как называется конструкция отдельного звена процесса обучения ограниченная рамками времени
Формы обучения и организации учебного процесса.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы обучения и организации учебного процесса
Латинское слово означает «наружный вид, внешнее очертание»
Форма обучения – дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся, местом и временем обучения, порядком осуществления учебного процесса.
В основу разделения форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником, а также между учащимися. Формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные (Чередов), на коллективные, парные, со сменным составом учеников (Дьяченко)
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, гувернерство, консультации, самообучение и т. п.).
Групповая форма обучения предполагает работу предполагает работу учащихся в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальное обучение предполагает работу учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими целями и задачами.
Коллективная форма обучения – это работа по типу фронтальной, однако с тем отличием, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и изолированными учениками, с особенностями межличностного взаимодействия учащихся.
в парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать проблему, задачу и осуществлять взаимодействия и контроль. При этом пары меняются в определенной системе и последовательности, что позволяет соединить парную форму обучения с коллективной и с формой работы со сменным составом учеников, которая предполагает замену старших учащихся младшими, успевающих, успешных неуспевающими.
Существует понятие «форма организации обучения», отражающее внешнюю оболочку организации учебного процесса.
Форма организации обучения – это ограниченная рамками времени конструкции отдельного звена процесса обучения, которая обозначает определенный вид занятий – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультатив, экзамен и т. д.
Используются, как правило, во внеучебной деятельности (утренники, школьные вечера, конференции и т. д.)
Учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, лабораторно-практическое занятие).
Консультации в сочетании с дополнительными занятиями. Организуется с целью развития способностей,дарований.
Методы обучения в целостном педагогическом процессе
Методы осуществления целостного педагогического процесса – это способы взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. При этом учитель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной деятельности учащихся.
Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущих к достижению целей обучения (Ленер)
От применяемых методов обучения зависит успех всего учебного процесса, и именно этим обусловлено особое внимание к методам обучения.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от методов обучения, которые соответствуют целям, содержанию учебной информации и используемых средствам.
Классификация методов обучения по источнику знаний
Рассказ, лекция, беседа, дискуссия, диспут и пр.
Упражнения, лабораторная работа, практическая работа
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
Методы проблемного изложения.
Учитель ставит проблему, формирует познавательную задачу
Частично- поисковые методы заключаются в организа-
ции актив-ного поиска
решения выдвинутых в обучении задач
поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем
Классификация методов обучения по содержанию деятельности субъектов педагогического процесса
Упражнения, приучение, воспитывающие ситуации, педагогические требование, инструктаж, наблюдения,
иллюстрации и демонстрации, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы
Соревнования, познавательная игра и учебная дискуссия, поощрение, наказание и др.
Специальная диагностика, устный опрос, письменный контроль, практический контроль, комбинированный контроль
Системы форм организации обучения
10.1. Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения
Форма организации обучения – это
В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции (В. А. Ситаров, [2]):
В педагогической литературе наряду с термином «форма организации обучения» также широко употребляется термин «форма обучения». В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение ).
10.2. Подходы к классификации форм организации обучения
В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.
В. И. Андреев ( рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).
В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В.А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом ( рис. 10.3).
Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И.П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения ( рис. 10.4).
Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т.И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.
На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.
Формы организации учебного процесса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Формы организации учебного процесса
Лекция 6
Описание слайда:
Форма обучения
характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса
Зависит от
места
времени занятий
состава участников
целей
методов и средств обучения
последовательности видов деятельности учащихся
способов управления
содержания
Описание слайда:
Выделяют следующие формы обучения:
Описание слайда:
Форма организации обучения
— это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия
Описание слайда:
А.В. Хуторской
выделил следующие группы организации занятий
Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение и самообучение
Коллективно-групповые занятия: уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры
Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты
Описание слайда:
Урок
Ограничен во временных рамках, осуществляется взаимодействие учителя и учеников, направленное на решение комплексных задач благодаря использованию различных видов, методов и средств учебной работы
Различают по:
— содержанию и способу проведения;
— логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса;
— цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся;
— преобладающему компоненту урока;
— дидактической цели
Описание слайда:
Исходя из дидактической цели
выделяют следующие виды уроков:
.
уроки комбинированные
(смешанные)
уроки изложения нового
материала
уроки повторения,
систематизации и обобщения
изученного материала
уроки проверки и
оценки знаний,
умений и навыков
уроки закрепления
изученного материала
Описание слайда:
Описание слайда:
Плюсы
— четкая организационная структура;
— удобство управления деятельностью класса;
— возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
— стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
— тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;
— эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;
— экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся
Минусы
— ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных;
— трудность учета индивидуальных особенностей учеников;
— одинаковый темп и ритм работы;
— ограниченное общение между учениками
Описание слайда:
Нестандартные уроки
— уроки-«погружения»;
— уроки-деловые игры;
— уроки-пресс-конференции;
— уроки соревнования;
— театрализованные уроки;
— уроки-конкурсы;
— уроки-игры;
— уроки-концерты;
— уроки-«мозговые штурмы» и др.
Описание слайда:
Лекция
— это последовательное монологическое, развернутое изложение объемного материала, раскрывающее систему идей в определенной области
Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации
вводные
установочные
Виды лекций
текущие
заключительные
обзорные
Описание слайда:
Семинар
является активной формой организации обучения с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.
Лабораторно-практические занятия, практикумы
– формы организации обучения по выполнению лабораторных, практических работ по заданию и под руководством педагога.
Экзамен
– форма обучения, организуемая с целью систематизации, выявления, контроля и оценки знаний обучающихся.
Зачет
– форма обучения, организуемая с целью проверки учебной ориентации в предмете, теоретических знаний и практических умений учебно-познавательной деятельности.
Консультация
– форма обучения, организуемая с целью оказания помощи обучающимся по усвоению программного материала.
Описание слайда:
Вспомогательные формы обучения
Учебная дискуссия
Конференция (учебная)
Факультативные
занятия
по углубленному изучению
базовых учебных предметов;
по изучению дополнительных
дисциплин (логика, риторика,
иностранных язык);
— по изучению дополнительной
дисциплины с приобретением
специальности (стенография,
программирование).
В ходе дискуссии обсуждаются поставленные проблемы, организуется поиск вариантов их решения с тщательной аргументацией своей позиции.
В ходе проведения конференции обсуждаются проблемные вопросы, представляются результаты научно-исследовательской деятельности, творческие работы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Системы форм организации обучения
10.1. Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения
Форма организации обучения – это
В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции (В. А. Ситаров, [2]):
В педагогической литературе наряду с термином «форма организации обучения» также широко употребляется термин «форма обучения». В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение ).
10.2. Подходы к классификации форм организации обучения
В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.
В. И. Андреев ( рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).
В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В.А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом ( рис. 10.3).
Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И.П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения ( рис. 10.4).
Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т.И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.
На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.
Системы форм организации обучения
10.1. Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения
Форма организации обучения – это
В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции (В. А. Ситаров, [2]):
В педагогической литературе наряду с термином «форма организации обучения» также широко употребляется термин «форма обучения». В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение ).
10.2. Подходы к классификации форм организации обучения
В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.
В. И. Андреев ( рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).
В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В.А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом ( рис. 10.3).
Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И.П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения ( рис. 10.4).
Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т.И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.
На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.