как храм покрова на нерли связан с окружающим пейзажем
Красоты России. Покров на Нерли
Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.
Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.
Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени
Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Технология строительства, применённая древними архитекторами, позволила избежать коварных весенних разливов: на глубине 1,6 м был заложен обычный ленточный фундамент, а над ним возведен насыпной холм высотой 3,7 м.
Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами.
Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.
Большая неожиданность подстерегает того, кто пытается рассуждать о нынешнем облике Покрова на Нерли как «совершенном». Дело в том, что в древности храм выглядел совсем не так, как сейчас. Ещё в XIX веке раскопки открыли в земле окружающего его холма некие утраченные архитектурные детали. После исследований середины XX столетия стало окончательно ясно: некогда облик церкви не был столь лаконичным. С трёх сторон её окружала галерея, имевшая на крыше открытое гульбище. Основания этого сооружения сохранились в земле на расстоянии 2,5 метров от нынешних внешних стен. С одной из сторон открытая галерея сменялась сплошной стеной, скрывавшей вход на хоры.
Храм Покрова на Нерли, реконструкция первоначального вида по Н.Н.Воронину
По-видимому, под влиянием осадков открытая галерея со временем разрушилась. Нынешнее же впечатление законченности храма сложилось благодаря обычаю древнерусских мастеров начисто отделывать даже те стены, которые потом оказывались загорожены пристройками. Иным, более вытянутым, шлемовидным по форме, судя по всему, был в древности и купол.
По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела. И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень. Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация — игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками.
Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей. Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание. В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКОпод собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Расположение храма на слиянии рек Нерли и Клязьмы настолько живописно, что делает его излюбленным местом «паломничества» фотографов.
Весной луг, на котором расположен храм, заливает талой водой. Летним утром он бывает окутан густым туманом. А что бывает там звездной ночью — и не передать словами!
Своеобразную загадку скрывает в себе и первоначальное посвящение храма. Дело в том, что все дошедшие до нас ранние источники упоминают церковь на Нерли не как Покровскую, но как Богородичную. Более того, Покров как особый праздник, установленный в честь чуда Богородицы, произошедшего во Влахерне, сохранился только в русском месяцеслове, и время его возникновения определяют обычно как довольно позднее.
Самые ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV–XV векам. В целом же установление праздника принято связывать именно с Андреем Боголюбским и… строительством Покрова на Нерли. Возможно, однако, что князь, весьма почитавший Пресвятую Богородицу, которой он посвятил также главный собор Владимира — Успенский и надвратную церковь Ризоположения, при основании этого храма имел в виду совсем другие события.
Дело в том, что в росписях барабана Покровской церкви в XIX веке были обнаружены фигуры, определённые реставраторами как изображения мучеников Маккавеев и их матери Соломонии. Такая подробность росписи позволяет соотнести храм на Нерли с другим праздником — Изнесением древа Креста Господня, отмечаемым 1 (14 августа), как и память свв. Маккавеев.
Версию о таком посвящении подтверждает и нахождение в окрестностях храма на Нерли большого белокаменного креста XII века.
В то же время дата 1 (14) августа отмечена в святцах ещё одним чудом. Непосредственно связанным с жизнью Андрея Боголюбского. Согласно сообщению Лаврентьевской летописи, в 1164 году во время похода этого князя на волжских булгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи.
Таким образом, храм, росписи которого были связаны с 1 августа, изначально мог сочетать в себе традиции почитания различных святынь и покровителей — Креста и Пресвятой Богородицы. На «крестное» посвящение храма косвенно указывает и его близость к воде.
Позднее связь воды и богородичного посвящения церкви могла напомнить владимирцам о чуде Ризы богородицы во Влахерне. Однако это напоминание о событиях 860 года, когда Константинополь был чудесно спасён именно от нападения русичей, на русской почве могло восприниматься как не совсем комплиментарное.
В итоге идея о связи храма с заступничеством Богородицы приобрела, по всей видимости, вид почитания другого влахернского чуда — праздника Покрова. Что же самого храма, то он, по предположениям исследователей, мог стать Покровским даже без специального переименования.
Я подобрала несколько самых красивых фотографий на мой взгляд этого замечательного места от лучших фотографов. Приятного просмотра!
Утренний покров… © Silent_Candle
И ночь без штор… © Сергей Новожилов
Сон уходит, как туман © Сергей Новожилов
Закат © Михаил Шмелев
Закат © Михаил Шмелев
Майское утро на Нерли… © Гордеев Эдуард
Покрова на Нерли © Максим Евдокимов
Покрова на Нерли © Максим Евдокимов
Церковь Покрова на Нерли… © Гордеев Эдуард
Покрова на Нерли © Сергей Ершов
Покрова на Нерли © Максим Евдокимов
В туманном безмолвии © Владимир Перепечаев
Звездные следы над церковью Покрова на Нерли © Евгений Зайцев
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Вопрос
Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу.
Образец. 1 Церковь Покрова на Нерли, 2 которая поставлена на небольшом холме, 2 являет(?)ся шедевром мировой архитектуры.
1. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышает(?)ся этот белокаме(н, нн)ый 2 храм. 2. И во время весеннего разлива когда вода подступала 2 к самым стенам церкви одиноко высился ослепительно сверкающий бел..зной лёгкий одноглавый храм.
3. Этот уд..вительно г..рмоничный белокаме(н, нн)ый храм который сливает(?)ся с окружающ..м пейзаж..м называют поэмой, запеч..тлё(н, нн)ой в камне. 4. Пр..дание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава. 5. Светлый и лёгкий, храм Покрова на Нерли — это воплощё(н, нн)ая победа духа над материей. 6. Зодчие чтобы 1 преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции, формы и детали. 7. Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклоне(н, нн)ы внутрь и этот еле заметный зрителю наклон увеличивает выс..ту здания.
Подсказка
В сложном предложении запятая может быть разделительной и выделительной. Одна запятая разделяет простые предложения в бессоюзном сложном и союзном сложном предложении.
Двойная запятая в сложноподчинённом предложении выделяет придаточное предложение, если оно находится внутри главного.
Объясним правописание слов:
Покрова на Нерли – духовные ворота Владимиро-Суздальской земли
Покрова на Нерли. «Белая лебедь» древнерусского зодчества. Жемчужина Владимиро-Суздальской земли. Церковь, которую называют одним из самых красивых храмов России. И с этим трудно не согласиться. Миниатюрная белоснежная постройка, легко парящая над бескрайним заливным лугом, притягивает людей со всего мира. Но ее видимая хрупкость – иллюзия. Это крепкое и надежное здание из прочного белого камня. И причины постройки храма имели весьма конкретный практический и идеологический смысл. Но об этом позже.
А пока насладимся прекрасным видом. Сверху – прозрачная синь небесных просторов, у подножья – мерцающие отблески водной глади, снизу – примерно пять метров прочного камня, вокруг – спокойное и неторопливое течение времени. А сама церковь – это портал, ворота истории, которые позволят нам сегодня перенестись более чем на 800 лет назад, чтобы раскрыть смысл появления этой уникальной постройки на владимирской земле. А ведь это чудо сотворил человек! Безусловно, не без помощи Божией…
Зачем князю Андрею Боголюбскому понадобилось строить в чистом поле храм, кто и в каких традициях его возводил, что означает белокаменная резьба на фасаде церкви и как выглядят граффити, нацарапанные на стенах, расскажет и покажет народный гид Алексей Валентинович в очередном выпуске программы «Точка на карте».
Врата торговые и идеологические
Для постройки храма в честь Богородицы князь Андрей Боголюбский выбрал место на заливном лугу, примерно в полутора километрах от своей резиденции. Именно здесь Нерль впадала в Клязьму (сейчас место впадения сместилось южнее, «оставив» рядом с храмом старицу). Устье Нерли находилось на важнейшем торговом пути (Нерль — Клязьма — Ока — Волга). Именно реки в то время являлись логистическими артериями, которые приносили в княжескую казну живой доход от транзитной торговли.
Это факт вполне оправдывает строительство весьма дорогостоящего храма в столь необычном месте. Фактически он стал торговыми воротами Владимиро-Суздальской земли. Отсюда суда брали курс на резиденцию князя. Таким образом, Покрова на Нерли становилась своеобразной визитной карточкой, первой постройкой, которая встречала прибывающих купцов и путешественников. Более того, есть мнение, что здание церкви, которая по всем признакам напоминает небольшую крепость, было таможенным пунктом. Он и осуществлял функции надзора над торговлей.
Существует еще одна версия: храм был построен по велению князя Андрея якобы «за один сезон» в знак памяти о его сыне Изяславе Андреевиче, который погиб в юном возрасте в походе против Волжской Булгарии в 1165 году. Указанный факт упоминается в тексте «Жития князя Андрея Боголюбского» (1702 год), однако это не отрицает и утилитарной версии, связанной с торговлей. Также в «Житии…» сказано, что вместе с церковью был основан и Усть-Нерлинский монастырь.
Большой разброс существует и при определении точного года строительства церкви: называются даты от 1158 до 1165 года и даже позже. До сих пор в научном мире не достигнуто единства в этом вопросе. Вероятно, это связано с тем, что летописи дают крайне скудные сведения о возведении церкви. Более того, там она даже не имеет точного названия. «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица», — информирует, к примеру, Новгородская первая летопись. Очевидно, что одна из этих построек и есть Покрова на Нерли.
Курс на европейскую цивилизацию
Андрей Боголюбский был сильным и независимым политическим деятелем. Он задумал создать на владимирской земле государство, не просто равное Киеву, но превосходящее Киев. И это желание отразилось в том, кем именно и как была построена церковь на заливном лугу.
В середине XII века для возведения храма был приглашен итальянский архитектор, который воплотил в своем создании все лучшие достижения европейской цивилизации того времени. А князь Андрей этим выбором недвусмысленно показал свой политический курс.
Однако архитектура храма совмещает в себе две традиции: романскую (римскую) и ромейскую (византийскую). Планировка церкви как раз демонстрирует византийскую традицию. Это крестово-купольная конструкция, которая представляет собой своеобразную модель мира. Крест, обращенный к четырем сторонам света (запад, восток, юг и север). И над этим крестом возвышается купол — небесный свод, или престол Божий.
Для большей прочности храм изнутри был перетянут дубовыми связями, о существовании которых можно догадаться по сохранившимся квадратным углублениям в стенах. А вот манера строительства соответствовала римской традиции: храм возвели из белого камня, что было более свойственно Западной Европе, отделка здания также выполнена на европейский манер.
Рукотворный холм – полет средневековой инженерной мысли
Но самая невероятная конструкция в структуре храма не столь очевидна. Именно благодаря ей Покрова на Нерли простояла восемь веков и дошла до наших дней в целости и сохранности. Холм, на котором она стоит, рукотворный. Более того, это сложная инженерное сооружение, созданное с изрядной дальновидностью.
Почвы пойменного луга весьма подвижны, поэтому постройка на неукрепленном фундаменте да еще в низине быстро бы разрушилась. Кроме того, на лугу бывают сильные разливы, перед которыми храму было бы просто не устоять.
Чтобы этого избежать, в месте постройки вырыли глубокие рвы, которые заполнили огромными речными булыжниками. Считается, что фундамент оставили в таком виде примерно на год, чтобы он осел (эта версия как раз противоречит мнению, что церковь была построена в один сезон). Далее на булыжник уложили тесаный известняк, получилось возвышение квадратной формы, которое просто засыпали землей. Вот так и получился рукотворный холм, который изначально был облицован белым камнем.
Интересно, что церковь была обнесена галереей, которая была утрачена примерно в XVII веке, так как являлась самой ненадежной частью конструкции. Но у галереи была особая функция. Именно по ней князь поднимался на «восходние полати», или хоры, для молитвы.
Так мог выглядеть храм в XII веке. Фото: personalguide.ru
Ваше высочество
Подчеркнем, что для моления князя в храме было обустроено специальное место. Попасть на него можно было, поднявшись с галерей. До наших дней на южной (внешней) стене церкви Покрова на Нерли сохранился дверной проем, через который можно было попасть внутрь.
Не задумывались, почему людей, занимающих, высокое положение в обществе называют высокопоставленными? Ответ прост: потому что их место над всеми, на «восходних полатях». Князь в прямом смысле занимал положение в храме выше всех молящихся. Этим фактом он хотел показать, что он не обычный человек и что власть ему дана Богом.
Вид на алтарь с хоров
Ангелы со звериными ликами
До сих пор открыт вопрос о толковании символики белокаменной резьбы на церкви Покрова на Нерли. Здесь выделяются несколько сюжетов: царь Давид, сидящий на троне; грифон, «когтящий лань» и так называемые женские маски. Что все это значит? Если подходить к этому вопросу в русле средневековой православной традиции, то объяснения весьма логичны. В центре на верхнем ярусе фасада выделяется фигура царя Давида, сидящего на троне. Это библейский образ символизирует Бога. Не случайно именно на уровне барельефа с Давидом было расположено место моления самого Андрея Боголюбского. Этот факт указывал на божественное происхождение княжеской власти.
А что же означает популярный сюжет «грифон, когтящий лань»? Считается, что именно так в средние века изображали ангелов, несущих души праведников в рай. Учитывая место расположения этих барельефов (рядом с царем Давидом, в раю), это объяснение вполне убедительно.
Грифон, когтящий лань
Вообще, в православной средневековой традиции ангелов часто изображали зооморфно, то есть с ликами животных: бычьими, орлиными, львиными. Полюбуйтесь весьма милыми львами, которые расположены в пятках арок внутри храма, как раз на «восходних полатях».
Вероятно, это тоже ангелы, раз они находятся так близко к куполу, где некогда был нарисован образ Христа. Да, в куполе были росписи, которые окончательно сбили примерно 150 лет назад. Здесь было изображение Спасителя, сидящего на херувимах.
Купольная роспись. Копии Ф.Г. Солнцева, 1859 г. Фото: rusarch.ru
А это так называемые женские маски, украшающие фасад здания. Почему-то их называют женскими, хотя не исключено, что это тоже ангельские лики, ведь зона фасада, где они расположены, – это и есть символический рай.
Народные граффити
Как мы уже говорили, живописное убранство храма не сохранилось, однако на каменных стенах можно найти рисунки и надписи, оставленные прихожанами в разные столетия. Об этом мало кто знает, но благодаря нашему осведомленному гиду мы их рассмотрели. Вот здесь, к примеру, изображена сама церковь Покрова на Нерли. Граффити относится предположительно к XII веку, то есть оно появилось в глубокой древности.
А вот тут выцарапаны кони, бегущие по заливному лугу (изображение реконструировано). Рядом надпись, которую можно перевести так: «Константин, подкуй коней!». Вероятно, это шуточное обращение одного пастуха к другому. И почему-то способом передачи послания была выбрана стена древнего храма. Граффити относится к XV столетию.
Есть и еще. При желании можно все внимательно рассмотреть. Вот этот рисунок встретился нам на верхнем ярусе храма.
Легенды о подземных ходах
Еще одна забавная история. Многие слышали о подземных ходах, которые якобы ведут от Покрова на Нерли до Боголюбово или даже до Владимира. Это не более чем легенды. И их появление связано с недавно проводимыми раскопками у южной стены храма. В XVII веке в церкви были вырыты подвалы, которые и были обнаружены в ходе этих раскопок. Местные жители приняли дыры в земле за подземные ходы. А дальше эта история, как водится, обрастала все новыми и новыми таинственными подробностями.
В окрестностях чудесной церкви Покрова на Нерли красиво в любое время года, в любую погоду. И даже если ты не раз здесь бывал, сюда тянет снова и снова. Возможно, потому, что рядом с этим изящным храмом наполняешься энергией, светом и верой в самое лучшее. Андрей Боголюбский задумывал свое творение не только как торговые, но и как духовные ворота Владимиро-Суздальской Руси. Белокаменная церковь Покрова Богородицы должна была стать (и стала!) символом ее богатства, величия и высокого уровня культурного развития. Это князь хотел показать всему миру. И сейчас, спустя восемь веков, каждый из нас может воспользоваться этими воротами и совершить увлекательное и важное путешествие к своим духовным корням, к истокам родной истории, в полной мере ощутив себя ее частью.
P.S. Осталось добавить, что церковь Покрова на Нерли несколько раз намеревались разобрать, но она устояла. О том, как храм хотели перенести в село Новое и почему не получилось, мы писали здесь.
Подготовила Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода