как коты спасли эрмитаж
Как сибирские коты спасли Эрмитаж
После завершения блокады в Ленинграде практически не осталось кошек, в страшные времена жители блокадного города просто их съедали, это было единственным способом выжить.
После завершения блокады в Ленинграде практически не осталось кошек, в страшные времена жители блокадного города просто их съедали, это было единственным способом выжить. В городе начинали размножаться крысы, они просто заполонили все: блокировали дивжение трамваев, нападали на людей, уничтожали последние запасы еды и даже покушались на музеи и дворцы.
2. Спасать Ленинград от страшных грызунов в 45-м году отправились сибирские кошки. По некоторым данным за две недели в Тюмени мобилизовали и отправили в Ленинград 238 кошек, а в общей сложности из Сибири было вывезено около 5000 животных! Сибирские коты спасали от крыс обычных ленинградцев, дворцы и шедевры Эрмитажа.
В 2008 году в центре Тюмени в память о тех котах появился «Сквер Сибирских кошек»
3. Вдоль сквера установлены гранитные тумбы и фонари, на которых установлены чугунные скульптуры кошек, покрытые золотой краской. Всего в сквере живут 12 золотых котов.
4. Тюменцы уверены, что именно их кошки основали в Ленинграде новую популяцию и потомки их котов сегодня продолжают оберегать Эрмитаж.
6. В 1960-х годах сибирских котов расплодилось слишком много, они расширили места обитания, выйдя из подвалов в коридоры и залы музея. Тогда котов отправили в отставку. Однако химические средства защиты от крыс себя не оправдали, и вскоре коты были возвращены на место службы.
Пушистые хранители Эрмитажа
Эрмитаж – крупнейший музей России, протяженность его экспозиции составляет 20 километров. Штат сотрудников музея довольно велик, он насчитывает более 2 тысяч работников, среди которых имеются и научные работники, и экскурсоводы, и реставраторы, и инженеры, и смотрители, и представители службы безопасности.
Но среди многочисленных хранителей сокровищ Эрмитажа есть совершенно особые – пушистые и хвостатые. Это эрмитажные коты, или как их ласково называют, «эрмики». Уже более 200 лет они несут службу по охране экспонатов от нашествия мышей и крыс, и сегодня котов можно считать одной из визитных карточек музея.
История «эрмиков»
Существует легенда, что первого кота в старый Зимний дворец привез из Голландии еще Петр I. Но настоящая хвостатая «лейб-гвардия» появилась при императрице Елизавете Петровне. Она издала специальный указ, по которому для борьбы с обнаглевшими крысами ко двору доставили полтора десятка крупных котов-крысоловов. Причем часть из них прислал в качестве подарка казанский хан.
Коты прижились и продолжали исправно нести свою службу и при других императорах. Правда, во времена Екатерины Великой кошкам пришлось переселиться в подвалы, так как их туда потеснили любимые мопсы и левретки императрицы. Но пушистым крысоловам там было даже удобнее, тем более котов кормили и за ними ухаживали специальные люди.
А вот блокаду Ленинграда кошачья лейб-гвардия не пережила, и крысы снова стали серьезной угрозой и не только музею, но и городу в целом. Поэтому после прорыва блокады в Ленинград доставляли не только продукты питания и необходимые вещи, но и котят, которых с радостью разбирали горожане. А для нужд Эрмитажа и других музеев Северной столицы прибыли лучшие крысоловы из Сибири.
Новые пушистые хранители быстро прижились и даже обнаглели, «захватив» не только выставочные залы, но даже кабинет директора. Случалось от этого страдали ценные экспонаты и важные документы. Поэтому котов снова переселили в подвалы, а доступ на верхние этажи им теперь закрыт.
«Осторожно, кошки!»
Сейчас отряд пушистых хранителей Эрмитажа насчитывает 60 хвостов. Правда, крыс в подвалах музея уже нет, их извели еще первые два поколения послевоенных кошек.
В 60-х годах посчитали, что четвероногая охрана музею больше не нужна, и кошек раздали горожанам. Но прошло совсем немного времени, и крысы опять расплодились. Тогда вспомнили о котах, и с тех пор пушистые «сотрудники» являются полноправными членами дружного коллектива Эрмитажа.
О них заботятся, кормят и лечат, собирая на это добровольные пожертвования сотрудников и посетителей, так как особой статьи расходов на котов в бюджете музея нет. А недавно был создан специальный фонд друзей котов Эрмитажа. Он собирает средства на кошачьи нужды, проводит выставки, организует раздачи лишних зверей петербуржцам. Кстати, заполучить себе настоящего эрмика считается очень престижным. А пушистые хранители исправно несут свою службу, ведь даже само их присутствие отпугивает крыс.
Эрмитажных котов можно увидеть во внутренних двориках, на газонах, а то и у центральных входов. Летом они любят греться на лужайках или нагретых солнцем статуях. Чтобы обезопасить животных от машин, въезжающих на территорию музея, даже установлен специальный предупреждающий знак «Осторожно, кошки!»
Легенды эрмитажных котов
За время существования кошачьего отряда накопилось немало занятных историй о похождениях пушистых охранников. Например, настоящей легендой Эрмитажа является кот Васька по прозвищу Юрист, его он получил за то, что любил захаживать в юридический отдел.
Васька-Юрист прославился как самоотверженный и беспощадный истребитель крыс. Но кот вместе со своими хвостатыми соратниками так активно боролся с грызунами, что они… кончились. И Василий заскучал. Он долго неприкаянно слонялся по территории музея, пока не нашел себе дело. Василий стал котом-привратником. За несколько минут до открытия он приходил к главному входу и начинал громко орать, требуя открыть двери. А когда в музей начинали пускать посетителей, укладывался на ступеньки и «следил за порядком», снисходительно позволяя себя гладить детям.
А вот другая кошка, проникшая в музей с улицы через вентиляцию, чуть не погибла, застряв за стеной зала с полотнами Ван Дейка. Ее смогли обнаружить по громкому мяуканью, и потом с трудом поймали в зале. Из-за этого приключения незадачливая «гостья» получила имя Вандейка.
«День Эрмитажного кота»
«День Эрмитажного кота» проводится в музее раз в году весной. Долгое время праздник отмечали в марте, потом в апреле, а в 2016 году ему отвели целых два дня – 21 и 22 мая. Это мероприятие всегда вызывает большой интерес среди жителей города и туристов. Программа его очень разнообразна, в нее входят и конкурсы детских рисунков, и прогулки в Большой кошачий подвал, и игры-квесты, и выставки. Так, в 2016 году в Ротонде Зимнего дворца развернута экспозиция «Кот сибирский — герой русского лубка».
Как сибирские коты спасли Эрмитаж: история в картинках
После завершения блокады в Ленинграде практически не осталось кошек, в страшные времена жители блокадного города просто их съедали, это было единственным способом выжить. В городе начинали размножаться крысы, они просто заполонили все: блокировали движение трамваев, нападали на людей, уничтожали последние запасы еды и даже покушались на музеи и дворцы.
Спасать Ленинград от страшных грызунов в 45-м отправились сибирские кошки. По некоторым данным за две недели в Тюмени мобилизовали и отправили в Ленинград 238 кошек, а в общей сложности из Сибири было вывезено около 5000 животных.
Сибирские коты спасали от крыс обычных ленинградцев, дворцы и шедевры Эрмитажа. В 2008 году в центре Тюмени в память о тех котах появился «Сквер Сибирских кошек»
Вдоль сквера установлены гранитные тумбы и фонари, на которых установлены чугунные скульптуры кошек, покрытые золотой краской. Всего в сквере живут 12 золотых котов.
Тюменцы уверены, что именно их кошки основали в Ленинграде новую популяцию и потомки их котов сегодня продолжают оберегать Эрмитаж.
В 1960-х годах сибирских котов расплодилось слишком много, они расширили места обитания, выйдя из подвалов в коридоры и залы музея. Тогда котов отправили в отставку. Однако химические средства защиты от крыс себя не оправдали, и вскоре коты были возвращены на место службы.
Эрмитаж и котики: история большой любви
Коты — полноправные сотрудники Эрмитажа: они официально учтены, профессионально занимаются отловом грызунов и получают за это неплохую зарплату — миску корма (приобретается на пожертвования посетителей и сотрудников музея). А в свободное от работы время эрмитажные коты умиляют посетителей, позируют для фотографий и всячески поддерживают свой статус одной из главных достопримечательностей Петербурга. О котах Эрмитажа, их истории и службе рассказывает в журнале «Эрмитаж» № 19 научный сотрудник музея, «пресс-секретарь эрмитажных котов» Мария Халтунен. «Артгид» благодарит редакцию журнала «Эрмитаж» за возможность этой публикации.
Эльдаров Закиров. Кот в парадном костюме придворного камер-фурьера. Фрагмент. Из серии «Коты Эрмитажа». Courtesy автор, Государственный Эрмитаж.
Коты были в Эрмитаже всегда. Но какой Эрмитаж мы имеем в виду? Императорский Эрмитаж — музей, который потом стал государственным и в котором мы имеем честь работать? Да, когда его основали, они уже тут жили. Куда более ранний Эрмитаж Екатерины Великой, который посещали они да мыши? Да, они жили уже и там. Зимний дворец Екатерины до Эрмитажа? И тут они уже были. Более того, они жили уже в Зимнем дворце императрицы Елизаветы. Именно ей мы обязаны официальным документом, зафиксировавшим дату признания того, что коты нужны дворцу, что это нечто ценное, о чем нужно заботиться, выделять деньги на содержание, находить лучшие места обитания (Казань), отбирать лучшие экземпляры и с особым транспортом везти во дворец. История повторится, и в далеком от времен Елизаветы XX веке будет организовано еще несколько транспортов с котами — в город, так же, если не больше, заполоненный крысами и нуждавшийся в спасителях.
Они и прибыли в Петербург, лучшие образцы бойцовской породы, ныне утраченной, с крупными головами, прекрасные крысоловы, crème de la crème. Вряд ли котов в городе не водилось, все-таки и Петр I привез кота из Голландии, да и у царя Алексея Михайловича (правда, в Москве — и много раньше описываемых событий) был кот, чей портрет известен не менее, чем портрет самого Алексея Михайловича. Но крыс и мышей в Петербурге явно было больше, и преимущество это сохранялось: молодая Екатерина рассказывала, что ее супруг, великий князь Петр, в своих военных играх судил военным судом крыс и вешал. А если великий князь смог легко найти крысу у себя во дворце, то она была далеко не одна…
К сожалению, имен первых котов не сохранилось, как и их потомства (коты все были кастрированными), но начало красивой традиции и легенды было положено. Скорее всего, эти животные жили во дворах и подвалах, где и охотились, но кто-то стал жить также в дворцовых помещениях. Стало принято держать животных в семье: как только дети подрастали и могли заботиться о ком-то, они получали питомца. Это были собаки и коты, и хотя собаки более известны, поскольку они участвовали в светской жизни (охоты и прогулки), — котами также не пренебрегали. Есть косвенные сведения о том, что комнатные коты Екатерины походили на русских голубых, но хорошо известно: один из трех последних котов семьи Николая II был демократично полосат и носил простое и честное имя Васька (сохранилась его фотография, которую сделал кто-то из членов семьи, лежа на полу, чтобы получить наиболее выгодный кадр: Васька дерет лапой штору). Этим котам повезло в жизни больше, чем их партнерам-собакам: их не взяли с собой в ссылку — и после нескольких дней скитаний по опустевшим комнатам отдали тем, кто когда-то их подарил. И они выжили.
Потом началась обычная дворовая жизнь, о которой не сохранилось никаких документов. Естественно, музей, как любое другое крупное учреждение во все исторические пертурбации, существовать без котов не мог (крысы очень живучие и умные животные), но их количество и деятельность не фиксировались. Коты просто существовали в том же пространстве, что и музей, незаметно помогая сохранять его сокровища.
Потом наступило страшное время — Великая Отечественная война, а с ней блокада. Жизнь в городе почти остановилась, с его улиц исчезла вся живность, не стало даже голубей — остались одни крысы. Выжило лишь несколько котов. До недавнего времени полагали, что удалось сохранить только двух, но изыскания, проведенные Музеем кошки совместно с Обществом жителей блокадного Ленинграда, позволили найти сведения о пяти котах, причем есть даже фотография одного из них. В мемуарах блокадников описывается момент, когда люди увидели за стеклом окна кошку с котятами — и не могли наглядеться, это был символ начала новой жизни. Началась она и для эрмитажных котов. Сразу после прорыва блокады было организовано два специальных транспорта с котами: первый — из Ярославля, второй — из Сибири. Люди опять отдавали своих домашних котов, чтобы те поехали спасать от крыс все тот же город. А там стояли в очередь за котами, и с этого момента возобновилась история их пребывания в Государственном Эрмитаже. Они держались сколько могли. А потом их сменили достойнейшие.
Наследники котов 40-х годов распределились по огромным теплым подвалам музея и, добывая себе пропитание традиционной охотой, служили Эрмитажу. Сотрудники подкармливали их, общались с теми, кто хотел, но в массе своей это были типичные полудикие дворовые коты — осторожные, ушлые, сильные и пронырливые. И совершенно неприкаянные в непричастности к общей музейной жизни.
15 лет назад возникла идея отблагодарить котов за непрестанную работу и сделать их частью музейной жизни. Так как они хорошие охотники, мышей уже не хватало на всех, поэтому их решили централизованно подкармливать. Несколько ведер еды и полтора часа после работы, чтобы обойти подвалы (а они пролегают подо всей территорией музея, в котором пять зданий). Потом стали собирать на содержание котов деньги — началась акция «Рубль на кошек». Затем в подвале им выделили помещение с водой, вскоре они обжились и стали ручными, потом — почти домашними, а потом — знаменитыми. Сперва о них узнал город, а за ним и мир. Коты стали одним из узнаваемых брендов Эрмитажа.
Специфика обаяния этого бренда — в его доступности. Каждый может увидеть котов во дворе и убедиться в реальности их существования. Но за популярностью котов стоит огромная многолетняя работа. За ними ухаживают. Их лечат. Горюют, если кого-то не удалось спасти.
О них создано несколько книг: о маленькой девочке, пришедшей попросить разрешения у директора Эрмитажа найти идеального кота для создания портрета, об истории котов в Эрмитаже и о традиции трактовки их образа в искусстве. А в Голландии написана книга о романтичной любви интеллигентного кота-эстета и дворовой кошки-пролетарки. День эрмитажного кота стал календарным праздником музея, и несколько тысяч людей рисуют эрмитажных котов, а потом приходят в музей посмотреть на выставку своих рисунков и самих котов. Прохожие фотографируют эрмитажных котов, играют с ними в Большом дворе и понимают, что являются свидетелями части истории, в которую вовлечены мы все. И Эрмитаж. И Петербург. И наши коты.
Кот Клаус
Темнокожие люди выполняли функции служителей при монарших дворах во многих странах Западной Европы. Принято считать, что в России арапы-слуги появились только в петровские времена, хотя есть свидетельства, что еще в конце XVI столетия в царских теремах можно было встретить арапчат в пестрой одежде.
В XVIII веке служившие при русском императорском дворе арапы исполняли функции комнатных лакеев и лакеев на выезде. К середине XIX века их использовали в основном в качестве слуг при дверях, реже — в качестве курьеров или сопровождающих.
Костюмы придворных арапов, где причудливо сочетались западноевропейские и восточные мотивы, отличались яркостью, многослойностью, необычным покроем, разнообразием тканей и отделки.
Парадный костюм придворного арапа состоял из 16 предметов. Это были алые суконные шаровары, белый жилет, две куртки (нижняя из темно-зеленого сукна и верхняя из пунцового бархата), темно-зеленый атласный кушак, такого же цвета суконные штиблеты, красные сафьяновые туфли, белые чулки и перчатки, бархатная шапочка-феска с кистью, обвитая тонким кисейным шарфом. Завершающая деталь парадного костюма арапа — переброшенная через плечо массивная шерстяная шаль с характерным восточным узором, длиной более трех метров. В отделке костюма широко использовались золотой галун, шнуры из золоченых и шелковых нитей, канитель. В начале XX столетия изготовление такого костюма и покупка к нему аксессуаров обходились казне в сумму более 500 рублей. Придворные служители надевали парадную ливрею только по особо торжественным случаям.
Кот Василий Пушкин
Повседневный костюм придворного арапа выглядел намного скромнее. В его состав входили две куртки — красная (нижняя) и темно-зеленая (верхняя), с высоким красным воротником и кистями на полах, широкие красные брюки навыпуск, кушак, красная суконная шапочка с белым кисейным платком, зеленые кожаные башмаки. Костюм украшался узким золотым басоном и золоченым шнуром. Кроме парадной и повседневной формы каждому придворному арапу, как и любому другому служителю, бесплатно выдавали уличную одежду (пальто и фуражку), костюм для вояжей и зимнее пальто на ватной подкладке, с барашковым воротником.
Кот Кузьма
Официанты, отвечавшие непосредственно за подачу блюд и напитков на столы высочайших особ как для ежедневных трапез, так и во время больших торжественных обедов, занимали верхнюю ступень в иерархии придворных служителей. Официантами считались мундшенки (ответственные за подачу вин), кофешенки (ответственные за приготовление и подачу кофе и чая), тафельдекеры (ответственные за сервировку), кондитеры (ответственные за приготовление и подачу десертов) и метрдотели (распорядители, ответственные за все столы). Для официантов шили парадные, праздничные, повседневные, вояжные и рабочие костюмы. Если повседневный костюм, представлявший собой комплект из элегантного темно-синего фрака, белого жилета, манишки и синих брюк, не выделялся в интерьере небольшой дворцовой столовой, то парадная ливрея официанта становилась едва ли не самым ярким пятном в многоцветной палитре праздничного обеда.
Парадный костюм придворного официанта состоял из алого кафтана и алого жилета, украшенных сверкающими галунами и золочеными пуговицами, белых коротких штанов с золочеными кисточками, белых чулок и лакированных башмаков с крупными пряжками. Обязательный аксессуар придворнослужительской одежды — белые перчатки.
Кот Рикки Старший
В конце XIX — начале XX века «гастрономические» потребности императорского двора удовлетворяла целая армия специалистов численностью более 80 человек. Тем не менее для грандиозных парадных обедов Министерству двора приходилось дополнительно нанимать множество работников.
Над приготовлением изысканных блюд в дворцовых кухнях трудились десятки поваров высочайшей квалификации и их «поваренные ученики», булочники и «булочные подмастерья», хлебопеки, кондитеры и «кондитерские подмастерья». Эти люди, которые играли далеко не последнюю роль в формировании имиджа блестящего и благополучного двора, не выходили в парадные залы, не подавали блюда на сервированные роскошной посудой столы. Их одежда была скромной и строгой: непременные фартук и колпак — на рабочем месте, бушлаты серого сукна (или темно-зеленые драповые пальто) — для выхода за пределы императорской резиденции. Знаками принадлежности к корпусу придворных служителей были узкие золотые гербовые галуны в петлицах и на рукавах и кокарда с двуглавым орлом на форменной фуражке.
Кот Тигрик
Скороходы выполняли функции курьеров в императорской резиденции. С поручениями к ним обращались как первые лица империи, так и высшие чины двора. Нередко скороходам приходилось оправдывать старинное название своей должности и, «спасая» ситуацию, очень быстро передвигаться по бесконечным анфиладам дворцовых залов. Скороходами, как правило, были молодые красивые мужчины. Их костюмы, соперничая с экзотичностью и многослойностью ливреи придворных арапов, подчеркивали особое положение скороходов при дворе. Прежде всего, «дворцового курьера» узнавали по шапочке-каскету с черными, желтыми и белыми страусовыми перьями и длинной, обвитой золотым шнуром, трости с металлическим набалдашником и кольцами. Кроме того, скороходы носили зеленые юбочки (дань традиции XVIII века), которые выглядывали из-под фалд кафтанов, почти полностью обшитых золотыми галунами и украшенных наплечниками и аксельбантами. К парадному костюму скорохода полагалось надевать красный жилет, белоснежную манишку и «галстух», короткие штаны из алого трипа, алый шелковый кушак, белые чулки и лакированные башмаки с пряжками.
Кот Гаврила Ардалионович
Работой всех придворных служителей руководил камер-фурьер. У него была своя канцелярия, и он отвечал за ведение «Камер-фурьерского журнала», в который регулярно, в течение более 200 лет, записывались все события, происходившие при императорском дворе. В конце XIX — начале XX века камер-фурьеру уже не надо было собственноручно заполнять данный журнал, за него это делали писцы. Камер-фурьер рассылал объявления о торжественных выходах при дворе, повестки на орденские праздники, повестки о ношении траура и т. д. В церемониальной жизни двора камер-фурьер занимал весьма почетное место, традиционно открывая различные торжественные шествия.
Кот Казанский Алабрыс: Почему его помнят в Эрмитаже, а в Казани ставят памятники как народному герою
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Исторические предания гласят, что в древности в Казани действительно существовала особая порода кошек. Судя по описанию, это были настоящие бойцы: крупные и сильные животные обладали круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом. Они были прекрасными мышеловами и отличались особенной сообразительностью. Существует марийская легенда об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного. Согласно ей, любимый кот казанского хана стал его спасителем, так как начал беспокоиться и предупредил о подкопе, который начали рыть под кремлевской стеной. Благодаря этому хан с семьей успел покинуть осажденный город. Впрочем, от Ивана Грозного это Казань не спасло.
В результате таких исключительных мер котейки действительно были доставлены в Санкт-Петербург, прижились в огромных подвалах нового дворца и прекрасно справились со своей миссией. От этих первых казанских переселенцев ведет свою историю славная братия котов Эрмитажа, которые до сих пор выполняют ту же функцию – спасают музейные ценности от грызунов. Правда, так как животных из Казани везли, согласно указу, только кладеных (т.е. стерилизованных), то, к сожалению, род этих удивительных животных в Питере не сохранился, а местные казанские разбойники за сотни лет так перемешали гены с обычными кошками, что на сегодняшний день порода казанских котов считается утерянной.
Однако еще задолго до XVIII века Казанский Кот стал героем народных шуток, прибауток и песенок-потешек. В качестве такого юмористического персонажа он появился в лубочном искусстве и был в нем фаворитом вплоть до начала XX века. Известнейший сюжет о похоронах этого самого кота обычно печатался на двух или трех картинках, которые затем составлялись вместе – ведь история была очень обширной. В ней участвовал сам главный герой, который обычно лежал связанным на дровнях, и мыши, которых вокруг него собиралось до 66 штук! Обычно картинка содержала и шуточные подписи, которые поясняли, что делает каждая из мышей. Такой своеобразный комикс очень смешил наших предков, хотя, по мнению некоторых исследователей, сюжет этот можно отнести скорее к черному юмору.
Интересно, что этот народный юмор нашел свое продолжение в начале XX века в виде политических карикатур. Знаменитый сюжет с котом обыгрывался, например, вот таким необычным способом:
Через сто лет после этих драматических событий на исторической родине решили увековечить память Кота Казанского – верного спасители от мышей и героя народных преданий. В Казани ему сегодня установлено несколько памятников. Самый любимый, ставший одной из главных туристических достопримечательностей, был создан заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым. Скульптура изображает Кота возлежащим под красивым балдахином и, судя по объемам, вполне довольного жизнью. Трехметровую композицию венчает мышка, которая, вероятно, не дает забыть откормленному герою о его славном прошлом.
Многие персонажи русской мифологии сегодня забыты или воспринимаются нами не так, как раньше, читайте дальше о том, Что обещают людям загадочные чудо-птицы Алконост, Сирин, Гамаюн и другие.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: