как называется алтарная часть храма

Алтарь

Алта́рь (от лат. alta и ara – воз­вы­шен­ный жерт­вен­ник) – восточ­ная, глав­ная часть храма, в кото­рой нахо­дятся пре­стол, жерт­вен­ник, епи­скоп­ская или свя­щен­ни­че­ская кафедра.

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

Исто­рия алтаря пра­во­слав­ного храма вос­хо­дит к тем ранним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства, когда в ката­комб­ных храмах под землей и в назем­ных бази­ли­ках в перед­ней части, отго­ро­жен­ной низкой решет­кой или колон­нами от осталь­ного про­стран­ства, ста­ви­лась, как свя­тыня, камен­ная гроб­ница (сар­ко­фаг) с остан­ками свя­того муче­ника.

На этой камен­ной гроб­нице в ката­ком­бах совер­ша­лось Таин­ство Евха­ри­стии – пре­тво­ре­ние хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стовы.

Само назва­ние сви­де­тель­ствует о том, что уже в древ­но­сти алтари хри­сти­ан­ских храмов устра­и­ва­лись на неко­то­ром воз­вы­ше­нии по отно­ше­нию к осталь­ной части храма.

Пер­во­на­чально алтарь состоял из пре­стола, кото­рый поме­щался в центре алтар­ного про­стран­ства, кафедры (седа­лища) епи­скопа и скамей для духов­но­сти (Горнее место), рас­по­ла­гав­шихся против пре­стола у стены в полу­окру­же­нии алтар­ной абсиды. Пред­ло­же­ние (жерт­вен­ник) и сосу­до­хра­ни­лище (риз­ница) были в отдель­ных поме­ще­ниях (при­де­лах) справа и слева от алтаря. Затем пред­ло­же­ние стало поме­щаться в самом алтаре, слева от Гор­него места, если смот­реть со сто­роны пре­стола. Веро­ятно, в связи с этим изме­ни­лись и назва­ния святых мест алтаря.

Пре­стол в древ­но­сти всегда назы­вался жерт­вен­ни­ком или тра­пе­зой, а назва­ние «пре­стол» отно­си­лось к архи­ерей­скому седа­лищу на Горнем месте. С пере­не­се­нием пред­ло­же­ния, на кото­ром совер­ша­ется при­го­тов­ле­ние хлеба и вина для Таин­ства Евха­ри­стии, в алтарь оно стало назы­ваться в устной тра­ди­ции жерт­вен­ни­ком, пре­стол (архи­ерей­ское седа­лище) стал име­но­ваться Горним местом, а соб­ственно пре­сто­лом стали назы­вать жерт­вен­ник (тра­пезу).

В наши дни в соот­вет­ствии с древ­ней­шими тра­ди­ци­ями в восточ­ной стене алтаря с внеш­ней сто­роны храма устра­и­ва­ется полу­кру­жие – абсида. Посре­дине алтаря поме­ща­ется святой пре­стол. Вплот­ную к сере­дине абсиды алтаря против пре­стола соору­жа­ется воз­вы­ше­ние. В кафед­раль­ных архи­ерей­ских собо­рах и во многих при­ход­ских храмах на этом месте стоит кресло для епи­скопа, как зна­ме­ние пре­стола (трона), на кото­ром неви­димо вос­се­дает Все­дер­жи­тель. В при­ход­ских храмах в полу­кру­жии абсиды воз­вы­ше­ния и кресла может и не быть, но в любом случае место явля­ется зна­ме­нием того Небес­ного Пре­стола, на кото­ром незримо при­сут­ствует Гос­подь, и назы­ва­ется, поэтому Горнее место.

Гор­нему месту обя­за­тельно кадят во время бого­слу­же­ний; про­ходя, кла­ня­ются, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием; на Горнем месте непре­менно воз­жи­га­ется свеча или лам­пада.

Прямо перед Горним местом позади пре­стола поме­ща­ется обычно Семи­свеч­ник, кото­рый в древ­но­сти был под­свеч­ни­ком для семи свечей, а ныне чаще всего явля­ется раз­ветв­лен­ным на семь ветвей от одного высо­кого столпа све­тиль­ни­ком, в кото­ром нахо­дятся семь лампад, воз­жи­га­е­мых при бого­слу­же­нии.

Справа от гор­него места и слева от пре­стола рас­по­ло­жен жерт­вен­ник, на кото­ром совер­ша­ется про­ско­ми­дия. Около него обычно стоит стол для подан­ных веру­ю­щими просфор и запи­сок с име­нами людей о здра­вии и о упо­ко­е­нии. Справа от пре­стола, чаще всего в отдель­ном поме­ще­нии, рас­по­ла­га­ется сосу­до­хра­ни­лище и риз­ница, где хра­нятся в небо­го­слу­жеб­ное время свя­щен­ные сосуды, обла­че­ние духо­вен­ства. Иногда риз­ница может нахо­диться в отдель­ном от алтаря поме­ще­нии. Но в таком случае справа от пре­стола всегда име­ется стол, на кото­рый пола­га­ются ризы свя­щен­но­слу­жи­те­лей, при­го­тов­лен­ные для бого­слу­же­ния.

По сто­ро­нам семи­свеч­ника, с север­ной и южной сторон пре­стола, при­нято постав­лять на древ­ках вынос­ную икону Божией Матери (с север­ной сто­роны) и Крест с обра­зом Рас­пя­тия Хри­стова (с южной).

Справа или слева от пре­стола поме­ща­ется умы­валь­ник для омо­ве­ния рук свя­щен­но­слу­жи­те­лей перед литур­гией и омо­ве­ния уст после нее и место, где воз­жи­га­ется кадило. Перед пре­сто­лом, справа от Цар­ских врат у южных дверей алтаря, при­нято ста­вить кресло для епи­скопа.

Алтарь, как пра­вило, имеет три окна, зна­ме­ну­ю­щих несо­здан­ный тро­и­че­ский свет Боже­ства, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Гос­пода и Иисуса Христа), или четыре (во имя Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия).

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

Алтарь по при­чине совер­ша­е­мого в нем Таин­ства Евха­ри­стии как бы повто­ряет собою ту при­бран­ную, устлан­ную, гото­вую гор­ницу, где состо­я­лась Тайная вечеря, поскольку и в наши дни он содер­жится в осо­бен­ной чистоте, усти­ла­ется ков­рами, по воз­мож­но­сти вся­че­ски бла­го­укра­ша­ется.

В пра­во­слав­ном Типи­коне и Слу­жеб­нике алтарь часто назы­ва­ется свя­ти­ли­щем. Это, как пола­гают, про­ис­хо­дит оттого, что древ­ние учи­тели Церкви часто име­но­вали алтарь вет­хо­за­вет­ным назва­нием Святое Святых. Дей­стви­тельно, Святое Святых Мои­се­е­вой скинии и Соло­мо­нова храма, как хра­нив­шие в себе ковчег Завета и другие вели­кие свя­тыни, духовно про­об­ра­зуют собою хри­сти­ан­ский алтарь, где про­ис­хо­дит вели­чай­шее Таин­ство Нового Завета – Евха­ри­стия, хра­нятся в даро­хра­ни­тель­нице Тело и Кровь Хри­стовы. Упо­треб­ле­ние учи­те­лями Церкви поня­тия «Святое Святых» в при­ме­не­нии к пра­во­слав­ному алтарю сбли­жает его с вет­хо­за­вет­ным свя­ти­ли­щем не по подо­бию устрой­ства, а имея в виду особую свя­тость этого места.

Дей­стви­тельно, свя­тость этого места настолько велика, что еще до отде­ле­ния като­ли­цизма от пол­ноты Пра­во­сла­вия, сфор­ми­ро­ва­лась тра­ди­ция, запре­ща­ю­щая вход в алтарь кому-либо из мирян, как жен­щи­нам, так и муж­чи­нам. Исклю­че­ние дела­лось иногда только для диа­ко­нис, а впо­след­ствии для ино­кинь в жен­ских мона­сты­рях. Где они могли вхо­дить в алтарь для уборки и воз­жи­га­ния све­тиль­ни­ков. Впо­след­ствии с осо­бого архи­ерей­ского или иерей­ского бла­го­сло­ве­ния в алтарь было доз­во­лено вхо­дить ипо­ди­а­ко­нам, чтецам, а также алтар­ни­кам из бла­го­го­вей­ных мужей или ино­кинь, в обя­зан­но­сти кото­рых входит уборка алтаря, воз­жи­га­ние све­тиль­ни­ков, при­го­тов­ле­ние кадила и т.п. На Руси в древ­но­сти в алтаре не при­нято было дер­жать иконы с изоб­ра­же­нием каких-либо святых, кроме Бого­ро­дицы, а также иконы, на кото­рых име­лись изоб­ра­же­ния людей, не при­чис­лен­ных к лику святых (напри­мер, воинов, сте­ре­гу­щих Христа или мучив­ших святых стра­даль­цев за веру и т.п.).

Источник

Храм и его устройство

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

Алтарь. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

Горнее место

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.

Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).

Святой престол

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.

Семисвечник

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.

Запрестольный крест

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места ­— у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.

Жертвенник

как называется алтарная часть храма. Смотреть фото как называется алтарная часть храма. Смотреть картинку как называется алтарная часть храма. Картинка про как называется алтарная часть храма. Фото как называется алтарная часть храма

— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.

Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.

Царские врата — символизируют двери Рая.

Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.

Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.

Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.

Источник

Словарь храмовой архитектуры

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *