как икона казанской божьей матери оказалась в ватикане
15 лет назад из Ватикана в Москву привезли список Казанской иконы Божьей матери. А где подлинник?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Ровно пятнадцать лет назад, 21 июля 2005 года (День явления иконы Божией Матери «Казанская» (1579), в Казань вернулась переданная в Россию из Ватикана копия чудотворного образа знаменитой Казанской иконы. Одно время именно этот образ считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. А что же случилось с оригиналом?
Святотатство
Казань.
12 июля 1904 года. 1 час ночи.
Работа у Захарова была хотя и не слишком денежной, но очень ответственной. Монастырь хранил чудотворный образ «Матушки Казанской», заступницы Русской земли. Именно ее молили о победе ополченцы Пожарского в 1612 году и солдаты на Бородинском поле в 1812. Говорили, что сам фельдмаршал Кутузов вынес ее на своем теле из горевшей Первопрестольной.
А жуликов вокруг развелось страсть! Три года назад карманники на Пасху Петропавловский собор подожгли, чтобы в панике обчистить карманы православных. Ничего святого для них нет! А тут одних бриллиантов на иконном окладе, подаренном Екатериной II, говорят, тыщ на сто целковиков.
Скрашивая свое ночное бдение подобными мыслями, старик вдруг услышал царапанье у двери на западной паперти собора Казанской иконы Божьей Матери, в котором хранился чудотворный образ. А затем увидел четырех воров, громадными зажимами ломавшими замок на входе.
Заметив дряхлого старика, к нему бросились двое, с револьвером и ножом в руках.
Позже в зале суда газетный репортер так описывал этого рецидивиста, специализировавшегося на церковных кражах: «. красивый молодой мужчина, с умными и выразительными, но в то же время наглыми до дерзости глазами. Он с некоторой важностью разглаживал свои всклоченные волосы, усы и бороду и суетливо, с гримасами начал всматриваться в публику».
В том же репортаже газетчик описал и 30-летнего подельника Чайкина, профессионального карманного вора Анания Комова (крестьянина села Долженкова Обоянского уезда Курской губернии): «. юркий, подвижный человек с плутовато-хищным выражением глаз и характерным длинным тонким носом, загнутым кверху».
Именно эти двое, угрожая револьвером и ножом, втолкнули сторожа в церковный подвал и заперли. О дальнейшем скупо сообщает предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления: «. около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей. »
Цена потери
Православные в пропаже иконы увидели дурное предзнаменование, говорили: «Богородица уходит из земли русской».
Иван Грозный приказал соорудить в Казани на месте обретения иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была и нашедшая икону Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавры. Сын Грозного, царь Федор, в 1595 году повелел построить при монастыре каменный храм вместо деревянного, а хранителю царских сокровищ Деменьше Черемисинову приказал украсить икону драгоценными камнями, золотом и жемчугом.
Еще одна известная копия Казанской иконы Божией Матери в 1798 году после визита в Казань Павла I была привезена в Петербург. Сначала древний список находился в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году ее установили в построенном Казанском соборе, где она до сих пор и находится.
23 июля 1774 года, когда воинство Пугачева бросилось грабить дома и купеческие лавки, обдирая иконостасы в храмах, паля из пушек по кремлевскому Спасскому монастырю, город запылал.
Именно в этот момент, как писал Пушкин в «Истории Пугачева»,
«. преосвященный Вениамин. в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость. К вечеру буря утихла, и ветер оборотился в противную строну».
В это же самое время прилетевшее из крепости ядро разбило одну из пушек, установленную прямо в Богородицком монастыре, а с тыла по пугачевцам ударил отряд Михельсона, гнавшийся за Пугачевым от самого Оренбурга.
За семь лет до этого поклониться чудотворному образу приезжала сама императрица Екатерина 11 в сопровождении большой свиты (до двух тысяч человек) и всего дипломатического корпуса. Именно императрица 8 июня 1767 года возложила по бриллиантовой коронке на чудотворную икону и на местный образ Спасителя.
В результате икону украсили две ризы: первая из чистого золота, с 18 крупными бриллиантами и 412 драгооценными камнями; другая сплошь унизана жемчугом, с бриллиантовой короной из 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней. Она и находилась на иконе в ночь похищения.
А 11 июня 1798 года Павел I заложил первый камень в основание нового здания Богородицкого монастыря, на постройку которого он отпустил из казны 25 тыс. рублей. Храм строили по проекту великого русского зодчего Василия Стасова. Снесли его в сталинские времена.
В погоне за святыней
Казань. Кирпично-3аводская улица, дом Шевлягина.
12 июля 1904 года. Через 5 часов после ограбления.
В новом доме на окраине города, где Чайкин арендовал целый этаж, несмотря на предрассветный час, вовсю кипела работа. Чайкин большим ножом кромсал икону Христа Спасителя, а Ананий Комов рубил топором чудотворную икону Казанской Божией Матери. Грабители торопились отделить драгоценные камни и золото от бесполезных для них досок.
Когда все было кончено, теща Чайкина, 49-летняя Елена Ивановна Шиллинг (про которую позже газеты напишут: «. некрасивая, отталкивающей наружности старуха, тип старой сводни. ») сложила разрубленные иконы в железную печку и подожгла.
А в это время монахини монастыря осматривали окрестности в надежде найти следы пропавшей святыни, а газетчики уже набирали тексты с сенсационными репортажами в свежий выпуск новостей.
Поиск по горячим следам результатов не дал. Лишь в соседнем с монастырским двором частном земельном владении Попрядухина было обнаружено два кусочка шелковой ленты и около десяти жемчужин. Помогли газетчики. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в размере трехсот рублей тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы.
В стенограмме судебного заседания про него записано: «младший унтер-офицер из казанских цеховых, 37 лет, ювелир».
На квартире опытного рецидивиста уже не было. «Теща» заявила полиции, что дочь ее вместе с «мужем» уехали. Казанский полицмейстер Панфилов произвел обыск на квартире Чайкина, но ничего не нашел. Однако все улики вели в эту квартиру, поэтому полиция решила обыск повторить. И не зря.
18 июля в Нижнем Новгороде на пароходе «Ниагара» были задержаны Чайкин с Кучеровой. А 21-го, в день праздника чудотворной Казанской иконы Богородицы, полиция арестовала последнего подозреваемого Анания Комова.
8 декабря того же года все преступники были осуждены. До самой своей смерти на каторге в 1917 году Чайкин утверждал, что сжег икону.
Послесловие
Собирая материал для этой публикации, я встретился с заместителем директора Государственного объединенного музея Республики Татарстан Г. А. Милашевским. Он посвятил меня в детали истории с похищением и показал на старой карте дом, где уничтожали икону. Я побывал на этом месте. Там теперь трансформаторная подстанция.
Говорил и с кандидатом исторических наук Д. И. Хафизовым, консультировавшим администрацию Казани по вопросам возвращения в Казань того списка иконы, который хранился в Ватикане. Мы стояли у окна городской мэрии, смотрели на здание городского музея и обсуждали детали истории.
31 августа 2004 года в Успенском соборе Кремля делегация Ватикана передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию список Казанской иконы. 20 июля Патриарх привез икону в Казань. А 21 июля, когда состоялись торжества по случаю празднования 450-летия Казанской епархии, Патриарх Алексий отслужил в Благовещенском соборе Божественную литургию перед Казанской иконой Божией Матери.
Справка «ФОМЫ»
Казанский образ, возвращенный в Россию в 2004 году из Ватикана, одно время считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Эта икона была продана в Лондоне русским купцом Шевлягиным, уехавшим из России после революции. В 1970 году она была передана в церковь Девы Марии в Фатиме (Португалия), а в 1981 подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В его покоях икона находилась 11 лет.
21 июля 2005 года (год празднования 1000-летия Казани и 450-летия Казанской епархии) икона была торжественно передана в Казань Святейшим патриархом Алексием.
В России было три особо чтимых образа Казанской иконы (чудесно обретенная и два списка с нее):
1. Явленная икона в Казани – находилась в Богородичном монастыре. Похищена и уничтожена в 1904 году.
2. Икона князя Дмитрия Пожарского. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Ситуация в войске была таковая, что нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, отбивать новые приближающиеся польские войска, но и смирить разгул, пьянство среди казаков и ополченцев, ранее прибывших под Москву. После трехдневного поста и молитвы всего войска перед Казанской иконой Москва была освобождена. Сейчас этот образ находится в московском Богоявленском соборе в Елохове.
3. Петербуржский список. Петр I считал Казанскую икону особой покровительницей основанного им города, он верил, что благодаря молитве перед ней смог одержать победу над шведами под Полтавой в 1709 году. В 1812 году М.И. Кутузов молился у Казанской иконы. 22 октября (4 ноября по н. ст.) в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов.
Этот образ находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Как икона казанской божьей матери оказалась в ватикане
Благодаря изысканиям казанского исследователя Дмитрия Хафизова, дополненными некоторыми материалами, размещенными в Интернете, мы можем проследить историю Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери, подаренной в 2005 году Русской православной церкви папой Римским Иоанном Павлом II.
Сразу оговоримся, что у нас нет полной уверенности, что это именно ЕЕ история.
Еще в XVIII веке с явленной в Казани чудотворной иконы были сделаны два или три очень чтимых списка, доказавших за 150 лет свою чудотворность. Один из них находился в Серафимо-Дивеевском монастыре (еще при жизни Серафима Саровского, в XVIII-XIX веках) и был утрачен после 1917 года. Этот список был почти также чтим в царской России, как сам оригинал, и был заключен в очень богатый оклад, украшенный почти тысячью (!) драгоценных камней.
Почти полвека оба чудотворных образа (и явленный в Казани, и монастырский список) считались навсегда утраченным. В 1920 году известный ювелир и скупщик бриллиантов из Лондона Норман Вейц приехал в Москву для покупки старинных ценных предметов, продаваемых большевиками, по одним данным – по поручению Хэттон-синдиката и с финансовой поддержкой южно-африканского миллионера Джоэля, а по другим – самостоятельно, взяв кредит для покупки и последующей перепродажи российских ценностей (по некоторым данным он взял с собой в Москву кредитовое авизо на миллион английских фунтов).
Так или иначе, ни у него, ни у его хозяев денег для покупки иконы не хватило, видимо, сумму запрашивали баснословную.
В 1928 году икона из России была вывезена. Она оказалась в руках целого ряда коммерсантов, и путь ее проследить нелегко. Возможен и нелегальный вариант. Владельцы иконы довольно часто менялись, по крайней мере, три раза за четверть века. Видимо, первый из них ничего не понимал в иконописании и мало что в ювелирном искусстве. Он мог рассматривать икону, а тем более ее оклад как капиталовложение.
По данным заместителя руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации Александра Кибовского, икона Казанской Божией Матери неожиданно появляется в Англии в 1928 году, в собрании богатого ювелира и скупщика бриллиантов. Возможно, речь идет об одном и том же человеке, это он не сумел купить образ в 1920-м.
По другим сведениям, англичанин Норман Вейц (или Вайс) приобрел ее у польского беженца. По словам самого Вайса, он купил ее приблизительно в 1930-х годах. При этом, по данным Д.Хафизова, владелец иконы, видевший ее ранее, заявлял, что в его руках находится первообраз Казанской Богородицы.
Приобретя чудотворный образ, Вайс сразу выставил его на продажу. Однако задача продать икону оказалась весьма нелегкой. Несколько лет чудотворная Казанская икона не находила покупателя, – это было связано с внушительной суммой, которую просил за нее торговец. «Товар» был весьма специфический, а продавать его по цене одних драгоценных камней опытный бизнесмен считал неразумным. Он терпеливо ждал своего покупателя – богатого чудака или фанатичного коллекционера.
Существуют две версии дальнейшей судьбы иконы. По одной из них в 1950 году британский археолог Фредерик Митчелл-Хеджес приобрел у южноамериканского миллионера Солли Джоэла некую древнюю икону Казанской Богоматери.
Как она попала к миллионеру – неясно. Сам Солли Джоэл утверждал, что приобрел ее у казанского купца Шевлягина, к которому образ попал после похищения в 1904 году.
По другой версии, до 1950 года икона была у Нормана Вайса. В тот год судьба свела его Фредериком Митчеллом-Хеджесом (F.A.Mitchell-Hedges). Тот жил в английской провинции Berkshire, в замке Farley (Фарлей). Одержимый исследователь, талантливый писатель, неутомимый путешественник, Хеджес был страстным коллекционером произведений искусства. Благодаря его усилиям, о Казанской иконе узнали специалисты крупнейшего музея Великобритании, в первую очередь Cyril G.E.Bunt, который в течение 48 лет был экспертом по византийскому искусству музея Альберта и Виктории, Лондона.
В том, что этот образ – великое произведение искусства, сомневаться не приходится. Прежде всего это художественная ценность изображения Богородицы, это филигранная ювелирная отделка ризы, огромное богатство украшений. Д.Хафизов приводит такие данные: 663 алмаза высшего качества общим весом приблизительно 80 каратов, 158 восточных рубинов – 53 карата, 32 огромных изумруда – всего 220 карат, 6 больших сапфиров – 30 карат, 150 жемчужин различных форм и размеров. Замысловатый драгоценный дизайн ризы включает посох пастуха из бриллиантов. В узоре, искусно выгравированном на ризе, хорошо различимы греческие и русские письмена, символизирующие Божию Матерь и Иисуса Христа. Каждый из более чем тысячи драгоценных камней – подарок от конкретного человека, верующего, который полагал, что Богородица через святую икону ответила на его молитвы.
Именно в замке Митчелла-Хеджеса образ явил свои первые чудеса за пределами России и стал широко известен среди русских эмигрантов под именем Черная Богородица замка Farley. Потому сначала Митчелл-Хеджес полагал, что икона – оригинал. К иконе, которая, по заключению некоторых осмотревших ее тогда специалистов, «является работой великого иконописца и превосходным примером византийского искусства», потянулись православные верующие, в первую очередь – русские из первой волны эмиграции.
Духовные лица из среды русской эмиграции неоднократно предлагали Митчеллу-Хеджесу купить у него святыню, оставив в его распоряжении оклад с драгоценными камнями. Некоторые интересные факты мы нашли в Интернете, в публикации Бориса Романова.
Владелец иконы не был уверен в информации об ее происхождении, которую ему дал при продаже святого образа в 1950 г. мистер Норман Вайс. Но произошло маленькое чудо: среди первых паломников к вновь обретенному чудотворному образу оказались люди высокого духовного звания и представители высшего сословия ушедшей России (упоминались князья, графини и даже митрополит (?), которые узнали икону и опознали ее как явленную (!). Но это не совсем так. Как часто бывает, народная молва превращает факты в легенды, просто забывая упомянуть какую-либо небольшую деталь. В данном случае эта деталь заключалась в том, что одни эмигранты из России убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, а другие якобы лично видели ее в столице Российской империи – Санкт-Петербурге! Это нонсенс, так как хорошо известно, что эти иконы (а речь шла о двух разных списках чудотворных икон) между собой очень различаются, в том числе и по размерам.
Попыткой разобраться в этом сложном вопросе явилась первая официальная экспертиза святого Казанского образа Богородицы, предпринятая Сирилом Бантом, лучшим специалистом Великобритании по иконографии.
Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. Выводы опубликовал в книге «Русское искусство от скифов до Советов» («Russian Art from Scyths to Soviets»), впервые опубликованной в 1949 году и переизданной в 1956 году: «Эксперты сходятся во мнении, что икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI века и что она представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода. Богатая риза иконы представляет собой также исключительную ювелирную работу, которую следует отнести к XVII веку, и она украшена более чем тысячей драгоценных камней: Такое исключительно богатое убранство иконы уже само по себе является доказательством того, что икона пользовалась исключительным почитанием, и указывает на то, что она должна была принадлежать одной из главных церквей в России».
Сирил Бант был убежден, что явленная в 1579 году икона все время, вплоть до святотатства 1904 года, продолжала оставаться в Казани. Соответственно, образ, находившийся в Москве и попавший впоследствии, по его мнению, в коллекцию Митчелл-Хеджеса, был хоть и чудотворной, но копией. Исходя из этого, он датирует икону самой ранней датой, какую можно дать копии, то есть концом XVI века.
В начале 1950-х годов Митчелл-Хеджес предложил купить икону советскому посольству, но, по-видимому, получил отказ, возможно, потому, что требовал слишком крупную сумму. Но более вероятна иная причина, так как одним из основных его требований впредь становится категоричное указание, которое он даже прописал в завещании, – не допустить передачи иконы коммунистам.
Именно в эти годы он впервые обращается к Православной церкви с предложением купить у него икону. Не к Московской патриархии, а к епархии Американской православной церкви в Сан-Франциско. Владелец уникального сокровища назначил за него довольно небольшую цену – в 92 000 фунтов стерлингов.
Понимая всю трудность и даже невозможность для себя лично и своей епархии приобрести икону даже по этой цене, архиепископ Иоанн Шаховской тем не менее решил выяснить происхождение образа Казанской Божией Матери из замка Farley. Дважды, в 1954 и 1955 годах, по его просьбе икону осматривал Николай Ефремович Андреев, историк, литературовед и искусствовед, директор Института имени Н.П.Кондакова в Праге, экстраординарный профессор Кембриджского университета. Ему удалось сфотографировать ее в цвете и без ризы.
Не исключено, что один из снимков Н.Андреева мы получили в виде памятного сувенира. Такие иконки тогда получили все участники дискуссии. Как нам сказали, они были освящены.
Известный исследователь (по мнению А.Кибовского – один из лучших специалистов в мире), Н.Андреев оставил подробное исследование этого памятника культуры, которое наверняка будет принято во внимание в сегодняшних переговорах с Ватиканом и Казанью. По данным Д.Хафизова, знаменитый эксперт, живший тогда в Англии, в письме архиепископу восторженно отозвался об иконе с иконописной точки зрения, но был не в состоянии точно установить, был ли это список или первообраз из Казани.
В 1958 году икона покинула замок Farley, с его хранилищами, которые обеспечивали ей должную сохранность. Святая икона совершила ряд путешествий. Мы точно знаем об одном из них – летом 1961 года икона была в Гонконге. Интересный факт: в те дни гонконгская англоязычная газета писала, что, по старинному преданию, у этой иконы есть пропавший без вести двойник и когда этот двойник будет найден, в России восстановится монархический строй.
А в 1962-м икона была послана владелицей в Сан-Франциско – для исследования и сохранения. В США почти сразу же она оказалась в подземном сейфе Sutter-Stockton Office, the Bank of California. Почитание этого святого образа было настолько велико, что уже здесь, под землей, началось моление православных людей к Пресвятой Богородице, пред Ее Казанским образом. По Божьему провидению, молебны «под землей» служил именно архиепископ Иоанн Сан-Францисский.
Судьбе вновь было угодно свести святой образ с одним из достойнейших представителей старой интеллигенции, эмигрантом чести из России, известнейшим деятелем русского Православия. Позже по просьбе верующих икона была вынесена на поверхность земли, и пастыри обеих церковных юрисдикций русского Православия в Америке, забыв на время взаимные обиды, при огромном стечении молящихся, до отказа заполнивших Русский центр Сан-Франциско, совместно (что очень важно и символично в свете дальнейшей истории этого святого образа!), служили пред нею молебен.
Сразу после этой памятной службы к владыке Иоанну пришли два хорошо известных в Сан-Франциско общественных деятеля, которые предложили организовать святое дело выкупа этой иконы из частных рук для возвращения ее в церковь, а также возвести в Сан-Франциско храм в древнем стиле для ее хранения. В 1963 году при Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре был образован Fund for Our Lady of Kazan Shrine. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский официально и публично принял на себя личную ответственность за начатое дело и получил братскую моральную поддержку Большого Архиерейского Собора в резолюции от 16 мая 1963 года.
В конце мая того года появились грандиозные планы о туре святого образа по США и Канаде, который и был предпринят осенью того же года. Фактически икона была дана взаймы Русской епархии Сан-Франциско, чтобы собрать деньги для ее выкупа. Благодаря отзывчивости прихожан путешествие чудотворной иконы продолжалось несколько месяцев.
Во многих местах ее прибытие привлекало в храмы большое количество молящихся. Нередки были случаи чудесного исцеления безнадежных больных, о чем имеются свидетельства священников из разных мест. В главных американских газетах Нью-Йорка и Вашингтона («Нью-Йорк Таймс», «Херальд Трибюн» и «Вашингтон Пост») и во многих других газетах страны были помещены большие снимки иконы.
Изображение святого образа в цвете было рождественской обложкой для приложений к газетам 1963 года, которые вышли тиражом свыше 12 миллионов экземпляров.
Но сбор средств на выкуп иконы не оправдал возложенных на него надежд. Не помогла и Всемирная выставка в Нью-Йорке в 1964 года, где «Леди из Казани» демонстрировалась в специально построенной для этого часовне.
Для показа иконы на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке в 1964 году была изготовлена специальная часовня
Православный русский павильон имел строго миссионерский характер – здесь совершались молитвы, рассказывалось об истории православия в России и о конкретных примерах страданий «за веру» при власти большевиков. Протоиерей Николай Рачковский перевел и издал на английском языке акафист Казанской Божией Матери.
«Итак, мы начали кампанию в Америке, собрали деньги и смогли приобрести икону и вернуть ее.
Из интервью мистера Хэфферта, бывшего высокопоставленного руководителя «BlueArmy», немецкому телевидению, 2000 г.
В те времена в советской прессе появился целый ряд статей негативного содержания, направленных против кампании по сбору денег и ставивших под сомнение подлинность иконы Казанской Божией Матери. Тогда, по мнению Д.Хафизова, и появилась легенда о том, что святой образ не был продан за границу.
Единственное, что удалось сделать по результатам сбора денег, – это построить в Сан-Франциско православный храм Христа Спасителя. Несчастливые обстоятельства вынудили архиепископа Шаховского вернуть икону владелице. После этого она содержалась в банковском сейфе Франка Дорланда, управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. С этого момента дальнейшая судьба святого образа скрыта туманом неизвестности.
Еще одна кампания по сбору средств для выкупа, предпринятая общественной организацией «Blue Army», оказалась более успешной. Икона была куплена за 3 миллиона долларов. 21 июля 1970 года (по юлианскому календарю), в праздник Казанской Богоматери, икона была передана новым владельцам. В течение нескольких лет она находилась в бронированном хранилище банка в Португалии, позднее ее местом обитания стал Византийский центр «Blue Army» в Фатиме (Португалия).
Португалия, Фатима. 70-е год XX века
Выкупленная католиками Казанская икона уже 21 июня 1970 года, в праздник обретения святого образа, была передана в церковь Святой Фатимы. Но еще долго икона хранилась в бронированном сейфе в Лиссабоне. Икона приносилась в святилище Фатимы только в дни больших праздников.
26 февраля 1993 года Его Преосвященство архиепископ Ньюарка (Newark) Theodore E. McCarrick в своем письме кардиналу Эдварду Кассиди с восторгом докладывал, что трудная миссия, возложенная на него полностью выполнена и он срочно высылает документацию о передаче прав собственности на Казанскую икону Святому Престолу. И уже 1 марта икона была передана папскому нунцию в Португалии в присутствии религиозных официальных лиц.
Действительно чудо, что Иоанн Павел II не был убит тогда. Возможно, его спасло то, что за секунду до выстрела понтифик наклонился, чтобы рассмотреть медальон на шее маленькой девочки. Медальон изображал трех детей-пастушков, которым в 1917 году в Фатиме явилась Богородица!
Вскоре в Ватикане побывала делегация из Казани, ее принял Папа Римский. Как явствуют некоторые источники, быстрое положительное решение было принято во многом из-за того, что в это время как раз велись трудные переговоры между Ватиканским престолом и Русской православной церковью о личной встрече двух высоких духовных лиц. В ней проявлял большую заинтересованность Папа Римский, однако Его Святейшество Алексий из-за конфессиональных разногласий к такой встрече готов не был.
В августе 2004 года Папа Римский принял решение расстаться с иконой, которая хранилась у него более 10-ти лет. Путем длительных переговоров договорились, что икона будет передана в Москву, и уже там решат, где она будет находиться дальше.
28 августа, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в Успенском соборе Кремля, делегация Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Патриарху Алексию II. В июле 2005 года было объявлено, что икона будет находиться в Казани. Патриарх Алексий II привез ее лично на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери, 21 июня.
В судьбе Ватиканской иконы приняли участие десятки людей: Патриарх Московский и всея Руси и Папа Римский, президенты США и России, дипломаты России, Германии, Ватикана, духовные и светские лица, люди верующие и атеисты, православные и мусульмане.
Фото Фарита Губаева
Фото Михаила Соколова
За рубежом это был, конечно, не единственный список Казанской иконы.
Постскриптум
Публикация обновлена в 2012 году, после выхода в свет книги «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» (А.М. Елдашев, Е.В. Липаков, Д.И. Хафизов; под ред. Ю.В. Андреевой. Казань, Центр инновационных технологий). Иллюстрации из этой книги.