как называется буддийский храм в бурятии
Буддийские храмы в Бурятии — азиатский колорит в России
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Место, где сибирские непролазные леса встречаются со степями кочевых народов, где горные массивы с заснеженными пиками отражаются в непоколебимом зеркале глубоких озер, где веет ароматом таежной хвои и терпкими нотками вкусного кумыса.
Имя этому месту – Бурятия. Одна из самых буддийских республик нашей страны – настоящее «окно в Азию».
Сегодня мы расскажем про буддийские храмы в Бурятии, вместе ощутим на себе порыв бодрящего ветра, окунувшись в эту непередаваемую культуру Востока на русской окраине, проведем краткий экскурс в историю и узнаем, чем отличается архитектура бурятских храмов и сколько их разбросано по полям, степям, лесам и горам.
Немного истории
На рубеже XIV-XVвеков в тибетском буддизме зародилось течение гелуг. Его основоположником стал почитаемый многими буддистами Цонгхапа. Это учение стремительно распространялось по Центральной Азии, и к XVII веку, охватив Монголию, и достигло самой северной вершины – Бурятии.
Местные жители назвали основателя своей новой религии на местный манер – Зонхобо. Здесь его очень полюбили и даже сейчас ему отдают много почестей, а слава его не меньше, чем слава самого Будды.
Тогда население вело в основном кочевой образ жизни. С собой на вереницах тележек перевозили все – не только утварь, мебель и быстровозводимые дома-юрты, но и храмы-юрты, которые устанавливались по тому же принципу. Со временем люди начали оседать на местах, а с ними – их святилища.
Возникла необходимость воздвигать традиционные, стационарные храмы из дерева или камня. Постепенно на просторах возводились удивительные по своей форме буддистские храмы, слегка возвышавшиеся на холодных равнинах.
В 1741 году, только воцарившись на трон, Елизавета Петровна официально даровала буддизму статус одной из религий России, а к этому времени в одной только Бурятии уже насчитывалось одиннадцать дацанов и дуганов.
Это интересно! Дуган в «русском» буддизме – это буддистский храм, а дацан – монастырь и университет в одном ансамбле.
Позже тибетское учение стремительно развивалось за Байкалом, и перед революцией количество монастырей достигало 44. Некоторые источники, беря в расчет небольшие храмы, называют цифру в полторы сотни.
Это были настоящие центры просвещения. Здесь обучали философии, медицине, кулинарии, этике, биологии, изобразительному искусству, иконописи, скульптуре, чеканке. Более того, настоятели переводили зарубежные произведения, сами писали научные и художественные труды и печатали их тут же, в собственных типографиях.
Советская власть не обходила стороной религиозную жизнь людей и добралась до Бурят-Монгольской АССР – своей разрушительной силой она сравняла с землей многие дацаны. Однако после войны некоторые из них были восстановлены. Сейчас буддийская мысль процветает в Бурятии, а вздымающиеся к небу яркие крыши дуганов – визуальное тому подтверждение.
Что отличает бурятские храмы
Храмы – неотъемлемая часть жизни бурят. Под их сводами они совершают самые разные обряды, ритуалы, молятся, читают мантры, крутят хурдэ, устраивают празднества. Тут они чувствуют себя в спокойствии, гармонии и благоговении, вне пространства и времени.
Архитектура местных дуганов сложилась чудесным образом, под влиянием двух сил. С одной стороны, многие ламы были выходцами тибетских, монгольских, китайских школ и старались привычную культуру буддизма воссоздать в здешних постройках.
В то же время для строительства храмов не привлекались мастера-выходцы других стран, поэтому архитекторы из близлежащих сел и городов строили как привыкли: с некоторым налетом русского православия и в то же время с учетом особенностей суровых зим.
Так, например, поначалу основания храмов были крестообразными, в северной части пристраивался алтарь, фасад же украшали элементы русского зодчества. Постепенно от такой традиции отошли, и современные храмы имеют привычное квадратное основание с многоуровневыми крышами, стремящимися вверх.
Но одна, скорее климатическая, особенность осталась – дуганы, в отличие от храмов Монголии и Тибета, с северной стороны начинаются вестибюлем, иными словами – крылечком. Делается это для того, чтобы ветер и холод не попадал прямиком внутрь.
Палитра цветов, которые используются в интерьере и экстерьере, обширна. Они контрастируют друг с другом, в декоре нередко встречаются белый, синий, зеленый. Фасад обычно украшают бордовый и золотистый цвета – традиционные символы мощи и силы.
Буддисты не скупятся на богатстве убранства, яркости цветов. Взгляните на главные дацаны бурятов, и сами убедитесь в этом.
Главные дацаны республики
Жемчужина, она же гордость архитектурной стороны Бурятской республики – Иволгинский дацан. Это сердце Буддийской традиционной сангхи России, ведь именно здесь обосновался глава организации, именуемый как Пандито Хамбо-лама. Поэтому Иволгинский монастырь можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.
Своим названием он обязан близости к селу Верхняя Иволга. Поразительно то, что разрешил строительство храма сразу после войны сам вождь – Иосиф Сталин. Еще удивительнее университет Даши Чойнхорлин на территории дацана, который был основан четверть века назад, а сегодня готовит более сотни монахов.
Но, пожалуй, самое невероятное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в вечную медитацию. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его достали.
Волна удивления охватила всех – тело за это время нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот. Восемь раз в год гости монастыря могут воочию увидеть феномен нетленности.
Кроме того, в республике находится целая россыпь крупных храмов. Каждый из шестнадцати дацанов (учитывая Иволгинский) носит особое название, которое связано с топонимом местности, а нередко имеет и бурятский вариант.
В восточной части республики, в тридцати километрах от города Хоринска, расположился величественный дацан – Анинский. Он считается одним из старейших храмов Бурятии и первым, воздвигнутым из камня. Но за таким почетным статусом стоит непростое прошлое.
Дуган был выполнен из дерева в далеком 1795 году. Однако через пятнадцать лет он сгорел. Пришлось заново отстраивать здание.
Обновленный в 1811 году дуган поражал великолепием: два этажа с балконами, колоннами, нишами заканчивались десятиметровой пирамидой, заменявшей крышу. Сейчас местом богослужений служит новенький Цогчен-дуган. Территория дацана окружена субурганами, количество которых сакрально – 108, а вместе они образуют правильный квадрат, периметр которого достигает 1300 метров.
В трехстах километрах от столицы региона, на реке Маракта, стоит Эгитуйский дацан, заключенный в тиски двух сопок. Построенный в 1820 году, он получил официальное признание только через шесть лет. Ученые заключают, что изначально он был построен втайне от высших властей.
Но главная ценность его заключается не в секретности строительства – здесь в отдельном помещении содержится статуя Будды из сандалового дерева, размер которой составляет 2,18 м. Поговаривают, это была первая и единственная статуя Пробужденного, изготовленная еще при его жизни.
На рубеже XIX и XX веков величие дацана достигло апогея: действовало три факультета, была собственная типография, они объединялись в красивейший архитектурный ансамбль. Но советское время взяло свое: в 1934 году комплекс был закрыт на неопределенный срок, продлившийся до начала нашего столетия.
Сегодняшний облик разительно отличается от храмов в лучших традициях деревянного зодчества. Некоторые даже удивляются облицовке главного храма плиткой из соображений пожаростойкости, но это не мешает ему оставаться одним из приятнейших мест в округе.
Приведем перечень других, не менее важных дацанов Бурятии, которые входят в топ-лист для посещения, ведь это настоящее достояние республики:
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса своими глазами. Рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
История
Иволгинский дацан «Гандан Геже Даши Чойнхорлин»
Эта фотография Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» (буддийский монастырь) является собственностью сайта TripAdvisor
Иволгинский дацан – самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» – «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».
Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ». Это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
Дацан находится в Республике Бурятия, в 36 км от Улан-Удэ, он был основан в 1945 году. В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». Вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. 12 декабря 1945 года во главе с гэбши Галсаном Хайдубом был проведен первый открытый молебен «Сахюусан хурал». В феврале 1946 года новогодние молебны – «Сагаалганай хурал» – прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.
Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом после многих лет запрета на проведение религиозных буддийских обрядов, сейчас он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества.
После обретения в 2002 году Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Этигэлова, в Иволгинском дацане возведен Дворец Хамбо Ламы Этигэлова, теперь дацан является резиденцией двух Хамбо лам.
В настоящее время в монастырский комплекс входят:
На территории монастырского комплекса также расположены здания резиденции действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, резиденции Дид Хамбо ламы по Республике Бурятия Дагбы Очирова, учебные корпуса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, библиотека, музей, Художественная мастерская «Эрхим Дархан» («Искусный мастер») и Галерея искусств народов Азии, различные служебные помещения, дома лам, столовая и гостиница.
При дацане действует визитно-информационный центр.
Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана
Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).
Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).
Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),
Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.
Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).
Этот трон имеет восемь украшений:
Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.
Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.
В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:
Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:
1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)
2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)
3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)
4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)
5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)
6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)
Иволгинский дацан — центр буддизма в России
Иволгинский дацан — самый известный буддистский храм не только в Бурятии, но и по всей России. Он расположен в 36 километрах от Улан-Удэ в Средней Иволге. Храмовый комплекс является одним из ключевых мест паломничества для буддистов со всего мира.
История дацана
При этом, строительство дацана началось относительно недавно. В 30-е годы прошлого века вся буддистская традиция в России была фактически полностью уничтожена силами Советов. Только к концу Великой Отечественной войны, когда в отношениях религий и государства наступила относительная оттепель, дацан разрешили построить. Данное событие задокументировано Постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга».
Буддистская община тут же начала сбор средств на строительство дацана. Верующие из закромов доставали священные артефакты и религиозную утварь, отправляя их в Среднюю Иволгу. На собранные средства удалось построить небольшой деревянный дом. Возводили его, в том числе, будущие прихожане храма.
Всего через полгода после разрешения на строительство, 12 декабря 1945 года, в деревянном дацане состоялась первая открытая служба “Сахюсан хурал”. А в феврале следующего, 1946 года, в Средней Иволге провели первые новогодние службы — с соблюдением всех религиозных обрядов и канонов.
В 1951 году для монастырского комплекса выделили землю. На полученной территории возвели жилые дома для лам, хозяйственные и служебные здания. Много позже, в 70-х, построили большинство храмов дацана.
В 1970 году построен второй восьмистенный Цогчен-дуган, с возведением в 1976 году третьего (современного) соборного храма, преобразованный в Деважин Сумэ. В в 1991 году на территории дацана был создан Буддийский университет.
uritsk
Страница путешественника
1. Главный вход. Сегодня погода испортилась – с утра небо затянуто тучами, идёт проливной дождь. Экскурсию по дацану проводит один из его лам (т.е. священнослужителей), а пока он ведёт другую группу, мы, прячась под козырьками от дождя, изучаем разные безделушки, сувенирную продукцию и осматриваем примыкающую к дацану деревеньку.
2. Суббота – пора свадеб: многие бурятские пары приезжают сюда.
4. Лама, укрывшись от проливного дождя теплом Партии, готов встретить нашу группу и показать ей монастырь.
Я не слишком разбираюсь в буддизме, но для полноты картины приведу некоторую обзорную информацию, которую вычитал в своё время и дополнительно порасспросил у ламы, проводившего экскурсию по монастырю.
6. Далее предлагаю посмотреть некоторые фотографии Иволгинского дацана. Внутри храмов тоже очень интересно, но фотографировать там нельзя.
Бурятское чудо. Как российский лама стал божеством для иностранцев
УЛАН-УДЭ, 10 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России немало буддийских святынь, но, пожалуй, главная — это Иволгинский дацан в Бурятии. Корреспондент РИА Новости побывал в центре российского буддизма и выяснил, какие чудеса надеются увидеть паломники и почему сами монахи не особо в них верят.
Лама нетленный
Центр традиционной сангхи России (крупнейшей в стране буддийской религиозной организации) в Бурятии знают и глубоко почитают все, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Стоит неправильно произнести название, местные незамедлительно поправляют: «Иволгинский (ударение на третью гласную. — Прим. ред.)!» Здесь любой знает дорогу к святыне.
Солнце только что появилось из-за гор, а у входа в дацан уже припарковалось несколько автобусов с монгольскими номерами. Паломники разного пола и всех возрастов выстраиваются возле небольшой кабинки. Через минуту-другую они преображаются — все в расшитых золотом национальных костюмах. Вот человек на костылях догоняет своих, а жена в спешке накидывает на его плечи тэрлэк, легкий монгольский халат. «Мы всю ночь ехали из Улан-Батора, чтобы пораньше сюда попасть. Для каждого из нас это место особенное», — говорит она.
В дацане сообщают, что с 2015 года, когда ввели безвизовый режим с Монголией, из-за границы приезжают каждый день. О том, что монголы тут частые гости, свидетельствуют и стеклянные ящички для пожертвований, набитые рублями вперемешку с тугриками.
Главная святыня Иволгинского дацана — нетленное тело Пандито Хамбо-ламы (титул главы буддистов России) Даши-Доржо Итигэлова. Этот известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма в России. В 1927 году он собрал своих учеников и завещал им проверять его могилу каждые 25 лет. Затем, как верят буддисты, сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. А в 2002 году тело обнаружили. «Оно было нетленным. На голове даже остались еще черные волосы», — рассказывает один из монахов. Тело Итигэлова поместили в построенный для него дуган (храм-дворец).
У входа в дацан паломников ждут торговки: «Смотрите, какие четки! А это портрет ламы Итигэлова — повесите его дома и обретете благополучие». Тут же можно купить подношения святому монаху — очень распространенный среди посетителей монастыря обычай.
«Приезжают из Европы, Америки, Австралии и очень много из Азии. Буддисты всего мира знают, что бурятский лама, наш современник, сохранился в таком феноменальном состоянии. А поскольку слово «феномен» мы часто ассоциируем со словом «чудо», люди обращаются с какими-то просьбами. Многие потом рассказывают, что Хамбо-лама их выполнил», — говорит пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева.
К ламе, подчеркивает она, приезжают буддисты совершенно разных направлений. А накануне чемпионата мира по футболу дацан даже посетили две съемочные группы крупнейших мексиканских телеканалов, «достаточно редкие для этих широт гости».
Колыбель российского буддизма
Итигэлов был двенадцатым Пандито Хамбо-ламой, то есть духовным лидером российских буддистов. Этот титул в 1764 году даровала ламе Дамба-Доржо Заяеву сама Екатерина Вторая.
«Но прежде его спросили, какой титул он сам хочет получить. Заяев сказал, что глава буддистов — это «хамбо-лама» и попросил добавить к этому еще и «пандито» — «ученый» на санскрите. Тем самым он дал понять, что буддизм в России напрямую связан не только с Тибетом, но и с Индией», — объясняет лама Иволгинского дацана Борис Балданов.
А началось с того, что императрица Елизавета Федоровна в 1741 году разрешила Заяеву проповедовать среди бурят.
До революции в Бурятии были сотни дацанов с тысячью лам. Но советская власть полностью запретила буддизм — монастыри разрушили, а их насельников либо расстреляли, либо отправили в лагеря. Лишь в 1945 году постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР в улусе Средняя Иволга было разрешено построить дугэн (храм). Монастырь же вновь открылся здесь шесть лет спустя, когда власти выделили землю под дома для лам. Сейчас здесь же находится резиденция двадцать четвертого Пандито Хамбо-ламы Дамбо Аюшеева «Хамбын Хурээ».
Буддизм — крупнейшая религия в регионе. Его исповедуют, как сообщили РИА Новости в информационно-аналитическом управлении правительства Республики Бурятия, 39 процентов населения.
Духовный промысел
Кроме лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают десятки лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, в которых монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: «Астрология», «Лечение» и другие.
Марина стоит у входа в дом багши (учителя) Дымбрыла Дашибалданова. Она привела к нему сестру с племянником. На вопрос «Зачем?» отводит глаза, делая вид, что не слышит. Зато охотно рассказывает, к кому можно в случае чего обратиться: «В Бурятии многие приходят к ламам. По разным вопросам». Ламам обычно жертвуют столько, «сколько могут, они не просят определенную сумму».
По ее словам, ходят и к шаманам. Правда, среди них «много шарлатанов». «Моя знакомая побывала недавно у шамана. Так он сказал, что у ее мамы скоро будет онкология. Но пообещал помочь, за тридцать тысяч», — рассказывает Марина. Если не помог шаман, то обращаются еще к бабушкам. «Мы вообще тут избалованы — столько разных вариантов», — улыбается она.
Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: «Обычно как бывает: обращается к тебе человек, рассказывает о своей проблеме. И в ходе беседы проговаривается, что до этого побывал у бабки, у шамана, да еще и в православный храм забежал свечку поставить. У людей возникает путаница в голове».
Основная задача лам в этом случае — просвещать. «Лично я считаю, если человек обратился к ламе, то и должен впредь ходить к нему и слушать его советы — почитать мантры, например, и так далее. А не убегать к шаману. И наоборот — пошел однажды к шаману, то пусть только к нему и ходит. Мы не собираемся биться за паству, а просто хотим, чтобы у людей был порядок в голове и душе», — подчеркивает лама.
Аккредитация в нирвану
На Дашибалданова возложена большая ответственность, ведь он еще и ректор единственного в стране буддийского университета «Даши Чойнхорлин». В нем учатся около ста студентов из разных регионов страны. После окончания учебы они становятся ламами.
«Пока мы еще не прошли госаккредитацию, она ведь подразумевает, что мы должны будем преподавать тут предметы, базовые для светских вузов. Пока я не хочу сильно загружать ребят, они и так изучают философию, тибетский, старомонгольский, английский языки».
Университет существует исключительно на пожертвования. Помимо обучения студентов, университет, как и вся традиционная сангха России, вместе с властями региона занимается сохранением бурятской культуры, проводя среди школьников конкурсы на знание бурятского языка, а также соревнования по бухэ барилдаан — бурятской борьбе на кушаках (поясах).
«Бывает, например, приезжает к нам учиться парень из Перми, а его тут недружелюбно встречают: мол, зачем приехал. И это вдобавок к тому, что его и там, на родине, порицают за то, что подался в буддисты. Мы стараемся учить молодых людей терпимости. На конкурсах по бурятскому языку ребята из разных частей региона могут пообщаться друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворах и бездельничать, говоря, что буряты здесь бесправное меньшинство. То же самое с борьбой — у людей, занимающихся спортом, просто нет времени на всякую ерунду», — объясняет лама.
Радна Ринчинов учится тут уже седьмой год. Говорит, когда решил стать ламой, вовсе не задумывался о таких сложных вещах, как «избавление от страданий», «выход из цикла перерождений», что считается целью как монахов, так и простых буддистов.
«Просто так случилось. У меня родители буддисты, хотя не сказал бы, что фанатики. Я случайно попал сюда — на стройку здания университета. Во время работы обдумывал поступление и решил один год здесь поучиться. Собирался после этого вернуться к мирской жизни, но прошел год, второй, а я до сих пор здесь», — рассказывает он.
«Ничего удивительного»
Радна идет по периметру дацана: каждый, кто вошел на территорию монастыря, должен совершить его троекратный обход по часовой стрелке. По пути встречаются многочисленные хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены мантры. Их нужно крутить тоже по часовой стрелке. Тем самым верующие сочетают физическую активность с молитвой, согласно учению Будды, тело и душа тесно взаимосвязаны друг с другом.