как доехать до крестовоздвиженского монастыря в домодедовском районе
Как доехать до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь в Молоковском на автобусе, маршрутке или поезде?
Показать Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь, Молоковское на карте
Маршруты до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь в Молоковском на общественном транспорте
Эти транспортные маршруты проходят рядом с Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь
Как доехать до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь на автобусе?
Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.
От точки Международный аэропорт Домодедово (DME), Домодедово
От точки Paprika, Домодедово
От точки Аэроэкспресс — Терминал в аэропорту Домодедово, Домодедово
От точки ВПП Домодедово, Домодедово
От точки Офис S7 Airlines, Домодедово
Вопросы и Ответы
Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь
Эти маршруты автобуса останавливаются около адреса: Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь: 308.
Показать Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь, Молоковское на карте
Общественный транспорт до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь в Молоковском
Не знаете, как доехать до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь в Молоковском, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.
Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь с учетом данных Реального Времени.
Вы можете доехать до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь на автобусе, маршрутке или поезде. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 308
Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь с помощью приложения или сайте Moovit.
С нами добраться до Крестовоздвиженский Иерусалимский Женский Монастырь проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Молоковского! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.
Как доехать до женский монастырь Крествоздвиженский в Домодедово на автобусе, маршрутке или поезде?
Показать женский монастырь Крествоздвиженский, Домодедово на карте
Маршруты до женский монастырь Крествоздвиженский в Домодедово на общественном транспорте
Эти транспортные маршруты проходят рядом с женский монастырь Крествоздвиженский
Как доехать до женский монастырь Крествоздвиженский на автобусе?
Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.
От точки Офис S7 Airlines, Домодедово
От точки Paprika, Домодедово
От точки ВПП Домодедово, Домодедово
От точки Международный аэропорт Домодедово (DME), Домодедово
От точки Аэроэкспресс — Терминал в аэропорту Домодедово, Домодедово
Остановки Автобус рядом с женский монастырь Крествоздвиженский в Домодедово
Автобус линии до женский монастырь Крествоздвиженский в Домодедово
Вопросы и Ответы
Какие остановки находятся рядом с женский монастырь Крествоздвиженский?
Ближайшие остановки к женский монастырь Крествоздвиженский :
Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: женский монастырь Крествоздвиженский
Эти маршруты автобуса останавливаются около адреса: женский монастырь Крествоздвиженский: 308.
Показать женский монастырь Крествоздвиженский, Домодедово на карте
Общественный транспорт до женский монастырь Крествоздвиженский в Домодедово
Не знаете, как доехать до женский монастырь Крествоздвиженский в Домодедово, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до женский монастырь Крествоздвиженский от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.
Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до женский монастырь Крествоздвиженский с учетом данных Реального Времени.
Ищете остановку или станцию около женский монастырь Крествоздвиженский? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Река Пахра.
Вы можете доехать до женский монастырь Крествоздвиженский на автобусе, маршрутке или поезде. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 308
Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от женский монастырь Крествоздвиженский с помощью приложения или сайте Moovit.
С нами добраться до женский монастырь Крествоздвиженский проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Домодедово! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.
Как доехать до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Москве на автобусе, маршрутке или поезде?
Показать Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь, Москва на карте
Маршруты до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Москве на общественном транспорте
Эти транспортные маршруты проходят рядом с Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Как доехать до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь на автобусе?
Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.
От точки Аэроэкспресс — Терминал в аэропорту Домодедово, Домодедово
От точки Международный аэропорт Домодедово (DME), Домодедово
От точки Офис S7 Airlines, Домодедово
От точки Paprika, Домодедово
От точки ВПП Домодедово, Домодедово
Вопросы и Ответы
Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Эти маршруты автобуса останавливаются около адреса: Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь: 308.
Показать Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь, Москва на карте
Общественный транспорт до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Москве
Не знаете, как доехать до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Москве, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.
Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь с учетом данных Реального Времени.
Вы можете доехать до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь на автобусе, маршрутке или поезде. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Автобус) 308
Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь с помощью приложения или сайте Moovit.
С нами добраться до Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Москвы! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь — действующий ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Wiki
Крестовоздвиженский ставропигиальный Иерусалимский женский монастырь: история, основатель, настоятельница. Московская епархия
Крестовоздвиженский ставропигиальный Иерусалимский монастырь – действующий женский монастырь в Московской области. Его появление датировано 1837 годом. Относится к Московской епархии. Изначально при церкви Святых Мучеников Флора и Лавра была создана женская благодетель. А уже по истечении более 20 лет, после вливания денежных средств в обитель, был основан Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь.
Как добраться
Монастырь находится в селе Лукино, Домодедовского района, Московской области. Если вы решили добираться до Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря на общественном транспорте, то лучше всего это сделать на метро. Если ехать из центра Москвы, нужно сесть в последний вагон, доехать до станции метро «Домодедово», выйти из вагона и по ступенькам подняться наверх. Тут вы увидите магазин дубленок и меха. По правую руку от него останавливается маршрутка под номером 871.
Водителю обязательно сообщите о том, что вы едете к монастырю, так как ему необходимо будет свернуть с трассы по направлению к обители. В противном случае вы рискуете не попасть к месту назначения. Если же маршрутки долго не будет, то есть другой вариант – воспользоваться любым автобусом, который направляется в сторону аэропорта Домодедово. На автобусе доедете до остановки «Санаторий» и повернете в сторону моста (идти примерно 15 минут), от которого необходимо будет перейти трассу, и прямо пойдете до ворот монастыря.
История создания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря
В 1855 году уроженец деревни Съяново Иван Степанович обратился к вдове Саватюгиной за денежной помощью, аргументируя это тем, что необходимо организовать чтение Неусыпаемой Пластири, так как муж женщины недавно умер. Именно это событие впоследствии послужило началом появления на месте женской обители монастыря.
На деньги вдовы было выстроено из камня двухэтажное здание. После этого Прасковья Родионовна стала одной из его сестер. Она считается и основателем монастыря, а духовным наставником того времени стал юродивый, который обратился к ней за помощью. Основной святыней стала икона Божьей Матери, которую прислал владыка Филарет в качестве своего благословения для освещения женской общины.
Хотя появление монастыря датировано 1837 годом, переименовали его в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь гораздо позже. По ходатайству владыки Филарета в 1865 году богадельня стала называться Флоро-Лаврской общиной для женщин.
Смена местонахождения монастыря
Женская благодетель была создана в селе Старый Ям. Но некая дворянка Александра Головина после смерти своей семьи (мужа и дочери) решила все свои земли и имение, которые находились в селе Лукино, передать общине. Таким образом сестрам пришлось поменять местожительство и переехать за 7 километров.
В переезде им помогал архимандрит Пимен. Обустройством жилья занимался племянник создательницы общины Егор Федорович Саватюгин. В это же время община получила название Крестовоздвиженской, благодаря церкви, которая была создана в 1846 году и находилась на территории бывшего имения Саватюгиных.
Строительство нового здания началось в 1871 году, а закончились работы в 1873 г. В новое здание сразу перевезли главную его святыню – икону Божьей Матери. Тогда же состоялось освящение.
Развитие общины за время служения монахинь Павлы и Евгении
Монахиня Павла, она же вдова Саватюгина, за время своего служения в храме отстроила несколько новых корпусов, постоялый, конный и скотные дворы. Была воздвигнута колокольня, вокруг всей территории соорудили каменную ограду. Нынешняя гостиница, которая находится возле аэропорта Домодедова, – постройка того времени.
Позднее был разбит огород и фруктовый сад. Так как интерес к общине с годами все больше возрастал, молящимся необходимо было более просторное помещение. И было принято решение о строительстве нового просторного здания.
В 1886 году на место монахини Павлы была назначена монахиня Евгения. Вдова Саватюгина самостоятельно приняла решение о своем увольнении по состоянию здоровья.
И уже с приходом новой служительницы и с помощью княгини Мещериной был построен приют, больница на несколько мест. И только в 1887 году община была преобразована в монастырь. В 1893 году было завершено строительство нового храма. А тремя годами позже были освещены главный, южный и северный престолы.
Развитие Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря на протяжении 20-го столетия
Новым покровителем монастыря в начале прошлого века стал купец Жулебин. Благодаря ему был выстроен сестринский корпус Васильевский, который дожил до нашего времени. В 1909 году специально для того, чтобы принимать высокопоставленных лиц, было построено отдельно здание.
После революции Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в Лукино был национализирован, а все монахи отправлены в коммуны и завхозы на работы. На территории монастыря были размещены беспризорные дети. Позднее в стенах обители организовали санаторий. Купола и кресты сняли, а храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны, чтобы икона Божьей Матери не была сожжена, ее тайком вывезли верующие в храм, который расположен в селе Мячково.
Там она находилась около 50 лет. Сам монастырь был разрушен еще в 1919 году. Все книги, иконы были сожжены. Храмы, которые находились на территории монастыря, были перепланированы в общежития. В семидесятые годы открылся детский реабилитационный центр.
И только после распада СССР монастырь отдали в ведомство Русской православной церкви. В монастыре начался процесс возрождения с чтения Неусыпной Псалтири, реконструкции зданий монастыря.
Нынешнее состояние монастыря
Был отреставрирован храм Иконы Божьей Матери и сестринский корпус, который непосредственно к нему относится, также отстроен Крестовоздвиженский храм. Были возвращены иконы, которые находились в храме до его разрушения. Монастырь активно занимается благотворительной деятельностью.
Действующая настоятельница женского монастыря Екатерина Чайникова
С ее приходом монастырь начал развиваться и возрождаться как никогда ранее. Она занялась реставрацией всех храмов, разрушенных еще в послереволюционные времена.
Под ее управлением были возвращены все сохранившиеся иконы, которые так и не удалось найти и уничтожить. Под ее руководством начала работу новая Воскресная школа. Возродилось огородничество. Весь собранный урожай монахи отдают сиротам и малоимущим семьям. В целом сложно переоценить ту работу, которую проделала игуменья, чтобы возродить монастырь.
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь
Адрес Крестовоздвиженского монастыря: 142031, Московская область, Домодедовский район, пос. Лукино
Как проехать к Крестовоздвиженскому монастырю на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала на электропоезде до станции «Домодедово», маршрутное такси № 871 до монастыря; от станции метро «Домодедовская» автобусом, следующим в аэропорт до остановки «Санаторий», далее 15 минут пешком.
Подробный рассказ о поездке в Видное, и в том числе в Лукино в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь.
Сайт Кресто-Воздвиженского Иерусалимского монастыря: http://krest-mon.ru
Посмотреть на карте яндекса:
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в Лукино.
История Крестовоздвиженского монастыря.
Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра села Ям, была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась «трудами живущих в ней и доброхотными дателями».
В таком виде она просуществовала около 20 лет. С 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет Иван Степанович оставил свою работу (а был он московским извозчиком) и принял на себя подвиг юродства. Случилось это так. Иван заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. За время своего паломничества он познакомился с юродивым Христа ради Филиппом, который по благословению митрополита Филарета (Дроздова) проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры, а затем для большего уединения поселился в ветхой необитаемой сторожке, находившейся позади скита в густой лесной чаще.
Подвиг юродства Христа ради и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил подвижническую.
Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым.
Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтири по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто ему отказывал. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри, что стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь.
Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему.
На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.
Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году, осмотрев богадельню, он сказал так: «Здесь не богадельня, а монастырь!». Эти слова оказались пророческими.
Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего монастыря.
При жизни Ивана Степановича богадельня почти ни в чем не нуждалась, так как московские купцы, знавшие его лично, охотно жертвовали на нее деньги, а со смертью блаженного община стала испытывать нужду. Но неисповедимы пути Промысла Божия. В 1869 году в жизни общины происходит очень важное событие.
В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.
Для устройства на новом месте требовалось много сил. Поэтому Параскева Родионовна Саватюгина попросила епархиальное начальство назначить попечителем общины ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.
Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову) (в 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский).
Прибыв на новое место, сестры начали обустраиваться.
За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.
Монахине Павле в то время было уже около 90 лет, и она подала прошение об увольнении ее на покой.
В 1886 году в управление общиной была назначена монахиня Московского Страстного монастыря Евгения (Виноградова). Она имела за плечами 30-летний опыт монашеской жизни и ревностно принялась за преобразование общины в монастырь.
При содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом на шесть девочек-сирот и больница на пять кроватей. На территории общины имелся свой аптечный огород, своя аптека. Сестры сами делали лекарства не только для себя, но и для окрестных жителей. Они ходили по селам и деревням, обстирывали немощных, разносили больным лекарства и еду. Была открыта богадельня для немощных стариц из числа сестер.
Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года.
При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.
Вскоре после этого разговора монастырь посетил московский мещанин Василий Федорович Жолобов. Его поразило, что в праздничные дни Крестовоздвиженская церковь не может вместить всех молящихся. Василий Федорович предложил игуменье Евгении 10 тысяч рублей на начало строительства соборного храма. В 1889 году епархиальным архитектором С. В. Крыгиным был подготовлен проект, а весной 1890 года состоялась закладка собора. В. Ф. Жолобов ежегодно выделял определенную сумму из своих доходов, а впоследствии всю организацию работ по строительству храма взял в свои руки, при этом сам закупал материалы, нанимал рабочих и производил с ними расчет.
Главным образом благодаря его стараниям, к лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители.
15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.
Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется «Васильевским».
После игуменьи Нины, умершей в 1900 году, настоятельницей монастыря стала монахиня Александра (Егорова). Обновив Крестовоздвиженскую церковь, она ушла на покой, а посох игуменьи в 1906 году перешел к монахине Маргарите (Петрушенковой). Монахиня Маргарита была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой).
При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.
Помимо перечисленных и описанных выше храмов и зданий монастыря, на его территории располагалось много других построек.
Самый большой из них был весом 308 пудов.
Для размещения сестер и разных монастырских нужд имелись отдельные здания.
Трапезный корпус, как уже говорилось, перенесли в Лукино из села Старый Ям при переходе общины.
В корпусе, расположенном за Иерусалимским храмом и тоже двухэтажном, находились одно время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.
При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.
Дом настоятельницы монастыря первоначально был деревянный, одноэтажный. В мае 1910 года при игуменье Маргарите провели закладку нового каменного двухэтажного дома. На первом этаже в двух больших комнатах размещались рукодельная и белошвейная мастерские, а остальные предназначались для жилья сестер. Верхний этаж занимали настоятельские кельи.
В западной части монастыря, недалеко от нового дома настоятельницы, стояла деревянная двухэтажная монастырская церковно-приходская школа, где обучалось около сорока девочек. На втором этаже был приют для шести сирот, живших на полном монастырском содержании. (Здание школы построили в 1889 году при игуменье Евгении.)
Кроме перечисленных строений в пределах монастырской ограды было еще семь отдельных домиков, выстроенных на средства проживавших в них сестер. У южной стены монастырской ограды, по склону горы, находилась пасека. В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.
В центре монастырской территории находился пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.
В юго-западной от монастыря стороне, среди монастырских огорода и пашни, стояла небольшая часовня с колодцем. Здесь, по преданию, была когда-то церковь с чтимой иконой святой мученицы Анисий, потому и колодец впоследствии стал называться Анисиевским. Вода этого колодца удивительно чиста и вкусна. В 1901 году пониже часовни устроили небольшую купальню.
В уединении, молитве и трудах протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 года. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли.
В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими сначала Сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза «Лукино». Через некоторое время земли совхоза передали фармацевтическому заводу «Ферейн». Образцовое монастырское хозяйство постепенно приходило в упадок.
В начале 20-х годов в монастыре организовали Дом отдыха № 10 ВЦСПС. Тогда еще были сохранены фруктовый сад, кленовый парк и пасека. Но уже были сняты купола и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам.
27 апреля 1924 года в 10 часов вечера состоялось собрание, на котором постановили храм закрыть. Внутри сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб.
Единственным утешением верующих в те годы была Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там еще продолжалась богослужебная жизнь.
В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил.
Страшное время Великой Отечественной войны. В зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет.
После войны в монастыре открыли санаторий «Ленинские горки». Для проведения спартакиады вырубили фруктовый сад, кленовую аллею.
В 1980 году на территории монастыря расположили Всесоюзный центр реабилитации детей. В Крестовоздвиженском храме размещалась администрация Центра. Храм был разделен перекрытием на два этажа и разбит на множество небольших комнат. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.
Возможно, молитвами основателя обители блаженного Ивана Степановича и обретших в вечности Милость Божию настоятельниц и насельниц монастыря святая Иерусалимская обитель была спасена Господом от большего осквернения, подобного тому, которому подверглись многие другие храмы и монастыри.
Но вот исполнились времена и сроки, закончился период духовного опустошения, и пришло время «собирать камни».
В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. В обитель пришли новые насельницы, затеплились лампады перед святыми образами, светлым ручейком потекла монашеская молитва, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме обители. Трудными были первые годы возрождения монастыря, переживавшего со всей страной падение экономики, финансовые обвалы, нравственную деградацию общества. Только искренняя вера в непреложные обетования Божий и Небесный Покров Божией Матери, чей чудотворный Иерусалимский образ, чудом спасённый от уничтожения, вновь вернулся в стены монастыря, дали силы насельницам перенести все физические и духовные тяготы периода становления.
Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.
В этот период духовного «собирания камней» произошли многочисленные события, качественно изменившие жизнь обители.
Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.
Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.
Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.
Продолжает свою тихую жизнь богадельня, с которой когда-то и началась история Крестовоздвиженского монастыря. Здесь нашли приют, заботу и утешение несколько немощных, нуждающихся в помощи душ.
Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители.
Каждый день в храме совершаются монашеские молитвенные правила, служатся молебны с акафистами и заупокойные литии. Часто совершаемые Божественные Литургии дают мощную благодатную поддержку в многотрудной монашеской жизни насельниц. Келейные же подвиги сестёр ведает лишь Сердцеведец Господь.
Немаловажную роль в обогащении душ монашествующих играют паломнические поездки к великим русским святыням: в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Серафимо-Дивеевскую обитель, серпуховские Владычний монастырь и Высоцкий монастырь и в другие святые обители, куда настоятельница организует поездки сестёр, порой вместе с воспитанниками Воскресной школы и прихожанами. Получаемый в таких поездках опыт способствует в дальнейшем развитию духовной жизни и в собственном монастыре.
Святыни Крестовоздвиженского монастыря.
Частицы мощей святых угодников Божиих: вмч. Георгия Победоносца; свт. Димитрия, митрополита Ростовского; свт. Нифонта, епископа Новгородского; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Пимена Постника; прп. Лаврентия Затворника, епископа Туровского; прп. Макария; сщмч. Кукши; прп. Анатолия; прп. Сильвестра; прп. Авраамия Трудолюбивого; прп. Исаии Чудотворца; прп. Илии Муромца; прп. Алипия Иконописца; прп. Василия Мученика.
Частица мощей великомученицы Екатерины.
Частица мироточивой главы священномученика Климента, Папы Римского.
Частицы мощей святых угодников Божиих: сщмч. Константина Богородского; свт. Феофана Затворника; прп. Серафима Саровского; прп. Феодора Санаксарского; прп. Аристоклия Московского; прмч. Феодора; свт. Павла Тобольского; прп. Ефросинии Московской; св.блгв.кн. Андрея Боголюбского.
Частицы мощей преподобных Киево-Печерских отцов, в Ближних и дальних пещерах подвизавшихся.
С использованием материалов из книги «Время собирать камни… Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь».