как мазай спас зайчишек
Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 172 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 172 странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 1, 2 и 3.
Учебник 1 часть — Страница 172.
Я её, дуру, накрыл зипуном –
Сильно дрожала… Не рано уж было,
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились,
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил – и «с Богом!» сказал…
О чём сокрушался старый Мазай, какие слова он при этом говорил? Перечитай эпизоды, где описывается отношение Мазая к зайчишкам. Как он с ними разговаривает?
Старый Мазай сокрушается, что люди и паводки губят животных. Особенно жалко Мазаю зайчишек: «зайцы вот тоже, – их жалко до слез», «жаль их, однако».
Мазай разговаривает с зайчишками ласково, с заботой, но отдаёт им команды строго: «Прыгайте сами!», «Не спорьте со мной!».
Расскажи, как Мазай спас зайчишек.
Как-то раз Мазай поплыл на лодке за дровами в половодье. Он увидел, что зайцы сидят на уходящем под воду островке. Дед взял одного в лодку, а остальным приказал прыгать самим. Потом он подобрал в лодку стоящего на пне зайчишку и толстую зайчиху. Он уже направлялся к берегу, как увидел плывущее бревно с десятком зайцев. Мазай не мог взять их в лодку, потому что она пошла бы ко дну. Он зацепил бревно багром и потащил за собой к берегу.
Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный, а реальный случай из жизни? Как относится поэт к главному герою?
Да, можно сказать, что это реальный случай из жизни. Поэт с любовью относится к главному герою произведения – деду Мазаю. Некрасов восхищается его добротой, неравнодушием и предприимчивостью.
Как написать рассказ о том как Мазай спас зайчишек?
Задание по литературе для 3 класса Расскажи, как Мазай спас зайчишек.
Рассказ о том, как дед Мазай спасал зайцев.
Мазай не растерялся, он снял одного зайца и скомандовал прыгать остальным. Зайцы попрыгали в лодку.
Дальше плывет Мазай и видит зайца на пне, и его снял Мазай. Потом спас зайчиху, которая пряталась возле ели. Наконец он увидел плывущее бревно, на котором сидели зайцы. Их было больше десяти и Мазай не мог всех взять в лодку. Тогда он зацепил бревно багром и отбуксировал его к берегу.
А там уж зайцы разбежались.
Рассказ о подвиге деда Мазая можно написать так:
как-то весной река разлилась и стала топить лес. В это время дед Мазай проплывал мимо на своей лодке и увидел как несколько зайцев пытаются спастись от подступающей воды на крохотном островке. Он схватил одного зайца и взял его в лодку. Остальные зайцы сами попрыгали к Мазаю.
Дальше по реке Мазай спас зайчонка, который стоял столбиком на пне и зайчиху.
Потом он встретил еще десяток зайцев, которые сидели на проплывающем мимо бревне. Этих он просто отбуксировал к берегу, зацепив бревно багром.
Когда зайцы увидели берег они сами попрыгали на него и разбежались.
Начался сильный ливень и дед Мазай поехал за дровами, чтобы отогреться. Он заметил островок, на котором собрались зайцы. Дед забрал их на лодку. Другого зайца он подобрал с пня. Мимо проплывало бревно, на котором сидело много зайцев. Мазай подтянул бревно к себе и спас зайчат.
Но в повседневной жизни данный фразеологизм используется для обозначения очень хорошего, доброго и самое главное верного, правильного слова.
Поэт Иван Бунин назвал свое стихотворение «Детство» потому, что в нем он словно переносится в прошлое и прижавшись к старому дереву вновь ощущает себя маленьким мальчиком. Казалось бы он давно сложившийся и успешный творческий человек, но по настоящему счастливыми для него оказываются минуты такого вот единения с детством.
Конечно о самом детстве писателя мы из этого стихотворения узнаем не много, оно больше описывает природу, которая произвела такое впечатление на маленького Ваню Бунина. Поэтому это стихотворение можно было назвать иначе, например «Запах детства» или «Воспоминания в сосновом бору».
В своем стихотворении «Полевые цветы» Бунин сравнивает цветы дорогие заморские и цветы родные полевые. Заморские цветы в описании Бунина цветут пышно и обладают нежным запахом. Их растят в оранжереях и им не приходится боятся свежих ночей, бурей и тем более метелей.
Но поэту много милее и дороже простые полевые цветы, которые растут под открытым небом, и которые вместо искусственного освещения видят сияния звезд.
Он называет красоту этих цветов стыдливой, что можно понять как неброская, но эти цветы милее взору именно своей простотой, тем что выросли они на полях родины и потому напоминают о прошлом, может быть о счастливом детстве.
Я между прочим очень даже понимают Бунина. Он в своем стихотворении «Полевые цветы» признается, что именно простые и стыдливые полевые цветы привлекают его больше чем красивые нежные цветы, привезенные из заморских стран. Мне также очень нравятся полевые цветы, особенно в поле, когда вокруг их огромное море и воздух пронизан родным и таким близким запахом. Есть в полевых цветах некое очарование, которого никогда не добиться цветам заморским.
Но Бунин вспоминал о полевых цветах еще и потому, что для него они ассоциируются с родиной. Полевые цветы пробуждали в нем чувство ностальгии, глядя на них поэт вспоминал старые счастливые дни молодости.
Олень в стихотворении Некрасова «Густой зеленый ельник» показан молодым и полным сил зверем, несмотря на то, что вокруг лежат снега и значит дело происходит зимой, когда оленю несомненно сложнее было добывать себе корм.
Но поэт отмечает, что олень полон сил, его стремительность он называет радостной, словно оленю доставляло удовольствие убегать от охотников и их собак. Поэт любуется статью и красотой зверя.
Он описывает оленя могучим и тонконогим с пышными рогами. Раз рога пышные, значит это уже не молодое животное, а матерый олень в полном расцвете сил, который знает свою силу и гордится ей. Он презирает охотников и легко избегает их ловушек.
Стих «Дедушка Мазай и зайцы»
«Дедушка Мазай и зайцы» ‒ это сказка о настоящем охотнике Мазае, который искренне, от всей души болел об окружающей природе. Сказание научит детей любить родину, то место, где родился и вырос. Беречь леса, сочувствовать и помогать зверью, попавшему в беду. Дед Мазай, зная законы природы, в половодье отправился на лодке за дровами, несущими рекой в большом количестве. А вместо дров насобирал полную лодку зайцев, которые погибли бы при затоплении тех островков, где зайчишек застало половодье. Даже бревно, полное длинноухих сидельцев, взял на буксир. А отпустив зайцев на свободу в безопасном месте, напутствовал… Давайте вы сами прочитаете сказку и узнаете, что сказал Мазай зайцам на прощание.
Дедушка Мазай и зайцы
В августе, около «Малых Вежей»,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной. Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Вся она тонет в зелёных садах;
Домики в ней на высоких столбах
Летом её убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
(Всю эту местность вода поднимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
Торной дорогой ходить ему — скука!
За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём:
«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!
Раз в кураже* я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!
*(В кураже — в задоре.)
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поёт,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точёны, рисованы очи.
Ночью. ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит. «
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —
Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружьё положу,
Над уголёчками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!
«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал.
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! ещё мало! Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То-то! — сказал я,— не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывём в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я её, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала. Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас — да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур — зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь. Ууу-х. »
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом:
Шкура плохая — линяет косой. «
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему – Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему – Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».
Цель: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
1. Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.
развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся;
создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
· На прошлом уроке мы не только читали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, но и познакомились с его биографией.
· Ребята, а хотели ли вы бы прдолжить знакомство с творчеством Николая Алексеевича Некрасова?
· Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».
· Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до чтения стихотворения сказать о чем текст?
· Внимательно посмотрите на картину и скажите, в какое время года происходят события?
2. Подготовка к усвоению нового материала
С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.
б) работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину Исаака. Левитана «Весна. Большая вода»
Учитель: Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов.
3. Словарная работа
4. Изучение нового материала
а) чтение стихотворения учителем
В учебнике дан отрывок из этого стихотворения.
б) проверка первичного восприятия
Понравилось ли вам стихотворение? (Да)
Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)
— Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило?
Какой отрывок больше всего понравился? (Как Мазай прикрепил бревно к лодке)
Почему? (Потому что он спас так много зайцев)
О чем это стихотворение? (О русской деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе реки)
В) работа по развитию речи
— Подберите близкие по смыслу слова к данным словам:
разболтался в сарае (разговорился),
копошится зайчиха (шевелится),
горемыка (тот с кем случилась беда- бедняжка).
5. Физкультминутка для глаз
6. Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно вполголоса
— От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)
-Скаких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает?
-О каких личностных качествах это говорит?
-Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
-Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит этих зверьков?.Найдите в тексте.
-Какую находку было жаль бросать Мазаю?.Прочитайте отрывок
-Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек?
— Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них внимания, просил и их ему не мешать)
— Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)
— Какие слова автора об этом говорят?
(Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!)
— Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?
— Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)
— Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)
— Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться)
— А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый, сообразительный)
— Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)
— Придумайте другой заголовок. (Случай весной)
-Найдите в тексте строчки, которыми можно было бы подписать эти иллюстрации.
Познакомимся с новым приемом синквейн-нерифмованное стихотворение
-С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Почему?
-За что бы вы себя похвалили?
12. Подведение итогов урока
а) обобщающие вопросы учителя:
• Какое произведение мы читали сегодня на уроке? (Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»)
• Кто автор этого стихотворения? (Н.А.Некрасов)
• С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дедушкой Мазаем)
•Сегодняшний урок я хотела бы закончить четверостишьем Е.Евтушенко
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)
— О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.п.)
— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)
г) домашнее задание
. Написать сочинение на тему “Мы спасены!”
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
IV. Дедушка Мазай и зайцы. Н. А. Некрасов
Картина Петра Соколова к стихотворению Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 1894 г.
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На́ небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной. Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Иллюстрация Бирюкова к стихотворению Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!
За́ сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
«Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно». — А леший? — «Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Ночью. ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит. »
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,
Заяц уходит
Дедушка пальцем косому грозит:
«Врешь — упадешь!» — добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
«Что ты таскаешь горшок с угольками?» —
Больно, родимый, я зябок руками;
Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею! —
«Вот так охотник!» — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал.
Старый Мазай разболтался в сарае.
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Дед Мазай ловит дрова
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Зайцы на островке
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“
Дед Мазай и зайцы
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота не велика!
Зайчишко на пне
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала. Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
Зайцы на бревне
„Взял бы я вас — да потопите лодку!“
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
„Глянъ-ко: что делает старый Мазай!“
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Дедушка Мазай и зайцы в лодке и на бревне
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и „с богом!“ сказал.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: „У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь. У-у-у-х. “
Зайцы разбегаются
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Две пары зайцев
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
„Не попадайтесь зимой!“
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой. »
Н. А. Некрасов, между 25 июня и 10 июля 1870 года