как научиться читать часы в храме

Время Церкви: Часы

Приблизительное время чтения: 4 мин.

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед Литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

На анонсе миниатюра из средневекового Часослова.

Источник

Время Церкви: Часы

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Источник

День с Часословом

Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно.

как научиться читать часы в храме. Смотреть фото как научиться читать часы в храме. Смотреть картинку как научиться читать часы в храме. Картинка про как научиться читать часы в храме. Фото как научиться читать часы в храме
Фото: Православие.Ru

Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша – «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова.

Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти.

В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

Солнце в зените, свеча зажжена, в колокол сделано шесть ударов. Читаем шестой час. Сразу к нему добавляем обедницу. Это – костяк литургии без жертвоприношения, то есть без совершения Евхаристии. Антифоны, кондаки, Символ веры, «Отче наш». Все, как на службе. Где-то около часа гасим свечи.

Девятый час положено читать в три часа пополудни. А к нему сразу добавлять вечерню. В Часослове вечерня, как и утреня, лишена кафизм, ектений, стихир. Следовательно, займет она минут 10–15. После вечерни наступает время самого продолжительного перерыва. До сих пор перерыв занимал не более двух с половиной часов, а теперь может продлиться часа четыре. Следующая служба – малое повечерие. Это аналог вечерних молитв. Если читать ее без канонов, то длится она недолго. Ну и остается полунощница. Ее в практике крутят в разные стороны. Вот и вы можете ее прочесть сразу после повечерия. А можете с нее день начать, то есть прочесть перед утреней. Но поскольку мы с вами ставим некий эксперимент, то прочтем ее на законном месте – в полночь. Все! Мы круг закончили и молитвенные сутки нами промолены пядь за пядью. Если круг завтра продолжится, то спать вам осталось часов пять с половиной (полунощница длинна). Но вряд ли вы захотите продолжить эксперимент. Того, что уже было (если кто-то рискнет это воплотить в дело), хватит для того, чтобы многое понять и ощутить. Станет понятно, что жизнь, родившая наши богослужебные чины, и жизнь, которую мы ведем, относятся друг к другу, как чаша воды из горного ручья и стакан хлорированной воды из крана соответственно.

Конечно, темп жизни ускорился, и мы ничего не успеваем. Конечно, подобное молитвенное служение предполагает жизнь на одном месте, а мы ежедневно преодолеваем огромные расстояния на работу и обратно. Конечно, минувшие исторические события так много в нас перепахали и выжгли, что диву даешься, как мы живы вообще. Но это не все.

В монастырях люди никуда не ездят, живут ради Бога в молитве, но и там суточный круг читается как попало, как до революции привыкли, лишь бы «вычитать». Значит, дело не только в темпе жизни. Дело в невнимательности нашей к смыслу молитв. В третий час Дух Святой сошел на апостолов. Молитвы третьего часа напоминают об этом. В шестой час Христос был ко кресту пригвожден. Молитвы шестого часа напоминают об этом. В девятый час Христос сказал: «Совершилось», – и, преклонив главу, отдал душу. Молитвы девятого часа об этом напоминают. Время суток, таким образом, освящается воспоминаниями спасительных событий евангельской истории. Солью Евангелия осаливается время. Попробуйте сказать, что это не важно!

Почему бы не освящать день краткими, но частыми службами часов? Да какое там! Село пьет и вымирает. Оно в христианских делах неученое. А на базарах люди стоят весь день. Почему бы там не читать часы? Что вы! До часов ли ваших на базаре? Там если и молятся, то только об успехе в торговле. Вот и я говорю, что есть хрустальные воды, сохраненные в книгах, а есть хлорированная бурда, которую мы пьем. А кто виноват, не ясно.

Часы составлены по очень важному принципу: молиться понемногу, но часто. Мы же исторически склонны к полной противоположности: выстаивать изредка длинные службы, а потом вовсе не молиться некоторое время. Это чередование больших усилий с длительными расслаблениями способно кого хочешь искалечить.

Благоприятный режим может быть таков: в праздничные и воскресные дни молиться долго и торжественно, но в будни молиться часто по чуть-чуть. Эти частые, но краткие моления не дают остыть духу, но и не утомляют его. Часослов для этих нужд подходит как нельзя лучше.

Впрочем, начинали мы не с этого. Начинали мы с того, что неплохо было бы пожертвовать один день жизни на то, чтобы провести его в молитвах по Часослову; в молитвах, произносимых в то самое время, для которого эти молитвы предназначены. Плод стоит того, чтобы этот опыт произвести.

Источник

Ответы на вопросы

1. Как молиться по часам, если я работаю по 8 часов в день?

Ответ: Система Часослова предлагает молиться в любое время в течение каждых трех часов. А если учитывать, что даже полное последование дневных молитвословий занимает не более 15 мин., то время для этого вполне можно найти. Кроме того, есть краткий вариант этих последований, занимающий не более 5 минут (причем в соединении с молитвами трапезы).

2. Можно ли пропускать какие-то последования?

Ответ: Если не нашлось времени или сил для совершения последования Часослова, то оно опускается по принципу — «суббота для человека, а не человек для субботы».

3. Можно ли что-то пропускать в самих последованиях? Например, бывает по три тропаря одному святому.

Ответ: Если говорить конкретно о тропарях, то предполагается, что читающий не все предложенные тропари читает, а выбирает из них один с целью отметить память дня или святого.

4. Нужно ли брать благословение на чтение Часослова?

Ответ: Если под благословением разуметь разрешение, то не нужно, ибо «часовые сроки издавна соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» (св. Киприан Карфагенский).

5. Можно ли вычитывать молитвы Часослова сидя?

Ответ: Во-первых, не нужно ничего вычитывать. Молитвенные Часы должны воспитывать память о Боге и Божьем домостроительстве, а не быть бременем. Что же касается положения тела при молитве, то хотя оно и влияет на наше сознание, однако не до такой степени, чтобы иметь безусловное значение, и если нет возможности предстоять перед Богом телесно, то можно это делать хотя бы духовно.

6. А что делать с утренними и вечерними молитвами из молитвослова? Они же обязательны.

Ответ: Обязательными они стали считаться лишь в XX веке, когда в связи с их появлением были забыты службы суточного круга. При внимательном рассмотрении утренних молитв нельзя не заметить, что они схематично воспроизводят полунощницу с утреней, тогда как молитвы на сон грядущим имитируют вечерню с повечерием. Поэтому использование Часослова делает ненужным использование утренних и вечерних молитв. Примечательно, что древние поместные Церкви не знают утреннего и вечернего правила наших молитвословов.

7. Почему Вы заменили в молитве слово «полунощную» на «утреннюю»? Разве можно менять молитвы святых?

Ответ: Не только можно, но и нужно, если их содержание не соответствует нашим обстоятельствам. Посмотрите на Славословие, совершаемое за богослужениями вечерни, повечерия и утрени, и увидите, что в нем в зависимости от времени суток меняются слова. В связи с этим мне бы еще хотелось обратить внимание на грамматическое соответствие при совершении того или иного моления, когда необходимо менять предложенные в чине окончания в соответствие с тем, кто их совершает. Во всяком случае, когда преп. Мария Египетская причастилась, то всем известную молитву Симеона Богоприимца она стала читать от своего лица, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое». И преп. Зосима не укорил ее за то, что она якобы искажает молитву не только святого старца, но и нашего богослужения.

8. Может ли некрещёный молиться по часам этими молитвами?

Ответ: Может, а если хочет стать членом Церкви, то еще и должен. В древности от готовящихся вступить в Церковь требовалось присутствовать на всех церковных богослужениях, за исключением Литургии верных, ибо участие в общих молитвах и чтение Свящ. Писания было одним из главных условий принятия Таинства Крещения.

9. Как не впасть в духовную прелесть при такой частой молитве?

Ответ: Во-первых, нельзя впасть в то, где уже находишься. С момента прельщения Адама все мы уже с рождения пребываем в прелести. Углубление же этого состояния зависит не от учащения молитвы или ее форм, а от развития гордости.

10. Можно ли молиться по часам вдвоём или втроём?

Ответ: В Апостольские Постановлениях (VIII, 34) мы читаем: «Если невозможно собраться в церкви, то пусть поет псалмы, читает и молится каждый у себя один, или же вдвоем, или втроем; ибо где, – говорит Господь, – двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Mф. 18:20).

11. Нужно ли ходить на церковные службы, если молишься по этому Часослову?

Ответ: Предлагаемый Часослов призван не заменить собою участие в общественном богослужении, а скорее даже подвигнуть к общим молитвенным собраниям, совершаемым в храме или в часовне. В древности христиане не только молились по часам, но и стремились делать это совместно. И даже предписывалось эти молитвословия совершать соборно, с участием священнослужителей, и в случае лишь крайней нужды разрешая делать отступление от этого (см.: Апостольские Постановления. Кн. VIII, 34). С особенной силой и убедительностью настаивают на необходимости и важности церковно-общественной молитвы Египетские Постановления и Каноны св. Ипполита Римского.

12. У нашей Церкви есть Типикон. Где там написано про такую практику молитвы?

Ответ: На всем его протяжении. Только на указания о времени совершения той или иной службы уже давно привыкли не обращать никакого внимания. Хотя о самом зачинателе того Типикона, которым мы пользуемся до сих пор, преп. Савве Освященном рассказывают характерный в этом смысле эпизод. Однажды он, находясь на аудиенции у имп. Юстиниана, пока тот обсуждал со своим квестором его ходатайство, желая соблюсти время суточного богослужения, отойдя в сторонку, тайно начал совершать службу третьего часа. А на упрек своего диакона в невнимании к царю ответил: «Они, сын мой, делают свое дело, а мы должны делать свое».

13. Молился ли таким образом кто-то из древних святых? Или это современный модернизм?

Ответ: Я скажу более, никто из древних святых не совершал молитв таким образом, как это делаем мы. Кстати, и в Древней Руси каждый верующий мог и совершал все службы суточного круга. Так что современным модернизмом является как раз распространенная ныне практика моления, появившаяся по меркам церковной истории совсем недавно.

14. Не у католиков ли Вы заимствовали эту традицию?

Ответ: Это традиция древней Восточной Церкви, которую сохраняют и западные христиане. 37-е правило св. Василия Великого обязывает христиан исполнять молитвы в установленные часы. И обоснование этому там дается такое: «В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» ( Пс. 54:18 ); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и 90 псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» ( Пс. 4,5 ). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний. А что и полунощь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» ( Деян. 16,25 ). И псалмопевец говорит: «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс. 118:62 ). И опять надобно вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» ( Пс. 118,148 ). И тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одним из сих времен. Полагаю, что разность и разнообразие молитв и псалмопений в установленные часы полезны и по той причине, что единообразием душа нередко приводится в какое-то равнодушие и рассеяние, а переменою и разнообразием псалмопения и чтения в каждый час вожделение ее приобретает новые силы и трезвенность обновляется».

15. Если я опоздал на 5 минут, можно ли ещё читать службу часа?

Ответ: Конечно, данные в Часослове подразделения времени достаточно условные и сильно зависят о географического нахождения молящегося. Скажем, на родине церковного устава – Палестине, день почти равен ночи, а у живущих в России время восхода и захода солнца постоянно меняется. И если летом у нас восход можно обозначить 3-4 часами утра, то зимой это время принято называть не утром, а ночью. Отсюда следует, что время совершения богослужения можно определять и на глазок, как это было раньше, наблюдая за тем, чтобы утреня начиналась до рассвета и заканчивалась восходом солнца, а шестой час совершался, когда солнце окажется в зените, но так как сейчас все привыкли расписывать время по минутам (в том числе и компьютерная программа должна работать по определенному алгоритму), то и при определении времени богослужения приходится руководствоваться простой симметричностью частей суток. Поэтому в наших Часословах дается не точное время, а лишь промежуток (в 2-3 часа), в который следует вписать то или иное богослужение.

16. Можно ли сдвигать службы Часослова на пару часов вперёд или назад?

Ответ: Согласно Типикону в некоторых случаях не только возможен, но и необходим сдвиг тех или иных служб. Например, Утреню Великой Пятницы наш Устав предписывает совершать с 2-х часов ночи (по-нашему с 20:00), а Утреню Великой Субботы начинать «в 7-й час нощи», (т.е. около 1:00 ночи). Делаться подобное может или из того расчёта, что службы очень длинные и надо успеть их закончить к восходу солнца, или же потому, что содержание их соответствует другому времени.

17. Как лучше начать — читать сразу все последования или прибавлять по одному?

Ответ: Сначала можно ограничиваться последованиями краткого Часослова, ибо начинающим лучше читать мало, но чаще. Кстати, краткий Часослов полезен и тем, у кого время для молитвы ограничено.

18. А как лучше читать Часы — вслух или про себя?

19. Можно ли воздевать руки при домашней молитве?

Примечания

[1] Преп. Варсануфия и Иоанна. Руководство к духовной жизни. Отв. 74. С. 58., Отв. 90. С. 66.

[2] Блаж. Диадох Фотиийский. Добротолюбие. Т. 3. Гл. 73. С. 48.

[3] Феолипт, митр. Филадельфийский. Добротолюбие. Т. 5. Слово о сокровенном делании. Гл. 23. С. 173. Ср. св. Игнатий Брянчанинов. Т. 2. С. 200.

[4] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 10. С. 49.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *