как называется обучение с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности
Магические очки: проблемы и преимущества VR-обучения в школе
В России внедрение новых технологий в образовательный проект заложено сразу в нескольких общенациональных программах: национальные проекты «Образование» и «Цифровая экономика», программы «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда» и другие.
Технологии VR и AR являются важными элементами этих программ. Например, проект «Цифровая школа» подразумевает их внедрение в 25% пилотных образовательных учреждений к 2024 году. По мнению ученых, цифровизация обучения позволит упростить подачу сложного материала, облегчить процесс запоминания и мотивировать учиться усерднее. Для сравнения, в США к концу 2018 года технологии VR работали в 18% образовательных учреждений всей страны.
Авторы доклада НИУ ВШЭ, вышедшего в апреле 2018 года, отмечают, что цифровизация обучения в России находится на самом раннем этапе, поскольку не затрагивает саму структуру традиционного образования. К тому же, новизна технологии заставляет многих по-прежнему сомневаться в пользе VR/AR-обучения. Вопросы вызывает и воздействие VR-очков на зрение детей, а также высокая стоимость оборудования.
Но все же такие проекты и у нас постепенно переходят из разряда экспериментальных в практико-ориентированные. Еще несколько лет назад внедрять иммерсивное обучение начал Московский институт открытого образования (МИОО), позднее интерес к разработке обучающих VR/AR-приложений для школьников проявили Департамент информационных технологий Москвы, Министерство просвещения России, Московский Центр качества образования (МЦКО), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и другие крупные организации.
Как в России используют VR/AR в детском обучении
«Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала», — говорится в докладе НИУ ВШЭ. Но процесс встраивания любого нового инструмента довольно медленный. Эффективность технологии сначала выявляют в рамках научных исследований, экспериментов, запуска «пилотных» проектов, а уже потом переходят к ее масштабированию.
В России созданием долгосрочной стратегии технологического развития VR/AR, в том числе в сфере образования, занимаются специалисты ДВФУ. Университет первым в России начал проводить комплексные научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты в области VR/AR. «В образовательном сегменте внедрение технологий VR/AR приведет к повышению эффективности как школьного, так и онлайн обучения, обеспечит непрерывность профессионального развития и сделает его одинаково качественным и доступным даже в удаленных регионах страны», — уверен директор Центра НТИ ДВФУ Александр Лукичев.
Совместно с Центром НТИ ДВФУ российский разработчик образовательного VR/AR-контента Modum Lab в 2019 году провел VR-интенсивы по физике в пяти школах и колледжах Москвы и Владивостока. В эксперименте принял участие 61 школьник.
Схожее исследование о применении VR для изучения фундаментальных дисциплин ранее проводилось в Уорикском университете в Британии, где сравнивали учебные результаты по курсу биологии при применении учебников, видеокурсов и виртуальных курсов.
Тогда VR позволил улучшить результаты теста на 28,5%, видео — на 16,1%, а учебник — на 24,9%. Уверенность по шкале от 1 до 5 после применения VR-устройства выросла на 1,12 балла, после обучения по видео — на 0,71 балла, а после изучения учебника — на 1,18 балла. Кроме того, VR существенно повысил количество положительных эмоций, а видео — их снизило. Уровень вовлечения в VR-обучение был существенно выше, чем при изучении учебника.
«В нашем эксперименте мы сфокусировались на школьных фундаментальных дисциплинах, в данном случае — на теме «магнетизм». Для нас было важно понять, на что и в какой степени влияет виртуальная реальность при обучении», — отметил президент Modum Lab Дмитрий Кириллов.
В исследовании Modum Lab и Центра НТИ ДВФУ основная группа школьников проходила интенсивный курс в формате смешанного обучения, чередуя виртуальные занятия с обсуждением в аудитории в группах по десять человек. Общее время обучения — 4-4,5 часа, растянутые на три дня. В это же время контрольная группа изучала те же темы по обычной школьной программе — с учебниками и тетрадями. Методист Modum Lab Лидия Ятлук пояснила, что итоги подводились на основании школьных тестов по двум группам, а впоследствии и результатов экзаменов.
После прохождения VR-обучения у основной группы средний итоговый балл по тесту вырос на 28,8%, у контрольной группы (где технологии не использовались) не изменился. Прямой связи VR-обучения и успехов на ОГЭ по конкретным заданиям не выявлено, но средний общий результат ОГЭ в основной группе в среднем оказался на 2,5 балла выше, чем в контрольной.
Кроме того, исследователи еще до начала эксперимента выделили в основной и контрольной группах половину учеников, наиболее успешных в изучении физики. По итогам ОГЭ средний общий балл преуспевающей половины из основной группы оказался на 11% выше, чем у преуспевающей половины в контрольной группе. Различие обусловлено именно фактором VR-обучения.
По мнению Кириллова из Modum Lab, отдельное преимущество VR-обучения в том, что оно сглаживает разницу между качеством образования в столичных и региональных школах. «Не все школы в провинции из-за расположения или финансовых вопросов могут организовать экскурсии в музеи, проводить на должном уровне лабораторные работы», — пояснил он. Именно VR может уравнять, насколько это возможно, доступ учеников к инструментам обучения.
Само VR-оборудование и образовательный контент к нему стоят немалых денег, дополнительные средства и время нужны на обучение преподавателей пользоваться этими технологиями. Это отпугивает многих, хотя на деле все обстоит иначе, отмечает Кириллов: некоторым школам хватит хотя бы одного VR-шлема, который стоит 40—50 тыс. руб. Но и без него воспроизведение AR/VR-контента возможно на смартфонах, планшетах школьников, интерактивных панелях.
Зачастую неоправдано и мнение о недостаточной подготовке учителей. В рамках выставки «Город образования-2019» специалисты Modum Lab провели небольшой опрос учителей, впервые увидевших VR/AR-проекты, на предмет их отношения к таким технологиям. Из 77 педагогов 89% согласились с тем, что VR/AR-технологии могут быть полезны в образовании, 92% из них готовы внедрять их прямо сейчас.
Больше всего опасений у респондентов вызвал вопрос влияния технологий на здоровье учеников (63% опрошенных). Исследований о влиянии VR на зрение пока мало, но над разработкой единых санитарных правил использования VR-очков сейчас активно работают российские ученые, говорит Лукичев из Центра НТИ ДВФУ. Производители устройств устанавливают рекомендуемое безопасное время пребывания в VR.
Еще одна проблема — приобретение качественного контента. Зачастую он предоставляется в рамках образовательных инициатив, реже — его скачивают из общедоступных источников, еще реже — школы сами покупают цифровые методические пособия. Разработка контента на заказ пока довольно дорогая, из российских учебных заведений такое могут позволить себе единицы. Поэтому важна государственная поддержка цифровизации образования.
Что ждет рынок VR-обучения в России
До 2024 года из российского бюджета планируют выделить около 750 млн руб. на цифровизиацию детского образования. Технологии VR/AR являются важной частью федеральных и национальных образовательных проектов. Например, уже в начале 2019—2020 учебного года в рамках нацпроекта «Образование» оборудование для работы с виртуальной реальностью получили 2 тыс. сельских школ в 50 регионах страны.
Очки виртуальной реальности — интересный и современный инструмент, способный мотивировать учащегося осваивать новую информацию, подогревая его любопытство. Кроме того, ими можно пользоваться при удаленном обучении или (при надобности, конечно) в период школьных каникул.
Инструменты VR/AR довольно молодые, но уже сегодня ясно, что они могут качественно дополнить образование, сделать его более практико-ориентированным, интересным и доступным для всех детей, вне зависимости от расположения или финансового положения учебного заведения.
С одной стороны, рынок VR-образования в России находится на очень ранней стадии развития. С другой, очевидно, что его развитие пойдет тем же путем, что и процесс цифровизации в других отраслях экономики. Скорее всего, проблемы стоимости, окупаемости, эффективности и доступности VR/AR-технологий в скором времени будут решены, и тогда этот инструмент имеет все шансы стать одним из основных драйверов роста российского образования.
Полное погружение: как иммерсивное обучение приходит в компании и школы
Представьте: вы босс, а перед вами сидит подчиненный, которому нужно сообщить неприятное известие: он уволен. В воздухе прямо перед вами возникает список фраз-подсказок. Ваша задача — выбрать те из них, что выглядят наиболее корректными, и произнести их вслух. Если чувство такта вам отказало, сотрудник может расстроиться и даже ударить по столу кулаком.
Так выглядит виртуальная симуляция, с помощью которой российско-американский стартап Cerevrumобучает менеджеров компаний эффективно взаимодействовать с подчиненными. Стартап — один из пионеров в применении так называемого иммерсивного обучения, задействующего технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности.
Новый подход способен совершить революцию в мире образования: он не только делает процесс усвоения знаний более наглядным и зрелищным, но и позволяет существенно экономить — живых тренеров и преподавателей заменяют 3D-образы, которые тем не менее способны вести диалог.
Диалог с воображаемым покупателем
За последние четыре года отечественные корпорации провели до сотни пилотных внедрений обучающих VR-проектов, и порядка 10% из них подтвердили эффективность, говорит Алексей Каленчук, директор по акселерации технологий виртуальной и дополненной реальности фонда «Сколково». Это хороший показатель для пока еще формирующегося рынка, отмечает он. Успешные кейсы есть у Сбербанка, «Сибура», РЖД, «Газпромнефти» и ряда других компаний.
Особенно востребовано VR-обучение в отраслях с высокой текучестью линейного персонала: оно позволяет снизить затраты на постоянное обучение новых сотрудников. В группе «М.Видео-Эльдорадо» адаптацию на рабочем месте и обучение каждый месяц проходят около 250 новых сотрудников магазинов. Чтобы сделать этот процесс более быстрым и эффективным, в середине июля компания провела в десяти магазинах пилотный образовательный VR-проект. Надев специальные очки, продавец оказывался в виртуальном доме с несколькими комнатами, в каждой из которых представлены различные виды бытовой техники: от мультиварок до телевизоров. Путешествуя по дому, каждый «новобранец» изучал ключевые характеристики товаров, после чего проходил тестирование. В компании не исключают планов по масштабированию проекта. «Иммерсивный метод позволит нам расширить компетенции консультантов и сократит срок обучения персонала», — оценивает перспективы такого обучения Иван Гаврилов, руководитель департамента обучения и развития персонала «М.Видео-Эльдорадо».
Среди клиентов Cerevrum— крупные розничные сети, телекоммуникационные и нефтяные компании: «Ростелеком», Yota, X5 Retail Group, «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз». Продажники оттачивают мастерство в диалогах с анимированными клиентами: выбирая правильные фразы, они убеждают купить побольше товаров и услуг. Менеджеры, надев шлемы, учатся не только навыкам управления, но и тому, как корректно увольнять сотрудников. Время от времени в компанию обращаются даже представители сект: они хотят понять, какой эффект могут дать VR-технологии в общении с паствой, рассказывает РБК основатель Cerevrum Наташа Флокси. Но им приходится отказывать, добавляет она.
Бизнес интересуется VR-технологиями по нескольким причинам.
Иммерсивное обучение позволяет не только получать практические знания, но и оттачивать «мягкие» навыки (soft skills). Британский стартап VirtualSpeech, основанный в 2016 году, помогает развивать навыки межличностного общения — готовиться к выступлениям на конференциях, докладам, общению со СМИ. Надев очки виртуальной реальности, директор компании оказывается за столом переговоров со сложными собеседниками или посреди огромной аудитории.
Такая практика может помочь преодолеть застенчивость, попробовать разные стратегии выступления, получить аналитику. «Сейчас нашей платформой и приложениями пользуются свыше 250 тыс. клиентов более чем в 120 странах, — рассказала РБК сооснователь стартапа Софи Томсон. — Мы работаем с компаниями в самых разных отраслях: морские перевозки, телеком, консалтинг, авиация, финансовые операции, банки». Томпсон считает, что VR-обучение сотрудников превратится в мейнстрим в течение ближайших десяти лет.
Конкурент VirtualSpeech— американский стартап Ovation VR, основанный в августе 2018 года. Оратор берет слово перед оживленной аудиторией, сгенерированной на основе образов реальных людей, и пользуется подсказками для выбора правильной манеры поведения. Выступление перед аудиторией записывается в 3D-формате, так что потом можно оценить себя с любого ракурса.
«Препятствия в развитии VR-технологий сейчас делятся примерно поровну между технической и финансовой сторонами, — рассказал РБК основатель VirtualSpeech Джефф Маршалл. — Требуется повышать удобство и простоту использования оборудования, четкость изображения. И все же даже на нынешнем уровне гарнитуры виртуальной реальности достаточно хороши, чтобы обеспечить все виды полезного пользовательского опыта». Что касается финансов, то инвесторы ориентируются на объемы продаваемой в мире VR-гарнитуры: чем они выше, тем щедрее становятся вложения в стартапы виртуальной реальности.
Гендиректор российского агентства HR-UP, которое занимается в том числе обучением при помощи VR-решений, Иван Канардов вспоминает, как помогал топ-менеджеру крупной компании избавиться от страха публичных выступлений. Для него использовали не только виртуальные очки для имитации ситуации общения с аудиторией, но и аппарат биологической обратной связи, который показывал человеку его эмоциональное состояние еще до того, как оно станет очевидным, например появится испарина или затрясутся руки. По сути, клиент учился и выступать, и контролировать физиологические процессы: дыхание, непроизвольную мышечную активность, пульс и т.д. Результатом испытуемый остался доволен: после обучения стал часто давать интервью телевидению и регулярно выступает на ПМЭФ.
VR расслабляющий
Ударно работающие сотрудники — мечта любого работодателя. «Но есть нюанс. В рейтинге «стран-трудоголиков», который составляет Организация экономического сотрудничества и развития, Россия в 2017 году заняла шестую строчку. При этом, проводя на работе много часов, россияне одновременно демонстрируют довольно низкие показатели производительности труда», — замечает Светлана Драгаева, основательница российско-британской компании Fountain Digital Labs.
Чтобы хорошо работать, сотрудники должны эффективно отдыхать в течение рабочего дня, считает Драгаева. Для этой цели ее компания создала приложение Virry.Life, позволяющее работникам снимать стресс с помощью виртуального общения с дикими животными. Сеансы Virry.Life длятся от 2 до 6 минут и погружают сотрудника в мир африканской саванны: можно, например, совершить путешествие по реке, покормить мясом львицу или поиграть со слоненком. Протестировав приложение на сотрудниках нескольких организаций, предпринимательница поняла, что продукт можно использовать и для определения психоэмоционального состояния работника. Если, к примеру, подчиненный все время выбирает локацию с водопадом, где нет зверей, а психологические тесты вдобавок показывают у него депрессию, это сигнал начальнику о том, что сотруднику пора в отпуск.
На Россию приходится чуть меньше половины заключенных контрактов, остальные продажи решения осуществляются в США и Великобритании.
В числе клиентов VirtualSpeech — также университеты и школы: VR-симуляция позволяет готовить преподавателей к чтению лекций и заранее тестировать их способности к обучению студентов. Основатель компании Джефф Маршалл планирует развивать и направление полноценных VR-лекций, когда студенты с помощью очков и шлемов слушают преподавателя в виртуальной аудитории. Лектор и слушатели при этом могут находиться в разных странах мира, что позволяет экономить время и транспортные расходы.
Школы — не самые богатые клиенты, но предлагать решения для них начинают и многие другие стартапы, изначально работавшие с корпорациями. Например, нидерландская компания VR Owl, среди клиентов которой Ford и Huawei, применяет свою платформу TeachVR для создания уроков по географии, биологии и истории. По словам директора компании по маркетингу Тима Ниджланда, выручка предприятия составляет несколько миллионов долларов в год и растет на 30% ежегодно.
VR-технологии идут в школьное образование, но поскольку в этом сегменте основные покупатели услуг — родители детей, рынок еще очень мал и развивается благодаря энтузиастам, говорит Константин Урванцев, основатель франшизы Altair VR «Виртуальная энциклопедия» (проект в области дополнительного образования для детей от 5 до 17 лет). «Рынок VR растет по всему миру, и вряд ли у России какой-то особый путь — вопрос в скорости проникновения новых технологий, — рассуждает Василий Филиппов, основатель компании Mel Science (разрабатывает серии VR-уроков по химии для школьников). — Как правило, ответ на этот вопрос связан с наличием сильного местного игрока — производителя или поставщика VR-оборудования, который активно продвигает эту технологию на рынке».
Если в Mel Science 95% продаж приходится на зарубежный рынок (в основном США) и лишь 2–3% на Россию, то у Altair VR «Виртуальная энциклопедия», которая с весны 2017 года начала продавать франшизу, большинство партнеров — российские. В нашей стране их 33, и они проводят сеансы для десятков тысяч детей каждый месяц. Зарубежных партнеров 12, они работают в десяти странах (на долю иностранных франчайзи приходится лишь 20% продаж).
За услуги «Виртуальной энциклопедии» в 95% случаев платят родители детей (в среднем по стране — это 250 руб. за урок), но иногда VR-уроки заказывают детские лагеря или детские центры. Чтобы заинтересовать последних, франчайзи приходится выезжать на встречу с педагогами лично и презентовать им программы энциклопедии — сейчас в каталоге компании 58 шоу. Уроки проходят следующим образом: сотрудник компании раздает детям VR-гарнитуры, нажимает на планшете кнопку, и весь класс синхронно погружается в просмотр. Дети оказываются, например, в огромном зале планетария и смотрят программу о природе света и фотосинтезе. Звук подается из общих колонок, сохраняя ощущение коллективного просмотра, дети слышат голоса друг друга.
Тем не менее b2b-продажи в сфере новых технологий — все еще сложный процесс, отмечают участники рынка. Хотя технологии и стали более доступными, создавать необходимую для VR-занятий инфраструктуру в офисе готов далеко не каждый работодатель, говорит Драгаева: «Нам долго приходится убеждать клиента в том, что для полноценного рабочего перерыва нужна не переговорная, забронированная в календаре на два часа, а отдельная специально оборудованная комната».
Востребованность иммерсивных решений тесно связана и с развитием искусственного интеллекта, позволяющего делать диалоги с виртуальными персонажами более реалистичными и полезными. «Иногда персонажи VR-тренажеров ведут нелепые диалоги — разработчики не предусматривают всех вариантов развития разговора, и он заходит в тупик, — делится опытом Канардов. — Это как общение с «Яндекс.Алисой» — умному человеку ничего не стоит заставить программу повторяться или уходить от ответа». Настоящий прорыв, считает консультант, произойдет, когда искусственный интеллект научится самостоятельно строить диалоги и будет имитировать разные характеры собеседников.
Дополним картину
Компания планировала визуализировать рабочие процессы с помощью сложных 3D-проекций, которые показывали бы, скажем, как соединять детали. Но такая AR оказалась весьма дорогостоящей технологией. Например, чтобы перевести в нее около 1 тыс. операций, связанных с ремонтом автомобиля, пришлось бы потратить несколько десятков миллионов рублей и до полутора лет. В Itorum решили упростить продукт — стали записывать операции, которые выполняет опытный мастер, чтобы новички затем могли просмотреть их словно глазами профессионала и повторить с большой точностью. Лицензия компании на каждые используемые для обучения AR-очки стоит от 8 тыс. до 150 тыс. руб. в год (в зависимости от сложности симуляции). У Itorumболее 20 клиентов, среди которых — «Сибур», «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ, «Полюс Золото», «Филип Моррис» и др. Обычно заказчики покупают от 10 до 200 и больше лицензий.
Технологии в помощь учителю: как применять VR/AR
Прогресс не стоит на месте: сначала в школы пришли интерактивные доски, а теперь — VR-технологии. Нет, VR — это не только игры про покемонов, но и полезный образовательный контент. Наш блогер Каролина Подплртко рассказывает, как и зачем использовать дополненную реальность на уроках.
О применимости технологий виртуальной и дополненной реальности для школьного и университетского образования мир впервые заговорил в 2015 году — тогда появились первые бюджетные VR-очки для смартфонов с картонным корпусом — Google Cardboard. Чуть позднее, в 2016, вышел первый шлем виртуальной реальности современного типа от производителя Oculus. Это событие стало своего рода прорывом для сферы образования на зарождающемся рынке виртуальной реальности. В том же году появились первые упоминания об экспериментах с VR/AR в образовании. В основном речь шла о технологичных внедрениях в учебные заведения США, Китая и ряда европейских стран. С тех пор иммерсивные технологии широко распространились в ведущих школах и университетах мира. Например, в США виртуальную реальность используют почти в четверти учебных заведений страны, а в Китае на базе школ активно практикуют открытие VR-классов, где сложные предметы и явления дети изучают через очки виртуальной реальности.
В российских образовательных учреждениях виртуальную и дополненную реальность до этого времени применяли точечно и чаще всего Москве, в качестве «пилотных» и тестовых уроков. Однако уже в этом году необходимость внедрения новых технологий в отечественное школьное обучение подчеркнули в Министерстве просвещения, в ведущих вузах страны. Так в июле 2019 года стало известно, что в школах 50 регионов России в 2019-2020 учебном году откроют более двух тысяч современных классов, оборудованных техникой для воспроизведения VR/AR-контента. Из федерального бюджета под эти цели уже выделили больше 100 миллионов рублей. Планируется, что к 2024 году VR-классов в российских школах будет порядка 16 000. Для того, чтобы избежать простаивания техники на полках классных антресолей, в рамках курсов школьных преподавателей учат пользоваться новой аппаратурой.
Какие бывают VR/AR-технологии?
Многие преподаватели ошибочно предполагают, что для организации занятий с применением технологий виртуальной и дополненной реальности школа должна организовывать дорогостоящие VR-классы. В реальности зачастую можно обойтись без закупки десятков VR-очков, каждые из которых стоят по несколько сотен долларов США. Альтернатива — кардборды, личные смартфоны, планшеты школьников и даже интерактивные панели.
Чтобы воспроизвести захватывающее 360-градусное видео, достаточно картонного кардборда, в который вставляется обычный смартфон. Купить такой можно, например, на AliExpress.
Образовательные проекты в дополненной реальности прекрасно воспроизводятся на обычных планшетах и смартфонах, интегрируются с интерактивными панелями.
Для проведения лабораторных и практических работ школам, действительно, нужны VR-шлемы. При этом закупать дорогостоящее оборудование на весь класс необязательно — бывает достаточно одних очков виртуальной реальности, проходить наиболее сложные темы в которых дети будут по очереди или в рамках дополнительных занятий.
Могут ли новые технологии нарушить привычную структуру уроков?
Спойлер: нет. Технологии создаются учителями для учителей. Для того, чтобы понять, могут ли технологичные методические материалы быть гармонично встроены в индивидуальную программу каждого учителя, расскажем, как создаются VR/AR-проекты для детского образования.
Проекты в дополненной и виртуальной реальности могут быть созданы под индивидуальный заказ (например, для школы с уклоном на определённый предмет) или являться универсальными решениями, которые могут подойти абсолютно любому учителю, вне зависимости от специфики преподавания. При этом в обязательном порядке технологичные уроки разрабатываются VR/AR-компаниями совместно с педагогами, методистами, преподавателями вузов или учёными.
Одно из таких решений — уроки с дополненной реальностью для интерактивных панелей по теме «клетка»
Они были созданы для использования в восьмых классах средних школ совместно с преподавателем биологии с 15-летним стажем, ответственным методистом по организации олимпиад по биологии, Ириной Александровной Бакулиной.
«Я впервые участвовала в создании обучающего проекта с технологией дополненной реальности. Опасения, конечно, были. При этом на мой взгляд, урок получился очень функциональным. Использовать такой контент „по нажатию кнопки“ с лёгкостью сможет абсолютно любой учитель. Детям нравится со всех сторон рассматривать клетки в объёме на телефоне, а учителю легко объяснять тему, используя панель, когда это необходимо», — говорит Ирина Александровна.
Использование новых технологий на уроках не требует от учителя специальных знаний. Педагогу достаточно уметь скачивать приложение на смартфоны, а также правильно наводить технику на поверхность для воспроизведения контента.
«Решение создать цикл уроков по клетке мы приняли совместно с преподавателями биологии. Эта тема — основополагающая в предмете. Её проходят абсолютно все школьники, вне зависимости от программы обучения. При этом для понимания строения и функционирования клеток важна наглядность. Не менее важно — заинтересовать ребёнка в изучении предмета», — говорит Дмитрий Кириллов, президент VR/AR-компании Modum Lab.
Контент, который воспроизводится на интерактивных панелях, при помощи установленного приложения, ученики класса могут видеть на собственных телефонах или планшетах, например, при наведении на учебник. Технология при этом повышает интерес к теме, стимулирует детей к самостоятельному изучению предмета и упрощает понимание сложного материала.
«Интерактивные панели есть сейчас во всех школах, но пик их использования прошёл из-за нехватки простого, понятного и удобного в работе контента. Технологии дополненной реальности при совмещении с интерактивными панелями упрощают подачу материала и интерес детей к занятию заметно возрастает», — говорит Ирина Бакулина.
При этом есть и проблемы внедрения технологии. По словам преподавателей, не все школы и родители сегодня готовы разрешить детям использовать личную технику на уроках, даже если речь идёт о повышении эффективности обучения.
«Родители бывают возмущены, когда школа просит их закупить рабочие тетради для детей. Сложно представить, что будет, если попросить их в обязательном порядке обеспечить школьников планшетами или смартфонами. Поэтому, конечно, считаю, что за техническое оснащение школ должно отвечать государство», — говорит Ирина Бакулина.
Кстати, по данным Buisness Wire, почти 97% учащихся хотели бы, чтобы часть уроков в их учебных заведениях проводилась с использованием технологий VR и AR. Корнельский университ выяснил, что большинству студентов интереснее учиться, используя планшеты и смартфоны в рамках курсов.
Готовы ли преподаватели применять новые технологии на своих уроках?
В новом исследовании НИУ ВШЭ «Проблемы и перспективы цифровой трансформации в России» говорится, что некоторые учителя до сих пор относятся к внедрению новых технологий, как к очередной модной волне, которая пройдёт со временем.
«Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что достаточно консервативной сферы образования она не коснётся, глубоко ошибаются», — говорится в докладе.
При этом в список из семи приоритетных задач для реализации проекта по цифровой трансформации детского обучения авторы доклада включили «повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий — применение интернета, интерактивных панелей, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и других технологий».
Чтобы узнать, что особенно сильно беспокоит педагогов, когда речь идёт о применении технологий в школах, Modum Lab провели исследование в рамках выставки «Город образования-2019».
Преподавателей, которые впервые увидели и использовали AR и VR-проекты, попросили рассказать о проблемах внедрения VR/AR посредством опросника. Интересно, что из 77 опрошенных учителей 89% утвердительно ответили на вопрос «могут ли быть полезны VR/AR в образовании?». Из них 92% ответили, что готовы внедрять такие технологии в свои уроки уже сейчас. При этом больше всего опасений вызвал вопрос о влиянии технологий на здоровье — 63% опрошенных, а среди проблем внедрения VR/AR в школы учителя отметили недостаточное оснащение школ.
Преподаватели видят перспективы в использовании новых технологий и готовы дополнять ими программы обучения
«Изучением влияния VR и AR на здоровье детей активно занимаются зарубежные и российские учёные. Например, в этом году Центр НТИ ДВФУ выпустит список санитарных правил и нормативов использования VR-очков детьми разных возрастов. В случае с AR, речь идёт о взаимодействии с телефонами и планшетами, поэтому для здоровья технологию принято считать безопасной», — комментирует Дмитрий Кириллов.
По словам исследователей из ВШЭ, смешанное обучение расширяет формальные границы образовательного процесса. Цифровые технологии, в том числе, виртуальная и дополненная реальность, позволяют использовать для решения педагогических задач всё пространство возможных взаимодействий в системе «ученики — информационная среда — преподаватели». Благодаря освоению этого пространства у учащихся появляются новые способы выстраивания своего знания.
В 2019 году компания Microsoft провела исследование и выяснила, что VR/AR-технологии помогают ученикам с низким уровнем успеваемости преодолевать трудности. Оказалось, что при использовании технологий в обучении, разница в результатах тестов между двоечниками и отличниками существенно сократилась. Исследователи при этом уверены, что всё дело в двух простых, но очень важных составляющих таких уроков — наглядности и привлекательности формата для детей и подростков.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.