как доехать до даниловского монастыря на трамвае
Даниловский монастырь как добраться на метро
Свято-Данилов монастырь, или, как его еще называют, Данилов или же Даниловский монастырь, был возведен в конце тринадцатого века князем Московским Даниилом. Этот монастырь не раз подвергался нападениям и был практически полностью разрушен. Однако каждый раз его вновь восстанавливали.
Последний раз обитель была закрыта в 1918 году, после чего в нем был размещен изолятор НКВД.
В 1982 году Л.И. Брежнев решил подписать указ о восстановлении обители и возвращении ее Русской Православной Церкви. И после этого монастырь не прекращал свою работу, являясь действующим до сих пор.
Способы проезда до Даниловского монастыря
Добраться до Даниловского монастыря можно несколькими способами. Перечислим все доступные.
На автомобиле
Если у вас есть личный автомобиль, то для вас это не составит особого труда. Удобнее всего, воспользовавшись современными технологиями, использовать навигатор, указав в нем место назначения — Даниловский монастырь.
Если навигатора нет, то перед поездкой изучите карту — ознакомившись с его месторасположением, добраться до монастыря не будет проблемой. В любом случае, при необходимости, вы сможете спросить у прохожих дорогу. Если же вам предстоит добираться на общественном транспорте, то ниже описано, как добраться до обители на метро и на трамвае.
На трамвае
Добраться до Даниловского монастыря, как уже упоминалось, можно на трамвае. Следующие маршруты: А, 3, 35, 38, привезут вас на остановку «Свято-Данилов монастырь». Название остановки говорит само за себя — выходим.
На метро
Легче и быстрее всего добраться до монастыря на метро. Если вы выбрали именно этот путь, то ваша ветка — Серпуховско-Тимирязевская, садитесь и доезжаете до станции метро «Тульская». Если вы будете ехать из центра, то более удобно сесть в последний вагон.
До станции «Тульская»
Когда выйдете из метро, поверните назад, и, когда дойдете до трамвайных путей, поверните направо — это будет улица Даниловский Вал. Дальше идите, не сворачивая, вдоль трамвайных путей, и вы придете прямо к воротам Даниловского монастыря. Дорога займет около 10 минут, если идти средним шагом.
До станции «Павелецкая»
Помимо этого, выйдя на станции метро «Павелецкая», тоже можно добраться до Данилового монастыря.
Однако тогда нужно будет проехать еще и на трамвае, потому как идти пешком довольно далеко – около 2.5км. Садитесь на любой маршрут, и доезжаете до все той же трамвайной остановки «Свято-Данилов» монастырь.
Свято-Даниловский монастырь открыт для посещений. Он имеет непростую и в то же время богатую историю и большую архитектурную ценность. Все постройки, находящиеся на его территории, отреставрированы, сама территория ухожена и красива.
Поэтому даже простая прогулка по Даниловскому монастырю может быть увлекательна и интересна.
Свято-Данилов монастырь
Данилов монастырь — самый старый в Москве. Предание гласит, что он был основан в 1282 году сыном Александра Невского — князем Даниилом. Кирпичная стена с семью башнями появилась вокруг монастыря в 17 веке. В годы Советской власти монастырь был переоборудован под детскую колонию, здания пришли в упадок. На сегодняшний день монастырь полностью отреставрирован и возвращен церкви. Здесь же находится резиденция Московского Патриарха.
Древние, выкрашенные в белый цвет, кажущиеся неприступными стены и башни, снабженные бойницами, видели на своем веку немало различных событий. На территории обители все здания и сооружения производят впечатление строгости и серьезности. Понятно, ведь здесь расположены основные учреждения Русской Православной Церкви: резиденция Патриарха, священный Синод и другие.
С другой стороны, каждая постройка, возведенная здесь, выглядит по-особенному. Классический стиль Троицкого сочетается со старославянским обликом храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Современный вид имеет святой источник. Кругом чистота и порядок, но какие-то ограждения.
Даниловский монастырь: расписание, как добраться, иконы и мощи
Общее расписание богослужений
С понедельника по пятницу, в храме Святых Отцов
Великим постом, в храме Св. Отцов:6:00 Братский молебен, Полунощница, Часы, Изобразительны, Вечерня.В среду и пятницу, а также в дни, когда накануне было полиелейное богослужение, Вечерня совершается в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.
16:30 Повечерие, Утреня, 1-й Час — с воскресенья по четверг. В пятницу вечером начало вечернего богослужения в 17:00.
В субботу
В воскресенье
В дни больших праздников
Накануне праздничного дня в 17:00 в Троицком соборе совершается Всенощное бдение. В самый день праздника бывает одна или две Литургии — это указано в отдельном расписаниии праздничных богослужений. Братский молебен и Полунощница в день праздника не совершаются.
Молебны и акафисты
Акафисты, совершаемые от недели Всех Святых до недели Праотец
(предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым):
Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.
Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.
Заказные молебны, акафисты и панихиды
По будням в Покровском храме:
По воскресеньям и большим праздникам когда в монастыре совершается две Литургии, в Покровском храме:
По окончании поздней Литургии, примерно в 11:00-11:30 — водосвятный молебен с акафистом св. блгв. кн. Даниилу Московскому.
Заказные молебны и панихиды НЕ совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.
Краткий молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00 кроме дней когда в монастыре служится Всенощное бдение.
Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица» в храме прп. Серафима Саровского совершается по вторникам и субботам в 14:00.
Таинство исповеди:
С понедельника по пятницу — в 7:00 в храме Св. Отцов.
Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.
По субботам:
По воскресеньям и большим праздникам:
Накануне больших праздников, когда совершается Всенощное бдение с Литией, — в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
Таинство Освящения елея – СоборованиеСовершается только во время Великого поста кроме первой недели по четвергам в 17:00 в Троицком соборе.На Страстной седмице — в Великую среду по окончании вечернего богослужения.
Беседа со священником
Ежедневно в приемной братского корпуса можно задать вопросы и поговорить со священником.
Время приема: на буднях 9:00-17:00; в воскресные и дни больших праздников, когда в монастыре совершаются две Литургии, 12:00-17:00.
В монастыре не совершаются:
Крещение, Венчание, Отпевание.
Заказать молитвы о здравии и упокоении
В храмах монастыря за свечным ящиком и в иконных лавках можно заказать следующие молитвы:
Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязанской области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».) На одно имя принимаются заказы на 40 дней, полгода, год.
Принимаются имена только православных христиан. Имена лиц, сознательно окончивших жизнь самоубийством, не принимаются.
Старинный Даниловский храм закрыли лишь в конце 1930 года, одним из последних в России. Вместе с закрытием были украдены и святые мощи Даниила Московского.
Только в 1983 году, по решению советской власти, собор снова отдали московским патриархам, чтобы устроить там официальную резиденцию.
На сегодняшний день здесь можно увидеть резиденцию Святейшего Патриарха, где проводят Архиерейские соборования Русской Православной Церкви.
Святыни монастыря: Чудотворные мощи св.
князя Даниила Московского, Чудотворные мощи святителя Спиридона Тримифунтского, рака с мощами преподобного Георгия Даниловского, ковчег с мощами святого князя Александра Невского, ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, ковчег с мощами преподобного Саввы Сторожевского, икона преподобного Серафима Саровского с мощами, икона преподобного Сергия Радонежского с мощами, икона великомученика Пантелеимона с мощами, икона святителя Луки с мощами, икона святителя Иоанна Суздальского с мощами.
Как доехать до Данилова монастыря в Москве на метро и на автомобиле, где припарковаться, расписание служб, краткая история
В данной заметке я расскажу о Патриаршей резиденции в Москве, Даниловом монастыре, расскажу как удобнее доехать до Данилова монастыря и на чем. Очень коротко расскажу его историю.
Данилов монастырь один из монастырей сторожей, это монашеская обитель и крепость прикрывающая Москву с юга и с юго-запада вместе с Донским монастырем. С тех сторон к нам жаловали незваные гости, любители поубивать, пограбить и пожечь.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ
Слева, чуть позади от вас Торговый центр Ереван плаза, вперед и правее Управа Даниловского района. Проходите мимо неё. Она справа. Там несколько дорожек, идите по любой.
Староданиловский монастырь
Слева большая дорога, вы движетесь параллельно потоку машин в сторону Садового Кольца, пройдете мимо часовни Благоверного Князя Даниила Московского и упретесь в трамвайную линию.
Теперь направо, теперь все время идите вдоль неё, через несколько минут увидите стену монастыря, проходите Т-образный перекресток прямо, никуда не сворачиваете.
Перед вами трамвайная остановка, можете сесть на трамвай и проехать одну остановку. Перегоны небольшие, если есть желание и здоровье до монастыря дойдете за 5-ть минут.
На автомобиле удобнее съехать с Третьего Транспортного Кольца на Большую Тульскую улицу и на первом повороте повернуть на право на улицу Даниловский Вал, вы увидите стены монастыря. На против входа можно поставить автомобиль, на противоположной стороне, парковка платная 60-т рублей в час днем.
Данилов мужской монастырь в Москве
РАСПИСАНИЕ СЛУЖБ
Трамвай останавливается напротив центральных ворот, если вы приехали в монастырь в будний день, то он открывается в 6-00, можете успеть к братскому молебну.
Даниловский монастырь
В воскресные и праздничные дни исповедь также начинается в 6-45 в Троицком Соборе в цокольном Храме Рождества Иоанна Предтечи, это от входа направо, идите туда куда все, исповедует несколько монахов.
ИСТОРИЯ ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ, КОРОТКО
Данилов монастырь основал в 1282 году святой благоверный князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского. Тогда, он поставил небольшую церковь во имя своего небесного покровителя Даниила Столпника.
По преданию именно на этом самом месте его потомок, царь Иван Грозный построил ныне существующий Храм Семи Вселенских Соборов, но есть и другая версия, что на том самом месте теперь стоит храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, этот храм находится за стеной монастыря, его купола видны, если стоять спиной к главным воротам.
Свято Даниловский монастырь в Москве
Благодаря его мудрой политики, маленькое бедное княжество в дремучих, непроходимых лесах стало центром объединения Русских земель, а при его прямых потомках, многие из которых также прославились святостью, столицей огромной страны.
Представился князь Даниил в возрасте 42-х лет, ранней весной 1303 года. По смирению своему завещал похоронить себя, как простого монах на монастырском кладбище.
Его сын Иван Калита в 1330 году перевел обитель в Кремль. Со временем могила князя Даниила была заброшена и забыта, но преподобный князь напомнил о себе забывчивым потомкам.
Даниловский монастырь часы работы
Князь Даниил
Рядом со своей могилы он явился слуге великого князя Ивана III и сказал, не бойся меня я, христианин и господин сего места имя моё Даниил, Князь Московский, по воле Божией я положен здесь, Скажи от меня Великому Князю Ивану, ты забыл меня, но не забыл меня Бог.
С того времени великий князь установил чин соборный панихиды по усопшим родственникам князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила, на глазах у всех, выздоровел умирающий молодой купец из Коломны, Иоанн Васильевич видевший чудо исцеления возобновил служение в Даниловом монастыре и установил регулярные поминальные службы на месте погребения своего святого предка.
Повеление возродить монастырь было исполнено и в 1561 году святителем Макарием митрополитом Московским был освящен первый в обители каменный храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, первый в истории Православной церкви Храм с таким посвящением.
Свято Данилов мужской монастырь
Обретение мощей
При царе Алексее Михайловиче были обретены мощи Благоверного Князя Данила. Сегодня мощи находятся в Храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, в левом приделе Храма.
Селение около монастыря называлось Даниловской Слободка.Когда люди хотели что-то получить по молитвам Святого, они приходили ставили свечу, по своему достатку, молились и уходили в уверенности, что Святой услышит их и поможет, святой Даниил слышал и помогал и помогает по сей день.
Монастырь на Тульской в Москве
Во время войны 1812 года, европейские бандиты во главе с французами осквернили и разграбили храмы монастыря, украли всё, включая оклад с гробницы Святого Князя Даниила. В ходе реставрации Троицкого Собора выяснилось что его автором был известный зодчий Осип Иванович Бове.
В конце ХIX начале ХХ века при обители существовало богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовенства, проживавших на полном пансионе.
Даниловский мужской монастырь
АТЕИСТЫ ПРИШЛИ
На территории кладбища монастыря были похоронены многие выдающиеся люди России. В 1931 году некрополь Данилова монастыря был в очередной раз разграблен.
Пропали ребра и берцовая кость, предметы одежды, пуговицы с мундира останков Гоголя. Литераторы растащили их на сувениры. Светлов впоследствии демонстрировал гостям ребро Гоголя, лежавшее у него на столе.
Красный террор
Монастырь был небогатый, 3-го класса, братия Данилова обители, никогда не было многочисленной. Перед закрытием, в период революции было 50 монахов, все за исключением трех умерших в ссылках, были расстреляны в тюрьмах. Все пострадали за имя Христово.
С 1 мая 1917 года и до закрытия, настоятеля монастыря был архиепископ Волоколамский Феодор Поздеевский, до этого он был ректором Московской Духовной Академии. Пережив неоднократные аресты и многолетнее пребывание в лагерях архиепископ Феодор был расстрелян в Ивановской тюрьме 23 октября 1937 года.
Московский Данилов Монастырь
Братия монастыря, кто не был арестован подвизались в обители до 1930 года, затем монастырь был закрыт и передан под изолятор НКВД, для детей “врагов народа”.
Братия монастыря
Братия перешла служить в Храм Воскресения Словущего который был приходским храмом, они взяли с собой мощи Святого Князя Даниила и спрятали от поругания в подземных ходах, ведущих от Кремля к Храму Воскресения Словущего и далее к Москве-реке.
Поскольку вся братия монастыря была убита и замучена то никаких сведений, где могут находиться мощи не сохранилось. Остается ждать когда сам Святой Князь явит себя, как было когда-то.
Свято Даниловский мужской монастырь
На сегодня остались только частицы мощей, которые были сохранены американской православной церковью и еще несколько частиц находились у академика Дмитрий Сергеевич Лихачев, который передал их восьмидесятые годы в Данилов Монастырь. Также американская церковь вернула частицы мощей Даниловой обители.
С 1930 по 1972 год в монастыре размещалась тюрьма для несовершеннолетних. Сначала сюда привозили детей репрессированных лиц. В настоятельском корпусе было помещением для девочек. В Храмах были кинотеатры и туалеты. По коммунистической традиции, туалеты размещали в Алтарях. Было разрушено все и испоганено все до чего дотянулись крючковатые лапы коммунистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы знаем, что по церковной истории и жизни православных христиан Князь Даниил особенно помогает людям нуждающимся в жилплощади, много примеров решения таких неразрешимых проблем.
Расписание служб в Даниловском монастыре
Когда придет время многие из них будут прославленный в лике святых, пока канонизирован лишь один преподобный Георгий Лавров, мощи его сейчас находится в Покровском храме, на первом этаже Храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
В мае 1983 года монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, восстановлены все храма существовавшие до революции, а также устроены две новые церкви и две часовни.
Приходите в любое время, ворота восьмисот летнего монастыря открыты для вас. Приходите на службу, вспомните, что все пройдет и все проходит, до нас по этим дорожкам ходили сотни поколений наших предков, а после нас будут ходить наши потомки.
Все суета и томление духа, как говорит Экклезиаст. Рано или поздно мы подойдем к порогу Вечности, для атеиста это конец всего, для нас Православных Христиан это только начало. На сем заканчиваю. Если понравилось черкните пару слов или подпишитесь. До встречи.
Понравилась статья? Поделись!
«Первый на Москве»: посещение Данилова монастыря дорогого стоит
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Данилов монастырь. Панорамный вид с колокольни
Младший сын Александра Невского Даниил – не только первый князь Московский, но – создатель старейшей здесь монашеской обители, ныне – можно сказать, духовного сердца Русской Церкви.
Где в Москве находится Даниловский монастырь
Место его расположения можно определить, как исторический центр столицы, однако до Красной площади отсюда – целых 5 км к югу.
Адрес
Обитель находится на улице Даниловский вал, д. 22.
Как доехать
Традиционно самым быстрым видом транспорта мегаполиса считается метро. Именно таким образом проще всего добраться до монастыря из любого района столицы. Кроме того, сравнительно недалеко от его стен есть остановки автобуса, трамвая.
Ближайшая станция метро
Непосредственно рядом с монастырем станций нет: ближайшая, Тульская, находится почти за километр.
От Шаболовской, Серпуховской пройти придется в два раза большее расстояние.Тем, кто спешит на богослужение, наряду с метро можно воспользоваться другими видами транспорта.
Вид на на Данилов монастырь со стороны улицы
Трамвай, автобус
От Тульской, пройдя через парк, можно выйти на остановку трамвая №3 «Серпуховская застава». Следующая же станция так и называется: «Свято-Данилов монастырь». Туда же следуют трамваи 39, 26. Эти же трамваи довезут паломника от метро Шаболовская, а также от Павелецкого вокзала – именно сюда прибывают аэроэкспрессы из аэропорта «Домодедово».
От станции Серпуховской ходят автобусы – это маршруты т71, 41, 700.
Расписание богослужений
Здесь строго придерживаются иноческого устава богослужения.
И лишь по праздничным, воскресным дням литургия начинается с 8.45 ч. Есть также практика совершения по праздникам двух литургий – ранней и поздней. Узнать о том, каким будет расписание, можно на интернет-странице монастыря.
Как подать требы
Если есть желание отслужить молебен кому-то из святых, или же преподобному основателю монастыря, расписание таких молебнов, именуемых «заказными», также можно найти на интернет-странице.
Вид с паперти храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов на центральную площадь монастыря
Где остановиться: гостиница
Возможности разместить паломников у монастыря нет. Впрочем, недалеко от есть гостиница «Даниловская». Она принадлежит Патриархии, находится рядом с метро Тульская. Сама обитель в шаговой доступности, так что есть возможность попадать на ранние службы.
Однако стоимость проживания – от 5000 рублей за сутки, сравнительно невысокая по меркам столицы, не всегда доступна небогатым паломникам.
История святой обители
Она насчитывает более 700 лет. Данилов старше знаменитой Троице-Сергиевой лавры, но, в отличие от нее, знал несколько периодов, когда монашеская жизнь здесь прерывалась очень надолго.
Основание
Оно относится ко временам, когда Москва была совсем небольшим городком. Это маленькое княжество сыновья блгв. Александра Невского передали младшему брату, Даниилу. Его житие повествует, что, несмотря на то, что Москва считалась невеликим приобретением, Даниил Александрович со смирением принял княжение, не обидевшись на братий. Он с юности отличался кротостью, как бы иноческим душевным устроением.
Монастырь получил имя небесного покровителя основателя, прп. Даниила Столпника, а годом его основания считается 1282.
То была довольно скромная обитель, с деревянной церковью прп. Даниила, несколькими кельями иноков. Тем не менее, князь придавал ей большое значение, например, установил, что настоятель обязательно должен носить сан архимандрита.
Мирная иноческая жизнь продолжилась чуть более десятилетия: в 1293 г. монгольский полководец Тудан полностью разорил несколько городов Северо-Восточной Руси, включая Москву. Конечно, легкой добычей врагов стал небольшой монастырь, восстанавливать который пришлось практически с нуля.
Еще через 10 лет, 17 марта 1303 г. благоверный князь, чувствуя приближение кончины, принял постриг без изменения имени, в честь пророка Даниила. Обычай постригаться на смертном одре был общепринятым для княжеских семей, однако, Даниил, очевидно, давно, серьезно шел к этому шагу: он строго завещал не погребать его в храме, как приличествовало, учитывая его княжеский статус, но – на братском кладбище, как простого монаха.
Смиренного инока похоронили согласно завещанию.
При Иване Калите
О жизни иноков последующих трех десятилетий данных очень мало. Но в 1330 г. им пришлось пережить потрясение: сын основателя, Иван Калита перевел монастырь непосредственно в Кремль. Теперь он именовался Спасским.
На прежнем же месте осталась церковь, ставшая приходской, братское кладбище, все более приходившее в запустение. Более двух столетий была без должного ухода также могила князя Даниила.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. XVI век.
Фрагмент гравюры Пикара. Конец XVII — начало XVIII века
Годы «безвременья»
Однако Господу было не угодно попустить конечное забвение памяти святого. На месте, где был основан монастырь, известны несколько явлений святого князя:
При Иване Грозном
Третье чудо святого князя случилось при этом его потомке – уже девятого поколения. К тому времени почитание св. Даниила было уже сильно распространено среди москвичей. Так, один из купцов, проплывая по реке мимо Даниловской церкви со своим заболевшим юношей-сыном, нимало не усомнившись, привез болящего на могилу князя, даже – положил прямо на могильный камень, веруя: святой поможет. После совершенного молебна отрок действительно встал совершенно здоровым.
Возрождение Данилова монастыря
Чудо дошло тогда до самого царя Ивана IV и его духовного отца, митрополита Макария. Видимо, именно по инициативе святителя началось восстановление монастыря, более того, его возвышение.
С тех пор ежегодно на этот день сонм архиереев и иереев служил здесь литургию в присутствии государя. Затем совершалась также панихида по основателю монастыря.
Смутное время
Еще при Иване IV Данилов получил каменные стены, став неприступной крепостью на южных подступах к столице. Когда в начале XVII в. прервалась царская династия, и под стены Москвы начали приходить то крымские татары, то мятежные казаки, то польские интервенты, монахам пришлось пережить немало нападений:
При Романовых
По воцарении новой династии (с 1613 г.) наступили более или менее мирные времена для Данилова. Несмотря на внимание государей, обитель не была все же ни большой, ни богатой. Так, документы начала XVII в. свидетельствуют о том, что здесь жили только настоятель да 4 инока, а к концу столетия здесь были два иеромонаха, 6 монахов.
В течение XVII-XVIII вв. Данилов продолжал расти благодаря щедрым пожертвованиям благотворителей, первыми среди которых всегда были русские цари, но немало средств вносили также дворяне, купцы:
Вместе со страной Данилов переживал как радости, так и горести: например, в 1812 г. он был сильно разорен захватившими Москву войсками Наполеона. Тогда, впрочем, удалось заблаговременно вывезти казну, богослужебную утварь. А вот оклад с раки блгв. Даниила был похищен захватчиками: новый изготовили только через 5 лет.
К началу XIX в. относится начало социального служения иноков – по благословению митрополита Московского Платона (Левшина), почитателя князя Даниила, здесь появляется небольшая больница.
Но особенно она была прославлена жизнью своих насельников. Среди них, например, иеросхимонах Фома (Шеховцов), принявший постриг после военной службы. С 1818 по 1859 он смиренно подвизался здесь. Годы потом иноки хранили переписанное им большое напрестольное Евангелие.
В ХХ веке
Начало века обитель встретила как один из значимых монастырей страны. При Даниловском действовали:
При этом количество братии все еще не было значительным по тогдашним меркам, составляя около 25 человек.
Однако признанием значимости обители было то, что ее возглавляли не архимандриты, как было по мысли св. Даниила, а викарные епископы. Среди таковых – знаменитые церковные деятели, например, выдающийся богослов, проповедник, еп. Никон (Рождественский), а также будущий предстоятель Русской Церкви Заграницей Анастасий (Грибановский). Настоятелем, которому суждено было руководить братией во время наступивших гонений, стал еп. Феодор (Поздеевский).
Послереволюционные годы
Время еп. Феодора, много лет несшего послушание ректора Московской Духовной Академии, стало началом духовного подъема, о котором во время гонений, кажется, не могло быть даже речи. Однако горящий духом архипастырь был уверен: именно сейчас Церкви необходимо стать духовным лидером все большей терявшей веру страны, показать верный путь со Христом. Той же мысли держались его ученики, духовные дети, вместе с ним перешедшие в Даниловский.
Фото 1927 года. Насельники Данилова монастыря. Слева направо, нижний ряд: послушник Алексий, архимандрит Иасон (Смирнов), послушник Николай, канонарх Иоанн, ныне архимандрит Даниил (Сарычев). Верхний ряд: казначей иеромонах Илия (Ивановский), наместник архимандрит Тихон (Баляев), иеродиакон Иннокентий, иеродиакон Ретр (Драчев), схимонах Максим (Сысоев).
Так удалось собрать, можно сказать, цвет монашества тогдашней России. Среди известных духовников того времени:
Одна из его духовных дочерей, игумения Иулиания, вспоминает:
«Духовных детей у него было мало, не больше 15. Некоторых он брал сам, но с благословения владыки Феодора. Иногда к нему приезжали его давнишние духовные дети, иногда духовные дети старца Гавриила, а иногда владыка Феодор к нему посылал. В этих случаях решать предоставлялось о. Симеону. Присланных владыкой он всегда исповедовал…
Батюшка всех своих духовных детей исповедывал каждые две недели… Вся обстановка исповеди и сама исповедь у батюшки была особая… Когда вы входили, он надевал, лежа на кровати, епитрахиль и тушил электричество. Вы становились по обычаю монастырскому на колени у его кровати, горела одна лампада в киоте. О. Симеон читал молитвы перед исповедью всегда наизусть, и начинал исповедовать с того, что он перечислял все те грехи, которым он был грешен перед вами как духовник, и просил прощения. Потом он обычно сам спрашивал, но спрашивал так, что вы конечно, во всем были грешны…
В конце исповеди у вас оказывалось такое множество грехов, что все ваше самомнение, какое у вас было, исчезало, и вы вдруг вспоминали ещё куда больше своих грехов, чем перечислил батюшка».
Так 1920-е стали временем наибольшего расцвета: хотя монахов здесь было менее 20 человек, сама «Даниловская община», как ее называли, насчитывала до 1000. После ареста патриарха Тихона, с 1923 г., Данилов стал оплотом православия, противостояния обновленческому расколу. Разумеется, власти простить такого не могли.
После этого обитель второй раз за свою историю фактически прекратила существование.
Во времена СССР
Сюда стали свозить несовершеннолетних правонарушителей. А соборный храм стал тюрьмой. «Трудные подростки» и атеистически настроенные военные за следующие полвека здания привели бывшего монастыря в состояние разрухи.
Данилов монастырь незадолго до передачи представителям Русской Православной Церкви
Возвращение монастыря РПЦ
К началу его новой жизни вновь имеет прямое, непосредственное отношение основатель, князь Даниил. Насельник 1930-х, архимандрит Даниил (Сарычев), позже – монах Донского монастыря Москвы, вспоминал:
В 1982 г. Патриарх Пимен обратился к советскому правительству с просьбой вернуть столице ее старейшую обитель. Многие москвичи недоумевали, как такое может быть возможно «в советском городе», были уверены – последует жесткий отказ. Но Святейший бестрепетно благословил читать тропарь благоверному Даниилу по всем храмам столицы. Вера не была посрамлена: в нарушение всякой логики советского строя с 1983 г. разоренный Данилов передали Церкви!
3 сентября 1983 г. здесь прошла первая служба. Ко времени празднования Крещения Руси удалось уже восстановить главный храм, св. Отцов.
Что посмотреть
Несмотря на разруху советских лет, территория монастыря сохраняет планировку XIX в. Вход находится на северной стороне, над вратами – храм прп. Симеона Столпника с колокольней.
Храмы
Среди них есть восстановленные после советских лет святыни, но также и недавно возведенные.
Самый древний
Храм св. Отцов Семи Вселенских Соборов, первый каменный в Данилове, возведен тщанием еще Ивана IV. Позже совсем рядом построили еще одну церковь, Покрова Богородицы, а в ней – придел прор. Даниила. К началу XVIII церковь св. Отцов стала ветшать, так что ее разобрали. Новый же собор построили (1730 г.) на месте Покровской, которая стала теперь нижним храмом. С 1806 г. здесь устроены приделы блгв. Даниила и свв. Бориса и Глеба, а уже в наше время появился третий ярус, где находится престол прп. Даниила Столпника.
Кроме того, справа от царских врат, находится образ Семи Вселенских Соборов, также древнего происхождения. Другие образы здесь относятся к XVII в., переданы Троице-Сергиевой лаврой.
Из всех церквей эта была возрождена первой: 8 июня 1985 г. здесь прошла первая со времени закрытия литургия.
Троицкий собор
Сейчас он считается главным. Его строгие формы – дань популярному стилю «классицизма».
Троицкий имеет два придела – Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы и прп. Алексия, человека Божия.
В подклете, где некогда погребали благотворителей (захоронения варварски уничтожены) теперь находится еще один храм – Рождества св. Иоанна Предтечи. Здесь, как правило, совершается Исповедь по праздникам, воскресным дням.
Прп. Симеона Столпника
Это надвратный храм, строительство которого относится к 1 пол. XVIII в. (1736 г.).
Постройки последних лет
Святыни
Главная из них – честные останки блгв. Даниила. По закрытии обители они были при храме Даниловой слободы, после чего потеряны. Сейчас можно поклониться только сохраненным верующими частицам.Рака находится в приделе св. Даниила храма Св. Отцов. Кроме того, есть несколько икон-мощевиков.
Схимонах Максим (Сысоев). Нес послушание у мощей святого князя Даниила. Фото 1920-х годов.
Среди других святынь:
Все святыни можно увидеть в храме Св. Отцов: либо в верхней церкви (ковчег с частью мощей свт. Николая – близ раки св. Даниила), либо в нижней, Покровской.
Рака с частицами мощами святого Даниила Московского пребывает в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.
Иконы
Наиболее почитаемы образы:
История колоколов Данилова монастыря
Колокола: краткая история
Их пожертвовал в 1682 г. царь Феодор Алексеевич. Впоследствии, в 1700 г., во время войны со Швецией, примерно четверть их снял Петр I, вообще не жаловавший монастыря, дабы перелить на пушки. Полагают, что после этого колоколов осталось 16. Но к началу XX в. появились целых два уникальных колокола:
Таким образом, общее количество колоколов составило 18, а вес – около 27 т.
17 марта 2009 г. старые колокола зазвучали вновь.
Современная жизнь монастыря
Сейчас Данилов – ставропигиальный, то есть подчиненный непосредственно Патриарху монастырь.
Резиденция Патриарха
Она построена в 1983-1988 гг. на западе монастыря. С 2009 г. пришлось проводить капитальный ремонт здания, которое начало разрушаться, видимо, из-за ошибок строителей советских лет. Сейчас здесь проводятся Архиерейские Соборы, заседания Синода. Здесь же живет также Предстоятель Русской Церкви.
Наместник и братия
10 мая 1992 г. братию возглавил архимандрит Алексий (Поликарпов), постриженик Троице-Сергиевой лавры. Он продолжает руководить монастырем до настоящего времени – уже как викарныйепископ. 18 марта 2021 г. Патриарх Кирилл поздравил владыку с 50-летием монашеского пострига.
Братия проводят жизнь по Уставу монастыря прп. Сергия, тем более, что многие, как наместник, именно там начали свой иноческий путь. Послушания иноков определяются разнообразием служения, которое несет сейчас монастырь. Здесь работают:
Им обитель славилась еще до революции. Возродить традицию удалось с 1989 г. Первый регент, игумен Товий (Глазырин) пригласил для работы профессиональных певцов. Сейчас в коллективе – 30 участников. Они не раз занимали высокие места на международных конкурсах, постоянно ездят по стране.
Регентские курсы
Они открыты с 1998 г., сейчас они считаются одними из лучших в стране. Выпускники несут регентское послушание по храмам Москвы, других городов.
Православный реабилитационный центр «Метанойя»
Он существует с 2006 г., возглавляет его насельник Данилова, игумен Иона (Займовский). Здесь помогают страдающим страстями винопития, наркомании, другими зависимостями. Кроме обители, центр имеет еще две «площадки» – при храме Архангела Михаила г. Жуковского и наркологическом диспансере № 2 столицы.
Подворья и скиты
Их насчитывается всего пять.
Прп. Сергия
Он появился с 1992 г. в Рязанской области близ села Кривель. Сейчас здесь монастырское хозяйство, включая пасеку, но главное – идет уединенная монашеская жизнь, молитва. Посещение служб доступно мирянам, более того, при ските есть воскресная школа.
Основание Свято-Преображенского скита
С 2007 г. несколько иноков Данилова поселились близ дер. Ланьшино Серпуховского района Московской области. Первая служба прошла здесь на день памяти свт. Спиридона Тримифунтского, который стал особо почитаемым святым скитян. Сейчас насельники Преображенского – в основном «ученая братия». Здесь – все условия для самообразования, научной работы. По древней традиции, сюда возбранен доступ женщинам.
Храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского
Это первый скитский храм, заложенный 31 мая 2011 г. Особое утешение насельникам доставил приезд митрополита Керкирского Нектария, который подарил скитянам святыню – башмачок свт. Спиридона.
Долматово
Это подворье с храмом иконы Богородицы «Знамение» хорошо известно москвичам. Его настоятель – игумен Петр (Мещеринов). Здесь как подсобное хозяйство, так и духовная лечебница: трудничают здесь люди, борющиеся с алкогольной зависимостью. Монастырь не только помогает им материально, но также старается помочь с жизненным самоопределением.
«Всецарица»
Скит, освященный в честь этой иконы, открыт недавно, с 2015 г., в деревне Нововолково Московской области. Здесь находится список образа, созданный на Афоне. Другая чтимая святыня – икона – прижизненный портрет прп. Серафима Саровского 1815 г. Образ считается чудотворным, неоднократно посещал города не только России, но и Греции.
Чудотворная икона батюшки Серафима Саровского (прижизненный портрет) одна из святынь скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица» Данилова монастыря в деревне Нововолково Московской области
Свт. Николая
Это единственное московское подворье (район Измайлово). Небольшая деревянная церковь действует с 2003 г. Здесь работает детская воскресная школа, есть опыт совместных паломнических поездок на Соловки, в Крым.
Другие «Даниловские»
Обитель св. Даниила является уникальной, единственной в России. Однако, есть регионы, с которыми благоверный князь так или иначе соприкасался при земной жизни. Некоторые из них сохранили топонимы, связанные с ним, а кое-где есть иноческие общины, в названии которых есть имя святого.
Казанский женский монастырь на Горушке
Он именуется Даниловским по городу – ныне районному центру Ярославской области. Некогда – село, это место, где однажды останавливался князь. Позже здесь были устроены княжеские хоромы, а место прозвалось Даниловской слободой, с 1777 г. – городом Даниловым. Монастырь Казанской иконы Богородицы возник по благословению прав. Иоанна Кронштадтского с 1894 г., сначала – как Даниловская женская община.
Здесь с 1900-х гг. началось строительство первого на Даниловской земле трехпрестольного храма. Освятить его удалось только с 1918 г., когда по стране уже шла гражданская война. Скоро монастырь был закрыт. Сейчас монашеская жизнь здесь возрождается.
В Пушкинском районе
Село, носящее имя князя, есть в Пушкинском районе Московской области. Оно упоминается завещанием сына св. Даниила, Ивана Калиты, следовательно, имеет прямое отношение к Московскому князю. С 2009 г. здесь действует часовня блгв. Даниила Московского.
По слову Патриарха Кирилла, сейчас, после возрождения иноческой жизни, «адрес Данилова монастыря стал адресом всей Русской Православной Церкви». Так выполнен завет возобновителя монастыря в далеком XVI в., свт. Макария, мечтавшего сделать Данилов духовным центром Москвы и страны.