как называется храм напротив останкинской башни
Храм Троицы Живоначальной в Останкино (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной в Останкино (Москва)
Храм Троицы Живоначальной в Останкине — памятник старорусского культового зодчества конца XVII века, одна из кульминационных точек в развитии московского узорочья. Храм входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино». Здание храма отнесено к категории объектов культурного наследия федерального значения.
Содержание
История [ править ]
Вот уже более трехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского (тогдашнего владельца села Останкино) на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной. В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского. Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре 7186 г. с сотворения мира (1678 г. от Р.Х.).
Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар). Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.
В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь. Имение перешло во владение князя Якова Кудентовича Черкасского, а после его смерти селом стал владеть князь Михаил Яковлевич Черкасский, который и решил построить взамен старой, обветшавшей деревянной церкви, новую, каменную. Старший сын князя Петр в 1696 году женился на княжне Марье Борисовне Голицыной (дочери наставника царя кн. Голицына), а младший – на Аграфене Львовне Нарышкиной, дочери дяди царя Петра. Князь Черкасский был крупнейшим землевладельцем, во владении его находилось 9083 двора. Останкино было в XVII веке главной подмосковной усадьбой Черкасских. На протяжении всей своей жизни князь Михаил Черкасский много строил, в 1667 году он построил церковь во имя св. Николая Чудотворца в Ново-Спасском монастыре, церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделом св. Алексия, митрополита Московского в селе Никольском на реке Зинке (где теперь Химки); новую каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери на территории Кремля; церковь Живоначальной Троицы в Останкине; каменную церковь Рождества Христова в селе Осташково на Клязьме; Троицкий Островоезерский монастырь в Ворсме; деревянную церковь в с. Ивани; каменную церковь в Томске, где он завел первые кирпичные заводы и возвел первые каменные здания.
С наступлением нового, XIX века, Шереметевы перебираются в Петербург, где вскоре в родах умирает молодая графиня. Безутешный граф жертвует на строительство богоугодных заведений, возводит крупнейший странноприимный дом, в котором бесплатно, на средства графа в течение трех дней могли проживать, питаться и получать медицинскую помощь огромное число паломников (ныне это всем известный Институт Скорой помощи им. Склифосовского). Спустя шесть лет умирает и сам граф, имение переходит по наследству к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу, при котором храм вновь ремонтируется, реставрируется, резко изменяется состав иконостаса, заново расписываются стены. В 1851 году была расписана паперть, на следующий год главный алтарь. Останкино той поры было одним из прелестнейших мест ближнего Подмосковья, в его рощах любили прогуливаться люди всякого звания и сословья. С 30-х годов открывается для прогулок всех желающих увеселительный сад, флигеля сдаются разного звания московским жителям на лето. Граф Димитрий Николаевич часто навещает усадьбу. В одно из посещений Останкина Императором Николаем Первым он, будучи вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле. В 1856 году император Александр Второй при восшествии на престол выбрал Останкино местом говения императорской четы. Весь храм был возобновлен, иконы поправлены, наружные стены и кровля перекрашены, живопись на внутренних стенах промыта, кресты позолочены. 18 августа 1856г. царская семья прибыла в храм, был прослушан молебен с провозглашением многолетия, царственные особы приложились к кресту, были окроплены святой водой. Затем в глубоком уединении постом и молитвой императорская чета готовилась к торжеству коронования и миропомазания. 25 августа, отслушав литургию, царская семья отбыла в Москву. На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство.
В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.
В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 20-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем. В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля.
23 марта 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. 31 декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. прп. Александра Свирского. 14 августа 1996 г. архиепископ Истринский Арсений освятил северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Конструктивно это типичный для своего времени бесстолпный четверик на высоком подклете с одинаковыми приделами по сторонами и гульбищем с трёх сторон. Особенность состоит в отсутствии трапезной. Во многих москвоведческих изданиях автором проекта каменного храма назван крепостной архитектор Павел Сидорович Потехин, однако точно его авторство не установлено. Композиция здания строго симметрична, а декоративные формы исключительны по разнообразию и нарядности. «Показателен контраст необычайно четко геометризированного, тяготеющего к простым квадратам плана церкви и яркого живописного богатства её объёма». Такое сочетание как раз свойственно постройкам Потехина, работавшего по заказам своего хозяина — князя Якова Одоевского, тестя М. Я. Черкасского.
Деятельность прихода [ править ]
При храме действует молодежный кружок.
Воскресная школа: младшая группа, старшая группа и группа для взрослых. Еженедельно проводятся общие собрания молодежи.
Действует кружок по чтению и изучению Священного Писания.
Проводятся благотворительные ярмарки. Проводятся мероприятия в обществах инвалидов «Останкино» и «Марфино». Организован пункт по сбору и раздачи одежды для малоимущих. Клирики подворья окормляют Мытищинскую школу-интернат и Детский дом в районе «Отрадное».
Организуются паломнические поездки по святым местам России.
МОСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ОСТАНКИНЕ
Московский Троицкий храм в Останкине, январь 2012. Фото с сайта sobory.ru |
Московский храм в честь Живоначальной Троицы в Останкине, патриаршее подворье в черте Московской епархии
В 1617 году в Останкине была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка [1]. Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.
В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь.
В 1678 году владелец села князь Михаил Яковлевич Черкасский подал челобитную о строительстве нового каменного храма. Патриарх Московский и всея России Иоаким (Савелов) благословил строительство.
Новый храм был построен в непосредственной близости от усадьбы и имел три престола.
3 февраля 1683 года был освящен северный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
1 августа 1691 года был освящен южный придел во имя св. Александра Свирского.
3 июня 1692 года был освящен центральный алтарь во имя Живоначальной Троицы, этим же годом датируется иконостас.
Колокольня Останкинской церкви изначально была шатровой, а в годы между 1739 и 1754 гг. перестраивалась в стиль барокко.
В 1767 году изменяется внешний облик церкви, обновляется иконостас, а также появляются новые святыни и иконы.
Московский Троицкий храм в Останкине, март 2011. Фото с сайта sobory.ru |
Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра II «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас в храме был возобновлен, иконы в нем поправлены.
В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.
В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая.
В 1920-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра.
Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель.
С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем.
В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов.
В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля.
С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, затем храм стал подворьем патриарха.
Московский Троицкий храм в Останкине, август 2011. Фото Анатолия Гордиенко с сайта sobory.ru |
23 марта 1991 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол во имя Живоначальной Троицы.
31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский Евлогий (Смирнов) освятил южный придел во имя преподобного Александра Свирского.
14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) освятил северный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В апреле 2012 года завершилась реставрация иконостаса.
Церковь Живоначальной Троицы в Останкине входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.
Архитектура
План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви.
Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы.
Декоративное убранство храма отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика.
Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны.
Настоятели
Использованные материалы
[1] после 1920 г. речка была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар
История Храма Живоначальной Троицы в Останкине
Вот уже более трехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского (тогдашнего владельца села Останкино) на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной. В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского. Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре 7186 г. с сотворения мира (1678 г. от Р.Х.).
Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар). Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.
С наступлением нового, XIX века, Шереметевы перебираются в Петербург, где вскоре в родах умирает молодая графиня. Безутешный граф жертвует на строительство богоугодных заведений, возводит крупнейший странноприимный дом, в котором бесплатно, на средства графа в течение трех дней могли проживать, питаться и получать медицинскую помощь огромное число паломников (ныне это всем известный Институт Скорой помощи им. Склифосовского).Спустя шесть лет умирает и сам граф, имение переходит по наследству к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу, при котором храм вновь ремонтируется, реставрируется, резко изменяется состав иконостаса, заново расписываются стены. В 1851 году была расписана паперть, на следующий год главный алтарь. Останкино той поры было одним из прелестнейших мест ближнего Подмосковья, в его рощах любили прогуливаться люди всякого звания и сословья. С 30-х годов открывается для прогулок всех желающих увеселительный сад, флигеля сдаются разного звания московским жителям на лето. Граф Димитрий Николаевич часто навещает усадьбу. В одно из посещений Останкина Императором Николаем Первым он, будучи вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле. В 1856 году император Александр Второй при восшествии на престол выбрал Останкино местом говения императорской четы. Весь храм был возобновлен, иконы поправлены, наружные стены и кровля перекрашены, живопись на внутренних стенах промыта, кресты позолочены. 18 августа 1856 года царская семья прибыла в храм, был прослушан молебен с провозглашением многолетия, царственные особы приложились к кресту, были окроплены святой водой. Затем в глубоком уединении постом и молитвой императорская чета готовилась к торжеству коронования и миропомазания. 25 августа, отслушав Литургию, царская семья отбыла в Москву. На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство.
В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.
В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 20-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем. В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля. 23 марта 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. 31 декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. прп. Александра Свирского. 14 августа 1996 году архиепископ Истринский Арсений освятил северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Храм Живональной Троицы в Останкино
МНЕ СЕГОДНЯ ВИДЕНИЕ БЫЛО
Величайшие православные святыни в храме Живоначальной Троицы в Останкине
В Останкинском пруду отражаются телебашня – тонкая, как бесконечная иголка, и старинная церковь Живоначальной Троицы, построенная в конце XVII века князем Михаилом Черкасским. В ее истории тесно переплетаются прошлое и настоящее. И сегодня у москвичей есть удивительная возможность молиться перед иконами, которые сохранились до наших дней. В храме все подлинное, первозданное. Но некоторые чтимые святыни появились совсем недавно. У них особая история.
Центральный престол
Освящен 3 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас. Справа от Царских врат находится образ Спасителя – Воскресение Христово, а за ним – Ветхозаветная Троица. Слева от врат – Черниговский образ Богоматери с Младенцем (на меди). Эта икона является одним из списков одноименного чудотворного образа, написанного иноком Черниговского Ильинского монастыря Геннадием в 1658 году.
• Казанская икона Божией Материпередана храму из Останкинского музея творчества крепостных. По свидетельству прихожан, молитва перед этим старинным образом дарует исцеления от болезней и скорую помощь.
• Феодоровская икона Божией Материсделана по образцу одноименной иконы из Ипатьевского монастыря. В 2012 году на Дмитровскую родительскую субботу Останкинская икона была приложена в Костроме к чудотворной иконе – своему первообразу, а по возвращении торжественно установлена в позолоченный резной деревянный киот.
• Ковчег с мощами собирался на протяжении всей новейшей истории храма. Особое место в нем занимают частицы мощей Оптинских старцев.
Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», как и некоторые другие почитаемые образы, написана по просьбе прихожан. Перед иконой регулярно читают акафисты.
Северный предел Тихвинской иконы Божией Матери
Освящен в 1683 году, был домашней церковью Черкасских и имел отдельный вход через северное крыльцо.
• Икона святых Царственных Страстотерпцев установлена в храме в августе 2000 года. Написанию иконы предшествовали два случая из жизни прихожан. «Царская семья помогает при нападении преступников, – рассказывает игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятель этого храма. – К одной прихожанке ночью рвались вооруженные бандиты. Милиция не приезжала, и была угроза, что погибнет вся семья. Тогда она стала молиться царской семье и, по милости Божией, осталась невредимой. Второй случай произошел в служебном офисе в середине 1990-х годов. Находившейся там организации угрожали преступные группировки. Царская семья тогда еще не была прославлена, но в офисе висела ее фотография, перед ней руководитель и сотрудники стали молиться. И произошло чудо. Удалось сохранить компанию, а, главное, жизнь всех сотрудников. Они пришли в наш храм и рассказали об этом случае. То, что царская семья помогает в подобных трудных случаях – не случайно и глубоко промыслительно. Ведь они сами пострадали от бандитов, были объявлены вне закона, свергнуты, арестованы и расстреляны… Прошли до конца путь страстотерпцев».
Южный предел святого Александра Свирского
Освящен в 1691 году.
• Икона Грузинской Божьей Матери двусторонняя, на второй стороне изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Эта икона когда-то принадлежала княжне рода Марджанишвили, настоятельнице трех монастырей, схиигумении Фамари. Спустя десятилетия хранителем иконы стал друг семьи – Яков Немсцверидзе. В начале 1990-х годов ему снится сон, в котором Богородица с иконы просит: «Отнеси меня в Останкинскую церковь для покоя». В это время открылся храм Грузинской Православной Церкви на Большой Грузинской улице, и Яков решил отнести икону туда. Трижды собирался, и каждый раз в последний момент возникали препятствия. Одновременно на иконе стала осыпаться и отслаиваться краска. После этого он смирился и, прислушавшись к сказанному, поехал в Останкинский храм. О своем решении никому не говорил, но когда поднялся по лестнице и вошел в церковь, там его встретила незнакомая женщина, которая спросила: «Вы принесли Образ Грузинской Божией Матери? Мне сегодня было видение, что икона пожалует к нам в храм». Еще одно чудо произошло, когда над иконой работал реставратор. Краски сами собой стали двигаться и встали на полагавшиеся места. В 1996 году икона Грузинской Божией Матери благоухала. Оказалось, что именно в это время в Грузии, после долгих лет забвения, открылся Бодбийский женский монастырь, где матушка Фамарь приняла постриг и затем стала игуменьей.
Перед чудотворным образом регулярно читают акафисты и совершают моления.
• Икона всех святых в земле Российской просиявших была написана и установлена в августе 2000 года по просьбе прихожан.
• Икона Святой равноапостольной царицы Елены написана в 2004 году, когда скончалась прихожанка Елена Воропаева. Ее супруг заказал эту икону.
• Икона Святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей также находится в пределе Александра Свирского. Ее передал в девяностых годах заместитель главы останкинского района. Частицу мощей для этого образа благословил выделить архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. «Для нас это были большие вехи, – рассказывает игумен Феофилакт. – Разительные, добрые, благодатные перемены в жизни нашей страны. Не смотря на трудности, появлялось и хорошее. История этого образа – тому пример: икону в храм принес большой чиновник, замглавы управы Останкинского района».
Уникальный иконостас Троицкой церкви:
• Во всей России всего три таких высоких иконостаса, как этот – с десятью чинами.
• В тумбах под иконами местного ряда были помещены образы «еллинских мудрецов», которые святыми никогда не почитались. Иконография этих изображений восходит к западной традиции, согласно которой античные философы считались стихийными христианами.
За помощь в подготовке материала редакция благодарит игумена Феофилакта (Безукладникова), наместника Иерусалимского ставропигиального монастыря, в прошлом настоятеля храма Живоначальной Троицы в Останкине, и священника Кирилла Шевцова, и.о. благочинного храма.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Храм Живоначальной Троицы в селе Останкино (1677 год) был главной подмосковной резиденцией князя Михаила Яковлевича Черкасского. Неподалеку проходила Троицкая дорога, ведущая в Лавру преподобного Сергия. В июле 1730 года проездом в Троицкий монастырь, усадьбу Черкасских посещает императрица Анна Иоановна, а в 1742 году здесь несколько раз гостила Елизавета Петровна. В 1856 году в этом храме говел при восшествии на престол император Александр Второй с семьей.
Храм оставался действующим до 1933 года, а в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино». Здесь проводились концерты духовно музыки. В 1991 году патриарх Алексий II освятил главный придел церкви.
Храм Живоначальной Троицы в Останкино входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и расположен по адресу: 1-ая Останкинская ул., д.7, стр. 2, тел. (495) 602-23-28.
Анастасия Чернова – газета «Православная Москва», 2015, 1 июня