVI столетии это урочище было засыпано, а на его месте возник переулок, который впоследствии получил название в честь вельможи Якова Брюса, генерал-губернатора екатерининской эпохи.
В XVII веке при храме были выстроены несколько монастырских келий для нищих стариц.
В XVIII столетии храму активно покровительствовал московский князь Гагарин, на чьи средства была отремонтирована кровля и обновление церкви. В 71 году страшная эпидемия чумы в городе привела к смерти всех священников храма, а еще через 2 года произошел сильный пожар, после которого обители пришлось довольно долго восстанавливаться.
Примечательно, что храм никогда не закрывался со дня своего основания. Наоборот, церкви передавались святыни и иконы из закрывающихся в окрестности храмов и соборов. В годы советского безбожия с церкви были сняты колокола, которые вернули на звонницу только в 90-е годы.
Здесь более 4 десятков лет прослужил Волоколамский митрополит Питирим, который стал духовником московской творческой элиты. На его проповеди и торжественные богослужения стекалось множество деятелей искусства, художников, писателей и ученых.
Сегодня историческое здание недалеко от Кремля признано памятником архитектуры государственного значения.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Храм Воскресения Словущего построен в типичной архитектурной традиции XVII века посадских церквей в виде бесстолпного одноглавого четверика. От первоначальной задумки 5-главого белокаменного храма в современном строении остался только небольшой 2-светный четверик и 3-частная апсида.
Стены здания оформлены полукруглыми нишами с декоративными закомарами, строгим узорчатым карнизом и колончатым поясом с крупными кокошниками, угловыми пилястрами с полуколоннами. Трапезную с 3 полукруглыми приделами украшают на углах боковых фасадов рустованные ризалиты, пилястры, портики и фронтоны.
Общие пропорции здания классического стиля и ритмичный незаурядный рисунок окон говорит об опытности зодчего, имя которого история не сохранила до наших дней. Оконные проемы церкви декорированы очень скромными наличниками, цилиндрический барабан глухой на сплошном поясе с колоннами без окон, украшен аркатурой.
Колокольня храма с просторным 4-гранным 2-ым ярусом и маленькой главкой в современном виде была перестроена в конце XIX столетия взамен ротонды со шпилем стиля барокко, что было вызвано необходимостью размещения подаренного 327 пудового колокола. К нижнему ярусу пристроены с обеих сторон небольшие сторожки.
На оштукатуренных и выкрашенных в красноватые оттенки с белой отделкой стенах храма есть образы Святых, которые регулярно украшают живыми цветами и ставят свечи. Ограда и ворота обители сохранились в неизменном виде с конца позапрошлого столетия.
История строительства
Самые первые упоминания о Воскресенской еще деревянной церкви на Успенском вражке относят к середине XVI столетия
Страшный пожар первой половины XVII века привел к уничтожению всех построек в этой местности. Поэтому вскоре началось строительство каменной церкви, освященной в 1634 году по прошению храмового священника и настоятеля Матфея патриарху Иоасафу.
К тому моменту в церкви было 3 престола:
В неизменном виде здание церкви простояло более 2 столетий, а затем в начале XIX века перестроили звонницу и трапезную часть храма, а чуть позже расширили оконные проемы, которые отштукатурили килевидными обрамлениями в старорусском стиле.
К концу позапрошлого века архитектором Александром Мейснером были перестроены верхние этажи колокольни псевдоклассической формы под подаренный храму колокол большего размера, что можно видеть в современном здании. В 30-е годы прошлого столетия были сняты все колокола, но храм продолжал свою работу, благодаря заступничеству известных деятелей культуры и искусства.
В середине века, а затем в 80-е годы проводились ремонтно-реставрационные работы. А в марте прошлого года были завершены восстановление стеновых фресок и орнаментов на сводах, также отреставрировали медальоны над оконными проемами.
Внутреннее убранство
Высота внутреннего пространства храма равняется 15 м. Интерьер неоднократно поновлялся, сохраняя основную композицию.
Стены и свод с лепными украшениями и орнаментом расписаны масляными фресками. В ходе реставрационных работ были обнаружены старинные росписи в четверике и алтарной части, скрытые от глаз слоем краски. Фреску с изображением события снятия Господа с креста удалось полностью восстановить. Частично восстановлены остальные фрагменты утраченной живописи.
Стены Храма Воскресения Словущего в Москве украшают красивейшие росписи
Помещение освещается 2 рядами окон. Старинные иконы искусно оформлены резными ризами и киотами. Резной белый с золотом главный иконостас соответствует стилю конца позапрошлого века. Иконостас бокового Никольского придела сборный, выполнен в период конца XVII начала XIX веков.
Святыни и мощи храма
В богато украшенном киоте в левой части храма можно увидеть старинный Богородичный образ Взыскания погибших в богатой серебряной ризе с множеством пожертвованных украшений и драгоценностей получившими чудесную помощь.
Божья Матерь изображена на этой иконе с непокрытой головой, что символизирует отданный ею покров для спасения грешников. Сюда ежедневно приходит огромное количество паломников и просителей.
По древнему преданию эту икону сохранил благочестивый прихожанин Христорождественской церкви, вдовец, постоянно молящийся о благополучии своих дочерей. Во сне ему было повеление отдать икону в храм, что он незамедлительно исполнил.
Позже церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а чудотворный образ брошен и расколот. Художники реставраторы смогли восстановить святую икону, которая была перенесена из Палашинского храма в 30-х годах прошлого века.
Стоит обратить внимание на расположенный в главной части храма в богатой резной ризе редкий чудотворный образ Спиридон Тримифунтского, справа от иконы Спасителя. В центре иконы имеется маленький ковчег, который открывает частицу святых мощей.
Имеется в левом приделе церкви древнейшая Можайская икона XVI века с изображением святого архиепископа Николая Мир Ликийских с частицей чудотворных мощей. Почитаемые святыни XVII-XVIII столетия с образами пророков Елисея и Илии с житием можно увидеть в правом пределе.
Древняя икона XVII века с изображением Иустина Философа установлена в иконостасе Никольского придела.Имеется в храме почитаемый образ Анны Кашинской с частицами ее святых мощей.
В главном престоле между окнами находятся почитаемые изображения Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великого князя Владимира и княгини Ольги, выполненные знаменитым мастером церковной росписи Нестеровым.
Духовенство, наставники
Сегодня председателем Приходского совета и настоятелем храма является митрофорный протоиерей Николай Балашов, назначенный в 2012 году. Также в церкви служат штатными священниками иереи: Алексей Харламов и Павел Карев, а дьяконами являются Николай Пянзин и Дмитрий Богута.
В свое время в этом храме служили такие известные личности как:
Приход и хор храма
После воскресной литургии прихожане храма собираются на совместное чаепитие в приходском доме, где обсуждают насущные проблемы жизни прихода, выслушивают отчеты о проведенных конкретных делах милосердия нуждающимся и помощи пожилым людям, планируют организацию культурной программы проведения ближайших праздничных мероприятий.
При храме работают постоянные курсы изучения церковнославянского языка для всех желающих, проводятся занятия по фотографии, организуются лекции и встречи с интересными гостями, концерты классической музыки.
По субботам и воскресеньям проходят еженедельные встречи членов киноклуб, где организуется совместный просмотр и обсуждение различных православных и документальных фильмов. Проводятся встречи молодежного литературного клуба, где читаются произведения классической литературы.
В дни памяти служителей и известных прихожан служат панихиды, а также проводятся встречи на приходе с чаепитием и просмотром документальных хроник и фильмов. При храме организован хор, где желающие изучают церковные песнопения и распевы.
К праздничным датам проводятся концерты и выступления в музыкальной гостиной, где воспитанники воскресной школы демонстрируют свои успехи и таланты родителям и прихожанам.
Социальная работа, повседневная жизнь
При храме постоянно находится дежурный священник, которому можно лично или по телефону горячей линии задать интересующие вопросы, попросить совета и заказать требы.
Сотрудниками и добровольцам прихода регулярно обновляется свежая и актуальная информация на страницах храма в социальных сетях:
При храмовом складе проводится сбор вещей и продуктов для нуждающихся и многодетных семей. Кроме того добровольцы прихода и члены молодежного клуба в рамках церковного социального служения регулярно готовят обеды, а потом кормят на Курском вокзале всех нуждающихся.
По понедельникам и пятницам проводятся встречи членов группы анонимных алкоголиков, где оказывается поддержка людям в трудной жизненной ситуации и членам их семей.
Воскресная школа
При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.
Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.
Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.
Престольные праздники
Храм Воскресения Словущего отмечает свой главный престольный праздник 26 сентября, когда проходят торжественные богослужения по особому чину с пасхальным крестным ходом и колокольным звоном.
Память пророка Елисея совершается 27 июня.
Торжественные богослужения проходят также в дни празднования памяти Святели и угодника божия Николая, которые отмечаются в православной церкви несколько раз в году: 19 декабря, 22 мая и 11 августа.
Расписание служб, режим работы
В храме Воскресения Словущего проходят регулярные церковные богослужения по следующему расписанию:
День недели | Вид богослужения | Время начала |
С понедельника по пятницу | Часы, исповедь | 8-40 ч. |
Литургия | 9 ч. | |
Вечерня и утреня | 18 ч. | |
Суббота | Часы, исповедь, литургия | 8-40 ч. |
Всенощное бдение | 18 ч. | |
Воскресенье, праздничные дни | Часы, исповедь | 6-40 и 9-40 ч. |
Ранняя литургия | 7 ч. | |
Поздняя литургия | 10 ч. | |
Вечерня, по окончании молебен с чтением акафиста Богородице перед иконой Взыскания погибших и водосвятие | 18 ч. |
Каждый вторник в 18 ч. читается акафист Святому епископу Спиридону Тримифутскому. По четвергам проходит служба с водосвятием Святому угоднику божьему Николаю, которая начинается сразу после вечерни.
Каждую пятницу служится молебен с акафистом Господу Иисусу сладчайшему. Накануне всех церковных праздников вечером совершается Всенощное Бдение.
Интересные факты про храм, что в окрестностях
В начале прошлого века именно перед этой иконой Взыскания погибших, но в другой церкви, было проведено венчание Сергея Эфрона с поэтом Мариной Цветаевой.
Храм в таком знаменательном квартале рядом с театрами и Консерваторией всегда посещали представители творческой интеллигенции:
В храме в свое время было совершено отпевание таких известных деятелей культуры: режиссера Сергея Бондарчука, актеров Олега Борисова и Евгения Евстигнеева, телеведущего Влада Листьева.
Информация для паломников
Храм Воскресения Словущего открыт для посещения всем желающим с 7 до 20 ч. в будние дни недели, а по воскресеньям и праздничным дням с 6-30 ч. Имеется собственный сайт в интернете http_//vslov_ru/, где всегда можно узнать актуальное расписание богослужений.
Также можно связаться с сотрудниками храма по электронной почте: vslovushego@yandex_ru или по телефонам:
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Расположен этот старинный храм в самом центре исторической части столицы между улицами Большая Никитская и Тверская в Брюсовом переулке, строение №15/2.
Доехать на общественном транспорте метрополитена можно до станций: Пушкинской, Тверской или Охотного ряда, а дальше необходимо выйти в сторону улицы Тверская и совсем немного пройти пешком. Ориентиром служит здание Министерства наук.
Прямо напротив входа в церковь установлен памятник Мстиславу Ростроповичу, виолончелисту, пианисту и дирижеру с мировым именем. Авторами бронзового памятника в одноименном сквере Брюсова переулка, недалеко от места проживания народного артиста с женой Галиной Вишневской, стали скульптор А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский.
Рядом с храмом в Леонтьевском переулке 4 находится дом музей Станиславского, а в Брюсовом переулке 12 расположен филиал музея-квартиры Мейерхольда. Также недалеко, на Тверской улице 13, заседает правительство Москвы.
На большой Никитской улице дом 2 можно посетить научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова, а на Моховой 11 расположен Государственный геологический музей имени Вернадского. В непосредственной близости от здания церкви также находится Консерватория имени Чайковского и театр Маяковского, Дом художника и Дом композиторов.
В незаметном храме Воскресения Словущего царит тишина, умиротворение и спокойствие, которые особенно поражают всех входящий сюда и попадающих в совершенно другой мир Старой Москвы из суеты шумной современной столичной жизни.
Видео о храме
Видео-обзор храма Воскресения Словущего:
Брюсов переулок в Москве, Храм Воскресения Словущего и его святыни.
История постройки
Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке
Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.
Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.
Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.
Возведение каменной церкви
Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.
Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.
В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.
Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.
Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего
К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:
Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.
В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.
Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.
В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.
Период разрушений
Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.
Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.
На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке
Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.
Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского
Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.
Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.
Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?
Храм, который не закрывался в советское время
Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.
Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.
Храм рядом с Тверской улицей
Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.
Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.
Храм Воскресения Словущего: как добраться
Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.
(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)
Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.
Современное состояние
Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.
Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.
Внутри Воскресенского храма
С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.
Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.
Колокольня
Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения «Архангел Михаил». Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.
Святыни
Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.
Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:
Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.
Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского
Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.
Примечания
Возведение каменной церкви
Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.
Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».
Расписание богослужений
В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.
Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.
Происхождение названия
В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня
) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.