как люди попали на остров пасхи
Тайны острова Пасхи: кто и зачем построил там сотни каменных истуканов
Гипотеза Хейердала
Впервые теорию о том, что много веков назад остров Пасхи заселили инки, озвучил норвежский ученый и мореплаватель Тур Хейердал. Он обратил внимание, что аборигены полинезийского острова вяжут лодки, очень похожие на тростниковые плоты южноамериканских индейцев. Норвежец уверял: тростник сюда не могли принести ни ветры и ни морские течения, растение на остров завезли переселенцы из озера Титикака.
Доказать свою гипотезу исследователь решил на практике. Он собрал команду, чтобы повторить путешествие вождя Контики. На лодке из тростника и бальзового дерева он прошел 5 тысяч километров, переплыв Тихий океан. Тур Хейердал доказал: плот вождя инков действительно мог достичь берегов острова Пасхи.
Загадка острова Пасхи
По мнению ученых, рапануйцы возводили статуи в честь умерших вождей или для ритуалов. Профессор Клаудио Кристино много лет изучает историю острова Пасхи. Самым загадочным он считает не само создание статуи, а их таинственное перемещение по острову.
Как статуи перемещали по острову?
С помощью экспериментов исследователи доказали, что статуи можно перемещать в раскачку, используя канаты. Впрочем, это не единственный возможный способ транспортировки изваяний.
Ученые провели геологический анализ и установили, что раньше весь остров Пасхи покрывали леса и пальмовые заросли. Именно с помощью деревьев жители острова передвигали статуи. Из бревен они делали катки и волоком на деревьях тащили многотонные изваяния.
Куда пропали рапануйцы с острова?
Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове полностью вырубили, из-за чего наступил голод. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда в 1774 году на остров высадился капитан Джеймс Кук, он насчитал всего 4 тысячи жителей вместо 20 тысяч, о которых докладывал первооткрыватель Якоб Роггевен. А к 1877 году на острове Пасхи осталось всего 111 человек.
Разрушители культуры
В начале марта 2020 года в одну из статуй врезался пикап, уничтожив национальной памятник. А в 2008 году турист из Финляндии умудрился сломать ухо древнему истукану. Но отказаться от путешественников на острове Пасхи не могут. Туризм остается основным источником дохода для населения.
Недалеко от острова Пасхи находится крошечный необитаемый остров Моту-Нуи. На нем археологи нашли платформу, на которой раньше стояли истуканы. Как рапануйцы могли туда их доставить, ученые не могут объяснить до сих пор.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе «НИИ РЕН ТВ».
Трагедия острова Пасхи.
То, что остров Пасхи полон тайн, было очевидно и для европейского первооткрывателя острова, голландского мореплавателя Якоба Роггевена, обнаружившего затерянный осколок земли в день Пасхи — 5 апреля 1722 года, — отсюда и имя, дарованное острову, которое мы употребляем и по сей день. Всех, побывавших вслед за ним на острове мучил вопрос: как островитяне устанавливали своих каменных идолов в вертикальное положение? Вернемся к его записям: «Впервые увидев этих гигантских каменных истуканов, мы застыли от изумления, не будучи в состоянии постигнуть, как эти люди, при полном отсутствии лесов, где можно было бы найти тяжелые и толстые бревна, пригодные для изготовления необходимых при транспортировке конструкций и механизмов, равно как и прочных веревок, тем не менее оказались способными поднять и установить этих колоссов высотой 30 футов (9 м.) и весьма широких в основании». Что же произошло со всеми деревьями, которые непременно должны были когда-то здесь стоять?
Организация камнерезных работ, транспортировка и установка статуй требуют наличия достаточно многочисленного населения и подразумевают определенный уровень развития общества, проживающего в обеспеченной природными ресурсами окружающей среде.
Количество статуй и их размер предполагают численность населения гораздо большую, чем те несколько тысяч человек, которых обнаружили европейцы в XVIII и начале XIX веков, — что же произошло с прежде более многочисленным населением?
Остров Пасхи. География, климат.
Остров Пасхи представляет собой треугольник и состоит из трех вулканов, поднявшихся прямо из моря в непосредственной близости друг к другу. Как площадь поверхности острова — 66 квадратных миль (163 км. кв.), — так и его высота — 1670 футов (510 м.) являются довольно скромными по полинезийским меркам. Рельеф острова достаточно пологий, без глубоких долин.
Недостаточное поступление влаги в виде осадков усугубляется тем, что выпавший дождь очень быстро впитывается пористой вулканической почвой. Как следствие, источников пресной воды на острове мало: всего один периодически наполняющийся водой ручей на склонах горы Теревака ; колодцы, вырытые в местах неглубокого залегания грунтовых вод; родники, бьющие со дна океана неподалеку от берега или между линиями прилива и отлива.
Когда был заселен остров.
Заслуживающей доверия выглядит полученное радиоуглеродным способом датирование начала заселения острова 900-ми годами н. э. Эту дату получили при исследовании древесного угля и костей дельфинов, которых люди употребляли в пищу. Датировка дельфиньих костей была проделана современным, самым передовым на сегодняшний день радиоуглеродным методом. Итоговые данные, вероятно, более близки к истине, поскольку получены при исследовании археологических слоев, которые содержат кости местных наземных птиц, исчезнувших на острове Пасхи и других тихоокеанских островах сразу после появления там человека.
Чем питались здешние аборигены и какова была их численность?
Ко времени прибытия европейцев они занимались преимущественно земледелием, выращивая батат, ямс, таро, бананы и сахарный тростник, а также разводили кур. Отсутствие близ острова коралловых рифов и лагун означало, что рыба и морепродукты занимали в рационе местных жителей гораздо меньшее место, чем у остальных обитателей Полинезии. Дельфины, морские и наземные птицы первоначально имелись в достаточном количестве, но в результате активной охоты их численность резко уменьшилась либо они исчезли совсем.
Численность населения в период расцвета оценивается с помощью подсчета количества фундаментов, оставшихся от строений, при этом предполагается, в каждом доме проживали от 5 до 15 человек и единовременно обитаема была треть обнаруженных жилищ. Другой способ — оценка числа вождей и рядовых членов клана по числу платформ или воздвигнутых статуй. Итоговые оценки дают численность населения в диапазоне от 6 до 30 тысяч жителей, что составляет в среднем от 90 до 450 человек на квадратную милю (1 кв. миля равна 2,5 кв. км.).
И устные предания, дошедшие до наших дней, и результаты археологических исследований свидетельствуют о том, что поверхность острова была поделена примерно на дюжину (точнее, на 11 или 12) территорий, каждая из которых принадлежала одному клану, начиналась у моря и простиралась вглубь — как если бы остров Пасхи, подобно пирогу, разрезали на дюжину клиновидных кусков.
Как создавали статуи.
Аху представляет собой прямоугольную платформу, сделанную не из цельного камня, а образованную массой булыжников, заполняющих пространство между четырьмя стенами из серых базальтовых плит. Высота аху — до 13 футов (4 м.).
Каким же образом аборигены острова Пасхи преуспели в вырезании, транспортировке и установке этих статуй, если у них не было подъемных кранов?
В каменоломне Рано Рараку можно увидеть незавершенные статуи, с еще не обработанной, бугристой поверхностью, окруженные узкими вырубленными канавками шириной около двух футов. Ручные базальтовые кирки, которыми работали резчики, тоже остались в каменоломне. Наименее завершенные статуи представляют собой просто блоки породы, грубо вырубленные из скалы, вероятно, предположительно лицом кверху; задняя часть оставалась прикрепленной к скале некоторым подобием длинного киля. Потом вырубались голова, нос и уши, позже руки, кисти и набедренные повязки. На этой стадии киль, соединяющий спину статуи со скалой, пробивался насквозь, и затем статуя покидала «родную» нишу.
Хорошо видны транспортные пути, по которым статуи перемещались из каменоломен: они проложены максимально горизонтально, чтобы избежать лишних усилий по преодолению подъемов и спусков, и простираются на девять миль до аху на западном побережье, самом дальнем от Рано Рараку.
Современные ученые экспериментальным путем проверили разнообразные теории транспортировки статуй, пытаясь тем или иным способом их перемещать. Последующие экспериментаторы предпринимали неоднократные попытки различным образом передвигать статуи: и в вертикальном и в горизонтальном положении, с помощью деревянных салазок или без оных, по подготовленной дороге — с лежащими поперек катками и без них, с катками, смазанными для лучшего скольжения или несмазанными, либо с бревнами, уложенными в виде рельсов и скрепленными поперечинами. Наиболее убедительным выглядит следующее предположение, высказанное Джо Энн Ван Тилбург: жители острова Пасхи модифицировали так называемые «трапы для каноэ», которые были распространены на тихоокеанских островах для транспортировки тяжелых бревен и стволов деревьев, — их валили в лесу, затем обтесывали, придавая форму каноэ, и перетаскивали на берег. «Трапы» состояли из двух параллельных деревянных рельсов, скрепленных фиксированными деревянными поперечинами (но не катящимися роликами), по которым бревно и тащили.
Джо Энн наняла нынешних обитателей острова Пасхи, чтобы претворить свою теорию в практический эксперимент: построить такой «трап для каноэ», уложить статую ничком на деревянные салазки, привязать салазки канатами и протащить их по «лестнице». Она выяснила, что группа из 50–70 человек, работая по 5 часов в день и протаскивая сани на пять ярдов при каждом рывке, способна переместить среднюю 12-тонную статую на 9 миль за неделю. Ключевым моментом, как выяснили Джо Энн и участники эксперимента, была синхронизация усилий — действовать по команде и одновременно, точно так, как гребцы в каноэ одновременно опускают весла в воду и совершают гребок. Применяя подобную методику расчетов, можно сделать вывод, что транспортировка даже больших статуй — таких, как Паро, — вполне могла быть совершена группой из 500 взрослых мужчин; привлечение таких человеческих ресурсов вполне по силам клану, насчитывающему одну-две тысячи человек.
Местные жители рассказывали Туру Хейердалу, как их предки поднимали статуи на аху. Островитяне начинали со строительства пологой наклонной насыпи из камней, берущей начало на площадке перед аху и ведущей к верху передней стены аху, и подтаскивали лежавшую вперед основанием статую вверх по насыпи. Когда основание статуи достигало платформы, они поднимали голову статуи на дюйм или два, используя бревна в качестве рычага, и заталкивали под голову камни, чтобы удержать статую в новом положении, — операция повторялась до тех пор, пока угол наклона статуи не становился близким к вертикали. После установки статуи владельцам аху доставалась длинная каменная насыпь, которая могла быть разобрана и использована для пристраивания к платформе боковых ответвлений.
Самым опасным этапом установки было заключительное опрокидывание статуи в строго вертикальное положение из предшествующего, уже близкого к вертикали, потому что существовал риск, что в момент последнего наклона из-за инерции статуя качнется сильнее, чем нужно, и упадет вниз, за платформу. Очевидно, чтобы уменьшить эту опасность, резчики делали плоскость основания статуи не строго перпендикулярной ее вертикальной оси, но с небольшим наклоном (например, это мог быть угол величиной около 87 градусов). Таким образом, когда статуя установлена в устойчивое положение, всей плоскостью основания на платформе, она оказывается слегка наклоненной вперед, без риска опрокидывания назад. Затем с помощью тех же рычагов медленно и осторожно поднимается передний край основания статуи, под него подкладывают камни для фиксации текущего состояния, и так продолжается, пока статуя не принимает вертикальное положение. Но трагические инциденты все же случались на этой последней стадии, что, по всей видимости, и произошло в процессе установки на Аху Ханга Те Тенга статуи, которая была даже выше Паро, — она упала и разбилась.
Чем питались аборигены.
Дельфины, рыба, моллюски, ракообразные, пернатые и крысы не исчерпывают список источников мяса, доступных первым поселенцам острова Пасхи.Все эти деликатесы готовились на дровах, которые заготавливались в исчезнувших впоследствии лесах. Сравнение ранних доисторических мусорных отложений с более поздними позволяют сделать вывод о кардинальных изменениях изначально обильных источников пищи. Рыба, которую продолжали ловить, была преимущественно прибрежных видов. Наземные пернатые полностью пропали из рациона по той простой причине, что каждый вид начинал исчезать вследствие определенного сочетания чрезмерной охоты, обезлесения и истребления крысами. Это была худшая из катастроф, обрушивавшихся на птиц тихоокеанских островов.
Даже моллюски и ракообразные были почти полностью выловлены, так что людям в конце концов пришлось есть все меньше и меньше особо ценимых каури и больше второсортных, меньших по размерам черных улиток, и размеры раковин каури и улиток в раскопанных мусорных кучах становятся со временем все меньше и меньше из-за предпочтительного вылова более крупных экземпляров.
Гигантская пальма и все другие ныне вымершие деревья исчезли по нескольким причинам. Дрова также сжигали при кремации тел умерших: крематории на острове Пасхи содержат останки тысяч тел и огромное количество пепла, что означает массированное потребление топлива для кремации. Лес также подвергался расчистке под посевы и огороды, поскольку большая часть земли на острове, за исключением возвышенностей, в итоге использовалась для выращивания урожая. Мы предполагаем, что лес был источником древесины и веревок для транспортировки и установки статуй и несомненно находил намного более широкое применение.
Вырубка леса началась, скорее всего, сразу после появления первых людей на острове, около 900 года н. э., и к моменту открытия острова европейцами в 1722 году лес был изведен полностью — Роггевен не увидел ни одного дерева выше 10 футов (3 м.). Радиоуглеродная датировка древесноугольных остатков из печей и мусорных ям, показывает, что смена древесного угля на топливо из травы и других мелких растений произошла после 1640 года, даже в домах местной элиты, которая могла еще притязать на последние драгоценные деревья после того, как ничего уже не осталось для простых крестьян.
Большая часть дикорастущих съедобных плодов исчезла вместе с лесами. Без пригодных к дальним плаваниям каноэ кости дельфинов (эти млекопитающие были главным источником мяса для островитян на протяжении первых столетий) практически исчезли из мусорных куч к 1500 году, так же как и кости тунца и морской рыбы. Количество найденных в пищевых отходах рыболовных крючков и рыбных костей в целом тоже уменьшилось. Наземные птицы вымерли полностью, а количество видов морских птиц уменьшилось до трети от прежнего разнообразия. Пальмовые орехи, малайские яблоки и другие дикие фрукты исчезли из рациона аборигенов. В дикой природе осталось неизменным наличие только одного источника пищи — крысиного мяса.
В дополнение к такому резкому уменьшению естественных источников продовольствия по разным причинам снизилась и урожайность сельскохозяйственных культур. Уничтожение лесов местами привело к ветровой и дождевой эрозии почвы. Вырубка пальм привела к масштабной эрозии, в результате которой расположенные ниже по склону аху и постройки оказались погребены под слоем земли. Когда через некоторое время травяной покров восстановился, сельскохозяйственные работы на полуострове возобновились, с тем, однако, чтобы столетие спустя прерваться из-за второй волны эрозии. Крестьяне остались практически без листвы, плодов и ветвей дикорастущих растений, которые они использовали в качестве компоста для удобрения полей.
Более отдаленные последствия проявились, когда начался голод, население стало вымирать и опустилось до каннибализма. Воспоминания выживших островитян о голоде наглядно подтверждаются быстрым увеличением количества маленьких статуй моаи кавакава, изображающих изможденных людей со впалыми щеками и выступающими ребрами. Капитан Кук в 1774 году описывал туземцев как «невысоких, истощенных, робких и несчастных». По итогам раскопок, количество домов в прибрежных низинах, где проживало подавляющее большинство населения, к 1700-м годам сократилось на 70 процентов по отношению к максимальному уровню 1400–1600 годов, что означало и соответствующее падение численности населения. Вместо мяса, в прежние времена добываемого с помощью охоты и рыбной ловли, островитяне перешли к самому большому, дотоле ими не использованному ресурсу — человечине. Человеческие кости стали встречаться не только в захоронениях, но и — в раздробленном виде для извлечения костного мозга — в кучах пищевых отходов позднего периода. Устные предания туземцев преисполнены упоминаниями о каннибализме; самым страшным оскорблением, которое только можно было нанести врагу, было примерно такое высказывание: «Мясо твоей матери застряло у меня между зубов».
Около 1680 года, во время военного переворота, враждующие кланы переключились с установки все увеличивающихся статуй на свержение статуй противника, опрокидывая их на расположенные перед аху плиты с таким расчетом, чтобы статуя попадала на эти плиты и разбивалась.
Нам неизвестно, как далеко зашло свержение статуй ко времени первых визитов европейцев, потому что Роггевен в 1722 году высаживался ненадолго только на один из берегов, а испанская экспедиция Гонсалеса в 1770 году вообще не оставила никаких сведений, кроме записи в судовом журнале. Первым из европейцев, кто сделал более или менее удовлетворительное описание своего посещения, был капитан Кук в 1774 году. Он пробыл на острове четыре дня, отослал отряд для разведки внутренних районов, кроме того, его сопровождал таитянец, чей полинезийский язык был в достаточной мере схож с местным наречием, что позволило ему общаться с аборигенами. Кук в своем описании отметил как свергнутые статуи, так и стоящие на своих постаментах. Последнее упоминание европейцами стоящих вертикально статуй относится к 1838 году; в 1868 году уже ни одна не была отмечена как стоящая.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Есть на нашей планете одно прекрасное и экзотическое место: остров Пасхи. Сейчас это практически бесплодный треугольник суши посреди Тихого Океана, размером чуть более Костромы. Но так было не всегда, и примерно 500 лет назад эта жопа мира была центром одной из самых необычных цивилизаций на свете.
Эта цивилизация создала свой пантеон, уникальную письменность и примечательные монументы-моаи, но затем фактически самоуничтожилась, и к приходу европейцев на острове оставалась всего пара тысяч жителей, нырнувших обратно в каменный век.
Как же так получилось? Мы уже обсуждали это подробно с научными выкладками, а теперь кратко и простыми словами.
К моменту прибытия первых поселенцев Остров Пасхи был действительно райским уголком: пальмы, леса, птицы, рыба,мелкие животные, пресная вода — и всё это счастье совершенно ничьё, селись, плодись, осваивай. Из легендарной сотни первых поселенцев население острова выросло до двадцати тысяч.
Цивилизация у них была совершенно обычная по человеческим меркам, а вот остров находился довольно далеко от соседей.
В общем, эти аборигены начали множиться, расселяться по острову, организовываясь в племена под руководством вождей и духовных лидеров.
Если правильно помню, их знаменитые монументы имели две цели:
1. выпросить милость богов в виде хороших урожаев, то есть чем херовей ситуация на острове, тем активней их строили
2. утереть нос конкурентам-вождям, показав, что это племя самое богатое и цветет и пахнет под мудрым руководством своего лидера, обласканного божьей милостью. Что, естественно, вынуждало конкурентов строить статуи еще больше и круче.
В период расцвета, на острове построение статуй, доставка и установка их по желанию заказчика были прибыльным бизнесом, с которого кормились отдельные артели местных жителей. И все запасы леса извели не на скучную готовку пищи, а именно на установку таких вот монументов.
К тому моменту, когда на островитян снизошло осознание, чего они наделали, на острове уже не осталось птиц и диких животных. Плодородную почву ветром сдувало в океан. Активный переход на дары моря предсказуемо привёл к довольно быстрому истощению прибрежных вод. Плыть дальше в поисках рыбы стало невозможно: деревьев нет, новые лодки не построить! Свалить с острова тоже нельзя, по той же причине.
Было как в голливудских фильмах, ресурсы на земле кончаются и все силы брошены на проект «последняя надежда человечества», только вместо планеты маленький остров, а вместо человечества отдельные племена, грызущиеся между собой за остатки ресурсов. Ситуация ухудшается, земли на которой растет хоть что-то все меньше, рыбы и моллюсков все меньше, птиц всех пожрали. Виноваты, понятное дело, соседние племена, походы за жратвой на соседние земли заканчиваются большой кровью но не приносят результатов, если не считать сокращение количества голодных ртов и ответные визиты вежливости.
Молодые воины, используя всеобщее недовольство, отправляют на сухпай старых вождей и жрецов, племена распадаются на меньшие группы, которые с радостью воюют между собой. Остров не имел внешних контактов с соседями, по причине отсутствия островов поблизости. Так что миграция и торговля исправить ситуацию не могли. Рыбалка малоэффективна, благодаря особенностям берега.
Следующие двести лет всё население острова занималось войной, каннибализмом и переделом оставшихся скудных ресурсов, способных обеспечить выживание. По устным преданиям, сначала перебили всю знать, а затем, расселившись мелкими бандами по побережью, начали войну всех против всех, в лучших традициях Безумного Макса.
В конце концов, колонизаторы обнаружили пустынный остров с совершенно диким населением, которое, однако, ещё могло что-то рассказать о своём золотом веке и поделиться редкими артефактами.
Краткая и (преимущественно) печальная история Острова Пасхи
По легенде, корабли первых поселенцев, около двухста человек, прибыли в бухту Анакена во главе с Хоту Мату’а, первым “арики-мау”, то есть “верховным вождём”.
Систему верований, центральное место в которой занимал культ предков, рапануйцы унаследовали от других полинезийских народов. Вскоре после обнаружения поддающегося обработке материала, вулканического туфа у подножия потухшего вулкана Рано Рараку, остров охватила настоящая лихорадка.
Неподалёку от них поселился так называемый “путешествующий моаи”.
Цунами было не первым, кто переворачивал моаи.
Массовое опрокидывание произошло в середине 18-го века, его точная дата неизвестна.
Вопреки результатам первых исследований, каннибализм не был широко распространён среди рапануйцев и оставался редкой ритуальной практикой даже во время кризиса.
Международное давление вынудило власти государства освободить пленников, но к тому времени большинство погибло от оспы и туберкулёза. Выжившие привезли незнакомые заболевания домой. Вспыхнула эпидемия, которая унесла жизнь половины населения острова. По оценке христианского миссионера Эжена Эйро выжило всего 930 человек.
Свободное передвижение было ограничено небольшой территорией на западе, часть людей самопровозглашённый “король” вывез на Таити, другой помогли бежать обеспокоенные миссионеры.
Компания «Williamson-Balfour Company» существует до сих пор. Она переквалифицировалась с притеснения аборигенов и разведения овец на поставку элитных автомобилей, BMW и Rolls-Royce, в Чили.
В 2017 году национальный парк Рапа Нуи (практически вся территория за пределами города) был передан в местное управление, деньги туристов теперь направляются на восстановление острова, а не в федеральный бюджет Чили.
Спасибо за внимание! Постараюсь в следующий раз сделать что-нибудь хотя бы чуть-чуть на злобу дня. 😉
Лига историков
8.1K постов 35.7K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Буква ʻ в полинезийских языках, похожая на апостроф, апострофом не является и означает ровно противоположное тому, что в европейских и русском языках обозначается апострофом. В связи с чем, при передаче полинезийских (а также арабского, иврита и прочих) названий на русский язык апостроф не используется: буква ʻ, означающая твёрдый приступ, в транскрипции опускается. В именах типа Tuʻu это вдвойне правильно, потому что русское Туу произносится примерно так, как и должно произноситься Tuʻu в оригинале.
Сейчас наверное можно было бы восстановить частично леса, живность. Почему не занимаются интересно.
Что бы на злобу дня, не надо ждать следующего раза.
Просто надо уточнить, как на острове дела с коронавирусом. Я думаю, хоть они почти изолированы от всего мира. Но не полностью же
не понимаю почему так мало подписчиков у годного контента
Очень интересно, но словосочетание » около двухста человек» режет глаз. Даже автокоррекция у меня отказывается это писать.
Спасибо, очень интересно!!
Все «статуи» были созданы заключенными английской тюрьмы находившейся на острове с 18 века. Потом англичанами же был создан миф о «загадке острова».
— ознакомьтесь кому интересно. Там все четко изложено.
Постапокалипсис на отдельно взятом острове
Есть на нашей планете одно прекрасное и экзотическое место: Остров Пасхи. Сейчас это практически бесплодный треугольник суши посреди Тихого Океана, размером чуть более Костромы. Но так было не всегда, и примерно 500 лет назад эта жопа мира была центром одной из самых необычных цивилизаций на свете.
Эта цивилизация создала свой пантеон, уникальную письменность и примечательные монументы-моаи, но затем фактически самоуничтожилась, и к приходу европейцев на острове оставалась всего пара тысяч жителей, нырнувших обратно в каменный век.
К моменту прибытия первых поселенцев Остров Пасхи был действительно райским уголком: пальмы, леса, птицы, рыба,мелкие животные, пресная вода — и всё это счастье совершенно ничьё, селись, плодись, осваивай. Из легендарной сотни первых поселенцев население острова выросло до двадцати тысяч. А затем начался Конец Света.
Сначала вырубили все леса.
К тому моменту, когда на островитян снизошло осознание, чего они наделали, на острове уже не осталось птиц и диких животных. Плодородную почву ветром сдувало в океан. Активный переход на дары моря предсказуемо привёл к довольно быстрому истощению прибрежных вод. Плыть дальше в поисках рыбы стало невозможно: деревьев нет, новые лодки не построить! Свалить с острова тоже нельзя, по той же причине.
И вот тут дело приняло серьёзный оборот, и местным стало не до записей и монументов. Следующие двести лет всё население острова занималось войной, каннибализмом и переделом оставшихся скудных ресурсов, способных обеспечить выживание. По устным преданиям, сначала перебили всю знать, а затем, расселившись мелкими бандами по побережью, начали войну всех против всех, в лучших традициях Безумного Макса.
В конце концов, колонизаторы обнаружили пустынный остров с совершенно диким населением, которое, однако, ещё могло что-то рассказать о своём золотом веке и поделиться редкими артефактами.
Источник: Cat_Cat. Автор: Владимир Дробенков.
Остров Пасхи 2
Конечно невозможно представить себе остров Пасхи без каменных истуканов
Когда-то они стояли на каменных основаниях охраняя свои деревни.
Но землетрясения уронили почти все статуи, и то что мы сейчас видим это поставленные вновь на свои места истуканы.
Про них столько написано, что нет никакого смысла писать, что-то «новое».
Все истуканы явно сделаны каменными молотками без чертежей и рисунков.
Нет ни одного похожего на другого
Поэтому все внешние совпадения считать случайными
Но потом почему то многие из них были брошены рядом с каменоломней. Есть несколько теорий на счет того, почему же около 100 изваяний так и бросили не довезя до места.
Остров Пасхи 1
Разбирая старые фотографии нашел, те клторые снимал на острове Пасхи.
Качество не самое лучшее, все-таки это цифровое фото 2012 года.
Но место удивительное.
На 5800 жителей приходится около 4000 лошадей и более 900 каменных изваяний.
На втором фото показано место, где эти изваяния делали.
Из этой горы их вырубали и развозили по острову.
У подножия горы видны каменные изваяния, которые почему-то не развезли по острову, как это сделано с остальными скульптурами.
Доходчиво о пользе прививок.
В книге Тура Хейердала «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи» описывается, как в 1862 году на остров Пасхи (Рапа-нуи) причалили перуанские корабли и захватили в плен огромную толпу народа – почти две тысячи человек, включая вождя племени и его сына.
Крепкие здоровые люди нужны были в гватемале, поэтому несчастных рапануйцев отправили на добычу гуано, где почти все они перемерли из-за отвратительных условий содержания. Осталось около ста человек, и тут за бедолаг вступились высшие силы в лице губернатора Таити и французского, кажется, епископа. В итоге эту сотню погрузили на корабль и отправили обратно. Пока плыли до острова, умерли еще восемьдесят пять, не выдержав качки и питания солониной. Но пятнадцать рапануйцев вернулись домой.
Я пытаюсь вообразить, как они вновь ступали на свой остров, один за другим выпрыгивая из лодки. Вряд ли бедолаги надеялись, что им удастся вернуться на родину. Пятнадцать человек из двух тысяч! Бог Маке-Маке определенно был к ним милостив.
Доходчиво о пользе прививок Тур Хейердал, остров пасхи, прививка, путешествия
Это пост не о добрых делах, которые вечно оборачиваются хрен пойми чем, а о том, что прививки, товарищи – это безусловное благо.
Почему на Самоа ПРОПАЛО 30 декабря?
В 2011 году у маленького тихоокенского государства Самоа пропали целые календарные сутки. Но произошло это не случайно и на то были очень важные причины.
Те, кто препочитают видео и чуть больше деталей, смотрите это короткое видео, а те кто предпочитает текст и фото, листайте ниже, там для вас картинки и факты :).
В отличии от других мест на планете Самоа были колонизированы достаточно поздно и были немецкой колонией вплоть до 1914 года. Как и положено, всё это время вспыхивали различные антиколониальные восстания, но в целом немецкое присутствие дало Самоа хороший толчок в экономическом развитии.
Но в августе 1914 года на островах высадился новозеландский десант и вежливо попросил немцев уйти. Немцы особо не сопротивлялись, т.к. в это время были заняты более важными делами у себя дома в Европе.
На Самоа был поднят флаг Британской империи, который развевался над островами до 1962 года, когда Самоа стали полностью независимыми.
Чем интересны Самоа, это то, что острова находятся всего в нескольких сотнях километров от нулевого меридиана и линии перемены даты. Простым языком, время по разные стороны от этой линии отличается на целые сутки. Страны сами вправе решать какой часовой пояс будет действовать на их территории, поэтому эта линия и принимает такую причудливую форму.
Но это, в свою очередь очень усложняло отношения с Австралией и Новой Зеландией. Из-за огромной разницы во времени у этих государств совпадало всего несколько дней в течении рабочей недели. Когда в Новой Зеландии был понедельник, на Самоа было Воскресенье. Когда на Самоа всё ещё была пятница, в Новой Зеландии уже была суббота.
В 2011 году 29-го декабря в 23:59 все часы на острове были переведены на 00:00 31-го декабря. Таким образом полностью вычеркнув 30 декабря в 2011 году.
Подобное изменение позволило сократить разницу во временени между Самоа и Новой Зеландией с 23 часов до всего 1 часа, улучшив таким образом экономические отношения между этими странами.
У них всё-таки есть тела! А так же зачем эти статуи были нужны.
Идолы, которые находятся на побережье Тихого океана на острове Пасхи, указывали людям на источники питьевой воды. Открытие сделали исследователи из университета Аризоны, расположенного в Соединённых Штатах Америки.
По мнению учёных, древние жители острова Рапа-Нуи установили каменные статуи из вулканических пород в 1250–1500 годах во время жёсткого дефицита водных ресурсов.
Большинство идолов расположено по периметру острова Пасхи, их местонахождение совпадает с местом источников пресной воды.
Теперь исследователи планируют провести полное обследование местности, чтобы дальше проверить свою гипотезу.
Ранее большинство учёных утверждали, что статуи имели ритуальное значение.
Русский Пля: «тёмное» прошлое российской авиации
Механик-самоучка из далёкой Полинезии и не подозревал, что однажды поступит на службу в Русскую императорскую армию и станет героем Первой мировой войны.
Во Второй мировой войне приняло участие 62 страны, из 73 существовавших на момент её начала. В такой ситуации многие государства вели бои куда больше чем на два фронта, но тяжелее всего было людям, которым приходилось одновременно бороться с врагами и с предрассудками у себя дома. Так, настоящей сенсацией в США стало появление в военной авиации чернокожих пилотов.
Несмотря на то что первые афроамериканцы встали под военные знамёна США ещё во времена Гражданской войны, предрассудки среди белых американцев сидели прочно. Белое большинство было убеждено, что их чернокожие сограждане просто неспособны обращаться со столь сложной техникой. В европейских колониальных державах с расовой дискриминацией дело обстояло несколько мягче и солдаты из экзотических стран были там не в диковинку.
Во время Великой войны Французские колонии в Африке исправно поставляли новых бойцов в войска метрополии и из них даже составлялись «элитные» части. Элитность, правда, их заключалась в том, что рослых и физически выносливых африканцев направляли на самые сложные участки фронта, где они гибли целыми отделениями. Аналогично дело обстояло в Германской и Британской империях. Удивительно, но чернокожие солдаты служили и в рядах Русской императорской армии, хотя у России и не было столь далёких владений. Естественно, было их мало, но ни о какой расовой дискриминации речи не шло. Ярким примером такой дружбы народов стал стрелок-моторист унтер-офицер Марсель Пля, кавалер двух Георгиевских крестов.
Будущий герой попал в Российскую империю из Французской Полинезии в подростковом возрасте, когда его вместе с матерью, работавшей нянькой, в 1907 году перевёз один из купцов. Жить в экзотической для него стране Пля не мешал ни цвет кожи, ни французское гражданство. Он довольно быстро выучил русский язык, женился на простой русской крестьянке и у них родился ребёнок. На жизнь он зарабатывал довольно современной, по меркам того времени, профессией – автомехаником.
Первым его самолётом стал бомбардировщик «Илья Муромец» серии Г-1. На нём он занялся привычным для себя делом – обслуживанием моторов, а по совместительству числился и бортовым стрелком. Уже в одном из своих первых вылетов он отбил атаку нескольких немецких истребителей, сбив при этом один из вражеских самолётов. За тот бой он получил свой первый Георгиевский крест IV степени.
Но информации о том героическом сражении до нас дошло мало. Зато оно привлекло внимание российских журналистов к необычному для России бортстрелку и история его следующего подвига широко разошлась в прессе.
В апреле 1916 года «Илья Муромец» Марселя Пля был отправлен на бомбардировку немецких позиций в Латвии близ города Даудзева. Налёт предполагался вполне обычный и без осложнений, но разведка ошиблась. У железнодорожной станции немецкие войска развернули мощную систему ПВО, для которой тихоходный русский самолёт стал идеальной мишенью.
Командиру бомбардировщика Авениру Костенчику удалось вывести самолёт из-под шквального огня, но «Муромец» получил чудовищные повреждения – отказало три из четырёх двигателей, множество пробоин получили крылья и фюзеляж. С такими повреждениями бомбардировщик просто не мог лететь и начал медленно падать с высоты в 3 километра. Экипажу оставалось лишь надеяться на чудо. И этим чудом оказался Пля.
Выбравшись с места бортстрелка он перебрался на крыло, привязался верёвкой к стойке и приступил к ремонту повреждённых моторов прямо на планирующем к земле самолёте. Почти час русский африканец поддерживал работу разбитых двигателей, за это время его несколько раз сносило с крыла потоками ветра, но каждый раз отважному мотористу удавалось взобраться обратно на самолёт по привязанной верёвке.
В момент приземления самолёт буквально развалился на части, подломились повреждённые крылья и стойки шасси, однако весь экипаж вернулся домой живым. После приземления на разбитом самолёте техники насчитали более 70 попаданий.
Столь суровое испытание не отбило у полинезийца желание летать и его назначили стрелком-мотористом уже на другой «Муромец», новой, более совершенной конструкции Г-3. На нём была установлена хвостовая турель с пулемётом «Максима», которая должна была защищать бомбардировщик со стороны задней полусферы, самой уязвимой части самолёта. На это ответственное место и посадили темнокожего героя.
Во время очередного налёта на хвост бомбардировщику село сразу три немецких истребителя, которые начали заходить «Муромцу» в хвост. И вновь судьба всего экипажа оказалась в руках стрелка. Первый истребитель начал атаку по прямой, но успел выпустить лишь одну очередь, когда пулемёт Пля «заговорил» в ответ. По словам самого Марселя, в первый истребитель он не попал, однако немец испугался ответного огня, слишком резко дёрнул управление и самолёт, потерявший управление, начал падать. Второй противник рискнул пойти в атаку с пикирования, но даже не успел открыть огонь, когда бортстрелок пронзил его пулемётной очередью. Третий же самолёт даже не рискнул приближаться к столь грозному русскому бомбардировщиками. Позже талантливый стрелок и механик даже связался с самим Сикорским, конструктором «Муромца», и предложил ему внести изменения в конструкцию будущих самолётов. И его предложения были учтены.
О судьбе Марселя Пля в революционной России, к сожалению, не известно. Одни были уверены, что герой войны наверняка продолжил свою борьбу в рядах белого движения, другие же рассказывали, что талантливый механик с французским гражданством увёз семью обратно в Полинезию. Как бы там ни было, но в историю России и мира он вошёл, как первый чернокожий бортстрелок, сбивший вражеский самолёт.