как называется подставка для свечей в храме
Подсвечники церковные (интерьерные)
Другие названия: канон, канун, тетрапод, кандило, поликандило, тощая свеча, поставная свеча
Что такое церковный подсвечник?
В русском православном храме можно увидеть множество подсвечников, предназначенных для того, чтобы прихожане возжигали свечи перед иконами. Наиболее распространенная конструкция в наши дни – прямоугольный или округлый столик на высокой ножке со множеством лунок для свечей.
Иногда подсвечник для множества свечей именуют поликандилом, хотя чаще это слово относят к небольшой храмовой люстре с несколькими источниками света.
Материалы изготовления
Как правило, подсвечники в храм делают из металла – стали, покрытой нитридом титана или латуни.
Разновидности
Центральный подсвечник – как правило, самый большой. В центре такого подсвечника обычно бывает установлена лампада.
Обычные подсвечники – ставятся перед иконами, мощами, распятием. Могут быть круглыми или многогранными, реже прямоугольными, с лампадой или без нее.
Детские напольные подсвечники отличаются от взрослых меньшей высотой. Благодаря этому малышам бывает удобно ставить на них свечи.
Канун (канон, тетрапод) – заупокойный подсвечник, панихидный стол.
Подвесные подсвечники (кандила). Встречаются значительно реже напольных. В православных храмах их, как правило, помещают перед чтимыми иконами. Такой подсвечник может иметь лунки для одной или нескольких свечей, а также стаканчик для лампады.
Варианты изготовления
Наиболее распространенный вариант подсвечника – с лунками для свечей. Лунки эти могут быть одинакового или разного диаметра.
Помимо подсвечников с лунками, встречаются песочные подсвечники, где место верхней поверхности занимает емкость для песка. В этот песок прихожане и ставят свечи.
Особенности оформления
В старину были распространены подсвечники, в которых лампада устанавливалась на особой трубе – металлической или фарфоровой. Благодаря этому ее огонек оказывался выше свечей. Это несло в себе особую символику: лампада в центре подсвечника символизирует Спасителя, а свечи – святых или просто всех членов Церкви. Эта практика оформления подсвечников встречается и в наши дни.
Особенности использования
В русской традиции подсвечники обычно ставят перед иконами и святынями (мощами, распятием и т.п.) В Греции практика несколько иная: там в храме, а то и около него, на церковном дворе, устанавливается всего один или два подсвечника – для свечей, поставляемых с молитвой о здравии и об упокоении.
Полезный совет
Перед тем, как начать ставить на металлический подсвечник свечи, его щедро смазывают лампадным маслом. Это облегчит чистку подсвечника от застывших капель воска и убережет его от порчи.
Согласно требованиям пожарной безопасности подсвечник должен стоять на негорючей поверхности. Помимо этого, стоит позаботиться, чтобы воск не падал на храмовый пол, иначе на нем останутся пятна. Поэтому во многих храмах подсвечники ставят на специальные круги-подложки из подходящих материалов.
Из истории
В старину на Руси существовал такой вариант напольного подсвечника в храм, как тощая (или поставная) свеча. Это подсвечник, ножка которого выполнена в виде цилиндрического столбика и сама напоминает огромную свечу. Как правило, такие подсвечники украшались богатой росписью или резьбой. Изначально их делали из полой внутри деревянной колоды, позднее – из фарфора. Орнамент, украшавший «тощую свечу», символизировал райские кущи и представлял собой переплетения диковинных растений.
Духовно-символическое значение
Подсвечник, на который верующие ставят свечи в знак своей любви и благоговения, символизирует Церковь, где собрались все мы, призванные пламенеть огнем молитвы и быть пред Богом мягкими и податливыми, как воск, а по отношению к ближним – теплыми и милостивыми.
Подсвечник церковный: каким бывает?
В современных храмах подсвечник церковный утратил многие свои функции, некоторые разновидности этой утвари не используются ввиду замены на электрические светильники. Разумеется, люстры в храмах и прочие осветительные приборы стараются подбирать максимально схожими по форме с традиционными подсвечниками.
Но, конечно же, не все виды подсвечников перестали задействоваться в церквях. К примеру, подсвечник церковный для нужд молящихся никуда не исчез. По-прежнему задействуется эта утварь и во время богослужений. Также в церковных лавках всегда предлагается широкий ассортимент как подсвечников, так и лампад для домашнего использования верующими.
Какими подсвечники бывают?
Разновидностей этой утвари не очень-то мало, но не в каждом храме используются все существующие виды подсвечников, впрочем, как и электрических светильников.
Многосвечные предметы утвари могут быть представлены или в виде простого блюда, или же оформлены отдельными держателями. При наличии оформления они могут вместить 12, 24, 48 и даже более свечей. Нередко такой подсвечник церковный бывает ярусным и дополненным вставкой под благовония.
Про семисвечник
Этот вид подсвечников в современных храмах встречается уже редко. В городских церквях его заменили электрические светильники, схожие с подсвечником внешне.
Это подсвечник церковный напольный. Он рассчитан на семь свечей или же имеет вставки для такого же количества лампад. Устанавливается эта разновидность утвари традиционно с восточной стороны престола в количестве одной штуки. Однако при больших службах количество семисвечников может быть увеличено, а место их размещения изменено.
Про напрестольные свещники и лампады
Напрестольный – устанавливаемый священником подсвечник. Под церковную свечу, одну, применяемую при служении. Напрестольные свещники всегда парные. В каждом из них закрепляется одна большая и красивая свеча. Устанавливаются эти предметы утвари на восточные окончания престола – с севера и с юга.
Лампады бывают двух основных видов, согласно их предназначению и способу использования. Первая разновидность – это подсвечник церковный, полузакрытый и, как правило, подвешиваемый на стене. Существуют и лампады, не предназначенные для свечей, а просто заполняемые маслом. Именно они были первыми христианскими светильниками. В богослужениях такие лампады не используются, их функция только в одном – в освещении храмового помещения.
Вторая разновидность лампад применяется при церковных службах. Это переносной подсвечник, носимый диаконом и называющийся «кандило». Нередко такую утварь называют полиелейным подсвечником.
Про дикирий, трикирий и подсвечник для одной свечи напольный
Дикирий, как и трикирий, – праздничная, парадная утварь. Ею пользуются архиереи при совершении торжественных богослужений. В дикирий устанавливается две свечи, а в другой подсвечник, соответственно, три. Во время хода служения с их помощью архиереи благословляют верующих. Свечи, используемые в этих видах утвари, имеют собственные названия – осеняльные, двух- либо же трехплетеные.
Редко сейчас можно увидеть в действующем храме стоящий на полу, большой и тяжелый подсвечник. Для церковной свечи, большой и долго горящей, ввиду электрификации места в залах не осталось. Хотя в некоторых храмах и сохранилась эта утварь, и ею украшают помещение перед особенными служениями, проще увидеть такой подсвечник в музеях, чем в церквях. Называется такой подсвечник «вощаница». Внешне он представляет из себя цилиндрическую подставку под свечу, размещенную на высокой «ноге», причудливо и крайне богато декорированной.
Про подсвечники для нужд верующих
Это те предметы утвари, на которые молящиеся ставят свечи перед образами святых. Их исполнение может быть различным, никаких канонических ограничений на форму или же внешний вид такой утвари не существует.
Как правило, в небольших храмах с малым числом прихожан задействуются не особо большие подсвечники, простые по форме. Обычно в современных церквях ставятся предметы утвари с наличием отдельных формочек-держателей для каждой свечи и местом для лампады или же курильницы в верхней центровой части.
Если храм принимает различное количество верующих, к примеру, расположенный близ дорог или же у больших рынков, то в его зале обычно используется подставка под свечи без отдельных формочек, в виде простого большого блюда. Независимо от наличия или отсутствия держателей для каждой свечи, такие предметы церковного обихода могут быть как одноярусными, так и напоминающими этажерку. Многоярусные подсвечники обычно установлены в больших храмах, например соборах.
Словарь. Храм
Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.
Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.
Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.
Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.
Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).
Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.
Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.
Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.
Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.
Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.
Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.
Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.
Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.
Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.
Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.
Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.
Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.
Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.
Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.
Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.
Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.
Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.
Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.
Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.
Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).
Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.
Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.
Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.
Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.
Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.
Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.
Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.
Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.
Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.
Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.
Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.
Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.
Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.
Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.
Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.
Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.
Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.
Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.
Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.
Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.
Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.
Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.
Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.
Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.
Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.
Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.
Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.
Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.
Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).
Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.
Посох – см. Жезл.
Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.
Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.
Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.
Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.
Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.
Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.
Подсвечники, канделябры, тапперты, браны, киндилы: от «времен Адамовых» до наших дней
Подсвечник — древний и вечно молодой
Подсвечник — это, по большому счету, приспособление, куда помещается свеча. Основное предназначение подсвечника — удерживать горящую свечу, чтобы она более-менее ровно освещала помещение, а также чтобы свеча не упала и не натворила бед.
Это, пожалуй, самый первый осветительный прибор в истории человечества. Лучинка, воткнутая в какую-нибудь каменную расщелину — уже подсвечник. Глиняная плошка с плавающим в жире фитильком — тоже подсвечник. Ну, а о тех подсвечниках и их разновидностях, о которых мы читали в книжках, которые видели в кино (а некоторые из читателей, что постарше, пользовались ими собственноручно) и говорить не приходится. Подсвечник — вещь заслуженная. Не зря он пережил века и тысячелетия и дожил до наших дней.
Подсвечники в современном мире
В настоящее время подсвечники во всех их разновидностях уже не служат своему основному предназначению — освещению помещений. Сейчас они используются большей частью как декоративное украшение или как особенность интерьера…
А также — в храмах многих номинаций во время проведения служб.
Когда возник и как развивался подсвечник
Никто в доподлинности не может сказать, когда именно возник первый подсвечник, и уж тем более никто не назовет имени гениального первобытного дизайнера, придумавшего этот, без сомнения, великий предмет. Хотя как именно он возник, можно легко догадаться: в пещере было темно, вот он и возник. Как говорится, нужда заставила.
Самые первые — глиняные подсвечники были обнаружены на территории Древнего Египта и датируются они 400 г. до н. э. Примерно тогда же и в том же самом месте начали изготавливаться и восковые свечи — необходимое дополнение к подсвечнику.
Что касается более поздних исторических времен, то известно, что подсвечниками пользовались предки современных греков — эллины, древние римляне.
Широкое применение подсвечник нашел у древних славян и у других народов. И общем и целом, подсвечник во всех мыслимых разновидностях был незаменимым предметом вплоть до изобретения и широкого распространения электричества — то есть, до конца 19-го начала 20-го века. Подсвечниками и их разновидностями — канделябрами и люстрами освещались жилища простолюдинов и знати…
Без подсвечников не могло быть и речи о проведении церковных служб. До сей поры в православных и католических храмах используются подсвечники.
Можно сказать, что подсвечник — один из немногих древних предметов, который имеет для человечества сакральное значение, а потому — он пережил века и, судя по всему, будет жив и впредь. А уж какое применение, помимо украшения интерьера и ритуальных служб найдут наши потомки, можно долго фантазировать.
Материал для изготовления подсвечников
Необходимое примечание. С самого начала подсвечники рассматривались в двух ипостасях: как подставка для свечей и как украшение интерьера. Поэтому большей частью они изготавливались с разнообразными украшениями и всяческих форм. Были подсвечники витые, со всяческими изгибами, узорами, в виде мифических или сказочных фигур — всего и не перечислить.
Издревле подсвечники изготавливались из различных материалов. В первую очередь, это металлы: бронза, медь, чуть позднее — сталь. Начищенный металл, особенно бронза и медь, это красиво, а потому придает интерьеру помещения особенную красоту и торжественность.
Дерево. Когда-то это был самый простой и доступный материал для изготовления подсвечников. Но, вместе с тем, и опасный из-за легкой воспламеняемости. Впрочем, это не помешало деревянному подсвечнику дожить до наших времен.
Фарфор и керамика. Подсвечники из этих материалов обычно разрисовываются цветными узорами.
Стекло. Это — самый поздний (и самый дешевый) материал. Обычно такие подсвечники изготавливаются из цветного стекла. Но и из прозрачного стекла — тоже.
Разновидности подсвечников и их применение
За всю историю человечество изобрело множество разновидностей подсвечников, а также придумало целый перечень способов их применения. Поговорим об этом подробней.
Собственно подсвечник. Это — подставка для одной свечи.
Канделябр. Это — подсвечник для нескольких свечей. Чем больше в канделябре было свечей, тем, соответственно, светлее было в помещении.
Люстры. По сути, это тот же канделябр, но подвешенный к потолку. Но — гораздо пышнее больше объемом. Из классической литературы известно, что бывали люстры и на 10, и на 50 и даже на 100 и более свечей. Такими люстрами в основном оборудовались большие помещения: бальные залы, галереи, театры. Украшались такие люстры серебром, позолотой, хрусталем и даже драгоценными камнями.
Кандил и паникадило. Это — разновидности подсвечников для церковной службы. Кандил — это подсвечник (или канделябр, стоящий по полу или возвышенности). Паникадило — это большая люстра под потолком, предназначенная для освещения всего помещения. Чем больше помещение храма, тем, соответственно, больше было и паникадило. Паникадило — это, по сути, та же люстра.
Брана. Это подсвечник, рассчитанный на одну или несколько свечей, прикрепленный к стене (от этого слова произошло современное «бра»).
Тапперт — небольшой, для одной свечи, подсвечник на тонкой короткой ножке. Тапперт предназначался для освещения небольшого пространства. В частности, барышни минувших веков пользовались таким подсвечником, когда вечером играли на рояле, чтобы лучше видеть ноты.
Шампань. Такой подсвечник во многом похож на тапперт. Но — у него было несколько иное назначение. При нем барышни не играли на роялях, а использовали его в своих спальнях, когда отходили ко сну. Соответственно его ножка была длиннее.
Менора. По сути, это прообраз более позднего канделябра. Первые упоминания о меноре встречаются еще в Ветхом Завете. Меноры использовались в церковных ритуалах, но и для освещения обыкновенных жилищ также.
Нельзя не упомянуть и о других, гораздо более нетрадиционных применениях подсвечников — в основном, канделябров. Но поскольку это — часть нашей истории и культуры, то придется вкратце сказать. В 17-19 веках канделябры в России (и в некоторых европейских державах) применялись в качестве ритуального наказания. Вид наказания, в общем, был однообразным: бронзовым или медным канделябром провинившегося били по физиономии.
Такие наказания практиковались в основном в светских салонах. Наказывали всяческих хулиганов, либо лиц, непочтительно относящихся к дамам, а также изобличенных карточных шулеров. Наказанный таким образом господин терял все светские права: он больше не мог посещать балы и театры, с ним никто не садился за стол и не здоровался за руку… На дуэль побитый канделябром господин также не имел права никого вызывать. Канделябром по физиономии — это было наказание окончательное и пересмотру не подлежащее. Говорят, что такой обычай переняли во Франции бравые русские гусары — и распространили его в русских светских салонах. Может, и так…
В настоящее время (о чем уже отчасти упоминалось) подсвечники во всех своих разновидностях не забыты. Канделябрами по физиономиям нахалов сейчас, к сожалению, не бьют, а вот в качестве интерьерного украшения подсвечники применяются широко и повсеместно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.