как глюкоза питает мозг
Чем питается мозг? — Мифы и реальность!
«Не могу без сладостей – мозг не работает» — подобные слова можно услышать чуть ли не от каждого второго жителя нашей планеты. Вспомните, в школьные годы на экзамены нам советовали брать конфеты/шоколадки, а накануне кушать что-то плотное и непременно сладкое… Чем питается мозг? Откуда сложилось мнение, что нашему мозгу для лучшего функционирования нужен сахар? И что говорят по этому поводу последние исследования ученых?
Мозг питается глюкозой
Мозг без перерыва питается глюкозой! Без нее он не сможет прожить и полминуты! Глюкоза, говоря понятным языком, — это главное топливо нашего организма, как бензин или солярка для автомобиля. Глюкозой питается не только наш мозг, но и весь организм в целом.
Только не надо после этого бежать на кухню и ложкой поедать сахар. Сложилось мнение, что глюкоза поступает в наш организм именно из сладостей, а потому при интеллектуальной усталости нам советуют выпить сладкого чая или съесть кусочек шоколада. Оправдано ли это?
Глюкоза – это простейший сахар, который состоит всего из одной молекулы. И чем проще углевод, тем быстрей в крови повышается сахар и, следовательно, организм получает дозу глюкозы. НО. Как быстро сахар в крови повышается, также быстро он и падает. Высокий сахар в крови – это опасность, его нужно нейтрализовать и загнать в резерв, а потому инсулин не дремлет и «убирает» сахар. Уровень сахара падает и снова хочется такой же дозы простых углеводов. А дальше — замкнутый круг, а еще дальше ожирение, диабет и прочие несчастья. Об этом мы писали не раз. Если хотите, вспоминайте.
Лучший источник глюкозы
Гораздо правильней употреблять сложные углеводы. Они перевариваются медленно, усваиваются медленно, а потому уровень сахара в крови не скачет, как сумасшедший. Организм получает небольшие дозы питания, которые растягиваются до следующей трапезы. И это правильно и полезно! Именно поэтому стоит максимально отказаться от простых углеводов в пользу сложных, в том числе овощей!
Глюкоза нужна организму круглые сутки
Как мы поняли, глюкоза нужна организму круглые сутки. Но это не означает, что мы должны жевать углеводы пять раз в день.
Глюкоза синтезируется из углеводов, белков и жиров! И не думайте, что без сладкого чая ваш мозг засохнет.
Автор нескольких бестселлеров, врач-диетолог Алексей Ковальков в своем труде приводит пример, что люди, выжившие в блокадном Ленинграде, были полностью истощены, но мозг продолжал жить! Откуда он брал глюкозу? При изучении вопроса было выяснено, что у людей практически отсутствовали мышцы, был «съеден» эпителий кишечника, но мозг все равно питался! Отсюда вывод: организм будет есть сам себя, но найдет питание для мозга!
Это пример жуткий и печальный, но он показывает, что не сахар, конфеты и булки питают наш мозг, а вся еда в целом служит пищей для ума, нервных клеток и всех других функций организма.
Глюкоза находится в печени и мышцах в виде гликогена
Когда мы кушаем, еда, расщепляясь до простейших молекул, питает наш организм. В печени и мышцах накапливается гликоген, который при необходимости преобразуется в глюкозу и питает нас до очередной трапезы.
Другой источник необходимой глюкозы – белки
Для того чтобы поддерживать необходимый уровень глюкозы, в организме происходит, так называемый, ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗ – синтез глюкозы из белков. Он проходит медленно, что и дает долговременное питание мозгу и нервным клеткам.
Жир тоже источник глюкозы
Жир тоже служит источником «медленной» глюкозы. В случае, если углеводов не хватает, в ход идут жиры, а точнее кетоновые соединения. Именно этот процесс обусловливает распад жиров во время перехода на правильное питание, которое строго регулирует употребление углеводов.
Что еще нужно мозгу?
Кроме глюкозы мозгу нужны белки, как строительный материал и источник витаминов. Особенно для мозга важны витамины группы В.
Также мозг не сможет жить без кислорода! Вспомните, как проветриваются мозги во время прогулки на свежем воздухе! И, конечно, мозгу нужна равномерная интеллектуальная нагрузка.
Вывод такой: чтобы ваш мозг, нервные клетки и все другие органы функционировали в здоровом режиме, питание должно быть максимально сбалансированным. Оно должно состоять из белков, жиров и углеводов. Углеводы предпочтительны сложные, жиры и растительные, и животные, а белки настоящие: мясо, рыба, молочные продукты, бобовые. Колбаса сюда не относится!
Любые серьезные ограничения – это стресс для организма. И как бы вам не хотелось похудеть быстро, стоит помнить о своем здоровье. А потому худейте правильно!
Автор статьи: Александра Петровичева (психолог-диетолог). Я помогаю людям обретать стройность, учу правильно питаться, избавляться от пристрастия к сладостям, переедания и психологической зависимости от еды.
Сладкое полезно для мозга?
Для работы мозга нужны углеводы, точнее глюкоза, — это его основное топливо. Мозгу без разницы, съели вы конфету, торт или банан — все три продукта будут источниками глюкозы. Но избыток сахара может сказаться на других органах и здоровье в целом.
Зачем мозгу глюкоза
Как глюкоза влияет на умственные способности
Учёные изучают, как уровень глюкозы влияет на когнитивные способности. Обзор 2011 года показал, что прием подслащенных напитков временно улучшает эпизодическую память у пожилых людей. Молодым и здоровым достаточный уровень глюкозы помогал справиться с запоминанием и воспроизведением информации в условиях повышенных умственных нагрузок.
В другом обзоре 2020 года собрали исследования, в которых не только сравнивали результаты когнитивных тестов с приемом сладкого напитка и без него, но и фиксировали изменения в работе мозга на магнитно-резонансной томографии (МРТ) и электроэнцефалограмме головного мозга (ЭЭГ). Авторы подтвердили, что глюкоза на время усиливает работу регионов мозга, ответственных за эпизодическую память и внимание. Получается, не зря в школе и университетах разрешают на экзамены брать с собой шоколадку.
Хоть дополнительная глюкоза и позволяет успешнее справляться с некоторыми когнитивными задачами, наедаться пирожными в надежде стать умнее не стоит. В норме организм тщательно регулирует уровень глюкозы — следит, чтобы ее не было слишком много или мало. В мозге с этим помогает гематоэнцефалический барьер — слой клеток, между кровеносными сосудами и тканью мозга, который контролирует, какие вещества попадают в мозг. В этом пространстве есть специальные белки-переносчики — «ворота», которые открываются, когда нужна глюкоза, и закрываются, когда ее уже достаточно.
Глюкозу можно получить не только из шоколадок
По некоторым данным, мозг потребляет до 120 грамм, или 420 ккал, глюкозы за день. Согласно другим данным из книги «Диета для ума. Научный подход к питанию для здоровья и долголетия» невролога и нутрициолога Лайзы Москони, мозгу нужно в два раза меньше глюкозы — 62 грамма. Это три столовые ложки сырого меда или семь килограммов шоколадного печенья в день.
Поэтому Всемирная организация здравоохранения рекомендует сокращать количество свободного сахара в рационе до 10% (12 чайных ложек сахара), а лучше — до 5%. Чтобы этого достичь, можно, например, заменять чаепитие с конфетами на чаепитие с фруктами или перестать покупать сладкую газировку.
Почему мозг не может без глюкозы, и откуда ее лучше брать?
Мозгу постоянно нужна энергетическая подпитка, чтобы он был активным. И если тело может извлекать энергию из жира и сахара, то мозгу нужна исключительно глюкоза.
Глюкоза — главное топливо
Углеводы, которые с продуктами попадают в организм, превращаются в глюкозу. Она всасывается в кровь и разносится по всему организму, предоставляя энергию для метаболизма. Именно глюкоза обеспечивает питание миллиардов клеток мозга. Поскольку мозг работает постоянно, то и расходует он глюкозу непрерывно, не успевая делать запасы.
Нутрициологи подтверждают, что глюкоза крайне необходима для нормальной мозговой деятельности. И мозг настолько зависим от глюкозы, что научился превращать в нее другие сахара при крайней необходимости. Например, в глюкозу преобразуются:
Многие диетологи советуют употреблять меньше углеводов. Есть много популярных диет с низкоуглеводным рационом. Однако значительно сокращать количество углеводов, а тем более полностью их исключать, не следует. Ведь именно они дают необходимую глюкозу. Если ее не хватает, мозг становится уязвимым.
Правильные углеводы
Часто люди представляют себе углеводы в виде сахара, белого хлеба, выпечки. Однако далеко не из этих продуктов нужно добывать глюкозу для мозга. Около 88% от дневной нормы глюкозы, необходимой мозгу, содержится в 100 граммах зеленого лука, 76% — в турнепсе, 56% — в репе, 52% — в кураге, 48% — в киви, 40% — в винограде, 31% — в свекле. Еще полезны в этом плане изюм, финики, мед, кленовый сироп.
В сладостях, выпечке, наоборот, больше других сахаров. Для мозга же предпочтительнее натуральная глюкоза.
Сколько глюкозы нужно мозгу в день?
Для здоровой и активной работы мозга взрослого человека необходимо в среднем 62 г глюкозы в сутки. В зависимости от индивидуальных особенностей показатель меняется. Такое количество глюкозы — это меньше 250 ккал в день. Например, дневную норму можно получить, съев три столовых ложки меда. А если пытаться получить такое количество глюкозы из шоколадного печенья, например, придется съесть около 7 кг!
Высокий и низкий сахар
Необходимо следить не только за количеством глюкозы, но и за общим количеством потребляемого сахара. При низком уровне сахара снижается мозговая активность, при высоком — увеличивается риск развития деменции, даже при нормальном уровне глюкозы. И даже если уровень сахара будет удовлетворительным для тела, то это может быть плохо для мозга. Чтобы мозг был в порядке необходимо ограничить потребление сахара, а также заменить вредные сахара полезными.
Для мозга вредны продукты, быстро повышающие уровень сахара и содержащие мало растительной клетчатки. К ним можно отнести:
Стабильный уровень сахара обеспечат такие продукты:
В этих продуктах содержатся сложные углеводы, богатые клетчаткой, которые переварить труднее, в связи с чем сахар медленнее поступает в кровь. А клетчатка не только помогает регулировать уровень сахара в крови, но и положительно влияет на работу пищеварительного тракта и иммунной системы.
Если вы будете следовать этим рекомендациям по питанию, то вы сможете сделать мозг счастливым. Кроме того, чтобы мозг активно развивался и становился продуктивнее, его нужно постоянно тренировать. У Викиум есть много интересных и эффективных тренажеров, которые обеспечат полезную для мозга нагрузку. С их помощью вы сможете улучшить память, внимание, концентрацию и другие когнитивные функции.
Как сладкое влияет на мозг? Правда ли сладкое улучшает мыслительные процессы?
«Съешь шоколадку, тогда мозг лучше будет работать», «ничего не соображаю, надо сладкого съесть» — все знают эти выражения и многие считают их истинно верными. Но так ли это? Как сахар и сладкое в целом влияют на работу мозга и могут ли ускорить мыслительные процессы? Разбираемся вместе с Анной Семеновой, основательницей компании-производителя продуктов диетического Питания Newa Nutrition, кандидатом технических наук в области пищевых технологий, диетологом, разработчиком продуктов и экспертом Международного фестиваля ЗОЖ и спорта SN PRO EXPO FORUM.
Сколько энергии нужно мозгу и откуда она берётся?
Мозг составляет в среднем 2% от общего веса человека. Он выполняет множество различных функций, без которых организм не мог бы функционировать. Поэтому неудивительно, что для нормальной работы ему требуется очень много энергии. Считается, что мозг расходует порядка 20% от всей потребляемой.
Самый энергоёмкий процесс – обеспечение нейронной связи, то есть проведение нервных импульсов. У мозга нет отдельного хранилища, чтобы запасать питательные вещества, поэтому ему необходим постоянный приток энергии, а значит, глюкозы, которая и есть её основной источник. В среднем человеку нужно примерно 65-120 г этого вещества в сутки в зависимости от нагрузки.
Разумеется, глюкоза не обязательно нужна в чистом виде. В организме существуют специальные способы превращения галактозы (молочного сахара), фруктозы, сахарозы, крахмала и других, в том числе сложных углеводов, в основное питательное вещество – глюкозу.
Есть механизм, когда мозг получает энергию и из кетоновых тел. Он активируется, когда в организм не поступают углеводы, например, в результате кетогенной (кето) диеты. Однако это исключительный случай и хотя и возможный, но не постоянный вариант. Мозгу всё равно нужно хотя бы 30% энергии получать из глюкозы.
Помогают ли сладости в работе мозга?
Всё-таки основной природный механизм – получение энергии из глюкозы. Мозг берёт её в необходимом количестве из крови – ровно столько, сколько ему нужно для работы. Если происходит какой-то процесс, требующий много энергии, концентрация глюкозы в крови падает. Если в это время вы пытаетесь решить сложную задачу – с изначально низким уровнем глюкозы (меньше рекомендуемой нормы), вам будет труднее с ней справиться.
При этом если вы занимаетесь тяжёлым умственным трудом, общее потребление глюкозы вырастает всего на 3-5%. Поэтому нет необходимости объедаться сладостями, чтобы улучшить работу мозга.
Что происходит с «лишней» энергией?
Рекомендуется поддерживать уровень глюкозы в крови, равный 3,99-4,6 ммоль/л. Если же вы будете есть слишком много сладкого, её избыток уйдёт в запас гликогена. А если при этом вы ещё и переедаете, излишки гликогена отложатся в жировых депо. То есть, потребляя большое количество быстрых углеводов, вы только навредите себе. Это может спровоцировать развитие сахарного диабета, атеросклероза, болезней сосудов и старческой деменции.
Необходимо соблюдать баланс и отдавать предпочтение сложным углеводам, которые медленно перевариваются и помогают поддерживать необходимый уровень глюкозы в крови. Отдавайте предпочтения овощам, финикам, фруктам, крупам, полезным сладостям с большим содержанием клетчатки.
Прожорливый мозг
Чтобы голова была светлой, а чистый разум воссиял, клеткам мозга пришлось освоить разные профессии, разделив функции уже на этапе утилизации источников энергии
Автор
Редакторы
Статья на конкурс «био/мол/текст»: Мозг — признанный лидер по потреблению глюкозы среди внутренних органов. И это невзирая на свой достаточно скромный вес. Примерно четверть ежедневно поступающей в организм глюкозы используется мозгом. Каким образом нейроны мозга способны потреблять такой большой объем энергии? Является ли такая расточительность для организма эволюционно устаревшим механизмом? А может, природа давно уже подчинила энергетическую зависимость мозга, поставив ее под особый контроль? И как в итоге в клетках мозга протекают процессы энергетических превращений?
«Био/мол/текст»-2016
Эта работа заняла первое место в номинации «Своя работа» конкурса «био/мол/текст»-2016.
Спонсор номинации — Future Biotech, проект, объединяющий профессионалов и энтузиастов в области биологии и биотехнологий.
Генеральным спонсором конкурса, согласно нашему краудфандингу, стал предприниматель Константин Синюшин, за что ему огромный человеческий респект!
Спонсором приза зрительских симпатий выступила фирма «Атлас».
Распределение «богатства»
Общеизвестно, что для нормального функционирования всех органов нашего тела необходима энергия. Бόльшую часть энергии при обычном рационе человек получает путем превращения поступающих в организм углеводов в глюкозу и разложения последней до углекислого газа и воды, что сопровождается запасанием необходимой для нас энергии в виде аденозинтрифосфатов (АТФ) или других макроэнергетических соединений.
Каким же образом осуществляется распределение полученного организмом «богатства» в виде источников энергии — согласно законам социализма (равное количество для каждого) или капитализма? Оказалось, что даже в условиях нашего организма запасы энергии расходуются среди всех органов неравномерно. И здесь это распределение скорее напоминает разделение «по заслугам». Обычно мозг использует до 50% всей глюкозы, поступающей из печени в кровь, что соответствует примерно 100 граммам глюкозы в день. Не так уж мало для мозга, вес которого равен приблизительно двум процентам от массы всего тела. Установление ведущей роли мозга в потреблении энергетических запасов легло в основу теории «эгоистичного мозга» («selfish brain» theory) [1].
Такое интенсивное расходование энергии мозгом обусловлено, с одной стороны, большими затратами общей энергии клеток на генерацию трансмембранных ионных градиентов [2] и нервных импульсов, а с другой — на ведение «домашнего хозяйства»: процесса, обеспечивающего целостность и нормальное функционирование клеток мозга. Соотношение между этими двумя процессами оценивается как 2:1 [3]. Самое активное участие в энергозависимых процессах мозга принимают две группы клеток — нейроны и астроциты.
Роли предопределены
Нейроны — это высокоспециализированные клетки, способные генерировать и проводить электрические импульсы. Это — клетки-специалисты, так как функция каждого нейрона строго определена. В течение долгого времени происходит так называемый процесс обучения нейрона выполняемой им функции. Средний человеческий мозг содержит около 100 миллиардов обученных нейронов, и в среднем каждый нейрон соединяется с 1000 других нейронов. Это приводит к образованию обширных и сложных нейронных сетей, которые служат основой для обработки и передачи мозгом информации. Ввиду сложных интегративных взаимодействий каждого нейрона замена этих клеток в нейронных сетях с сохранением целостности выполняемой ими функции почти (если не совсем) невозможна.
Астроциты — это специализированные глиальные клетки, чья функция заключается главным образом в обеспечении нейронов энергетическими ресурсами и в борьбе с активными формами кислорода (АФК) и азота [4]. При этом количество астроцитов в мозге в несколько раз превышает количество нейронов, и в результате получается, что каждый нейрон включен в целый ансамбль астроцитарных клеток.
Довольно разные функции нейронов и астроцитов определяют и разные пути использования энергетических ресурсов этими клетками. Глюкозо-6-фосфат, образующийся из глюкозы, нейронами по большей части направляется в цепь метаболических превращений пентозофосфатного пути (ПФП), а в астроцитах вовлекается в цепь гликолитических реакций [5]. И это принципиальное различие нейронов и астроцитов. Дело в том, что в пентозофосфатном пути образуются предшественники для синтеза нуклеотидов ДНК и РНК [6], а также восстановительные эквиваленты, необходимые нейрону для регенерации белка антиоксидантной защиты мозга — глутатиона. В ходе же гликолиза образуется большое количество энергии, которая используется в разных биосинтетических процессах как «универсальная валюта». Подобная свобода для возможных метаболических реакций в астроцитах и относительная консервативность путей в нейронах связаны с функциональным состоянием клеток. Нейроны генерируют потенциалы действия, проводят возбуждение, интегрируют информацию с разных рецепторов. Это довольно сложно устроенные клетки. И как любые клетки нашего мозга, они подвержены нарушениям в структуре ДНК и влиянию процессов окисления. Вновь напомним, что каждый нейрон оказывается еще и незаменимым. Вот и приходится нейронам всячески продлевать себе «молодость», то есть поддерживать себя в функционально активном состоянии. ПФП в этом смысле — путь, который обеспечивает возможность репарации поврежденных участков ДНК и функционирования в нейронах механизма борьбы с активными формами кислорода.
Задача астроцитов — это создание условий для нормальной активности нейронов (рис. 1). Ради этого астроциты готовы и энергией нейроны обеспечить в большом количестве, и защиту от окислительного стресса организовать. Единого пути для решения поставленных задач пока не сложилось. Поэтому приходится астроцитам сжигать всю глюкозу в гликолитической «печи», а уже потом использовать запасенную энергию для оплаты разных метаболических активностей. Такая последовательность реакций, например, обеспечивает синтез в астроцитах широкого спектра ферментов антиоксидантной защиты, включая оксидоредуктазу, глутаматцистеинлигазу, глутатионпероксидазу, глутатионредуктазу, глутатионтрансферазу, а также глутатион и витамин Е. Еще один важный исход протекания гликолиза в астроцитах — образование из глюкозы молочной кислоты (лактата), которая способна перемещаться во внеклеточное пространство. Что же в этом особенного? Дело в том, что лактат, оказавшись в нейронах, может сначала восстанавливаться до пирувата, а затем через цепь реакций цикла трикарбоновых кислот (ЦТК) и при помощи митохондриальной цепи образовывать целый «фейерверк» молекул АТФ. Благодаря такой сложно устроенной машинерии метаболических превращений, в итоге в нейронах образуется 38 молекул АТФ — против двух молекул АТФ, которые в ходе гликолиза образуются в астроцитах. Получается своеобразный аттракцион энергетической щедрости со стороны астроцитов. Строго говоря, астроциты и не нуждаются в таком количестве энергии, которую отдают нейронам. А вот нейронам такое энергетическое обеспечение оказывается крайне необходимым, потому как генерация импульсной активности и тонкая регуляция рецепторов и ионных каналов в мембране являются «дорогими» процессами и требуют высоких энергетических затрат.
Строгий контроль
Для точной настройки скорости гликолиза (высокой в астроцитах и относительно низкой — в нейронах) во всех клетках мозга работает регуляторный фермент 6-фосфофрукто-2-киназа/фруктозо-2,6-бисфосфатаза (PFKFB) [7]. Высокий уровень ферментативной активности PFKFB в астроцитах способствует высокой скорости в них гликолитических реакций. Однако что произойдет, если нейроны снизят скорость основного ПФП и, подобно астроцитам, наладят процессы гликолиза? Экспериментально показано: за этим последует катастрофа — гибель нейронов. Дело в том, что такое усиление гликолиза в нейронах ведет к сокращению образования фермента антиоксидантной системы — глутатиона (между прочим, единственного пептидного вещества, образующегося непосредственно в нейронах и спасающего их от окислительного стресса), усилению окислительного стресса и наконец к апоптотической гибели клетки. Таким образом, разделение энергетических путей оказывается процессом, строго приспособленным к повышению выхода энергии мозгом и одновременно очень консервативным с точки зрения возможности реализации в разных типах клеток.
Опасный «голод» мозга
Согласно наиболее популярной сейчас точке зрения, именно в изменении энергетического состояния мозга лежит причина (по крайней мере, одна из главных причин) судорожных состояний и гибели клеток в структурах мозга [8]. В результате снижения энергообеспечения клеток мозга из-за травм, ишемии или опухоли под ударом оказываются в первую очередь системы регуляции тормозных процессов в нервной ткани. Как ни странно, именно тормозные процессы требуют от нейронов мобилизации энергетических затрат. Недостаток энергии приводит к неспособности клеток затормозить возбуждение и к постепенному распространению возбуждающей волны во все области мозга. Неконтролируемая постоянная активация клеток вызывает еще большее истощение их энергетических запасов и приводит к окислительному стрессу. В результате падения активности антиоксидантной защиты ниже критического уровня происходят необратимые изменения в клетках. Формируется замкнутая цепь губительных событий: судорожная активность вследствие развившегося дефицита энергии в одних структурах мозга вызывает новые эпизоды приступов. И получается, что, однажды начавшись, судороги постоянно порождают новые судороги.
В исследованиях механизмов развития эпилептической активности было установлено, что судорожные приступы развиваются в первую очередь при наследственных заболеваниях, нарушающих нормальный метаболизм энергии в мозге [9]. Причем резкое снижение главного источника энергии — глюкозы — даже у людей, не страдающих эпилепсией, приводит к тяжелым судорожным припадкам [10]. Аналогичный эффект наблюдается у людей, страдающих эпилепсией, после сна, когда концентрация глюкозы в крови резко падает из-за длительного перерыва в поступлении пищи, то есть примерно восьмичасового голода [11].
Разделяй и «процветай»
Экономистами со времен А. Смита и А. Вебера было подмечено, что прогресс в развитии производительной силы от труда, искусства, умения или сообразительности — следствие разделения труда. Разделение труда в этом смысле является важнейшим и непременным условием прогрессивного развития экономики любого государства, любого общества. Этот принцип разделения «трудовых» обязанностей в полной мере можно отнести и к работе сложных биологических систем.
Эволюционно так сложилось, что принцип разделения функций клеток позволил «прокачать» каждую отдельную способность организма. Увеличивающаяся сложность и специализация функций в конце концов привели к потребности в их координировании и, как следствие, увеличению нагрузки на мозг. В результате нейроны полностью отказались от ведения «домашнего хозяйства» и увеличили объем полезной работы. А так как без домашней жизни и надежного тыла работать хорошо и долго не получается, постоянные хлопоты о состоянии нейронов перешли к астроцитам. Закрепление функций клеток произошло уже на уровне источников энергии. Отсутствие конкуренции за источники питания позволило астроцитам и нейронам сконцентрироваться на выполняемых ими функциях. В итоге получилось так здорово, что энергетических запасов стало хватать не только на координацию функций тела, обеспечивающих выживание, но и на «халтурку» в виде сознательной деятельности, сильно продвинувшей животных в эффективности их труда.