как миф объясняет причину троянской войны
Причины Троянской войны
Знаменитая Троя (Илион), война за которую была описана великим древнегреческим поэтом Гомером, возникла уже в III тысячелетии до н. э. Со временем город превратился в один из крупнейших центров тогдашнего мира.
Миф и реальность
В VIII—VII вв. до н. э. были написаны два величайших произведения древнегреческой литературы — «Илиада» и «Одиссея». Их авторство приписывали поэту Гомеру, которого изображали слепым старцем. При создании «Илиады» и «Одиссеи» он использовал древние эпические песни, восходящие к микенской эпохе XIV— XIII вв. до н. э.
В эпоху античности достоверность гомеровских поэм и реальность Троянской войны не ставились под вопрос. Однако в Новое время историчность поэм Гомера стала подвергаться сомнению. Высказывалось мнение, что их сюжет является вымыслом поэта, а потому они не могут привлекаться в качестве исторического источника.
Но в 70—90-х гг. XIX в. Генрих Шлиман вместе с помощником Вильгельмом Дерпфельдом раскопал на северо-западе Малой Азии холм Гиссарлык — под ним и находились остатки древнего города. Указания античных источников позволили Шлиману определить, что этот город и есть Троя. Город располагался в чрезвычайно удобном месте — на пересечении древних торговых путей, проходивших из Европы на Восток. Но самое главное, он контролировал пролив, который вёл из Средиземного в Мраморное и Чёрное моря. Это выгодное расположение сосредоточило в руках царей Трои огромные богатства, которые они получали от контроля над торговыми путями.
Критики историчности гомеровских поэм ссылались также на то, что размеры Трои, описанной Гомером, во много раз превосходят город, найденный Шлиманом. Поэтому они отказывались верить, что под холмом Гиссарлык лежит гомеровская Троя. Однако недавние раскопки немецких археологов привели к ошеломляющим результатам. Оказалось, что Шлиман обнаружил только акрополь гомеровской Трои. Сам же город был намного больше — в конце XIII в. до н. э. его площадь достигала 200 тыс. кв. м. Это сопоставимо с размерами таких городов Древнего Востока, как Вавилон и столица царства хеттов — Хаттуса, население которых уже тогда насчитывало десятки тысяч жителей. В этот период Троя, населённая лувийцами, близкими по языку хеттам, а также фракийцами и фригийцами, была процветающим городом — столицей государства, занимавшего северо-запад Малой Азии.
Сомнения в вопросе историчности Троянской войны помогли снять и ближневосточные письменные документы. В начале XX в. в Малой Азии были обнаружены рукописи цивилизации хеттов. После дешифровки хеттского языка в руках учёных оказалось много данных о внешней политике, которую проводили хеттские цари в Малой Азии. В документах имеется название государства ахейских греков со столицей в Микенах, которое в них именуется Аххиявой.
В XIV—XIII вв. до н. э. хеттские цари то воевали с правителями Аххиявы за господство на западе Малой Азии, то заключали мирные договоры. Но главным камнем преткновения была Вилуса. Сегодня доказано, что хеттское название Вилуса полностью соответствует гомеровскому Илиону, поскольку в XIV—XIII вв. до н. э. в Греции оно звучало как Вилиос.
За время до XIII в. до н. э. отношения между хеттами и ахейцами прошли многие стадии — от военных столкновений до мирного сосуществования. Однако к началу XIII в. до н. э. они резко ухудшились. Причиной этого, видимо, стало открытое вмешательство хеттского царя Мува-талли в дела города Вилусы-Илиона. Муваталли поддержал в борьбе за власть местного царя Алаксандуса, который не обладал легитимными правами на престол.
Хеттское имя Алаксандус является калькой с греческого имени Александр. Напомним, что второе имя царевича Париса, похитившего Елену, было Александр.
До нас дошёл договор на глиняной табличке, заключённый между двумя царями. Согласно ему, хеттский царь брал Алаксандуса под свою защиту, а тот в случае войны обязывался предоставить хеттам воинские контингенты.
Причины войны
Во второй половине XIII в. до н. э. материковая Греция и острова Эгейского моря, населенные греками-ахейцами, создавшими в XV в. до н. э. свои государства на острове Крит и юге Балканского полуострова, в частности с центром в Микенах, подверглись нашествию племен с севера. Из 600 городских центров микенской Греции его смогли пережить только 156. И хотя северяне, разрушившие центры ахейской культуры, быстро отступили, их вторжение стало катастрофой. Ахейцы начали искать более безопасные места подальше от Греции. Беженцы уходят в Западное и Восточное Средиземноморье, в Малую Азию и на Кипр, где разрушают поселения местных жителей и строят свои.
Одна из волн переселенцев направилась на северо-запад Малой Азии, в Троаду.
По Гомеру, причиной Троянской войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены царя Спарты Менелая. Разгневанный Менелай со своим братом Агамемноном, царём Микен и верховным правителем греков, собрал огромное войско и выступил походом на Трою. Однако, по мнению современных учёных, истинной причиной этой войны стало массовое переселение ахейцев в поисках безопасных мест обитания из Греции в Троаду, что и привело их к столкновению с местным населением.
Троянская война (краткое содержание)
Описанию осады Трои посвящено множество произведений греческой литературы и искусства. При этом не существует единого авторитетного источника, описывающего все события той войны. История разбросана по произведениям многих авторов, порой противоречащих друг другу. Важнейшими литературными источниками, повествующими о событиях, являются две эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых традиционно приписывается Гомеру. Каждая поэма рассказывает лишь о части войны: «Илиада» освещает короткий период, предшествующий осаде Трои и саму войну, в то время как «Одиссея» повествует о возвращении одного из героев эпоса в родную Итаку, после взятия города.
О других событиях троянской войны сообщает так называемый «Циклический эпос» – целая группа поэм, авторство которых поначалу тоже приписывалось Гомеру. Однако позже выяснилось, что их авторами были последователи Гомера, использовавшие его язык и стилистику. Большая часть произведений хронологически завершает гомеровский эпос: «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения», «Телегония» и другие описывают судьбы гомеровских героев после завершения осады Трои. Исключение составляет лишь «Киприй», повествующих о довоенном периоде и событиях, которые стали причиной конфликта. Большая часть этих произведений дошла до наших дней лишь частично.
Предпосылки к войне
Считается, что причиной конфликта стало похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, которая была женой царя Спарты Менелая. Елена была настолько хороша собой, что отец царь Тиндарей никак не мог решиться выдать ее замуж, опасаясь мести отвергнутых женихов. Тогда было принято неслыханное по тем временам решение, разрешить девушке самой выбрать себе суженого. Дабы избежать возможного конфликта, все потенциальные женихи связали себя клятвой не преследовать счастливца, на которого падет выбор царевны, и в последующем всячески помогать ему при необходимости. Елена остановила свой выбор на Менелае, и стала его женой.
Троянский царевич прибыл в Спарту, где в отсутствие Менелая, уговорил бежать Елену с ним (по другим источникам похитил). Возможно, дело и не дошло до столь масштабного конфликта, если бы беглецы не прихватили с собой сокровища Менелая. Этого оскорбленный муж снести уже не смог и бросил клич все бывшим женихам Елены, связавшим себя когда-то клятвой.
Осада Трои
Греческое войско общей численностью в 100 тысяч человек погрузилось на корабли и отправилось в Трою. Возглавляли ахейцев Менелай и микенский царь Агамемнон, приходившийся тому братом. После того как греки расположились лагерем под стенами города, было решено попытаться решить дело миром, для чего направить в Трою парламентеров. Однако троянцы не согласились на условия греков, рассчитывая на прочность крепостных стен и свое войско. Началась осада города.
Ссора Ахилла и Агамемнона
Согласно предсказанию, война должна была продлиться 9 лет, и только на 10-й год обещано падение Трои. Все эти годы ахейцы занимались мелким грабежом и набегами на близлежащие города. Во время одного из походов, добычей греков стали Хрисеида, дочь жреца Хриса, и Брисеида, дочь царя Брисея. Первая досталась царю Микен Агамемнону, а вторая Ахиллу – знаменитому греческому герою.
Вскоре в лагере греков начался мор, что было истолковано прорицателем Калхасом как гнев бога Аполлона, к которому обратился опечаленный отец Хрисеиды. Греки потребовали от Агамемнона вернуть пленницу отцу, и тот скрепя сердце согласился, но взамен начал требовать для себя Брисеиду, законную пленницу Ахилла. Завязалась словесная перепалка, в которой Ахилл обвинил Агамемнона в алчности, а тот в свою очередь обозвал великого героя трусом. В результате оскорбленный Ахилл отказался участвовать в дальнейшей осаде города, да к тому же попросил свою мать, морскую нимфу Фетиду, умолить Зевса даровать победу троянцам, чтобы наказать зарвавшегося Агамемнона.
Идя навстречу просьбе Фетиды, Зевс наслал микенского царя обманчивый сон, обещавший победу. Воодушевленные своим предводителем, греки устремились в бой. Троянское войско возглавлял Гектор, старший сын царя Приама. Сам царь был уже слишком стар, чтобы участвовать в сражении. Прежде чем начать битву, Гектор предложил провести поединок между Менелаем и своим братом Парисом. Победителю достанутся прекрасная Елена и похищенные сокровища, а греки и троянцы дадут священную клятву, что после поединка будет заключен мир.
Начало сражения
В страшной битве сошлись люди, но и боги не остались в стороне – Афродита, Аполлон и бог войны Арес, поддерживали троянцев, а Гера и Афина Паллада греков. Множество народу погибло с обеих сторон, сама Афродита была ранена в руку одним из греков и вынуждена была вернуться на Олимп залечивать рану. Ни троянцы, ни ахейцы не могли взять вверх, и по совету мудрого греческого старца Нестора, было решено прервать сражение на один день, чтобы похоронить убитых.
Через день, памятуя обещание данное Фетиде, Зевс запретил кому-либо из богов вмешиваться в ход битвы. Чувствуя поддержку верховного божества, троянцы начали теснить греков, нанося огромный урон их войску. На все упреки Геры Зевс отвечал, что истребление ахейцев продлится до тех пор, пока на поле битвы не вернется Ахилл.
Опечаленные поражением греческие вожди собрались на совет, где по совету мудрого Нестора было решено отправить послов к Ахиллу с просьбой вернуться. Долго уговаривали послы, среди которых был Одиссей, великого героя, но тот оставался глух к их просьбам – слишком уж была велика обида на Агамемнона.
Гибель Патрокла и возвращение Ахилла
Пришлось и дальше грекам биться с троянцами без поддержки Ахилла. В страшном сражении троянцы истребили множество ахейцев, но и сами понесли большие потери. Грекам пришлось не только отойти от стен города, но и защищать свои корабли – так силен был натиск противника. Следивший за ходом битвы друг Ахилла Патрокл не мог сдержать слез, наблюдая за тем, как гибнут соплеменники. Обратившись к Ахиллу, Патрокл попросил отпустить его на помощь греческому войску, раз уж великий герой не желает сражаться сам. Получив разрешение, вместе со своими воинами Патрокл отправился на поле боя, где ему суждено было погибнуть от руки Гектора.
Гибель Ахилла и взятие Трои
Множество троянских и греческих героев полегло, прежде чем хитроумный Одиссей придумал, как проникнуть в город. Греки соорудили огромного деревянного коня, а сами сделали вид, что отплывают восвояси. Лазутчик, подосланный к троянцам, убедил тех, что дивное сооружение это дар ахейцев богам. Заинтригованные жители Трои втащили коня в город, несмотря на предостережения жреца Лаокоонта и вещей Кассандры. Воодушевленные мнимым отплытием ахейцев, троянцы ликовали до глубокой ночи, а когда все уснули, из брюха деревянного коня выбрались греческие воины, которые открыли городские ворота огромному войску.
Эта ночь стала последней в истории Трои. Ахейцы уничтожили всех мужчин, не пощадив даже младенцев. Лишь Эней, потомкам которого суждено было основать Рим, с небольшим отрядом смог вырваться из захваченного города. Женщинам Трои была уготована горькая участь невольниц. Менелай разыскал неверную супругу, желая лишить ее жизни, но сраженный красотой Елены, простил измену. Несколько дней длилось разграбление Трои, а развалины города были преданы огню.
Троянская война в исторических фактах
Долгое время считалось, что Троянская война это всего лишь красивая легенда, не имеющая реальной основы. Однако во второй половине XIX века археологом-любителем Генрихом Шлиманом на холме Гиссарлык в западной Анатолии был обнаружен древний город. Шлиман объявил, что ему удалось найти руины Трои. Однако в дальнейшем выяснилось, что развалины найденного города гораздо древнее Трои, описанной в гомеровской «Илиаде».
Хотя точная датировка Троянской войны неизвестна, большинство исследователей считают, что она произошла в XIII-XII веке до н.э. Развалины, которые удалось обнаружить Шлиману, оказались старше как минимум на тысячу лет. Тем не менее раскопки на этом месте продолжались многими учеными в течение долгих лет. В результате было обнаружено 12 культурных слоев, один из которых вполне соотносится с периодом Троянской войны.
Однако, рассуждая логически, Троя не была изолированным городом. Еще раньше в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке возник целый ряд государств с высокоразвитым уровнем культуры: Вавилон, Хеттская империя, Финикия, Египет и другие. События такого масштаба, как их описывал Гомер, не могли не оставить следов в сказаниях народов, населявших эти государства, однако дело обстоит именно так. Никаких свидетельств о противостоянии ахейцев и Трои в легендах и мифах этих стран не найдено.
По все видимости, Гомер пересказал историю нескольких военных конфликтов и завоевательных походов, случившихся в разные временные промежутки, щедро приправив их своей фантазией. Реальность и вымысел переплетаются настолько причудливо, что не всегда удается отличить одно от другого.
Например, некоторые исследователи склонны считать вполне реальным эпизод с троянским конем. По предположениям части историков, под этим сооружением надо понимать стенобитную машину или таран, с помощью которого осаждающие разрушили крепостные стены.
Споры о реальности Троянской войны, по всей видимости, будут продолжаться еще долгое время. Однако не так уж важно, какими были реальные события, ведь именно они вдохновили Гомера на создание величайшего литературного памятника в истории человеческой цивилизации.
Троянская война
Французы говорят: «Ищите женщину». Эта фраза имеет не только чисто бытовой смысл. Она несёт в себе глубокую философскую составляющую, лишний раз подчёркивая, что первопричину исторических коллизий и многих трагедий нужно искать в слабости и порочности человеческой натуры, её склонности к себялюбию, корысти и наслаждениям.
Женщина же, сама по себе, является только следствием проявления столь неприглядных качеств, которыми наделены от рождения многие представители рода человеческого.
Хорошим и ярким примером необузданных страстей, незнающей границ алчности, неутолённых желаний, оскорблённого самолюбия и является Троянская война, воспетая в «Илиаде и Одиссее» великим Гомером (ориентировочно жил в VIII веке до н. э.).
Существование данной исторической фигуры находится под большим сомнением, а вот раскопки древней Трои показывают: в первой половине XIII века до н. э. город подвергался длительной осаде и был полностью разрушен.
Причину столь печального конца можно списать на «народы моря». Они уничтожили древнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья (устоял из них только один Древний Египет) как раз в XIII веке до н. э. и положили начало тому античному миру, который мы называем Древней Грецией и Древним Римом.
В то же время в поэмах упоминаются государства и народы, существовавшие задолго до эллинов. Отсюда можно сделать вывод, что Троянская война стала печальным следствие междоусобных распрей, а истиной их причиной как раз и являлась женщина.Причины Троянской войны
Яблоко раздора
Если взять повествования Гомера за исходные, то началось всё на свадебном пиру. Женихом являлся аргонавт Пелей, невестой выступала морская нимфа Федита. На торжество были приглашены все небожители. Обошли вниманием только Эриду – богиню раздора, дочь самой Никты (богиня ночи).
Оскорблённое женское самолюбие придумало изощрённую месть. В разгар пира среди гостей появился златокудрый прекрасный юноша. В руках он держал золотой поднос с лежащим на нём спелым румяным яблоком. Юноша обратил на себя внимание присутствующих тогда, когда подошёл к трём гордым красавицам, стоящим в стороне от празднующих и ведущим неторопливую беседу.
Три ладони столкнулись над спелым фруктом. Все присутствующие замерли, понимая неловкость ситуации. Наступила звенящая тишина. Богини убрали руки, но ни одна из них не выразила желания уступить яблоко двум другим. Женщины решили обратиться к Зевсу – к богу грома и молнии, чтобы уже он вынес решение, кому по праву принадлежит яблоко.
Могучий громовержец оказался в затруднительном положении. Дабы выйти из ситуации с честью, он переложил столь щепетильный вопрос на Гермеса – бога торговли и прибыли. Последний же отличался большой ловкостью и сообразительностью в решении разного рода щепетильных дел.
Тот не стал брать на себя ответственность, а предложил обратиться к независимому и непредвзятому судье, который сможет объективно и беспристрастно разрешить столь скандальное дело. Таковым бог назвал Париса – сына царя Илиона (ещё одно название Трои) Приама. Парис пас овец в окрестностях Илиона (Трои) и в тот момент, когда богини в сопровождении Гермеса оказались на каменистых землях Малой Азии, отдыхал под деревом.
Суд Париса
Он выслушал бога торговли и, даже отдалённо не представляя в какую историю может вляпаться, с готовностью согласился помочь. Но когда дошло до дела – растерялся. Все три женщины отличались необыкновенной красотой. Отдать одной из них «пальму первенства» просто не представлялось возможным. Парис явно заколебался в выборе. Тонкие женские натуры почувствовали нерешительность последнего и стали под благовидным предлогом отзывать сына царя в сторонку.
Деловым тоном каждая из них начала предлагать наследнику престола все мыслимые и немыслимые блага. Гордая Гера пообещала власть над всем побережьем Малой Азией до конца его дней. Надменная Афина заявила, что сделает из мужчины лучшего полководца и военачальника – на полях сражений он прославит своё имя на века. Обаятельная Афродита заверила Париса, что даст ему в награду любовь той женщины, которую он выберет.
После столь заманчивых предложений наследник престола выбрал Афродиту и передал в её руки злосчастное яблоко. Это, собственно, и стало прелюдией того, что вскоре разразилась Троянская война. Она продолжалась долгих десять лет и была воспета в «Илиаде и Одиссее», запечатлена на художественных полотнах и послужила предметом долгих споров среди историков: имела ли она в действительности место в те далёкие времена или нет.
Парис и Елена Прекрасная
Парис знает: самая прекрасная женщина живёт в Спарте. Она является женой царя Менелая, а зовут её Елена Прекрасная. Об обаянии, уме, красоте этой женщины говорили все с восторгом и восхищением. Наследник престола покидает азиатское побережье и едет в Пелопоннес. Вскоре он появляется в Спарте, и Менелай с супругой тепло встречают неожиданного гостя.
Видимо Афродита сдержала своё обещание, так как вскоре Елена Прекрасная начинает испытывать к Парису очень тёплые чувства, которые нельзя назвать только дружескими. Лишним в этом любовном треугольнике оказывается пока ничего не подозревающий царь Менелай. Он очень хорошо относится к приезжему, оказывая ему всяческие знаки дружбы и внимания.
Но как будто злой рок нависает над царём Спарты. В город приходит весть, что на Крите умер его дядя Катрей. Племянник уезжает на похороны, неосмотрительно оставив жену со своим другом, каковым он искренне считает Париса.
Парис и Елена Прекрасная
Любовная парочка тут же воспользовалась столь благоприятным стечением обстоятельств и, прихватив с собой множество ценностей, бежит в Илион (Трою). Здесь, за крепкими городскими стенами, молодые люди предаются любовным утехам, чувствуя себя в полной безопасности и не задумываясь о последствиях.
Менелай возвращается в Спарту, узнаёт о бегстве жены с любовником и первые дни не находит себе места от горя. Вскоре к нему приезжает царь Итаки Одиссей. У них очень хорошие дружеские отношения, и обманутый муж делится своим горем. Он просит совета и помощи.
Одиссей предлагает съездить в Илион (Трою) и забрать жену. Мужчины отправляются в Малую Азию, но городские ворота не открываются перед ними. Высокие стены неприступны. Елена Прекрасная не желает видеть мужа, а Парис не выходит к бывшему друга.
Менелай с Одиссеем расценивают это как предательство, надругательство над честью и достоинством. Они возвращаются на земли Пелопоннеса, но мириться со столь явным коварством не собираются.
Начало Троянской войны
Менелай трубит сбор
Царь Спарты горит желанием отомстить подлому тевкру (так называли жителей Трои) и решает силой вернуть себе жену. Он обращается за помощью к своему родному брату Агамемнону, царю Микены. Тот женат на родной сестре Елены Прекрасной Клитемнестре.
Эта пара горячо одобряет благородный порыв обманутого мужа и предлагает собрать войско для похода на Илион (Трою). Таким образом начало положено, и Троянская война начинает отчётливо маячить на сумрачном горизонте, за которым пока ещё надёжно укрыты неприветливые берега Малой Азии.
Менелай и Елена Прекрасная
Троя имеет сильную армию. Сам город надёжно защищён от посягательств врагов высокими толстыми стенами. Тевкры отличаются мужеством, силой, выносливостью. Они бесстрашны и искусны в бою. Победить такого противника очень тяжело. Для этого нужны многочисленные вооружённые отряды, укомплектованные опытными и смелыми воинами.
Менелай не в силах выставить соответствующее войско. Нет таких возможностей и у его брата. Но есть клятва о взаимовыручке, связывающая почти всех царей Пелопоннеса. Каждый из них обязан придти на помощь другому в случае беды и опасности. Царь Спарты как раз и находится в таком состоянии: его честь растоптана, достоинство унижено, жена соблазнена и украдена.
Нельзя сказать что с радостью и охотой, но цари древних земель Греции откликнулись на зов о помощи. С сильными вооружёнными отрядами они направились к месту сбора на Эвбею (остров в Эгейском море). Силы собрались поистине огромные. Они насчитывали сто тысяч воинов и две тысячи кораблей. Возглавил их Агамемнон, больше всех радеющий за честь брата.
Перед выступление в поход, на специальном алтаре состоялся обряд жертвоприношения. Но едва только кровь молодого бычка залила бурые камни, как из под алтаря выползла гадюка. Шипя на отпрянувших от неё людей, мерзкая тварь очень быстро забралась на ближайшее дерево. На нём находилось птичье гнездо. Птенцов было восемь, и змея сожрала всех. Подлетевшая мать в отчаянии бросилась на убийцу своих детей и погибла вслед за ними. Насытившаяся гадюка рухнула вниз и, ударившись о землю, превратилась в камень.
Прорицатель Калхант, находящийся среди присутствующих, тут же изрёк, что Троянская война будет продолжаться девять лет и закончится победой на десятом году. Окружающие хмуро выслушали его пророчество и в подавленном настроении стали расходиться по кораблям.
Огромная армада отчалила от родных берегов. Борясь с морским течением и встречным ветром, гребцы непрестанно работали вёслами, с каждой минутой приближая суда и находящихся на них людей к ужасам грядущих сражений и смертей.
Первые неудачи
Началась Троянская война неудачно. Капризные воды отнесли суда далеко в сторону. Они причалили не к берегам тевкров, а к землям Мисии. Здесь безраздельно властвовал царь Телефос. Он увидел множество судов, вооружённых людей на них, и с сильным войском напал на высаживающихся на берег воинов.
Произошла жестокая битва. Во время боя, Телефос, умело орудующий мечом в первых рядах, встретился лицом к лицу с царём Фив Ферсандром. Их стычка закончилась смертью последнего. Это была первая невосполнимая потеря тех, кто, гонимый чувством чести и взаимовыручки, выступил в поход на Илион (Трою).
Но царь Мисии не долго праздновал победу. Могучий Ахилл бросился на него и пронзил мечом. Тяжело раненый Телефос попал в плен, а его войско, лишившись предводителя, было разбито наголову и позорно бежало с поля брани.
Победа не принесла ахейцам (народы, населявшие Пелопоннес во втором тысячелетии до н. э.) должной пользы. Как только они отчалили от вражеского берега, чтобы добраться до Илиона (Трои), море заволновалось, по его поверхности побежали огромные волны. Начавшаяся буря отнесла армаду обратно к тем берегам, откуда она начала свой поход.
После бури наступил мёртвый штиль. Но не он стал помехой для судов, собравшихся вновь отчалить к таящим смертельную опасность азиатским берегам. Агамемнон вспомнил о своём обещании, данном когда-то Артемиде – богине плодородия и охоты. В тот засушливый год, шестнадцать лет назад, он пообещал самой юной из богинь жертву в лице красивейшей девушки, родившейся именно в то тяжёлое для урожая время.
Прошло полтора десятка лет, но обещание так и не было выполнено. Дело же заключалось в том, что в землях царя не нашлось девушки красивее его дочери Ифигении. Именно она родилась в засушливый год, и именно её Агамемнон должен был принести в жертву Артемиде, как плату за дожди, которые та обрушила на стонущую от зноя землю после его клятвы.
Неудачное начало Троянской войны царь связывал именно с гневом вечно юной богини. Он прекрасно понимал, что если не умилостивит грозную красавицу, то никогда не сможет добраться до берегов Илиона (Трои), и честь брата останется навечно поруганной.
Агамемнон вызвал к себе ближайших соратников и поделился с ними проблемой. После этого он упросил Одиссея и Диомеда поехать и привести Ифигению. Те явились к девушке и заявили, что Ахилл хочет жениться на ней, а потому необходимо срочно ехать, так как свадьбу необходимо сыграть до отплытия армады к азиатским берегам.
Ахилл считался достойным женихом. Любая девушка посчитала бы за счастье связать с ним свою судьбу. Ифигения не являлась исключением. Полная самых радужных надежд и мыслей, юная красавица доверилась коварным мужчинам, поверила им на слово и легкомысленно согласилась следовать за ними к месту свадьбы.
Артемида с незримых высот внимательно наблюдала за этим кровавым действом. В последние секунды в её душе что-то дрогнуло. Она камнем ринулась вниз, схватила за кисть руку с занесённым ножом, и та замерла на полпути к обречённой на заклание.
В то же мгновение на жертвенном алтаре жалобно заблеял беленький ягнёнок, а Ифигения пропала. Богиня забрала её с собой, дав Агамемнону понять, что приняла жертву, и теперь кораблям ничто не мешает плыть к азиатским берегам.
Троянская война и её герои
Сражения, человеческие жертвы, переговоры
Троянская война получила своё продолжение на острове Тенедос. Именно до него добралась армада на своём пути к Малой Азии. За островом и начинались земли тевкров, но ахейцы решили, что уже прибыли к месту своего назначения. Они быстро высадились на пустом берегу, радуясь тому, что смогут застать врага врасплох.
Герои Троянской войны
Слева направо: Менелай, Парис, Диомед, Одиссей, Гектор, Ахилл, Агамемнон
Армада долго не задержалась на пустынном острове. Корабли отплыли и направились к видневшимся вдали берегам Троады (земли вокруг Трои). Можно сказать, что именно с этого момента Троянская война и вступила в свою главную фазу, так как ранее происходили сражения с теми, кто случайно попадался на пути и не имел к похищению Елены Прекрасной никакого отношения.
В данном же случае ахейцев на берегу поджидал царь Кикн. Он являлся союзником тевкров и правил в городе Колон, расположенном на азиатском побережье, как раз напротив острова Тенедос. Илион (Троя) находился севернее, но чтобы добраться до неё, необходимо было обезвредить Кикна.
Эту задачу взял на себя опять же вездесущий Ахилл. Именно он и расправился с царём города Колон, тем самым открыв путь войскам к Илиону (Трое). Наконец-то ахейцы могли встретиться со своим врагом лицом к лицу и защитить честь и достоинство Менелая. Троянская война теперь уже полностью соответствовала своему названию, так как до злосчастных городских стен было рукой подать.
Ахейцы построились в походные колонны и быстрым маршем двинулись в сторону Илиона (Трои). Троянская равнина бесстрастно встретила жаждущих мщения завоевателей. Только сухая земля покрылась клубами пыли от бессчётного числа ног, да жухлая трава безжалостно втаптывалась в почву. Впереди же, вместо грозных стен также возникло пылевое облака. Вскоре в нём стали различимы фигуры людей.
Авангардом наступающего войска руководил мужественный Протесилай (царь Филаки). Именно он и принял на себя всю мощь удара боевого порядка тевкров. Началась страшная рубка. Во время боя Гектор оказался напротив Протесилая. Их мечи скрестились в смертельном бою.
Агамемнон собрал соратников на военный совет. Первым взял слово Менелай. Он заявил, что не хочет больше проливать кровь своих соотечественников и предложил вступить в переговоры с тевкрами. Если те согласятся отдать Елену Прекрасную, то, не смотря на гибель Протесилая, нужно прекратить Троянскую войну и вернуться в родные земли.
Совет, посоветовавшись, принял предложение царя Спарты, и тот, вместе с другом Одиссеем, направился под стены Трои в качестве парламентария. Всё войско наблюдало, как тяжёлые ворота приоткрылись, и две мужские фигуры скользнули в их тёмный зев.
Посланцев встретил Антенор – ближайший друг и советник царя Трои Приама. Узнав суть вопроса, он попросил незваных гостей подождать, сам же отправился к царю. Немедленно собрался верховный совет. На нём присутствовала и Елена Прекрасная как главная виновница всех этих бед.
Услышав, что предлагают ахейцы, она тут же согласилась вернуться к мужу, дабы не подвергать жителей Трои смертельной опасности. Антенор, отличающийся умом и здравомыслием, поддержал её. Но остальные члены совета не сочли возможным идти на уступки вторгшимся на их земли завоевателям. Все они были настроены воинственно и горели желанием дать достойный отпор ахейцам.
Антенор вынужден был передать отрицательный ответ ждущим парламентариям. Таким образом Троянская война получила своё продолжение, хотя могла и закончиться, если бы члены совета проявили больше благоразумия, терпимости и уважения к человеческим жизням.
Долгая осада Трои
Узнав об отрицательном ответе, ахейцы отошли к берегам Геллеспонта (пролив Дарданеллы) и разбили лагерь. С тыла его ограничивали морские воды и река Скатамар, на всех же остальных позициях возвели укрепления, чтобы осаждённые не смогли пробраться в лагерь противника. Таким образом город не был взять в кольцо осаждающими, и Троянская война, при подобной тактике, могла продолжаться сколь угодно долго.
Подобное и случилось. Так называемая осада длилась не месяц, и не два, и даже не год. Она продолжалась долгих девять лет – как и было предсказано. Жителям Трои не преградили выходы во внешний мир, и они могли доставлять за городские стены продовольствие и воду. Так что от жажды и голода они не умирали, а даже наоборот, выглядели довольно справно и упитанно.
Скорее более остро проблема с продовольствием стояла перед ахейцами. Быстро решить военный вопрос и взять штурмом высокие стены было очень проблематично. Лезть по шатким деревянным лестницам на верхотуру, да ещё держа в руке тяжёлый меч, когда сверху на тебя летят стрелы, падают тяжёлые камни, льётся кипящая вода – таких героев среди ахейцев не нашлось.
Осаждающие заняли выжидательную позицию, а поэтому огромную массу людей нужно было кормить и поить. Вопрос этот решили очень просто. Вооружённые отряды стали рыскать в окрестностях, нападать на пастухов, отбирать у них стада овец и гнать эту живность в лагерь для своего прокорма. Во все времена такие вещи называли мародёрством, и никакие высокие побуждения и мотивы не могли служить оправданием для подобного действа.
Поведение ахейцев вызвало возмущение у всех жителей Троады. Если поначалу многие из них желали сохранить нейтралитет и не вмешиваться в личные дела царей Трои и Спарты, то дальнейший ход событий вынудил их принимать меры к защите своей чести и имущества.
Так, к примеру, царь города Дарданы Эней, хоть и имел очень дружеские связи с Троей, но не желал выступать в защиту тевкров. Он мирно жил в своих владениях, а его скот пасся на тучных лугах. Всё изменилось, когда отряд ахейцев, возглавляемый Диомедом, захватил его стадо овец и погнал в свой лагерь. Эней, желая пресечь воровство, преградил мародёрам путь.
Диомед был здоров, как бык, обладал неуравновешенным характером, и царю Дарданы пришлось бы очень тяжело, если бы не покровительство Аполлона и Афродиты. Боги сделали Энея неуязвимым, и разящий меч царя Аргоса не смог поразить его.
После этого инцидента Эней явился в Трою и стал надёжным защитником этого города. Он всей душой возненавидел ахейцев. В дальнейшем же судьба свела его с одним из главных героев Троянской войны Ахиллом. В этот раз, от могучего врага, Энея уберёг Посейдон (бог морей). Уже тяжело израненный царь Дарданы был унесён богом в безопасное место и тем самым спасён от верной смерти.
Ахейский воин
Одним словом ахейцы вели себя очень нагло, подобно настоящим захватчикам, на тех землях, которые не имели никакого отношения к похищению Елены Прекрасной. Вначале страдал домашний скот, затем очередь дошла и до соседних с Троей городов. Вооружённые отряды врывались в них и элементарно грабили жителей. Больше всех страдали красивые девушки. Их сластолюбивые ахейцы забирали в свой лагерь и делали наложницами.
Очень характерен случай, произошедший с Хрисеидой, дочерью Хриса – жреца бога Аполлона. Её пленил один из вооружённых отрядов, и девушка оказалась в лагере осаждающих. Здесь она попалась на глаза Агамемнону, и он сделал её своей наложницей.
Несчастный отец пришёл к царю Микен и со слезами на глазах просил вернуть дочь. Агамемнон не только ответил отказом, но и всячески оскорбил человека, ни в чём не виноватого перед ним. С насмешками просителя выставили из лагеря. Тому ничего не оставалось, как обратиться за помощью к Аполлону.
Всемогущий бог навлёк на лагерь ахейцев страшный мор. Это была какая-то неведомая эпидемия. Она унесла жизни многих, но Агамемнон всё равно не желал возвращать похищенную дочь отцу.
Об истинных причинах смертельной болезни догадался прорицатель Калхант. Он поделился информацией с Ахиллом. Последний настоял на том, чтобы прорицатель рассказал правду всем.
Чтобы избежать всеобщего возмущения и позора Агамемнон вернул дочь несчастному отцу, но затаил злобу на Ахилла. В отместку, он забрал у того наложницу Гипподамию. Возмущённый Ахилл заявил всем, что он отказывается участвовать в Троянской войне и уезжает на родину.
Такой поступок одной из главных действующих фигур сильно ослабил ахейцев. Тевкры, узнав о решении Ахилла, стали совершать непрерывные вылазки в лагерь своих врагов. Во время одной из них был убит лучший друг Ахилла Патрокл. Тот, узнав об этом, изменил своему решению и вновь примкнул к осаждающим Трою войскам.
Таким образом видно, что Троянская война никогда не являлась благородным деянием, направленным на восстановление чести и достоинства царя Спарты. Она представляла из себя обыкновенную захватническую компанию, а её участники не отличались благородством и чистоплотностью. Они погрязли в грабежах, разврате, мелких интригах и никак не могут называться романтическими героями Древнего Мира.
Шатко ли валко прошло девять лет. Это было время бесконечных мелких стычек между осаждающими и осаждёнными. За все годы не произошло ни одной крупной битвы, ни одного серьёзного штурма Трои. Бессмысленная Троянская война измотала обе враждующие стороны. Иногда даже казалось, что люди вообще забыли из-за чего весь этот сыр-бор начался.
Заключительный этап Троянской войны
Решающие битвы, гибель Гектора и Ахилла
Наконец наступает десятый год. В соответствии с пророчеством это последний год Троянской войны, осаждённый город должен пасть, а Елена Прекрасная вернуться к мужу. Враждующие стороны, давно свыкшиеся с непрерывной чередой боевых действий, мало верят в то, что всё закончится очень скоро.
И всё же неопределённость толкает ахейцев и тевкров на решительный шаг. Намечается грандиозная битва. Войска тщательно готовятся к ней и встречаются лицом к лицу на Троянской равнине.
Вооружённые до зубов люди стоят друг против друга, но битва не начинается. Для начала нужен решительный шаг со стороны одного из противников. Такой шаг не последовал, зато было выдвинуто предложение: Менелай должен сразиться с Парисом. Победитель и будет полноправным обладателем Елены.
Чтобы такой поединок произошёл, понадобилось долгих девять лет непрерывных убийств, грабежей, похищений людей. Трудно понять логику далёких предков, но в любом случае лучше поздно, чем никогда.
Менелай сходится в смертельной схватке с Парисом. Обманутый муж дерётся яростно и отважно. Парис уступает его натиску и проигрывает сражение. От верной смерти его спасает Афродита. Она отводит занесённый над ним для решающего удара меч, и Парис прячется за спинами воинов Трои.
Победа Менелая очевидна. Ахейцы требуют, чтобы ему выдали Елену Прекрасную в соответствии с договором поединка. Казалось бы Троянской войне конец, но всё портит Пандар – выходец из Зелии (земли в Триаде). Он является союзником Трои и пускает стрелу в Менелая. Царь Спарты ранен, а возмущённые ахейцы тут же бросаются на своих противников. Завязывается битва.
Он встречается лицом к лицу с Ахиллом, и последний убивает главного защитника Трои. Труп привязывают к колеснице, та делает несколько кругов вокруг крепостных стен. Лошадьми правит Ахилл, а жители города с ужасом смотрят на окровавленное тело своего кумира.
Амазонки спешат на помощь Трое
Но уныние преждевременно. На помощь осаждённому городу спешит Пенфесилея – царица амазонок. Она многим обязана царю Трои Приаму. За ней следует множество женщин-воительниц. Этим бестиям нет равных в бою. Они, как бешеные фурии, набрасываются на ахейцев и теснят их к лагерю. Вот-вот амазонки должны ворваться на территорию захватчиков и опрокинуть их в воды Геллеспонта.
Выручает всех опять же вездесущий Ахилл. Он бросается навстречу Пенфесилеи и вступает с ней в поединок. Искусная воительница проигрывает это сражение и падает, сражённая мечом Ахилла. Царица умирает, а амазонки, лишившись своей предводительницы, отступают.
Печальный конец ждёт ещё одного союзника Трои. Это царь Эфиопии Мемнон. С сильным войском он выступает на защиту тевкров и вступает в битву с ахейцами. Встретившись в бою с Антилохом, убивает юношу. Антилох являлся одним из самых молодых воинов и считался другом Ахилла.
Взбешённый Ахилл бросается на эфиопского царя и пронзает его мечом. Мемнон умирает, а его воины бегут с поля брани. Они пытается спастись за высокими городскими стенами, а ахейцы преследуют врага. Но «на плечах поверженного противника» в город врывается один Ахилл. Ворота закрываются, и ахейцы остаются за ними.
Столь смелый и в то же время безрассудный поступок заканчивается для Ахилла трагически. За его могучей спиной, как тень, появляется Парис. В руках он держит лук с натянутой тетивой. Выпущенная стрела со свистом впивается в пятку Ахилла. Главный и непобедимый герой Троянской войны падает замертво.
Ахилл погибает, сражённый стрелой, попавшей ему в пятку
Здесь нужно пояснить: единственным уязвимым местом этого бесстрашного воина являлась его пята. Остальные участки тела поразить было невозможно. Дело же заключалось в том, что когда Ахилл родился, его мать Фетида окунала тело младенца в воды реки Стикс (река, из которой появились первые живые существа на Земле). Тело Ахилла стало неподвластно любому оружию за исключением пяты. Она осталась незащищённой, так как мать держала малыша как раз за эту часть тела, погружая его в холодные и священные воды.
После смерти Ахилла силы Трои и ахейцев опять уравнялись. Людям начинает казаться, что Троянская война в этом году не закончится, а будет продолжаться ещё очень долго.
Но ожидания осаждающего Трою войска не оправдываются. Фелоктет прибывает, но пущенные им стрелы не достигают целей. Только одна из них смертельно поражает Париса. Елена Прекрасная остаётся не у дел, но очень скоро её берёт в жёны Деифоб – брат погибшего.
Тем временем, на военном совете, в срочном порядке собранном Агамемноном, принимается кардинальное решение. Необходимо похитить палладиум. Это священная статуя-оберег – она изображает Палладу (молочная сестра Афины, случайно убитая в детстве) и является талисманом Трои. Лишившись его, город неизбежно должен пасть.
За это непростое дело берётся Одиссей. Он под видом нищего проникает за городские стены и пробирается в акрополь (верхняя часть древнегреческого города). Именно здесь, в храме Афины, и хранится оберегающий Трою талисман.
Троянский конь
Агамемнон опять собирает совет. Все сидят с мрачными лицами, избегают смотреть в глаза друг другу. Троянская война порядком уже надоела, и у каждого в голове вертится крамольная мысль, что пора заканчивать с этим безнадёжным делом и возвращаться на родину.
Но вдруг раздаётся голос Одиссея. Он заявляет, что во сне к нему являлась Афина и сообщила план, как можно захватить Трою. Он говорит присутствующим, что необходимо изготовить огромного деревянного коня, спрятать в нём лучших воинов, а остальным отплыть от берега и ждать. Троянцы затащат коня в город, а дальше уже не будет проблем перебить врага и превратить злополучные стены в руины.
Раздались голоса сомневающихся в успехе предприятия. Одиссей заявил, что он продумал все детали. Троянцы обязательно затащат коня в город, и победа ахейцам обеспечена.
Столь щепетильное и ответственное дело поручили Эпею. Он не отличался большим мужеством в боях, но обладал достаточным мастерством, чтобы соорудить столь величественную и хитроумную конструкцию.
Дальнейший ход событий показал, что Одиссей был прав, и именно троянский конь стал заключительным аккордом в сильно-затянувшейся Троянской войне.
Когда деревянный конь был закончен, ахейцы поспешно погрузились на корабли и отплыли от надоевших до тошноты берегов. Но их морской путь был недолог. Флотилия укрылась за островом Тенедос, а огромное деревянное сооружение осталось возле брошенного лагеря.
Лагерь был подожжён, чтобы даже брошенное и явно ненужное имущество не досталось врагу. Но огонь полыхал далеко от коня, в котором, в полной тишине, сидели лучшие воины ахейцев.
С первыми лучами солнца тевкры увидели, что враг покинул Троянскую долину. Их радости и восторгу не было предела. Люди высыпали за городские стены и, ещё не веря в свой счастье, направились к догорающему лагерю ахейцев.
Первое, что им бросилось в глаза, это огромный деревянный конь, одиноко возвышающийся в километре от позорно брошенных вражеских позиций. Недоумевая, для чего он здесь, люди сгрудились возле этого неуклюжего творения.
Неожиданно за их спинами раздался слабый возглас. Из-за прибрежных камней появился человек в изодранной одежде. Это был Синон – ближайший друг Одиссея. Именно на него и была возложена тайная миссия убедить троянцев затащить деревянное сооружение за городские стены.
Празднующие победу люди с подозрением уставились на человека, так неожиданно возникшего перед ними. Тот смиренно подошёл, назвал своё имя и объяснил, что вынужден был прятаться от ахейцев. Те хотели принести его в жертву Афине, чтобы искупить своё преступление перед грозной богиней за похищенный из акрополя палладиум.
Но жизнь простого смертного слишком маленькая цена за такое страшное преступление. Жалкие люди, позарившиеся на священную статую-оберег изготовили огромное деревянное животное. Именно оно должно заменить прекрасный образ Паллады, находясь на троянском акрополе. Если же жители города откажутся от этого дара, то их ждёт гнев великой Афины.
Тевкры внимательно выслушивают коварного Синона. Его слова звучат очень убедительно. Те, кто с честью выдержал все ужасы Троянской войны, верят ничтожному человеку и тем самым подписывают себе смертный приговор.
Гибель Лаокоонта
Среди них находится только один, кто усомнился в искренности столь сомнительной личности, появившейся из-за прибрежных камней. Это Лаокоонт – прорицатель Трои. Он не видит логики в словах Синона. Его удивляет, почему ахейцы не вернули палладиум, а построили огромного и уродливого деревянного коня, который не идёт ни в какое сравнение с изящной статуей Паллады.
Но прорицателю не суждено было получить чёткий и вразумительный ответ. Две огромные змеи явились из морской пучины, набросились на несчастного, обвили его тело и удушили на глазах у потрясённых жителей Трои. Они были посланы грозной Афиной, так и не сумевшей простить Париса, а заодно и всех тевкров за то яблоко, которое досталось не ей, а Афродите.
Данный трагический эпизод окончательно убедил троянцев в правдивости и искренности слов коварного Синона. Огромного коня потащили к городским воротам. По своим габаритам он не пролазил в них. Тогда разобрали часть крепостной стены, и уродливое сооружение очень скоро оказалось на акрополе.
Троянский конь. Из него выбираются коварные ахейцы, чтобы уничтожить защитников Трои
Ночью Синон пробрался к коню и выпустил запертых в нём воинов. Затем забрался на городские стены и зажёг факел. Это был сигнал для кораблей данайцев. Они тут же подняли якоря и поплыли в сторону Трои.
В городе, в это время, уже шла резня. Лучшие воины захватчиков, возглавляемые Одиссеем, врывались в дома спящих троянцев и убивали их. Был убит и Деифоб – новый муж Елены Прекрасной. Сама же виновница Троянской войны предстала перед Менелаем.
Итоги Троянской войны
Троя была разрушена до основания. От города осталась только груда камней. Ахейцы не пощадили никого. Но победа в Троянской войне не принесла им счастья. По возвращению домой погибает Агамемнон от руки своей жены. Он привёз с собой из похода прекрасную наложницу Кассандру (дочь Приама). Клитемнестра не могла смириться с её присутствием в родных стенах, и сладострастный муж пал наземь, сражённый ножом, блеснувшим в руке ревнивой жены.
Судьбы Одиссея и Менелая сложились иначе. Они добирались до родных берегов долгие годы и испытали множество удивительных приключений, пока наконец не очутились в Пелопоннесе. Елена Прекрасная, по непонятным причинам, отправилась домой не на одном корабле с мужем. Она прибыла в Спарту и терпеливо ждала Менелая, храня ему верность.
Вот так закончилась Троянская война, изложенная великим Гомером. На первый взгляд это красивая сказка, не имеющая ничего общего с реальной действительностью. На протяжении последующих столетий сказку дополняли, видоизменяли другие поэты Древней Греции. Не трогали только основную сюжетную линию и имена главных героев.
Реальная Троянская война, естественно, не имеет ничего общего с фантастическими событиями и образами, созданными богатым воображением древнего классика. О том, как там на самом деле было, мы никогда не узнаем. Но не обладая знаниями о хронологии событий, мы, в то же время, получаем правдивое представление о нравах, царящих в ту далёкую эпоху.
Троянская война служит ярким примером человеческой глупости и алчности, порочной страсти и наплевательского отношения к жизням огромного числа людей. Подвиги её героев выглядят довольно неприглядно и, по большому счёту, заслуживают осужднения. Сами же действующие лица не отличаются чистотой помыслов и преданностью тем идеалам, ради которых они и начали войну.
Впрочем судить о событиях, имевших место почти четыре тысячи лет назад, задача довольно сложная. В любом случае, повествование о Троянской войне является величайшим художественным произведением сказочной древности. Доказательством тому служит тот факт, что «Илиада и Одиссея» пережили тысячелетия; на них воспитано огромное количество поколений, а имена героев знает практически каждый человек.
Нам же остаётся только снять шляпы перед великим Гомером и лишний раз порадоваться, что в рациональный и практичный XXI век нет места бурным страстям и сумасбродным поступкам, толкающим людей на необдуманные и лишённые всякой логики действия. Иными словами – чувства стали беднее, зато живут все сейчас гораздо спокойнее и счастливее.