как кант называет понятия которыми оперирует чистый разум

Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы.

Разум — третья способность человека, анализируемая Кантом в разделе, который назван «Трансцендентальной диалектикой». В кантовском учении о разуме метафизика («чистая философия» с самой широкой мировоззренческой ориентацией и проблематикой) есть высшая цель и предпосылка. Но разговор здесь пойдет не только о чистой метафизике. Нам прежде всего надо выяснить, что же такое, согласно Канту, разум, какая это человеческая способность.

Подытожим основные аспекты кантовского определения разума.

Во-первых, разум в отличие от чувственности и рассудка есть способность опосредованного, прямо не восходящего к опыту познания.

Во-вторых, разум — способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания. Кант так и говорит: «Всякое наше познание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления». Отсюда можно вывести суммарное определение разума: «Подведение обработанного рассудком материала чувственности под высшее единство мышления».

В-третьих, Кант определяет разум как способность производить понятия.

В-четвертых, разум — в отличие от рассудка как способности давать правила — является «способностью давать принципы». Кант поясняет: «. я назову познанием из принципов лишь такое познание, в котором я познаю частное в общем посредством понятий».

В-пятых, если рассудок — это способность суждения (т.е. способность строить суждения, способность судить), то разум определяется как способность строить умозаключения, способность умо-заключать. Речь тут идет не о формально-логических сюжетах. Как анализ суждений в учении о рассудке, так и разбор умозаключений у Канта — трамплин для диалектического познания разума.

В-шестых, в учении о разуме центральное значение придается понятию «идея разума».

«Под идеей, — пишет Кант, — я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет». А вот другое кантовское определение идеи: в идеях опытное значение разума рассматривается как определенное абсолютной совокупностью условий. Отсюда следует, что идея, будучи понятием некоторого максимума, никогда не может быть in concrete дана полностью и адекватно. Трансцендентальные идеи Кант определяет и как категории, которые расширены до безусловного. Чтобы лучше понять суть дела, приведем примеры трансцендентальных идей.

Идея в кантовском смысле — это, например, идея добра как такового или идея совершенного государственного устройства. Как же обосновывает Кант ту свою мысль, что идеи не могут быть показаны в опыте (потому что им не соответствует никакой опытный предмет или опытное состояние), но вместе с тем они не химеры, а важные, хотя и совершенно особые, реальности человеческой жизни? «Государственный строй, — пишет Кант, — основанный на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных. есть во всяком случае необходимая идея, которую следует брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона; при этом нужно прежде всего отвлечься от имеющихся препятствий, которые, быть может, вовсе не вытекают неизбежно из человеческой природы, а возникают скорее из-за непренебрежения к истинным идеям при составлении законов. Хотя этого совершенного строя никогда не будет, тем не менее следует считать правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза, чтобы, руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству».

Очевидно, что здесь имеются в виду самые различные идеи — идеалы, идеи как принципы — принципы добра, совершенного государственного устройства. Речь вообще идет об идеях, которые можно противопоставить некоторой эмпирической реальности в качестве принципа меры, всеобщего образца, некоторого нравственного-социального-общечеловеческого абсолюта. Возможен ли такой во всех отношениях совершенный государственный строй, «основанный на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой остальных»? Вряд ли государственный строй, который будет основан на таком принципе, когда-либо появится. Вряд ли возникнет такое государство, где ни один человек не будет ущемлен в своей свободе во имя свободы каждого другого и всех вместе. Но Кант считает, что идея государственного строя так же, как и идея добродетели всегда должна включать в себя максимум свободы и добра.

Кант дает следующую классификацию трансцендентальных идей. В случае идей речь идет о всеобщем. Наши представления, поставленные на уровень всеобщности, могут относиться либо к субъекту (субъектам), либо к объектам. В случае отношения к объектам имеются два аспекта: отношение к многообразному содержанию объекта в явлении и отношение ко всем вещам вообще. Вспомним, что в случае идей происходит восхождение (в ряду условий) к безусловному. Отсюда три класса трансцендентальных идей: 1) исследуется абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта — и тогда перед нами мир психологических идей; 2) выстраивается абсолютное единство ряда условий явлений — и тогда рождается мир космологических идей; 3) изучается абсолютное единство всех предметов вообще — и тогда исследование погружается в мир теологических идей. Во всех трех разделах «Критики чистого разума» изучаются поистине животрепещущие сюжеты, проясняются исключительно важные понятия. Кант, что называется, ворочает целыми мирами. В случае психологической идеи — это микромир человеческого Я. Космологические идеи — это макрокосмос, природа, космическая целостность, но, пожалуй, главное — что исследуется тема «человек в природе», возможность и место его свободной, спонтанной, автономной деятельности. Теологические идеи вводят нас в мир веры, где понятиям Бога и бессмертия души отведено центральное место, но где как будто неожиданно — но для Канта совершенно естественно — мы оказываемся во вполне рациональном мире поисков высшего, целесообразного единства природы и человека, материи и духа.

Кант вводит (применительно к космологическим идеям) понятие антиномии. Он сосредотачивает внимание на противоречии мысли, причем такой, которая восходит к вершинам философской обобщенности. Речь идет не менее чем о понимании мироздания, человека цивилизации, т.е. человека свободного и нравственного, и его места в мире. Вовсе не случайно антиномии появляются именно на этой «вершине» воспаряющего над опытом разума.

Учение об антиномиях имеет дело с космологическими идеями. Они, конечно, уже воспаряют над конкретным опытом и в этом смысле, по Канту, трансцендентальны. Однако они одновременно «имеют предметом только целокупность условий в чувственно воспринимаемом мире и то, что может быть полезно разуму в отношении этого мира. «. Но Кант говорил, что идеи должны — в конечном счете — продвигать человеческий разум к полаганию безусловного. При полагании же безусловного «идеи становятся трансцендентальными. «, что означает именно «внемировой», как бы запредельный смысл некоторых идей: трансцендентальные идеи совершенно обособляются от эмпирического применения разума «и сами себе создают предметы, материал которых не заимствован из опыта. «. «Предметы», а точнее, «предмет», о котором Кант теперь ведет речь, является предметом чисто умопостигаемым. Речь пойдет о Боге и, естественно, о проблемах, понятиях, сюжетах, которые издавна фигурировали в так называемой рациональной теологии и занимали также философов: доказательство существования Бога, проблема бессмертия души и т.д.

Положение и смысл той части «Критики чистого разума» Канта, которая есть философское суждение о Боге — и одновременно учение о чистом теоретическом разуме, — весьма противоречивы.

С одной стороны Кант стремится полностью изолировать «умопостигаемый предмет» от эмпирического опыта и эмпирического ряда условий. И поступает в целом правильно, потому что человек (по крайней мере более развитой, зрелой цивилизации) получает понятие Бога (и всего «божественного») не на пути непосредственного предметного опыта. А на каком же пути? В теоретическом разуме (т.е. в науке и философии), — а ведь он здесь исследуется Кантом, — понятие и тема Бога могут формироваться и достаточно долго сохраняться на пути поиска того исходного (безусловного), что замыкает человеческое познание как таковое, придавая ему целостность, синтетическую форму. «Бог» — понятие, которое «в идеале» также должно предварять (и во многих системах науки и философии действительно предваряет) поиск оснований, связывание условий и безусловного, «В самом деле, — пишет Кант, — всегда обусловленное существование явлений, не имеющее никакой основы в самом себе, побуждает нас искать что-то отличное от всех явлений, стало быть, умопостигаемый предмет, в котором прекратилась бы эта случайность».

С другой стороны, ведь уже и сказанное раньше позволяет связать целокупность опыта, устанавливаемую разумом, и идею Бога. Это и есть противоречив, весьма характерное для «Критики чистого разума», для обсуждения проблемы Бога именно в ее аспекте. Кант подробно разбирает так называемые онтологические доказательства бытия Бога, т.е. такие, которые подводят к Богу через идеи бытия, существования. А такими доказательствами была полна предшествовавшая и современная Канту теология. Кант приходит к результату любопытному, даже парадоксальному. С одной стороны, он говорит о том, что рациональными аргументами можно доказывать существование Бога, но невозможно сделать доказательства убедительными для противоположной стороны- Другими словами, если среди десяти верующих окажется хотя бы один атеист, который умеет постоять за свои идеи, то он не примет этих «рациональных» доказательств и представит свои доказательства и опровержения. Но вряд ли верующие, теологи примут его доказательства. Значит, делает вывод Кант, противоположные доказательства будут постоянно приводиться, сталкиваться друг с другом. Но не только, даже не столько эта необходимость заставляет Канта тщательно разбирать теологические идеи. Главное — в рамках теоретического разума — состоит для Канта в том, чтобы понять, из каких внутренних потребностей разума, исследующего мир, родилась и еще будет рождаться идея Бога.

Стремление разума к окончательной завершенности картины мира, к поиску основания всех оснований, т.е. к идеалу чистого разума, — вот, собственно, рациональная предпосылка теоретических рассуждений о Боге, все равно, ведет ли их теолог, философ или просто верующий человек, не ведающий о философско-теологических премудростях, но для себя или для других отыскивающий аргументы и доказательства веры в Бога. Есть знаменитая кантовская фраза, над которой ломают головы многие интерпретаторы: «Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере. «.

Возникает вопрос: как это Кант, основной задачей которого было глубочайшее исследование разума, Кант — рационалист по убеждениям, мог ограничить разум? Принизить его перед верой? Вряд ли это было возможным. А секрет в том, что в немецком оригинале здесь употребляется слово «aufheben». Это слово более известно из текстов Гегеля, где глагол «перерастает» в отглагольное существительное «Aufheben», что означает «снятие» в диалектико-философском смысле: устранение с удержанием, сохранением. Но в XVIII в. глагол aufheben имел более простое значение, его смысл можно передать на примере: передо мной лежит книга, я приподнимаю ее, чтобы убрать с этого места (а на это место, возможно, положу что-то другое). Кант и хотел сказать: «я убираю разум с того места, которое не ему принадлежит. Я ставлю на это место веру». Кант, собственно, констатирует то, что все мы знаем как абсолютный факт жизни: сколько бы ни доказывали атеисты, что Бога нет, а верующие — что Бог есть, сколько бы в пользу двух противоположных тезисов ни было приведено рациональных аргументов, все равно спор не будет окончен, не будет разрешен. Для Канта важно, что несмотря на все рациональные споры и на то, как они складываются, Бог есть для того человека, который в него верит. Главное, что божество — коррелят веры. Поскольку существует вера, верующие, верования, различные религии, поскольку есть люди и институты, которые в этом заинтересованы, а среди них — те, которые искренне верят в того или иного Бога, постольку мир веры занимает свое особое место. Правда, есть претензии слить мир веры и чистого разума (рациональная теология) или, напротив, перечеркнуть мир веры средствами разума. Кант отвергает и то и другое. У разума есть свое место — своя сила и бессилие. Но и у веры уже есть и должно быть признано за ней место, согнать с которого ее пока не смог — и, думает Кант, никогда не сможет — самый изощренный теоретический разум.

Последние разделы «Критики чистого разума» во многом уже разведывают для исследования другую землю разума — разума практического.

«Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трех вопросах, — резюмирует Кант:
1 Что я могу знать?
2 Что я должен делать?
3 На что я могу надеяться?». Впоследствии Кант скажет, что три вопроса по существу сводятся к вопросу о человеке.

Источник

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Выделите проблему, которая является преимущественной и общей для философии Канта, Фихте, Гегеля:

б) методология научного познания

г) отношение субъекта и объекта

2. В работе «Критика чистого разума» Кант стремится преодолеть гносеологический тупик, созданный

в) Д. Юмом

3.Какую цель преследует кантовское исследование вопроса: «Как возможны синтетические суждения a priory»?

а) показать, что прирост знания возможен чисто формальным образом

б) доказать, что вне опыта невозможно формировать адекватные суждения

г) обозначить непреодолимые противоречия человеческой практики

4.Что, согласно Канту, познает человек, обращаясь к окружающему миру?

а) вещи, как они есть

б) ноуменальную реальность

в) антиномии чистого разума

г) вещи, как они явлены в опыте

5.Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму?

а) свободный от заблуждений

б) существующий безотносительно к субъекту

в) исследованный вне конкретного опытного содержания

г) абстрагированный от форм восприятия

6.Различие терминов «трансцендентальный» и «трансцендентный» состоит в том, что

а) уровень трансцендентального еще находится в соприкосновении с опытом

б) уровень трансцендентального находится уже вне опыта

в) уровень трансцендентального дан человеку в воображении

г) уровень трансцендентального выходит за границы мышления

7.Кант полагал, что пространство и время существуют

а) в рамках продуктивного воображения

в) в точке трансцендентальной апперцепции

г) как формы чувственного восприятия

8.Результатом деятельности трансцендентальной апперцепции является

б) представление

9. Категории в учении Канта– это

а) наиболее общие формы осмысления предметов опыта

б) понятия, образованные путем абстрагирования

в) бессознательные формы восприятия действительности

10.В учении Канта категориальный анализ результируется в:

а) познании ноумена

б) синтетическом суждении

в) понятии

г) метафизической системе

11.По отношению к суждению категории в философии Канта выступают как

а) его составные элементы

б) его логические функции

в) эстетическое созерцание

г) логический императив

12.Среди приведенных ниже категорий выделите категории модальности:

д) все ответы верны

е) первый ответ не верен

ж) верны ответы б), в)

13.Какая способность, с точки зрения Канта, позволяет человеку приводить в соответствие чувственные явления и категории?

б) интеллектуальный инстинкт

в) трансцендентальная апперцепция

г) способность суждения

14.Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?

б) трансцендентным

15.Как Кант называет понятия, которыми оперирует чистый разум?

б) идеи

16.В каком отношении к кантовской идее находятся чувства?

а) они не могут дать ее адекватного предмета

б) они выступают как генерирующий ее источник

в) они задают ее содержание

г) они обнаруживают ее в конкретной действительности

17.Называя разум высшей способностью познания, Кант полагает, что его применение исключительно в теоретическом плане рождает

г) антиномии

18.Сколько возможных сугубо теоретически утверждений выделяет Кант?

в) четыре

19.Как Кант называет выделенные им сугубо спекулятивные проблемы?

а) космологическими

20.Из указанных ниже выделите проблемы, которые разум может рассматривать вне границ опыта:

а) проблема бытия Бога

б) проблема свободы воли

в) проблема пространственно-временной границы мира

г) проблема взаимопонимания

д) проблема нравственности

ж) все ответы верны

з) верны первые три ответа

21.Чем, с точки зрения Канта, руководствуется чистый разум в познании спекулятивных проблем?

а) спекулятивным интересом

в) практическим интересом

22.Поскольку теоретический разум не дает однозначного ответа на спекулятивные проблемы, для человека это означает

а) отказ искать решение спекулятивных вопросов

б) подчинение традиционным для данного общества решениям

в) свободу выбора веры и неверия

г) признание религиозных систем ложными

23.К какой сфере относится практический разум в системе Канта?

б) этика

24.На что ориентирует человека гипотетический императив в учении Канта?

а) на достижение цели

б) на окружающий мир

г) на тактику выжидания

25.Какую цель ставит категорический императив Канта?

а) интеллектуальное совершенствование

б) материальную выгоду

в) исторический прогресс

г) человека

26.Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?

а) следование своей природе

б) следование долгу

в) адекватное познание

г) исполнение религиозных норм

27.Почему Кант отверг учение Фихте, хотя последний полагал, что продолжает кантовскую традицию?

а) Фихте не принял положение о субъективной природе пространства и времени

б) Фихте отвергал учение о категорическом императиве

в) Фихте стоял на позициях объективного идеализма

г) Фихте доказывал конечное тождество субъекта и объекта

28.Какую цель преследовал Фихте в своем «Наукоучении»?

а) выделить механизмы работы сознания

б) дать обоснование наукам

в) проанализировать генезис научного знания

г) построить программу научного развития

29.Признаком научного знания Фихте считал

а) подтверждение положений экспериментальным образом

б) математическую доказательность выводов

в) системную связь основоположений

г) соответствие положений реальным фактам

30.Как показал Фихте, главное основоположение любой науки является

а) аксиоматическим

31.Где, с точки зрения Фихте, должны находить обоснование главные основоположения наук?

в) в философии

32.Какую проблему поднимает главное основоположение философии в системе Фихте?

а) отношение человека и Бога

б) отношение субъекта и объекта

в) отношение власти и собственности

г) отношение свободы и необходимости

33.Какую диалектическую связь обнаружил Фихте в субъект-объектных отношениях?

а) переход количественных изменений в качественные

б) отсутствие качественных различий

в) взаимоотрицание и взаимообусловленность

г) скачкообразный характер их развития

34.К какому философскому направлению относится учение Гегеля?

а) объективный идеализм

б) субъективный идеализм

в) идеалистический плюрализм

г) материалистический монизм

35.Что является объектом исследования в «Науке логики» Гегеля?

б) абсолютная идея

г) логические закономерности

36.Что в системе Гегеля творит природу и историю?

б) воля божественного провидения

в) естественные законы

г) логика развития мирового духа

37.Бытие природы у Гегеля разворачивается как

а) инобытие идеи

б) самостоятельное бытие материи

в) постоянный акт божественного творения

г) произвольное бессистемное становление

38.Диалектический метод Гегеля позволяет вскрыть

а) законы развития

б) дуальную природу человека

в) причины разделения труда

г) несправедливый характер монархии

39.В каких пределах считал возможным использование диалектики Гегель?

а) как метод исследования единичного

б) как метод исследования всеобщего

в) как метод исследования особенного

г) как универсальный метод исследования

40.В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления

а) в их неизменности и различии

в) в их случайных взаимосвязях

г) в их субординации и связи

41.Что характеризует закон отрицания отрицания?

а) источник и движущие силы развития

б) направление процесса развития

в) общий механизм развития

г) все ответы верны

42.Противоречия, по Гегелю, существуют как

в) необходимый элемент развития

43.Причину противоречий в познании Гегель усматривал в том, что

а) истина непостижима вообще

б) истина носит процессуальный характер

в) истина всегда является относительной

г) бытие по своей природе иррационально

44.Как в системе Гегеля трактуется случайность?

а) как то, что не имеет никакой причины

б) как то, что не имеет причины в самом себе

в) как один из возможных вариантов развития

г) как результат человеческой деятельности

45.Какие достижения в человеческой культуре позволяют мировой идее стать «духом-в-себе-и-для-себя»?

д) все ответы верны

е) верны первые два ответа

46.Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?

г) свобода

47.В какой временной точке Гегель размещал наивысшее состояние общественного развития?

б) настоящее

г) считал его недостижимым состоянием

48.Социально-философские взгляды Гегеля определяются как

б) религиозный фундаментализм

в) консерватизм

49.Идея гражданского общества у Гегеля опирается на представление о таких составляющих его частях как

а) частная собственность

б) публичное судопроизводство

в) монархическое правление

г) разделение властей

д) все ответы верны

е) верны первые два ответа

50.Какая работа стала первой причиной размежевания учеников Гегеля?

а) «Жизнь Иисуса» Д.Ф.Штрауса

б) «Критика евангелистской теории» Б. Бауэра

в) «Мысли о смерти и бессмертии» Л. Фейербаха

г) «Критика сознания» Т. Габлера

51.Как полагали младогегельянцы, абсолютное реализуется в

а) бытии мирового духа

б) деятельности человечества

в) божественном провидении

52.Спор о природе евангельских рассказов, развернувшийся между Штраусом и Бауэром, по сути, выражал проблему

а) движущих сил истории

б) методологии исторического познания

в) справедливого социального устройства

г) практического применения диалектики

53.Выделите имена мыслителей, относившихся к школе младогегельянцев:

е) все ответы верны

ж) ни один ответ не верен

54.Критикуя тождество субъекта и объекта, как оно дано у Гегеля, Фейербах говорил, что здесь доказывалось

а) тождество бытия и мышления

б) тождество мышления самому себе

в) тождество материи и духа

г) тождество природы и истории

55.В гносеологии Фейербах являлся сторонником

а) сенсуализма

в) диалектического метода

56.Фейербах полагал, что высшим предметом философии должен быть

а) вопрос об отношении сознания и материи

б) объективный мир природы

г) человек

57.Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

а) самосознании человека

б) его волевых актах

в) целостности его тела

г) этических представлениях

58.Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является

а) родовым существом

б) биологическим существом

в) неоконченным творением природы

г) детерминированным внешними силами

59.Высшим типом коммуникации Фейербах считал

а) формальные пропозиции

г) любовь

60.Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ

а) вымышленного существа

б) непреодолимого рока

в) отчужденной сущности человека

г) архаического патриарха

61.Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена

а) научным планированием жизни человека

б) философией построения справедливого общества

в) любовью к человеку

г) любовью к природе

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

1.В «Философско-экономических рукописях 1844 года» Маркс поднимает проблему

а) первичного накопления капитала

б) социального неравенства

в) отчуждения труда

г) экспроприации прибавочной стоимости

2.Родовой характеристикой человека у Маркса и Энгельса выступает

б) труд

г) классовая борьба

3.Конечной фазой отчуждения труда в понимании Маркса является

а) отчуждение человека от человека

б) отчуждение произведенного продукта

в) отчуждение человека от собственной сущности

г) отчуждения человека от процесса производства

4.Какое противоречие обнаруживает Маркс в анализе отчужденного труда?

а) биологические потребности человека выступают как его сущность

б) противоречие между трудом и капиталом

в) несоответствие оплаты труда произведенной прибавочной стоимости

г) несоответствие производительных сил производственным отношениям

5.Когда, с точки зрения Маркса и Энгельса, люди начинают осознавать свою выделенность из природы?

а) с возникновением присваивающего хозяйства

б) с возникновением производящего хозяйства

в) с разделением на классы

г) с возникновением эксплуатации

6.От чего зависит образ мыслей индивидов с точки зрения Маркса и Энгельса?

а) от принятой в обществе системы моральных норм

б) от степени развития научных знаний

в) от вероисповедания

г) от того, что и как они производят

7.В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс выразили

а) свое отношение к революционным процессам

б) диалектические закономерности природы

в) схему товарно-денежного обращения

г) материалистическое понимание истории

8.В чем состоит реальный общий интерес индивидов, как это представлено в «Немецкой идеологии»?

а) в обеспечении их взаимосвязи

б) в удовлетворении классовых интересов

в) в обеспечении интересов индивида и его семьи

г) в осуществлении коммунистических отношений

9.Почему Маркс и Энгельс определяют государство как форму иллюзорного общего интереса?

а) поскольку правящий класс представляет свой особенный интерес как всеобщий

б) поскольку в действительности государство не является необходимым институтом

в) поскольку общий интерес в классовом обществе – фикция

г) поскольку в любом обществе реальны только частные интересы

10.Что выступает предметом исследования в социальных исследования Маркса и Энгельса?

б) реальные индивиды

в) исторические типы культуры

г) экономические законы

11.Приведите следующие этапы в развитии человечества в соответствие с хронологией:

а) разделение труда (1)

б) образование государства (4)

в) появление классов (3)

г) появление собственности (2)

12.Какое условие является решающим для того, чтобы уничтожить социальную и экономическую несправедливость с точки зрения Маркса и Энгельса?

а) уничтожение государства

б) упразднение собственности

в) исчезновение разделения труда

г) переход на исключительно машинное производство

13.С какого рода хозяйствованием связано появление пролетариата?

а) с аграрным производством

б) с промышленным производством

в) с постиндустриальными общественными отношениями

г) с ремесленным трудом

14.В работе «Происхождение частной собственности, семьи и права» Ф. Энгельс опирается по преимуществу на исследования

а) Г.Л. Моргана

15.С точки зрения Энгельса, жесткое отношение к женской измене в браке связано с

а) проблемой передачи права собственности

б) строгими моральными нормами в моногамной семье

в) особенностями формирования пуналуальной семьи

г) выделением гетеризма в особую сферу общественных отношений

16.В «Диалектике природы» Энгельс видит свою задачу в том, чтобы

а) создать руководство по диалектике

б) вывести диалектические законы

в) показать действенность диалектических законов в познании природы

г) обозначить противоречия в развитии естественных наук

17.Какие формы домарксистской диалектики выделяет Энгельс в «Диалектике природы»?

а) древнегреческая философия

б) немецкая классическая философия

в) французский материализм 18 века

г) средневековая патристика

д) все ответы верны

е) верны первые два ответа

18.Согласно формулировке Энгельса, диалектика – это наука о наиболее общих законах

а) социально-экономических отношений

б) биологической эволюции

в) всякого движения

19.Чем объясняются разные формы движения, которые выделяет Энгельс?

а) уровнем сложности организации материи

б) естественнонаучными закономерностями

в) субъект-объектными отношениями

г) феноменом араморфоза

20.Что, согласно Н. Бердяеву, содействовало идейному принятию марксизма в России?

а) развитое самосознание пролетариата

б) сохранение крестьянских общин

в) теория революционной борьбы

г) мессианская интерпретация

21.Почему Г. Плеханов считал революционную трансформацию в России преждевременной?

а) из-за политических разногласий с марксистами

б) по причине несформировавшегося пролетариата

в) по причине эффективных реформ Столыпина

г) в силу неадекватного понимания трудов классиков марксизма

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *