как идет учение митрофана
Сочинение на тему «Воспитание и образование Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина Д.И.»
Одной из главных тем комедии Фонвизина «Недоросль» является тема воспитания и образования юного поколения. На примере недоросля Митрофана автор показывает, как губительно сказывается на молодом человеке формальное бездушное воспитание и отсутствие хорошего образования. К 16 годам в юноше словно останавливается жизнь души, сердца и ума, и он становится унылым подобием своих родителей.
Митрофанушка, проучившись с нанятыми учителями почти 4 года, еле-еле читает, толком не умеет считать и не знает грамматики. О географии у него нет представления, но это и не нужно, ведь данная наука не для дворян, а для извозчиков. Недоросль целыми днями ничем не занят, ничего не умеет делать, лишь гуляет и резвится, как малое дитя.
Нравственное воспитание не лучше: Митрофан не уважает ни своих родителей, ни учителей. Он разбалован, глуп, спесив и считает, что все ему должно доставаться по праву дворянского происхождения.
Кого можно обвинить в дурном воспитании Митрофанушки? Казалось бы, мать его безмерно любит, платит за обучение, ни в чем не отказывает, балует и потакает капризам сына. Но на поверку оказывается, что ее любовь создает у сына ощущение вседозволенности. Да и образование Митрофана никуда не годится, потому что надо было искать хороших учителей, а не экономить на них.
Главные виновники того, каким вырос Митрофан, – его родители. Они не могут дать ему пример нравственного поведения, уважительного отношения, духовной работы над собой. Все, что видит Митрофанушка – это бесконечная брань, драки, грубость, невежество.
Фонвизин ратовал за то, чтобы образованием и воспитанием молодежи государство занималось не формально, а на серьезном уровне. Чтобы молодые люди вступали во взрослую жизнь, исполненные благородных порывов. Чтобы ими двигала не жажда обогащения, не получение чинов и почестей, а желание принести пользу обществу, помочь людям. Он верит: в обществе нового типа «Митрофанов» не останется, на их место придут люди с благородным сердцем.
Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» показывает нам глупого бездельника. Денис Иванович Фонвизин описывает главного героя комедии в ироничном ключе.
Рассказ о Митрофанушке имеет актуальность и в наши дни: таких «недорослей» разного возраста встречаешь в обществе любого социального класса.
Вопрос о характеристике Митрофана Простакова часто встречается на экзамене по русской литературе, пригодится при написании сочинения в старших классах.
Описание Митрофана из комедии «Недоросль»
Фамилия «недоросля» Митрофана – Простаков, дворянин по происхождению. Внешность юноши неуклюжа и неприятна.
Простаков-младший любит много покушать, поэтому он полный с пухлыми щеками:
«а я почти и вовсе не ужинал солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять»;
«квасу целый кувшинец выкушать изволил».
Кафтан его трещит по швам от постоянного поедания булок.
Автор чётко дает понять сколько лет юноше. Это 16-летний молодой человек, имеющий ум маленького мальчика. Он не имеет интересов и увлечений, ничем выдающимся не отличается.
Митрофан – бездельник и лентяй. Мальчик с детства привык получать все, что захочет, не прикладывая никаких усилий.
Воспитание Митрофанушки
Характеристику главного героя хорошо дополняет воспитание, которое дали ему родители. Отец и мать души не чают в сыне, любовь матери к сыну носит больной и уничтожающий личность мальчика характер.
Фонвизин специально использует «говорящие» имена и фамилии, чтобы подчеркнуть качества персонажей. Имя Митрофана означает «похожий на мать».
Характером сын действительно пошел в мать. Юноша – подлый, любит ябедничать и жаловаться: «я опять нажалуюсь матушке».
Мнение отца Митрофана не интересует, он запугивает отца матерью. Жестокий и бессердечный мальчик, когда во сне видит, что матушка бьет отца, жалеет мать, а не отца.
Митрофан – настоящий маменькин сыночек. Мать вырастила сына беспомощным к взрослой жизни, мелочным, заурядным. Юноша не умеет любить, готов только притворяться, что любит, ради корыстных целей.
Родители избаловали сына: «пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить».
Образование
Простаков-младший очень глуп, ему трудно дается получение образования. Четыре года обучения не дали никаких результатов.
Мать мальчика тоже необразованная, искренне недоумевает, зачем мальчику получать образование.
Учитель грамоты так отзывается об умственных способностях юноши: «Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Речевая характеристика главного героя
Цитатная характеристика Митрофана в комедии небогатая. Ввиду скудного словарного запаса и слабых умственных способностей речь героя состоит из простонародных слов.
Тип речи героя похож на отцовский: они оба молчаливы, хотя сыну, в отличие от отца, можно говорить все что угодно.
Какие качества объединяют Скотинина, Простакова и Митрофана
Простакова, Скотинина и Митрофана делает похожими тот факт, что все они являются отрицательными героями комедии «Недоросль». Всех троих объединяет то, что они не принимают просвещения, глупы, думают лишь о своей выгоде.
Мальчик до такой степени не способен к учебе, что один из учителей не берет плату, потому что не смог ничему научить недоросля.
Простаков – отец Митрофана, слабо-мыслящий и глупый человек: «помещика дурака бессчетного», «ваше крайнее слабомыслие». Не имеет своего мнения и просто «плывет по течению».
Более того, все три персонажа абсолютно заурядные, не имеют увлечений и интересов. Они не живут, а существуют. Страшнее то, что они этого не способны понять.
Учителя Митрофана
Героя обучают три учителя: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман.
Цыфиркин обучает арифметике. После двух лет занятий его ученик едва может сосчитать до трех: «дал мне Бог ученичка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Сам по себе человек хороший, трудолюбивый и бескорыстный: «праздно жить не люблю».
Кутейкин преподает русский и церковнославянские языки. Хитрый и корыстный человек. Его личное образование оставляет желать лучшего, окончил всего лишь первые классы духовной семинарии.
Вральман, немец по происхождению, преподает французский язык. Пойти в учителя решил из-за материальных трудностей, до этого работал кучером. Конечно же французского Вральман не знает, он настоящий проходимец и врун.
Такие малограмотные учителя не способны дать никакого образования юноше, они сами нуждаются в нем.
Портреты помещицы Простаковой и ее сыночка очень похожи. Митрофан – мужская копия своей матери.
Своей любовью Простакова душит мальчика и убивает в нем все человеческое, ее любовь не здоровая. Матушка защищает юношу от всех и всего. Обычная забота о том, как накормить сына, заканчивается тем, что мальчик не может ходить из-за колик в животе.
Мать жестока по отношению к мужу и слугам, сын жесток по отношению ко всем, в том числе к матери. Так же, как и родительница, не образован, но оба считают себя умнее всех остальных, в них нет и частички эмпатии. Они эгоистичные и самовлюбленные, свои потребности и желания они ставят превыше остальных.
Простакова страшна, ведь воспитала такого ужасного человека, который вдвойне ее страшней.
Смешон ли Митрофан
Несмотря на то, что образ главного героя является объектом сатиры, сущность юноши ужасна и страшна: грубый, озлобленный, глупый и бессердечный. Его отношение к окружающим его людям удивляет.
Любящих его родителей мальчик не уважает вовсе. Если представить, что такие «митрофанушки» есть в каждой семье, будущее страны оказывается в серьезной опасности.
Имя фонвизинского Митрофанушки давно стало нарицательным. Почему это случилось? Почему его образ актуален до сих пор? Все дело в возрасте героя и его воспитании.
Фонвизин прекрасно преподал урок молодым людям на будущее. Через малолетнего героя показал, какое будущее ждет переставшего развивать свой ум и кругозор человека. Что происходит, когда забываешь и игнорируешь общественные морали и человеческие ценности, не уважаешь окружающих.
Такие «митрофанушки» сплошь и рядом, их количество не уменьшается с каждым поколением. Эти люди вступают во взрослую жизнь неподготовленными к ней. Их потребности только физиологические, а духовное развитие не развивается вовсе. Такие люди проживают целую жизнь впустую, не считая бездельничество и тунеядство изъяном.
8. Каково отношение Митрофана к учёбе? 2. В каких произведениях поднимается тема воспитания и в чём эти произведения схожи с «Недорослем» Фонвизина? (ЕГЭ по литературе)
Рассмотрим, каково отношение Митрофана Простакова из комедии «Недоросль» к учёбе.
Во-первых, герой не придаёт ей особого значения, относится к обучению небрежно. С раннего детства Митрофанушка был избалован матерью, которая никогда не считала пороками невежество и необразованность. Свои жизненные ценности госпожа Простакова передала и сыну, что видно в одной из его реплик: «…Матушка тут сама не ошибётся».
Во-вторых, персонаж не уважает учителей, что прослеживается в его обращениях с ними («Слышь», «не бось, брат»).
Учащие Митрофана люди весьма посредственны, но даже с ними ленивый отрок не хочет заниматься. При первой же возможности младший Простаков уклоняется от учения, так как ему лень решать задачи, заданные Цыфиркиным. Результат такого отношения к просвещению налицо; герой спустя стольких занятий не может правильно посчитать простейшие примеры.
Таким образом, персонаж, в честь которого названо произведение «Недоросль» и к учителям, и к самому образованию относится неуважительно и небрежно.
Во многих произведениях русской классики поднимается тема воспитания.
Например, она звучит в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка», где воспитанию главного героя, как и Митрофану из «Недоросля» уделялось большое внимание. Так, у Петра Гринёва также учителем являлся иностранец, ничего не знающий. Француз Гринёва любил выпивать, а Вральман Простакова и вовсе в прошлом был кучером. Конечно, при таких обстоятельствах эти люди не могли дать хороших знаний своим ученикам. Также, родители и Митрофанушки, и Пети давали детям наставления. Да, они совершенно отличаются смыслом, однако были сделаны из любви и лучших побуждений.
Тема воспитания звучит и в романе И. А. Гончарова «Обломов». За маленьким Илюшей, как и за младшим Простаковым постоянно бегала нянька, не дающая ему ничего сделать самостоятельно. Родители обоих мальчиков не уделяли должного внимания их образованию, боясь, что дети могут перетрудиться. И в «Обломове», и в «Недоросле» показаны результаты такой «заботы»: Илья Ильич вырос лежебокой и ленивцем, а Митрофан уже в столь юном возрасте груб, зол и невежественен.
Таким образом, во всех трёх произведениях отображена тема воспитания, но всё же каждый автор раскрывает её по-своему.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Характеристика Митрофана в комедии Недоросль кратко, образ Митрофанушки с цитатами героя для сочинения
Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это яркий, колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи взрослым юношей, остаётся, по сути, маленьким мальчиком: капризным, глупым, ленивым, грубым. Виной тому является безмерная и вместе с тем искажённая материнская любовь, опутавшая главного героя, точно липкая паутина. Характеристика Митрофана необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать проблемы в воспитании подрастающего поколения и их дальнейшие последствия.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — Митрофан Терентьевич Простаков.
Возраст — 15 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — мать госпожа Простакова, отец господин Терентий Простаков.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянской семьи.
Воспитание — заключается в потакательстве всем капризам и желаниям юноши.
Образование — 4 года обучения с приходящими учителями-самозванцами.
Внешность — полный, неряшливый, имеет неопрятный внешний вид.
Характер — ленивый, жадный, грубый, невоспитанный, равнодушный к окружающим людям и собственной судьбе.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — эгоистичный, подлый, мелочный, инфантильный, грубый и невежественный.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он является является единственным и горячо любимым сыном
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть». (Действие четвертое, Явление 8)
Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник четы Простаковых.
«…дворянин, малый молодой…» (Действие третье, Явление 5)
Внешность
Митрофану 15 лет, идёт 16-й год.
«Он хотя и шестнадцати лет…» (Действие второе, Явление 2)
«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…» (Действие третье, Явление 5)
Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, и даже только что сшитый на него кафтан является слишком узким.
«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти». (Действие первое, Явление 1)
«Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения». (Действие первое, Явление 2)
Черты характера и поступки
Митрофан — большой любитель плотно покушать.
«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?» (Действие первое, Явление 4)
«Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил». (Действие первое, Явление 4)
Митрофан — маменькин сынок, который находится под большим влиянием деспотичной г-жи Простаковой.
«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин». (Действие первое, Явление 4)
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение». (Действие первое, Явление 4)
«А я матушкин сынок». (Действие третье, Явление 5).
Избалованный Митрофан пренебрежительно относится к родителям и называет их «дрянью».
«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка». (Действие первое, Явление 4)
Митрофан, по примеру матери, растёт жестоким, безжалостным человеком. Во сне он видит, как мать бьёт его отца. Однако Митрофану жаль не беззащитного батюшку, а мать, уставшую его колотить.
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…» (Действие первое, Явление 4)
Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.
«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…» (Действие второе, Явление 4)
Митрофан, так же, как и его родной дядя Скотинин, очень любит свиней.
«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». (Действие первое, Явление 5)
Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.
«Скотинин. Хочешь ли ты жениться?
Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…» (Действие второе, Явление 4)
«Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору». (Действие третье, Явление 7)
«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться» (Действие третье, Явление 7)
Митрофан во всём перенимает поведение матери, женщины недалёкой и сварливой. По её примеру он постоянно оскорбляет своих учителей.
«Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите». (Действие третье, Явление 7)
Митрофан не считает себя умным и способным, но это не огорчает его. Ему комфортно быть недалёким человеком, и он ищет компанию себе подобных.
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше». (Действие третье, Явление 8)
Митрофан показывает себя бесчувственным и неблагодарным человеком, который безжалостно бросает мать.
«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!» (Действие пятое, Явление последнее)
Митрофан — равнодушный ко всему человек. Его не интересует, как он будет жить, чем заниматься. Он соглашается на первое предложение, которое поступает от Правдина.
«Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…
Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят…» (Действие пятое, Явление последнее)
Воспитание
15-летний Митрофан учится четыре года на дому у приходящих учителей. Г-жа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.
«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год». (Действие первое, Явление 6)
«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить!» (Действие третье, Явление 5)
«В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги наперед по третям ему платим». (Действие третье, Явление 5)
Г-жа Простакова, жалея сына, ни в чём его не утруждает. Она считает, что излишнее рвение в учебе может навредить её ненаглядному сыну. Мать уверена, что Митрофан — умный и толковый парень, которому пора обзаводиться семьей.
«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек». (Действие второе, Явление 6)
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!» (Действие третье, Явление 7)
«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». (Действие третье, Явление 8)
Г-жа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не даёт ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает, что они глупы, и сама учит сына «житейской» мудрости.
«Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». (Действие третье, Явление 7)
«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько». (Действие третье, Явление 7)
Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян в XVIII веке, мог получать чины и звания не на службе, а находясь в многолетнем отпуске.
«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины». (Действие первое, Явление 6)
К 16 годам Митрофан достиг наивысшего уровня своего развития. За 4 года учебы он так и не смог толком одолеть ни один предмет.
«Софья. Всех и вообразить не можешь. Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет.
Правдин. Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтирь». (Действие второе, Явление 2)
Сам Митрофан — очень ленивый юноша, который совершенно не хочет учиться.
«Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». (Действие второе, Явление 4)
Учителя Митрофана честно признают, что их нерадивый ученик ни на что не годен.
«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…» (Действие второе, Явление 5)
«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…» (Действие второе, Явление 5)
«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам». (Действие третье, Явление 6)
Уровень образования Митрофана настолько низкий, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.
«Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю». (Действие четвертое, Явление 8)
Характеристика Митрофана другими героями
Мать (г-жа Простакова)
Для г-жи Простаковой её единственный сын Митрофан является надеждой и утешением. В нём находит она отраду.
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение». (Действие первое, Явление 4)
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». (Действие второе, Явление 5)
Г-жа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом его учителями являются случайные люди, которые сами ничего не смыслят в предметах.
«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год». (Действие первое, Явление 6)
Г-жа Простакова мечтает как можно более выгодно пристроить своего сына Митрофана. Узнав о том, что Софья станет наследницей дядюшкиного состояния, она намерена выдать её замуж за Митрофана.
«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю». (Действие первое, Явление 7)
Г-жа Простакова считает своего сына умным и красивым парнем, достойным женихом.
«Жених хоть кому…» (Действие третье, Явление 5)
«Свое дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведет бог быть его женою». (Действие третье, Явление 5)
Несмотря на то, что Митрофан уже достаточно взрослый парень, г-жа Простакова часто называет его ребенком и относится к нему как к маленькому нерадивому дитяти.
«Ребенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однакож, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал». (Действие третье, Явление 8)
Для г-жи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан является настоящим подарком судьбы.
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть». (Действие четвертое, Явление 8)
В итоге, когда Митрофан жестоко покидает мать, она называет его неблагодарным.
«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!» (Действие пятое, Явление последнее)
«Погибла я совсем. Нет у меня сына!» (Действие пятое, Явление последнее)
Отец (г-н Простаков)
Г-н Простаков всем сердцем любит своего сына Митрофана и видит в нём только хорошее, совершенно не замечая недостатки.
«По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин». (Действие первое, Явление 4)
Отец замечает сходство Митрофана и его дяди Скотинина, которые одинаково неравнодушны к свиньям.
«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». (Действие первое, Явление 5)
Дядя (Скотинин)
Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.
«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин». (Действие первое, Явление 4)
Подробная характеристика Скотинина.
Учителя
Учителя Митрофана считают своего ученика на редкость глупым, ленивым и недалёким.
«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…» (Действие второе, Явление 5)
«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…» (Действие второе, Явление 5)
«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам». (Действие третье, Явление 6)
Цыфиркин, будучи честным человеком, не берёт вознаграждения за свои труды, поскольку Митрофан так ничему и не смог обучиться.
«Не возьму ничего. Он ничего не перенял». (Действие пятое, Явление 6)
Стародум
При первом же знакомстве Стародум понимает, каким человеком родители воспитали Митрофана: недалёким, с мелкой душонкой.
«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…» (Действие третье, Явление 5)
Стародум, узнав, что у Митрофана были не настоящие учителя, пренебрежительно относится к его уровню знаний.
«Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина». (Действие четвертое, Явление 8)
«Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо». (Действие четвертое, Явление 8)
Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана заключается в его воспитании, которое заключалось во вседозволенности.
«Вот злонравия достойные плоды!» (Действие пятое, Явление последнее)
Подробная характеристика Стародума.
Правдин
Правдин презирает недалёкого и невежественного Митрофана, который жестоко обращается с матерью.
«Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Митрофан. Да она как будто неведомо…
Правдин. Грубиян!» (Действие пятое, Явление последнее)
Подробная характеристика Правдина.
Софья
Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, не способного к саморазвитию.
«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». (Действие второе, Явление 2)
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Митрофана вместе!
Биография
Митрофан Терентьевич Простаков — единственный и горячо любимый сыном дворянина и помещика г-на Простакова и его супруги г-жи Простаковой.
По всей видимости, Митрофан является поздним ребенком четы Простаковых, и сам факт его рождения был воспринят ими как дар судьбы. До 11 лет мальчик ведёт исключительно вольную жизнь, делая, что взбредёт ему в голову. Ему прощаются все шалости и капризы, никто не воспитывает его, не рассказывает, что хорошо, а что — дурно.
Однако даже начало учёбы с сомнительными преподавателями (учитель арифметики — отставной военный, преподаватель грамоты — священнослужитель, а учитель французского языка и светских манер — бывший кучер), Митрофан не изменяет своему привычному образу жизни. Этому способствует его мать, которая видит в образовании лишь необходимую дань их социальному статусу.
За 4 года такого обучения Митрофан не продвигается в своих познаниях ни на шаг, и его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает юноше мечтать о браке.
Неудачное сватовство злит Митрофана, который выказывает свое недовольство на матери и отправляется на службу вместе с Правдиным.
Образ Митрофана
Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплотившем в себе множество негативных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью матери-самодурки, Митрофан растёт абсолютно инфантильным, безответственным, ленивым человеком, равнодушным ко всему окружающему.
Единственной страстью юного героя является вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учёба, знания, просвещение не входят в список интересов юноши, который готов уже вступить в полноценную взрослую жизнь и обзавестись семьей. Однако это лишь очередной каприз избалованного лентяя, который не знает, чем себя занять.
Авторитетом для Митрофанушки является его мать, жизненные принципы и модель поведения которой он слепо копирует. Из мальчика вырастает настоящий деспот — грубый, недалёкий, ленивый, жадный, бесчувственный, который никого не любит и не уважает. Семена, посеянные г-жой Простаковой, приносят свои плоды, и в итоге Митрофан проявляет жестокость даже к слепо любящей его матери.
5 фактов о Митрофане
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — остросоциальное сатирическое произведение, которое благодаря поднятым темам не утрачивает своей популярности и по сей день. Большую роль в этом сыграл яркий, самобытный образ главного героя. Характеристика Митрофанушки, несмотря на большую долю сатиры, является отражением серьезной проблемы — моральной деградации общества, отвергающего любое развитие.
Отношение к Митрофану раскрывается по мере повествования. И если поначалу он вызывает лишь насмешку и презрение, то в дальнейшем роль героя углубляется и на поверхности оказывается вся его уродливая, пугающая сущность. Анализ личности Митрофана Простакова будет особенно полезен при подготовке к уроку по литературе в 8 классе, написании сочинения на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.