как хоронили древние славяне до крещения руси

MasterRitual.ru

Информационный портал о похоронах и ритуалах

Древнеславянские похороны

Говорят, что на человека как на индивидуальность — смотрят три раза за его жизнь при рождении, во время свадьбы и, наконец, на похоронах. Все остальное время он является частью целого, членом семьи или Рода, а все его заслуги и неудачи сливаются воедино с достижениями и неурядицами семьи. Как хоронили древних русичей до принятия христианства, и что изменилось с приходом новой веры?

как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть фото как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть картинку как хоронили древние славяне до крещения руси. Картинка про как хоронили древние славяне до крещения руси. Фото как хоронили древние славяне до крещения руси

Курганы

После сжигания тела прах либо хоронили в кургане, ссыпав в специальный горшок, либо развеивали над полями. Как правило, погост, где были погребены урны с прахом, располагался на другом берегу реки от поселения, к нему нужно было добираться по мосту.

Таким образом, мир живых и мир мертвых был разделен водой, а связующим звеном между этими мирами являлся мост. Это верование перекликается с мифом Древней Греции о Хароне и реке, протекающей в потустороннем мире — Стиксе.

В дохристианскую эпоху на погосте русичей не строили церквей, но там обязательно находился Кумир Рода, вырезанный из крупного цельного бревна или куска древесины, его высота была в пределах двух саженей (более четырех метров).

Курганы насыпали не очень высокими — от двух до четырех метра в высоту, в зависимости от статуса покойного. Располагались они на расстоянии в 6 метров друг от друга в шахматном порядке, чтобы тень не падала на соседние сооружения во время захода и восхода солнца.

Некоторые курганы изначально делали более просторными, внутрь вел бревенчатый проход — благодаря этому один курган служил местом захоронения нескольких урн одной семьи.

Традиция строить домики — домовины, на столбах над местами захоронений в некоторых областях России сохранилась и до наших дней. Это небольшие сооружения размером примерно 1х1 метр, в виде коробки, состоящей из трех стен, пола и крыши. Одна из сторон отсутствует, поэтому в домовину можно положить поминальное угощение. Кроме того, такое сооружение, по поверьям, является уютным домиком для души, которая время от времени возвращается на могилу. Все это очень напоминает избушку на курьих ножках — дом сказочной Бабы Яги. Видимо, не все в сказках является выдумкой, кое-что взято из реальной жизни.

как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть фото как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть картинку как хоронили древние славяне до крещения руси. Картинка про как хоронили древние славяне до крещения руси. Фото как хоронили древние славяне до крещения руси

Кроме того, на старых деревенских кладбищах и сейчас кое-где сохранились деревянные кресты, покрытые деревянными же дощечками — это тоже своеобразная крыша, но она покрывает не домовину, а крест.

как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть фото как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть картинку как хоронили древние славяне до крещения руси. Картинка про как хоронили древние славяне до крещения руси. Фото как хоронили древние славяне до крещения руси

Похороны

Умершего сначала обязательно обмывали, облачали в чистые одежды, клали на лавку головой к красному углу, в котором стояли домашние кумиры — подобие современного иконостаса.

Руки и ноги связывали тонкой веревкой, тело накрывали белым холстом. Стеклянных зеркал в домах не было, вместо них использовали отполированные бронзовые или медные пластины — зерцала. Эти зерцала завешивали полотном, чтобы душа не заблудилась в ином мире, не осталась в зерцале и не забрала с собой кого-нибудь из членов семьи.

Двери в доме, где был покойник, не закрывали на замок, благодаря чему душа могла свободно перемещаться по усадьбе, в ожидании похорон и отправления на небо. Эта традиция в деревнях сохраняется и до настоящего времени, чем иногда пользуются недобросовестные односельчане, и стараются незаметно вынести что-либо со двора или из дома — по-просту украсть.

На глаза покойному клали тяжелые монеты — серебряные или медные, чтобы они не могли открыться. Иногда монеты помещали и в рот покойнику — его плата за перевоз в иной мир.

Издавна на Руси с покойным на Руси три дня — эта традиция сохранилась и с приходом христианства. В дохристианскую эпоху, покойника в день кремации перекладывали в лодку или ладью, в которой он переплывал реку Смородину — славянский аналог древнегреческого Стикса.

Все три дня, в течение которых покойник находился дома, жрецы читали специальные напутствия, обращались к Перуну, ранее умершим предкам и высшим силам с просьбой принять его душу, перечисляли его заслуги на этом свете.

Из дома тело в лодке выносили вперед ногами, как будто покойный вышел сам. По традиции, несли его чужие люди, родные же не должны были идти впереди покойника.

Непосредственно перед помещением на место погребального костра, родственники целовали лоб умершего для получения от него энергии.

Иногда вместе с умершим мужем на тот свет отправлялась и его жена, причем делала это добровольно, показывая таким образом, что не желает с ним расставаться. Она одевала свои лучшие одежды, прощалась и родными, и при этом всячески веселилась — ведь впереди ее ждал лучший мир, жизнь с любимым в Свароге или в Ирии. В день кремации ее убивали, а тела сжигали на одной кроде.

Но чаще всего в рай знатного русича сопровождала одна из его наложниц, она добровольно соглашалась умереть, чтобы не расставаться со своим господином.

Вместе с умершим мужчиной сжигали трупы его коней и домашних животных. Для этого кроду составляли из дров, дающих много жара и огня — березы, дуба, кедра. Эти деревья считались священными и наиболее подходящими для кремации.

Пепел с кроды собирали в урну — домовину, и ставили ее на площадку, опорой для которой служили столбы. Сверху столбы закрывали крышкой, после чего и насыпался курган.

Тризна

Как правило, сожжение тела совершали на закате дня — жизнь кончилась так же, как завершается день. А Солнце — Сварог на ночь уходит в потусторонний мир — Навь и своими лучами освещает дорогу душе.

После сожжения устраивали поминальный ужин или тризну. Неподалеку от курганов и долины мертвых находилась площадка для воинских состязаний — ристалище. Если умерший был воином, кроме традиционного ужина на ристалище устраивали театрализованное представление в память о его подвигах. В ночь похорон никто не спал, печаль сменялась весельем, жизнь продолжалась.

Древние славяне свято верили в то, что человек не умирает полностью, а его душа направляется в лучший мир, чтобы затем вернуться на землю. Поэтому скорбь была не главным чувством на поминках. Здесь устраивали так называемые похоронные игры, разыгрывали сценки из жизни покойного, рассказывали о его жизни, вспоминали о других умерших родственников и их заслугах перед семьей и Родом.

Так своеобразно проходила тризна — поминки. Живые сами вкушали вкусные блюда, а на утро следующего дня отправлялись к свежему кургану «кормить покойника» — несли ему простое угощение — сладкую кашу или блины с медом. Это еще одна языческая традиция, сохранившаяся до наших дней.

Рассказ очевидца

Путешественник очень хотел побывать на похоронах важного русского господина, и вот, наконец, до него дошли вести о смерти одного из них. По его словам, умершего положили в могилу и накрыли крышей, там он находился в течение десяти дней, и не испортился из-за прохладного климата, а только почернел.

Все это время шли приготовления к похоронам — покойному шили одежду, готовили домашних животных, выбирали человека, который должен умереть в день похорон.

Ибн Фадлан рассказывал, что если умирал бедный русич, для него делали маленький корабль, в нем же его и сжигали. Ритуал похорон богатого человека проходил сложнее — община собирала все его деньги и делила на три части. Одну оставляли семье, вторую использовали для пошива одежды покойнику, третью расходовали на поминальный ужин, который арабский путешественник назвал на свой манер набидом.

Когда умирает глава большого и знатного рода, его отроков и девушек спрашивают, кто из них хочет отправиться в мир иной вместе с хозяином. Если кто-либо высказывал такое желание и говорил об этом, он уже не вправе был отказаться от своих слов, даже если бы захотел, ему не позволило бы общество и родственники покойного.

Чаще всего о намерении отправиться в лучший мир вместе с умершим господином заявляют его девушки — кого имел ввиду арабский путешественник не совсем ясно. Возможно это действительно были рабыни, или ближайшие родственницы покойного.

С этого момента девушку начинали оберегать две ее подруги, куда бы она ни пошла. Они внимательно ухаживали за ней, и иногда они даже мыли ее ноги. Все время, пока шла подготовка к похоронам, девушка веселилась, радовалась, хорошо питалась и пила вкусные напитки.

В день сожжения покойного и девушку доставляют к реке на которой уже стоит похоронный корабль. Судно вытаскивают на берег и ставят на подпорки из белого тополя или другого дерева, вниз накладывают как можно больше сухих дров.

На корабле заранее ставят скамью, покрывают стеганными одеялами, византийской парчой, подушками, сооружая подобие палатки. Изнутри корабль обшивают дорогими тканями. После этого покойника достают из могилы и привозят на корабль.

Всеми работами руководит пожилая женщина, которую Ахмед Ибн Фадлан назвал ангелом смерти. По словам путешественника, женщина имела совсем не ангельский вид: была суровой, мрачной, большой и толстой, более похожей на ведьму, чем на ангела.

Покойного, после извлечения из могилы, наряжали в шаровары, гетры, парчовый кафтан с золотыми пуговицами, сапоги, шапку из парчи и соболя.

На корабль же помещали собаку умершего — убитую и разрезанную на две части. Двух коней гоняли до тех пор, пока они не вспотеют, после чего убивали их мечом, разрезали и бросали мясо рядом с разрезанной собакой. Таким же образом убивали двух волов, петуха и курицу.

Девушку, пожелавшую быть убитой, трижды поднимали на некоем сооружении из досок, похожем на большие ворота. При этом она говорила, что видит своих умерших родителей, родственников и господина, который сидит в прекрасном саду и зовет ее. Во время этого она убивала курицу, отрезая ей голову, и тоже бросила ее на корабль.

Добровольную жертву отводили на корабль, где она снимала браслеты с рук и с ног, отдавала их ангелу смерти и девушкам, которые охраняли ее все это время. По словам автора, эти девушки были дочками ангела смерти.

На корабле ее отводили в отдельную палатку, вокруг которой стояли мужчины и стучали в щиты, чтобы заглушить ее крики. Девушке давали выпить хмельного напитка — сначала один кубок, затем еще, и при этом пела песни.

После этого ей нужно было войти в кабину, где в подушках сидел ее господин. Когда девушка заколебалась, старуха — ангел смерти — втолкнула ее, и вошла вместе с ней. При этом мужчины били в щиты еще громче, стараясь заглушить крики несчастной, чтобы другие девушки не испугались, и не отказавались бы умирать вместе с хозяевами.

После этого ближайший родственник покойного подходил к кораблю с горящей лучиной и поджигал дрова, уложенные под кораблем. Затем с подожженными лучинами подходили и другие участники действа.

Пл рассказам Ахмеда Ибн Фадлана, в это время подул ужасный ветер, вскоре весь корабль и помостки были охвачены огнем, и уже через час все сгорело полностью — настолько большим был костер.

Один из русов, находившийся рядом с путешественником, сказал, что арабы поступают глупо, что предают своих любимых людей земле, где их прах поедают черви. Русичи сжигают покойников в одно мгновение, и те попадают в рай тотчас. Он добавил так же, что Бог послал сильный ветер, и корабль и господин и девушка быстро превратились в золу и пепел.

На месте жертвенного костра соорудили круглый холм — курган, поставили в середине столб из белого тополя, написали на нем имя умершего и имя царя русов и ушли, совершать поминальный ужин.

По словам Ибн Фадлана, участники похорон так активно поминали, так пили набид днем и ночью, что некоторые из них умирали с чашами в руках.

Для справки: «Записки» арабского писателя в современном виде впервые были опубликованы в 1823 году. Список (копия) произведения нашел востоковед Заки Валиди в 1923 году в библиотеке имама Али ибн-Риза в Иране. Фотокопии документа иранские ученые передали Академии Наук СССР в 1937 году, после чего российские ученые сделали его перевод.

Историки спорят по поводу аутентичности «Записок», а так же относительно того, кого в них называют русичами — действительно славян, или же скандинавов, торговавших на территории Волжской Булгарии и других земель, впоследствии ставших частью Руси — России.

Обе версии имеют право на существование. Тем более, что славяне были и остаются крупнейшей на территории Европы этноязыковой общностью, которая в течение веков вела торговлю со скандинавами. А те, в свою очередь, активно заселяли северные территории восточных славян. Об этом свидетельствуют находки 9-10 веков на Рюриковом городище, и в других курганах-захоронениях. Найденные артефакты по времени совпадают с событиями, описанными Ибн Фадланом.

Источник

Обряды и обычаи славян. Как наши предки хоронили своих умерших до принятия христианства?

До принятия христианства у древних славян были свои представления о жизни и смерти. Частично они были схожи с христианскими. Особый интерес представляют понятия о загробной жизни и смерти.

Представления о смерти у древнего народа

Понятия смерти, как конечного итога жизни, у древних славян не существовало. Мир не делился на черное и белое, а загробная жизнь — на Рай или Ад. Их просто не было.

Жизнь была тесно переплетена со смертью, и весь мир был поделен на 3 части:

как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть фото как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть картинку как хоронили древние славяне до крещения руси. Картинка про как хоронили древние славяне до крещения руси. Фото как хоронили древние славяне до крещения русиСоединялись 3 части Мировым Древом:

Душа человека, покидая Правь, сначала попадала в нижний мир.

Там ее ожидало очищение перед новым рождением. Не все души перерождались. Некоторые становились навями — темными воплощениями зла, или оставались на какое-то время в нижнем мире.

Иногда светлые души (бывших героев и достойных людей) попадали в Ирий. Оттуда они могли наблюдать за миром Яви.

Порой душа переселялась в животное или растение. Это значило, что она должна закончить свое очищение перед новым человеческим воплощением, прожив жизнь другого существа.

Погребальный обряд до принятия христианства

Похоронные обряды были схожи у всех древних славян. Для погребения умершего использовались:

Сначала укладывали костер. Он был в величину человеческого роста, а то и выше, в форме четырехугольника. Каждая сторона символизировала сторону света.

Линии погребального костра обозначали стороны света, как 4 этапа жизни человека:
как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть фото как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть картинку как хоронили древние славяне до крещения руси. Картинка про как хоронили древние славяне до крещения руси. Фото как хоронили древние славяне до крещения руси

Лучшими деревьями для костра считались береза и дуб. Их использовали вместе, или отдельно. В середину крады клали ветки и солому, чтобы пламя при разжигании вспыхнуло ярко и быстро. Иногда по периметру крады выкладывали снопики сена или соломы, что служило символической оградой между умершим и живыми.

Перед тем, как хоронить, умершего наряжали в лучшую одежду, и клали в погребальную ладью, вместе с ним оставляли его личные обереги, поминальную еду и вещи, необходимые в загробном мире, в том числе монеты. Могли положить крылья птиц (для легкого загробного путешествия). Обязательно клали хлеб и соль, как символы земли и возрождения.

На закате погребальную ладью несли к краде, которая обычно располагалась на западе деревни, или города. Там уже ожидал волхв или жрец. Считалось, что солнце на закате готовилось погрузиться в Навь, и Даждьбогу было легче забрать с собой душу умершего.

Волхв поджигал краду, а после ее сгорания и остывания пепла, собирал тот в особую урну — домовину. Обряд сопровождали похоронные песни и молитвы.

Пепел, не поместившийся в домовину, жрец развеивал над землями рода умершего, или над рекой. Саму домовину помещали в центр домика, построенного для хранения праха. Он был простым, и состоял из столба с набитой деревянной площадкой, на которой устанавливали 4 столбика, и крышки, которую покрывали белым платом.

Все родичи покойного засыпали домовину землей, пока не образовывался курган. Он служил последним местом упокоения человека. Рядом с курганом, или поверх него помещали могильный камень.

Поминание своих покойников после похорон

Поминание умершего, или тризна, включало в себя игры, пляски, состязания и битвы воинов на мечах (если умерший был воином). Считалось, что радость живых поможет душе с легкостью попасть в Навь.

как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть фото как хоронили древние славяне до крещения руси. Смотреть картинку как хоронили древние славяне до крещения руси. Картинка про как хоронили древние славяне до крещения руси. Фото как хоронили древние славяне до крещения русиТризна проводилась несколько раз:

Прощаться с умершим могли в течение недели или 12 дней. Иногда отмечали полусороковины — 20-й день после погребения.

На поминальном столе обязательно присутствовали:

Сначала ели кашу, затем — блины с медом, чтобы «подсластить» душе загробную жизнь. К блинам иногда подавали булочки с символом костра.

Напитки играли особую роль. Пиво или медовуха служили подобием вод реки Смородины, которую должна пересечь душа ради попадания в Навь. Поэтому тризна не обходилась без них, как и без веселья.

Заканчивался поминальный пир киселем (из ягод, молока или смородины).

Погребение умершего и тризна у древних славян было сложными и важными обрядами. Они проводились по старинным традициям предков. Суть их заключалась в подготовке души к переходу в Навь.

Источник

Похороны в допетровской России

Очевидно, что у смерти и погребения, наряду с религиозно-мистической, всегда существовала и иная, сугубо практическая сторона: «Что теперь делать с телом?» Понятно, что тысячу лет назад никаких похоронных агентств быть не могло. Тем не менее, вопросы из разряда «Где хоронить?», «Как довезти туда тело?», «Во что его обернуть или нарядить?», «Кто должен это делать?» и «Во сколько все это обойдется?», безусловно, стояли перед людьми всегда. Как же они решались в стародавние времена?

Языческие времена

Очевидно, что чем сильнее мы углубимся в прошлое, тем большую роль в процессе похорон будут играть религиозные, мистические и магические представления. Многие знают, что науке крайне мало известно о славянском язычестве: до нас дошло слишком мало источников, чтобы мы могли собрать адекватную картину религиозной жизни древних славян. Быть может, нам уже не суждено выяснить, как в точности выглядел их похоронный обряд (все, что мы о нем знаем, – язычники совершали тризну до похорон, а тело чаще всего сжигали), но археологические находки дают некоторую информацию о захоронениях. Так, нам доподлинно известно, что на территории европейской части России – в том числе там, где ныне стоит Москва – людей хоронили в курганах, либо сжигали. Если хоронили в курганах, то рядом с мертвым клали предметы, которые должны были перейти с ним в загробный мир: подобно многим другим, древние славяне считали, что загробный мир, в общем и целом, сильно похож на наш. Умерший, очутившись там, будет заниматься примерно тем же, чем занимался здесь, а значит ему могут пригодиться украшения, деньги, керамическая посуда и горшочек с углями для разведения очага. Подобные захоронения осуществлялись вплоть до XIII века, когда христианство окончательно вытесняет языческие верования на той территории, которая в будущем станет Россией.

Раннехристианский период

Кладбища функционировали точно так же, как и во всех других христианских европейских странах того времени: площади под них на церковном дворе выделялись небольшие, в одну и ту же могилу год за годом и слой за слоем складывали всё новые тела по мере разложения старых. При этом, разумеется, у этих кладбищ отсутствовала четкая структура и «генеральный план»: захоронения совершались как попало, и после за ними никто не ухаживал – это не считалось важным. Примечательно и то, что мертвых не перезахоранивали практически ни при каких обстоятельствах. Разумеется, средневековый человек без всяких сомнений тащил социальную иерархию земного мира с собой в могилу: так, бояре и духовенство чаще хоронились под церковью или как можно ближе к ней – тенденция, общая для всех христианских стран того времени – в то время как беднякам доставались места на окраине погоста.

Раннее Новое время

Чем ближе к нашему времени, тем больше сведений оказывается у нас в распоряжении и тем лучшее представление мы имеем о похоронных практиках наших предков. В те времена на Руси приходских метрических книг еще не существовало, то есть не существовало никакой формальной и централизованной записи рождения и смерти людей. Большую часть информации о захоронениях XV – XVII веков мы получаем из завещаний умерших и очерков иностранных путешественников. Завещаниями историкам удается завладевать благодаря стечению двух удачных обстоятельств:

Именно так до наших дней дошло множество документов из этих веков. О чем же писали умирающие в своих завещаниях? Помимо очевидного, они также нередко оставляли пожелания касательно собственного погребения. Некоторые указывали, на каком кладбище хотели бы быть похоронены. Другие оставляли подробные указания насчет того, что должно быть написано на могильной плите. Те, что побогаче, могли дать инструкции, каких размеров и из чего должен быть их склеп. Примечательна роль, которую в данном процессе играли священнослужители. Во-первых, они ожидали, что церковный приход может рассчитывать на пожертвование по итогам завещания, а во-вторых, священники зачастую сами подписывали завещания умерших, что обычно объяснялось тяжестью болезни, из-за которой человек уже был не в состоянии прочитать или подписать документ. В этих случаях им, как свидетельствуют источники, верили, и завещаниям давали ход.

Иной раз в завещания закрадывались и рассуждения умирающих о смерти и жизни после неё – большинство из них, конечно, просто повторяло стандартные формулы христианской веры, поминая Троицу, справедливость Божьего суда и т.д. Но в то же время встречались и формулировки, в которых явно слышится эхо языческих времен: так, в нескольких завещаниях люди в одном предложении взывают к Богу-отцу и, внезапно, «святой матери-Земле, из которой мы сотворены» – что очевидно не имеет никакого отношения к христианству.

Уникальные особенности похорон на Руси

Что происходило с телом непосредственно после смерти, зависело от времени года. Вообще мертвых старались хоронить как можно раньше, желательно – в тот же день. Касалось это в равной степени и крестьян, и дворян и даже царской семьи. Однако пятьсот-четыреста лет тому назад орудия труда были развиты куда хуже, что осложняло похороны:

6-7 месяцев в году в большинстве регионов копать снег, лёд и мерзлую землю было просто невозможно. На этот случай существовали так называемые «Божьи Дома». Божий Дом представлял собой то, что мы сегодня назвали бы трупохранилищем – специальное помещение, куда на протяжении зимы складывали все трупы и хранили их там до оттепели.

Говоря уже о самом процессе похорон, источники расходятся касательно посмертных одеяний: в некоторых текстах можно найти упоминания белых льняных одежд, другие пишут, что мертвого хоронили в его обычном прижизненном одеянии, а третьи утверждают, что на мертвеца надевали новую пару обуви – чтобы ему было проще проделать путь до Небес. Но гораздо более любопытно выглядел другой предмет, нередко подкладываемый в гроб – так называемый «Райский паспорт». За определенную сумму священники выписывали и вкладывали в руку покойного документ, в тексте которого говорилось, что умерший жил праведно, получил отпущение грехов и должен быть пущен в райские врата беспрепятственно – в конце либо в начале ставилась подпись священника, принявшего исповедь.

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Древнеславянские похороны. Погребения у славян

Погребение представлялось древнерусскому человеку снаряжением к путешествию. Способы погребения и обряды, которыми погребения сопровождались у древнерусских славян, имели две цели: устроить нормальную жизнь для покойников в новом мире и установить живую связь между ними и их родными.

У древних славян в зависимости от места их проживания существовали несколько способов погребения главные из них: 1) там где было много леса и естественно дров для сооружения кроды (погребального костра), применялось сжигание тела; 2) в степных районах Кубани и Дона где топлива было мало могло применяться захоронение в землю (после крещения Руси); 3) в морских походах – спускание умершего в воду.

Наиболее распространённой формой погребения было курганное. Прах сожженного покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки. Погост в несколько сотен домовин у древних славян представлял собой «город мертвых», место поклонения предкам рода, он обычно размещался за рекой. Расстояние между погостом и рекой должно быть не меньше 10 сажень, а между поселением и рекой 27 сажень. Расстояние от Кроды (погребального костра) до жертвенника или места Тризны было не менее 7 сажень. Между жертвенником и кумиром с огневищем – две с половиной сажени. Огневище находилось от Кумира Рода на расстоянии одного столбца. Высота кумира на погосте была не ниже двух саженей.

Курганы в долине предков располагались на расстоянии трех сажень друг от друга в шахматном порядке, чтобы свет от Ярилы-Солнца мог освещать все курганы, и тень от одного кургана не падала на соседние при восходе и заходе солнца. Черепа (эти кости имеют наиболее высокую плотность и поэтому не сгорают) кродированных складывали возле Кумира Рода, а прах и размельченные остатки других костей складывали в кувшин или урну которые носили название домовина или как раньше просто говорили дом (делались из глины и обжигались). Кроме того с южной стороны от места для тризны иногда ещё пристраивали Ристалище — место где воины с мечами показывали перед Богами битвы в которых участвовал умерший воин. В центре будущего кургана устанавливался столб на вершине которого закреплялась площадка с четырьмя столбами между которыми и устанавливалась домовина. Под площадкой складывалась утварь, все покрывалось платом и потом руками засыпалось землей. Были курганы и многоразового пользования, в них делали бревенчатый проход вовнутрь, а площадка под домовину была больше (для того чтобы можно было подзахоранивать других умерших к родичам). Сейчас сторонники ведических традиций используют ту же систему, только после кремации домовину помещают в углубление и над ней насыпают курган, а с западной стороны ставят памятник. Углубление представляет собой квадратную яму со сторонами в одну меру и глубиной в одну меру.

Согласно устоявшейся традиции при умирании славянина, его при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, иногда весьма дорогую одежду. Потом клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились кумиры), укрывали белым холстом, руки складывали на груди.

Раньше были зерцала из бронзы или меди (сейчас зеркала) и их закрывали темной материей. Если зеркала не закрыты, то покойник может забрать с собой Души родственников и тогда будет несколько смертей в этом роду подряд. Двери на запор не закрывали, чтобы душа могла свободно входить и выходить (и ничего бы ей не мешало) иначе не разумная душа может испугаться. Ведь душа в это время находиться рядом с телом и если она не сообразит, как выйти то тогда может надолго остаться привязанной к этому месту (до 3 лет).

Когда покойник лежит, то тоненькими веревочками связывали руки и ноги. Перед кродой путы с ног и рук снимались.

К среднему персту правой руки привязывалась медная проволока, а другой её конец опускался в сосуд с землей (своеобразное заземление, связь с матерью землей). Это делалось для того чтобы тело дольше сохранялось. Правая рука излучает энергию – поэтому привязывают именно к ней (а не к левой которая поглощает энергию).

На глаза умершему клали медные или серебряные монеты, чтобы глаза не открывались. Это делалось для того, чтобы покойник не отразился в параллельных структурах. Монеты должны быть достаточно тяжелы, чтобы глаза не открылись. Эти же монеты потом оставались с умершим, как дань Хорону за перевоз через реку междумирья. Около лица клали зеркало и легкое перышко.

Три дня жрец согласно книге мертвых читал напутствие. В это время все живые из комнаты, где лежал мертвый удалялись. Потом после трех дней совершался обряд прощания с родственниками.

Далее покойника выносили вперед ногами, символизируя этим будто он сам вышел. Нести должны были не родственники. Родственники никогда не идут впереди покойного. После выноса покойника полы в комнатах должны быть вымыты, но только не близкими людьми. Полы моются, начиная с самого дальнего угла и до порога.

Перед кродой родственники прощались и целовали чело умершего (целуют чело это дают энергию).

Если проводилась крода, то жена по своему добровольному желанию могла взойти на неё и остаться со своим мужем, и тогда она уносилась вместе с ним в Сваргу пречистую. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время церемонии её подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести её к ним.

Затем проводили поминальный прощальный ужин (Тризна) и ристалища, если умерший был воином. Его друзья показывали прошлые бои, в которых он участвовал. Это было своего рода театрализованное представление и этот обычай сохранился в ряде областей Украины (гуцулы, бойки) вплоть до начала XX века, когда возле умершего проводились похоронные игры. Проводя обряд похорон, вместо выражения скорби и печали в присутствии покойника, все присутствующие веселились: играли на народных музыкальных инструментах, пели, танцевали, рассказывали сказки, разыгрывали что-то вроде драматических сценок в раешном духе. Все эти действия были сохранены с древнейших времен, когда у народа было правильное понятие о смерти. После представления накрывались столы и проходили поминки, а на следующий день с утра шли кормить умершего, приносили на курган продукты и оставляли их там. С погоста ничего не уносится. До девятого дня никто на погост больше не ходит.

О существовании такого способа похорон (сжигания), свидетельствует Ибн-Фодлан (начала X в.) в своем описании похорон знатного русса. Когда Ибн-Фодлан сообщил одному руссу, что у арабов трупы зарывают в землю, русс удивился глупости арабов: «Умершему, – сказал русс, – и так тяжело, а вы еще наваливаете на него лишнюю тяжесть, зарывая в землю. Вот у нас лучше; посмотри, – сказал он, указывая на сгорание трупа знатного русса, – как легко наш умерший восходит к небесам вместе с дымом». Другое свидетельство есть в нашей летописи, где описываются нравы древних славян: «И аще кто умряше, творяху тризну над ним и посем творяху кладу (костер) велику и возложахут и на кладу мертвеца сожьжаху и посем, собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творят Вятичи и ныне (в начале XII века) Си же творяху обычая кривичи и прочии погагии…». Из этого свидетельства нашей летописи видно, что прах покойника по сожжении, собранный в сосуде, ставился на столбе, а затем над останками насыпался большой курган.

С принятием христианства обычай сожжения исчезает и повсеместно заменяется зарыванием в землю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *